СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Приходченко Екатерина Ильинична
доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет»;
(г. Донецк, ДНР)
Колюпанова Анастасия Анатольевна
ГОУ ВПО «Академия гражданской защиты» МЧС ДНР
(г. Донецк, ДНР)
УДК 378.013:614.8
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
БУДУЩИХ СПАСАТЕЛЕЙ МЧС
ON FORMING THE PROFESSIONAL OUTLOOK OF FUTURE EMERCOM RESCUERS
В статье рассматриваются основные противоречия в существующей системе формирования профессионального мировоззрения будущих спасателей МЧС и пути их разрешения.
Ключевые слова: профессиональное мировоззрение, личность, педагогические системы.
The article considers the main contradictions in the existing system of formation of professional outlook of the future EMERCOM rescuers and ways to resolve them.
Key words: professional worldwiew, personality, pedagogical systems.
В период фундаментальных политических и социально-экономических преобразований, протекающих в обществе, актуальными становятся вопросы качественно новой подготовки специалистов, чьи профессии связаны с повышенным риском для жизни и требуют высокого уровня развития морально-волевых качеств личности. Решение данных вопросов требует выработки принципиально новых подходов к подготовке специалистов в рамках гражданского высшего учебного заведения.
На данном этапе развития профессиональной педагогики существует ряд акмеологических противоречий: между растущими требованиями к личности специалиста-спасателя, его профессиональному мировоззрению, развитию морально-нравственной сферы и отсутствием качественно новой системы его подготовки в рамках высшего учебного заведения, которая позволила бы прогнозировать и направлять процесс формирования требуемых качеств личности методами педагогической науки; между ускорением темпа подготовки и переподготовки специалистов-спасателей из-за их высокой востребованности в период ликвидации последствий боевых действий и чрезвычайных ситуаций, и необходимостью формирования у будущих спасателей не только базы профессиональных знаний, умений и навыков, а в большей степени их готовности к специфике и опасности выбранной профессии, формированию качеств личности, способствующих скорейшей профессиональной адаптации и развитию морально-волевой сферы личности; между повышенными требованиями к дисциплине и гражданско-патриотическому компоненту воспитательной работы, обусловленными спецификой дальнейшей служебной деятельности спасателей МЧС и психолого-педагогическими возможностями организации учебно-воспитательного процесса в рамках гражданского высшего учебного заведения.
Разрешение выявленных противоречий требует в первую очередь детального изучения и построения профессиограммы спасателя МЧС, как представителя профессии, связанной с высоким риском для жизни, во-вторых, определения требований, предъявляемых к сформированности морально-нравственной сферы личности, волевых качеств, профессиональному мировоззрению, в-третьих, разработки педагогической системы, позволяющей прогнозировать и осуществлять формирование заданных профессионально значимых качеств личности у будущих спасателей МЧС в рамках образовательного пространства гражданского высшего учебного заведения.
Наиболее актуальными в вопросах формирования морально-нравственных аспектов профессионального мировоззрения будущих спасателей МЧС являются фундаментальные и научно-прикладные исследования ученых, которые можно разделить на несколько категорий: так в вопросах становления самосознания личности целесообразно руководствоваться работами М.Г. Ашманис, Т.И. Ойзерман, А.Г. Спиркина; в вопросах развития профессионального мировоззрения интересны научные работы А.А. Деркач, А.И. Иващенко, Л.А. Кандыбович; отдельного внимания заслуживают научные труды В.В. Анциферова, А.В. Барабанщикова, И.В. Биочинского, В.Н. Герасимова, М.И. Дьяченко, ЛМ. Королева, С.И. Охремчук, Е.А. Рябоконь, Ю.В. Серова, A.A. Таргышного, Н.Ф. Феденко, в которых детально рассмотрены психолого-педагогические проблемы профессионального становления будущих специалистов, чьи профессии связаны с высоким уровнем риска; также немаловажны современные исследования Ю.В. Богомолова, В.Г. Ващаева, П.Н. Городова, Д.И. Грядового, Н.М. Дудина, Ю.П. Жаворонкова, А.В. Завражина, П.П. Катрича, В.В. Кутузова, Э.В. Лебедева, В.В. Нечаева, которые посвящены вопросам мировоззренческого и морально-нравственного воспитания и обучения в гражданских и ведомственных учебных заведениях [4, с.39].
В первую очередь следует определить значение понятия «мировоззрение» в рамках педагогической науки. Достаточно распространенным в педагогике является определение «мировоззрения», сформулированное Э.И. Моносзоном: «мировоззрение представляет собой обобщенную систему взглядов, убеждений и идеалов, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его социальной и природной среде. Являясь обобщением знаний, опыта и эмоциональных оценок, в которых отражены особенности общественного бытия человека, мировоззрение определяет личностную позицию субъекта в исторически конкретной системе общественных отношений» [5, с.146]. Вместе с тем, «профессиональное мировоззрение» как более узкий термин
представляет собой взаимосвязь специальных знаний, ценностных ориентаций, принципов, убеждений и суждений, оказывающих влияние на профессиональное становление личности, на формирование готовности к саморазвитию и профессиональной самоактуализации специалиста.
Исходя из требований, предъявляемых к профессиям, связанным с высоким уровнем риска, можно выделить следующие основные компоненты профессионального мировоззрения спасателей МЧС:
- познавательный компонент, включающий знание законов общественного развития, естественных и прикладных наук в рамках профессиональной деятельности;
- ценностно-нормативный компонент, обеспечивающий сформированность социокультурных, личностных ценностей и идеалов, определяющих вектор саморазвития индивида;
- эмоционально-волевой компонент, определяющий уровень развития таких структурных единиц личности, как самоконтроль, самосознание, социальная ответственность;
- операционный компонент, предполагающий развитие умений и навыков профессионального восприятия и понимания явлений социальной действительности;
- оценочно-рефлексивный компонент, обеспечивающий рефлексию осуществляемой профессиональной деятельности.
