Вестник Томского государственного университета. 2013. № 370. С. 144-147
УДК 378-096
А.Б. Шарафеева
ОЦЕНКА ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Представлена система оценки физкультурно-рекреационной компетентности будущего специалиста по физической культуре. Определены критерии, показатели и методики диагностики, позволяющие оценить уровень развития физкультурнорекреационной компетентности студентов. Описаны этапы ее формирования, даны характеристики каждого уровня, критерии и показатели сформированности физкультурно-рекреационной компетентности студентов.
Ключевые слова: специалист; физическая культура; оценка; физкультурно-рекреационные компетенции; рекреационная деятельность.
Анализ достижений студентов, проверка и оценка их знаний, выявление уровня сформированности профессиональных компетенций - необходимая сторона процесса обучения, составляющая часть содержания каждого его этапа. На протяжении всего процесса формирования рекреационных компетенций должна осуществляться обратная связь, наличие которой - характерный признак технологического обучения. Причем чем совершеннее обратная связь, тем успешнее осуществляется управление любым процессом. Ее оперативность увеличивается за счет тестового контроля. На заключительных этапах обучения формы и методы оценки существенно меняются. К этому моменту тестового контроля недостаточно, чтобы анализировать все достижения студентов, включая качество и объем знаний и умений, их функциональность и творческий перенос [1].
Процесс формирования физкультурно-рекреационной компетентности является поэтапным и уровне-вым. Мы выделяем четыре этапа формирования рекреационной компетентности будущих специалистов по физической культуре.
Первый этап (мотивационно-ориентировочный) обеспечивает формирование знаний о будущей профессиональной деятельности, раскрывает значение рекреационной деятельности, развитие у студентов познавательного интереса к будущей профессии.
Второй этап (учебно-теоретический) направлен на формирование интеллектуальных (теоретических) умений и способностей студентов решать теоретические задачи в учебном процессе. Профессиональные компетенции формируются через усвоение алгоритмов учебно-познавательной, учебно-практической, учебно-
исследовательской деятельности. Основным средством развития компетентности на данном этапе являются ситуационно-проблемные задачи.
Третий этап (учебно-практический) - этап формирования профессиональных компетенций в конкретных ситуациях рекреационной деятельности в процессе семинарских и практических занятий, связанный с формированием у студентов способностей применять знания и умения в ситуациях игрового взаимодействия, а также самостоятельно проектировать способы решения профессиональных проблем посредством разработки программ рекреационной направленности.
Четвертый этап (рефлексивный) направлен на непосредственное применение сформированных знаний и умений в условиях реальной профессиональной
деятельности, где осуществляется самостоятельное и осознанное выполнение профессиональных обязанностей [2].
Формирование компетентности закрепляется в определенной организационной структуре, которая характеризует проявления физкультурно-рекреационной компетентности и обладает уровневой характеристикой. В основе каждого уровня лежит степень сфор-мированности рекреационных компетенций в виде суммы показателей индивидуально-личностного развития студента.
Для анализа степени сформированности физкультурно-рекреационной компетентности нами разработаны четыре уровня. Каждому из них сооответствуют определенные количественные характеристики результатов обучения, соответствующие каждому уровню.
Низкий уровень. Рассматривается нами как самый элементарный. Характеризуется несформированностью мотивационного компонента в связи с отсутствием осознания смысла применения получаемых знаний, умений, навыков, пассивностью в обучении, доминированием негативной установки; знания носят фрагментарный, отрывочный, бессистемный характер, проявляются на уровне знакомства с учебным материалом; профессиональные умения, способности работать самостоятельно не развиты.
Достаточный уровень характеризуется способностью обеспечивать репродуктивную деятельность на уровне ситуативных знаний; профессиональные мотивы не выражены. Навыки организации самостоятельной работы развиты слабо, допускаются серьезные ошибки при применении известных алгоритмов действий. Обучающийся осознает воспринятый объем знаний и умеет применять эти знания. Знает правила действий и воспроизводит их без существенных изменений. При этом выбор знаний носит в основном случайный характер, обучающийся обладает недостаточными, поверхностными профессиональными знаниями и умениями, слабо владеет приемами умственных действий, не может самостоятельно применить имеющиеся знания к новым условиям.
Средний уровень характеризуется способностью обеспечить продуктивную деятельность: достаточно полные знания в области теоретических основ физической рекреации, практические умения и навыки позволяют грамотно выполнять разнообразную учебную деятельность под контролем и при консультативной помощи преподавателя. Обучающиеся проявляют созна-
тельный интерес, самостоятельность, включены в процесс самосовершенствования, руководствуясь личными и профессиональными мотивами. Познавательная активность проявляется в изучении дополнительных источников информации. Обучающийся обладает навыком «переноса» умений в новые условия, может использовать модели профессионального поведения (выполнять профессиональные действия «по образцу»), частично обосновывает выбор применяемых знаний и способов действий, но не всегда умеет применять их в стандартных профессиональных ситуациях, не всегда планирует ход своей деятельности.
