УДК 796.2
Использование дизайн-инструментария метода «Case-study» для поэтапной разработки комбинационного гайда и содержания инновационной программы по спортивным играм школьников Китая
Хоу Минда1, Родичкин П.В.1, Пугачев И.Ю.2*, Малышева Е.В.1
1 Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
г. Санкт-Петербург, Россия ORCID: 0009-0009-4503-4339, [email protected] ORCID: 0000-0003-1181-3800, [email protected] ORCID: 0000-0003-1248-6979, [email protected] 2Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина
г. Елец, Россия ORCID: 0000-0003-3849-2322, [email protected]*
Аннотация: В работе представлен инновационный проект по более активному использованию спортивных игр на уроках физического воспитания в общеобразовательных школах КНР с задействованием аффективной сферы эмоциональных установок подростков без ангажированности интересов чьих-либо позиций. Целью работы являлось моделирование модернизированного концепта содержания программы по спортивным играм школьников Китая на базовой платформе-детерминанте поэтапной реализации алгоритма интенционных ценностей комбинационного гайда и дизайн-инструментария метода «Case-study». Материалы и методы исследования: педагогическое наблюдение; интервьюирование; логической обработки информации; полевое исследование; системный и контент-анализы; аналитическое прогнозирование; анкетирование; домашние задания; видеоотчеты; формализация; поисковый и формирующий эксперименты. Результаты. Педагогический эксперимент проводился с начала сентября 2024, т. е., с нового учебного года и завершен в конце ноября 2024 года. Включал проведение 58 уроков физического воспитания со средней периодичностью 5 уроков в неделю (3 обязательных занятия и 2 факультативных). Участие в эксперименте осуществлялось с согласия директоров школ, родителей (законных опекунов) и самих учеников. Форма согласия распространялась методом прямой рассылки по электронной почте, согласно спискам, предоставленным школьной администрацией. Заключение. Дизайном-инструментарием метода «^ase-study» предстали классификаторы: академические дисциплины (этнографические, исторические, социологические, психологические и образовательные); единицы анализа (уникальные Сase-study, для которых характерна только 1 усл. ед.; со схожим случаем и с неопределённым и/или изменяемым набором субъединиц), охватывающие исследование; характер конечного результата (описательные, интерпретирующие и оценочные типы). Научная новизна: впервые применен интенционный скрининг по выявлению валидных компонентов когнитивной сферы и сознания школьников, повышающих интерес и мотивацию к двигательной игровой их активности, личному совершенствованию. Практическая значимость: результаты исследований позволяют специалистам области физической культуры более широко использовать для обучающихся задания лимитированного (1-2 мин) запоминания карточек-пиктограмм с алгоритмом игровых комбинаций реализуемого концепта действий, предполагающих 20 % «ошибок-ловушек», что повышает эмоциональный фон.
Ключевые слова: школьники Китая, спортивные игры, инновационная программа, содержание, комбинационный гайд, дизайн-инструментарий метода «Сase-study».
Для цитирования: Хоу Минда, Родичкин П.В., Пугачев И.Ю.*, Малышева Е.В. Использование дизайн-инструментария метода «^ase-study» для поэтапной разработки комбинационного гайда и содержания инновационной программы по спортивным играм
школьников Китая. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(4): .
