УДК 796.01
Реформирование системы физического воспитания в школах КНР как элемент построения программы «Китайская мечта»
Чэнь Юйда1, Родичкин П.В.1, Пугачев И.Ю.2*
1 Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
г. Санкт-Петербург, Россия ORCID: 0009-0006-1252-5332, [email protected] ORCID: 0000-0003-1181-3800, [email protected] 2Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
г. Тамбов, Россия ORCID: 0000-0003-3849-2322, [email protected]*
Аннотация: В работе отмечается, что среди многих изменений, произошедших в китайском обществе в последние годы, была разработка и «семи волновое» (1949-1952 гг.; 1953-1957 гг.; 1958-1962 гг.; 1963-1965 гг.; 1977-1980 гг.; 1981-1984 гг.; 1985-1998 гг.) внедрение новой интегративной национальной учебной программы, которая признает физическое воспитание в качестве одной из основных предметных областей. Целью работы являлось изучение положений, отражающих реформирование системы физического воспитания в школах КНР, как элемента построения программы «Китайская мечта», и представление авторской классификации взглядов. Материалы и методы. Основными методами исследования являлись: логической обработки информации (распределение; группировка; сравнение; обобщение); ретроспективный, эпистемологический, системный и контент-анализы; сжатия информации; аналитическое прогнозирование; оптимизации информации. Результаты. Установлено, что в руководящие принципы по укреплению и совершенствованию физического воспитания в школах в новую эпоху, подготовленные министерством образования КНР ясно заложена наукоёмкость смысла о том, что физкультура в китайских школах на всех уровнях должна поддерживать идеологию «здоровье прежде всего» и реализовывать фундаментальную конфуцианскую цель - воспитывать добродетель через образование. Заключение. Уточнено, что модернизированные этапы реализации программы «Китайская мечта» предполагают шесть кластеров, среди которых, в том числе, сравнение динамики и конкретизация целей и задач физического воспитания школьников Китая, отраженных в учебных программах школьного образования разных лет. Научная новизна. Сформулирована гипотеза-предположение об эффективности предиктора трансформации системы физического воспитания КНР при установлении валидных связей оценки параметров физического состояния и текущего здоровья у лиц разных возрастов с учетом ретро-пролонгированного (регрессионного) прохождения программ каждой из волн транскрипции. Практическая значимость. Предполагается разработка модели экспериментальной программы по физическому воспитанию школьников Китая с акцентом на здоровьесберегающий контент с задействованием скрининга SWOT-анализа (Strengths / Weaknesses).
Ключевые слова: школы КНР, физическая культура, спорт, программы обучения, ретроспектива, целевая установка, здоровьесбережение, перспективное направление, пролонгированная регрессия данных.
Для цитирования: Чэнь Юйда, Родичкин П.В., Пугачев И.Ю.* Реформирование системы физического воспитания в школах КНР как элемент построения программы «Китайская мечта». Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(3): 228-232.
Reforming the system of physical education in Chinese schools as an element of
building the "Chinese Dream" program Chen Yuda1, V. Rodichkin1, Igor Yu. Pugachev2*
1Herzen State Pedagogical University of Russia Saint Petersburg, Russia ORCID: 0009-0006-1252-5332, [email protected] ORCID: 0000-0003-1181-3800, [email protected] 2Derzhavin Tambov State University Tambov, Russia ORCID: 0000-0003-3849-2322, [email protected]*
Abstract: The paper notes that among the many changes that occurred in Chinese society in recent years was the development and "seven-wave" (1949-1952; 1953-1957; 1958-1962; 1963-1965; 1977-1980; 1981-1984; 1985-1998) introduction of a new integrative national curriculum that recognizes physical education as one of the core subject areas. Purpose was the study of the provisions reflecting the reform of the physical education system in schools of the PRC as an element of the construction of the program "Chinese Dream", and the presentation of the author's classification of views. Materials and methods. The main research methods were: logical processing of information (distribution, grouping, comparison, generalization); retrospective, epistemological, system and content analyses; information compression; analytical forecasting; Information optimization. Results. It is established that the guidelines for strengthening and improving physical education in schools in the new era, prepared by the People's Republic of China Ministry of Education, clearly imply the scientific intensity of the meaning that physical education in Chinese schools at all levels should support the ideology of "health first" and implement the fundamental Confucian goal of cultivating virtue through education. Conclusion. It was clarified that the modernized stages of the "Chinese Dream" program implementation involve six clusters, including, among other things, the comparison of the dynamics and specification of the goals and objectives of Chinese schoolchildren's physical education, reflected in the curricula of different years' school education. Scientific novelty. A hypothesis-assumption was formulated about the effectiveness of the PRC physical education system transformation predictor in establishing valid relationships for assessing the parameters of physical condition and current health in people of different ages, taking into account the retro-prolonged (regression) passage of programs for each of the transcription waves. Practical significance. It is planned to develop a model of an experimental program for physical education of schoolchildren in China with an emphasis on health-saving content with the use of SWOT analysis screening (Strengths / Weaknesses).
