научный журнал
УДК 159.9.072
Ю.А. Канева
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г.Архангельск, Российская Федерация
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗА ПРОФЕССИИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА
Аннотация: в статье рассмотрена сущность понятия «образ профессии», его функции, компоненты, их уровни развития. Изучен процесс формирования образа профессии в рамках образовательного процесса.
Ключевые слова и словосочетания: образ профессии, формирование образа профессии, функции образа профессии, компоненты образа профессии, уровни развития компонентов образа профессии.
Abstract: The intension of the image of the profession, its role, elements, and its development levels are explored in the article. The process of forming of the image of the profession in education is studied in it.
Keywords: the image of the profession, the formation of the image of the profession, the role of the image of the profession, the components of the image of the profession, levels of development of the components of the image of the profession.
Образ профессии является многоаспектным структурным образованием, динамически изменяющимся под влиянием различных факторов и условий. Он отражает отношение к профессиональной деятельности в комплексе со сформированными профессиональными знаниями. Понимание сложной структуры невозможно без рассмотрения содержания и специфики изучаемого феномена.
Сущность понятия отражает комплекс знаний обучающегося о социальной, экономической, производственной, педагогической, психологической стороне профессии.
Анализ изученной литературы позволил рассмотреть «образ профессии» как:
- систему, сформированную из взаимосвязанных элементов [3; 6];
- некий феномен, развивающийся в ходе профессионального становления личности [2; 7];
- представления о профессии [4].
Среди работ, изучающих образ профессии, можно выделить диссертационные исследования Н.В. Курбет, рассматривающей формирования образа профессии под влиянием акмеологических факторов и условий, С.В. Зибровой, взявшей за основу социально-философское понимание проблемы, Д.Л. Любенко, в работе которой подвергается
научный журнал
изучению влияние социального образа профессии на менеджмент в организации. Кроме того, Е.Ф. Платаш разработала организационные и педагогические условия формирования образа профессии в экономической образовательной среде, М.Н. Рыбникова изучила влияние особенностей личности и внешних факторов на формирование образ профессии.
Работы исследователей по выбранной проблематике касаются сущностно-содержательной характеристики образа профессии и вариантов её развития через взаимодействие преподавателя и обучающегося (С.П. Безносов, А.А. Деркач, С. М. Маркова, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, A.M. Столяренко). Однако, универсальной и общей для разных специальностей стратегии формирования образа профессии у обучающихся не разработано.
В своем исследовании мы понимаем «образ профессии» как совокупность знаний обучающегося о профессиональной деятельности, его отношения к ней, представлений о себе как о профессионале и будущих профессиональных планах, включающая взаимодополняющие компоненты.
Основным аспектом изучения данного понятия выступает процесс формирования образа профессии (Б. Ф. Ломов, Н. Н. Курбет, М. Н. Рыбникова, О. Д. Дячкин, Е.Ф Платаш). Анализ исследований показал, что формирование образа профессии должно происходить в процессе профессионального обучения. Именно в процессе формирования образа профессии зарождаются представления о будущей профессиональной деятельности, выстраивается алгоритм действий по становлению профессионала.
На данном этапе развития психолого-педагогических исследований не представлен универсальный комплекс критериев сформированности образа профессии для разных специальностей. Как и получение знаний, этот процесс на протяжении всей жизни дополняется новыми элементами и, конечно, затрагивает и сам образовательный процесс. Его формирование происходит под влиянием ближайшего окружения, в том числе преподавателей, сложившегося образа данной профессии в обществе, её востребованности и престижности и т.д. Будучи сложной структурой, образ профессии изменчив и динамичен.
Процесс формирования образа профессии предусматривает:
- влияние через образовательный процесс разных факторов, предусматривающих применение полученных знаний для сравнения себя с образом-идеалом профессии;
- присутствие у обучающихся мотивации;
- наличие эффективных критериев сформированности образа профессии на разных уровнях его развития.
