УДК 378.14
Т.В. Калинина
канд. пед. наук, доцент, кафедра психологии развития, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ УРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье представлена проблема развития исследовательской активности студентов социально-гуманитарного направления подготовки в условиях уровневого образования. Раскрыты основные различия двух ступеней высшего образования, бакалавриата и магистратуры. Представлен анализ средств обеспечения развития исследовательской активности студентов в процессе обучения в вузе.
Ключевые слова: уровневое образование, бакалавриат, магистратура, исследовательская активность.
T.V. КаПпша, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS OF SOCIAL-
HUMANITARIAN ORIENTATION IN THE FORMAL EDUCATION
Abstract. The article presents the problem of the development of research activity of students of social-humanitarian orientation in a formal education. Shows the main differences between the two levels of higher education, undergraduate and graduate. The analysis of means to ensure the development of research activity of students in the learning process at the university.
Keywords: formal education, undergraduate, graduate, research activity.
Стремительные изменения, происходящие в современном обществе, находят свое отражение и в системе образования. Модернизация высшего образования приобретает все большее значение в подготовке специалистов социально-гуманитарного направления подготовки.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в силу с 1 сентября 2013 года, в Российской Федерации установлены следующие уровни высшего образования: 1) высшее образование - бакалавриат; 2) высшее образование - специалитет, магистратура; 3) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.
Введение уровневой системы образования позволяет готовить кадры, соответствующие всем требованиям современной системы образования, ориентированные на непрерывность профессионального развития и готовых к осуществлению научной деятельности.
Подготовка бакалавриата носит практико-ориентированный характер, не имеет профильной направленности, в ходе обучения бакалавр получает фундаментальную подготовку в широкой области знаний по выбранному направлению, из разных научных областей. Бакалавриат ориентирован на диверсифицированное образование, допускающее трудоустройство, но, в основном, готовящее студента к продолжению обучения.
По окончании первого уровня, выпускнику выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени (квалификации) «бакалавр», который дает ему право продолжить обучение в магистратуре.
По данным статистики, примерно около 25-30% от общего числа студентов, которые хотели бы продолжить образование в магистратуре, после окончания бакалавриата, что подтверждено результатами вступительной компании 2013-2014, 2014-2015 учебных лет. Данные приемной компании показывают, что существует реальный конкурс поступления в магистратуру, так, в 2013-2014 и 2014-2015 учебных годах он составил в Арзамасском филиале Нижегородского государственного
университета им. Н.И. Лобачевского неизменно составил 3 человека на одно бюджетное место.
Несмотря на достаточно высокую потребность, по-прежнему остается несоответствие количество мест для обучения в магистратуре, их намного меньше, нежели чем в бакалавриате. Совершенно ясно, что со временем, эта проблема будет решена, на 2014-2015 год, по-прежнему, выпускникам специалитета разрешено поступление на бюджетную форму обучения, на общих основаниях с выпускниками бакалавриата.
Кроме того, все еще остается открытым вопрос о статусе степени магистра в современной системе образования. Наш опыт показывает, что выпускник вуза, окончивший магистратуру и получивший степень магистра по определенному направлению подготовки (педагогики, психологии, психолого-педагогического образования), включительно до 2013 года, имел возможность претендовать на дополнительное государственное финансирование в форме доплаты за степень магистра. Однако на сегодняшний день большинство работодателей остаются не готовыми к предоставлению данных доплат, в соответствии с тем, что магистратура для выпускников специалитета перешла в ранг второго высшего образования и, по сути, поступление в магистратуру расценивается, как личная инициатива человека, желающего продолжить свое обучение (как специалиста, так и бакалавра). В то время, как выпускник бакалавриата имеет диплом, подтверждающий успешное освоение второй ступени высшего образования, выдавать который имеют право только вузы !!!-!У уровня аккредитации.
