Научная статья на тему 'Технология формирования образа профессии у студентов-психологов на начальных этапах обучения в вузе'

Технология формирования образа профессии у студентов-психологов на начальных этапах обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
861
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ПРОФЕССИИ / ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ПРОФЕССИИ / ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / PROFESSION IMAGE / PROFESSION IMAGE FORMATION / FORMATION PROGRAM / PSYCHOLOGICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Володина Ксения Андреевна

В статье рассматриваются особенности формирования образа профессии. Представлена программа формирования образа профессии у студентов-психологов на начальных этапах обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image formation technology of the profession for psychology students on the primary stages at the university

The article considers the peculiarities of the image formation of the profession. The program of the image formation of the profession for psychology students on the primary stages of learning at the University is presented here.

Текст научной работы на тему «Технология формирования образа профессии у студентов-психологов на начальных этапах обучения в вузе»

УДК 378

Володина Ксения Андреевна

Шадринский государственный педагогический институт

[email protected]

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ПРОФЕССИИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В статье рассматриваются особенности формирования образа профессии. Представлена программа формирования образа профессии у студентов-психологов на начальных этапах обучения в вузе.

Ключевые слова: образ профессии, формирование образа профессии, программа формирования, психологический тренинг.

Период обучения в высшем учебном за ведении является важным этапом про фессионального становления личности. В этот период происходит формирование ценностных ориентаций, установок, профессиональной направленности, потребностей, личностных особенностей, профессиональных качеств, интеллекта и др. На данном этапе профессионального становления личности важно осознать те требования, которые предъявляет общество к специалисту и принять (или не принять) их в качестве собственного идеала, что невозможно без образа будущей профессии, который служит ориентиром для студентов в процессе обучения в вузе. Необходимость формирования образа профессии на начальных этапах обучения обусловлена тем, что полнота и реалистичность образа профессии дает студентам возможность более точно представить образ конечного результата своей будущей профессиональной деятельности, а также себя как будущего профессионала. А также позволит студентам более успешно справляться с трудными условиями в процессе обучения, а в будущем более эффективно выполнять профессиональную деятельность [3].

Проблема формирования образа профессии освещена в работах Б.Ф. Ломова, Н.Н. Курбет, М.Н. Рыбниковой, О.Д. Дячкина, Е.Ф Платаш.

Под образом профессии мы понимаем совокупность представлений человека о профессиональной деятельности и о себе как профессионале, включающая в себя взаимодополняющие компоненты, которые отражают знания о профессии, отношение к ней, к себе как профессионалу, профессиональную позицию личности и стремление стать профессионалом.

Образ профессии формируется на всех стадиях профессионального развития личности, и существенно расширяется на каждой последующей стадии развития.

По мнению Б.Ф. Ломова, в формировании образа профессии большую роль играют не только непосредственные восприятия объектов, ситуаций и т.д., но и знаковые системы (язык, карты, чертежи и т.д.).

В исследовании М.Н. Рыбниковой, формирование образа профессии является динамическим процессом, реализующимся через механизмы профес-

сионального становления и идентификации образа «Я сам» субъектов с «образом идеалом» при наличии у работников определенной мотивационной направленности и соответствующего уровня профессионально важных качеств. Формирование образа профессии автор определяет, как процесс, который предполагает наличие определенных механизмов, реализующихся через процессы обучения и идентификации специалистов с образом-идеалом; соблюдение условий; наличие критериев его сформированное™ [5].

Кунц Л.И. отмечает, что формирование образа будущей профессиональной деятельности личности происходит в процессе профессионального обучения в вузе под влиянием развития профессиональной направленности. Уровень профессиональной направленности (высокий, средний, низкий) отражает содержание образа будущей профессиональной деятельности личности. В качестве психологического фактора формирования образа будущей профессиональной деятельности личности выступает фактор профессиональной направленности и его составляющие (мотивы, направленность личности, эмоциональная направленность, ценности профессиональной деятельности) [2].

Дячкин О.Д. рассматривает формирование образа профессии как объединение различных сведений о профессии воедино, установление их взаимосвязи, что позволяет определить значение каждого нового знания в его отношении к уже имеющемуся содержанию основных структурных элементов (цель, предмет, средства). Автор считает, что формирование образа профессии у студентов, как одну из существенных характеристик компе-тентностного подхода к обучению. Это критерий профессионализации студента, его готовности к выполнению определенных социальных функций [1].

