А.Б. Шарафеева, О.И. Загревский
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассмотрены концептуальные подходы в подготовке специалистов по физической культуре к рекреационной деятельности: компетентностный, личностно-деятельностный, функциональный, коммуникативный, модульный, интегративный. Определены методико-технологическое содержание каждого подхода, ведущие принципы (контекстности, интегративности и интерактивности) и формы организации (ситуационно-проблемная, задачная) образовательного процесса. Выявлено содержание компетенций в рекреационной деятельности специалистов по физической культуре и спорту.
Ключевые слова: специалист; физическая культура; рекреационная деятельность; концептуальные подходы.
Овладение профессиональными компетенциями выступает приоритетным направлением в образовательном процессе. Качество профессионального образования определяется его содержанием. При этом учитываются общие тенденции развития содержания подготовки специалистов, обусловленные социально-
экономическим развитием общества, требования, связанные с типом профессиональной деятельности специалиста, сложившимся стандартом уровня профессионального образования. Принимаются во внимание и педагогические требования, обеспечивающие организацию учебного процесса [1].
Основными компонентами подготовки выпускника вуза являются блок общепрофессиональных дисциплин, блок специальных дисциплин; необходимым компонентом являются личностные качества специалиста, которые формируются в процессе его подготовки [2].
Университеты готовят специалистов по физической культуре и спорту, которые могут работать как учителями физической культуры и тренерами, так и осуществлять другого рода деятельность в сфере физической культуры и спорта, отличную от педагогической (например, рекреационную). Выявляя содержание профессиональной компетентности специалистов по физической культуре и спорту, следует учитывать оба аспекта их профессиональной деятельности.
Наполнение компетенций в рекреационной деятельности специалистов по физической культуре и спорту конкретным содержанием обусловлено государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 034300 - Физическая культура. Структура компетентности составляет целый ряд компетенций рекреационной деятельности.
Гностические компетенции предполагают обогащение знаний обучающихся о способах и формах физической рекреации и реабилитации, ее влиянии на занимающихся физкультурно-рекреационной деятельностью, о способах повышения эффективности последней и т. п.
Коммуникативные компетенции включают установление конструктивных взаимоотношений между участниками физкультурно-рекреационной деятельности, создание благоприятного микроклимата в коллективе, мотивацию положительного отношения разных групп населения к активному отдыху, организацию взаимодействия между различными физкультурноспортивными организациями.
Проектировочные компетенции предусматривают перспективное планирование студентами стратегиче-
ских, тактических, оперативных задач, связанных с организацией досуга школьников и проведением внеклассной и внешкольной физкультурной работы; организацией активного отдыха разных групп населения; организацией массовых физкультурно-спортивных мероприятий и т.п., а также определение способов решения рекреационных задач.
Конструктивные компетенции предполагают отбор и композиционное построение содержания физкультурно-рекреационной деятельности, выбор конкретных видов и форм организации активного отдыха для разных групп населения (в зависимости от пола, возраста, интересов, места жительства, состояния здоровья и т.д.), способов и методов пропаганды ЗОЖ и активного отдыха.
Организаторские компетенции - непосредственная реализация физкультурно-рекреационных замыслов.
В рамках реализации основных принципов Болонского процесса особую значимость приобретает компетентностный подход к подготовке специалистов самого различного профиля. Такой подход способствует творческой активности личности, содействует развитию инновационных способностей, отводя особую роль формированию профессиональных компетенций, передаче универсальных способов, норм и правил осуществления профессиональной деятельности.
Обучение в традиционном понимании - это процесс передачи знаний, умений, навыков и социального опыта. Обучение в русле компетентностного подхода - это процесс приобретения опыта решения значимых прак-тико-ориентированных проблем. Результат традиционного обучения - сумма знаний, умений, навыков, эффективно функционирующих в условиях стабильного общества. Результат компетентностного обучения - это готовность к продуктивному самостоятельному и ответственному действию.
Выделяют специфические признаки компетентности [3]:
1. Интегративный характер. В основе любой компетентности лежат различные виды опыта - интеллектуальный, деятельностный, творческий, эмоциональный, социальный, коммуникативный, личностный и т.д. Именно софункционирование опытов разного типа (когнитивного, личностного, субъективного) и обеспечивает разрешение сложных жизненно ориентированных ситуаций.
Интегративность компетентности проявляется также в том, что она включает в себя знания, умения, опыт из различных сфер науки и жизни, так как предназначена для решения комплексных проблем.
2. Компетентностью являются решения проблемных ситуаций на основе задач неалгоритмического типа.
3. Компетентность представляет собой целостный акт деятельности, в структуру которого входят: цель-мотив, отбор средств, планирование, исполнение, контроль-рефлексия.
4. Структура конкретной компетентности - это список частных задач, переведенных на язык действий, которые необходимо выполнить для достижения цели-результата.
