УДК 378.037.1
формирование компетенций, обеспечивающих использование современных средств контроля
ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОцЕССЕ
физического воспитания
Аспирантка М. Г. Калугина,
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск. Контактная информация для переписки: 644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144.
Цель исследования - теоретическое обоснование содержания курса по выбору «Современные средства оценивания результатов обучения по физической культуре» как средства формирования оценочной компетентности будущих педагогов физической культуры в образовательном процессе физкультурного вуза.
В исследовании применялись теоретические методы: анализ, обобщение; эмпирические методы: анализ научно-методической литературы.
Одним из условий формирования оценочной компетентности будущих педагогов в образовательном процессе является включение в вариативную часть профессионального цикла дисциплин курса по выбору «Современные средства оценивания результатов обучения по физической культуре», который дополняет дисциплины профессионального цикла, такие как «Педагогика физической культуры», «Психология физической культуры», «Теория и методика физической культуры». Построение содержания курса на основе использования технологий контекстного обучения как условия усвоения межпредметных знаний, приобретения опыта их использования в решении профессионально направленных задач позволяет создать ориентировочную основу оценочной компетентности будущих педагогов физической культуры для дальнейшего совершенствования ее в процессе производственных практик и профессиональной деятельности.
Ключевые слова: оценочная компетентность, курс по выбору, будущие педагоги физической культуры, современные образовательные технологии.
Введение. Педагог физической культуры в своей профессиональной деятельности сталкивается с необходимостью оценивания достижений обучающихся, которое является одной из важных составляющих образовательного процесса по физической культуре. Учитывая, что труд педагога определяется его результатами, то, согласно А. К. Марковой [5], составляющими профессиональной компетентности являются и хорошие результаты в обученности и воспитанности обучающихся. Оценочная компетентность выражается в совокупности профессиональных знаний и представлений, умений и навыков, личностных качеств, ценностных ориентаций, позволяющих выстраивать собственный эффективный стиль оценочной деятельности, отличающийся личностной активностью, принципами конструктивного взаимодействия с обучающимися, преднамеренно направленный на организацию продуктивной обратной связи в условиях профессиональной деятельности. Б. М. Иванов к числу педагогических функций педагога физической культуры относит проведение систематического контроля за ходом обучения и объективной оценкой деятельности обучающихся на основе индивидуального подхода [2].
В соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования по направлению «Физическая культура» оценочная компетентность педагога физической культуры является частью профессиональной компетентности и находит свое отражение в компетенциях: ПК-1 - способен развивать педагогическую мысль, методы педагогического контроля и контроля качества обучения, актуальные дидактические технологии; ПК-6 - умеет оценивать физические способности и функциональное состояние обучающихся, адекватно выбирать средства и методы
двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их индивидуальных особенностей. Формирование оценочной компетентности будущих педагогов физической культуры предполагается в базовой части профессионального цикла дисциплин и в процессе прохождения производственных практик [6]. Однако, на наш взгляд, процесс формирования оценочной компетентности должен носить метапредметный характер и не ограничиваться профессиональными дисциплинами учебного плана. Вместе с тем Л. В. Шке-рина считает, что создать условия для продуктивной деятельности студентов по решению конкретных профессиональных задач на основе системного использования знаний из различных дисциплин в рамках обучения отдельной дисциплине весьма затруднительно. К таким причинам относятся проблемы в реализации межпредметных связей, слабая преемственность учебных планов, отсутствие методического обеспечения и др. Позитивную роль в решении данной проблемы, по мнению автора, могут сыграть специальные дисциплины по выбору в вариативной части профессионального цикла дисциплин, в ходе освоения которых студентам будут создаваться условия для реализации активной конструктивной деятельности на основе системного использования знаний из различных предметных областей [7].
Проблема исследования заключается в необходимости теоретического обоснования содержания курса по выбору «Современные средства оценивания результатов обучения по физической культуре» как средства формирования оценочной компетентности будущих педагогов физической культуры в образовательном процессе физкультурного вуза.
Объект исследования: процесс формирования оценочной компетентности будущих педагогов физической культуры в образовательном процессе физкультурного вуза.
Предмет исследования: курс по выбору «Современные средства оценивания результатов обучения по физической культуре» как средство формирования оценочной компетентности будущих педагогов физической культуры в образовательном процессе физкультурного вуза.
цель исследования: теоретическое обоснование содержания курса по выбору «Современные средства оценивания результатов обучения по физической культуре» как средства формирования оценочной компетентности будущих педагогов физической культуры в образовательном процессе физкультурного вуза.
