Научная статья на тему 'Технология физкультурно-оздоровительных занятий для лиц, переболевших простудными заболеваниями (ОРВИ, ГРИПП, COVID-19)'

Технология физкультурно-оздоровительных занятий для лиц, переболевших простудными заболеваниями (ОРВИ, ГРИПП, COVID-19) Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школы КНР / учащиеся / физическая культура / спорт / модернизированная программа обучения / фазовая целевая установка / здоровьесбережение / содержание. / schools of the People's Republic of China / students / physical education / sports / modernized curriculum / phase goal / health preservation / content.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Чэнь Юйда, Родичкин П. В., Пугачев И. Ю., Малышева Е. В.

Исследование, представленное в работе, заключалось в применении к группе подростков из Китая в течение 3 месяцев программы аудиторных и внеклассных занятий спортом, в ходе которых оценивались их физическое состояние, образ жизни и некоторые показатели здоровья. Цель работы состояла в том, чтобы проверить влияние разработанной в рамках ответа на общественный и государственный запрос экспериментальной программы, ставящей во главу угла здоровьесберегающий компонент, а не выполнение каких-либо нормативов. Материалы и методы исследования: к методам и инструментам сбора информации, использованных в работе, относятся методы объективного анализа, включающие акселерометрию; тест Course-Navett, также известный как The Beep Test, представляющий собой челночный бег на 20 м и являющийся одним из наиболее часто используемых в Китае полевым тестом, предназначенным для оценки аэробных возможностей испытуемых; измерения роста и веса школьников, фиксацию антропометрических показателей, а также интервью и анкетирования с учителями физического воспитания и учащимися, задействованными в программе. К исследованию были привлечены 160 учащихся средних школ КНР, находящихся на завершающем этапе физического взросления и полового созревания, т. е., в пубертатном периоде, когда происходит последовательное снижение физической активности, отличающее детей младшего возраста, и переход к малоподвижному образу жизни, объясняемому среди прочего ростом нагрузок по основным общеобразовательным предметам. Результаты. Из 85 академических часов, выделенных на реализацию программы, все учащиеся, вне зависимости от уровня физической подготовки, в обязательном порядке должны были посещать в среднем 68 часов занятий, что превышало средний показатель посещаемости, выявленный до начала реализации программы почти на 12 академических часов. При этом самая высокая средняя посещаемость была зафиксирована на втором этапе эксперимента. Заключение. Содержание модернизированной программы предполагало: три месяца реализации (12 недель) с обязательным 68 часовым посещением занятий школьниками и три последовательных кейс-этапа. Перекрёстным педагогическим формирующим экспериментом выявлено достоверное улучшение функционального состояния школьников (р≤0,05). Научная новизна: сформулированы базовые установки трех фаз этапов реализации программы: «Я готовлюсь к новым свершениям»; «Я способен на новые свершения»; «Я могу добиться еще большего и получить удовольствие от спорта». Практическая значимость: разработана и внедрена программа аудиторной и внеклассной физической активности, направленная на реформирование системы физического воспитания в общеобразовательных школах Китайской Народной Республики за счет повышения уровня ее здоровьесберегающего компонента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Чэнь Юйда, Родичкин П. В., Пугачев И. Ю., Малышева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content of the modernized program of schoolchildren’s physical education in China

The study presented in the paper consisted in applying a program of classroom and extracurricular sports activities to a group of adolescents from China for 3 months, during which their physical condition, lifestyle and some health indicators were assessed. The aim was to test the impact of an experimental program developed in response to public and state demand, which prioritizes the health-saving component, rather than meeting any standards. Purpose was to test the impact of an experimental program developed in response to public and state demand, which prioritizes the health-saving component, rather than meeting any standards. Materials and research methods: the methods and tools for collecting information used in the work include methods of objective analysis, including accelerometry; the Course-Navett test, also known as The Beep Test, is a 20 m shuttle run and is one of the most commonly used field tests in China designed to assess the aerobic capacity of test takers; measuring the height and weight of schoolchildren, recording anthropometric indicators, as well as interviews and questionnaires with physical education teachers and students involved in the program. The study involved 160 secondary school students in China who are at the final stage of physical maturation and puberty, i.e., puberty, when there is a consistent decrease in physical activity, which distinguishes young children, and the transition to a sedentary lifestyle, explained, among other things, by an increase in loads in basic general education subjects. Results. Of 85 academic hours allocated to the program, all students, regardless of their level of physical fitness, were required to attend an average of 68 hours of classes, which exceeded the average attendance rate identified before the start of the program by almost 12 academic hours. At the same time, the highest average attendance was recorded at the second stage of the experiment. Conclusion. The content of the modernized program included: three months of implementation (12 weeks) with a mandatory 68-hour attendance of classes by schoolchildren and three consecutive case stages. A cross-pedagogical formative experiment revealed a significant improvement in the functional state of schoolchildren (р≤0,05). Scientific novelty: the basic guidelines of the three phases of the program implementation stages were formulated: "I am preparing for new achievements"; "I am capable of new achievements"; "I can achieve even more and enjoy sports". Practical significance: a program of classroom and extracurricular physical activity was developed and implemented, aimed at reforming the system of physical education in secondary schools of the People's Republic of China by increasing the level of its health-saving component.