научный журнал
Рассматривая функциональные ресурсы образа профессии и процесса его формирования, возьмём за основу комплекс функций, выделенный Е.Ф. Платаш, отражающий сущность понятия:
1) информационно-знаниевая - создаёт поле для обмена и получения знаний, увеличения объёма информации о профессии;
2) организационная - применяет образовательные технологии для создания условий, помогающих обучающимся осознано и самостоятельно формировать образ будущей профессии;
3) социализирующая - через сопровождение педагога помогает примерить на себя роль профессионала, сформировать собственный набор путей реализации в карьере, профессиональной позиции;
4) когнитивная - реализуется через самоактуализацию обучающегося, изучение личностного потенциала в профессии, путей индивидуального развития;
5) развивающая - формирует отношение обучающегося к процессу становления его как профессионала (например, речевая этика);
6) коммуникативная - развивает умения и навыки общения в профессиональной среде, учит точно и рационально доносить информацию [6].
Исследование образа профессии происходит в призме разных научных школ и направлений, но рассмотрение его компонентов никогда не остается без внимания. Поэтому ключевым аспектом изучения содержательно-функциональной стороны образа профессии выступает формулирование элементов его структуры.
Теоретический анализ литературы по проблеме формирования образа профессии показал отсутствие единства в обозначении компонентного состава понятия. Многие предложенные авторами элементы отражают схожее содержание, выполняют близкие функции, но имеют разные названия. Различие подходов в данном вопросе даёт возможность подробнее рассмотреть все грани понятия.
Исследование структуры образа профессии ведётся большинством авторов, опираясь на когнитивный (операционально-знаниевый, оценочный) и мотивационный (мотивационно-ценностный, мотивационно-целевой) элементы [4; 6; 7]. Мотивация порождает и движет процесс приобретения профессионально-важных качеств личности. Образ профессии не может появиться в сознании обучающегося без минимального набора знаний о профессии. Поэтому когнитивный и мотивационный компоненты являются необходимыми в процессе формирования образа профессии.
Фундаментальность вышеназванных компонентов не отменяет необходимости рассмотрения элементов, отражающих личностное отношение обучающегося к профессии, его самооценку себя как
научный журнал
профессионала. Благодаря эмоциональному (личностному) компоненту можно измерить самооценку, отношение к себе как профессионалу. Оценивание себя как профессионала, в свою очередь, выполняет функцию соотношения профессионально-важных качеств специалиста и личностных характеристик. Эмоционально-оценочный элемент структуры образа профессии уточняет ценностные ориентации, помогает адекватно оценить выбор профессии в призме склонностей личности [4].
Поведенческий (деятельностный) компонент структуры изучается наряду с творческим и понимается как инициативность в принятии решений, исполнительность, измеряется в решении профессиональных задач. Он зависит от личностных особенностей обучающегося, таких как самоактуализация, саморегуляция, сила воли, самосовершенствование. Полноценный и наполненный образ профессии у обучающихся помогает легче осваивать новую информацию в ходе обучения, а затем в процессе труда [1].
Кроме того, исследователями выделяются компоненты, отражающие специфику образа профессии с точки зрения профессиональной деятельности субъекта. Рассматриваются особенности и сущность профессии, задачи специалиста той или иной сферы, его методы работы и пути достижения профессиональных целей. Данные компоненты определяют образ профессии как совокупность представлений субъекта об основных составляющих профессии, которые образуют единство структуры [7].
Проанализировав и дополнив содержание предложенных авторами компонентов образа профессии (К.А. Володина, Н.Н. Курбет, Е.Ф. Платаш, М.Н. Рыбникова) в нашем исследовании за основу взяты когнитивный, социальный, мотивационный, личностный, прогностический компоненты.
Когнитивный компонент несёт информацию о профессии:
- название, сущность, функции специалиста данной сферы, основанные на поставленных перед ним задачах;
- виды специальностей данной сферы, обладающих определёнными дополнительными требованиями к субъекту труда, ставящие новые задачи для будущего профессионала;
- набор качеств, необходимых профессионалу, требования к уровню образования и дополнительным навыкам;
- отрицательная сторона профессии: вредность, эмоциональная нагрузка и профессиональное выгорание, ответственность, режим работы.
