УДК 378
Володина Ксения Андреевна
Шадринский государственный педагогический институт
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ПРОФЕССИИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
В статье рассматриваются особенности формирования образа профессии. Представлена программа формирования образа профессии у студентов-психологов на начальных этапах обучения в вузе.
Ключевые слова: образ профессии, формирование образа профессии, программа формирования, психологический тренинг.
Период обучения в высшем учебном за ведении является важным этапом про фессионального становления личности. В этот период происходит формирование ценностных ориентаций, установок, профессиональной направленности, потребностей, личностных особенностей, профессиональных качеств, интеллекта и др. На данном этапе профессионального становления личности важно осознать те требования, которые предъявляет общество к специалисту и принять (или не принять) их в качестве собственного идеала, что невозможно без образа будущей профессии, который служит ориентиром для студентов в процессе обучения в вузе. Необходимость формирования образа профессии на начальных этапах обучения обусловлена тем, что полнота и реалистичность образа профессии дает студентам возможность более точно представить образ конечного результата своей будущей профессиональной деятельности, а также себя как будущего профессионала. А также позволит студентам более успешно справляться с трудными условиями в процессе обучения, а в будущем более эффективно выполнять профессиональную деятельность [3].
Проблема формирования образа профессии освещена в работах Б.Ф. Ломова, Н.Н. Курбет, М.Н. Рыбниковой, О.Д. Дячкина, Е.Ф Платаш.
Под образом профессии мы понимаем совокупность представлений человека о профессиональной деятельности и о себе как профессионале, включающая в себя взаимодополняющие компоненты, которые отражают знания о профессии, отношение к ней, к себе как профессионалу, профессиональную позицию личности и стремление стать профессионалом.
Образ профессии формируется на всех стадиях профессионального развития личности, и существенно расширяется на каждой последующей стадии развития.
По мнению Б.Ф. Ломова, в формировании образа профессии большую роль играют не только непосредственные восприятия объектов, ситуаций и т.д., но и знаковые системы (язык, карты, чертежи и т.д.).
В исследовании М.Н. Рыбниковой, формирование образа профессии является динамическим процессом, реализующимся через механизмы профес-
сионального становления и идентификации образа «Я сам» субъектов с «образом идеалом» при наличии у работников определенной мотивационной направленности и соответствующего уровня профессионально важных качеств. Формирование образа профессии автор определяет, как процесс, который предполагает наличие определенных механизмов, реализующихся через процессы обучения и идентификации специалистов с образом-идеалом; соблюдение условий; наличие критериев его сформированное™ [5].
Кунц Л.И. отмечает, что формирование образа будущей профессиональной деятельности личности происходит в процессе профессионального обучения в вузе под влиянием развития профессиональной направленности. Уровень профессиональной направленности (высокий, средний, низкий) отражает содержание образа будущей профессиональной деятельности личности. В качестве психологического фактора формирования образа будущей профессиональной деятельности личности выступает фактор профессиональной направленности и его составляющие (мотивы, направленность личности, эмоциональная направленность, ценности профессиональной деятельности) [2].
Дячкин О.Д. рассматривает формирование образа профессии как объединение различных сведений о профессии воедино, установление их взаимосвязи, что позволяет определить значение каждого нового знания в его отношении к уже имеющемуся содержанию основных структурных элементов (цель, предмет, средства). Автор считает, что формирование образа профессии у студентов, как одну из существенных характеристик компе-тентностного подхода к обучению. Это критерий профессионализации студента, его готовности к выполнению определенных социальных функций [1].
По мнению Е. Ф. Платаш, процесс формирования образа профессии представляет собой попытку системного построения «картины мира профессии», в которой наиболее существенными признаками выступают предмет и объект труда как система свойств и взаимоотношений вещей и явлений, которыми работающие люди мысленно или практически оперируют. Формирование образа профессии у студентов включает в себя процессы наполнения личностным смыслом определенных объек-
88
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Володина К.А., 2014
Технология формирования образа профессии у студентов-психологов на начальных этапах обучения в вузе
тивных свойств, характеризующих род занятий, которые обретают внутреннее значение для студентов [4].