Высокий уровень характеризуется способностью обеспечить продуктивную деятельность. Сформированные системные знания в сочетании с личностными качествами (самостоятельность, пунктуальность, инициативность, активность), сформированным профессиональным мотивом позволяют реализовать творческую деятельность при решении профессионально значимых задач. При этом полностью осознается ответственность за последствия своей учебно-профессиональной деятельности. Обучающийся свободно и уверенно чувствует себя в различных профессиональных ситуациях, отличается осознанностью, самостоятельностью, рефлексией в решении учебно-профессиональных задач, пониманием целей профессиональной деятельности.
Творческая самостоятельность создает условия для эффективной самореализации личности в образовательном пространстве вуза. Высшая школа должна исходить не из ложной предпосылки о необходимости давать формально будущему специалисту значительную по объему информацию, а из важнейшего принципа - творчески применять полученные знания, воспитывать вкус в самостоятельном применении своих знаний и удовлетворении своих интеллектуальных возможностей. Этого возможно достигнуть лишь строгой и взвешенной регламентацией постепенного вовлечения в процесс обучения, в творческий процесс познания, начиная с элементарных вещей, но обязательно через деятельность самого студента, через практику решения задач. Подлинным критерием качества знаний студентов должна являться успешность их
применения при решении практических задач. Следовательно, высокое качество знаний обеспечивается только в том случае, когда процесс учения будет направлен на формирование навыков по применению полученных знаний по физической культуре и спорту [3].
Системой критериев является идеальная модель, с которой сравнивается реальное явление и устанавливается степень их соответствия [4]. Предлагаемые нами критерии можно отнести к объективным, поскольку с их помощью мы устанавливаем, насколько будущий специалист по физической культуре соответствует профессиональным императивам в части их рекреационной составляющей.
Каждый из критериев раскрывается посредством системы эмпирических показателей, отражающих степень сформированности отдельно взятого компонента. Анализ изученной литературы и результатов педагогической практики позволяет говорить о том, что эти показатели должны удовлетворять требованиям конкретности, диагностичности, простоты для фиксации, доступности для понимания и применения.
В качестве критериев и показателей сформирован-ности физкультурно-рекреационной компетентности студентов нами выделены следующие компоненты: мотивационно-ценностный (сформированность профессионального мотива, мотива учебной деятельности) (табл. 1), когнитивный (объем, полнота, системность знаний в области теоретических основ физической рекреации, устойчивость знаний, сформированность познавательной активности студентов) (табл. 2), предметно-профессиональный (готовность к практическому применению полученных знаний в учебной и профессиональной деятельности, к самостоятельному, творческому решению поставленных профессиональных задач) (табл. 3), аналитико-рефлексивный (способность анализировать и оценивать собственную деятельность, тренировочную деятельность занимающихся и вносить соответствующие коррективы) (табл. 4), коммуникативный (сформированность навыков профессионально-педагогического общения и речевой подготовки) (табл. 5).
Т а б л и ц а 1
Мотивационно-ценностный компонент
Уровень Показатели
Сформированность профессионального мотива Сформированность положительного отношения к предмету «Физическая рекреация»
Высокий (5 баллов) Словесно-позитивное отношение к будущей профессиональной деятельности при выраженной активности обучения Позитивное отношение к учебной дисциплине при выраженной активности обучения
Средний (4 балла) Словесно-позитивное отношение к будущей профессиональной деятельности при выраженной пассивности обучения Позитивное отношение к учебной дисциплине при выраженной пассивности обучения
Достаточный (3 балла) Безразличное отношение к будущей профессиональной деятельности: отсутствие интереса и понимания Безразличное отношение к учебной дисциплине, отсутствие интереса и понимания
Низкий (2 балла) Отрицательное отношение к будущей профессиональной деятельности Отрицательное отношение к учебной дисциплине
Диагностика Анкетный опрос Анкетный опрос
Т а б л и ц а 2
Когнитивный компонент
Уровень Показатели
Объем, полнота, системность знаний в области теоретических основ физической рекреации Качество знаний в области теоретических основ физической рекреации (прочность, устойчивость) Сформированность познавательной активности
Высокий (5 баллов) Знания-трансформации*. Умение перенести полученные ранее знания на решение новых задач, новых проблем. Это уровень творчества Прочные, глубокие, четкие, осознанные, системные межпредметные знания Выраженная активность в обучении, подтвержденная участием обучающегося в НИРС, олимпиадах, конференциях, оригинальность мышления
О к о н ч а н и е т а б л. 2
Уровень Показатели
Объем, полнота, системность знаний в области теоретических основ физической рекреации Качество знаний в области теоретических основ физической рекреации (прочность, устойчивость) Сформированность познавательной активности
Средний (4 балла) Знания-умения*. Умение применить полученные знания в практической деятельности Четкие, осознанные, межтемные знания, характеризующиеся системностью Выраженная активность в обучении, изучение вопросов, выходящих за рамки программы учебной дисциплины
Достаточный (3 балла) Знания-копии*. Умение пересказать, репродуцировать ранее усвоенную учебную информацию Отсутствие взаимосвязи и взаимозаменяемости понятий, бессистемный характер Низкая активность в рамках образовательной программы учебной дисциплины, использование основных источников информации, заявленных в программе
Низкий (2 балла) Знания-знакомства*. Умение обучающегося опознать, различить знакомый ему ранее предмет, явление, определенную информацию Полученные знания носят слабый (поверхностный), фрагментарный, эпизодический, отрывочный характер Пассивность в обучении, использование материалов аудиторных занятий учебной дисциплины
Диагностика Теоретический опрос Решение учебных задач Компьютерное тестирование с множественным выбором Портфолио - комплексы индивидуальных учебных достижений студентов
* По В.П. Беспалько, 1970 [1].
