Научная статья на тему 'Условия эффективного развития профессионального самоопределения студентов педагогического вуза'

Условия эффективного развития профессионального самоопределения студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
381
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / COGNITIVE INTEREST / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ACTIVE METHODS OF EDUCATION / ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVE PEDAGOGICAL ACTIVITY / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щенникова С. В., Юденкова И. В.

В статье изучаются условия эффективного развития профессионального самоопределения студентов педагогического вуза. Формирование познавательного интереса будущих педагогов рассматривается как необходимое условие их профессионального самоопределения. Авторы статьи подробно описывают факторы, способствующие формированию познавательного интереса студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щенникова С. В., Юденкова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONDITIONS OF EFFECTIVE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS OF A PEDAGOGICAL INSTITUTE

The conditions of effective development of professional self-determination of students of a pedagogical institute are studied in the article. The formation of cognitive interest of the future teachers is considered as a necessary condition of their professional self-determination. The authors of the article describe in detail the factors promoting the formation of cognitive interest of students.

Текст научной работы на тему «Условия эффективного развития профессионального самоопределения студентов педагогического вуза»

УДК 378

С.В. Щенникова

канд. пед. наук, доцент, кафедра общей педагогики и педагогики профессионального образования, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

И.В. Юденкова

канд. психол. наук, доцент, кафедра педагогики дошкольного и начального

образования, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В статье изучаются условия эффективного развития профессионального самоопределения студентов педагогического вуза. Формирование познавательного интереса будущих педагогов рассматривается как необходимое условие их профессионального самоопределения. Авторы статьи подробно описывают факторы, способствующие формированию познавательного интереса студентов.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, познавательный интерес, активные методы обучения, творческая педагогическая деятельность, мотивация.

S.V. Schennicova, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

I.V. Yudencova, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

THE CONDITIONS OF EFFECTIVE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF

STUDENTS OF A PEDAGOGICAL INSTITUTE

Abstract. The conditions of effective development of professional self-determination of students of a pedagogical institute are studied in the article. The formation of cognitive interest of the future teachers is considered as a necessary condition of their professional self-determination. The authors of the article describe in detail the factors promoting the formation of cognitive interest of students.

Keywords: professional self-determination, cognitive interest, active methods of education, creative pedagogical activity, motivation.

Коренные изменения, произошедшие в последние годы в системе образования, связаны с усилением внимания к личности обучающегося как основной социальной ценности. Они предопределяют необходимость соответствующей модернизации системы подготовки педагога в вузе, обеспечивающей индивидуальное профессиональное становление будущего специалиста, максимальную реализацию его духовных, творческих возможностей.

Актуальными требованиями являются персонификация и субъективация профессионально-педагогической подготовки студентов, обеспечение их профессионального самоопределения, формирование готовности к творческой педагогической деятельности, способности осуществлять качественные изменения в профессиональной сфере. Проблемой профессионального самоопределения личности занимались такие авторы как Р.С. Немов, И.М. Кондаков, В.Б. Шапарь, В.Н. Дружинин и др. Мы, учитывая исследования ученых в области этой проблемы, будем рассматривать профессиональное самоопределение личности как длительный процесс развития отношений человека к своей будущей профессии и к самому себе как к субъекту профессиональной деятельности.

Одной из предпосылок профессионального самоопределения личности является формирование познавательного интереса у студентов педагогических вузов. Интерес - это сложное и значимое для личности образование, имеющее множество различных трактовок. Так,

В.А. Крутецкий под интересом понимает активную познавательную направленность человека на тот или иной предмет, явление и деятельность, созданную с положительным эмоциональным отношением к ним. Н.Ф. Добрынин и Т. Рибо видят в интересе избирательную направленность внимания человека. Г.И. Щукина дает обобщенное понятие интереса. Она считает, что в действительности интерес выступает и как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира; и как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение; и как мощный побудитель активности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной; и, наконец, как особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.

Интересы традиционно считаются самым значимым мотивом выбора профессии. Однако в последние годы все чаще наблюдается тенденция к снижению познавательного интереса в процессе обучения, как у выпускников общеобразовательных учреждений, так и у студентов вузов.

