РЕАЛИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СРЕДСТВ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ
THE REALIZATION OF DIDACTIC POTENTIAL OF MUSEUM PEDAGOGY MEANS IN THE PROCESS OF TEACHING PHYSICS
Д.Ю. Масленникова, Т.Н. Попова
D.Yu. Maslerinikova, T.N. Popova
Гуманистическая направленность образования, обучение физике, музейная педагогика, средства музейной педагогики, эвристическое обучение, методы эвристического обучения.
Средства музейной педагогики представляют собой разнообразные материальные, идеальные или виртуальные объекты, составляющие научный учебный материал культурно-исторической направленности, которые используются в учебно-познавательной, творческо-поисковой, музейно-формирующей деятельности учителей и учеников. В статье показано, как при изучении физики средства музейной педагогики всесторонне раскрывают и реализуют их дидактический потенциал, что дает учителям возможность привлекать школьников к самостоятельному получению физических знаний, развивать мышление и интуитивный способ деятельности; формировать их личностные эмоционально-ценностные ориентиры. При этом реализуются личностно ориентированный, экокультурный, деятельностный, системный, компетентностный, политехнический дидактические подходы в методике физики.
Humanistic direction of education, teaching physics, museum pedagogy, museum pedagogy means, heuristic teaching, methods of heuristic teaching. Means of museum pedagogy represent multiple material, ideal and virtual objects, forming scientific educational material of cultural and historical direction, which are used in educational and learning, creative and searching, museum and forming activity of teachers and students. The article shows us how the means of museum pedagogy fully reveal and implement their didactic potential while learning physics, which gives teachers an opportunity to attract students to independent getting knowledge of physics, developing theirthinkingand an intu itive way to work, forming their personal emotional system of values. At the same time personal, eco-cultural, active, system, competence, polytechnic didactic approaches in the methodology of teaching physics are implemented.
Идеи гуманизации и гуманитаризации процесса обучения стали одними из направляющих реформирования современного образования.
Гуманистическая направленность образования - это направленность учебно-воспитательного процесса на изучение дисциплин естественнонаучного, технического и гуманитарного циклов и осуществления межпредметных связей на основе интеграции гуманного, культурно-исторического, социокультурного, аксиологического, духовно-нравственного, личностно ориентированного, системного, экокультурного, компетентностного, дея-тельностного, политехнического подходов.
Современные дидакты и учителя (B.C. Безрукова, Е.В. Бондаревская, А.И. Бугаев, Н.В. Головко, С.У. Гончаренко, В.И. Загвязинский, Н.Б. Крылова, И.Е. Лихтштейн, А.И. Ляшенко, Ю.И. Малёваный, А.И. Павленко, П.И. Пидкасистый, А.Я. Савченко, О.В. Сухомлинская, С.А. Тихомирова, A.B. Хуторской, В.Ф. Шаповалов, В.Д. Шарко, Е.Л. Шевнюк, А.Ф. Шустов, Р. Н. Щербаков и др.) акцентируют внимание на том, что принципы гуманизации и гуманитаризации образования должны охватывать разные этапы дидактического процесса и стать важными ориентирами развития современной теории обучения, в том числе обучения физике. Это дает импульс для поиска новых совре-
<
m
Щ
$9
I %
tí и
о
ь
к к
W m н
сJ
Рч
<
о ^ О о
о Q
$ W
н S о
Рч W
0 §
к
1
и
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
д
н и
щ
PQ
менных гуманных методов обучения, воспитания, развития школьников.
Один из таких методов, основанных на принципах гуманизации и гуманитаризации обучения, - это использование средств музейной педагогики, что ориентировано на передачу культурно-исторического опыта через посредническую деятельность учебно-воспитательного процесса в рамках школы (кабинета, урока) с использованием музейной информации в процессе изучения физики, истории развития науки и техники [Масленникова, 2013].
Понятие средства музейной педагогики является новым в теории обучения и вызывает различные вопросы по поводу его толкования. Поэтому имеет смысл проанализировать данное понятие.