Текст научной работы на тему «Технология физкультурно-оздоровительных занятий для лиц, переболевших простудными заболеваниями (ОРВИ, ГРИПП, COVID-19)»

УДК 796.01

Содержание модернизированной программы физического воспитания

школьников Китая

Чэнь Юйда1, Родичкин П.В.1, Пугачев И.Ю.2*, Малышева Е.В.1

1 Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

г. Санкт-Петербург, Россия ORCID: 0009-0006-1252-5332, [email protected] ORCID: 0000-0003-1181-3800, [email protected] ORCID: 0000-0003-1248-6979, [email protected] 2Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

г. Тамбов, Россия ORCID: 0000-0003-3849-2322, [email protected]*

Аннотация: Исследование, представленное в работе, заключалось в применении к группе подростков из Китая в течение 3 месяцев программы аудиторных и внеклассных занятий спортом, в ходе которых оценивались их физическое состояние, образ жизни и некоторые показатели здоровья. Цель работы состояла в том, чтобы проверить влияние разработанной в рамках ответа на общественный и государственный запрос экспериментальной программы, ставящей во главу угла здоровьесберегающий компонент, а не выполнение каких-либо нормативов. Материалы и методы исследования: к методам и инструментам сбора информации, использованных в работе, относятся методы объективного анализа, включающие акселерометрию; тест Course-Navett, также известный как The Beep Test, представляющий собой челночный бег на 20 ми являющийся одним из наиболее часто используемых в Китае полевым тестом, предназначенным для оценки аэробных возможностей испытуемых; измерения роста и веса школьников, фиксацию антропометрических показателей, а также интервью и анкетирования с учителями физического воспитания и учащимися, задействованными в программе. К исследованию были привлечены 160 учащихся средних школ КНР, находящихся на завершающем этапе физического взросления и полового созревания, т. е., в пубертатном периоде, когда происходит последовательное снижение физической активности, отличающее детей младшего возраста, и переход к малоподвижному образу жизни, объясняемому среди прочего ростом нагрузок по основным общеобразовательным предметам. Результаты. Из 85 академических часов, выделенных на реализацию программы, все учащиеся, вне зависимости от уровня физической подготовки, в обязательном порядке должны были посещать в среднем 68 часов занятий, что превышало средний показатель посещаемости, выявленный до начала реализации программы почти на 12 академических часов. При этом самая высокая средняя посещаемость была зафиксирована на втором этапе эксперимента. Заключение. Содержание модернизированной программы предполагало: три месяца реализации (12 недель) с обязательным 68 часовым посещением занятий школьниками и три последовательных кейс-этапа. Перекрёстным педагогическим формирующим экспериментом выявлено достоверное улучшение функционального состояния школьников (р<0,05). Научная новизна: сформулированы базовые установки трех фаз этапов реализации программы: «Я готовлюсь к новым свершениям»; «Я способен на новые свершения»; «Я могу добиться еще большего и получить удовольствие от спорта». Практическая значимость: разработана и внедрена программа аудиторной и внеклассной физической активности, направленная на реформирование системы физического воспитания в общеобразовательных школах Китайской Народной Республики за счет повышения уровня ее здоровьесберегающего компонента.

Ключевые слова: школы КНР, учащиеся, физическая культура, спорт, модернизированная программа обучения, фазовая целевая установка, здоровьесбережение, содержание.

