ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Р.Н. ГАЛИАХМЕТОВА Нижнекамский химико-технологический институт
Статья посвящена инновационным технологиям в обучении инженеров электротехнической специальности. Приведен конкретный метод организации учебно-воспитательного процесса в техническом вузе.
В современном представлении эвристика - наука о продуктивном мышлении или, другими словами, наука о закономерностях организации процессов творческого, продуктивного мышления. В данной статье рассмотрен конкретный пример организации эвристической деятельности в процессе усвоения студентами технического вуза дисциплины «Общая энергетика».
Опыт организации эвристической деятельности по данному курсу составляет семь лет и имеет положительные результаты, которые выразились как на успеваемости, так и в плане формирования профессиональной культуры выпускников.
Организация эвристической деятельности осуществляется с использованием эвристического метода, который принадлежит к классу проблемно-поисковых методов активного обучения [1], сочетающих традиционные и новые пути познания. Эвристический метод - самостоятельное творческое произведение педагога и обучающегося, опирающееся на собственные видение и понимание объекта познания. Частичное применение элементов данного метода позволило достигнуть выдающихся успехов известным педагогам и ученым (М.И. Махмутову, А.В. Хуторскому, А.А. Вербицкому, В.М. Вергасову, В.И. Андрееву, В.Ф. Андрееву, В.Ф. Шаталову и др.). Организация опыта базируется на известных теориях продуктивного мышления (А.М. Леонтьев, П.Ю. Гальперин, В.В. Давыдов, М.М. Махмутов, А.В. Хуторской, Т. Бьюзен, Б. Бьюзен).
Алгоритм применения метода по дисциплине «Общая энергетика» заключается в следующем.
I. Анализ содержания дисциплины педагогом и выделение основных разделов. В соответствии со стандартом образования (650900 «Электроэнергетика» ОПД.Ф.07) было выделено семь разделов.
II. Анализ содержания каждого раздела и разработка интеллект-карт с учетом принципов радиантного мышления. Согласно исследованиям П.К. Анохина, мышление представляет собой мощный ассоциативный механизм, а мозг - сверхмощный биокомпьютер, в котором мысли подобно лучам расходятся от практически бесконечного числа информационных узлов [2], то есть мозг функционирует в соответствии с принципами радиантного (интегрированного) мышления. Интеллект-карта является прямым приложением и формой графического выражения радиантного мышления.
Интеллект-карта всегда строится вокруг центрального объекта. Каждое слово и графическое изображение становится по определению центром очередной ассоциации, а весь процесс построения карты представляет собой потенциально бесконечную цепь ответвляющихся ассоциаций, исходящих из общего центра или сходящихся к нему. Хотя интеллект-карта строится на плоскости, например на листе бумаги, она представляет собой трехмерную реальность (в пространстве,
© Р.Н. Галиахметова
Проблемы энергетики, 2006, № 9-10
времени) и не имеет тех недостатков, которые присущи традиционному конспектированию.
Линейное представление информации, характерное для традиционного конспектирования, не обеспечивает должной свободы формирования ассоциаций, тем самым препятствуя творческой обработке информации и эффективному запоминанию, так как мозгу легче воспринимать и запечатлевать в памяти разноцветную многомерную интеллект-карту, нежели монотонный, притупляющий внимание линейный конспект. В процессе составления интеллект-карты человек постоянно пребывает на грани открытия для себя новых знаний.
Метод интеллект-карт отвечает естественному стремлению мозга к законченному и целостному восприятию материала, в целом, к познанию нового. В результате постоянного использования всех кортикальных способностей своего мозга человек становится интеллектуально более активным и восприимчивым к новой информации и уверенным в своих силах [3].
III. Учитывая, что для успешного усвоения курса «Общая энергетика» фундаментальную основу составляет курс «Теоретические основы электротехники» педагогу целесообразно начинать занятия с повторения ТОЭ. Для этого на вводной лекции педагог подробно объясняет студентам принцип построения интеллект-карт и приобщает их к построению интеллект-карт по лекционному курсу «Теоретические основы электротехники». При этом обучающиеся повторяют фундаментальные знания, без которых невозможно понимание как принципов действия отдельных элементов электроэнергетических систем, так и функционирование последних в целом. Дидактические условия эффективной организации вводного занятия: 4х часовые занятия, наличие для каждого студента текста лекций [4, с. 13 - 37].
IV. В конце лекции студенту выдается образец интеллектуальной карты, выполненный педагогом, которая является для студента ориентиром составления собственной интеллект-карты с использованием текста лекций В.А. Строева [3, с. 38 - 52].
V. На второй лекции (раздел «Тепловые, атомные и гидростанции») педагог излагает содержание раздела, студенты «прокручивают» поданную педагогом информацию, но конспект под диктовку не пишут. После лекции педагог выдает задание: написать развернутый конспект по данному разделу, используя конкретный источник.
В итоге студент в процессе усвоения дисциплины разрабатывает самостоятельно 2 интеллект-кары и 5 развернутых конспектов.
VI. Промежуточный контроль усвоения по интеллект-картам осуществляется на лабораторных и практических занятиях, а итоговый контроль
- на экзамене.
Анализ интеллект-карт показал, что введение в учебно-воспитательный процесс элементов эвристического метода позволяет переместить фокус внимания в обучении из области предметных знаний в область освоения студентами методов самостоятельного получения новых знаний и создать познавательную сферу [5]. В процессе эвристической самостоятельной деятельности студентов формируются эвристические умения, под которыми автором понимается совокупность когнитивных, креативных, методологических умений, обеспечивающих готовность обучающихся реализовать себя, проявлять свои возможности в учебной деятельности. На рисунке показан фрагмент интеллект-карты по курсу ТОЭ.
Рис. 1. Фрагмент интеллект-карты по курсу ТОЭ
Таким образом, использование эвристического метода:
- приобщает студента к самостоятельной работе с информационным материалом;
- открывает ему невообразимые возможности для эффективного применения собственного интеллекта;
- позволяет активно осмыслить изучаемый материал;
- обеспечивает целостное восприятие изучаемого учебного объекта, что составляет условие успешного усвоения знаний;
- развивает способность к продуктивному мышлению, укрепляет веру студента в собственные силы, формирует профессиональную культуру.
Summary
This paper studies new teaching techniques for training electrical engineers. If also suggests some specific teaching and upbringing patterns which have been used in a technical higher school.
Литература
1. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975. - 386 с.
2. Анохин П.К. Кибернетика и интегративная деятельность мозга // Вопросы психологии. - 1966. - №3.
3. Бьюзен Тони и Барри. Супермышление. - Минск.: БДП, 2003. - 300 с.
4. Основы современной энергетики.: Курс лекций для менеджеров
энергетических компаний / Под редакцией А.П. Бурмана и В.А. Строева. - М.: МЭИ, 2003. - С. 13- 37.
5. Хуторской А.В. Взаимодействие эвристического и нормативного компонентов образования: анализ экспериментальных данных // Воспитательнообразовательный процесс: устремление к идеалу: Сб. науч. трудов. - Серпухов -1996.- 154-158 с.
Поступила 27.06.2006