С одной стороны, музейная педагогика как область педагогической науки изучает исторические методы воздействия музея через специфические коммуникативные взаимодействия с целью реализации разнообразных образовательных заданий. Следовательно, мы рассматриваем процесс внедрения музейной педагогики в методику обучения физике как музейно-педагогический процесс, который является системно организованным с четко направленным взаимодействием школьников с научным и культурно-историческим наследием человечества. При посреднической деятельности учителя музейно-педагогический процесс ориентирован на формирование учебной музейной среды, где проходит развитие творческой личности и ее физических знаний в ходе поисково-исследовательской деятельности [Масленникова, Попова, 2014].
С другой стороны, к средствам обучения относят материальные или идеальные объекты, которые используются учителем и учащимися для освоения новых знаний. Сами по себе эти объекты существуют независимо от учебного процесса, и в учебном процессе могут участвовать как предмет освоения либо в какой-нибудь другой функции [Педагогика, 1998, с. 261]. Если рассматривать современные технологические возможности школы, учителя и учеников, то к средствам обучения можно отнести компьютер, различные компьютер-
ные программы, с помощью которых виртуальные объекты становятся материальными средствами обучения (распечатанный текст, презентации, статические и движущиеся модели и т.д.).
К средствам музейной педагогики дидак-ты и методисты относят любую музейную информацию, полученную на предметных и межпредметных экскурсиях [Корнилова, 2014]. Мы к средствам музейной педагогики относим разнообразные материальные, идеальные или виртуальные объекты, составляющие научный учебный материал культурно-исторической направленности, которые, к тому же, используются вучебно-позна-вательной, творческо-поисковой, музейно-фор-мирующей деятельности учителей и учеников, а также являются результатом музейно-педагоги-ческого процесса как учебно-воспитательного:
- музеи, музейные уголки, стенды по истории науки и техники, стенгазеты;
- виртуальные музеи по истории науки и техники;
- презентации для использования на уроках и во внеклассной работе;
- биографии и творческая деятельность выдающихся деятелей;
- виртуальные диалоги выдающихся ученых, инженеров, изобретателей;
-картотека оборудования школьного кабинета физики и установления исторической и научной значимости каждого из таких объектов;
- исторические научные опыты и приборы;
- возвращение физическим приборам имен их авторов;
- современные аналоги исторически и научно значимого физического оборудования;
- исторические научные эксперименты;
- материальные и духовные культурно-исто-рические аналоги, используемые в процессе обучения школьников составлению и решению физических задач;
- история развития физических приборов, оборудования и эксперимента, что информационно целесообразно при изучении нового материала, проведении лабораторных работ;
- история открытия и объяснения физических явлений, развития соответствующего оборудова-
ния, традиции разных народов, связанных с использованием и объяснением явлений, которые изучаются.
Данный перечень средств музейной педагогики является открытым для методического поиска.
Использование средств музейной педагогики в процессе изучения физики опирается на широкое применение эвристических методов обучения, которые соответствуют не только уровню развития ученика, но и траектории его образования, включая развитие целей, технологий, содержания образования [Хуторской, 2003, с. 35-41], в чем практически реализуется гуманистическая направленность образования.
Целью данной работы является раскрытие дидактического потенциала средств музейной педагогики для развития физических знаний школьников с помощью эвристических методов обучения.
В процессе традиционного обучения несколько задерживается развитие таланта, способностей и умений, заложенных в ребенке от природы, снижается эмоциональное влияние обучения, которое является важным фактором для мотивации школьников. С этими недостатками удачно справляются учителя, применяя педагогические методы и средства эвристического обучения [Теслен-ко, Аёшин, 2014].
«Эвристика» (от греч. heurisko - отыскиваю, нахожу, открываю) - «искусство нахождения истины - система логических приемов и методических правил теоретического исследования» [Словарь..., 1955, с. 792].