The use of the "Case-study" method's design tools for the step-by-step development of a combination guide and the content of an innovative program for sports games of schoolchildren in China
Hou Minda1, Pavel V. Rodichkin1, Igor Yu. Pugachev2*, Elena V. Malysheva1
1Herzen State Pedagogical University of Russia Saint Petersburg, Russia ORCID: 0009-0009-4503-4339, [email protected] ORCID: 0000-0003-1181-3800, [email protected] ORCID: 0000-0003-1248-6979, [email protected] 2Bunin Yelets State University Yelets, Russia
ORCID: 0000-0003-3849-2322, [email protected]*
Abstract: The paper presents an innovative project on the more active use of sports games in physical education lessons in secondary schools of the PRC with the involvement of the affective sphere of the adolescents' emotional attitudes without bias in the interests of anyone's positions. Purpose was the modeling of the modernized concept of the program content for sports games of schoolchildren in China on the basic platform-determinant of the combination guide and the design tools of the "case-study" method of intentional values algorithm step-by-step implementation. Materials and research methods: pedagogical observation; interviewing; logical processing of information; field study; system and content analysis; analytical forecasting; survey; homework; video reports; formalization; exploratory and formative experiments. Results. A pedagogical experiment was conducted from the beginning of September 2024 and was completed at the end of November 2024. 58 physical education classes were held with frequency of 5 classes per week (3 compulsory classes, 2 optional ones). Participation in the experiment was carried out with the consent of school directors, parents (legal quardians) and schoolchildren themselves. The consent form was distributed by the method of direct illumination by e-mail, according to the lists provided by the school administration. Conclusion. The design tools of the "Case-study" method are classifiers: academic disciplines (ethnographic, historical, sociological, psychological and educational); units of analysis (unique case-study, which are characterized by only 1 conventional unit; with a similar case and with an indefinite and/or variable set of subunits), covering the study; the nature of the final result (descriptive, interpretive and evaluative types). Scientific novelty: for the first time, intentional screening was used to identify valid components of the cognitive sphere and consciousness of schoolchildren, increasing interest and motivation for their motor play activity, personal improvement. Practical significance: the results of the research allow specialists in the field of physical education to more widely use for students the tasks of limited (1-2 minutes) memorization of pictogram cards with an algorithm of game combinations of the actions implemented concept, involving 20 % of "trap errors", which increases the emotional background.
Keywords: schoolchildren of China, sports games, innovative program, content, combination guide, design tools of the "case-study" method.
For citation: Hou Minda, Pavel V. Rodichkin, Igor Yu. Pugachev*, Elena V. Malysheva. The use of the "Case-study" method's design tools for the step-by-step development of a combination guide and the content of an innovative program for sports games of schoolchildren in China. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(4): .
Введение
Дизайн качественного исследования характеризуется возможностью своевременного внесения коррективов, изменяющих или дополняющих то, что изначально предполагалось, по мере взаимодействия с респондентами или участниками эксперимента [1-5]. Иными словами, дизайн-поиск всегда должен обладать гибкостью и способностью адаптироваться к конкретным исследовательским задачам, одновременно задавая вектор дальнейших изысканий. Эта исследовательская стратегия была определена как интенсивное и углубленное изучение различных аспектов одного и того же явления или Сase-study [6]. В работе мы предприняли попытку реализовать аналог скринингового изучения валидных параметров [7], но отражающих не «Срез уровня кондиций», а доминирующие у школьников элементы сознания, повышающие интерес и мотивацию к двигательной игровой активности, личному совершенствованию.
В этой связи целью работы является моделирование модернизированного концепта содержания программы по спортивным играм школьников Китая на базовой платформе-детерминанте поэтапной реализации алгоритма интенционных ценностей комбинационного гайда и дизайн-инструментария метода «Сase-study». В то же время целью указанного проекта было не только стремление продемонстрировать их эффективность по сравнению с другими физическими нагрузками, но и рассмотреть процессы, происходящие в спортивном зале и на спортивной площадке в ходе подобных уроков, понять, что думают учащиеся о такого рода нововведениях и каким образом они оценивают опыт обучения на основе предложенной модели. В некотором смысле эта направленность исследования представляет собой попытку доказать на практике, что спортивные игры на уроках физического воспитания могут предоставить ученикам необычный опыт, развить важные компетенции организма и тела, помочь сформироваться как личность и даже стать источником социального роста.
Материалы и методы
Основными методами исследования являлись: педагогическое наблюдение; интервьюирование; логической обработки информации; полевое исследование; системный и контент-анализы; аналитическое прогнозирование; анкетирование; домашние задания; видеоотчеты; формализация; поисковый и формирующий эксперименты.
