COЦИOЛИЧHOCTHAЯ И OБЩEКУЛЬTУPHAЯ KOMnETEHTHOCTb CTУДEHTA TEXHИЧECКOГO BУЗA
AMИPAЛOBA C.C., EЛИЗAPOB Д.В., ГAЛИAXMETOBA Р.Н.
В статье дается сущностная характеристика социоличностной и общекультурной компетентности студента технического вуза. Значительное внимание уделяется развитию эвристических умений, знаниям нравственноправовой культуры и личностным качествам в процессе подготовки специалиста в техническом вузе.
Social and general culture competence is studied in this paper as applied to a student of the technical college. An emphasis is placed on the development of students’ personal qualities, their mastering heuristic skills, as well as learning law and morality.
Планом мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 - 2010 годы, утвержденным приказом Минобрнауки России от 15 февраля 2005 г. № 40, предусматриваются разработка, утверждение и введение в действие государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения на основе компетентност-ного подхода, путем внедрения системы зачетных единиц.
В публикациях последних лет (В.И. Байденко, В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя и др.) прослеживается различное толкование понятий «компетентностный подход», «компетенция», «компетентность». Развернутая аргументация преимуществ компетентностного подхода представлена в работе В.И. Байденко [1].
На основе глубокой и всесторонней систематизации работ теоретиков системного анализа авторы определяют характеристики компетентностного подхода. Компетентностный подход характеризуется системностью и является частным, конкретным подходом во всей иерархии подходов в силу его приложимости к одной, хотя и очень большой социально значимой области - образованию, а также сопряженной с ним профессиональной деятельности человека. Компетентностный подход, не противопоставляется традиционному знаниевому, или, точнее, «ЗУНовскому». Принимая необходимость усиления его практикоориентированности, существенно расширяется содержание рассматриваемого подхода собственно личностными составляющими, что делает его гуманистически направленным [8].
«Компетентность» - более узкое понятие, чем профессионализм: человек может быть профессионалом, в целом, в своей области, но не быть компетентным в решении профессиональных вопросов, подчеркивает И.А. Зимняя.
Множественность точек зрения на компетентностный подход в образовании (В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, В.В. Сериков, А.И. Субетто, В.Д. Шадриков, А.В. Хуторской и др.) позволяет сделать вывод, что понятие компетентность можно рассматривать как личностное новообразование, вид опыта, сформировавшийся в результате образования в широком смысле слова личностного саморазвития [9].
Учитывая мнения исследователей (Б. Бергман, Ф. Эрпеньберг, И.А. Зимняя, Л.И. Анциферова,
A.К. Маркова, А.М. Новиков, О.Н. Бобаенко, А.В. Хуторской, С.А. Ефимова, Т.В. Базавова,
B.В. Косырев, Д.Д. Давыдов, Т.Г. Никифорова и др.), на основе аксиоматического метода можно утверждать, что в большинстве подходов понятие компетенция понимается как способность человека мобилизовать совокупность знаний, умений и личностных качеств для решения конкретных задач, а компетентность - как готовность применять эту компетенцию в определенной сфере деятельности.
Профессиональное образование. Cтолица | № 3 2009 1
Более глубокий анализ существующих подходов к описанию структурных компонентов компетентности приведен в таблице 1.
Таблица 1. Структурные компоненты компетентности
Знания Умения Навыки Знания Умения Свойства личности Знания Умения Личностные качества Знания Умения Отношения Знания Умения Опыт
О.М. Бобиенко Б.С. Безруков И.В. Кузь- Дж. Равен Ю.Е. Алешина Ю.Н. Емель-
К.Н. Цейкович А.С. Проворов мина И.В. Тарасо- М.А. Дмитри- янов
С.А. Ефимова И.А. Зимняя Л.А. Петров- ва евская Е.Н. Огаров
Л.Д. Ефимов М.А. Чошанов ской М.А. Бело- М.А. Ефимова Т.В. Базаво-
А.К. Маркова А.В. Хуторской Т. Хофман конь Л.А. Олейнико- ва
Л.М. Митина Э.Ф. Зеер Б. Вергман ва А.М. Нови-
Ю.Г. Татур О.К. Смоля- Ф. Эрпен- ков
С.Е. Матвеева нинникова берг
Л.Д. Матвеев Е.С. Шишов Е.С. Кольней В.В. Косы-рев
Как указывает К.Н. Цейкович, знания, умения, навыки являются элементами различных видов компетентности выпускника. Это подтверждается результатами анализа существующих определений. В большинстве высказываний, проанализированных нами, в компетентность включаются знания, умения, навыки.