Дидакты эвристическими методами обучения называют «наиболее общую систему подхода к данным заданиям и решению проблем, которая направлена на привлечение учеников к самостоятельным открытиям новых для них закономерностей в процессе познавательной деятельности по правилам, аналогичным научному творчеству» [Скафа, 2004, с. 21]. A.B. Хуторской «эвристическое обучение» понимает как образовательную деятельность ученика относительно конструирования им собственного целепола-гания - собственного смысла цели и содержания образования, его самоорганизации и осознания. Эвристическое обучение состоит в непрерывном
открытии нового [Хуторской, 2003], что позволяет ученикам проявить творческий подход при изучении физики и способствует саморазвитию физических знаний.
В соответствии с контекстом нашего исследования мы рассматриваем эвристические методы как систему разнообразных гуманных методов обучения, направленных на передачу научного и культурно-исторического опыта в процессе привлечения учеников к самостоятельному поиску новой для них знаниевой информации по физике, технике и истории их развития. Это способствует развитию физических знаний, умений и навыков творческой познавательной деятельности и саморазвитию школьников.
И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин [Дидактика..., 1982, с. 207-210] выделяют частично-поисковый и исследовательский эвристические методы.
Частично-поисковый метод или эвристическая беседа учит выполнять отдельные шаги решения и этапы исследования поставленной задачи или проблемы. Эвристическая беседа поможет ученикам видеть проблему, строить план решения и диалога: ставить вопросы, отвечать на них, строить монологические высказывания, взаимодействовать с учителем и другими учениками. Метод нацеливает учеников на активную самостоятельную эвристическую деятельность, актуализирует имеющиеся знания, учит осуществлять самоконтроль в процессе выполнения определенного шага исследования.
Для полноценной организации эвристической деятельности необходим исследовательский метод, главным заданием которого является самостоятельное овладение учеником знаниями, умениями исследовать предмет или явление, формулировать выводы, а полученные самостоятельно знания и навыки уметь применять на практике.
Результаты применения данных методов являются одним из показателей развития физических знаний школьников.
Эвристические методы обучения делят на три основные группы: когнитивные методы (направлены на осознание полученных знаний, развитие мышления); креативные методы (способствуют формированию и развитию творческой позна-
<С
а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н и
щ м
вательной деятельности); оргдеятельностные методы (связаны с нетрадиционными формами самостоятельной деятельности школьников) [Ска-фа, 2004, с. 206-31; Хуторской, 2003, с. 35-41; Кра-евский, Хуторской, 2008, с. 263-267].
Разнообразие эвристических методов, ко-
Виды методов эвр*
торое используется в процессе реализации средств музейной педагогики при обучении физике, уместно представить в виде таблиц. В табл. 1 представлены группы методов эвристического обучения: когнитивные, креативные и оргдеятельностные.
Таблица 1
гического обучения
Когнитивные Креативные Оргдеятельностные
- Метод эвристического наблюдения; - метод гипотез; - метод ошибок; - метод прогнозирования - Мозговой штурм; - метод синектики (от англ. 5упесИс5 - совмещение разнородных элементов); - метод морфологической шкатулки; - метод инверсии - Метод эвристического исследования; - метод самоорганизации обучения; - метод рецензий; - метод проектов
Формы применения эвристических методов обучения при использовании средств музейной педагогики разносторонни. Учителя физики выбирают методы, которые отвечают целям изучения конкретного материала, учебно-воспитательным заданиям развивающего обучения. Разнообразие эвристических методов в ходе внедрения средств музейной педагогики помогает учителю сориентировать обучение на развитие творческих интересов. В процессе эвристической деятельности учеников развивается учебная и творческая познавательная активность, которая содействует развитию физических знаний школьников. Связанные с этим повышение мотивации в процессе поиска новой
информации, новых знаний и их осознания, рост уровня духовности каждого ученика раскрывают задачи принципов гуманизации и гуманитаризации обучения.
Далее более подробно рассмотрим примеры применения эвристических методов обучения в процессе использования средств музейной педагогики.
Когнитивные методы обучения (табл. 2) помогают школьникам на их уровне мышления и самостоятельного познания овладеть методологией исследования (формулировать гипотезы и выводы, планировать наблюдения и работу с различными источниками информации, исправлять ошибки и т.д.).