Таким образом, авторы, изучающие процесс формирования образа профессии пытаются его более конкретизировать и рассмотреть как «картину мира профессии», где существенными признаками выступают новые знания об объекте и предмете труда, а также идентификации образа «Я сам» субъектов с «образом идеалом».
Основной целью нашего исследования являлась, разработка коррекционно-развивающей программы по формированию образа профессии у студентов-психологов на начальных этапах обучения в вузе.
Формирование образа профессии у студентов-психологов мы рассматриваем, как процесс целенаправленного и организованного изучения особенностей профессии психолог, усвоение модели специалиста психолога, овладение некоторыми профессиональными умениями, необходимыми им для успешной профессиональной деятельности.
Разработанная нами программа «Я - будущий психолог» направлена на формирование адекватных и более полных представлений у студентов-психологов о себе как будущем профессионале и о своей будущей профессиональной деятельности.
Теоретико-методологической основой программы формирования выступили: системный подход (К.Л. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.Г. Афанасьев, Б.Ф. Ломов, Э.Г. Юдин, В.Д. Шадриков и др.), личностно-дея-тельностный (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов и др.), профессиографический (Е.А. Климов, Г.С. Никифоров).
Программа «Я - будущий психолог» предназначена для студентов первого, второго курсов, обучающихся по направлению подготовки 0504000.62 психолого-педагогическое образование, профиль психология образования, включает в себя пять этапов.
Первый этап - диагностический. На данном этапе изучались особенности образа профессии у студентов-психологов с помощью комплекса психодиагностических методик, в состав которого входят: 1) диагностика мотивационных факторов профессиональной деятельности сотрудников (Ш. Рич, П. Мартин); 2) опросник для изучения ведущих мотивов деятельности психолога (Г.С. Помаз);
3) опросник терминальных ценностей (Н.Г. Сенин);
4) анкета профессиональных представлений о будущей профессии; 5) методика самооценки профессионально-значимых качеств; 6) тест «Удовлетворённость выбранной профессией» (А.А. Реан, модификация В.А. Ядова, Н.В. Кузьминой); 7) мини-тест для выявления профессиональных позиций студентов-психологов (Л.Б. Шнейдер). Это позволило нам определить, сформированность образа
профессии и его компонентов у студентов-психологов на начальном этапе обучения в вузе.
Второй этап - мотивационный. По итогам психодиагностического этапа исследования со студентами-психологами были проведены беседы по полученным результатам. Раскрыта необходимость формирования образа профессии у студентов на начальных этапах обучения в вузе. Даны рекомендации по формированию образа профессии. Определен состав участников экспериментальной группы.
Третий этап - ориентировочный - начало работы с участниками экспериментальной группы. Целью данного этапа является формирование представлений у студентов-психологов о целях и задачах предстоящей коррекционно-развивающей деятельности. Наиболее эффективным методом формирования образа профессии у студентов-психологов на начальных этапах обучения в вузе, по нашему мнению, является групповой психологический тренинг.
Как отмечает И.В. Вачков, групповой психологический тренинг - это совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития.
Групповой психологический тренинг, входящий в программу «Я - будущий психолог», содержит четыре модуля: «Психология как профессия», «Модель специалиста психолога», «Особенности профессиональной деятельности психолога» и «Пути профессионального совершенствования», которые отражают особенности структуры образа профессии психолог.
Данный тренинг рассчитан на группу из 1618 человек, состоит из 10 занятий, продолжительностью 3 часа. Каждое занятие включает в себя вводную часть, основную часть, релаксационную и заключительную части.
Вводная часть направлена на создание благоприятной и дружеской атмосферы в группе; содержит приветствие, а также упражнения, направленные на создание работоспособности в группе.
В основную часть входят упражнения, отражающие цели и задачи каждого занятия, а также мини-лекции, способствующие формированию и совершенствованию теоретических знаний у студентов-психологов о будущей профессиональной деятельности. В течение каждого занятия проводились разминки, где упражнения были направлены на снятие напряжения и поддержания работоспособности группы, а также на развитие навыков группового взаимодействия.
Релаксационная часть занятий способствует снятию психоэмоционального, мышечного напряжения, высвобождению от лишних нагрузок в целом, что улучшает процесс усвоения новых знаний и умений.