По мнению Е. Ф. Платаш, процесс формирования образа профессии представляет собой попытку системного построения «картины мира профессии», в которой наиболее существенными признаками выступают предмет и объект труда как система свойств и взаимоотношений вещей и явлений, которыми работающие люди мысленно или практически оперируют. Формирование образа профессии у студентов включает в себя процессы наполнения личностным смыслом определенных объек-

88

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Володина К.А., 2014

Технология формирования образа профессии у студентов-психологов на начальных этапах обучения в вузе

тивных свойств, характеризующих род занятий, которые обретают внутреннее значение для студентов [4].

Таким образом, авторы, изучающие процесс формирования образа профессии пытаются его более конкретизировать и рассмотреть как «картину мира профессии», где существенными признаками выступают новые знания об объекте и предмете труда, а также идентификации образа «Я сам» субъектов с «образом идеалом».

Основной целью нашего исследования являлась, разработка коррекционно-развивающей программы по формированию образа профессии у студентов-психологов на начальных этапах обучения в вузе.

Формирование образа профессии у студентов-психологов мы рассматриваем, как процесс целенаправленного и организованного изучения особенностей профессии психолог, усвоение модели специалиста психолога, овладение некоторыми профессиональными умениями, необходимыми им для успешной профессиональной деятельности.

Разработанная нами программа «Я - будущий психолог» направлена на формирование адекватных и более полных представлений у студентов-психологов о себе как будущем профессионале и о своей будущей профессиональной деятельности.

Теоретико-методологической основой программы формирования выступили: системный подход (К.Л. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.Г. Афанасьев, Б.Ф. Ломов, Э.Г. Юдин, В.Д. Шадриков и др.), личностно-дея-тельностный (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов и др.), профессиографический (Е.А. Климов, Г.С. Никифоров).

Программа «Я - будущий психолог» предназначена для студентов первого, второго курсов, обучающихся по направлению подготовки 0504000.62 психолого-педагогическое образование, профиль психология образования, включает в себя пять этапов.

Первый этап - диагностический. На данном этапе изучались особенности образа профессии у студентов-психологов с помощью комплекса психодиагностических методик, в состав которого входят: 1) диагностика мотивационных факторов профессиональной деятельности сотрудников (Ш. Рич, П. Мартин); 2) опросник для изучения ведущих мотивов деятельности психолога (Г.С. Помаз);

3) опросник терминальных ценностей (Н.Г. Сенин);

4) анкета профессиональных представлений о будущей профессии; 5) методика самооценки профессионально-значимых качеств; 6) тест «Удовлетворённость выбранной профессией» (А.А. Реан, модификация В.А. Ядова, Н.В. Кузьминой); 7) мини-тест для выявления профессиональных позиций студентов-психологов (Л.Б. Шнейдер). Это позволило нам определить, сформированность образа

профессии и его компонентов у студентов-психологов на начальном этапе обучения в вузе.

Второй этап - мотивационный. По итогам психодиагностического этапа исследования со студентами-психологами были проведены беседы по полученным результатам. Раскрыта необходимость формирования образа профессии у студентов на начальных этапах обучения в вузе. Даны рекомендации по формированию образа профессии. Определен состав участников экспериментальной группы.

Третий этап - ориентировочный - начало работы с участниками экспериментальной группы. Целью данного этапа является формирование представлений у студентов-психологов о целях и задачах предстоящей коррекционно-развивающей деятельности. Наиболее эффективным методом формирования образа профессии у студентов-психологов на начальных этапах обучения в вузе, по нашему мнению, является групповой психологический тренинг.

Как отмечает И.В. Вачков, групповой психологический тренинг - это совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития.

Групповой психологический тренинг, входящий в программу «Я - будущий психолог», содержит четыре модуля: «Психология как профессия», «Модель специалиста психолога», «Особенности профессиональной деятельности психолога» и «Пути профессионального совершенствования», которые отражают особенности структуры образа профессии психолог.

Данный тренинг рассчитан на группу из 1618 человек, состоит из 10 занятий, продолжительностью 3 часа. Каждое занятие включает в себя вводную часть, основную часть, релаксационную и заключительную части.

Вводная часть направлена на создание благоприятной и дружеской атмосферы в группе; содержит приветствие, а также упражнения, направленные на создание работоспособности в группе.

В основную часть входят упражнения, отражающие цели и задачи каждого занятия, а также мини-лекции, способствующие формированию и совершенствованию теоретических знаний у студентов-психологов о будущей профессиональной деятельности. В течение каждого занятия проводились разминки, где упражнения были направлены на снятие напряжения и поддержания работоспособности группы, а также на развитие навыков группового взаимодействия.