Таблица 2
Когнитивные методы внедрения средств музейной педагогики
№ п/п Методы эвристического обучения Применение когнитивных методов с целью развития физических знаний учеников средствами музейной педагогики
1 Метод эвристического наблюдения Восстановление исторических физических опытов - формирование умений учеников работать с исторической информацией, навыков наблюдения в современной жизни и формулировки выводов
2 Метод гипотез Решение физических задач с историческим содержанием формирует у учеников навыки выдвижения гипотезы о методах решения задачи, а также гипотез об исторических фактах решения задач данного типа. В процессе создания самостоятельных проектов ученики учатся выдвигать гипотезы о последовательности выполнения заданий при составлении плана действий
3 Метод ошибок Ученики, получая ошибочный результат, приобретают опыт, а роль учителя при этом-указать на ошибку, показать пути правильного направления в решении задач
4 Метод прогнозирования Много имен авторов исторических опытов неизвестны или забыты, поэтому, открывая для себя что-то новое, ученики могут применить свою фантазию, представить себя кем-то из ученых и «погрузиться» в эпоху его жизни; представить себя изобретателем, воспроизвести опыты, с которых начинали ученые-физики
Использование когнитивных методов с учетом индивидуальных интересов и психолого-педагогических особенностей коллектива и каждого ученика способствует активизации учебно-познавательной деятельности школьников через их привлечение к самостоятельному получению и развитию физических знаний и мышления, а также формированию личностных эмоционально-ценностных ориенти-
ров, выполняет аксиологическую и социокультурную функцию гуманистической направленности обучения.
Креативные методы обучения направлены на развитие творческих способностей учеников в процессе создания собственных образовательных продуктов: музейной экспозиции, музейного уголка, газеты, презентации и т.д., формируя навыки саморазвития школьников (табл. 3).
Таблица 3
Креативные методы в процессе внедрения средств музейной педагогики
№ п/п Методы эвристического обучения Применение креативных методов с целью развития физических знаний учеников средствами музейной педагогики
1 Метод мозгового штурма Работает группа учеников. Каждый из них выдвигает свою идею о том, как выполнить задания, каковы пути ее решения и чем предопределен выбор темы музейной экспозиции. Совместный анализ предполагаемого результата приводит к единственному выводу
2 Метод синектики Учитель знакомит с общими чертами проблемы, показывает образец музейного уголка, газеты, стенда и др., а ученики по аналогии или ассоциативно выполняют свои презентации
3 Метод морфологической шкатулки Метод поиска и нахождения оригинальных путей для решения проблемы в процессе анализа, возобновления связей с помощью неожиданных идей. Используется во время исследования биографии, научной и творческой деятельности ученого-физика, изобретателя, инженера
4 Метод инверсии Метод использования альтернативных решений актуален, если традиционные методы не работают. Средства музейной педагогики уместны, когда разрабатывается материал типа «неизвестное об известном»
<с £
с т
о
ь
к ^
м т н о
Рч
о ^ о о
О Й &
0
1
к
Создание учениками личного образовательного продукта происходит в процессе формирования навыков решения творческих задач и способствует приобретению новых знаний, умений, навыков школьников и одновременно развитию их интуитивного способа деятельности. Такие виды деятельности реализуют личностно ориентированный и экокультурный подходы гуманистической направленности обучения.
Оргдеятельностные методы обучения делятся на «методы учеников», «методы учителей» и методы управления образованием. Рассмотрим первые два вида методов. «Методы учеников -это методы учебного целеполагания, планирования, рефлексии и др. Эта группа методов нетрадиционна для школ, хотя научить детей методам организации и построения собственной траектории образования очень важно. Методы учителей - это методы организации обучения»
[Краевский, Хуторской, 2008, с. 266]. При использовании средств музейной педагогики методы учеников способствуют проявлению и развитию исследовательского потенциала школьников. Методы учителей стимулируют их творческие и организаторские способности, побуждая учителей к самопознанию культурно-исторического наследия и современных достижений науки и техники (табл. 4).