Социальный компонент выделен для описания положения профессии в обществе:
- востребованность на рынке труда отдельного региона и страны в целом;
- уровень заработной платы;
научный журнал
- имидж профессии в обществе, отношение общества к ней;
- возможности получения образования, переобучения по данной профессии;
- наличие государственной поддержки данной отрасли.
Мотивационный компонент наполняет образ профессии такими
понятиями как готовность к выбору, осознанность и самостоятельность выбора; установка на профессиональный успех, потребность в профессиональном совершенствовании, саморазвитии как профессионала; наличие познавательной и социальной мотивации; понимание и принятие ценностей, которые важны для будущего профессионала; изучение внешних факторов, влияющих на выбор и построение профессиональной траектории.
Отметим, что присутствие такого элемента как мотивация, является важным условием формирования образа профессии. Будучи многоуровневыми понятиями, обе группы мотивации, играют важнейшую роль в изучаемом нами процессе. Все уровни познавательных мотивов: широкие познавательные мотивы (наличие организации для овладения новыми знаниями, фактами), учебно-познавательные мотивы (ориентир на поиск путей получений знаний, самостоятельного их освоения), мотив самообразования (поиск дополнительных сведений, навыков, знаний, ориентация на создание собственной стратегии саморазвития) играют роль в формировании образа профессии в рамках когнитивного компонента. А также уровни социальных мотивов: широкие социальные мотивы (долг, обязанности, осознание общественной важности, значимости знаний), узкие социальные мотивы (желание выстроить определенные отношения с окружающими, получить одобрение со стороны), мотивы социального сотрудничества (стремление создать различные способы взаимодействия с другими людьми) [5].
Личностный компонент образа профессии включает:
- принятие или непринятие обучающимся себя как профессионала, удовлетворенность или неудовлетворенность собой;
- оценка себя как профессионала: своих знаний, навыков, необходимых качеств, качеств, мешающих профессиональному развитию;
- отношение к выбранной профессии;
- уверенность, независимость от внешних факторов в принятии решений.
Прогностический компонент представляет собой стремление обучающегося строить профессиональные планы; заинтересованность в получении дополнительных знаний, поиске путей их получения с целью продвижения по профессиональному пути и роста; мониторинг рынка труда в конкретной профессиональной сфере с целью самосовершенствования; знание смежных профессий; наличие
2018, №2
«Профессиональная ориентация»
научный журнал
Электронный
представлений о себе как о профессионале в будущем; понимание будущего самой профессии и отрасли.
Каждый компонент структуры дополняет друг друга и образует некую единую систему - образ профессии, который складывается на протяжении всей профессиональной деятельности человека, но фундамент образа профессии закладывается именно в процессе обучения и влияет на профессиональное самоопределение.
Формируя образ профессии как многосложное разностороннее понятие, компоненты его структуры проходят несколько уровней своего развития. Каждый уровень выставляет набор требований к состоянию компонентов образа профессии, характеризует их с целью ещё большего углубления и понимания понятия.
1. Дячкин О. Д. Образ профессии в системе целей профессионального образования / О. Д. Дячкин // Высшее образование сегодня. — 2009. — № 7. — С.20-22.
2. Зиброва С.В. Профессиональное сознание: репрезентация и образ профессии : дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. - Красноярск. - 1999. - 122 с.
3. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М.: МГУ. - 1995. - 224 с.
4. Курбет Н.Н. Акмеологические условия и факторы развития образа профессии у студентов политехнического колледжа : автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. психолог. наук. - М. - 2007. - 24 с.
5. Курданова Х.М., Сарбашева З.М. Мотивационная направленность профессионального обучения // Вестник ТГПУ. - 2009. - Выпуск 5 (83). - С. 61-63.
6. Платаш Е.Ф. Организационно-педагогические условия формирования образа будущей профессии у студентов специальностей экономического профиля : дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - Ставрополь. - 2011. - 189 с.
7. Рыбникова М.Н. Индивидуально-типологические и социально-психологические факторы формирования образа профессии : Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. психолог. наук. - М. - 2008. - 26 с.
Библиографический список