А.Б. Шарафеева, О.И. Загревский
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
Представлена экспериментальная профессионально-ориентированная технология обучения профессиональным компетенциям рекреационной деятельности студентов факультета физической культуры. Определены признаки технологии обучения. Разработана структура технологии, которая включает цели обучения, структурные единицы учебного процесса, основные характеристики технологического процесса и результат.
Ключевые слова: специалист; физическая культура; технология обучения; профессиональные компетенции; рекреационная деятельность.
Поиск путей совершенствования качества подготовки специалистов, в том числе и специалистов по физической культуре, диктует учебным заведениям необходимость создания новых форм организации учебного процесса, применения современных методов и средств обучения. Осознание научно-педагогической общественностью необходимости коррекции традиционной дисциплинарной дидактической модели обучения, обладающей ограниченными возможностями в формировании специальных профессиональных знаний у студентов, открывает новые возможности для внедрения инновационных технологий обучения, обеспечивающих гарантированное достижение результата [1].
Кроме того, в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность при подготовке специалистов по физической культуре и спорту выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские [2].
Как отмечали многие исследователи (В. Афанасьев, Т.А. Губарева, А.И. Исмаилов и др.), в условиях вуза для формирования профессиональных компетенций наиболее перспективным является технологический подход к проектированию и реализации процесса обучения. Он обеспечивает гарантированный результат: выполнение требований социального заказа на подготовку кадров, отличающихся достаточно прочным базовым массивом профессиональных знаний и сформи-рованностью профессиональных умений по конкретным направлениям их будущей деятельности [3-5].
В условиях профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту мы ставили задачу создать такую педагогическую технологию, которая бы способствовала формированию профессиональных знаний, умений, навыков и личностных качеств. Эта технология должна повышать уровень готовности к будущей профессиональной деятельности и способствовать успешной социализации выпускников вуза. Цель нашей педагогической экспериментальной технологии -формирование профессиональных компетенций, необходимых в рекреационной деятельности будущих специалистов по физической культуре и спорту.
По мнению С.А. Хазовой, рекреационные компетенции в структуре профессиональной компетентности специалиста по физической культуре (ФК) являются частью специальной компетентности, относящейся к профессиональным функциям [6]:
а) учителя ФК и тренера;
б) руководителя физкультурно-спортивной организации, сотрудника органов управления физической культурой и спортом;
в) методиста (инструктора) по физической культуре, организатора в спорткомитете, муниципалитете, на предприятиях и в организациях, в общественных физкультурно-спортивных, молодежных и иных организациях, в культурно-просветительских учреждениях и т.д.;
г) методиста (инструктора) по лечебной физической культуре как реализатора реабилитационных функций специалистов по физической культуре и спорту (данная область деятельности выполняется в рамках педагогического либо физкультурно-рекреационного труда).
Формирование профессиональных компетенций в рекреационной деятельности у специалистов по физической культуре и спорту в процессе их профессиональной подготовки требует усиления практикоориентированного обучения. Вектор общеизвестного в дидактике деятельностного подхода в организации процесса обучения направлен на технологии практикоориентированного образования. А компетентностный подход ориентирован прежде всего на достижение определенных результатов обучения. Овладение же компетенциями осуществляется эффективнее, если имеется опыт деятельности. Таким образом, компетенции и деятельность неразрывно связаны между собой. Компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности [7].
Технологию обучения мы рассматриваем как совокупность целей, подходов, принципов, функций, методов обучения, а также мониторинга сформированное™ знаний, умений, навыков на основе выделенных критериев и показателей готовности будущих специалистов по ФК к компетентному осуществлению профессиональной деятельности [8]. В качестве признаков такой технологии в научной литературе выделяются:
- определение целей обучения;
- четкость и определенность в фиксации результата;
- пошаговая и формализованная структура деятельности субъектов обучения, выстраиваемая в соответствии с целевыми установками, конкретным ожидаемым результатом в контексте будущей профессиональной деятельности обучающихся;
- выбор процедур контроля и измерения качества усвоения студентами программы обучения, а также способов индивидуальной коррекции учебной деятельности [9, 10].