Именно знания, умения и навыки (когнитивные компоненты) необходимы для достижения компетенции. Знания, умения и навыки нужны не как самоцель, а как средство достижения чего-то большего - компетенций (О.М. Бобиенко).
По мнению Э.Ф. Зеер, основным компонентом профессиональной компетентности является социально-правовая компетентность - знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами, а также владение приемами общения и поведения.
Представленная точка зрения позволяет утверждать, что социоличностная и общекультурная компетентность (СЛОКК) должна включать в свою структуру такие компетенции, как нравственно-правовые знания, владение приемами общения и поведения.
Но знания нравственно-правовых норм останутся у обучающихся мертвым грузом без умения общаться, работать в команде, без учета аспектов творческого саморазвития.
И.В. Тарасова, подчеркивает, что компетентный специалист способен выходить за рамки своей профессии и обладать творческим потенциалом саморазвития. Отсюда закономерно включение в структуру СЛОК компетентности общих (умение общаться, работать в команде, умение правильно оценить свои возможности) и эвристических умений (умение задавать вопросы, создавать собственные эвристики). Включение в структуру СЛОКК самооценки согласуется с мнением М.А. Белоконь. Согласно ему, самооценка личности - эталон профессионального становления.
Учитывая позицию С.Е. Матвеевой, С.А. Ефимовой, Э.Ф. Зеер (о возможности раскрыть компетентность через знания, умения и навыки), С.Я. Батышева, И.В. Тарасовой (о необходимости усиления в содержании программ разделов, связанных с формированием мировоззренческих идей и нравственных категорий), считаем целесообразным введение в структуру СЛОКК таких компонентов, как знание нравственно-правовых норм, самооценка, самоорганизация, ответственность, владение приемами общения и нравственного поведения.
Знания, определяемые учебными программами, являются предпосылкой интеллектуальных и практических умений и навыков. Поэтому компетентность можно раскрыть через совокупность знаний, умений и навыков. (С.Е. Матвеева, с. 107). На наш взгляд, автор не учиты-
вает роль личностных качеств. Компетентность включает и когнитивный компонент, т.е. знания (С.А. Ефимова). Компетентный специалист должен владеть методом решения задач: знания плюс умение (М.А. Чошанов). Но знания и умения могут быть мобилизованы в конкретной ситуации лишь тогда, когда умения приобретают творческий характер. Ведь для того чтобы достичь чего-либо, необходимо действовать, причем действовать творчески. Поэтому считаем целесообразным включение в структуру СЛОК компетентности как общих, так и эвристических умений (синтезировать, сворачивать и разворачивать информацию, представлять последнюю в свернутом виде).
Творческие действия проявляются в эвристических умениях, которые требуют от человека навыков синтезирования знаний, сворачивания и разворачивания последних, представления их в свернутом виде. Эвристическая деятельность включает методологическую и когнитивную составляющие (А.В. Хуторской).
Руководствуясь государственным общеобразовательным стандартом, а также опираясь на концепцию Дж. Равенна, мы должны учесть в структуре СЛОКК личностно-волевой компонент -ответственность. Именно наличие этого компонента позволяет человеку мобилизовать себя на выполнение действий, связанных с реализацией умений.
Учитывая выявленные характеристики, раскроем понятие «социоличностная и общекультурная компетентность» через совокупность знаний, умений и личностных качеств.
Общими фундаментальными знаниями для всех отраслей практической деятельности являются знания нравственно-правовых норм. Препятствия к успешному промышленному развитию России лежат не в области техники, а в политической, социальной, правовой и образовательной сферах.
Выпускник учебного заведения, владеющий СЛОКК, уверен в себе и ответственен, а последнее формирует самоорганизованность. Самоорганизованность личности, как известно, ведет к самостоятельности, которая является одним из важнейших условий эвристической деятельности. Под эвристичностью понимается готовность обучающихся к творческой самореализации. К сожалению, проблема развития эвристических способностей большинства обучающихся на сегодня не решена ни в одной системе образования мира (В.С. Лихолетов). В этом и кроется причина кризиса в образовании. От того, насколько выпускники учебных заведений окажутся социокультурно компетентными, зависят негативные или позитивные последствия разработки и реализации инновационных решений в экономике. Особо актуальна проблема социализации личности студента технических учебных заведений, что обусловлено недостаточным уровнем гуманизации системы инженерного образования.