Результаты и обсуждение
На подготовительном этапе работы, по запросу директоров школ был разработан дизайн исследования, в котором подробно излагались его цели и задачи, описывались основные этапы, формы промежуточного контроля и способы оценки. В результате была представлена своеобразная дорожная карта эксперимента, который предстояло провести. Основным
вопросом, на который предполагалось ответить в результате будущего эксперимента, стал вопрос о том, какие изменения в существующий учебный процесс привносит использование спортивных игр на уроках физического воспитания. В частности, планировалось проверить, существует ли взаимосвязь между изменением методологии обучения, развитием когнитивных способностей и повышением успеваемости учащихся.
Педагогический эксперимент проводился с начала сентября 2024, т. е., с нового учебного года и завершен в конце ноября 2024 года. Включал проведение 58 уроков физического воспитания со средней периодичностью 5 уроков в неделю (3 обязательных занятия и 2 факультативных). Участие в эксперименте осуществлялось с согласия директоров школ, родителей (законных опекунов) и самих учеников. Форма согласия распространялась методом прямой рассылки по электронной почте, согласно спискам, предоставленным школьной администрацией. Дизайном-инструментарием метода «Case-study» предстали классификаторы: академические дисциплины (этнографические, исторические, социологические, психологические и образовательные); единицы анализа (уникальные Сase-study, для которых характерна только 1 усл. ед.; со схожим случаем и с неопределённым и/или изменяемым набором субъединиц), охватывающие исследование; характер конечного результата (описательные, интерпретирующие и оценочные типы).
Особенность эксперимента заключалась в том, что в нем осуществлялось изучение конкретного учебного проекта по включению спортивных игр в актуальную образовательную программу по физическому воспитанию. Весь процесс исследования осуществлялся в контексте, в котором он был разработан, т. е., на уроках, в школьной среде и на внеклассных мероприятиях. Рассматривался микро и макроуровень образовательной системы, поскольку интерес был сосредоточен, в частности, на том, что происходит Online в спортивном зале и на стадионе во время реализации учебной программы.
Первым из методов, как упоминалось выше, было целенаправленное включенное наблюдение. Авторы заняли позицию «участника», обладающего функциями наблюдателя, поскольку роль учителя предстает неотъемлемой частью исследуемой учебной программы. Следующим инструментом, активно применявшимся в ходе проведенного полевого исследования, были глубинные интервью, представляющие собой способ сбора информации путем опроса людей, точка зрения которых имеет отношение к исследуемому объекту исследования. Важной особенностью инструмента является тот факт, что исследователь может корректировать вопросы прямо по ходу беседы, направляя интервьюируемого к интересующим его аспектам, основываясь на его предыдущих ответах или ориентируясь на заранее составленный гайд. Таким образом, в работе использовалась динамика полуструктурированных интервью, в которых группа людей отвечает на вопросы, которые не
адресованы конкретному человеку, но задаются общности, чтобы запустить цепочку разнообразных взаимодополняющих ответов. В течение семестра было проведено 25 интервью (три сессии), по восемь в сентябре и октябре 2024 г. и девять в ноябре 2024 г. -каждый раз с одними и теми же учениками. Мо мере реализации программы, предусматривающей более активное включение спортивных игр, продолжительность интервью увеличивалась, так как подростки более охотно отвечали на предлагаемые вопросы, увереннее комментировали игровые ситуации и подробнее рассказывали о своих мыслях относительно уроков физвоспитания и опыта, связанного с ними. Несмотря на растущее доверие между авторами работы и учениками, отражавшееся на ходе интервью, некоторые школьники сохраняли сдержанность в ответах во время всех трех интервью, предпочитая отвечать односложно даже тогда, когда речь шла о методике преподавания или последнем уроке. Возможная причина этому кроется в несовершенстве гайда интервью, в который нередко входили дублирующие вопросы, которые вместо уточнения отдельных деталей заставляли детей замыкаться в себе и испытывать недоумение.
