УДК 3:061.2;614.88
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ НА СЛУЖБЕ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ И НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В.Б. Мошков, к.э.н., доц.
В статье излагаются основные положения доклада при открытии научно-практическая конференция научно-педагогического состава и обучающихся Академии гражданской защиты МЧС России, посвященной 20-летию образования Российского корпуса спасателей.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Стратегия национальной безопасности, модель выпускника инженера-спасателя
SCIENCE AND EDUCATION AT THE SERVICE OF CIVIL DEFENCE AND NATIONAL SECURITY V.B. Moshkov
It is expound in this article the main issues of report at research-practice conference of scientific-pedagogical staff of the Civil Defense Academy Emercom devoted to the 20 anniversary of formation the Russian Rescuers Division.
Проводимая ежегодно научно-практическая конференция научно-педагогического состава и обучающихся «Предупреждение, спасение, помощь», получившая статус Международной, в которой принимают участие учёные, педагоги и сотрудники более 40 представительных организаций, научных учреждений и учебных заведений МЧС России, Минобрнауки России, стран СНГ, а также редакции научных издательств - это хороший повод оценить всё созданное творческим трудом наших учёных и инженеров, повысить качество и требовательность к выпускаемой нами текущей «продукции» в виде научных знаний и профессиональных специалистов спасательного дела, определить перспективы оптимального развития и пути формирования нового облика системы гражданской защиты, облика, адекватного природно-технологическим и социальным вызовам новейшей истории цивилизации.
Настоящая конференция посвящена 20-летию образования Российского корпуса спасателей. Это наложило определенный отпечаток и на тематику принятых нами в программу докладов, которые охватывают все направления спасательного дела: от подготовки и совершенствования профессионализма кадров до разработки новых устройств, способов, методик и методов ведения отдельных фрагментов АСНДР, включая эвакуационные мероприятия.
Наука всегда являлась мощным ресурсом обеспечения экономической устойчивости и преобразований, важнейшей составляющей национального богатства, движущей силой технического прогресса. Научно-технический потенциал любой страны - это важнейший национальный ресурс, одна из основ промышленного развития. Правильное использование научных знаний - реальный источник экономического роста страны, повышения благосостояния ее населения.
В передовые и последовательные позиции российской науки в области безопасности жизнедеятельности и защиты людей от бедствий и катастроф вносит свой скромный вклад уже в течение более 17 лет и наша Alma Mater - Академия гражданской защиты МЧС России (далее - Академия).
Отвечающая современному этапу формирования вектора устойчивого развития наука обеспечения комплексной безопасности не может функционировать без учёта новой «Стратегии национальной безопасности» (СНБ), утверждённой Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года № 537 [1].
В этом основополагающем нормативном документе в прогностическом плане утверждается, что «получат развитие националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма». К числу основных угроз отнесена «экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране».
Негативное воздействие на состояние национальной безопасности «в сфере культуры усиливает пропаганда образа жизни, в основе которого - вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость».
Как фактор противоборства этим угрозам «развивается система выявления и противодействия глобальным вызовам и кризисам современности, включая международный и национальный терроризм, политический и религиозный экстремизм, национализм и этнический сепаратизм». При этом подчёркивается, что эффективность государственно-правового регулирования поддержки и развития разнообразия национальных культур, толерантности и самоуважения, а также развития межнациональных и межрегиональных культурных связей способствует противодействию угрозам в сфере 6 Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2010'1
культуры и обеспечивается силами национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества.
В СНБ выражены необходимость разработки и реализации научных концепций и жизнеутверждающих стратегий обеспечения безопасности, системы управления государством и обществом, подготовки кадров, способных на адекватные ответы вызовам новой социальной реальности, на креативную деятельность. В её тексте термин «образование» упоминается в том или ином контексте 24 раза, «терроризм» 12, в том числе дважды - с важной приставкой «анти», 6 раз - «экстремизм».
Особенность «Стратегии» - её социальная и социально-политическая направленность. Она состоит в том, что национальная безопасность обеспечивается, исходя из принципа «безопасность -через приоритеты устойчивого развития», то есть, через достижение стратегических национальных приоритетов, в числе которых национальная оборона, государственная и общественная безопасность, а также приоритеты устойчивого социально-экономического развития государства - повышение качества жизни российских граждан, экономический рост, наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, экология и рациональное природопользование.
В 2009 году Президентом утверждены также «Военная доктрина Российской Федерации», подготовлены к утверждению «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации на период до 2020» года и «Концепция государственной и национальной политики Российской Федерации на период до 2020 года». Всем этим основополагающим документам необходима поддержка науки и образования, поддержка систем обеспечения безопасности жизнедеятельности как важной составляющей гражданской защиты.
Этот подход в своей деятельности использует Академия, которая по праву считается ведущим учебно-методическим и научным центром в системе высшего профессионального и послевузовского образования МЧС России. Академия на научной основе готовит специалистов для экономики страны, её гражданской обороны, органов по обеспечению и защите территорий при чрезвычайных ситуациях [2], научных работников для проведения фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований в области гражданской защиты.
Сегодня из научно-педагогического состава Академии около 230 человек имеют ученые степени и звания, в том числе 40 докторов наук, 10 заслуженных деятелей науки РФ, 13 заслуженных работников высшей школы РФ, 14 членов ведомственных и общественных Академий, различных творческих союзов и других почётных званий.
Научно-педагогический состав Академии ежегодно принимает активное участие в разработке научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), в том числе по Единому тематическому плану НИОКР МЧС России. Наиболее активное участие в проведении научно-исследовательской работы принимают сотрудники научно-технического центра, Института специальной подготовки, а также кафедр Академии: тылового и технического обеспечения; аварийно-спасательных работ; инженерной защиты населения и территорий и др.