Таким образом, если говорить лишь об одной компетентности - социоличностной и общекультурной, то можно дать следующее определение. Социоличностная и общекультурная компетентность (СЛОКК) означает готовность применять социоличностные и общекультурные компетенции (нравственно-правовые знания, общие и эвристические умения, личностные ценности) в конкретной деятельности.
Совокупность нравственно-правовых знаний, общих эвристических умений и личностных ценностей (ответственность, самоорганизованность, стремление к саморазвитию) понимается нами как социоличностная и общекультурная компетенция.
Структуру социоличностной и общекультурной компетентности, на наш взгляд, можно выразить следующим образом: СЛОКК=ЗНПК+ОУ+ЭУ+ЛЦ, где ЗНПК - знания нравственноправовой культуры; ОУ - общие умения (умение общаться, работать в команде, умение правильно оценить свои возможности); ЭУ - эвристические умения (умение задавать вопросы,
создавать эвристики, умение сворачивать и разворачивать информацию); ЛЦ - ответственность, самоорганизованность, стремление к саморазвитию.
Без формирования СЛОКК невозможно эффективно развивать профессиональную компетентность. Социоличностной и общекультурной компетенциями должен владеть выпускник как технического, так и гуманитарного вузов.
СЛОКК формируется на 1 - 3 курсах технического вуза в процессе изучения дисциплин циклов Б.1, Б.2. СЛОКК формируется не в какой-либо абстрактной среде, а в конкретных ситуациях, типичных для дифференцированной среды, в которой личность социализируется. Приобретение компетенций не является статичным, ведь их развитие основывается на реконструкции знаний, а не на замещении старых форм новыми. Кроме того, повышение уровня одних компетенций влияет на уровень других, что обеспечивает большую гибкость на низших уровнях данной компетенции и относительную стабильность на высших уровнях (И.В. Тарасова).
Социоличностная и общекультурная компетенции представляют собой важнейшее условие формирования общенаучных, инструментальных, профессиональных компетенций будущего специалиста как гуманитарного, так и технического направления. Однако в общеобразовательной подготовке технических вузов формированию СЛОК компетенций отводится второстепенное место. Наблюдается тенденция реализации лишь одной профессиональноприкладной функции при изучении предмета, в содержании программ слабо представлены вопросы формирования мировоззренческих идей, нравственных категорий (С.Я. Батышев, 1999 г.).
Важна не профессиональная ориентация сама по себе, а ценностная ориентация личности в целом (Л.Г. Охотина, 1997 г.).
Центральной задачей всей учебно-воспитательной работы профессиональной школы должна быть задача формирования и развития социального самосознания на основе интеграции гуманитарной, естественно-научной и профессиональной подготовки (Л.А. Волович, 2001 г.).
Приведенные высказывания различных специалистов в области образования подтверждают необходимость пересмотра учебных планов и программ на модульно-компетентностной основе в техническом вузе. В нашем понимании модуль - это единица образовательного процесса, представляющая собой систему взаимосвязанных дисциплин, нацеленных на формирование определенных компетенций. Модульно-компетентностный подход - система построения образования, целью которой является формирование компетенций обучающегося.
Задачей высшей технической школы должно стать формирование СЛОКК на 1-3 курсах и профессиональных компетенций (владение алгоритмами деятельности, связанными с моделированием, проектированием научного исследования) на 4-6 курсах. В структуру профессиональной компетенции мы вводим специальные знания и умения (умение организовать профессиональную деятельность, проектировать и моделировать технические системы). К профессиональным умениям, например, для специалиста по электроэнергетике относятся умения моделировать электротехнические системы, планировать и проводить научные исследования. Совокупность СЛОК, общенаучных, инструментальных, профессиональных компетенций, совершенствуясь и конверсируя, перерастает в профессиональную компетентность (ПК), которая нами понимается как готовность личности к самореализации ряда выше перечисленных компетенций в реальной профессиональной деятельности.
Процессуальная структура понятия компетентности облегчает процесс формирования компетенций и открывает возможность контроля их сформированности.
Библиографический список
1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетент-ностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. №11.
2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. №10.
3. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. №5.
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
6. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. №8.
7. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. Гл. III, пар. 5: Ключевые компетенции. М.: Изд-во МГУ, 2003.
8. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. №8.
9. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? // Высшее образование сегодня. 2006. №8.
10. Фокина О.А. Гуманитарная компетентность будущих специалистов сервиса. // Высшее образование сегодня. 2007. №4.