Т а б л и ц а 3
Предметно-профессиональный компонент
Уровень Показатели
Готовность к практическому применению полученных знаний в области теоретических основ физической рекреации Готовность, способность к самостоятельному решению поставленных профессиональных задач Умение обучать выполнению упражнения
Высокий (5 баллов) Умение самостоятельно, используя межпредметные связи, продуктивно, творчески составлять комбинированный, оптимальный алгоритм действий Представление полных, осознанных, качественных результатов самостоятельной работы в рамках установленного учебного графика При показе упражнения демонстрируется высокая техника выполнения. Показ сопровождается комментарием. Демонстрируется высокий уровень сформированности навыков страховки и контроля при выполнении упражнения занимающимся
Средний (4 балла) Умение самостоятельно выбирать и комбинировать алгоритмы в зависимости от поставленной учебной задачи в рамках одной учебной дисциплины Осознанные результаты самостоятельной работы, выполненной с незначительной помощью преподавателя, представлены в рамках установленного учебного графика При показе упражнения демонстрируется хорошая техника, но в комментариях допускаются небольшие неточности. Демонстрируется хороший уровень сформи-рованности навыков страховки и контроля при выполнении упражнения занимающимся
Достаточный (3 балла) Умение выполнять известное действие по объединенному алгоритму, включающему ряд ранее изученных в рамках учебной дисциплины и заданных алгоритмов Отсутствие осознания представленных результатов самостоятельной работы, выполненной со значительной помощью преподавателя вне установленного учебного графика При показе упражнения допускаются ошибки, комментарий неполный. Демонстрируется невысокий уровень сформированности навыков страховки и контроля при выполнении упражнения занимающимся
Низкий (2 балла) Умение выполнять известные действия в рамках изученного, заранее обозначенного, заданного алгоритма Полностью несамостоятельная работа вне установленного учебного графика Техника выполнения упражнения неверная, комментарий практически отсутствует. Демонстрируется низкий уровень сформирован-ности навыков страховки и контроля при выполнении упражнения занимающимся
Диагностика Кейс-метод - имитация реального события - специальные проблемные задачи, в которых студенту предлагают осмыслить реальную профессиональную ситуацию Реферат. Построение программ рекреационной тренировки Проведение занятия по разработанной программе
Т а б л и ц а 4
Аналитико-рефлексивный компонент
Уровень Показатели
Умение анализировать профессиональную ситуацию и вносить коррективы в деятельность занимающихся Творческий подход при решении поставленных профессиональных задач
Высокий (5 баллов) При анализе ситуации полно и достаточно используются профессиональные знания. Демонстрируется хорошая способность к рефлексии, умение менять точку зрения на объект, ставить новые вопросы или видеть новые проблемы в профессиональной ситуации Способность к самостоятельному решению развернутых задач прикладного характера с использованием междисциплинарной информации на основе построения нового алгоритма
Средний (4 балла) При анализе ситуации профессиональные знания используются неполно, имеются незначительные ошибки. Обучающийся способен к рефлексии, может вносить коррективы в деятельность, но не на высоком уровне Способность к самостоятельному отбору информации для решения развернутой учебной задачи, построения новых алгоритмов в рамках учебного процесса
Достаточный (3 балла) При анализе ситуации профессиональные знания используются со значительными ошибками. Обучающийся не способен самостоятельно исправлять допущенные ошибки, видеть новые проблемы Способность к самостоятельному отбору необходимой информации для решения учебной задачи в рамках учебной дисциплины, но затруднения с ее дальнейшей обработкой
Низкий (2 балла) При анализе ситуации демонстрируется отсутствие профессиональных знаний. Умение анализировать профессиональную деятельность, корректировать её не сформировано Отсутствие творческого подхода, неспособность к решению творческих задач
Диагностика Ролевая игра - анализ конкретной профессиональной ситуации. Проведение практического занятия со студентами своей группы. Самооценка проведенного занятия Построение программ рекреационной тренировки
Т а б л и ц а 5
Коммуникативный компонент
Уровень Показатели
Умение устанавливать контакт Культура речи Умение повышать мотивацию занимающихся