Релаксационная часть занятий способствует снятию психоэмоционального, мышечного напряжения, высвобождению от лишних нагрузок в целом, что улучшает процесс усвоения новых знаний и умений.

Заключительная часть предусматривает упражнения и игры на прощание, способствующие уста-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

89

новлению позитивного эмоционального контакта между участниками, и рефлексию каждого занятия.

На ориентировочном этапе реализуется первый модуль «Психология как профессия», который направлен на определение особенностей профессии психолог в современном мире.

Таким образом, третий этап позволяет сориентировать студентов-психологов в дальнейшей совместной работе, т.е. определить цели и задачи психологического тренинга и позволяет выявить ряд особенностей, характерных именно для профессии психолог.

Четвертый этап - конструктивно-формирующий. Работа на данном основном этапе предполагает развитие, изменение и совершенствование составляющих образа профессии у студентов-психологов, способствующая формированию более полного, яркого и насыщенного их образа профессии.

На конструктивно-формирующем этапе реализуются три модуля «Модель специалиста психолога», «Особенности профессиональной деятельности психолога» и «Пути профессионального совершенствования».

Модуль «Модель специалиста психолога» направлен на изучение профессионально-важных качеств психолога, его личностных характеристик, а также на рассмотрение технологии формирования имиджа психолога.

Третий модуль «Особенности профессиональной деятельности психолога» содержит в себе занятия, которые отражают как особенности деятельности психолога в целом, так и специфику деятельности педагога-психолога.

Четвертый модуль «Пути профессионального совершенствования» направлен на определение жизненных целей и профессионального пути студентов-психологов.

Таким образом, на данном этапе были изучены требования, предъявляемые к личности психолога, усвоены профессионально важные качества психолога, рассмотрена технология создания имиджа психолога, определены профессиональные пути участников тренинга.

Пятый этап - обобщающе-закрепляющий, направлен на закрепление полученных знаний и профессиональных навыков; подведение итогов.

На данном заключительном этапе, основная задача сводилась к написанию сочинение-эссе «Моя профессия - психолог», что способствовало обобщению и систематизации знаний о получаемой профессии и представлению себя как будущего профессионала. Также участники заполняли анкету по оценке тренинга, что обеспечивало субъективную оценку эффективности пройденного тренинга.

Обобщающее-закрепляющий этап предполагает завершение работы по формированию образа

профессии у студентов-психологов на начальных этапах обучения.

Таким образом, проведенная работа по формированию образа профессии у студентов-психологов на начальных этапах обучения в вузе: способствует совершенному образу картины будущей профессиональной среды, предупреждает появление возможных пробелов в образе профессии у студентов-психологов, позволяет определить путь профессионального саморазвития и самосовершенствования, исходя из своих четко поставленных целей и стремлений стать профессионалом.

Итак, формирование образа профессии представляет собой процесс целенаправленного изучения характерных особенностей будущей профессии, рассмотрение личностных и профессиональных качеств специалиста будущей профессии, усвоение профессиональных навыков и умений.

Программа «Я - будущий психолог» направлена на формирование образа профессии у студентов-психологов на начальных этапах обучения в вузе, способствует изменению, развитию, формированию, совершенствованию представлений у студентов-психологов о себе как будущем профессионале и о своей будущей профессиональной деятельности.

Представленная программа по формированию образа профессии у студентов-психологов на начальных этапах обучения в вузе предполагает повторное проведение комплекса психодиагностических методик, а также сравнение полученных результатов экспериментальной и контрольной групп, которое позволяет оценить эффективность данной программы.

Библиографический список

1. Дячкин О.Д. Образ профессии в системе целей профессионального образования // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 7. - С. 20-22.

2. Кунц Л.И. Профессиональная направленность как фактор формирования образа будущей профессиональной деятельности личности: На материале студентов-психологов: Дис. ... канд. психол. наук. -Новосибирск, 2005. - 216 с.

3. Курбет Н.Н. Акмеологические условия и факторы развития образа профессии у студентов политехнического колледжа: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006. - 23 с.

4. Платаш Е.Ф. Организационно-педагогические условия формирования образа будущей профессии у студентов специальностей экономического профиля: Дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2011. - 189 с.

5. Рыбникова М.Н. Индивидуально-типологические и социально-психологические факторы формирования образа профессии: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2008. - 26 с.

90

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.