Научная статья на тему 'Технология формирования социоличностной и общекультурной компетентности в техническом вузе'

Технология формирования социоличностной и общекультурной компетентности в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галиахметова Р. Н.

В статье описывается модульно-эвристическая технология в рамках формирования социоличностной и общекультурной компетентности. Особого внимания заслуживает разработка интеллект-карт с целью развития радиантного мышления у студентов технического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes how modular-heuristic technology in the formation of personal and general competence. Special attention is paid to designing intelligence cards for technical college students so as to develop their radiant thinking.

Текст научной работы на тему «Технология формирования социоличностной и общекультурной компетентности в техническом вузе»

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОЛИЧНОСТНОЙ И ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

ГАЛИАХМЕТОВА Р.Н.

В статье описывается модульно эвристическая технология в рамках формирования социоличностной и общекультурной компетентности. Особого внимания заслуживает разработка интеллект-карт с целью развития радиантного мышления у студентов технического вуза.

The article describes how modular-heuristic technology in the formation of personal and general competence. Special attention is paid to designing intelligence cards for technical college students so as to develop their radiant thinking.

В условиях современной динамической и нестабильной социально-экономической реальности с ее глобальными проблемами вузы, особенно, технические должны стать центрами социализации и саморазвития личности специалиста нового поколения.

На основе теоретических и экспериментальных исследований мы пришли к выводу, что с первого курса обучения студента в вузе необходимо направлять педагогические усилия на развитие у него социоличностных и общекультурных компетенций (нравственно-правовых знаний, общих и эвристических умений, ответственности и самоорганизованности). Систематическое наращивание социоличностных и общекультурных компетенций в итоге преобразуется в социолично-стную и общекультурную компетентность (СЛОКК).

Под СЛОКК нами понимается интегративная готовность человека применять социолично-стные и общекультурные компетенции в определенной сфере деятельности.

СЛОКК - продукт собственной работы личности над собой. Подтверждение этому мы находим у Мухаметзяновой Г.В., Масленниковой В.Ш. и др. [1, 2]. Социоличностное и общекультурное саморазвитие молодого человека есть основной способ наращивания СЛОКК. Но этот процесс, особенно, в техническом вузе, где преобладает технократический подход к обучению, требует педагогической поддержки.

Наши исследования показали, что эффективную педагогическую поддержку в развитии СЛОКК студент может получить в модульно-эвристической технологии, построенной с опорой на модульные (Пузанков Д., Федоров Д. и др.) и эвристические (Андреев В.И., Хуторской А.В. и др.) принципы обучения [3, 4, 5].

Суть технологии (таблица 1) - унифицированная рабочая программа, построенная по модульному и эвристическому принципам, реализующаяся в новой схеме проведения аудиторных занятий и новых дидактических условиях.

Таблица 1. Формирование СЛОК компетенций на занятиях гуманитарного и общепрофессионального профиля

Шаги Содержание СЛОК компетенции

1 Анализ содержания раздела дисциплины и выделение основополагающих положений, связанных с будущей профессией - умение работать с теоретическим материалом; - анализ, синтез.

2 Представление основополагающих положений раздела в свернутом виде - умение работать с информацией; - эвристические умения;

- самоорганизация.

3 Разработка эвристик по разделам - саморазвитие; - эвристические умения; -ответственность.

4 Интегрирование эвристик в интеллект-карте и их воспроизведение - умение проектировать эвристики; - саморазвитие; - умение синергично общаться.

5 Разработка тестов по дисциплине - самооценка; - самосозидание; - саморазвитие.

6 Тестовое самоопределение СЛОКК - саморазвитие; - самооценка.

Основными дидактическими условиями реализации технологии являются:

- наличие на занятиях учебных пособий с элементами эвристик по дисциплинам гуманитарной направленности («Психология и педагогика», «Нравственно-правовая культура инженера», «Организация эвристической деятельности в техническом вузе») и общепрофессиональной подготовки («Общая электротехника», «Электротехника биологических процессов», «Компетентностный подход в обучении»);

- приобщение студентов к созданию эвристик;

- приобщение студентов к обобщению эвристик, используя метод интеллект-карт.

Эвристика нами понимается как уплотненная на основе формальной логики дидактическая единица знаний, ориентирующая студента на поиск творческих способов выполнения учебной деятельности.

Эвристические способности можно обнаружить и развивать в соответствии с возрастными особенностями обучающегося [6], что позволяет переносить элементы эвристического обучения на занятия в высшую техническую школу.

Интеллект-карта является прямым приложением и формой графического выражения ра-диантного мышления. Интеллект-карта всегда строится вокруг центрального объекта. Каждое слово и графическое изображение становится по определению центром очередной ассоциации, а весь процесс построения карты представляет собой потенциально бесконечную цепь ответвляющихся ассоциаций, исходящих из общего центра или сходящихся к нему. Хотя интеллект-карта строится на плоскости, например, на листе бумаги, она представляет собой трехмерную реальность (в пространстве, времени) и не имеет тех недостатков, которые присущи традиционному конспектированию.

Метод интеллект-карт отвечает естественному стремлению мозга к законченному и целостному восприятию материала, к познанию нового. В результате постоянного использования всех кортикальных способностей своего мозга человек становится интеллектуально более активным и восприимчивым к новой информации и уверенным в своих силах [8]. Фрагмент интеллект карт по курсу ТОЭ приведен на рисунке 1.

Рис. 1. Фрагмент интеллект карт по курсу ТОЭ

Отправными положениями в разработке технологии СЛОКК являлись;

- концептуальная модель социально-профессиональной компетентности личности, согласно которой одним из важнейших компонентов социопрофессиональной компетентности является социоличностные компетенции [7];

- эвристический подход к структурированию учебно-методического обеспечения (В.И. Андреев, А.В. Хуторской).

Реализация технологии формирования СЛОКК заключается в том, что она:

- приобщает студента к самостоятельной работе с информационным материалом;

- открывает ему невообразимые возможности для эффективного применения собственного интеллекта;

- позволяет активно осмыслить изучаемый материал;

- обеспечивает целостное восприятие изучаемого учебного объекта, что составляет условие успешного усвоения знаний;

- развивает общие эвристические умения, личностные качества.

Эффективность технологии повышается при использовании индивидуальных эвристических заданий для организации всех видов практик (производственной, преддипломной).

Библиографический список

1. Мухаметзянова Г.В. Гуманитарная составляющая подготовки современного специалиста// Профессиональное образование. 1998 - №3.

2. Масленникова В.Ш. Исследование проблем воспитания продолжается// Профессиональное образование. 2001 - №1.

3. Пузанков Д., Федоров И., Шадраков В. Двухступенчатая система подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004 - №3.

4. Андреев В.И. ^нкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. - ^зань. Центр инновационных технологий, 2004 г.

5. Хуторской А.В. Эвристическое обучение. Теория, методология, практика. - М: Международная педагогическая академия, 1998 г.

6. Мухина В.С. Возрастная психология М.: Издательский центр Академия, 1999 г.

7. Бликов Л.В., Недорезова В.Л. Социально-профессиональная компетентность личности: концептуальная модель // Педагогической образование и наука. - 2008. - №2

8. Бьюзи Тони и Барри. Супермышление - Минск.: БДТ, 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.