УДК 378.1
Komarinskih A.M., Lopoukha T.L. TECHNOLOGY TO ENHANCE THE QUALITY OF MILITARY-VOCATIONAL EDUCATION OF CADETS OF MILITARY EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS. The article is devoted to social and pedagogical technologies of improvement of quality of professional education of cadets of military educational establishments.
Key words: social technologies, formation, development of service-combat qualities.
А.М. Комаринских, адъюнкт НВИ ВВ МВД РФ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]; Т.Л. Лопуха, канд. пед. наук, ст. преп. филиала ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ», г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
Статья посвящена рассмотрению социальных и педагогических технологий повышения качества профессионального образования курсантов военных вузов.
Ключевые слова: социальные технологии, формирование, развитие служебно-боевых качеств.
Современный мир не спокоен. Современные угрозы предъявляют высокие требования к профессиональной подготовке курсантов военных вузов. В условиях системного мирового кризиса судьба современных государств находится в прямой зависимости от развития «экономики знаний» - сферы образования и науки. В условиях заявленного В.В. Путиным курса на изменение модели и качества военного образования роль высокой военно-профессиональной культуры многократно возрастает. Это требует повышения качества воинского воспитания курсантов.
Такой подход соответствует общемировым тенденциям. Россия находится на этапе перехода от постиндустриального общества к обществу, основанному на знаниях. Это подтверждается следующими показателями: сейчас у России по данным переписи населения 2002 г. 20,6% экономически активного населения имеют высшее образование, в США - 31%, в развитых европейских странах - примерно 22%. Но прогнозы таковы: в обществе, основанном на знаниях, потребность в имеющих высшее образование достигнет примерно 60%. Это означает, что многие рабочие должности тоже потребуют высшего образования. Сейчас это явление уже наблюдается, например, в Японии, США и других промышленно развитых странах. В силу сказанного, курс руководства Министерства образования и науки РФ на сокращение числа лиц, получающих высшее образование не вполне понятен. Реализация его в системе военного образования привела к дефициту кадров и снижению их качества, как отметил В.В. Путин на совещании по проблемам военного образования в Рязани в ноябре 2013 года.
Необходимо учитывать также ведущую роль получения высшего образования, как фактора «успешности» личности в современном обществе. Как показано в работе Б. Джонсто-уна и П. Шрофф-Мета, в настоящее время образование является основным двигателем государственного экономического роста и гарантией возможностей и благосостояния отдельной личности.
Во всем мире в последние десятилетия наблюдается увеличение спроса на высшее образование. Для развивающихся стран и для их граждан - это шанс выбраться из нищеты. Однако, рост спроса на высшее образование наблюдается и в развитых странах, где вовлеченность в него и так уже массовая или почти полная, так как теперь «средний» студент потребляет все больший объем высшего образования в течение своей жизни. Если рассмотреть число циклов смены технологий за сто лет, то очевидно следующее. Раньше, в позднем средневековье, в XVII-XVIII веках технологии менялись примерно раз в сто лет. Ян Амос Коменский, великий просветитель XVII века, даже сделал попытку написать энциклопедию научных знаний. Но попытка эта не удалась, потому что уже при жизни Коменского знания начали так разрастаться, что он не смог их все включить в свою энциклопедию. Дальше цикл смены знаний/технологий сократился до 50-ти дет, потом до 20-ти [1].
В настоящее время цикл обновления знаний - примерно 3-5 лет. Это означает, что те знания, которые выпускник получил на первом курсе, к выпуску уже устаревают. Проблема старения знаний влияет на качество профессиональной подготовки кур-
сантов. В течение 5-7 лет кардинально меняется законодательство, усложняется документооборот, меняются приемы военнопрофессиональной деятельности. Парадигмы служебной деятельности за последние 25 лет менялись трижды. Нарастание потока инноваций в нашей цивилизации приводит к необходимости непрерывного образования. ЮНЕСКО сформулировало это так - «от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь».
В соответствии с этим принципом необходимо охватить непрерывным образованием как можно большую часть экономически активного населения. Например, для России по данным Федеральной службы государственной статистики численность экономически активного населения составила 73,4 млн. человек. В условиях общества знаний непрерывное высшее образование необходимо обеспечить для 44 млн. человек (60% от 73,4 млн.), из которых 7,3 млн. чел. - студенты, впервые получающие высшее образование. Военные вузы с 2013 года возобновили подготовку специалистов в прежнем объеме.