В современной традиционной школе большей частью используется ассоциативная теория обучения, получившая окончательное оформление в классно-урочной системе. В основу этой теории положены следующие принципы: механизмом любого акта учения является ассоциация; всякое обучение своим основанием имеет наглядность, то есть опирается на чувственное познание, поэтому обогащение сознания обучающегося образами и представлениями - основная задача учебной деятельности. Лишь небольшой процент учителей в процессе организации учебной деятельности используют новые педагогические и информационные технологии. Во многом это является причиной того, что у выпускников школ не формируется опыт творческой деятельности, умение самостоятельного добывания знаний, учащиеся в период обучения в школе привыкают брать от учителей готовые знания. Вот почему на сегодняшний день для вузовской педагогики становится актуальной проблема подготовки будущего педагога к осуществлению творческой педагогической деятельности, являющейся необходимым условием его профессионально-педагогической компетентности.

Мы полагаем, что творческая педагогическая деятельность является одним из факторов, способствующих формированию познавательного интереса учащихся наряду с рядом других условий, которые будут представлены далее.

Во-первых, необходимым фактором, влияющим на формирование познавательного интереса студентов, является позитивный эмоциональный фон обучения, поскольку известно, что любой познавательный процесс - это единство интеллектуального и эмоционального, единство логики и чувства. В связи с этим очень важно задействовать эмоциональную сферу студентов в процессе обучения. Преподавателю необходимо организовать психологически комфортные условия для работы студентов в группе, снизить эмоциональное напряжение. Во-вторых, на формирование познавательного интереса учащихся влияет создание ситуации успеха. Появлению чувства успеха у студентов способствует применение на занятиях игровых заданий, которые снимают психологические барьеры, способствуют повышению мотивации и более эффективному усвоению учебного материала. В-третьих, формированию познавательного интереса студентов способствует творческая деятельность (выполнение заданий, направленных на выявление и реализацию творческих способностей). Это могут быть творческие импровизации, творческие письменные задания, моделирование педагогических ситуаций студентами и др. [1]. В-четвертых, важным моментом в процессе формирования познавательного интереса является достаточно высокий уровень мотивации студентов. Если студент осознает жизненную важность получаемых на занятии знаний с целью последующего применения их в сфере своей профессиональной деятельности, то появление познавательного интереса неизбежно. И, наконец, одним из перспективных направлений в формировании познавательного интереса у студентов, на

наш взгляд, является системное использование активных методов обучения при изучении предметов психолого-педагогического блока.

Нам было интересно изучить возможности использования активных методов обучения при однократном их использовании и в системе. С этой целью мы для исследования выбрали две группы студентов, которые по своим интеллектуальным возможностям были приблизительно на одном уровне.

Со студентами группы «А» на практических занятиях по предметам психолого-педагогического блока мы максимально использовали ролевые игры, групповые дискуссии, мозговой штурм, анализ конкретных педагогических ситуаций, составление и решение научно-тематических кроссвордов, выполнение творческого домашнего задания.

В процессе использования активных методов обучения мы решали одновременно несколько учебно-организационных задач: подчиняли процесс обучения управляющему воздействию преподавателя; обеспечивали активное участие в учебной работе, как подготовленных студентов, так и неподготовленных; устанавливали непрерывный контроль за процессом усвоения студентами учебного материала.

Каждый метод в отдельности нес в себе определенную ценность. Так, например, использование ролевых игр помогало преподавателю активизировать мышление студентов, давало возможность повысить самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучение, подготовить к профессиональной практической деятельности. Игра раскрывала также и личностный потенциал студента.

Групповую дискуссию на практических занятиях мы использовали, когда нужно было достичь определенного общего мнения по теме. Благодаря этому каждый студент получал возможность увидеть, как по-разному можно подойти к решению одной и той же проблемы, как велики индивидуальные различия людей в восприятии и интерпретации одних и тех же ситуаций.

Составление и решение научно-тематических кроссвордов способствовало закреплению теоретических знаний студентами. Решение педагогических ситуаций в рамках практического занятия помогало в некотором смысле обезопасить студента в дальнейшем в реальной ситуации.

