УДК 37.035.7
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СПАСАТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗОВ
МЧС РОССИИ
И.В. Зубов
В статье рассматривается проблема технологии формирования гражданской ответственности спасателей в учебно-воспитательном процессе ведомственных вузов МЧС. Выделяются существенные признаки данной технологии, ее особенности, характерные для профессиональной подготовки спасателей в образовательных учреждениях МЧС
Ключевые слова: гражданская ответственность, технология формирования, признаки технологии
Технологию формирования гражданской ответственности спасателей в
образовательных учреждениях МЧС России можно определить как научно обоснованную последовательность применения учебновоспитательных средств и методов в соответствии с целями, задачами и
принципами обучения и воспитания
обучаемых, которые творчески
конструируются и реализуются педагогом через призму его педагогической культуры, личностных и профессиональных
способностей и особенностей. Данное
определение позволяет выделить некоторые наиболее существенные признаки технологии формирования гражданской ответственности обучаемых в вузах МЧС России: наличие определённой последовательности действий, выстроенной в соответствии с целевыми установками и ориентированной на
конкретный результат - сформированные качества гражданской ответственности спасателей; выделение в этой цепочке оптимальных методических «мозаик», комбинаций учебных и воспитательных приёмов и средств; обоснование особой роли педагогического общения в реализации технологии обучении и воспитания в образовательном учреждении МЧС России с целью формирования «набора» качеств гражданской ответственности; осуществление процедуры педагогического мониторинга эффективности учебных и воспитательных
воздействий на различных этапах технологической цепочки; усиление значения
Зубов Игорь Валентинович - ВИ ГПС МЧС России, начальник кафедры, e-mail: [email protected], тел. 89529573551'
педагогического мастерства педагогов, воспитателей, которое, с одной стороны, является необходимым условием перехода с методического уровня на технологический, а с другой - служит критерием высокого уровня овладения такой технологией.
Анализ педагогической практики свидетельствует, что решению задач становления и развития гражданской ответственности обучаемых в вузах МЧС препятствует ряд трудностей, которые испытывает педагог в своих коммуникативных действиях, которые характерны в целом для процесса обучения и воспитания. Они вызываются неумением педагогов наладить контакт с аудиторией, отсутствием навыков управления курсантами в ходе различных видов учебных занятий. Существуют трудности в речевом и невербальном общении, в передаче личностного, эмоционального отношения к учебному материалу или сложившейся воспитательной ситуации, затруднения в управлении собственными психическими состояниями в общении. Эти и некоторые другие трудности свидетельствуют о проблемах педагога в области общения, являющегося и средством решения учебных задач, и способом организации педагогического взаимодействия воспитателя и воспитуемых, и необходимым условием социально-педагогического обеспечения
успешности учебно-воспитательного процесса по формированию гражданской
ответственности спасателей в вузах МЧС России.
Одной из основных сфер применения технологии формирования гражданской ответственности обучаемых в вузах МЧС являются занятия по дисциплинам
гуманитарного профиля. В этой связи плодотворными представляются педагогические идеи военного учёного В.П. Давыдова, предложенные им в рамках разработки проблем «воспитывающего обучения» [2]. Автор определяет воспитывающее обучение как процесс комплексного организованного и систематического воздействия на обучаемых в целях обеспечения глубокого творческого усвоения научных знаний, превращения их в стойкие убеждения, формирования
профессиональных навыков и умений в единстве с поведением, отвечающим требованиям служебной деятельности. Развивая такой подход можно предположить, что технология обучения и воспитания при этом заключается в преднамеренной инструментовке различных видов учебных занятий по гуманитарным дисциплинам для целенаправленного формирования качеств гражданской ответственности спасателей, характерных для МЧС (компетентность в сфере МЧС, верность гражданскому и служебному долгу, личная ответственность за добросовестное исполнение функциональных обязанностей в сфере спасения и гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на различных объектах) [3].