Следует также учитывать еще один революционный фактор, характерный для современной эпохи быстрых изменений. Это процесс, порождаемый дифференциацией знаний, выражающийся в разветвлении специальностей/профессий и генерации новых. Как следствие появления новых знаний, рождаются новые технологии, требующие подготовки специалистов по новым профессиям. Еще 20 лет назад не существовало специалистов риэлтерских, консалтинговых, маркетинговых компаний, судебных приставов, специалистов служб госнаркоконтроля т.д. Эти и другие новые профессии появляются как ответ на потребности общества в использовании создаваемых им новых научных знаний и технологий в сфере юридических услуг. До менеджмента системы образования, к сожалению, информация о потребности в новых специальностях, число которых растет взрывным образом, доходит с запозданием. Когда уже надо развертывать обучение по этим специальностям, руководство образованием на уровне государства и вузы о данной потребности еще не знают. Для России данная проблема усугубляется наличием жесткой бюрократической процедуры лицензирования новых специальностей.
Массовая подготовка кадров специалистов-профессиона-лов в условиях ограниченной возможности кадрового отбора кандидатов на обучение приводит к снижению качества обучения. Во многом это обусловлено отказом на рубеже 90-х годов прошлого века от использования в образовательном процессе возможностей технологий социальной мобилизации обучаемых.
Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни, социальных процессов, ее отношениями с природными явлениями. Особую значимость социальные технологии имеют для мобилизации человека в обществе переходного периода, в условиях затянувшихся кризисных процессов, падения его социально значимой активности. В этих условиях, не актуализировав проблему необходимости мобилизации человека, российское общество все быстрее и быстрее будет двигаться к своему распаду либо попадет в зависимость от других, более сильных государств, которые вынуждены будут принимать мобилизацион-
ные усилия по отношению к новым своим членам, но уже в своих интересах - интересах «вершителей судеб» побежденных.
Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения, целевым установкам и т.д. Она базируется на дифференциации как применяемых знаний, способов, методов, так и объектов (явлений, процессов, способов, групп людей, их общностей и т.д.), поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия в целях их оптимального функционирования, развития и совершенствования.
Понятие «социальные технологии» применимо как к обществу в целом, так и к конкретным социальным институтам, социальным общностям - группам, слоям, стратам. Функционирование этих технологий связано с потребностью активизировать человека, вселить веру и себя, в дело, которое он исполняет, а для этого быстро и оперативно тиражировать специальные приемы, процедуры, оптимизировать социальные процессы. Особое значение для мобилизующих технологий имеет наличие условий их реализации: элементов структуры субъектом мобилизации; особенностей строения и закономерностей их функционирования; возможности формализовать реальные явления и представить их в виде показателей, операций и процедур. Характер мобилизующих технологий, их особенности обусловлены природой самого объекта мобилизации и социальной установкой на ее принятие.
Специфика технологий мобилизации состоит в том, что они создают алгоритм деятельности и поэтому могут быть многократно использованы, тиражированы для решения сходных задач, достижении заданных результатов исходя из принятой в обществе мобилизационной культуры. Технологии мобилизации призваны интегрировать основные элементы образовательного процесса: профессиональных ориентации, отбора, обучения, воспитания, адаптации, социализации и т.д., способствовать их организации, обогащению, гармонизации в условиях переходного общества и несовершенства его институтов, социальной политики.
Специалисты PR-технологий в условиях современного российского общества обращались к социальным технологиям мобилизации в ходе многочисленных политических кампаний. Политические технологии как разновидности социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической деятельности. Рассмотрим некоторые особенности социальных технологий на примере политических кампаний.
Термином «политические технологии» можно обозначить систему способов и путей последовательного достижения желаемого политического результата, предусмотренного политической мобилизацией. Некоторые исследователи, выделяя технологии по критерию оценки с позиции моральных и нравственных представлений, принятых в конкретном обществе, говорят о честных - нечестных, порядочных - непорядочных, гуманных - негуманных, принимаемых - отторгаемых населением технологиях [2, с. 132].
