ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37.015.3
К.А. Володина
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА ПРОФЕССИИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
В статье освещена разработанность проблемы формирования образа профессии. В результате проведенного теоретического анализа исследуемой проблемы было установлено, что образ профессии необходимо формировать в процессе обучения.
Образ профессии, формирование, условия и механизмы формирования, этапы развития.
The paper considers the problem of formation of the image of profession. As a result of the theoretical analysis of the research problem, it was found out that the image of profession must be formed in the process of professional training.
Image of profession, formation, conditions and mechanisms of formation, development stages.
Современная система подготовки будущих специалистов претерпевает значимые изменения. Для современного общества важно, чтобы выпускник вуза имел не только профессиональные знания, владел профессиональными навыками и умениями, но и имел широкий кругозор, такие качества как креативность, конкурентоспособность, обладал профессионализмом, способностью к профессиональному развитию и совершенствованию.
Процесс обучения в вузе предполагает обязательное получение практического опыта профессиональной деятельности психолога. Осуществляя подготовку специалистов в системе профессионального образования, необходимо иметь представления об исходном, конечном и промежуточном результате образовательной деятельности, что невозможно без формирования образа профессии у студентов. На разных этапах обучения студенты-психологи осваивают определенные направления психологической деятельности, конкретные методы и методики. По мнению И.В. Вачкова, студенты через освоение конкретных форм и методов исследовательской или практической деятельности осваивают и всю психологию в целом, а также приобщаются ко всему многообразию культуры [1].
Профессиональную подготовку будущих специалистов в области психологии - психологов, на наш взгляд, необходимо осуществлять в рамках двух направлений: первое - организация учебно-профессиональной деятельности (эффективное усвоение психологических дисциплин, освоение навыков самостоятельной учебной работы, успешное прохождение практики по всем видам профессиональной деятельности психолога); второе - формирование личности самого психолога, определение его профессиональной позиции.
Соответственно, специфика процесса обучения студентов-психологов в вузе может быть выявлена,
исходя из особенностей профессиональной деятельности психолога, а также на основе требований, предъявляемых обществом к будущим специалистам.
Понятие «образ профессии» является содержательным, так, по мнению А.Н. Леонтьева, путь решения проблемы исследования любого образа идет от внешнего объективного мира к ощущению, восприятию, образу [8]. В психологической науке образ - это субъективная картина мира или его фрагментов, включая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.
Профессия - это род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. Следовательно, образ профессии в целом можно рассмотреть как субъективное восприятие человеком объект труда (профессиональную деятельность) и его субъект (профессионала).
Образ профессии строится на принципе комплексного изучения конкретной профессии с социальной, психологической, физиологической, экономической и производственно-технической сторон. Исследование образа профессии ведется по различным направлениям, чаще всего, изучается образ в той или иной профессии, условия и факторы его формирования (С.В. Зиброва, Е.А. Бодякшина, И.В. Дурманова, В.В. Овсянникова, М.Н. Рыбникова, Н.В. Курбет, Е.Ф. Платаш, В.Д. Брагина, Т.А. Верняева, Г.С. Помаз и др.).
В исследованиях понятие «образ профессии» рассматривается неоднозначно. Так, Е.А. Климов рассматривает образ профессии как наличие адекватной системы субъективно интерпретированных ценностных представлений специалиста на основе собственно профессиональных знаний [5]. С.В. Зиброва под
образом профессии понимает внутреннее образование, которое имеет характер обобщенности и отражает становление профессионального сознания как субъектного, личностного процесса, с одной стороны, и соответствует внешнему, специфическому содержанию конкретной профессиональной деятельности - с другой [2]. А.М. Сосновская в своем исследовании образ профессии определяет как представление человека о выбранной профессии и его отношение к ней [12]. Н.В. Курбет образ профессии рассматривает как целостное представление о базовых компонентах профессии, которые выступают как связанные фрагменты единой структуры [7]. Е.Ф. Платаш считает, что образ профессии - это эмоционально-окрашенное представление о профессии, которое содержит стереотипное ядро и объединяет в себе наиболее значимые характеристики профессиональной деятельности [9].