Высокий (5 баллов) Быстро и легко входит в контакт. Не испытывает затруднений в выборе слов. Активно использует для установления контакта невербальные средства (визуальный контакт, жесты, интонацию) Демонстрирует высокую речевую культуру, грамотную, выразительную, эмоциональную речь Демонстрирует очень хорошо сформированное умение аргументированно и убедительно разъяснять профессиональную ситуацию, подтверждая сказанное конкретными фактами
Средний (4 балла) Проявляет хорошие способности к контактированию, иногда испытывает затруднения в выборе слов. Достаточно активно использует невербальные средства общения (визуальный контакт, жесты) Демонстрирует хороший уровень речевой культуры, иногда делает речевые ошибки. Речь достаточно выразительна, эмоциональна Не испытывает затруднений в выборе средств аргументации и убеждения. Речь достаточно убедительна и эмоциональна
Достаточный (3 балла) Испытывает затруднения при установлении контакта, в выборе слов. Демонстрирует небольшую речевую зажатость. Неактивно использует для установления контакта невербальные средства общения Демонстрирует невысокий уровень речевой культуры, затрудняется в выборе слов, делает речевые ошибки. В речи встречаются слова-паразиты Испытывает небольшие затруднения в выборе средств аргументации и убеждения. Речь малоубедительна, малоэмоциональна
Низкий (2 балла) Испытывает большие затруднения при установлении контакта, демонстрирует речевую зажатость, неумение использовать для установления контакта невербальные средства общения Обучающийся проявляет низкий уровень речевой культуры, в речи встречается тавтология, много ошибок, слов-паразитов Обучающийся испытывает большие затруднения в выборе средств аргументации и убеждения. Речь неубедительна, неэмоциональна
Диагностика Метод развивающейся кооперации - постановка задач, для которых нужно объединение студентов с распределением внутренних ролей в группе Ролевая игра (работа в малых группах) Ролевая игра (работа в малых группах)
Т а б л и ц а 6
Интегральная оценка сформированности физкультурно-рекреационной компетентности
Уровень Показатель
Высокий 61-75 баллов
Средний 46-60 баллов
Достаточный 31-45 баллов
Низкий Менее 30 баллов
Оценка представляет собой определение степени усвоения обучающимися знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ и руководящих документов обучения. Интегральная оценка - сумма баллов, полученных студентом по каждому компоненту физкультурно-рекреационной компетентности. Она позволяет определить уровень сформированности физкультурнорекреационной компетентности студента.
Одной из форм контроля освоения учебных дисциплин по образовательной программе служит модульнорейтинговая система оценки знаний. Она вводится в дополнение к традиционной четырехбалльной системе оценок. Введение рейтинговой системы направлено
на создание мотивации систематической работы студентов в течение семестра, обеспечение единого подхода к контролю учебной деятельности, повышение качества подготовки специалистов.
Образовательные технологии (способы выработки компетенций), методы оценки сформированности этих компетенций (оценочные средства) и контроля - неразрывно связанные аспекты обучения. Формы контроля должны стать своеобразным продолжением методик обучения, позволяя студенту более четко осознавать его достижения и недостатки, корректировать собственную активность, а преподавателю - направлять деятельность обучающегося в необходимое русло.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шарафеева А.Б., Загревский О И. Технология формирования профессиональных компетенций в рекреационной деятельности будущих спе-
циалистов по физической культуре и спорту // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 361. С. 153-156.
2. ШарафееваАБ. Содержание профессиональных компетенций рекреационной деятельности специалиста по физической культуре и спорту //
Вестник Томского государственного университета. 2013. № 366. С. 135-139.
3. Анцыперов ВВ. Формирование профессиональных компетенций у студентов вузов физической культуры // Успехи современного естество-
знания. 2010. № 9. С. 147-148. иИЬ: www.rae.ш/use/?section=content&op=show_article&article_id=7785184 (дата обращения: 01.03.2013).
4. Сергеева ВП. Проектно-организаторская функция воспитательной деятельности учителя (теория и практика). М., 2005.
5. БеспалькоВП. Программированное обучение (дидактические основы). М. : Высшая школа, 1970.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 12 марта 2013 г.