По способу общения социальные технологии можно разделить на непосредственные и опосредованные. Непосредственные технологии предполагают прямое общение субъекта с объектом управления. В качестве средств непосредственных технологий могут быть использованы массовые мероприятия (митинги, концерты, демонстрации, пикеты, собрания, научные форумы) и мероприятия, где контактирует небольшая группа людей (беседы, интервью, аутотренинги). Ценность этих технологий заключается в том, что объект воспринимает первичную информацию, у него может возникнуть чувство возможности личного влияния на динамику социальных процессов. При необходимости у присутствующего есть возможность оперативного уточнения непонятой информации и высказывания своей версии вероятного развития событий. Субъект технологий при этом использует приемы мобилизации массы, посредством мобилизации побивается соответствующей реакции массы и ее составляющих.
Ценность непосредственных технологий заключается также в том, что при умелой организации общения субъект мобилизации получает из числа участников мероприятия своих сторонников, которые могут непроизвольно превратиться в бескорыстных агитаторов и, выступая уже посредниками, пропагандировать идеи первичного субъекта при общении с друзьями, родственниками, знакомыми, сослуживцами и т.д., мобилизуя
их и обеспечивая возможность поведения и отдельных действий, предполагаемых субъектом мобилизации. Однако эффект может быть и противоположным, а повышение активности объекта иметь и деструктивные последствия. Это случается тогда, когда субъект мобилизации теряет ощущение контакта с иммобилизуемыми, когда мобилизующая информация идет вразрез со сложившимся общественным мнением.
Опосредованные технологии предполагают влияние субъекта на объект через посредника. Роль посредника может выполнять социальный объект (сочувствующий сослуживец, родственники, знакомые, доверенное лицо, общественные организации и т.п.), выступающий от имени и по поручению субъекта мобилизации или «по личной инициативе», а может - неодушевленный материальный объект (стенды, листовки, плакаты, письма, буклеты, очерки, книги, альбомы, программы, памятки и т.п.).
По включенности в действие эмоциональной составляющей технологии можно классифицировать от эмоционально насыщенных (всевозможные тематические развлекательные шоу, концерты, дискотеки, заезды, турниры) до эмоционально нейтральных (социальная реклама на специальных рекламных щитах, которые могут использоваться как для рекламы товаров ширпотреба, так и для политической рекламы, молчаливая реклама на транспорте, строениях, заборах, переходах, служебных аудиториях и т.д.). В эмоционально насыщенных технологиях преобладают, как правило, организационные и лишь потом информационные мобилизующие начала. В эмоционально нейтральных мобилизующих технологиях ставка делается на информацию, которая может быть отображена не только и не столько текстом, сколько символом.
По направленности на потребителя мобилизующие технологии могут быть индивидуально адресными, когда технология подразумевает воздействие на конкретного человека — потребителя информации, рассчитанной на определенные социальные, профессиональные, возрастные, этнические и т.д. группы, и массовыми, рассчитанными на широкого потребителя всех возрастов и социальных групп [3].
Социальные технологии по специфике конструирования можно также классифицировать на специальные (встречи с руководителями учреждений, предприятий, с кандидатом в депутаты, выпуск наглядной агитации, создание рекламного фильма или тематической передачи и т.д.) и сопутствующие (тематическое оформление массовых мероприятий, социальная реклама на товарах народного потребления, изготовление продукции двойного назначения), комплексные (например, массовые развлекательные мероприятия, оформляемые, с одной стороны, как культурное шоу, а с другой - имеющие ярко выраженную мобилизующую составляющую).
По форме актуализации выделяют диалоговые технологии и монологовые [4, с. 78-88]. Главное достоинство диалогового режима - возможность для субъекта мобилизации постоянно «держать руку на пульсе» мобилизуемых, чутко откликаться на малейшие изменения ого настроения.
По роли и месту государственных и общественных институтов в конструировании социальных технологий их делят на: рыночные, административно-командные, организационно-партийные, неструктурированные, комплексные [5, с. 73-75]. В качестве основания для типологизации технологий можно выделить используемые организаторами мобилизующие ресурсы: административные, институциональные, социальные, харизматические, экономические и т.д.
Социальные технологии существенно отличаются друг от друга, однако в процессе актуализации, для того чтобы достичь более значимого успеха, они могут применяться в комплексе, дополняя друг друга и аккумулируя основное мобилизующее воздействие.
Органичной частью социальных технологий являются технологии педагогические. В современной научно-педагогической литературе существует различные подходы к определению понятия «педагогическая технология».
