УДК 378:159.9
ББК Ч448.043 ГСНТИ 14.35.01 Код ВАК 19.00.07
Володина Ксения Андреевна,
преподаватель, Сибирский профессиональный колледж, г. Омск; соискатель, кафедра психологии развития и педагогической психологии, Шадринский государственный педагогический институт; 641800, Курганская обл., г. Шадринск, ул. К. Либкнехта, д. 3; e-mail: [email protected]
Колмогорцева Наталия Николаевна,
кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии развития и педагогической психологии, Шадринский государственный педагогический институт; 641800, Курганская обл., г. Шадринск, ул. К. Либкнехта, д. 3; e-mail: [email protected]
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА ПРОФЕССИИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образ; образ мира; образ профессии; типы сформированное™ образа профессии; формирование образа профессии.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается экспериментальное исследование образа профессии, где последовательно представлены изучение и формирование образа профессии студентов-психологов на начальных этапах обучения.
Volodina Ksenia Andreevna,
Teacher of Siberian Professional College, Omsk, Russia; Degree Applicant of Department of Psychology of Development and Pedagogical Psychology, Shadrinsk State Pedagogical Institute, Shadrinsk, Russia.
Kolmogorzeva Natalia Nikholaievna,
Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of Psychology of Development and Pedagogical Psychology, Shadrinsk State Pedagogical Institute, Shadrinsk, Russia.
EXPERIMENTAL STUDY OF THE IMAGE OF THEIR FUTURE PROFESSION OF STUDENTS OF PSYCHOLOGY AT INITIAL STAGES OF EDUCATION
KEY WORDS: image; world image; image of profession; types of profession images; formation of the profession image.
ABSTRACT. The article presents an experimental research of the image of profession, where the formation of the profession image of the students of psychology at initial stages of education is successively considered.
Формирование образа профессии у студентов-психологов является критерием их профессионализации, готовности выполнять определенные социальные функции, так как степень сформиро-ванности образа профессии психолога определяет уровень отчетливости цели деятельности молодого человека - будущего специалиста. Развитие профессиональных представлений позволяет уточнить цель и специфику будущей профессиональной деятельности и таким образом оформляет процессы внутренней детерминации, то есть имеет мотивирующее значение. Понятие «образ» более детально было рассмотрено в работе А. Н. Леонтьева «Образ мира», где отражено, что образ играет важную роль в процессе психического отражения объективной реальности личностью. По мнению А. Н. Леонтьева, восприятие носит не пассивный, исключительно реактивный характер, но включает в себя формирование образа окружающей действительности. Автор рассматривает образ как активное, действующее начало, влияющее не только на сам характер восприятия, но и на мотива-
ционную сферу личности, а через нее - на деятельность субъекта [2, с. 251-261].
В рамках современной психологии образ - это субъективный феномен, формирующийся в процессе предметно-практической, чувственной и мыслительной активности и представляющий собой результат целостного, интегрального отражения окружающей действительности. Психические образы выполняют не только познавательную функцию, изучающуюся в рамках когнитивной психологии, психосемантики, но и общерегу-лирующую, приспособительную функцию [5].
Понятие «образ» неотделимо от широкого понятия образа мира как целостной, многоуровневой системы представлений человека о мире, о других людях, о себе и своей деятельности [4]. Образ мира является неотъемлемой частью сознания человека, именно он дает человеку возможности расти, развиваться и совершенствоваться как в жизненном, так и в профессиональном планах.
Образ мира содержит в себе большое многообразие профессий, профессиональная составляющая образа мира дает возможность выбрать ту или иную профессио-
© Володина К. А., Колмогорцева Н. Н., 2014
нальную деятельность, которая больше привлекает человека. Далее, в процессе профессионального обучения у человека начинает формироваться образ будущей профессии, что определяет его дальнейшее профессиональное развитие и самосовершенствование.