С помощью оргдеятельностных методов развиваются не только физические знания школьников, а и их умения, и навыки самостоятельной учебно-познавательной и творческой поисковой деятельности. При этом важной ступенью развития учащихся являются проявляющиеся у них способность осознания целей учебно-познавательной деятельности, умения пояснить и спланировать их достижение; выбрать главное; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка и др.
«
о м
V
к
ь
1-4
<с «
м с
X
Н
и
щ м
Таблица 4
Оргдеятельностные методы внедрения средств музейной педагогики
№ п/п Методы эвристического обучения Применение оргдеятельностных методов с целью развития физических знаний учеников средствами музейной педагогики
1 Метод эвристического исследования Выбирается объект исследования (например, биография, научная деятельность ученого-физика или инженера, вопрос по истории развития техники), а ученикам предлагается самостоятельно исследовать по плану: цели, факты, версии, гипотезы, выводы
2 Метод самоорганизации обучения Ученики самостоятельно составляют и решают физические задачи; ведут виртуальные беседы с современными учеными; работают с приборами; изготавливают модели известных исторических приборов, выполняют опыты; делают выводы по результатам работы
3 Метод рецензий Создается группа рецензентов, которые критически рассматривают деятельность разных групп по созданию музейных уголков, критически подходят к вопросам оформления и т.д.
4 Метод проектов Объявляется конкурс на лучший проект по выполнению исторических опытов, созданию маршрутов поиска информации по теме исследования. В этом случае можно получить новый продукт, найти новое решение
Отдельно следует отметить позитивный характер публичного оценивания своих результатов и собственного образовательного продукта, в том числе трудностей, с которыми они столкнулись при выполнении задания или проекта.
Оргдеятельностные методы при использовании средств музейной педагогики раскрывают деятельностный, системный, компетентност-ный, политехнический подходы к обучению физике в поле гуманистически направленных принципов обучения.
В 2004-2014 годах в общеобразовательных школах г. Керчи нами проводился педагогический эксперимент, в ходе которого проверялась эффективность развития физических знаний школьников с использованием средств музейной педагогики. Результаты эксперимента подтвердили теоретическое обоснование выбранного нами направления исследования.
Таким образом, на основе изложенного материала и проведенного нами педагогического исследования можно сделать вывод о расширении дидактического потенциала средств музейной педагогики при использовании эвристических методов обучения физике в учебно-воспитательном процессе.
Кроме этого, использование средств музейной педагогики при изучении физики создает условия для формирования заинтересованности у школьников к познанию на фоне индивидуальных и коллективных эмоциональных и интеллектуальных процессов, что является предметом дальнейшего психолого-педагогического исследования.
Библиографический список
1. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / под ред. М.Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. 319 с.
2. Корнилова Ю.В. Методика организации работы учащихся с музейной экспозицией в процессе обучения физике // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 3 (29). С. 70-73.
3. Краевский В.В., Хуторской A.B. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. М.: Академия, 2008. 352 с.
4. Масленникова Д.Ю., Попова Т.Н. Дидактические принципы и задачи использования средств музейной педагогики при обучении физике // Современные концеп-
ции научных исследований. 2014. Ч. 6, № 7. С. 89-92.
5. Масленыкова Д.Ю. Психолого-педагопчна модель органваци використання засоб1в музейноУ педагопки як мета розвитку фвичних знань школярт // Сборник научных трудов 5\Л/ог1<± Иваново: Маркова АД, 2013. Вып. 3, т. 20. С. 19-27.
6. Педагогика: учеб. пособие для студ. педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.
7. Скафа Е.И. Эвристическое обучение матема-
тике: теория, методика, технология: монография. Донецк: Изд-во ДонНУ, 2004. 439 с.
8. Словарь иностранных слов / под ред. И.В. Лехина, Ф.Н. Петрова. М.: Гос. изд-во иностр. и национальных словарей, 1955. 856 с.
9. Тесленко В.И., Аёшин В.В. Формирование исследовательской компетенции учащихся на основе модульно-эвристических комплексов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 1 (27). С. 126-130.
10. Хуторской A.B. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. М.: МГУ, 2003.416 с.
<С
а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-ч
<с п
W
с
S
X
Н U
W
м