Дополнительной формой контроля реализации обновленной программы, включающей спортивные игры, были мультимедиа, предоставляющие возможность воспроизведения записей в любое время; письменные задания, которые ученики должны были выполнять дома, и составленные так, чтобы можно было оценить их успехи. Они также были инструментами сбора данных для исследований, поскольку предоставляли обширную информацию об эволюции их знаний и навыков в игровых видах спорта и контекстуального использования техники. В течение первых двух месяцев (сентября и октября 2024 г.) с помощью еще трех анкет были определены предпочтения учащихся и педагогов по различным модификациям баскетбола и футбола, а также по формированию команд для внеклассных занятий. Наконец, анкета, распространявшаяся по итогам реализации программы, то есть в ноябре 2024 г. помогла собрать информацию о преимуществах и недостатках обновленной образовательной программы, полученных в течение трех месяцев знаниях и приобретенных навыках. Тем не менее, использование видео в качественных исследованиях также имеет свои недостатки, которые следует учитывать. Во-первых, существует риск накопления большого объема данных, который потребует от исследователя колоссальных усилий для их анализа, хотя обычно у него есть возможность проанализировать только часть из них. Во-вторых, некоторые авторы считают, что внедрение технологических механизмов, таких как видео в естественных условиях, предполагает их изменение, поскольку люди часто меняют свое поведение во время записи, по крайней мере, на первом этапе. В-третьих, видео имеет логическое ограничение, поскольку оно фиксирует только то, что можно наблюдать, и неспособно улавливать мысли или чувства.
Заключение
Таким образом, в работе представлен инновационный проект по более активному использованию спортивных игр на уроках физического воспитания в общеобразовательных школах КНР с задействованием аффективной сферы эмоциональных установок подростков без ангажированности интересов чьих-либо позиций. Применяемым скринингом на базе дизайн-инструментария метода «Case-study», поэтапного комбинационного гайда и полуструктурированного интервью нами выявлены валидные организационно-методические конструкты, повышающие мотивацию и интерес к проявлению двигательной активности школьников, и реализуемые в эксперименте: использование для обучающихся заданий оперативного (1-2 мин) запоминания карточек-пиктограмм с алгоритмом игровых комбинаций реализуемого концепта действий и предполагающих 20 % «ошибок-ловушек», что повышает эмоциональный фон; при игре в мини-футбол массив участников делится на равные команды, очередность первой пары определяется по жребию, а дальнейшая смена - до 2-х голов или после 5-ти мин игры - в этом случае на поле остается команда, участник которой первым забьет гол из центра в пустые ворота «по воздуху»; при игре в баскетбол - сами участники процесса по очереди выступают «Судьями на линии», «3-х секундной зоны» и осуществляют информационное обеспечение - демонстрацию «Видимых перекладных цифр счёта игры». В конце эксперимента проведен канонической корреляции анализ (R) между участниками контрольной (R1) и экспериментальной (R2) групп. Одним множеством значений выступали 18 результатов тестирования параметров физического состояния; другим - 9 показателей успеваемости по основным образовательным дисциплинам и количество пропущенных уроков по болезни школьниками, что выступало «внешним критерием». До эксперимента величины R1 и R2 составляли 0,589 и 0,587 усл. ед. После эксперимента у лиц экспериментальной группы геометрический вектор пространства имел меньшее значение косинуса расхождения и достоверно (р < 0,05; P ~ 95,3 %) составлял R2=0,723 усл. ед.; в то время, как в контрольной группе величина канонической корреляции увеличилась на 0,02 единицы "1А(АБС) - Разница (в абс. зн.)" незначительно и составляла R1=0,609 усл. ед. (р > 0,05; P ~ 35,1 %) Данные достоверно свидетельствуют об эффективности разработанного мульти содержания инновационной программы по спортивным играм школьников Китая.