Проблема формирования образа профессии освещена в исследованиях следующих авторов: Б. Ф. Ломова, Н. Н. Курбет, М. Н. Рыбниковой, О. Д. Дячкина, Е. Ф Пла-таш. Образ профессии выступает небольшой частью образа мира, особая роль которого как интегрального образования личности состоит в его прогностичности - он содержит в явном или неявном виде прогноз на ближайшее и отдаленное будущее, что определяет мотивацию деятельности человека и его стратегии [3].
Образ профессии в нашем исследовании рассматривается как совокупность представлений человека о профессиональной деятельности и о себе как профессионале, включающая взаимодополняющие компоненты, которые отражают знания о профессии, отношение к ней, к себе как профессионалу, профессиональную позицию личности и стремление стать профессионалом.
Экспериментальное исследование образа профессии психолога проводилось на базе Шадринского государственного педагогического института и Омского государственного педагогического университета. В исследовании приняли участие 152 студента-психолога первого и второго курсов.
Для изучения особенностей образа профессии у студентов-психологов был специально подобран комплекс психодиагностических методик, в состав которого вошли следующие: 1) диагностика мотивационных факторов профессиональной деятельности сотрудников (Ш. Рич, П. Мартин); 2) опросник для изучения ведущих мотивов деятельности психолога (Г. С. Помаз); 3) опросник терминальных ценностей (Н. Г. Сенин); 4) анкета профессиональных представлений о будущей профессии; 5) методика самооценки профессионально значимых качеств; 6) тест «Удовлетворенность выбранной профессией» (А. А. Реана, модификация В. А. Ядова, Н. В. Кузьминой); 7) мини-тест для выявления профессиональных позиций студентов-психологов (Л. Б. Шней-дер). Данный комплекс позволил нам определить сформированность образа профессии и его компонентов у студентов-психологов на начальных этапах обучения в вузе.
В нашем исследовании в структуре образа профессии выделены следующие компоненты: когнитивный, мотивационно-цен-ностный, эмоциональный.
Когнитивный компонент предполагает овладение системой знаний о выбранной профессии, о профессиональной деятельности, о профессионале, представления о себе как профессионале. Мотивационно-цен-ностный компонент включает ценностные ориентации личности, осознанность выбора профессии, ее роли в обществе, мотивацию (готовность к овладению профессией), установку на профессиональный успех, потребность в профессиональном росте, развитии и совершенствовании. Эмоциональный компонент представляет собой оценку себя как будущего профессионала, принятие или непринятие себя как профессионала, отношение к себе как к профессионалу, к своей профессии и профессиональной деятельности. Каждый компонент структуры дополняет другие и образует некую единую систему - образ профессии, который складывается на протяжении всей деятельности человека, но фундамент образа профессии закладывается в процессе обучения и влияет на профессиональное становление и развитие. Выделенные компоненты образа профессии были уточнены с помощью факторного анализа, между данными компонентами выявлены зависимости, доказывающие их взаимосвязь.
На основе полученных результатов констатирующего эксперимента нами были определены уровни сформированности образа профессии у студентов-психологов -низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий, - которые в дальнейшем были названы соответствующими типами сформированности образа профессии: «Непрофессиональный» (низкий уровень), «Профессиональный маргинал» (уровень ниже среднего), «Профессионально ознакомленный» (средний уровень), «Допро-фессиональный» (уровень выше среднего), «Профессиональный» (высокий уровень).
В результате констатирующего эксперимента были сделаны выводы о том, что большая часть испытуемых оказались на среднем и ниже среднего уровнях - 118 человек (77,6%), что говорит о недостаточной сформированности образа профессии психолога. Для большинства студентов-психологов характерно положительное отношение к профессии. Стремление к развитию и самосовершенствованию и как личности, и как профессионала выражено недостаточно. На данный момент студенты-психологи не считают нужным использовать творческий подход в своей будущей профессиональной деятельности. Уровень знаний о своей будущей профессии, профессиональной деятельности, о личности психолога недостаточен, для того чтобы образ профессии, себя как будущего профессионала был
завершен, сформирован. Полученные данные позволили нам определить логику формирующего эксперимента с целью повышения уровня сформированности образа профессии у студентов-психологов на начальных этапах обучения в вузе.