Для цитирования: Чэнь Юйда, Родичкин П.В., Пугачев И.Ю.*, Малышева Е.В. Содержание модернизированной программы физического воспитания школьников Китая. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(4): .

The content of the modernized program of schoolchildren's physical education

in China

Chen Yuda1, Pavel V. Rodichkin1, Igor Yu. Pugachev2*, Elena V. Malysheva1

1Herzen State Pedagogical University of Russia Saint Petersburg, Russia ORCID: 0009-0006-1252-5332, [email protected] ORCID: 0000-0003-1181-3800, [email protected] ORCID: 0000-0003-1248-6979, [email protected] 2Derzhavin Tambov State University Tambov, Russia ORCID: 0000-0003-3849-2322, [email protected]*

Abstract: The study presented in the paper consisted in applying a program of classroom and extracurricular sports activities to a group of adolescents from China for 3 months, during which their physical condition, lifestyle and some health indicators were assessed. The aim was to test the impact of an experimental program developed in response to public and state demand, which prioritizes the health-saving component, rather than meeting any standards. Purpose was to test the impact of an experimental program developed in response to public and state demand, which prioritizes the health-saving component, rather than meeting any standards. Materials and research methods: the methods and tools for collecting information used in the work include methods of objective analysis, including accelerometry; the Course-Navett test, also known as The Beep Test, is a 20 m shuttle run and is one of the most commonly used field tests in China designed to assess the aerobic capacity of test takers; measuring the height and weight of schoolchildren, recording anthropometric indicators, as well as interviews and questionnaires with physical education teachers and students involved in the program. The study involved 160 secondary school students in China who are at the final stage of physical maturation and puberty, i.e., puberty, when there is a consistent decrease in physical activity, which distinguishes young children, and the transition to a sedentary lifestyle, explained, among other things, by an increase in loads in basic general education subjects. Results. Of 85 academic hours allocated to the program, all students, regardless of their level of physical fitness, were required to attend an average of 68 hours of classes, which exceeded the average attendance rate identified before the start of the program by almost 12 academic hours. At the same time, the highest average attendance was recorded at the second stage of the experiment. Conclusion. The content of the modernized program included: three months of implementation (12 weeks) with a mandatory 68-hour attendance of classes by schoolchildren and three consecutive case stages. A cross-pedagogical formative experiment revealed a significant improvement in the functional state of schoolchildren (р<0,05). Scientific novelty: the basic guidelines of the three phases of the program implementation stages were formulated: "I am preparing for new achievements"; "I am capable of new achievements"; "I can achieve even more and enjoy sports". Practical significance: a program of classroom and extracurricular physical activity was developed and implemented, aimed at reforming the system of physical education in secondary schools of the People's Republic of China by increasing the level of its health-saving component.

Keywords: schools of the People's Republic of China, students, physical education, sports, modernized curriculum, phase goal, health preservation, content.

For citation: Chen Yuda, Pavel V. Rodichkin, Igor Yu. Pugachev*, Elena V. Malysheva. The content of the modernized program of schoolchildren's physical education in China. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(4): .

Введение

Исследования, в которых анализировалась взаимосвязь между занятиями спортом и здоровьем подростков, доказали необходимость реформирования существующей системы занятий, проводимых в школе, поскольку результатов, достигаемых в настоящее время недостаточно для получения пользы в долгосрочной перспективе [1-4]. Е. К. Сейсенбеков, Э. Ж. F. Р. Тастанов, Эшiмханов, Е. Б. Телахынов [5], I. A. Kustova, A. V. Starostina, A. V. Nikulin, E. V. Sedunova [6], D. L. Korzun, V. A. Kaliada [7], а также ^knpq U^müjmü [8] отмечают, чтобы приносить пользу для здоровья, физическое воспитание должно способствовать увеличению физической активности подростков как в стенах школы, так и за ее пределами.

Настоящее исследование направлено на изучение того, каким образом вмешательство в рамках реализации школьной программы физического воспитания может улучшить их показатели и способствовать сохранению здоровья в юношеские годы и во взрослой жизни. В рамках работы предполагается предложить конкретные инструменты, благодаря которым удастся оказать положительное влияние на здоровье и благополучие подростков. Таким образом, конечная установка экспериментальной программы заключается в том, чтобы способствовать нивелированию влияния нынешнего малоподвижного образа жизни китайских школьников, попутно установив степень воздействия, которое оказывает реализация обновленной программы вмешательства, опирающейся на рекомендации международных организаций, на уровень физической активности учащихся.