Существует так же мнение о том, что степень бакалавра - это незаконченное высшее образование, но данное суждение ошибочно. Бакалавр имеет право в ходе трудоустройства занимать те должности, которые предусматривают наличие высшего образования в соответствии с их квалификационными требованиями. Таким образом, рассогласованность в трактовке статуса магистра не позволяет сегодня осуществить набор и подготовку всех студентов желающих и способных осуществлять научно-исследовательскую работу.
Сравнительный анализ Федеральных государственных образовательных стандартов в рамках освоения компетенций, показал, что выпускник-бакалавр должен овладеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, в то время, как магистр, должен овладеть способностью изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения, уметь отстаивать и аргументировать свою точку зрения.
В ходе освоения общепрофессиональных компетенций бакалавр должен быть готов: применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2); использовать психодиагностические методики, в то время, как магистр должен уметь использовать научно-обоснованные методы и технологии, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации, владеть современными технологиями проектирования и организации научного исследования, анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7) [1, 2].
ФГОС высшего профессионального образования как бакалавров, так и магистров, предусматривает применение информационно-коммуникационных и игровых технологий, технологии развития критического мышления и др., а так же предусматривает использование, активных и интерактивных форм проведения занятий, таких как: деловая игра, ролевая игра, дискуссия, мозговой штурм, тренинг и др., в ходе процесса подготовки бакалавров должно быть использовано не менее 20-25% занятий в интерактивной форме, в то время, как при подготовке магистров их доля должна быть - не менее 30-40%, способствующих активному развитию исследовательской активности студентов.
В ходе проведенного нами исследования, проведенного на базе психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского с помощью
анкеты «Определение уровня исследовательской активности», в котором приняли участие 104 студента 1 курса, нами получены следующие результаты: на начальном этапе обучения 78 студентов (75% от общего числа респондентов, принявших участие в эксперименте) продемонстрировали низкий уровень сформированности исследовательской активности, что свидетельствует об отсутствии интереса к проведению исследовательской работы, неумении работать с научной литературой, анализировать и систематизировать ее, отсутствием желания повышать собственный научный уровень, отсутствием научных интересов.
21 студент, что соответствует 20% от общего числа участников исследования, имеет адаптивный уровень сформированности исследовательской активности, что может свидетельствовать о наличии определенных знаний о научно-исследовательской работе, наличии представлений об определенных областях научного знания, первичных навыках ведении научно-исследовательской работы и стойком отсутствии желания ее осуществлять.
И лишь 5 студентов-первокурсников, что составило лишь 5% от общего количества участников эксперимента продемонстрировали активный, т.е. высокий уровень исследовательской активности, выражающийся в наличии научных интересов студентов, представлений о ведении научно-исследовательской работы и первичном личном опыте ее проведения, умении анализировать и систематизировать научный материал, выделять главное, определять цели и задачи исследования, определять гипотезу научного исследования, подтверждать или опровергать ее, подбирать и осуществлять первичную диагностику, делать научные выводы, исходя из полученных научных данных и представлять результаты своего исследования в ходе публичных выступлений, защит и (или) презентаций.
К сожалению, полученные результаты весьма неутешительны. Они могут свидетельствовать о том, что общеобразовательная школа, по-прежнему уделяет недостаточное внимание развитию хотя бы первичной научной активности обучающихся. Однако введение и освоение новых ФГОС общего начального и среднего общего образования вселяют надежду на усиление работы учителей школ в этом направлении в связи с активным внедрением научно-исследовательской работы и проектной деятельности в школе.
Таким образом, даже при достаточно низком уровне сформированности исследовательской активности студентов-первокурсников, в вузе созданы все условия, позволяющие активизировать ее развитие в ходе непрерывного обучения ри переходе от бакалавриата к магистратуре, и готовить специалистов социально-гуманитарного направления подготовки ориентированных на непрерывность профессионального развития и готовых к осуществлению самостоятельной научной деятельности.
Список литературы:
1. ФГОС высшего образования 0504000.62 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ми-нобрнауки. рф /документы/336
2. ФГОС высшего образования 0504000.68 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ми-нобрнауки. рф /документы/336