Формирование образа профессии у студентов-психологов мы рассматриваем как процесс целенаправленного и организованного изучения особенностей профессии психолог, усвоение модели специалиста психолога, овладение некоторыми профессиональными умениями, необходимыми им для успешной профессиональной деятельности. Предполагаем, что формирование образа профессии у студентов-психологов посредством специально разработанной программы будет способствовать повышению уровня сформированности образа получаемой профессии и улучшению их профессиональной подготовки.
На основании анализа теоретических и эмпирических исследований была разработана программа по формированию образа профессии у студентов-психологов на начальных этапах обучения в вузе «Я - будущий психолог». Разработанная нами программа «Я - будущий психолог» направлена на формирование адекватных и более полных представлений у студентов-психологов о себе как будущем профессионале и о своей будущей профессиональной деятельности.
Теоретико-методологической основой программы формирования образа профессии у студентов-психологов на начальном этапе обучения в вузе выступают: системный подход (К. Л. Абульханова-Славская, А. Г. Асмо-лов, Б. Г. Ананьев, В. Г. Афанасьев, Б. Ф. Ломов, Э. Г. Юдин, В. Д. Шадриков и др.), лич-ностно-деятельный (Л. С. Выготский,
А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов и др.); профессиографический (Е. А. Климов,
Г. С. Никифоров).
Программа «Я - будущий психолог» включает в себя пять этапов.
Первый этап - диагностический. На данном этапе изучались особенности образа профессии у студентов-психологов с помощью комплекса психодиагностических методик. Это позволило нам определить сформированность образа профессии и его компонентов у студентов-психологов на начальном этапе обучения в вузе.
Второй этап - мотивационный. По итогам психодиагностического этапа исследования со студентами-психологами были проведены беседы по полученным результатам. Раскрыта необходимость формирования образа профессии у студентов-психологов на начальных этапах обучения в вузе. Даны рекомендации по формирова-
нию своего образа профессии. Определен состав участников экспериментальной группы.
Третий этап - ориентировочный - начало работы с участниками экспериментальной группы. Целью данного этапа является формирование представлений у студентов-психологов о целях и задачах предстоящей коррекционно-развивающей деятельности. Наиболее эффективным методом формирования образа профессии у студентов-психологов на начальных этапах обучения в вузе, по нашему мнению, является групповой психологический тренинг, реализуется модуль «Психология как профессия».
Четвертый этап - конструктивно формирующий. Работа на данном основном этапе предполагает развитие, изменение и совершенствование составляющих образа профессии у студентов-психологов, что способствует формированию у них более полного, яркого и насыщенного образа профессии. Основным содержанием программы выступает групповой психологический тренинг, включающий себя три модуля: «Модель специалиста психолога», «Особенности профессиональной деятельности психолога» и «Пути профессионального совершенствования», - которые отражают особенности структуры образа профессии психолог.
Пятый этап - обощающе-закрепляю-щий, направлен на закрепление полученных знаний и профессиональных навыков, подведение итогов.
На этапе формирующего эксперимента объем выборки составил 36 человек - две группы, экспериментальная и контрольная. Обе группы обучались на I курсе по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования», в каждой группе наблюдалось равное процентное соотношение типов сформированности образа профессии. Для доказательства однородности выборки был использован ^критерий Стьюдента.
Проведенная работа по формированию образа профессии у студентов-психологов на начальных этапах обучения в вузе способствует совершенствованию образа картины будущей профессиональной среды, предупреждает появление возможных пробелов в образе профессии у студентов-психологов, позволяет определить путь профессионального саморазвития и самосовершенствования исходя из своих четко поставленных целей и стремлений стать профессионалом.