Цель исследования состояла в том, чтобы проверить влияние разработанной в рамках ответа на общественный и государственный запрос экспериментальной программы, ставящей во главу угла здоровьесберегающий компонент, а не выполнение каких-либо нормативов.

Материалы и методы

К методам и инструментам сбора информации, использованных в работе, относятся методы объективного анализа, включающие акселерометрию; тест Course-Navett, также известный как The Beep Test, представляющий собой челночный бег на 20 м и являющийся одним из наиболее часто используемых в Китае полевым тестом, предназначенным для оценки аэробных возможностей испытуемых; измерения роста и веса школьников, фиксацию антропометрических показателей, а также интервью и анкетирования с учителями физического воспитания и учащимися, задействованными в программе. К исследованию были привлечены 160 учащихся средних школ КНР, находящихся на завершающем этапе

физического взросления и полового созревания, т. е., в пубертатном периоде, когда происходит последовательное снижение физической активности, отличающее детей младшего возраста, и переход к малоподвижному образу жизни, объясняемому среди прочего ростом нагрузок по основным общеобразовательным предметам.

Результаты и обсуждение

Экспериментальная программа также, как и ее оценка были осуществлены в сотрудничестве с практикующими педагогами физического воспитания, отвечавшими за ее внедрение в общеобразовательных учебных заведениях КНР. Непосредственное взаимодействие с подростками проводилось в течение трех месяцев в стенах школы и вне ее в классное и внеклассное время и включало 3 стандартных и 2 дополнительных практических занятия в неделю, проводившихся по вторникам и пятницам. Общая продолжительность программы вмешательства составила 85 академических часов. По завершении программы было проведено мероприятие с педагогами и школьниками, привлеченными к эксперименту, в ходе которого обсуждались достигнутые результаты исследования, возможности его доработки и эффективность.

Из 85 академических часов, выделенных на реализацию программы, все учащиеся вне зависимости от уровня физической подготовки в обязательном порядке должны были посещать в среднем 68 часов занятий, что превышало средний показатель посещаемости, выявленный до начала реализации программы почти на 12 академических часов. При этом самая высокая средняя посещаемость была зафиксирована на втором этапе эксперимента.

Общими руководящими принципами педагогического и дидактического характера, положенными в основу программы вмешательства, были:

• организация рекреационных мероприятий, то есть действий и учебных заданий, основной функцией которых была мотивация школьников, повышаемая посредством геймификации и направленности на получение ими удовольствия от занятий;

• инклюзивность, то есть организация такого учебного процесса, при котором предусмотренные планом мероприятия и нагрузки разрабатывались таким образом, чтобы все подростки могли участвовать в них в полной мере и на равных условиях, достигая при этом максимально возможной двигательной активности;

• безопасность, то есть разработку заданий и упражнений с учетом рекомендаций в отношении улучшения осанки и координации, интенсивности нагрузки, риска несчастных случаев, травм и т. п.;

• вызов самому себе, то есть разработку заданий, дающих школьникам возможность осуществить оценку собственных возможностей в отношении поставленных педагогом задач,

служащих мотивирующим элементом для продолжения занятий физической культурой и спортом;

• взаимодействие, необходимое для решения учебных задач и проблем, возникающих в процессе уроков физического воспитания, благодаря которому поощрялся социальный аспект физической активности и производилось стимулирование конкуренции между подростками;

• новизна, выражавшаяся в том, что предлагаемая в рамках исследования экспериментальная программа отличалась по своему характеру от традиционных подходов к занятиям по физическому воспитанию, способствуя включению упражнений и задач, отвечающих интересам школьников и ответственных за улучшение состояния их здоровья;

• интенсивность, определившая набор упражнений, включенных в программу и требовавшая от ее участников выполнения умеренных и/или интенсивных физических нагрузок.

Как отмечалось выше, общая продолжительность программы вмешательства составила три месяца, то есть 12 рабочих недель. Таким образом, на каждый из ее этапов отводился один месяц, в течение которого требовалось выполнить определенный перечень процедур, опиравшихся на результаты предыдущего этапа или в случае с первым этапом - этапа планирования. Базовые установки трех фаз этапа реализации можно сформулировать как:

• Я готовлюсь к новым свершениям;

• Я способен на новые свершения;

• Я могу добиться еще большего и получить удовольствие от спорта.

