УДК 378.14
Т.В. Калинина
канд. пед. наук, доцент, кафедра психологии развития, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
В.А. Колясникова
магистрант, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» М.Б. Колясникова ст. преподаватель, кафедра психологии развития, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
ПРОБЛЕМА ВЫСОКОЙ ДОЛИ ЗАИМСТВОВАНИЙ
В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТАХ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье представлена проблема использования заимствований в научно-исследовательских работах современных студентов. Определена значимость научно-исследовательской работы для профессионального развития современных студентов. Предпринята попытка определения мер по борьбе с повсеместным распространением плагиата в студенческих работах.
Ключевые слова: плагиат, антиплагиат, научно-исследовательская работа.
T.V. Kalinina, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
B.A. Kolyasnikova, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
M.B. Kolyasnikova, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
PROBLEM HIGH PROPORTION OF LOANS IN SCIENTIFIC RESEARCH WORK OF THE MODERN
STUDENT
Abstract. The article presents the problem of the use of loans in the research works of modern students. Determine the significance of research for professional development of modern students. An attempt was made to identify measures to combat the widespread proliferation of plagiarism in student papers.
Keywords: plagiarism, antiplagiat, research work.
В условиях модернизации современного высшего образования в России возрастает потребность его перехода на качественно новый уровень профессиональной подготовки выпускников. Современный выпускник должен являться высококвалифицированным и конкурентно способным специалистом сферы образования. Это осуществимо лишь в результате целенаправленной работы вуза, заключающейся в формировании личности профессионала, развитии способностей и профессионально значимых качеств личности.
В связи с этими требованиями, сегодняшнее высшее образование в основе своей строится на активном использовании научно-исследовательской работы в ходе обучения студентов, занимающей довольно большую часть основной образовательной программы. Такая форма работы - неотъемлемая часть и учебной и внеучебной деятельности студентов.
Проблема организации научно-исследовательской работы студентов в настоящее время привлекает к себе достаточно пристальное внимание и педагогов и психологов. Значительный вклад в рассмотрение данной проблемы внесен Б.П. Есиповым, М.П. Кашиным, Р.М. Ми-кельсоном, М.Н. Скаткиным и другими.
Организации самостоятельной работы студентов, ее роли в учебном процессе вуза посвящены исследования В.А. Далингера, В.А. Казакова, А.В. Петровского, П.И. Пидкаси-
стого, Г.Н. Юшко и др.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации научно-исследовательской работы студентов в высших учебных заведениях показывает, что под научно-исследовательской работой понимают деятельность, направленную на получение и применение новых знаний, в т.ч. фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования и др. [4].
В ходе осуществления научно-исследовательской работы у студентов происходит активное формирование ряда личностных и профессионально значимых умений: анализ научной литературы, планирование, осуществление исследования, и представление результатов деятельности. Самостоятельная работа студентов предполагает изучение и анализ соответствующей научной психолого-педагогической литературы, изучение состояния практики, использование элементов опытно-экспериментальной работы [2, с. 147].
Контроль научно-исследовательской работы со стороны преподавателей осуществляется, в основном, через проверку студенческих рефератов, докладов, научно-исследовательских, курсовых и дипломных работ по различным дисциплинам. Научно-исследовательская работа создает условия для формирования готовности и умения использовать различные средства информации для поиска необходимых знаний [3].
В настоящее время в связи с популяризацией сети Интернет проблема высокой доли заимствованного текста в студенческих работах стала особенно актуальной и приобрела широкий масштаб распространения. Огромный объем данных, находящихся в свободном открытом доступе, с одной стороны, облегчает поиск новых мыслей по тематике собственного исследования студента, а с другой стороны, за счет той же открытости источников, провоцирует копирование материала и, как следствие, присвоение его под собственным именем. Подобное действие, в научном сообществе расцениваемое как литературное воровство, для студента является, в основном, нормой поведения. Современные школьники и студенты материалы даже не списывают, а скачивают из Интернета, и в лучшем случае помнят только название реферата или курсовой [1]. В ходе попыток выяснения содержания представленного материала педагоги часто сталкиваются с «передачей» работы от одного студента к другому, без изменений.
