ры: Сборник научных трудов. - JL, 1986. - С. 4-13
4. Селуянов, В.Н. Вклад медленных мышечных волокон в мощность, развиваемую спринтером в беге / В.Н. Селуянов, В.Т. Тураев // Теория и практика физ. культуры. - 1995. - N 4. - С. 43-45.
5. Сергеев, А.И. Методика проведения занятий по воспитанию быстроты движений и максимальной скорости бега в годичном цикле подготовки юных спринтеров 13-15 лет / А.И. Сергеев // Сборник научных трудов молодых ученых / Смолен, гос. ин-т физ. культуры ; под общ. ред. проф. В.В. Ермакова. - Смоленск, 2001. - вып. 8. -С. 19-23.
6. Филин, В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов/ В.П. Филин // М.: ФиС,1974. -232с.
ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ПРИКЛАДНОМУ ПЛАВАНИЮ СПАСАТЕЛЕЙ ПОИСКОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МЧС РФ
Евгений Геннадьевич Тыщенко, кандидат педагогических наук, доцент,
Андрей Валентинович Бочарников, соискатель, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России Санкт-Петербург
Аннотация
В работе рассматриваются различные методики обучения прикладному плаванию при подготовке спасателей поисковых подразделений МЧС, выполняющих работу в водной среде. Полученные результаты позволяют сократить сроки подготовки спасателей и поддерживать постоянную их готовность к профессиональным действиям.
Ключевые слова: способы прикладного плавания, инновационные методики обучения, профессионально прикладные двигательные качества.
INNOVATIONS IN TRAINING ТО APPLIED NAVIGATION OF RESCUERS OF SEARCH DIVISIONS OF MINISTRY OF EMERGENCY MEASURES OF RUSSIAN
FEDERATION
Evgenie Gennadevich Tyshchenko, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Andrey Valentinovich Bocharnikov, competitor,
St. -Petersburg University GPS of the Ministry of Emergency Measures ofRussia
St. -Petersburg
Abstract
In work various techniques of training to applied navigation are considered by preparation of rescuers of search divisions of Ministry of Emergency Measures performing work in the water environment. The received results allow to reduce terms of preparation of rescuers and to support their constant readiness for professional actions.
Key words: ways of applied navigation, innovative techniques of training, professionally applied impellent qualities.
ВВЕДЕНИЕ
Рассматривая физическую подготовку личного состава спасателей поисковых подразделений МЧС как компонент профессионально-прикладной подготовки, можно сказать, что в ней пока нет достаточного научного обоснования. Одним из условий повышения уровня профессионального мастерства является поиск инновационных методов обучения личного состава спасателей поисковых подразделений, что, в свою очередь, отражается на успешной работе.
Установлено, что не все учебные занятия по физической подготовке спасателей имеют прикладную направленность, а это в значительной степени влияет на профессиональную готовность специалистов. Так, учебные занятия по плаванию направлены на овладение техникой спортивных способов плавания с использованием специальных
плавательных упражнений. Однако исследование деятельности спасателей, связанной с плаванием в речной или морской воде в отрыве от берега, выявило большие психические напряжения с преодолением тяжелых физических нагрузок, с работой в условиях воздействия не только физических свойств воды, но и самого пострадавшего.
Результаты исследований свидетельствуют, что для успешной деятельности спасателей поисковых подразделений в водной среде необходимо сформировать у них следующие основные профессионально важные качества и навыки: общая физическая выносливость, смелость и решительность в действиях, высокая нервно-психическая устойчивость к действиям в экстремальных условиях водной среды, умение принимать правильные решения в неожиданных ситуациях, хорошая техника владения всеми прикладными способами плавания, ныряние в длину и глубину, умение транспортировать в воде пострадавшего (И.В. Пыжова, 2007).
Цель исследования - разработать эффективную методику, позволяющую сформировать и совершенствовать выше перечисленные качества и навыки и сократить сроки профессиональной готовности специалистов к действиям.
МЕТОДИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось в два этапа.