Заключительная часть предусматривает упражнения и игры на прощание, способствующие уста-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2
89
новлению позитивного эмоционального контакта между участниками, и рефлексию каждого занятия.
На ориентировочном этапе реализуется первый модуль «Психология как профессия», который направлен на определение особенностей профессии психолог в современном мире.
Таким образом, третий этап позволяет сориентировать студентов-психологов в дальнейшей совместной работе, т.е. определить цели и задачи психологического тренинга и позволяет выявить ряд особенностей, характерных именно для профессии психолог.
Четвертый этап - конструктивно-формирующий. Работа на данном основном этапе предполагает развитие, изменение и совершенствование составляющих образа профессии у студентов-психологов, способствующая формированию более полного, яркого и насыщенного их образа профессии.
На конструктивно-формирующем этапе реализуются три модуля «Модель специалиста психолога», «Особенности профессиональной деятельности психолога» и «Пути профессионального совершенствования».
Модуль «Модель специалиста психолога» направлен на изучение профессионально-важных качеств психолога, его личностных характеристик, а также на рассмотрение технологии формирования имиджа психолога.
Третий модуль «Особенности профессиональной деятельности психолога» содержит в себе занятия, которые отражают как особенности деятельности психолога в целом, так и специфику деятельности педагога-психолога.
Четвертый модуль «Пути профессионального совершенствования» направлен на определение жизненных целей и профессионального пути студентов-психологов.
Таким образом, на данном этапе были изучены требования, предъявляемые к личности психолога, усвоены профессионально важные качества психолога, рассмотрена технология создания имиджа психолога, определены профессиональные пути участников тренинга.
Пятый этап - обобщающе-закрепляющий, направлен на закрепление полученных знаний и профессиональных навыков; подведение итогов.
На данном заключительном этапе, основная задача сводилась к написанию сочинение-эссе «Моя профессия - психолог», что способствовало обобщению и систематизации знаний о получаемой профессии и представлению себя как будущего профессионала. Также участники заполняли анкету по оценке тренинга, что обеспечивало субъективную оценку эффективности пройденного тренинга.
Обобщающее-закрепляющий этап предполагает завершение работы по формированию образа
профессии у студентов-психологов на начальных этапах обучения.
Таким образом, проведенная работа по формированию образа профессии у студентов-психологов на начальных этапах обучения в вузе: способствует совершенному образу картины будущей профессиональной среды, предупреждает появление возможных пробелов в образе профессии у студентов-психологов, позволяет определить путь профессионального саморазвития и самосовершенствования, исходя из своих четко поставленных целей и стремлений стать профессионалом.
Итак, формирование образа профессии представляет собой процесс целенаправленного изучения характерных особенностей будущей профессии, рассмотрение личностных и профессиональных качеств специалиста будущей профессии, усвоение профессиональных навыков и умений.
Программа «Я - будущий психолог» направлена на формирование образа профессии у студентов-психологов на начальных этапах обучения в вузе, способствует изменению, развитию, формированию, совершенствованию представлений у студентов-психологов о себе как будущем профессионале и о своей будущей профессиональной деятельности.
Представленная программа по формированию образа профессии у студентов-психологов на начальных этапах обучения в вузе предполагает повторное проведение комплекса психодиагностических методик, а также сравнение полученных результатов экспериментальной и контрольной групп, которое позволяет оценить эффективность данной программы.
Библиографический список
1. Дячкин О.Д. Образ профессии в системе целей профессионального образования // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 7. - С. 20-22.
2. Кунц Л.И. Профессиональная направленность как фактор формирования образа будущей профессиональной деятельности личности: На материале студентов-психологов: Дис. ... канд. психол. наук. -Новосибирск, 2005. - 216 с.
3. Курбет Н.Н. Акмеологические условия и факторы развития образа профессии у студентов политехнического колледжа: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006. - 23 с.
4. Платаш Е.Ф. Организационно-педагогические условия формирования образа будущей профессии у студентов специальностей экономического профиля: Дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2011. - 189 с.
5. Рыбникова М.Н. Индивидуально-типологические и социально-психологические факторы формирования образа профессии: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2008. - 26 с.
90
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20