Список литературы
1. Zhan Zh. H., Li J. Yu., Zhang Ju. Evolutionary deep learning: A survey. Neurocomputing. 2022; 483: 42-58. DOI 10.1016/j.neucom.2022.01.099.
2. Tyurin V., Bieliakov R., Odarushchenko E. [et al.]. Development of a solution search method using an improved locust swarm algorithm. Eastern-European Journal of Enterprise Technologies. 2023; 5-4(125): 25-33. DOI 10.15587/1729-4061.2023.287316.
3. Warsito B., Santoso R., Yasin H. Metaheuristic optimization in neural network model for seasonal data. Telkomnika. 2021; 19(6): 1892-1901. DOI 10.12928/TELKOMNIKA.v19i6.20409.
4. Makarichev V., Kharchenko V. Application of dynamic programming approach to computation of atomic functions. Радюелектронт i комп'ютерн системи. 2021; 4: 36-45. DOI 10.32620/REKS.2021.4.03.
5. Маджид Керамати Могадам, Мохсен Тайеби, Мохсен Керамати Могадам, Кузнецова З.М. Расследование причин агрессии, хулиганства и вандализма футбольных зрителей. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(2): 200-210. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-200-210.
6. Sahai M. A., Ivanova A. Case study: Biochemistry without borders: a case study utilising infographics // Essays in Biochemistry. 2022;66;1:65-73. DOI 10.1042/ebc20210040.
7. Пугачев И. Ю. Скрининговое исследование физического состояния и квантовых мультиэлементов двигательной моторики инженерного человеческого капитала // Человеческий капитал. 2024;10(190):203-219. DOI 10.25629/HC.2024.10.22.
References
1. Zhan Zh. H., Li J. Yu., Zhang Ju. Evolutionary deep learning: A survey. Neurocomputing. 2022; 483: 42-58. DOI 10.1016/j.neucom.2022.01.099. [In Netherlands].
2. Tyurin V., Bieliakov R., Odarushchenko E. Development of a solution search method using an improved locust swarm algorithm. Eastern-European Journal of Enterprise Technologies. 2023;5-4(125): 25-33. DOI 10.15587/1729-4061.2023.287316. [In Ukraine].
3. Warsito B., Santoso R., Yasin H. Metaheuristic optimization in neural network model for seasonal data. Telkomnika. 2021;19(6): 1892-1901. DOI 10.12928/TELKOMNIKA.v19i6.20409. [In Indonesien].
4. Makarichev V., Kharchenko V. Application of dynamic programming approach to computation of atomic functions. Радюелектронт i комп'ютерт системи. 2021; 4: 36-45. DOI 10.32620/REKS.2021.4.03. [In Ukr.].
5. Majid Keramati Moghadam, Mohsen Tayebi, Mohsen Keramati Moghadam, Zinaida M. Kuznetsova. Investigating the causes of aggression, hooliganism and vandalism of football spectators Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(2): 200-210. DOI: 10.14526/2070-47982023-18-2-200-210 [In Russ., In Engl.].
6. Sahai M. A., Ivanova A. Case study: Biochemistry without borders: a case study utilising infographics. Essays in Biochemistry. 2022; 66(1): 65-73. DOI 10.1042/ebc20210040. [In Engl.].
7. Pugachev I. Yu. Screening Study of the Physical State and Quantum Multielements of Motor Motor Skills of Engineering. Chelovecheskij kapital. 2024; 10(190): 203-219. DOI 10.25629/HC.2024.10.22. [In Russ.].
Статья поступила в редакцию: 20.11.2024
Хоу Минда - аспирант, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, e-mail: [email protected]
Родичкин Павел Васильевич - доктор медицинских наук, профессор, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, e-mail: rodichkin.pavel@,gmail. com Пугачев Игорь Юрьевич - кандидат педагогических наук, доцент, Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина, Елец, Россия, 399770, г. Елец, ул. Коммунаров, дом 28.1, email: [email protected]
Малышева Елена Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, e-mail: [email protected]