Для того чтобы выявить способы противодействия откровенному копированию и распространению негативной тенденции плагиата, вначале необходимо определить факторы, влияющие на выбор студента относительно способа написания работы.
Одним из основных таких факторов являются сложившиеся традиции в современном высшем образовании. Темы исследовательских работ являются заготовленным, статичным списком, большинство тем может совпадать с названиями параграфов учебников по изучаемой дисциплине, то есть, не являются оригинальными. Естественно, что по этим темам работы уже были подготовлены студентами-старшекурсниками, выложены в Интернет, откуда, студенты младших курсов, активно перекачивают тексты без переработки или обновления, часто даже не изменяя список использованной литературы.
Обратный вариант - когда тема слишком сложна и преподаватель не может дать студенту конкретное разъяснение по содержанию работы. В этом случае, студент может сослаться на сложность и непонятность задания и свести его выполнение к бездумному копированию того, «что нашлось». Таким образом, преподаватель должен не только периодически обновлять темы предлагаемых к написанию работ, но и давать примерный план их выполнения, чтобы сформировать у студента представление о направлениях изучения проблемы исследования.
До сих пор, преподаватели не всегда предъявляют требования к определению уникальности текста, обращая внимание только на содержание и логику построения работы. Одновременно с этим, у студентов растет уверенность в том, что работа не будет проверяться, а, следовательно, незачем прилагать усилия по выражению собственных идей и мыслей в письмен-
ном виде: самостоятельное творчество не обязательно для получения положительной отметки, а выданная за свою, чужая работа, не воспринимается как обман.
С другой стороны, многие отрасли научного знания богаты специальной терминологией, употребляемой в конкретных значениях. А теоретические подходы, методы и методики имеют свои устоявшиеся определения (устойчивые словосочетания), что затрудняет поиск синонимов или грамотную переформулировку. К тому же, научных источников с каждым годом становится все больше, а количество слов и словосочетаний остается прежним и даже полностью авторский текст, состоящий, однако, из широко употребляемых в данной научной области терминов, присущих рассматриваемому вопросу, рискует стать плагиатом.
Кроме того, следует отметить несовершенство самой системы антиплагиата, когда в ходе проверки, даже при наличии ссылок на тот или иной источник, цитата читается системой, как заимствованная. А при наличии нескольких источников, может быть определена как плагиат, несколько раз.
Таким образом, одной из эффективных мер по борьбе с повсеместным распространением плагиата в студенческих работах станет создание общероссийской базы данных публикаций, позволяющий молодым ученым ориентироваться в направлениях современных научных исследований, а так же черпать вдохновение для собственной научно-исследовательской работы.
Немаловажным условием станет совершенствование системы антиплагиата.
Особое внимание следует уделять созданию условий по предотвращению угроз интеллектуальной собственности, через повышение культурного уровня будущих студентов, начиная со школьной скамьи. По нашему мнению, следует добавить в школьные классные часы, особенно старшеклассникам, готовящимся к поступлению в высшие учебные заведения, курс, включающий этические принципы заимствования чужого текста и первичное знакомство с законодательством, в отношении защиты авторского права. Обстановка неприятия плагиата должна изначально создаваться в каждом учебном заведении, начиная со школы, что позволит не только ценить интеллектуальную собственность автора, но и исключит возможность для ее присвоения.
Список литературы:
1. Ивойлова И. Украденные мысли: половина студенческих рефератов и курсовых скачивается из Интернета [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2009. - Федерал. вып. (№ 4830). - Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/01/20/referaty.html
2. Калинина Т.В., Беганцова И.С. Организация самостоятельной работы студентов в вузе в условиях реализации ФГОС нового поколения // Теория и практика педагогической науки в современном мире: традиции, проблемы, инновации: материалы международной научно-практической конференции: в 3 ч. - Новокузнецк КузГПА, 2012-2013. - Ч. 1. - С. 147-151.
3. Михалищева М.А. Организация самостоятельной работы студентов при реализации федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования // Молодой ученый: актуальные вопросы современной педагогики. - 2012. - № 7.
4. Большой юридический словарь ОНЛАЙН [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://law-enc.net