Применение технологии гарантирует достижение цели обучения каждым преподавателем.
В рамках нашего исследования была спроектирована экспериментальная профессионально-ориентированная технология обучения студентов факультета физической культуры профессиональным компетенциям в рекреационной деятельности (рис. 1).
Цель: формирование компетентности в рекреационной деятельности у будущих специалистов по ФК
Овладение профессиональными компетенциями рекреационной деятельности
Гностические
компетенции
Конструктивн ые компетенции
Проектировочные
компетенции
Организационные
компетенции
Коммуникативные
компетенции
Мотивационно- ценностный компонент Когнитивный компонент Операционально-деятельностный компонент Личностный компонент
Предметно-профессиональный компонент Коммуника- тивный компонент Аналитико- рефлексивный компонент
/ И ■ ^
с
Комплекс задач рекреационной деятельности
Технологический процесс
г » Содержание обучения
і г 1 г 1 Г
о
А
н о о д л ч
о
ІҐ Н
д
ю
и
о
53
ч
о
с
«
д
са
о
ц
о
о о Е Г
Способы обучения Способы контроля
1 г 1 г Л Г
Традиционные и активные методы обучения
А
ц
о
!Г
о
А
ч
0
1
§
о
Корректировка
Результат: уровень сформированности профессиональных компетенций в рекреационной деятельности
Рис. 1. Структура технологии формирования профессиональных компетенций в рекреационной деятельности у будущих специалистов по ФК
При определении цели обучения в рамках разработанной экспериментальной технологии мы исходили из того, что она направлена:
- на подготовку будущих специалистов по ФК к рекреационной деятельности;
- на развитие личности обучающихся, формирование профессиональных компетенций специалистов в свете реализации современных требований общества к подготовке в области профессионального образования.
Исходя из этого, общей целью разработанной нами технологии является формирование у будущих специалистов по ФК профессиональной компетентности в рекреационной деятельности. Для реализации этой це-
ли нами был разработан учебный курс «Физическая рекреация».
На основе требований, предъявляемых к специалистам по ФК, были сформулированы частные цели подготовки на предметном и практическом уровнях.
Мы определили частные цели изучения данного учебного курса, разработанного в рамках экспериментальной технологии:
- сформировать систему профессиональных знаний в рекреационной деятельности (когнитивный компонент);
- обеспечить теоретическую, практическую и мотивационную подготовку специалиста по физической
культуре к рекреационной деятельности (мотивационно-ценностный компонент);
- сформировать профессиональные умения и навыки (операционально-деятельностный компонент): развить навыки профессионально-педагогического общения и речевой подготовки (коммуникативный компонент), сформировать готовность к практическому применению полученных знаний (предметно-профессиональный компонент), развить способность анализировать и оценивать собственную деятельность, тренировочную деятельность занимающихся и вносить соответствующие коррективы (аналитико-рефлексивный компонент);
- развить личностные качества, необходимые для успешного осуществления рекреационной деятельности (личностный компонент).
Цель определила задачи, содержание и средства обучения.
В результате изучения учебного курса «Физическая рекреация» обучающиеся должны:
- иметь представление о задачах курса, проблемах и тенденциях развития теории физической рекреации; об особенностях рекреационной деятельности специалиста по ФК;
- знать основные понятия курса, основы построения рекреационной и оздоровительной тренировки, формы организации физкультурно-оздоровительной работы с населением, особенности применения оздоровительных технологий в системе физкультурной работы с различным контингентом, методы диагностики и контроля физического состояния в процессе физкультурно-рекреационной деятельности;
- уметь проектировать, конструировать и реализовывать программы оздоровительных тренировочных занятий с различным контингентом занимающихся, определять цели тренировочных занятий, их содержание, проводить структурирование, отбор и упорядочение средств в зависимости от физической подготовленности занимающихся, применять на практике методы диагностики и контроля физического состояния занимающихся, привлекать население к физкультурнорекреационной деятельности, пропагандировать ЗОЖ и активный отдых среди населения, организовывать и проводить физкультурно-спортивные мероприятия;
- владеть современными методами проведения различных видов тренировочных занятий (определять их вид, объем и содержание), владеть способами профессиональной и личностной рефлексии (осуществлять профессиональную самодиагностику, самооценку и самоанализ, а также анализ и оценку профессиональной деятельности коллег).