Первый этап - начальное обучение (2006-2007 г.г). На этом этапе были сформированы две группы: экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ). В КГ входило 24 действующих спасателя проработавших один год, в ЭГ вошли 23 начинающих спасателя. Группы по своим физическим качествам и функциональному состоянию организма достоверных различий не имели, а существующие различия указывали на то, что в КГ в течение года занимались по существующей программе физической подготовки.
Спасатели ЭГ на протяжении 1 года, как и обследуемые КГ, занимались плаванием один раз в неделю по два часа, но занятия проводились по разработанной нами комплексной методике, в содержание которой входило: первая часть - ускоренное передвижение - бег 1-3 км; силовая тренировка - подтягивание на много про летной перекладине, сгибание - разгибание рук в упоре лежа, сгибание - разгибание туловища с партнером, приседание с партнером, занятия заканчивались спортивными играми длительностью 10-15 мин. Вторая часть занятия проводилась в бассейне, в котором спасатели ЭГ выполняли в воде упражнения по изучению и совершенствованию техники плавания прикладными способами - брассом на груди, на боку, брассом на спине с чередованием с кролем на груди; освобождения от захватов и транспортировку пострадавших; ныряния в длину и глубину; прыжки с 3 и 5-метровой вышки.
В ходе исследования у спасателей КГ и ЭГ регистрировались показатели физического и функциональное состояние организма (табл. 1).
Второй этап - профессиональное совершенствование (2007- 2008 г.г.).
В исследованиях данного этапа принимали участие те же спасатели, которые участвовали в первом этапе эксперимента, т.е. лица КГ и ЭГ.
Учебные занятия в КГ проводились в соответствии с действующей программой физической подготовки, использовались упражнений на суше и в воде для освоения и совершенствования техники спортивных способов плавания. Спасатели ЭГ так же, как и КГ, занимались один раз в неделю по два часа, но с использованием предложенной нами методики. В содержание первой части каждого учебного занятия (30-35 мин.) включалось ускоренное передвижение, силовые упражнения и спортивные игры. Однако, в отличие от первого этапа эксперимента, в силовых упражнениях использовалась методика максимальных нагрузок с партнером, в которой каждую неделю увеличивались нагрузки. Во второй части занятия (40 мин) совершенствовалась техника плавания прикладными способами, в которой спасатели совершали прыжок с 5-метровой вышки, проплывали 100 метров комбинированными способами брасс, кроль на груди, ныряли в глубину, доставали предметы, а затем макет пострадавшего и
транспортировали его в воде, используя прикладные способы плавания брасс на боку и на спине. Для совершенствования психической устойчивости спасателей ЭГ программа усложнялась действиями в затемненных условиях, что приблизило их к действиям в реальной обстановке.
Результаты динамики функционального состояния спасателей КГ и ЭГ в период второго этапа эксперимента представлены в таблице 1.
Таблица 1
Динамика показателей (Х±т) функционального состояния организма спасателей
КГ и ЭГ в период педагогического эксперимента
Показатель Группа испы- туемых Период обследования Р