В сферу специальных профессиональных компетенций в рекреационной деятельности входят знания в области менеджмента (в т.ч. педагогического), в области основ рекреалогии и теории физической рекреации, теории и методики физической культуры и спорта, влияния активного отдыха на состояние функциональных систем организма, социологии, психологии, маркетинга, знания в области психологии межличностных отношений, мотивации деятельности (в том числе физкультурно-спортивной) и поведения, психолого-педагогических методов создания благоприятного микроклимата в коллективе, педагогических методов мотивирующего воздействия, педагогики сотрудничества, педагогики и психологии физической культуры и спорта.
Помимо знаний, компетентность предполагает умения применять сформированные знания на практике. Системообразующим фактором структуры компетентности является способность личности к креативному мышлению.
Одним из подходов компетентностного обучения является личностно-деятельностный подход, который наряду с организацией обучения как равнопартнерского сотрудничества предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся, от интересов, уровня знаний, умений которого зависит учебная цель занятия и учебная деятельность которого формируется, направляется, корректируется преподавателем. Соответственно, цель занятия в личностно-деятельностном подходе формируется с позиции каждого конкретного студента (например, научиться выполнять какое-либо конкретное действие применительно к задачам будущей профессиональной деятельности в конкретной учебной ситуации).
Контекстность как концептуальное условие формирования компетентности предусматривает отражение в содержании образования (и информационной, и коммуникативной, и деятельностной его частях) сущностных характеристик изучаемых профессиональных или социальных явлений, процессов. Осуществляется переход учебно-познавательной деятельности в социальнопрактическую [4]. Большой мотивационный потенциал данного подхода обусловлен тем, что источником содержания образования является содержание реальной профессиональной жизнедеятельности, а также объективной востребованностью развиваемых качеств, формируемых умений.
С целью реализации личностного потенциала студентов используются деловые учебные игры, моделирующие будущую профессиональную деятельность.
С ролевой теорией личности и концепцией ролевого обучения тесно связан функциональный подход. Сознательная деятельность человека может быть пред-
ставлена как реализация конкретных функций - атрибутов той или иной социальной или профессиональной роли. Функция - это нечто, способствующее адаптации общества или индивида к своей среде. Функциональный подход в данном контексте предполагает выделение и анализ функций, соответствующих определенной профессиональной роли (учитель физической культуры, тренер, организатор физкультурно-рекреационной деятельности и т.д.), определение их назначения и освоение действий (программ, алгоритмов, видов деятельности) по реализации этих функций [4].
Реализация положений теории ролевого обучения и функционального подхода, а также принципов кон-текстности, интегративности и интерактивности образования возможна при ситуационно-проблемной и за-дачной организации образовательного процесса.
Центральным понятием проблемного обучения является проблемная ситуация, которая понимается как наличие и осознание того или иного противоречия в изучаемом процессе, явлении. На основе анализа проблемная ситуация преобразуется в проблемную задачу, требующую найти способ объяснения и разрешения противоречия. т.е. проблемный метод обучения предполагает следующие шаги: проблемная ситуация, проблемная задача, модель поиска решения, решение [5].
Разрешение проблемных ситуаций способствует эффективному развитию мышления, поскольку актуализирует различные способы умственных действий. С точки зрения дидактики одной из разновидностей проблемного обучения является ситуационный подход, суть которого в общих чертах может быть сведена к выработке у студентов приемов самостоятельного исследования и решения поставленных нестереотипных задач.
Ситуационное моделирование (или решение ситуационных задач) как метод обучения применим и на теоретических, и на практических занятиях. Основными формами его реализации являются ситуации-иллюстрации (используются в ходе изложения лекционного материала с целью пояснения отдельных теоретических положений), ситуации-оценки (анализ и оценка студентами описанной преподавателем контекстной ситуации), ситуации-упражнения и ситуации-проблемы (анализ ситуации и выбор способа ее разрешения), ролевые ситуационные игры.
Одним из способов реализации ситуационнопроблемного подхода к обучению является задачная форма организации образовательного процесса, предполагающая разработку конкретных задач, направленных на разрешение контекстной проблемной ситуации профессионального или социального взаимодействия. Задачи могут быть связаны с поиском и обработкой информации, освоением способов применения знаний для решения практических проблем, разработкой стратегии деятельности, выбором средств реализации определенной социальной роли или профессиональной функции и т.п.
Все задачи можно разделить на три основных группы:
1) задачи, связанные с анализом и оценкой ситуации, поиском и обработкой информации;
2) задачи, связанные с выбором способов действий, преобразованием ситуации;
3) задачи, связанные с анализом результатов действий, контролем и коррекцией поведения и деятельности.