Методы и организация исследования. В исследовании использовались: теоретические методы -анализ, обобщение; эмпирические методы - анализ научно-методической литературы, анализ программно-нормативных документов (ГОС ВПО, ФГОС ВПО, учебные планы по направлению «Физическая культура» (квалификация - бакалавр физической культуры), специальности «Физическая культура и спорт»). Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВПО «Сибирский
государственный университет физической культуры и спорта».
Результаты исследования и их обсуждение. Решение сложившей проблемы мы видим в интенсификации содержательного компонента образовательного процесса в форме реализации курса по выбору «Современные средства оценивания результатов обучения по физической культуре», который дополняет базовую часть дисциплин профессионального цикла и является ориентировочной основой для прохождения производственных практик. Содержание дисциплины по выбору носит межпредметный, профессионально-ориентированный характер и направлено на содействие формированию профессиональных компетенций будущего педагога физической культуры, связанных со способностью решать профессиональные задачи по проектированию способов оценки достижений обучающихся.
Соглашаясь с точкой зрения Л. В. Шкериной о компонентах содержания курса по выбору, мы выделили три компонента: когнитивный, деятельностный и рефлексивный. В основу когнитивного компонента курса по выбору положен комплекс знаний из различных дисциплин профессиональной подготовки, который будет освоен будущими педагогами в процессе его изучения. Деятельностный компонент курса по выбору проектирует те виды действий, которые необходимы будущему педагогу для реализации указанных видов компетенций в будущей профессиональной деятельности с использованием знаний когнитивного компонента. Рефлексивный компонент направлен на формирование умений самооценки, самоанализа и ценностного отношения к будущей оценочной деятельности в целом и к результатам освоения курса по выбору в частности.
Целью представленного нами курса по выбору является содействие формированию профессиональных компетенций будущего педагога физической культуры на основе освоения им знаний и умений, необходимых для методически грамотного решения профессиональных задач по реализации оценочной деятельности в сфере физкультурного образования обучающихся, решения проектировочных и самообразовательных задач по освоению методики оценивания достижений в системе непрерывного физкультурного образования.
Задачами освоения курса по выбору являются:
1) мотивировать студентов к освоению программы дисциплины «Современные средства оценивания результатов обучения по физической культуре» для становления профессиональной компетентности специалиста по физической культуре и спорту;
2) формировать у студентов представление об оценивании достижений обучающихся по физической культуре и оценочной деятельности специалиста по физической культуре;
3) формировать умения, обеспечивающие использование основных средств оценивания достижений обучающихся по физической культуре с учетом индивидуальных особенностей занимающихся;
4) формировать умения проектирования способов оценки достижений обучающихся в системе непрерывного физкультурного образования;
5) стимулировать стремление студентов к достижениям при освоении программы дисциплины и их рефлексивную деятельность, связанную с процессом и результатами становления профессиональной компетентности специалиста по физической культуре.
Содержание курса по выбору представлено тремя модулями (табл.). Охарактеризуем содержание каждого:
Первый модуль курса - «Оценочная компетентность современного педагога физической культуры». Когнитивный компонент модуля представлен комплексом знаний о структуре и содержании оценочной компетентности педагога физической культуры, углубляются знания основных понятий, таких как «оценочная деятельность педагога», «оценивание», «оценка», «отметка», «контроль», рассматриваются цель, задачи, функ-
ции и принципы оценивания в системе физкультурного образования. Реализация когнитивного компонента осуществляется с помощью как традиционных форм занятий (лекция, семинар, самостоятельная работа), так и с использованием современных образовательных технологий, таких как лекция-беседа, лекция с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), ориентированных на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом, развитие способности творчески интерпретировать имеющуюся информацию и ранжировать ее по степени новизны и значимости. Самостоятельная работа по первому модулю предполагает такие задания, как составление списка литературы с аннотацией, составление педагогического словаря основных понятий дисциплины, разработка хронологической таблицы «Этапы развития оценочного компонента в образовании» и др.