Структура учебного познания с учетом целей содержания обучения определяет звенья и характер познавательной деятельности студентов. В данном исследовании выделены следующие звенья: цель, мотивация, актуализация, восприятие информации, ее переработка (осмысление), закрепление и совершенствование знаний и умений, опыта творческой профессиональной деятельности, их систематизация, контроль и самоконтроль, коррекция и самооценка. Эти звенья лежат в основе построения любой педагогической технологии обучения.
Следующим признаком технологии обучения является его разделение на этапы. Этап - составная часть учебного процесса, его органический элемент. Процесс формирования профессиональных компетенций в нашем исследовании осуществлялся по следующим этапам:
- первый этап (мотивационно-ориентировочный) обеспечивает формирование знаний о будущей профессиональной деятельности, раскрывает значение рекреационной деятельности, развивает у студентов познавательный интерес к будущей профессии;
- второй этап - этап формирования профессиональных компетенций через усвоение алгоритмов учебнопознавательной, учебно-практической, учебно-исследовательской деятельности;
- третий этап - этап формирования профессиональных компетенций в конкретных ситуациях рекреационной деятельности в процессе семинарских и практических занятий;
- на четвертом (рефлексивном) этапе осуществляется самостоятельное и осознанное применение профессиональных умений.
Принятая нами за основу концепция М. А. Данилова [11] предполагает активизацию мыслительной деятельности студентов путем постановки проблемных и познавательных задач, т.е. предполагает использование проблемного подхода в обучении. Поэтому мы старались использовать все его возможности для активизации познавательной деятельности студентов на всех этапах обучения. Проблемный подход обеспечивал интеллектуализацию учения, а алгоритмический - интенсификацию процесса формирования профессиональных умений, прочность их усвоения.
Сущность применяемого проблемного подхода состоит в систематическом включении студентов в процесс поиска решения учебных проблем, в результате которого студенты учатся самостоятельно добывать знания посредством выдвижения и доказательства гипотез, поиска информации. Необходимо применять прикладные профессиональные задачи проблемного характера на семинарских и практических занятиях, а также использовать профессионально направленные задачи в типовых заданиях, тестах и т.п., выдаваемых студентам индивидуально.
Анализ достижений студентов, проверка и оценка их знаний, выявление уровня формирования профессиональных компетенций - необходимая сторона процесса обучения, составляющая каждого его этапа. На протяжении всего процесса формирования рекреационных компетенций должна осуществляться обратная связь, наличие которой - характерный признак технологического обучения. Причем чем совершеннее обратная связь, тем успешнее осуществляется управление любым процессом. Ее оперативность увеличивается тестовым контролем. На заключительных этапах обучения формы и методы оценки существенно меняются. Здесь недостаточно тестового контроля, он дополняет письменные контрольные работы ответами в форме зачета. Здесь необходимо анализировать все достижения студентов, включая, разумеется, качество и объем знаний и умений, их функциональность и творческий перенос.
Для анализа степени сформированности профессиональных компетенций в области рекреационной дея-
тельности разработаны и обоснованы пять уровней каждому уровню: 5 баллов - высокий уровень; 4 бал-
(таблица). Основу выделенных уровней составляют ла - выше среднего; 3 балла - средний уровень; 2 бал-
количественные характеристики, соответствующие ла - ниже среднего; 1 балл - низкий уровень.