Особое внимание в научной деятельности Академии уделяется подготовке специалистов высшей квалификации по ряду важнейших для учебного заведения специальностей: гражданская оборона; безопасность в чрезвычайных ситуациях; экономика и управление народным хозяйством в кризисных ситуациях; теория и методика обучения и воспитания; теория и методика профессионального образования; отечественная история; социальная философия; воинское воспитание, боевая подготовка, военная педагогика и психология, управление повседневной деятельностью; социология управления, а также политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Научно-педагогическим составом Академии с 1998 года защищено 68 диссертационных исследований на соискание ученой степени кандидата наук и 10 - на соискание ученой степени доктора наук.
На кафедрах Академии организована работа научных кружков, где под руководством опытных педагогов и учёных обучаемые, исходя из своих интересов, занимаются исследованиями. Более 450 студентов, курсантов, слушателей и актив из числа научно-педагогического состава участвуют в работе научных кружков. Уже с первого курса перед обучаемыми открыты двери в науку. Их научные труды могут участвовать в открытом конкурсе на лучшую научную работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам студентов вузов Российской Федерации. Данный подход позволяет решить одну из главных задач Академии - научить молодых людей творчески мыслить, что является необходимым условием высокого качества подготовки специалистов для РСЧС и ГО и важным фактором повышения готовности сил и средств МЧС России к действиям по предназначению.
С 2000 года Академия является базовым вузом открытого конкурса на лучшую научную работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам студентов вузов Российской Федерации по
разделу 32 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» Минобрнауки России. За этот период 29 слушателей, курсантов и студентов Академии были отмечены медалью «За лучшую научную работу», 58 - дипломами и более 320 - дипломами конкурсной комиссии Академии. Нагрудным знаком Минобрнауки России «За развитие научно-исследовательской работы студентов» награждены два научных руководителя - к.т.н., доцент К.В. Тугушов и к.т.н., доцент В.В. Кашарный. По итогам конкурса 2009 года трое наших участников А.В. Осипов, А.М. Шаров, Р.С. Рожков награждены медалью «За лучшую научную работу», а молодые ученые А.В. Мамченков, И.Д. Ивановский, Е.В. Сапожников - дипломами Минобрнауки России. С 2009 года в Академии проводится конкурс на лучшую научную разработку и среди научно-педагогического состава. В целях повышения статуса и престижа звания лауреата этого конкурса у нас учреждена медаль «За научные разработки». За это время ей награждены 28 ученых и педагогов Академии, 8 из которых - в 2009 году.
Одной из эффективных форм вовлечения в научную работу является участие в научных конференциях, выставках, семинарах, активно ведется рекламно-выставочная деятельность, направленная на всестороннюю пропаганду научных достижений научно-педагогического состава, которым проводится активная работа по экспонированию научных достижений Академии на выставочных мероприятиях.
Сотрудники Академии являются авторами многих сотен научных трудов, монографий, учебников и учебных пособий, десятков патентов на изобретения и полезные модели, являются участниками многих конкурсов и аукционов МЧС России и Минобрнауки России. Так, в целях реализации мероприятий по выполнению и развитию Федеральной целевой программы «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года» были созданы учебные программы дополнительного образования по обучению и аттестации специалистов в области социально-психологической реабилитации населения, пострадавшего от радиационных аварий и катастроф. Академия силами наших молодых ученых в прошедшем году стала обладателем трехлетнего гранта на выполнение поисковых научно-исследовательских работ в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.
В целях повышения эффективности подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации, научного уровня и совершенствования образовательного процесса в Академии создан научный журнал «Научные и образовательные проблемы гражданской защиты» с разделами, посвященными фундаментальным и прикладным исследованиям, а также образовательным проблемам в области обеспечения комплексной безопасности. Концепция журнала и направленность его деятельности определены в публикациях первых его выпусков [3-6]. В настоящее время журнал признан Министерством, получил подписной индекс Объединённого каталога «Пресса России», индекс ISSN, подготовлен к регистрации в Мининформпечати России, проходит становление в системе отечественного и мирового цитирования и ссылки на авторов, чьи работы опубликованы в этом журнале, все чаще появляются в Интернете.
Ведущими учеными Академии сформированы целые научные направления. Особый авторитет на всем постсоветском пространстве приобрели наши научные школы: «Научные основы гражданской защиты», «Научные основы ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ», «Прикладная математика и предупреждение чрезвычайных ситуаций». А отметивший в текущем году свой 80-летний юбилей доктор технических наук, заслуженный деятель науки РФ и заслуженный работник высшей школы РФ профессор Пушкин И.А. является признанным лидером научной школы «Химические технологии и безопасность в чрезвычайных ситуациях».
Научная деятельность коллектива Академии вносит достойный вклад в обеспечение комплексной безопасности России, помогает выработать и внедрить в образовательный процесс практические предложения по снижению существующих и новых угроз национальной безопасности страны.
Литература
1. Стратегия национальной безопасности, утверждена Указом Президента РФ от 12.05.09 № 537.
2. Шойгу С.К., Пучков В.А. и др. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Многотомное издание. М.: МГФ «Знание», 1999.
3. От редакции // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. Химки: АГЗ МЧС России. № 1, 2009. - С. 1-2.
4. Чуприян А.П. К читателям // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. Химки: АГЗ МЧС России. № 2 (3), 2009. - С. 2.
5. Положение о научном журнале «Научные и образовательные проблемы гражданской защиты» (проект) // Там же. № 1, 2009. - С. 3-8.
6. Мирмович Э.Г., Чеботарев С.С., Кашарный В.В., Жарёнов А.Б. Концепция журнала «Научные и образовательные проблемы гражданской защиты» // Там же. - С. 9-15.