В основу реализации когнитивного компонента по-
Таблица
Технологическая карта обучения дисциплине по выбору «Современные средства оценивания результатов обучения по физической культуре»
Модули Цель освоения Содержание Методы и формы обучения
Модуль 1. Оценочная компетентность современного педагога физической культуры. Освоение теоретических знаний о сущности и значении оценочной деятельности в профессиональной деятельности педагога физической культуры, построение индивидуального маршрута формирования оценочной компетентности. Значение оценочного компонента в профессиональной деятельности специалиста по физической культуре. Сущность и структура оценочной деятельности педагога физической культуры. Лекция-беседа ТРКМЧП Дискуссия Эссе Самостоятельная работа
Модуль 2. Оценивание достижений обучающихся по физической культуре. Освоение знаний общих и специфических закономерностей и особенностей возрастного развития личности, отражающих специфику физической культуры; средств, методов, форм оценивания достижений обучающихся в физическом воспитании; критериев и показателей подготовленности (физической, теоретической, технической, функциональной, координационной) обучающихся в физическом воспитании. Средства, методы, формы оценивания достижений обучающихся в физическом воспитании; критерии и показатели подготовленности. Оценивание с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей обучающихся. Учет творческого характера работы обучающихся в ходе оценки результатов их учебной деятельности. Кейс-метод Групповая работа Самостоятельная работа
Модуль 3. Современные технологии оценивания достижений в системе непрерывного физкультурного образования. Развитие способности к проектированию способов оценки достижений в физическом воспитании с учетом возрастных особенностей занимающихся в системе непрерывного физкультурного образования. Проектирование способов оценки достижений обучающихся и индивидуальных маршрутов обучения, воспитания, физического развития обучающихся в физическом воспитании. Метод проектов Аналитические отчеты Стендовые доклады Технология «Портфолио»
ложен принцип межпредметности знаний, углубляются и дополняются знания, получаемые студентами по таким дисциплинам, как педагогика и психология физической культуры и спорта, теория и методика физической культуры, научно-методическая деятельность.
Деятельностный компонент модуля не подразумевает формирование специальных оценочных умений и направлен на развитие у будущих педагогов умений анализировать, обобщать и интерпретировать полученные знания, а также на совершенствование общекультурных компетенций государственного стандарта, таких как: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); стремится к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию и повышению своей квалификации и мастерства (ОК-8); умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-9); осознает социальную значимость профессии в сфере физической культуры, национальные интересы, ценность труда и служения на благо Отечества, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности и повышению своего культурного и профессионального уровня (ОК-10). Деятельностный компонент модуля «Оценочная компетентность современного педагога физической культуры» реализуется через использование таких методов, как работа с направляющим текстом, дискуссия, «мозговой штурм» при проведении семинарских занятий.
Содержание данного модуля предусматривает не только предметную направленность обучения, но и ориентацию на создание благоприятных условий для развития личности студента, которая предполагает обращение к мотивам, целям учения, личностному опыту студента; придание личностного смысла его учебной деятельности; на выработку собственных взглядов на оценочную деятельность. Рефлексивный компонент предполагает использование учебных заданий, направленных на формирование умений самоанализа и самооценки, ценностного отношения к результатам обучения, без которых невозможно формирование оценочной компетентности будущего педагога, в частности ее мотивационно-личностного компонента. Основным средством обучения при реализации данного компонента в модуле является эссе на темы: «Значение оценки в системе физкультурного образования», «Значение оценочной компетентности в профессиональной деятельности педагога физической культуры», «Анализ трудностей начинающих педагогов физической культуры в оценивании достижений обучающихся». Вместе с тем при реализации рефлексивного компонента основная задача - помочь студентам построить индивидуальный образовательный маршрут развития оценочной компетентности педагога физической культуры.
Для этого на начальном этапе освоения дисциплины предполагается проведение диагностики исходного уровня оценочной компетентности и определение индивидуальных образовательных траекторий, на основе которых осуществляется обеспечение оптимального сочетания предметных и профессиональных требований к каждому студенту.
Второй модуль курса - «Оценивание достижений обучающихся по физической культуре в системе непрерывного физкультурного образования». Когнитивный компонент этого модуля углубляет знания общепрофессиональных дисциплин о возрастных особенностях личности, отражающих специфику физической культуры, в контексте оценочной деятельности; знания о средствах, методах, формах оценивания достижений обучающихся, критериях и показателях подготовленности обучающихся в физическом воспитании. Реализация когнитивного компонента представленного модуля осуществляется в процессе лекций с использованием тех же методов, что и в первом модуле.