В результате теоретического анализа проблемы изучения образа профессии можно сказать, что образ профессии - это представления человека о выбранной профессии и его отношение к ней, которые содержат в себе субъективные представления специалиста, знания о конкретной профессии, профессионально-важные качества личности, профессиональное общение.
В нашем исследовании было конкретизировано данное понятие, образ профессии мы рассматриваем как совокупность представлений человека о профессиональной деятельности и о себе как профессионале, включающая в себя взаимодополняющие компоненты, которые отражают знания о профессии, отношение к ней, к себе как профессионалу, профессиональную позицию личности и стремление стать профессионалом.
При анализе подходов к вопросу о формировании образа профессии следует заметить, что для формирования образа конкретной профессии необходим свой определенный план, свои условия, принципы и механизмы, которые и определяют сформирован-ность образа будущей профессии у студентов. Данная проблема освещена в работах Б.Ф. Ломова, Н.Н. Курбет, М.Н. Рыбниковой, О.Д. Дячкина, Е.Ф Пла-таш и др.
Авторы в своих работах процесс формирования образа профессии рассматривают по-разному, исходя из задач исследования, а также специфики изучаемой профессии. По мнению М.Н. Рыбниковой, формирование образа профессии является динамическим процессом, реализующимся через механизмы профессионального становления и идентификации образа «Я сам» субъектов с «образом идеалом» при наличии у работников определенной мотивационной направленности и соответствующего уровня профессионально важных качеств. Автор считает, что критерием законченности формирования образа профессии является успешность профессиональной деятельности [11].
Б.Ф. Ломовым было установлено, что в формировании образа профессии большую роль играют не только непосредственные восприятия объектов, си-
туаций и т.д., но и знаковые системы (язык, карты, чертежи и т.д.). О.Д. Дячкин считает, что формирование образа профессии заключается в объединении различных сведений о профессии воедино, установлении их взаимосвязи, что позволяет определить значение каждого нового знания в его отношении к уже имеющемуся содержанию основных структурных элементов (цель, предмет, средства). Формирование образа профессии у студентов - это критерий профессионализации студента, его готовности к выполнению определенных социальных функций [3]. Л.И. Кунц отмечает, что формирование образа будущей профессиональной деятельности личности происходит в процессе профессионального обучения в вузе под влиянием развития профессиональной направленности [6].
В исследовании Е.Ф. Платаш процесс формирования образа профессии представляет собой попытку системного построения «картины мира профессии», в которой наиболее существенными признаками выступают предмет и объект труда как система свойств и взаимоотношений вещей и явлений, которыми работающие люди мысленно или практически оперируют. Самое главное в образе любой профессии - это основной предмет труда, операции и орудия, условия труда, профессионально важные качества [9].
В результате анализа различных подходов к проблеме формирования образа профессии следует заключить, что специфика и особенности процесса формирования образа профессии изучены недостаточно, в связи с этим нет единого четкого и правильного плана формирования образа профессии у студентов. Каждый из авторов при изучении данной проблемы исходит из характерных особенностей, присущих исследуемой профессии.
Формирование образа профессии происходит на всех стадиях профессионального развития, где образ профессии изменяется и существенно расширяется с каждой последующей стадией. Это доказывает и функциональная сторона образа профессии. На этапе выбора сферы профессиональной деятельности образ профессии выступает в качестве смыслообразующе-го мотива. Полнота образа, его адекватность существенным содержательным характеристикам профессии делают выбор обоснованным и реальным [10].
На этапе профессиональной подготовки образ профессии выступает как стратегический образ конечного результата деятельности. Исследователи отмечают, что на данном этапе профессионального становления личности важно осознание существующих объективных общественных требований к специалисту, осознание и принятие (или непринятие) их в качестве собственного идеала [4].
На последующих этапах профессионального становления образ профессии выполняет разнообразные функции: прогностическую, где образ профессии определяет дальнейшую профессиональную карьеру и профессиональное развитие личности; контрольно-корректирующую, которая заключается в совершенствовании профессиональной деятельности личности, а также в своевременном устранении недочетов
в деятельности. Регуляторная функция образа профессии дает личности возможность стремиться к самосовершенствованию, саморазвитию в профессиональной деятельности, стать профессионалом.