Далее осуществлялась повторная диагностика показателей образа профессии у студентов. Полученные данные контрольной и экспериментальной групп сравнива-
лись с помощью ^критерия Стьюдента, который показал, что у контрольной группы до и после формирующего эксперимента значимые различия отсутствуют. У студентов-психологов экспериментальной группы значимые различия есть, кроме двух показателей - удовлетворенность свои образом Я и самооценка профессионально значимых качеств. По данным показателям изменения есть, но они незначительны, мы предполагаем, что это связано с тем, что в результате констатирующего эксперимента данные показатели имели достаточно высокие баллы, поэтому значительных изменений и не произошло, в результате формирующего эксперимента данные показатели сохранили свои высокие позиции.
Между экспериментальной и контрольной группами после формирующего эксперимента есть значимые различия. Уровень значимости у большинства показателей р<0,05, кроме показателей развитие себя (0,162) и удовольствия от помощи другим людям (0,081). Мы предполагаем, что значимые изменения по данным показателям не произошли ввиду недостаточного времени формирующего воздействия, на которое рассчитана экспериментальная программа. Кроме того, оказание помощи другим у студентов-психологов в профессиональном смысле практически не реализуется на данный момент, постепенное профессиональное насыщение, приобретаемое в процессе прохождения психолого-педагогической практики, будет способствовать их развитию.
Также нам необходимо было проанализировать типы сформированности образа профессии у студентов-психологов экспериментальной и контрольной групп до и после формирующего эксперимента. Типы сформированности образа профессии у студентов-психологов экспериментальной группы до формирующего эксперимента распределились следующим образом: 1 тип - «непрофессиональный» (6%), 2 тип -«профессиональный маргинал» (22%), 3 тип - «профессионально ознакомленный» (50%), 4 тип - «допрофессиональный» (22%), 5 тип - «профессиональный» (0%). Раскроем характеристики типов образа профессии у студентов-психологов.
Студенты-психологи с «непрофессиональным» типом разочаровались в выбранной профессии и не представляют себя в будущем психологами. Выбор данной профессии чаще всего необоснованный, случайный. Уверены, что выбранная профессия не повлияет на успешность профессиональной деятельности в будущем. Оказание помощи другим людям приносит мало удовольствия. В целом отношение к профессии отрица-
тельное. Образ профессии не сформирован, стремления к этому не наблюдается.
Для представителей типа «профессиональный маргинал» характерно неопределенное отношение к профессии, получаемая профессия удовлетворяет их недостаточно, неудовлетворенность сказывается и на образе своего Я, на стремлении к развитию и самосовершенствованию и как личности, и как профессионала. Присутствует уверенность в том, что успешность профессиональной деятельности в будущем мало будет зависеть от получаемого образования сейчас. Отношение к выбранной профессии можно рассматривать как неопределенное. Это свидетельствует о недостаточном уровне сформированности образа профессии психолога.
Большинство студентов-психологов имеют «профессионально ознакомленный» тип сформированности образа профессии. Для данного типа характерна некоторая неопределенность во всех сферах. Профессиональная сфера для студентов важна, но не является главным содержанием жизни, они ищут себя, иногда есть желание изменить себя, самосовершенствоваться, меняться, развиваться. Это отражается и в отношении к себе как к личности, и как к будущему профессионалу. В целом к выбранной профессии относятся положительно.
Для студентов-психологов с «допро-фессиональным» типом характерны общие черты сформированности образа будущей профессии. Профессиональная сфера является главным содержанием жизни студентов. В процессе обучения наблюдается активность студентов, они проявляют интерес к изучению теоретического материала и к выполнению практических заданий, стремятся использовать творческий подход в процессе обучения. Достаточно владеют информацией о выбранной профессии, могут описать личность психолога, его профессиональные качества, функциональные обязанности, сферы деятельности и т. д. К выбранной профессии относятся только положительно.