Keywords: schools of the People's Republic of China, physical education, sports, training programs, retrospective, target setting, health preservation, promising direction, prolonged data regression.
For citation: Chen Yuda, V. Rodichkin, Igor Yu. Pugachev*. Reforming the system of physical education in Chinese schools as an element of building the "Chinese Dream" program. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(3): 228-232.
Введение
Среди многих изменений, произошедших в китайском обществе в последние годы, была разработка и «семи волновое» (1949-1952 гг.; 1953-1957 гг.; 1958-1962 гг.; 1963-1965 гг.; 1977-
1980 гг.; 1981-1984 гг.; 1985-1998 гг.) внедрение новой интегративной национальной учебной программы, которая признает физическое воспитание в качестве одной из основных предметных областей [1-2]. 24 июля 2021 года правительство Китая приступило к реализации плана «двойное сокращение», направленного на то, чтобы снизить учебную нагрузку местных школьников. В этот день Генеральный офис Коммунистической партии (ЦК КПК) и Государственный Совет КНР издали «Предложения об улучшении и снижении нагрузки на учащихся, связанной с выполнением домашних заданий и внеклассным обучением в системе обязательного образования».
Эта политика позволила сократить количество домашних заданий, частоту экзаменов и внеклассных занятий по основным школьным предметам и дала китайским педагогам возможность уделять больше внимания физическому воспитанию учащихся. Для достижения указанной цели потребовалась модернизация спортивных сооружений и улучшение условий для занятий спортом в школах по всей стране в сочетании с реформированием государственной системы физического воспитания как таковой.
До недавнего времени китайские школы не предлагали учащимся выбора образовательных дисциплин, а скорее обеспечивали строгое выполнение образовательной программы, основанной на общих и специфических требованиях нормативных актов правительства, рекомендациях провинциальной спортивной комиссии и указаниях директора школы и учителей. В свою очередь, с появлением 29 ноября 2012 года программы «Китайская мечта» было определено, что здоровье нации является важнейшим государственным активом. Таким образом, укрепление здоровья населения было признано стратегической целью, достижение которой, как предполагается, будет способствовать устойчивому развитию как городских, так и сельских регионов КНР. Несмотря на то, что в Китае существует множество традиционных, обладающих богатой этнокультурологической и оздоровительной нагрузкой видов спорта, физическое воспитание долгое время было элементом школьной жизни, которому не уделяли должного внимания.
Целью работы является изучить положения, отражающие реформирование системы физического воспитания в школах КНР, как элемента построения программы «Китайская мечта», и представить авторскую классификацию взглядов.
Материалы и методы
Основными методами исследования являлись: логической обработки информации (распределение; группировка; сравнение; обобщение); ретроспективный, эпистемологический,
системный и контент-анализы; сжатия информации; аналитическое прогнозирование; оптимизации информации.
Разработка и внедрение новой национальной учебной программы в Китае происходили в разные периоды, например, первое десятилетие после основания КНР (1949-1952 / первая волна). Были введены национальная учебная программа и учебные материалы, основанные на советской модели. В 1985 году (начало седьмой волны) ЦК КПК обнародовал «Решение о реформе образовательной структуры». Был установлен принцип, согласно которому местные органы власти должны нести ответственность за базовое образование. В 1986 году Всекитайское собрание народных представителей обнародовало «Закон об обязательном образовании Китайской Народной Республики». В соответствии с документом были разработаны новые учебные планы, ориентированные на подготовку учащихся по основам наук в соответствии с требованиями времени.
Результаты и обсуждение
По словам профессора Чэнь Яньфэя, директора факультета искусства и физического воспитания Пекинского института образования, по результатам нашего интервьюирования в 2020 г., общее количество учителей физкультуры, работающих полный и неполный рабочий день, в начальных и средних школах Китая составляло 540 000, а дефицит равнялся 300 000 чел.