Этап профессиональной подготовки является наиболее важным в формировании образа профессии, именно в этот период идет основное наполнение образа. Это происходит за счет целенаправленного изучения системы знаний, освоения практических умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности, формирования профессиональных мотивов и ценностей, а также целостных представлений о будущей профессиональной деятельности и о себе как профессионале, развития профессионально важных качеств.
Н.В. Курбет в своей работе изучала особенности развития образа профессии у студентов. По мнению автора, образ профессии проходит в своем развитии три стадии:
1. Нерасчлененный, слитный перцептивный образ объекта (профессии).
2. Вычленение ее элементов.
3. Интегрирование этих элементов снова в единый, неделимый слитный образ, но более совершенный, чем исходный.
Н.В. Курбет считает, что развитие образа профессии зависит от следующих акмеологических условий: организационных (создание профессионально-педагогической среды в учебных учреждениях как основы профессионального развития личности и развития совершенного уровня образа профессии у студентов); социально-психологических (востребованность обществом специалистов, обладающих способностью к саморазвитию, воспитание готовности у студентов к личностно-профессиональному развитию); технологических (диагностика и оценка индивидуальной динамики личностно-профессионального развития молодого человека, формирование системы профессиональных ЗУН) [7].
Также наличие определенных условий в процессе формирования образа профессии показано в работе Е.Ф. Платаш. Автор указывает, что для формирования образа профессии экономических специальностей необходимо соблюдение следующих организационно-педагогических условий: установочно-целе-вых (организация целей и задач образовательного процесса на формирование образа будущей профессии студента в различных видах теоретической и практической подготовки), логико-структурных (обеспечение межпредметных связей в формировании образа будущей профессии у студентов), инструментально-технологических (внедрение в образовательный процесс технологии формирования образа будущей профессии при изучении студентами иностранного языка) и диагностико-результативных (первичная диагностика, поэтапная диагностика сформированности образа будущей профессии) [9]. Следовательно, правильное соблюдение перечисленных условий способствует формированию и развитию образу профессии у студентов.
Изучая особенности образа профессии у студентов-психологов, формирование образа профессии мы рассматриваем как процесс целенаправленного и организованного изучения особенностей профессии психолог, усвоение модели специалиста психолога, овладение некоторыми профессиональными умениями, необходимыми им для успешной профессиональной деятельности. Мы полагаем, что образ профессии у студентов необходимо формировать на начальных этапах обучения с целью повышения уровня знаний о получаемой профессии, формирования положительного отношения к ней, развития личности профессионала.
Сформированный образ профессии обеспечивает студентам полное и четкое представление о выбранной сфере деятельности, повышенный интерес к ней, осознание своего личностного потенциала, пути профессионального развития, возможность карьерного роста после окончания вуза. Таким образом, проведенный теоретический анализ позволяет сформулировать следующие выводы:
1) образ профессии - это представления человека о своей работе, профессиональной деятельности и о себе как профессионале;
2) проблема формирования образа профессии изучена недостаточно, это выражается в отсутствии единого подхода к процессу формирования образа профессии у студентов;
3) формирование образа профессии психолога предполагает процесс целенаправленного и организованного изучения особенностей профессии психолог, усвоение модели специалиста психолога, овладение некоторыми профессиональными умениями, необходимыми для успешной профессиональной деятельности.
Литература
1. Вачков, И. Введение в профессию психолог / И. Вачков, И. Гриншпун, Н. Пряжников. - М., 2007.
2. Зиброва, С.В. Профессиональное сознание: репрезентация и образ профессии: дис. ... канд. психол. наук / С.В Зиброва. - Красноярск, 1999.
3. Дячкин, О.Д. Образ профессии в системе целей профессионального образования / О.Д. Дячкин // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 7. - С. 20 - 22.
4. Ильина, С.П. Становление образа современного педагога у студентов в процессе изучения педагогических дисциплин: дис.. канд. пед. наук / С.П. Ильина. - СПб., 2003.
5. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е.А. Климов. - М., 1995.
6. Кунц, Л.И. Профессиональная направленность как фактор формирования образа будущей профессиональной деятельности личности: На материале студентов-психологов: дис.. канд. психол. наук / Л.И. Кунц. - Новосибирск, 2005.