Уровни и критерии сформированности профессиональных компетенций у студентов факультета физической культуры
Уровень Критерии сформированности Оценка
Высокий Обучающийся свободно и уверенно чувствует себя в различных профессиональных ситуациях, отличается осознанностью, самостоятельностью, рефлексией в решении учебнопрофессиональных задач, пониманием целей профессиональной деятельности. Творческая самостоятельность создает условия для эффективной самореализации личности в образовательном пространстве вуза 5 баллов
Выше среднего Обучающийся уверенно чувствует себя в различных профессиональных ситуациях, хорошо владеет широким спектром профессиональных способов и средств, выбирает варианты действий и переносит их в новые условия, демонстрирует готовность к сознательному применению профессиональных знаний и умений в новых ситуациях, но иногда допускает ошибки 4 балла
Средний Обучающийся обладает навыком «переноса» умений в новые условия, может использовать модели профессионального поведения (выполнять профессиональные действия «по образцу»), частично обосновывает выбор применяемых знаний и способов действий, но не всегда умеет применять их в стандартных профессиональных ситуациях, не всегда планирует ход своей деятельности 3 балла
Ниже среднего Обучающийся осознает воспринятый объем знаний и умеет применять эти знания. Знает правила действий и воспроизводит их без существенных изменений. При этом выбор знаний носит в основном случайный характер, обучающийся обладает недостаточными, поверхностными профессиональными знаниями и умениями, слабо владеет приемами умственных действий, не может самостоятельно применить имеющиеся знания к новым условиям 2 балла
Низкий Обучающийся обладает поверхностными профессиональными знаниями, слабо владеет приемами умственных действий, не может самостоятельно применить имеющиеся знания к новым условиям. Знает правила действий, но воспроизводит их с ошибками 1 балл
Разработанная технология формирования профес- включает цели обучения, структурные единицы учеб-
сиональных компетенций в рекреационной деятельно- ного процесса, основные характеристики технологиче-
сти у будущих специалистов по физической культуре ского процесса и результат.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахулкова А.И. Технологии формирования профессиональной компетентности будущих преподавателей педагогического колледжа : автореф.
дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2004. 21 с.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М. : АПКиПРО, 2002. 24 с.
3. Афанасьев В. Проектирование педагогических технологий // Высшее образование в России. 2001. № 4. С. 147-150.
4. Губарева Т.О. Формирование коммуникативной компетентности учащихся гимназии : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2007. 23 с.
5. Исмаилов А.И., Вальцев В.В. Профессионально ориентированные технологии в системе непрерывного образования // Совершенствование
дополнительного профессионального образования в сфере физической культуры, спорта и туризма в условиях модернизации высшего профессионального образования / сост. И.Д. Свищев. М. : СпортУниверГрупп, 2007. С. 46-48.
6. Хазова С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту. М. : Академия естествознания, 2010.
иЯЬ: http://www.monographies.ru/61 (дата обращения: 10.05.2012).
7. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Эйдос. 15.01.2007. ИЯЬ:
http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm (дата обращения: 10.05.2012).
8. Шарафеева А.Б., Загревский О.И. Моделирование процесса формирования профессиональной компетентности в рекреационной деятельно-
сти будущих бакалавров по физической культуре // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 349. С. 172-176.
9. Виденский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технология профессионально ориентированного обучения в высшей школе : учеб. пособие / под
ред. В.А. Сластенина. М. : Педагогическое общество России, 2004. 275 с.
10. Чернявская А.П., Байбородова Л.В. и др. Образовательные технологии : учеб.-метод. пособие. ИЯЬ: http://cito-web.yspu.org/link1/ metod/met49/met49.html (дата обращения: 10.05.2012).
11. Данилов М.А. Основные проблемы методологии и методики педагогических исследований // Советская педагогика. 1969. № 5. С. 73-74.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 29 мая 2012 г.