Анализ специальных исследований, посвященных вопросам технологии, показал, что понятие «педагогическая технология» трактуется по-разному. Технология (от греч. Techne - искусство, мастерство, умение, и logos - слово, учение) - совокупность методов, осуществляемых в каком-либо процессе. На основе данного определения можно сказать, что - педагогическая технология - это совокупность правил и соответствующих им педагогических приемов и способов воздействия на развитие, обу-
чение и воспитание, осуществление которых должно сопутствовать достижению запланированного результата.
Изучению сущности феномена «педагогическая технология», выделению ее структуры посвящены работы СИ. Архангельского В.П. Беспалько, В.В. Боголюбова, М.В. Кларина,
A.Я. Савельева, Н.Ф. Талызиной, А.Г. Шабанова и др. Так, С.И. Архангельский в понятие педагогической технологии вкладывает идеи кибернетического управления учебным процессом, которые содержат в себе всесторонний анализ в управлении на каждом этапе процесса обучения [6]. С точки зрения В.П. Беспалько, «педагогическая технология - проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике» [7, с. 5].
B.А. Сластенин считает, что педагогическая технология - это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса [8].
По мнению М.В. Кларина такие понятия как «технология обучения» и «педагогическая технология», обозначают два уровня развития массового образования. Педагогическая технология - область знания, включающая методы, средства обучения и теорию их использования для достижения целей обучения, а технология обучения - это путь освоения конкретного учебного материала в рамках определенного предмета, темы, вопроса и в пределах избранной технологии. При этом технология обучения детально рассматривает систему действий преподавателя и обучающихся и обеспечивает при корректном исполнении достижение положительного результата [9]. Технологии обучения вариативны и сродни частным методикам.
В.А. Скакун понимает под педагогической технологией определенный алгоритм (структура, содержание, последовательность основных элементов, их взаимосвязь и.т.п.) учебного процесса (деятельности педагога и учащегося), придерживаясь которого можно достичь заранее поставленной цели [10]. Н.Е. Щуркова, рассматривает педагогическую технологию как «сумму и систему научно-обоснованных приемов и методов педагогического воспитательного воздействия на человека или группу людей» [11, с. 407].
Знания технологий мобилизации позволяют командованию правильно и результативно организовать образовательный процесс в вузе, а знание требований, предъявляемых обществом к военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, - мобилизовать обучаемых на формирование профессиональных качеств адекватно этим требованиям.
В технологиях мобилизации, которые используются субъектами управления в военно-образовательных учреждениях, ярко выражены административное начало, нормативно закрепленная система ведомственного поощрения и наказания, возможность использования ресурса общественных организаций, функционирующих в рамках вуза и т.д. Использование мобилизационных технологий позволяет: повысить уровень общей культуры курсантов; развить их творческое мышление; сформировать культуру военно-профессионального общения и взаимодействия; повысить социальную ответственность; развить навыки самообразования и самовоспитания, необходимые в процессе обучения и в условиях дальнейшей служебно-профессиональной деятельности; сформировать чувство социально-правовой защищенности, доверие к государству и высокие нравственные качества.
Решение каждой задачи предполагает реализацию комплекса конкретных педагогических мероприятий. Повышение уровня культуры курсантов достигается овладением обучаемыми основами знаний дисциплин общегуманитарного блока (философии, социологии, политологии, экономики, истории, эстетики, педагогики и психологии); углубленным изучением иностранных языков; освещением в процессе преподавания учебных дисциплин морально-этических аспектов воинской и юридической деятельности; участием в художественных смотрах, конкурсах и т.д.; подготовкой и проведением творческих вечеров с деятелями культуры, встреч с политиками, ветеранами боевых действий, органов правопорядка, со студентами творческих вузов.
Развитие творческого мышления обучаемых предполагает внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения мобилизационного характера, основанных на творчестве и самостоятельности; использование в процессе преподавания профессиональных дисциплин учебного плана современных форм и методов обучения (деловая, ролевая игра, мозговой штурм и т.д.); разработку компьютерного обеспечения изучения конкретных дисциплин; участие слушателей в научных
конференциях, организацию творческих вечеров, «круглых столов», читательских конференций, конференций по актуальным проблемам служебной деятельности; организацию работы научных клубов, кружков.