Действия и задачи, которые выполнялись на протяжении еженедельных обязательных и дополнительных занятий, производились в соответствии с графиком, представленным в таблице 1.

Таблица 1

Содержание этапов обязательных и дополнительных занятий

Этап 1 Этап 2 Этап 3

1 сентября - 30 сентября 2024 г. 1 октября - 31 октября 2024 г. 1 ноября - 30 ноября 2024 г.

Цель Я готовлюсь к новым свершениям Я способен на новые свершения Я могу добиться большего и получить удовольствие от спорта

Уроки 1-20 21-40 41-60

Задание 1 Знакомство (первый урок) Анализ данных (определение общего уровня спортивной подготовки Всё и сразу (боевые искусства, спортивные игры, танцы, Tabata, Н11Т, легкая атлетика) Быстрее, выше, сложнее! (значительное увеличение нагрузок, добавление модифицированных

участников эксперимента) видов спорта, круговых тренировок и элементов традиционных китайских видов спорта)

Количество уроков 8 6 10

Задание 2 Вперёд к победе (развитие имеющихся навыков посредством подвижных игр, эстафет, базовых упражнений) Нужно держаться! (развитие координационных способностей, разбор игровых ситуаций) Активнее ребята! (оценка промежуточных результатов, соревновательная практика)

Количество уроков 6 8 6

Задание 3 Долой усталость! (постепенное увеличение нагрузок, контроль промежуточных результатов) Не роняй мяч! (работа со спортивным инвентарем и снарядами, контроль мяча в разных видах спорта) Нас не догонят! (внедрение более широкой автономии учеников на уроках, повторный анализ данных, выявление колебаний антропометрического профиля учеников и т. д.)

Количество уроков 6 6 4

Общее количество уроков 20 20 20

Особенности, характеристики, педагогическое содержание и возможности реализации каждого из этапов систематизированы в представленной далее таблице 2.

Таблица 2

Сущность фаз реализации и особенности их насыщенности Фаза 1. Я готовлюсь к новым свершениям

Основные характеристики фазы:

• ориентация на аэробную физическую нагрузку и базовую проработку основных групп мышц;

• повышение вовлеченности наименее активных участников эксперимента в работу на уроках;

• постепенное усложнение упражнений и задач;

• умеренные физические нагрузки;

• приобретение базовой физической формы, позволяющей адаптироваться к более интенсивным нагрузкам, связанным с выполнением более сложных задач и приобщением подростков к получению удовольствия от спорта;

• продуманное распределение нагрузок со стороны педагога и контроль всего тренировочного процесса (разминки, основной части урока, заминки);

• использование геймификации, ориентация на здоровье и отдых от уроков по точным естественным и гуманитарным наукам;

• выполнение упражнений, не требующих от школьников владения особыми навыками и умениями

Педагогическое содержание фазы с опорой на здоровьесберегающий компонент:

• основные движения в рамках физического воспитания в школьных учреждения, обычно выполняемые на время, с повторениями, умеренной интенсивностью, индивидуальным регулированием нагрузки и т. д., влияющие на развитие аэробных способностей организма;

• основные движения и навыки, описанные выше, влияющие на и мышечный тонус;

• модифицированные игры с толканием, вытягиванием, противодействием и сопротивлением собственному телу, партнеру и/или предметам, влияющие на силу, мышечный тонус, выносливость организма и др.

Наполнение фазы:

самосовершенствование подростков, устранение незначительных проблем со здоровьем и формирование позитивного отношения к физическому воспитанию

Фаза 2. Я способен на новые свершения

Основные характеристики фазы:

• оценка результатов предыдущей фазы и включение в уроки упражнений и нагрузок, рассчитанных на развитие имеющихся у школьников двигательных навыков, посредством более сложных спортивных игр, элементов боевых искусств, Tabata и Н11Т, адаптированных для среднего ученика;

• выполнение этой работы должно быть запрограммировано таким образом, чтобы параллельно предполагать постоянное повышение требований, предъявляемых к физической форме и состоянию здоровья учащихся;