Деятельностный компонент предполагает формирование умений осуществлять оценивание физических способностей, образовательных возможностей и потребностей, физического развития, спортивных достижений, включающее сопоставление проектируемого и реального промежуточного и итогового результата подготовленности обучающихся и формулирование оценочного суждения как аналитического действия (результат оценочного процесса в форме отметки). Де-ятельностный компонент реализуется через использование технологий контекстного обучения, отличительной особенностью которых является то, что в течение всего срока обучения студент находится в состоянии активной самостоятельной деятельности. По мнению А. А. Вербицкого [1], сочетание индивидуальных и совместных, коллективных форм работы в контекстном обучении, в которых студент с самого начала находится в деятельностной позиции, а знания усваиваются в контексте разрешения студентами моделируемых профессиональных ситуаций, что обусловливает развитие познавательной и профессиональной мотивации, личностного смысла учения. В контекстном обучении предметное содержание деятельности студента проектируется как система учебных проблемных ситуаций, постепенно приближающихся к профессиональным. В этой связи одной из основных образовательных технологий на данном этапе обучения является технология кейсового обучения, которая используется при проведении семинарских занятий. Суть ее заключается в том, что студентам предлагается осмыслить реальную профессиональную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует комплекс знаний, полученных в процессе лекционных занятий [4]. Такое обучение развивает, зачастую бессознательно, понимание и способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются специалисты в профессиональной деятельности, способствует раз-
витию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. На семинарских занятиях используются практические структурированные кейсы, отличительной особенностью которых является то, что они отражают типовые ситуации, связанные с оцениванием достижений обучающихся в системе непрерывного физкультурного образования, с которыми придется столкнуться специалисту в процессе своей профессиональной деятельности [3]. Для проведения семинарских занятий разработаны и реализуются кейсы по следующим темам: «Требования к оценке достижений по физической культуре в современной системе образования»; «Современные подходы к оцениванию достижений обучающихся по физической культуре»; «Оценивание достижений по физической культуре в системе дошкольного образования»; «Оценивание достижений обучающихся младшего школьного возраста по физической культуре в условиях безотметочного обучения»; «Оценивание достижений по физической культуре обучающихся среднего школьного возраста»; «Оценивание достижений по физической культуре обучающихся старшего школьного возраста»; «Оценивание достижений по физической культуре обучающихся с ослабленным здоровьем»; «Оценивание достижений по физической культуре обучающихся в системе спор-тизированного физкультурного образования»; «Оценивание достижений обучающихся по физической культуре в системе среднего и высшего профессионального образования».
Кроме заданий, выполняемых на семинарских занятиях, значительный объем отводится самостоятельной работе студентов по изучению дополнительных материалов курса и выполнению практических заданий. Самостоятельная работа предполагает такие задания, как анализ основных подходов в оценивании по физической культуре по данным научно-методической литературы, разработка алгоритмов оценивания на примере одного физкультурного занятия и др.
Рефлексивный компонент второго модуля ставит своей целью формирование у студентов ценностного отношения к повышению уровня оценочной компетентности как значимой профессиональной способности и признания индивидуального подхода к оценке достижений, способностей и потребностей обучающихся в физическом воспитании и реализуется посредством таких учебных заданий, как написание индивидуальных аналитических отчетов по результатам работы с кейсами, проведение дискуссий по итогам группового решения анализируемых ситуаций кейсов.
Третий модуль курса - «Современные технологии оценивания достижений в системе непрерывного физкультурного образования». В процессе освоения модуля предполагается развитие у студентов способности к проектированию способов оценки достижений в физическом воспитании с учетом возрастных особенностей занимающихся в системе непрерывного физкультурного образования.
Когнитивный компонент представлен знаниями о современных технологиях оценивания (безотметочное оценивание, балльно-рейтинговая система оценки, «дневник достижений», технология «портфолио» и др.), используемых в педагогическом процессе в целом и в физическом воспитании в частности. На данном этапе работы не предполагается использование лекционной формы занятий, а знания осваиваются в процессе семинарских занятий, на которых осуществляется групповая защита стендовых докладов с презентацией современных технологий оценивания по физической культуре. В процессе самостоятельной работы студентам предлагается провести анализ современных тенденций изменения подходов в оценивании и подготовиться к презентации.
Деятельностный компонент модуля направлен на формирование умений самостоятельного проектирования способов оценки достижений по физической культуре и использование имеющихся знаний. На этом этапе основным является метод проектов, применение которого дает возможность развить способность самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели информацию из различных областей знаний, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи, последовательно рассуждать, излагать и защищать свои идеи. Метод проектов понимается как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом [3]. В рамках изучения курса по выбору «Современные средства оценивания результатов обучения по физической культуре» таким практическим результатом является представленная студентам технология оценивания достижений обучающихся по физической культуре.
Рефлексивный компонент модуля направлен, в большей степени, на самооценку динамики сформи-рованности оценочной компетентности. Для этого на последнем занятии проводится повторная диагностика уровня сформированности оценочной компетентности. По результатам диагностики студентам предлагается выполнить аналитический отчет о достигнутом уровне компетентности, затруднениях и достижениях в процессе изучения дисциплины и дальнейших путях совершенствования оценочной компетентности.