По данным агентства «Синьхуа», уже в 2021 году число учителей физкультуры в системе обязательного образования в стране достигло 674 000 чел. Это на 55,4% больше по сравнению с показателями 10-летней давности [3].
Помимо нехватки кадров реформирование системы физического воспитания в школах КНР сталкивается с противодействием принятой в китайском обществе системы оценивания индивидуальных достижений, в рамках которой большинство родителей считают, что успехи в области математики или физики более важны, чем физическое развитие детей. Более того, некоторые родители даже запрещают своим детям заниматься энергичными физическими упражнениями, опасаясь, что это повлияет на их успеваемость по другим предметам.
Вопреки перечисленным трудностям новая учебная программа, заметно отличающаяся от старой программы по физкультуре с ее критериями, ориентированными на спортивные результаты, начала внедряться во всех провинциях Китая. Важно, что упор в ней делается на здоровье и физическую форму, что отражено в изменении названия предмета с «физического воспитания» на «физическое воспитание и здоровье» (НРЕ). Все это бросает вызов многим аспектам традиционной теории и практики физкультуры и требует от китайских учителей
изменить свои профессиональные взгляды и педагогические подходы. В результате реформа учебной программы продвигается с трудом. В этой связи целесообразно ассимилировать усилие преобразований на модернизированный концепт программы с опорой на гендерное равенство [4], дух олимпизма [5], комплексный подход [6-8], традиционно-национальные ценности [9], индивидуальность личности [10] и интегративно ориентируясь на упреждающую адаптацию организма школьников [1 1]. Повышение интереса к физическим упражнениям и формирование правильных установок, относительно важности регулярных занятий спортом, подразумевает необходимость оптимизации занятий по физическому воспитанию, улучшения спортивного оборудования, создания современных и эффективных образовательных платформ. «Руководящие принципы по укреплению и совершенствованию физического воспитания в школах в новую эпоху», подготовленные министерством образования КНР ясно дают понять, что физкультура в китайских школах на всех уровнях должна поддерживать идеологию «Здоровье прежде всего» и реализовывать фундаментальную конфуцианскую цель - воспитывать добродетель через образование.
Заключение
Таким образом, изучение положений о реформировании системы физического воспитания в школах КНР, как элемента построения программы «Китайская мечта», позволило нам сформулировать гипотезу-предположение об эффективности предиктора трансформации системы физического воспитания Китая при установлении валидных связей оценки параметров физического состояния и текущего здоровья у лиц разных возрастов с учетом ретро-пролонгированного (регрессионного) прохождения программ каждой из волн транскрипции. Этапы реализации вышеизложенного предполагают: во-первых, более глубокого изучения и детализации основных тенденций развития физкультурного образования школьников КНР; во-вторых, определение проявивших себя элементов китайской образовательной программы по физическому воспитанию и рассмотрения связей ее структуры; в-третьих, сравнение динамики и конкретизацию целей и задач физического воспитания школьников Китая, отраженных в учебных программах школьного образования разных лет; в-четвёртых, выявление преимуществ и недостатков прежних и нынешней программ; в-пятых, разработку научно-дидактических и методических рекомендаций по более активному реформированию системы физического воспитания в школах КНР; во-шестых, апробацию и оценку эффективности выявленных данных в ходе полевых исследований в нескольких школах страны. Рассмотрению этих вопросов, а также разработке и апробации педагогической модели физического воспитания в школах Китая и будет
посвящен предлагаемый концепт перспективной разработки с задействованием скрининга SWOT-анализа (Strengths / Weaknesses).
Список литературы
1. Шишкина А.М. Исторические этапы развития цифровой образовательной среды в КНР. Современные научные исследования и инновации. 2023; 5. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/05/100320.
2. Чжамин Чэнь. Реформирование системы образования в Китае. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/reformirovanie-sistemy-obrazovaniya-v-kitae.
3. КНР увеличила число учителей искусства и физкультуры в системе образования. URL: https://regnum.ru/news/3708914.
4. Кузнецова З.М., Кузнецова Е.А., Кузнецов С.А., Максимова Е.Ф. Проект «Возможность»: Содействие социальной интеграции и тендерному равенству в формальном и неформальном образовательном контексте посредством применения традиционных видов спорта и игр. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(2): 180-184.
5. Кузнецова З.М. Наследие летних олимпийских игр 1980 года. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2013; 8(4): 73-81.