• исключение из учебного плана упражнений и нагрузок, снижающих уровень вовлеченности и групповой активности учащихся ввиду их технической сложности, индивидуального мастерства или других характеристик;

• умеренная физическая нагрузка, доступная для большинства членов группы, включающая периодические скачкообразные всплески физической активности;

• поддержание непринужденной атмосферы во время занятий;

• ориентация занятий на улучшение самочувствия школьников Педагогическое содержание фазы с опорой на развитие двигательной активности:

• комбинированные упражнения, общеразвивающие упражнения (ОРУ), направленные на улучшение амплитуды движений;

• обучение базовым основам и навыкам, необходимых для определенных видов спорта;

• применение базовых основ и специфических навыков, необходимых для определенных видов спорта в конкретных игровых ситуациях (естественных и смоделированных педагогом);

• постепенное расширение навыков и умений учеников, применительно к отдельным видам спорта

Наполнение фазы:

самосовершенствование подростков, устранение более значительных проблем со здоровьем, формирование позитивного отношения к физическому воспитанию, корректировка питания учеников (рекомендации по диете)

Фаза 3. Я могу добиться большего и получить удовольствие от спорта

Основные характеристики фазы:

• интеграция ключевых компонентов экспериментальной программы физического воспитания (физической подготовки и состояния здоровья) в условиях реальной образовательной среды;

• обучение школьников новым навыкам двигательной активности, предназначенным для решения более сложных задач;

• упражнения средней и высокой интенсивности, требующие развитой аэробной и мышечной выносливости и более крепкого здоровья;

• средний уровень мышечного тонуса, позволяющий выполнять упражнения умеренной и средней сложности и при необходимости выдерживать более интенсивные интервалы тренировочного процесса;

• полноценная переориентация занятий на здоровьесберегающий компонент Педагогическое содержание фазы

• в целом алогично тому, что было на предыдущем этапе;

• в основном связано с развитием двигательных навыков, хотя и требует от учащихся более высокого уровня физической подготовки и состояния здоровья;

• комбинированные упражнения, общеразвивающие упражнения (ОРУ), направленные на дальнейшее улучшение амплитуды движений;

• совершенствование навыков, необходимых для определенных видов спорта;

• применение специфических навыков, необходимых для определенных видов спорта в более сложных и разнообразных игровых ситуациях (естественных и смоделированных педагогом);

• совершенствование навыков и умений учеников, применительно к отдельным видам спорта

Наполнение фазы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

личностное развитие школьников, выстраивание крепких отношений со сверстниками, педагогами и окружающей средой, формирование поведенческих установок, облегчающих преодоление трудностей и укрепление положительного отношения к физической культуре, спорту, правильному питанию и т. д.

Указанные выше фазы по названию и соответствующей установке выступали существенными стимулами-детерминантами мотивации.

Заключение

В конце перекрёстного педагогического формирующего эксперимента выявлено, что наибольшему прогрессированию подвержена мышечная масса у всех школьников, в среднем на 1,97-3,56%. После реализации модернизированной программы нами установлены положительные изменения, увеличение дееспособности кардиоваскулярных механизмов неспецифической резистентности у всех обследованных лиц. Выявлено, что у искомых школьников значительное повышение функциональных возможностей кардио-респираторной системы наблюдается по результатам пробы Руфье 0=1,963; р < 0,05). Также наблюдалось увеличение показателей: жизненного индекса; эргономики деятельности дыхательной системы, а также улучшение показателей гипоксических проб. Критические значения F (критерия Фишера) по названным величинам при числе степеней свободы «400» (п=320 в £"тест ^ ретест") соответствовали порядку 1,21 / 1,20 / 1,24 (Р > 95%). Это отражает факт прогрессирования параметров функционального состояния в общей выборке не за счет

«лучших» учеников, а за счет более однотипного «скапливания» результатов тестирования, наблюдаемого в абсолютном массиве респондентов.

Список литературы

1. Mitru A. The development of human resources in Romanian pre-university education in the interwar period. ZnanstvenaMisel. 2023; 81(81): 18-26. DOI 10.5281/zenodo.8266127.

2. Kamneva E., Polevaya M., Popova A. Job Satisfaction and Professional Burnout of High School Teachers. International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019; 8(2-1): 751-755.