7. Курбет, Н.Н. Акмеологические условия и факторы развития образа профессии у студентов политехнического колледжа: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н.Н. Курбет. - М., 2007.
8. Леонтьев, А.Н. Образ мира / А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения. - М., 1983. -С. 251 - 261.
9. Платаш, Е.Ф. Организационно-педагогические условия формирования образа будущей профессии у студентов специальностей экономического профиля: дис.... канд. пед. наук / Е.Ф. Платаш. - Ставрополь, 2011.
10. Радионова, Н.Ф. Стандарт образования как средство повышения качества подготовки специалиста / Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына // Подготовка специалиста в области образования (структура и содержание). Вып. 1. -СПб., 1994. - С. 8 - 16.
11. Рыбникова, М.Н. Индивидуально-типологические и социально-психологические факторы формирования образа профессии: автореф. дис. ... канд. психол. наук / М.Н. Рыбникова. - М., 2008.
12. Сосновская, А.М. Журналист: личность и профессионал (психология идентичности) / А.М. Сосновская. -СПб., 2005. - С. 33 - 37.
УДК 159.9 (316.6)
Д.И. Воронов
Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор И.П. Волков
ПРОФИЛАКТИКА И ПСИХОКОРРЕКЦИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ КОМПЛЕКСОМ СРЕДСТВ ПСИХОТРЕНИНГА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье рассматриваются результаты апробации разработанной автором программы психокоррекции компьютерной зависимости комплексом средств психотренинга и физической культуры.
Компьютерная зависимость, интернет-зависимость, аддиктивное поведение, симптокомплекс компьютерной зависимости, физическая культура, психологический тренинг.
The article considers the results of testing the program of psychocorrection of computer addiction by means of psycho and physical training developed by the author.
Computer addiction, Internet addiction, addictive behaviors, symptoms of computer addiction, psychological training, physical culture.
Актуальность. Компьютерная зависимость стала настоящей социальной-психологической проблемой во многих развитых странах [2]. По мере распространения и развития информационных технологий возрастает и количество аддиктов [3], что обуславливает необходимость не только выявления критериев и особенностей, а также необходимость разработки методов профилактики и психокоррекции КЗ [1].
Цель: разработать и экспериментально доказать эффективность методики профилактики и психокоррекции компьютерной зависимости комплексом средств психотренинга и физической культуры.
Методики исследования. Социальная анкета; Тест-опросник на степень компьютерной зависимости К. Янг под редакцией Лоскутовой В. А.; Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; «Потребность в общении» Методика разработана Ю.М. Орловым; «Потребность в одобрении» методика Д. Крауна и Д. Марлоу под редакцией Ю.Л. Ханина; Тест-опросник для измерения мотивации достижения; Модификация тест-опросника А. Мехрабиана (М.Ш. Магомед-Эминов); 16-ти факторный личностный опросник Кеттелла. 16 ФЛО-105-С; Тест М. Рокича «Ценностные ориентации»; Тест «Изучение самооценки личности старшеклассника»; Тест-Опросник САН.
Методика вторичной и третичной профилактика КЗ. Вторичная и третичная профилактика направлена на работу с людьми, эпизодически прояв-
ляющими специфическую активность и имеющими признаки компьютерной зависимости, и подразумевает целенаправленное применение методов воздействия вошедших в методику психокоррекции компьютерной зависимости комплексом средств психотренинга и физической культуры. Методика состоит из модулей: лекции, массаж, ОФП, психологический тренинг (табл. 1).
Таблица 1
Дифференцированный подход к психокоррекции компьютерной зависимости
Тип профилактики Степень КЗ Лекции Массаж ОФП Психотренинг
Первичная 0 - 19 +
20 - 39 + +
Вторичная 40 - 59 + + +
60 - 79 + + + +
Третичная 80 - 100 + + + +
Модульность означает автономность каждого из элементов и возможность их исключение или добавления в зависимости от необходимого психокоррек-ционного уровня воздействия на индивида. Чем больше нарушений в различных сферах жизнедеятельности вызвано компьютерной зависимостью, тем более полным должен быть психокоррекционный курс. Методика психокоррекции КЗ средствами ФК состоит из трех этапов (табл. 2). Продолжительность тренинга 2 - 3 месяца.