Примечательно использование
содержания обучения гуманитарным дисциплинам как технологии становления и развития гражданской ответственности спасателей. Для построения такой технологии весьма ценен показ (с точки зрения формирования качеств гражданской ответственности) сильных сторон содержания данных наук в формировании данных качеств у обучаемых. Большое практическое значение имеет выделение существенно-значимых признаков организации, содержания и методики основных видов учебных занятий, определяющих их воспитывающий характер. Например, для лекции по её содержанию в число таких признаков и условий входят: идейно-теоретический и научный уровень, связь с гражданскими процессами в обществе; убедительность и доказательность; новизна и информированность; связь с жизнью и практикой служебной деятельности в МЧС; соответствие содержания занятия особенно-
стям специальности обучаемых как спасателей и их подготовленности.
С точки зрения методики и организации весьма значимыми для технологии формирования качеств гражданской ответственности являются свободное, живое (эмоциональное) и увлекательное изложение материала, побуждение к размышлению и поиску истины, постоянный контакт с аудиторией, взаимопонимание, чёткость структуры занятия, логичность, культура речи, её простота и правильность, выразительность, адекватно избираемые интонации, темп речи, её звучание, выразительность, мимика преподавателя, его личная примерность, авторитетность, умелое использование средств наглядности.
Семинар тоже обладает специфическими признаками, учёт которых позволяет существенно повысить эффективность
реализации технологии формирования
гражданской ответственности спасателей в вузах МЧС.
По содержанию семинар должен обеспечить глубину научного раскрытия основных проблем, самостоятельность суждений обучаемых, творческое использование литературы,
аргументированность позиций, связь теории с практикой профессиональной деятельности спасателей. В области методики и организации созданию необходимого эффекта данного вида учебных занятий способствуют: воссоздание обстановки, побуждающей к свободному
высказыванию мыслей, отстаиванию своей точки зрения и коллективному решению проблем и вопросов гражданского общества; организация и сопровождение полемики; разумное и чёткое распределение учебного времени; тактичность, общительность преподавателя, его заинтересованность в результатах занятия; глубина знаний, эрудиция преподавателя, его общая и педагогическая культура и др. [4].
Подобный перечень специфических технологических признаков занятий, способствующих формированию гражданской ответственности обучаемых в вузах МЧС России, можно сформулировать и для других видов учебных занятий. Важно лишь помнить, что в рамках рассматриваемой проблемы эти признаки являются скорее технологическими ориентирами в творческом конструировании
преподавателем комбинаций педагогического инструментария и их последовательной
реализации.
Литература
1. Анциферов В.В. Совершенствование
воспитательной работы начальников факультетов, курсов высших учебных заведений МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. / В.В. Анциферов. - М.: Академия управления МВД России, 2001. - 23с.
2. Давыдов В.П. Педагогические основы совершенствования правового воспитания курсантов
высших политических училищ: автореф. дис. ... канд. пед. наук. / В.П. Давыдов. - М.: ВПА, 198O. - 2Зс.
3. Об утверждении Кодекса чести сотрудника
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: Приказ МЧС России от O6 марта 2OO6 года № 1З6
/http: // gu26ofps. ucoz. ru/news/kodeks_chesti_sotrudnika_mc hs/2011-05-18-4 (дата ссылки 12.O9.2O12 г.).
4. Марченко В.Л. Организация воспитательной работы с личным составом государственной противопожарной службы в чрезвычайной ситуации: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.Л. Марченко. - СПб, 2004.- 21с.
Воронежский институт государственной и противопожарной службы МЧС России
TECHNOLOGY OF FORMATION OF THE CIVIL RESPONSIBILITY OF THE RESCUERS OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE UNIVERSITIES OF THE EMERCOM OF RUSSIA
I.V. Zubov
The paper describes technology of formation of the civil responsibility of the rescuers of the educational process in the universities of the emercon of Russia
Key words: civil responsibility, rescuers, technology of formation
S4