3. Mischenko N., Kolokoltsev M., Vorozheikin A. School physical education program variable component sportization. Journal of Physical Education and Sport. 2021; 21(3): 1429-1435. DOI 10.7752/jpes.2021.03182.

4. Dolgova V.I., Mamylina N.V., Golieva G.Y. Changing school-based anxiety during physical education, taking the individual typological approach into account. Humanities and Social Sciences Reviews. 2019; 7(6): 700-706. DOI 10.18510/hssr.2019.76104.

5. Сейсенбеков Е.К., Тастанов Э.Ж., Эшiмханов F.P., Телахынов Е.Б. Мектептеп дене шыньщтыру сабактары - окытудыц непзп тYрi ретшде. BKMUhabarsysy. 2019; 2(74): 44-53.

6. Kustova I.A., Starostina A.V., Nikulin A.V., Sedunova E.V. Adaptive work program of physical education lessons for elementary school students with disabilities. SHS web of conferences. 2021; 97: 01029. DOI 10.1051/shsconf/20219701029.

7. Korzun D.L., Kaliada V.A. Physical education as a basis for healthy and creative personal development of school and university students. Tambov University Review: Series Humanities. 2022; 27(1): 154-164. DOI 10.20310/1810-0201-2022-27-1-154-164.

8. U^mbjmb ^knpq. Gmpdm^m^hp^ qbpp ^prnuhp цщрпдш^шЬЬЬр^ ф^ф^ш^шЬ qmurn^mpm^nLpjmb qnp6pЬpшдnL^. Ч^^ ^тшЦшй ткцЩшд^р. ^тйшй^шшр к hшuшpшЦшЦшй qfrwntpjnihhkp. 2023; 1: 518-524. DOI 10.58726/27382915-2023.1-518.

References

1. Mitru A. The development of human resources in Romanian pre-university education in the interwar period. Znanstvena Misel. 2023; 81(81): 18-26. DOI 10.5281/zenodo.8266127.

2. Kamneva E., Polevaya M., Popova A. Job Satisfaction and Professional Burnout of High School Teachers. International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019; 8(2-1): 751-755.

3. Mischenko N., Kolokoltsev M., Vorozheikin A. School physical education program variable component sportization. Journal of Physical Education and Sport. 2021; 21(3): 1429-1435. DOI 10.7752/jpes.2021.03182.

4. Dolgova V.I., Mamylina N.V., Golieva G.Y. Changing school-based anxiety during physical education, taking the individual typological approach into account. Humanities and Social Sciences Reviews. 2019; 7(6): 700-706. DOI 10.18510/hssr.2019.76104.

5. Сейсенбеков Е.К., Тастанов Э.Ж., Эшiмханов F.P., Телахынов Е.Б. Мектептеп дене шыныктыру сабактары - окытудыц непзп тYрi ретшде. BKMU habarsysy. 2019; 2(74): 44-53.

6. Kustova I.A., Starostina A.V., Nikulin A.V., Sedunova E.V. Adaptive work program of physical education lessons for elementary school students with disabilities. SHS web of conferences. 2021; 97: 01029. DOI 10.1051/shsconf/20219701029.

7. Korzun D.L., Kaliada V.A. Physical education as a basis for healthy and creative personal development of school and university students. Tambov University Review: Series Humanities. 2022; 27(1): 154-164. DOI 10.20310/1810-0201-2022-27-1-154-164.

8. ЦцшЬ)шЬ ^knpq. Gшpdш^шцhp^ qbpp ^prnuhp qщpngш^шЬЬhp^ ф^ф^ш^шЬ qшum^шpш^nLpJшЬ qnp6pЬpшgnL^. Ч^^ ^тшЦшй ткцЩшд^р. ^тйшй^шшр к hшuшршЦшЦшй qfrwnipjnihhhp. 2023; 1: 518-524. DOI 10.58726/27382915-2023.1-518.

Статья поступила в редакцию: 29.11.2024

Чэнь Юйда - аспирант, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, e-mail: s. zaguzova@mail. ru

Родичкин Павел Васильевич - доктор медицинских наук, профессор, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, e-mail: rodichkin.pavel@,gmail. com Пугачев Игорь Юрьевич - кандидат педагогических наук, доцент, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 392000, Россия, г. Тамбов, ул. Интернациональная, дом 33, e-mail: [email protected]

Малышева Елена Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.