Первый год обучения Второй год обучения
до после до после
ЧСС после нагрузки (уд/мин) КГ 112±3,7 107±4Д 109±3,8 104±3,6 <0,05
ЭГ 114±3,9 108±3,8 108±4Д 102±3,7 <0,05
Время восст-ния (мин) КГ 4,2±0,2 3,8±0Д 3,9±0Д 3,2±0Д <0,05
ЭГ 4Д±0,2 3,8±0Д 3,8±0Д 3,0±0Д <0,05
ЧД в покое (раз в мин) КГ 16,2±0,4 15,6±0,4 15,5±0,4 15±0,4 >0,05
ЭГ 16,6±0,4 16,6±0,4 15,5±0,4 14,8±0,2 >0,05
Степ-тест, (уел ед) КГ 74,6±0,8 78,5±0,7 78,8±0,7 84,5±0,5 <0,01
ЭГ 75,3±0,9 80,8±0,8 82±0,8 87,3±0,6 <0,01
Проба Штанге (с) КГ 68±2Д 73±2 73±2,4 83±2Д <0,001
ЭГ 60±3,0 76±2,3 76±2,7 87±2,3 <0,001
Проба Генче, (с) КГ 63±0,7 69±1 70±1,4 79±1,3 <0,001
ЭГ 64±0,8 70±0,8 70±1,3 82±0,7 <0,001
МПК (мл/мин/кг) КГ 63,0±0,7 65,8±0,6 65,9±0,6 70,7±0,4 <0,01
ЭГ 63,4±0,6 66,9±0,6 66,8±0,7 72,8±0,5 <0,01
Таблица 2
Динамика показателей (Х±т) уровня развития физических качеств и прнклад-ных навыков спасателей КГ и ЭГ в период педагогического эксперимента
Показатели Группа испытуе- мых Периоды обследования Р
Первый год обучения Второй год обучения
до после до после
Бег 100 м (с) КГ 14.5± 0,01 14.3±0,01 14.3±0,01 14.1±0,01 <0,05
ЭГ 14.6±0,02 14.2±0,01 14.2±0,01 13.8±0,01 <0,05
Бег 3000 м, (с) КГ 768±1,2 745±1,3 740±1,5 702±1,7 <0,05
ЭГ 778±1,5 730±1,4 718±1,6 680±1,9 <0,05
Подтягивание (кол-во раз) КГ 11,2±0,4 12,8±0,4 12,9±0,4 13,7±0,4 <0,05
ЭГ 10,4±0,2 12,2±0Д 12,4±0Д 14,2±0,3 <0,05
Сгибание разгибание рук в упоре лежа (раз) КГ 35,2±0,3 37,9±0,2 38,2±0,4 42.3±0,4 >0,05
ЭГ 35,9±0,4 40,6±0,4 42,3±0,4 48,4±0,4 >0,05
Плавание 100 м в/с (с) КГ 126±0,8 118,5±0,7 118,8±0,7 114,5±0,5 <0,01
ЭГ 128±0,9 120,8±0,8 120,2±0,8 117,3±0,6 <0,01
Плавание 100 м брасс (с) КГ 134±0,8 131±0,9 130±0,8 127±0,7 <0,05
ЭГ 136±0,9 131±1Д 130±0,7 125±0,8 <0,05
Плавание 100 м брасс на спине (с) КГ 136±0,7 135±0,9 135,9±0,6 128±0,7 <0,01
ЭГ 138,2±0,5 132±0,5 132±0,4 125±0,5 <0,01
Плавание 100 м брасс на боку (с) КГ 137±0,6 136±0,5 136±0,4 129±0,8 <0,001
ЭГ 138±0,5 134±0,8 134±0,5 126±0,7 <0,001
Ныряние в длину (м) КГ 20±0,3 29±0,4 30±0,4 32±0,6 <0,001
ЭГ 18±0,4 30±0,4 31±0,4 36±0,3 <0,001
Плавание 12 мин, тест К. Купера (м) КГ 446±6,2 498±6,5 505±4,3 538±5,6 <0,001
ЭГ 450±7,4 486±7,0 490±7,9 540±6,8 <0,001
Так, снижение ЧСС на 8 уд/мин зарегистрировано после стандартной физической нагрузки в обеих группах. Время восстановления ЧСС после нагрузки уменьшилось в среднем на 1,1 мин и достигло своей нормы.
В плавании прикладными способами (на боку, брасом на спине) спасатели ЭГ показали также лучшие результаты (р<0,05), чем спасатели КГ.
Особенно большое преимущество спасателей ЭГ по сравнению с спасателями КГ было зарегистрировано при транспортировке пострадавшего. Они быстрее (р<0,05) выполняли транспортировку пострадавшего, чем спасатели КГ. Эго связано с тем, что развитие прикладных навыков осуществлялось с помощью комплексных нагрузок, применяемых на каждом занятии, величина которых находилась в пределах большой мощности, ЧСС колебалась от 150 до 160 уд/мин, нагрузка выполнялась в смешанном аэробно-анаэробном режиме.
Совершенствование психической устойчивости в процессе прикладного плавания исследовалось измерением у спасателей ЧСС и электрокожного сопротивления (ЭКС). Первый раз - до проведения эксперимента, а второй - по его окончанию.