Также на практических занятиях мы организовывали обучение в сотрудничестве в малых группах, как правило, не более 4-5 человек. Студенты таким образом должны были закрепить пройденный материал, постараться разобраться и понять все детали. Группам давалось одно и то же задание, которое выполнялось по частям. Например, по предмету «Введение в педагогическую деятельность. Основы общей педагогики» при изучении темы «Профессиональная деятельность и личность педагога» для изучения были выделены следующие понятия: сущность педагогической деятельность, основные виды педагогической деятельности, структура педагогической деятельности, учитель как субъект педагогической деятельности, профессионально обусловленные требования к личности педагога. Каждый член группы находил материал по своей части. Затем студенты, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, объединялись и обменивались информацией как эксперты по данному вопросу. Затем они возвращались в свои группы и обучали всему новому, что узнали сами, других членов группы. Поскольку единственный путь освоить материал всех фрагментов и таким образом познакомиться с профессиональной деятельностью и требованиями к личности педагога - это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны педагога не требовалось. Студенты заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на итоговой оценке. На заключительном этапе педагог просил кого-либо из студентов группы ответить на любой вопрос по данной теме.

Студентам группы «Б» мы традиционно предлагали подготовиться по вопросам плана практического занятия. Активно участвовали в дискуссиях, используя дополнительный матери-

ал по изучаемой теме, презентации только те студенты, которые пришли замотивированными на получение своей специальности. При разовых использованиях на предметах психолого-педагогического блока методов активного обучения перед началом работы можно было услышать следующие реплики от отдельных студентов: «опять», «у меня сегодня болит голова», «можно я не буду», «я не понимаю, что нужно делать», «можно я дома сделаю». Эта ситуация еще раз доказывает тот факт, что использовать на учебных занятиях с целью повышения познавательного интереса студентов активные методы обучения необходимо систематически, дабы избежать негативных реакций со стороны учащихся, эмоционального отвержения преподавателя и учебной дисциплины.

Опыт работы в институте показал, что прежде чем использовать активные методы обучения на занятиях систематически, необходимо подготовить студентов, психологически настроить на необычный для них подход к освоению учебного материала. Этот предварительный этап обязателен, поскольку в дальнейшем он будет являться фундаментом, на котором мы будем выстраивать личность, владеющую профессионально важными знаниями, умениями, навыками и способную к осуществлению творческой деятельности как необходимого условия ее профессиональной компетентности.

Размышляя о подготовке студентов к эффективному освоению учебного материала, наблюдая за их жизнедеятельностью в условиях вуза, мы пришли к мнению, что наиболее подготовленными психологически, имеющими большой интерес к профессии и, как следствие, познавательный интерес, стимулирующий работоспособность студентов на занятии и стремление реализовать свой творческий потенциал, - являются те студенты, которые, кроме учебных занятий, постигают основы своей будущей профессиональной деятельности через участие в волонтерском движении, проектной деятельности. Ребята имеют возможность сотрудничать с городскими и районными детскими домами, школами, приютами, где они организовывают благотворительные акции, проводят открытые уроки, тренинговые занятия для школьников, выступают с концертами, помогают учителям и воспитателям в подготовке и проведении праздничных мероприятий, экскурсий. Таким образом, студенты постоянно находятся в «энергетическом поле» своей будущей профессии - на учебных занятиях и во внеучебной деятельности. Благодаря этому, с одной стороны, повышается уровень мотивации студентов на овладение знаниями в ходе учебных занятий, с другой стороны, ребята начинают проявлять инициативу в использовании активных методов обучения, которые, несомненно, помогают раскрыть их личностные качества, способности, проявить творчество.

Итак, с целью формирования познавательного интереса студента педагогического вуза как основы его профессионального самоопределения следует выстраивать образовательный процесс таким образом, чтобы будущий специалист был максимально погружен в образовательное пространство города, чтобы он постоянно находился в ситуации востребованности и возможности применять свои знания, умения, навыки, полученные в ходе обучения в институте, на практике - в реальной посильной практической деятельности, связанной с будущей профессией.

Задача педагога вуза - использовать на занятии такие методы и приемы обучения, которые не только формируют у студентов определенную базу теоретических знаний, но и стимулируют их личностный рост, раскрытие творческого потенциала, шлифуют профессиональные умения и навыки.

Список литературы:

1. Щенникова С.В., Юденкова И.В. Изучение эффективных технологий повышения у студентов педагогического вуза компетентности в сфере общения // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 1 (32). - С. 132-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.