Немаловажным также является развитие у будущих спасателей МЧС основополагающих мировоззренческих ценностей - гражданственности, государственности, патриотизма (средствами гражданско-патриотического воспитания), а также профессионально-значимых качеств - верности Присяге, личному долгу, готовности к самопожертвованию, справедливости, объективности, самоотверженности, неподкупности.
В современных нормативно-правовых документах МЧС ДНР особый упор делается на формирование у сотрудников службы гражданской защиты
фундаментальной системы ценностей, к которой относятся: долг по защите гражданского населения, престиж службы, гражданственность, честь, достоинство, товарищество, статус спасателя в обществе, специфический характер и условия работы, возможность роста по службе и др.
Для разработки педагогической системы, позволяющей прогнозировать и осуществлять формирование требуемых качеств личности будущих спасателей МЧС, необходимо также четкое понимание процесса становления личности специалиста, а именно динамики развития личностных и профессионально-значимых качеств, и профессионального мировоззрения.
Личность, в контексте ее профессиональной принадлежности, является динамической структурой и претерпевает значительные трансформации по мере накопления профессионального опыта, под влиянием субъективных возрастных особенностей и социально-экономических особенностей развития общества в целом. Профессиональное становление личности включает три основополагающих этапа:
- адаптивный этап, на котором происходит обобщение начального профессионального опыта, формируется схема профессиональной деятельности, данный этап в большей степени ориентирован на приобретение профессионально значимых умений и навыков;
- регулятивный этап требует от индивида систематизации и коррекции сложившейся ранее мировоззренческой позиции посредством переоценки имеющихся потребностей, мотивов, принципов, идеалов исходя из их релевантности в системе ценностей выбранной профессии;
- продуктивный этап обеспечивает становление и закрепление профессиональных навыков, а также осознание будущим специалистом его причастности к определенному профессиональному кругу посредством формирования у него программы профессиональной деятельности.
Говоря категориями профессиональной педагогики, в процессе профессионального образования осуществляется трансформация деятельности
личности от учебно-познавательной к учебно-профессиональной и далее к действительно профессиональной. Исходя из этого, можем сделать вывод о том, что современный учебно-воспитательный процесс в высшей школе должен быть ориентирован не на решение отдельных, частных задач, а на осмысление экзистенциальных вопросов, тогда результатом такой работы становится обретение индивидуумом ценностно-мировоззренческих установок и профессионально значимых личностных качеств. В этой связи интересен подход И.Я. Лернера к разделению немировоззренческих знаний на три группы по степени их влияния на формирование ценностей и взглядов обучающихся: «предметные знания; знания, в обобщенном виде создающие исходную мировоззренческую базу; знания, несущие прямую мировоззренческую нагрузку. Процесс формирования мировоззрения, согласно этой классификации, должен включать знания третьей группы и выведение из них собственных мировоззренческих идей» [3, с.79].
Имеющиеся в настоящее время педагогические системы обучения и воспитания будущих спасателей МЧС в рамках гражданского высшего учебного заведения в большей степени направлены на освоение обучающимися узкоспециальных и технических дисциплин, игнорируя при этом потенциал межпредметных связей, использование методов моделирования реальных профессиональных ситуаций, а также интеграционные процессы, имеющие широкое применение в ведомственных учебных заведениях. Данные методы, включенные в учебно-воспитательный процесс, позволяют своевременно сформировать у будущих спасателей МЧС необходимые профессионально значимые качества личности, перейти к «процессу постепенного и неуклонного возведения обыденного мышления обучающихся на уровень научного и профессионального стиля мышления» [6, с. 10], тем самым, обеспечив личности будущего спасателя МЧС соответствие современному уровню техногенной цивилизации в целом, и требованиям, предъявляемым к высококвалифицированному специалисту данного профиля в частности.
Однако применение такого комплекса методов в рамках гражданского учебного заведения остается на данном этапе профессиональной педагогики относительно не изученным. В связи с этим обоснована необходимость построения целостной педагогической системы прогнозирования и непосредственного формирования профессионального мировоззрения будущих спасателей МЧС, включающей создание ценностно-развивающей среды, психолого-педагогического сопровождения на основе разработки системы спецкурсов, использования комплекса инновационных образовательных технологий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Безрукова, B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике / B. C. Безрукова. - Екатеринбург : [б. и.], 1994. - 152 с.
2. Касьян, А. А. Контекст образования: наука и мировоззрение / А. А.Касьян. - Нижний Новгород : [б. и.], 1996. - 184 с.
3. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер. - Москва : Знание, 1980. - 189 с.
4. Манецкая, C.B. О необходимости развития профессионального мировоззрения будущего офицера в период его обучения в вузе / C. B. Манецкая // Сборник научных трудов ГМУ. -Новороссийск : РИО ГМА им. адм. Ф.Ф.Ушакова, 2011. - Вып. 16, ч. II. - С. 39-40.
5. Мировоззрение и проблемы его формирования в процессе преподавания социально-гуманитарных, естественно-научных и специальных дисциплин / сост. М. Н. Белозеров. -Москва : РЗИТЛП, 1995. - 137 с.
6. Торкунов, А. В. Создание университетов мирового уровня: новые тенденции в российском высшем образовании / А. В. Торкунов // Вестник МГИМО-Университета. - 2013. - № 2. - С. 7-11.