Таблица 3
Динамика совершенствования психологической устойчивости (Х±ш) спасателей
КГ и ЭГ в период педагогического эксперимента
Показатели Группа испытуемых до после
ЧСС КГ 155±2 151±2
уд.мин. ЭГ 157±2 139±2
ЭКС КГ 157±7 200±6
кОм ЭГ 157±7 228±6
Анализ результатов, представленных в таблице 3, свидетельствует о том, что предлагаемая нами программа комплексного прикладного плавания очень эффективна при действиях спасателей в экстремальных условиях. Спасатели в конце эксперимента стали более решительно выполнять действия при нырянии в глубину, доставании макета и при выполнении транспортировки пострадавшего.
Таким образом, разработанная нами экспериментальная методика способствует снижению уровня психоэмоциональной напряженности, что позволяет противостоять экстремальным факторам и сохранять на их фоне положительное психическое состояние.
ВЫВОДЫ
1. Основным направлением повышения эффективности процесса формирования профессионально-прикладных качеств и навыков у спасателей поисковых подразделений МЧС, действующих в водной среде, является применение инновационных методов обучения, позволяющих оптимизировать процесс их физической подготовки.
2. Введение в содержание каждого учебного занятия разработанного комплекса таких средств, как беговые упражнения на выносливость, силовые упражнения (подтягивание, отжимание), игры в футбол, а также обучение испытуемых прикладными способами плавания, ныряния в длину и глубину, прыжками в воду с 5-метровой вышки оказывают положительное влияние на функциональное состояние и динамику развития физических качеств и прикладных навыков обучаемых.
3. Разработанная нами методика многократного выполнения физических упражнений на фоне физического утомления и эмоционального воздействия комплекса раздражителей, таких как прыжки с 5-метровой вышки в воду в затемненных условиях, прикладное плавания, ныряние в глубину, доставание и транспортировка макета пострадавшего, способствует формированию психологической адаптации к данным факторам, выработке адекватного поведения, необходимого для выполнения поставленной задачи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса : основы тренировки / Ю.В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 176 с. : ил - (Наука спорту).
2. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М. - 2003. - 173 с.
3. Пыжова, И.В. Непрерывное физическое воспитание кадетов и студентов на этапе начального профессионального становления спасателей на воде / О.В. Новосельцев, И.В. Пыжова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - №22. - СПб.: СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2006. - С. 46-51
4. Соловьев, В.В. Инновационный подход к определению технологии оценки физической работоспособности и здоровья специалистов вузов / В.В. Соловьев, И.Ю. Пугачев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - №8 (30). - С. 90 -92.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У КУРСАНТОВ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЙ
Александр Сергеевич Удалых, соискатель,
Военный институт физической культуры (ВИФК),
Санкт-Петербург
Аннотация
В работе представлены материалы исследования автора по обоснованию педагогической технологии формирования навыков здорового образа жизни у курсантов военно-учебных заведений с использованием средств оздоровительной физической культуры.
Ключевые слова: здоровый образ жизни; курсанты; военно-учебные заведения; оздоровительная физическая культура.
PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FORMATION OF SKILLS THE HEALTHY OF BEHAVIOUR AT CADETS OF MILITARY SCHOOLS
Alexander Sergeevich Udalych, competitor,
Military Institute of Physical Educations and Sports,
Saint-Petersburg
Abstract
In work materials of research of the author on a substantiation of pedagogical technology of formation of skills the healthy behavior at cadets of military schools with draught on funds of improving physical training are presented.
Key words: the healthy behavior; cadets; military schools; improving physical training.
Забота о состоянии здоровья курсантов всегда занимала в вузах Министерства обороны РФ центральное место. В последние годы в связи с глубокими социально-экономическими, экологическими изменениями, реформированием армии выдвигается необходимость особой заботы о здоровом человеке, что предполагает смещение акцента с экспертизы здоровья на его сохранение в медико-психологическом обеспечении здоровья военнослужащих.
Проблема оздоровительной направленности физической подготовки определяется также прогрессивным ухудшением состояния здоровья не только военнослужащих, но и всего населения России (О.А. Чурганов, 2005).
В связи с этим назрела необходимость создания действенной системы сохранения и укрепления физического и психического здоровья курсантов методами организации физической подготовки оздоровительной направленности и формирования у них