К «профессиональному» типу относятся студенты-психологи, у которых на высоком уровне находиться сфера профессиональной жизни, стремление развиться и как личность, и как будущий профессионал, выражена потребность быть креативным. Преобладает высокий уровень знаний о выбранной профессии, о личности психолога, его профессиональной деятельности. От помощи другим людям получают большое удовольствие, к получаемой профессии относятся позитивно. Образ профессии психолога сформирован [1].
Типы сформированности образа профессии у студентов-психологов экспериментальной группы после формирующего эксперимента распределились так: 1 тип - «непрофессиональный» (0%), 2 тип - «профессиональный маргинал» (0%), 3 тип - «профессионально ознакомленный» (22%), 4 тип - «допрофессиональный» (56%), 5 тип - «профессиональный» (22%).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что после формирующего эксперимента в экспериментальной группе произошли изменения: у студентов экспериментальной группы отсутствуют типы «профессиональный маргинал» и «непрофессиональный», снизилась выраженность «профессионально ознакомленного» типа до 4 человек (22%), увеличилась выраженность «допрофессионального» типа на 10 человек (56%), появился «профессиональный» тип у 4 студентов (22,2%).
Рассмотрим выражнность типов сформированности образа профессии у студентов-психологов контрольной группы до и после эксперимента. До формирующего эксперимента к 1 типу - «непрофессиональному» - относятся 11% студентов, ко 2 типу - «профессиональному маргиналу» - 22%, к 3 типу - «профессионально ознакомленному» - относятся 50% студентов, к 4 типу - «допрофессиональному» - 17%, к 5 типу - «профессиональному» - относятся 0% человек. После формирующего эксперимента типы сформированности образа профессии у студентов-психологов распеределились следующим образом:
1 тип - «непрофессиональный» (0%),
2 тип - «профессиональный маргинал» (28%), 3 тип - «профессионально ознаком-
ленный» (55%), 4 тип - «допрофессиональ-ный» - (17%), 5 тип - «профессиональный» (0%). Следовательно, значимых изменений в выраженности типов образа профессии устудентов-психологов контрольной группы после проведения формирующего эксперимента не произошло.
Анализ эффективности программы по формированию образа профеесии у студентов-психологов на начальных этапах обучения в вузе показал, что произошли значимые изменения показателей образа профессии у студентов-психологов экспериментальной группы: все показатели образа профессии значимо изменились (р<0,05).
Исходя из выше изложенного, можно сделать следующие выводы. Несмотря на отсутствие в отечественной психологической науке общепринятой дефиниции образа профессии, большинство исследователей сходны в том, что образ профессии выступает небольшой частью образа мира, особая роль которого как интегрального образования личности состоит в его прогностичности. Проведенное исследование позволило в структуре образа профессии выделить следующие компоненты: когнитивный, мотива-ционно-ценностный, эмоциональный. На основе полученных результатов нами были определены уровни сформированности образа профессии у студентов-психологов, что говорит о ее развитости, которая приводит к качественно иным свойствам системы, что отражает ее генетический аспект. Предложенная программа способствует формированию образа профессии психолога как неотъемлемого элемента образа мира студентов - будущих профессионалов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Володина К. А., Колмогорцева Н. Н. Описание типов образа профессии у студентов-психологов на начальном этапе обучения в вузе / / Professionalizing of a personality at educational institutes and practical activities: theoretical and practical problems of sociology, labor psychology and professional education : materials of the international scientififi c conference on February 10-11. Prague : Vädecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2014. С. 78-83.
2. Леонтьев А. Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. М. : Педагогика, 1983. С. 251-261.
3. Медведев Д. А. Образ мира современного студента: основы системно текстологической парадигмы. Астрахань : АГПУ, 2001.
4. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д. : Феникс, 1998.
5. Рыбникова М. Н. Индивидуально-типологические и социально-психологические факторы формирования образа профессии : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2008.
Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. Н. В. Мельникова.