6. Пугачев И.Ю., Кораблев Ю.Ю., Османов Э.М. Приоритетные направления применения дидактических принципов обучения в высшей школе педагогики физического воспитания. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017; 22-1(165): 39-62. DOI 10.20310/1810-0201 -2017-22-1(165)-39-62.
7. Кузнецова З.М., Мутаева И.Ш., Селиверстова А.С. Народные игры на уроках физической культуры: факторы и перспективы развития. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(1): 163-171. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-161-163-171.
8. Зохеир М., Родичкин П.В., Пугачев И.Ю. Сравнительный анализ физического воспитания школьников 12-15 лет в России и Республике Алжир по содержанию программных средств физической культуры. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(3): 89-94.
9. Ислямов Е., Кузнецова З.М. Наиболее популярные национальные виды спорта и игр Республики Казахстан. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(1): 132-140. DOI: 10.14526/2070-4798-2019-14-132-140.
10. Пугачев И.Ю. Педагогическая интеграция научных представлений о физической работоспособности студентов. Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2014; 2: 95-107. DOI 10.51314/2073-2635-2014-2-95-107.
11. Кузнецова З.М., Овчинников Ю.Д. Усталость - биомеханическая категория. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(1): 178-183. DOI 10.14526/01_2018_298.
References
1. Shishkina A.M. Historical stages of the digital educational environment development in the PRC. Sovremennye nauchnye issledovaniya I innovacii. 2023; 5. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/05/100320. [In Russ.]
2. Zhamin Chen. Reformirovanie sistemy obrazovaniya v Kitae [Reforming China's Education System]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformirovanie-sistemy-obrazovaniya-v-kitae. [In Russ.]
3. KNR uvelichila chislo uchitelej iskusstva Ifizskul'tury v sisteme obrazovaniya [China increased the number of art and physical education teachers in the education system]. URL: https://regnum.ru/news/3708914. [In Russ.]
4. Zinaida M. Kuznetsova, Elena A. Kuznetsova, Stanislav S. Kuznetsov, Elena F. Maksimova. The Opportunity Project: Promoting social integration and gender equality in formal and informal educational contexts through the use of traditional sports and games. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(2): 180-184 [In Russ., In Engl.].
5. Zinaida M. Kuznetsova. Legacy of the 1980 Summer Olympics. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta. 2013; 8(4): 73-81 [In Russ.].
6. Pugachev I.Yu., Korablev Y.Yu., Osmanov E.M. Priority Directions for the Application of Didactic Principles of Teaching in the Higher School of Physical Education Pedagogics. Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki. 2017; 22-1(165): 39-62. DOI 10.20310/18100201 -2017-22-1(165)-39-62. [In Russ.].
7. Zinaida M. Kuznetsova, Ilsiyar Sh. Mutaeva, Aleksandra S. Seliverstova. Traditional games at physical education lessons: factors and development prospects. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(1): 163-171. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-1-163-171 [In Russ., In Engl.].
8. Meruan Zoheir, Pavel V. Rodichkin, Igor Yu. Pugachev. Comparative analysis of physical education of schoolchildren aged 12-15 years in Russia and the Republic of Algeria on the content of physical culture software. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023;18(3): 89-94 [In Russ., In Engl.].
9. Erkebulan Islyamov, Zinaida M. Kuznetsova. The most popular national sports and games of the Republic of Kazakhstan. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2019; 14(1): 132-140. DOI: 10.14526/2070-4798-2019-14-132-140 [In Russ., In Engl.].
10. Pugachev I.Y. Pedagogical Integration of Scientific Ideas about Students' Physical Performance. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. 2014; 2: 95-107. DOI 10.51314/2073-2635-2014-2-95-107. [In Russ.].
11. Zinaida M. Kuznetsova, Yuriy D. Ovchinnikov. Fatigue as a Biomechanical Category. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul 'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2018; 13(1): 178-183. DOI 10.14526/01_2018_298. [In Russ., In Engl.].
Статья поступила в редакцию: 20.08.2024
Чэнь Юйда - аспирант, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, e-mail: s. zaguzova@mail. ru
Родичкин Павел Васильевич - доктор медицинских наук, профессор, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, e-mail: rodichkin.pavel@gmail. com Пугачев Игорь Юрьевич - кандидат педагогических наук, доцент, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 392000, Россия, г. Тамбов, ул. Интернациональная, дом 33, e-mail: _ pugachyov. i@yandex. ru