Рефлексивный компонент в целом по курсу реализуется в процессе использования технологии «Порт-фолио», которая позволяет проследить прогресс в обучении каждого студента. Портфолио студента по дисциплине включает в себя следующие разделы: «портрет» - раскрывает личность студента в форме резюме двух вариантов - начального и итогового; «коллектор» - включает работы, выполненные студентом самостоятельно в процессе изучения курса; «достижения» - листы оценок преподавателем каждой самостоятельной работы и листы самооценки.
Для оценки достижений студентов в целом по дисциплине используется балльно-рейтинговая система оценки, которая предполагает как оценку деятельности студента преподавателем, так и самооценку. Дальнейшее сопоставление оценки преподавателя и самого студента позволяет формировать адекватность оценки, что является компонентом оценочной компетентности педагога.
Таким образом, по результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1. Одним из условий формирования оценочной компетентности будущих педагогов в образовательном процессе является включение в вариативную часть профессионального цикла дисциплин курса по выбору «Современные средства оценивания результатов обучения по физической культуре», который дополняет дисциплины профессионального цикла, такие как педагогика физической культуры, психология физической культуры, теория и методика физической культуры, теория и методика избранного вида спорта.
2. Содержание курса по выбору «Современные средства оценивания результатов обучения» имеет модульную структуру. Содержание каждого модуля представлено когнитивным, деятельностным и рефлексивным компонентами, взаимосвязанными между собой. Когнитивный компонент реализуется в процессе усвоения студентами межпредметного комплекса знаний, содержание которого строится по принципу дидактической недостаточности и создает основу для формирования практических умений оценочной компетентности, реализующиеся в деятельностном компоненте курса по выбору. Задания рефлексивного компонента дисциплины позволяют создать благоприятные условия для выработки собственных взглядов на оценочную деятельность педагога физической культуры.
3. Построение содержания курса на основе исполь-
зования технологий контекстного обучения как условия усвоения межпредметных знаний, приобретения опыта их использования в решении профессионально направленных задач позволяет создать ориентировочную основу оценочной компетентности будущих педагогов физической культуры для дальнейшего совершенствования ее в процессе производственных практик и профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий - М.: Высшая школа, 1991. - 208 с.
2. Иванов, Б. М. Диагностика динамики изменения состояния и структуры функциональной компетентности будущих учителей физической культуры / Б. М. Иванов, А. М. Имашев, З. М. Кузнецова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2008. - № 2. - С. 36.
3. Калугина, М. Г. Развитие оценочной компетентности будущих педагогов физической культуры в кейсовом обучении / М. Г. Калугина // Омский научный вестник. - № 1 (85), январь 2010. - С. 162-166.
4. Калугина, М. Г. Использование современных образовательных технологий в формировании оценочной компетентности будущих педагогов физической культуры / М. Г. Калугина // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры: материалы XXI региональной научно-практической конференции.
- Челябинск: УралГУФК, 2011. - С. 130-132.
5. Маркова, А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова.
- М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300 «Физическая культура» (квалификация (степень) «Бакалавр», 2010.
7. Шкерина, Л. В. Профильные дисциплины по выбору в подготовке бакалавров педагогического направления / Л. В. Шкерина // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 4 . - С. 76-83.
FORMING OF COMPETENCES PROVIDING USAGE OF MODERN CONTROL DEVICES OF PUPILS' ACTIVITY IN THE COURSE OF PHYSICAL TRAINING
M. Kalugina, Post-graduate student,
Siberian State University of Physical Education and Sport, Omsk. Contact information: 644009, Omsk city, Maslennikova str., 144.
The aim of research is the theoretical proof of the content of course for choice "Contemporary means for estimation of results of physical education training" as means of forming the estimative competence of the future teachers of physical training in educational process of sport universities.
Such theoretical methods as analysis and generalization and such empirical methods as analysis of the scientifically-methodical literature were applied in research.
The main condition of forming the estimative competence of the future teachers in educational process is inclusion of a course for choice "Contemporary means for estimation of results of physical education training" in variable part of a professional cycle of disciplines such as "Pedagogics of Physical Education", "Psychology of
Physical Education", "Theory and Technique of Physical Education" supplementing this professional cycle. Content construction of a course on the basis of usage the contextual training technologies as the main condition for mastering the intersubject knowledge and for acquisition of experience of its usage in the decision of professionally directed problems allows to create an approximate basis of estimative competence of the future teachers of physical training for its further perfection in the course of industrial practices and professional work.
Key words: estimative competence, course for choice, future teachers of physical training, modern educational technologies.