Современная педагогическая мысль в качестве наиболее активных методов обучения предусматривает способы, основанные на положениях коммуникативного подхода. В качестве одного из способов применяются интерактивные методы обучения, ориентированные на взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом, на доминирование активности обучающихся и на активизацию внутреннего диалога [6].
Постепенность и последовательность решения задач формирования профессиональных компетенций обеспечивает модульный подход [7]. Модуль - основная организационно-содержательная единица модульной системы образования, охватывающая учебный материал и включающая в себя несколько тем курса. Модуль имеет конкретную цель и определяет оптимальные способы ее достижения. Содержание модуля соотносится с компетенцией. Для каждого модуля формулируется четкая и измеряемая задача. В рамках компе-тентностного подхода каждый модуль содержит не только познавательную, но и профессиональную характеристику, в связи с чем можно говорить о двух его составляющих: познавательной (информационной),
направленной на формирование теоретических знаний, и учебно-профессиональной (деятельностной), направленной на формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний и практики принятия грамотных решений.
Необходимым элементом модульного обучения выступает рейтинговая система оценки знаний, предполагающая балльную оценку успеваемости обучающихся по результатам изучения каждого модуля.
Среди всех обозначенных подходов необходимо отметить ведущую роль компетентностного подхода, который в мировой образовательной практике выступает в качестве основного, поскольку на рынке труда востребованы сегодня не сами по себе знания, а способность продуктивно выполнять определенные функции, т.е. профессиональные компетенции.
Компетентностный подход, поднимая само профессиональное образование в области физической культуры и спорта на качественно новый, современный уровень, придает процессу подготовки специалистов по физической культуре и спорту деятельностный, прак-тико-ориентированный характер и позитивно влияет на
развитие инновационных процессов в сфере профессионального образования.
При этом компетентностный подход не отменяет другие подходы, а взаимодействует с ними [3, 6, 7].
Процесс формирования профессиональной компетентности в рекреационной деятельности, являющийся объектом нашего исследования, представляет собой особый вид деятельности, специфическую социальнопедагогическую систему, основывающуюся на принципах общей и профессиональной педагогики и психологии [8]. Анализ литературы и изучение основных требований к профессиональному образованию позволили определить, помимо компетентностного, другие ведущие концептуальные подходы, лежащие в основе процесса формирования специальных профессиональных компетенций: личностно-деятельностный, функциональный, задачный, коммуникативный, модульный, интегративный.
В заключение следует отметить, что понятие интеграции в образовании сегодня применяется очень широко и рассматривается в различных аспектах (интеграция учебных учреждений, интеграция инновационных процессов и т.д.). Наиболее распространенной и изученной является интеграция в содержательном плане, т.е. объединение образовательных областей, создание интегративных курсов. При этом часто речь идет о межпредметных связях. Но понятие интеграции имеет качественную специфику по сравнению с межпредметными связями даже самого высокого уровня. Она возникает там, где есть противоречие оппозиций (содержания, методов, процессов и т.д.). Интеграция представляет собой процесс разрешения противоречий, в результате которого появляется новая идея, новая тенденция, новый прием, новый смысл и т.д. [3].
Интегративный подход актуализирует и интегративный тип познания, сочетающий непосредственный опыт, системное мышление, продуктивный подход к проблеме и предполагающий познание целого не только на базе изучения его отдельных частей, но и выявления взаимосвязей между ними. Интегративный подход в обучении обеспечивает всестороннее видение и осознание сложных явлений и процессов социальной и профессиональной реальности, формирование целостного представления о конкретном предмете, явлении, виде деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Долгова Е.В. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности студентов АФК (на примере специализации «греб-
ной спорт») : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2001. 23 с.
2. Виденский В.Я. и др. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе : учеб. пособие / под ред. В.А. Сластенина.
М. : Педагогическое общество России, 2004. 275 с.
3. Гриценко ЛИ. Теория и практика обучения: интегративный подход : учеб. пособие. М. : Академия, 2008. 240 с.
4. Хазова С.А. Компетентность конкурентноспособного специалиста по физической культуре и спорту. М. : Академия естествознания. 2010.
ИНЬ: http://www.monographies.ru/61, дата обращения 10.10.2012.
5. Маслов В.И, Зволинская Н.Н. Компетентностный подход в сфере образования и возможности опоры на него в исследованиях проблем выс-
шего профессионального физкультурного образования // Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования в России : тез. докл. 3-й науч.-практ. конф. М., 2005. С. 243-245.
6. БайденкоВИ. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы) : метод. пособие. М., 2005. 114 с.
7. Хомылева А. Модульно-компетентностный подход в обучении преподавателей вуза информационным технологиям // Высшее образование в
России. 2007. № 9. С. 127-131.
8. Шарафеева А.Б., Загревский О.И. Моделирование процесса формирования профессиональной компетентности в рекреационной деятельно-
сти будущих бакалавров по физической культуре // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 349. С. 172-176.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 17 октября 2012 г.