Формирование у обучаемых культуры профессионального общения и взаимодействия предполагает обучение курсантов и слушателей методам коллективного решения задач и совершенствование техники партнерского общения; проведение практических занятий, внеучебных мероприятий в практических органах внутренних дел, встреч обучаемых с выпускниками образовательного учреждения, лучшими специалистами органов внутренних дел; проведение в рамках изучения специальных дисциплин, проведения тренингов и ролевых игр, направленных на развитие у курсантов служебно-боевых качеств, навыков профессионального общения; систематическую психокоррекционную работу с обучаемыми, имеющими склонность к деструктивному поведению; мониторинг особенностей поведения; организацию помощи отстающим в учебе; обсуждение материалов периодической печати, отражающих вопросы служебно-боевой и юридической теории и практики; привлечение обучаемых к работе по оказанию юридических услуг населению и получение первого опыта профессиональной деятельности.
Формирование общественной и служебной активности обучаемых предполагает привлечение курсантов старших курсов к работе в органах самоуправления; к выполнению задач по охране общественного порядка в общежитиях; участию в проведении субботников, строительстве спортивных сооружений и благоустройстве учебных и жилых помещений; проведение встреч с представителями средств массовой информации; организацию взаимопомощи в учебе; организацию вечеров отдыха; выработку правил, ритуалов, традиций, позволяющих укрепить позитивные и нейтрализовать негативные проявления во взаимоотношениях между курсантами.
Развитие у обучаемых навыков самоанализа, самообразования и самовоспитания достигается обучением курсантов и слушателей методам самоанализа; проведением психокоррекционных мероприятий и педагогических бесед со студентами, разработкой индивидуальных планов самовоспитания; использованием в учебном процессе активных методов обучения, требующих от курсантов и слушателей самостоятельного принятия решений; формированием у курсантов и слушателей навыков психологической саморегуляции и релаксации; разработкой индивидуальных программ физического самосовершенствования для курсантов, имеющих низкую физическую подготовку.
Формирование у обучаемых чувства социально-правовой защищенности включает в себя освещение в процессе изучения специальных дисциплин вопросов социально-правовой защиты военнослужащих и охраны их здоровья: соблюдение права на свободу вероисповедании; врачебно-психологический и педагогический контроль состояния здоровья, физического развития и психологического состояния; обеспечение обучаемых необходимым количеством учебно-методическом, научно-популярной литературой, специальными, общественно-политическими и художественными периодическими изданиями, наглядными и техническими средствами обучения, спортивным инвентарем.
Использование мобилизационных технологий в образовательном процессе в условиях затянувшихся кризисных явлений в обществе способствует формированию военно-профессиональных качеств обучаемых, активизации и стимуляции их общественной деятельности, направленной на укрепление социального статуса курсантов. Мобилизующие технологии должны быть адекватны возможностям мобилизуемых, взвешенными в своем проявлении.
Более того, не все процессы организации подвергаются жесткой регламентации и алгоритмизации. В процессе мобилизации обучаемых, при формировании профессиональных качеств, всегда присутствуют элементы импровизации, творчества и интуиции. Это не отменяет наличия жесткой программы осуществления ряда последовательных операций с целью достижения заранее сформированной цели. Именно такие технологии создают возможность тиражирования приемов и методов мобилизации как интегральной основы формирования военнопрофессиональных качеств обучаемых, многократного повторения их и применения. Применение принципов, методов, технологий мобилизационного характера осуществляется в различном соотношении, в зависимости от избранной модели педагогического процесса по формированию военно-профессиональных компетенций курсантов военных вузов.
Библиографический список
1. Джонстоун, Д.Б. Финансирование и доступность высшего образования: международное сравнительное исследование оплаты обучения и мер финансовой поддержки / Д.Б. Джонстоун, П. Шрофф-Мета // Университетское управление. - 2001. - № 2.
2. Володенков, С.В. Информационно-психологические войны и массовое сознание // Вестн. МГУ. - 2003. - № 3. - Сер. 12.
3. Weber, M. Wirtsehaft und Gesellschaft Koln. - В (West), 1964.
4. Левчик, Д.А. Основные элементы актуализации имиджа кандидата в депутаты в ходе подготовки и проведения избирательной кампании // Вестник МГУ. - 1995. - № 2. - Сер. 12.
5. Москаленко, А.Т. Смысл жизни и личности / А.Т. Москаленко, В.Ф. Сержантов. - Новосибирск, 1989.
6. Архангельский, С.И. Задачи и формы интенсификации учебного процесса // Новые методы и средства обучения / С.И. Архангельский, И.Г. Шамсудинов. - М., 1991.
7. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии: монография. - М., 1989.
8. Сластенин, В.А. Доминанта деятельности // Народное образование. - 1997. - № 9.
9. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М., 1989.
10. Скакун, В.А. Педагогические технологии производственного обучения. - М., 2003.
11. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М., 2007.
Bibliography
1. Dzhonstoun, D.B. Finansirovanie i dostupnostj vihsshego obrazovaniya: mezhdunarodnoe sravniteljnoe issledovanie oplatih obucheniya i
mer finansovoyj podderzhki / D.B. Dzhonstoun, P. Shroff-Meta // Universitetskoe upravlenie. - 2001. - № 2.
2. Volodenkov, S.V. Informacionno-psikhologicheskie voyjnih i massovoe soznanie // Vestn. MGU. - 2003. - № 3. - Ser. 12.
3. Weber, M. Wirtsehaft und Gesellschaft Koln. - V (West), 1964.
4. Levchik, D.A. Osnovnihe ehlementih aktualizacii imidzha kandidata v deputatih v khode podgotovki i provedeniya izbirateljnoyj kampanii // Vestnik MGU. - 1995. - № 2. - Ser. 12.
5. Moskalenko, A.T. Smihsl zhizni i lichnosti / A.T. Moskalenko, V.F. Serzhantov. - Novosibirsk, 1989.
6. Arkhangeljskiyj, S.I. Zadachi i formih intensifikacii uchebnogo processa // Novihe metodih i sredstva obucheniya / S.I. Arkhangeljskiyj, I.G. Shamsudinov. - M., 1991.
7. Bespaljko, V.P. Slagaemihe pedagogicheskoyj tekhnologii: monografiya. - M., 1989.
8. Slastenin, V.A. Dominanta deyateljnosti // Narodnoe obrazovanie. - 1997. - № 9.
9. Klarin, M.V. Pedagogicheskaya tekhnologiya v uchebnom processe. - M., 1989.
10. Skakun, V.A. Pedagogicheskie tekhnologii proizvodstvennogo obucheniya. - M., 2003.
11. Slastenin, V.A. Pedagogika: ucheb. posob. dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov; pod red. V.A. Slastenina. - M., 2007.
Статья поступила в редакцию 10.12.13
УДК 373.167
Sefibekov C.R. TRANSFER RECTANGULAR COORDINATE SYSTEM ON A PLANE IN PLOTTING FUNCTIONS.
In additional elective school course in mathematics «For a textbook»: the humanities, proposed for students 10-11 years, are examples of plotting functions.
Key words: mathematics, the humanities, seniors, graph, function.
С.Р. Сефибеков, канд. пед. наук, Заслуженный учитель Республики Дагестан, МБОУ «Кашкентская СОШ» Хивского района, E-mail: [email protected]
ПЕРЕНОС ПРЯМОУГОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КООРДИНАТ НА ПЛОСКОСТИ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ГРАФИКОВ ФУНКЦИЙ
В элективном дополнительном школьном курсе по математике «За страницами учебника»: гуманитарный профиль, предложенном для учащихся 10-11 классов, представлены примеры построения графиков функций. Ключевые слова: математика, гуманитарный профиль, старшеклассники, график, функция.
При построении графиков функций следует искать простейшие способы построения «За страницами школьного учебника». Построение графиков функций занимает ключевое место в школьном курсе математики [1]. На уроках математики основной школы учащиеся занимаются построением по точкам графиков простейших функций, например,
У = КХ> У = аХ2>У = = л[х
к
)
х . Затем строятся графики функций - ~~Л ' ~Л ' “"В старших
классах изучаются и другие функции (например, показательная, логарифмическая), построение графиков ведется с
использованием производной.
уОу У = ОСУ
Если в одной и той же прямоугольной системе координат л 3 построить, например, графики функций и
у = яу2 + Ьу + с
, то эти графики по форме и по размерам одинаковые. Отличие их только в расположении. Отсюда
_ __ 2
естественно возникает проблема: «Нельзя ли, построив по точкам график функции ^ в некоторой прямоугольной
—
системе координат, и, затем, преобразовать эту систему в новую, в которой график ^ Я^1 стал бы графиком функции
у — се-$г Ьу “Ь с
. Оказывается можно! Такими построениями мы и ознакомили учащихся на элективном курсе. Мы строили
График простейшей функции ‘^1 переводится в
по точкам в некоторой прямоугольной системе координат график функции ^ /О1} + Ь, или в график функции ' а\ или в график функции ^ /0е) + ^