РАЗДЕЛ XIII РАЗМЫШЛЕНИЕ, ОБСУЖДЕНИЕ
УДК 378.147
Светлана Григорьевна Гаврилова
Старший преподаватель кафедры иностранных языков Морской государственной академии имени Ф. Ф. Ушакова, [email protected], Новороссийск
ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ГОТОВНОСТИ КАК НЕОБХОДИМОГО КОМПОНЕНТА ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ В ГРАЖДАНСКОМ ВУЗЕ
Svetlana Grigor’evna Gavrilova
Senior lecturer, State Maritime Academy, [email protected], Novorossiysk
FORMATION OF FOREIGN READINESS AS AN ESSENTIAL COMPONENT OF MILITARY TRAINING IN THE CIVIL INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION
В последние годы стал актуальным вопрос о всесторонней военно-профессиональной подготовке офицерского состава, в том числе будущего офицера запаса, проходящего подготовку на факультете военного обучения гражданского вуза. Являясь структурным подразделением гражданских высших учебных заведений, факультет военного обучения осуществляет обучение курсантов по программам подготовки офицеров запаса. Цель обучения курсантов на факультетах военного обучения - это формирование мобилизационного ресурса армии и флота, подготовка младших офицеров для дополнительного пополнения офицерского корпуса на случай возникновения войны.
Подготовка офицеров запаса - это дополнительная образовательная программа и один из видов подготовки граждан к военной службе в соответствии с законами Российской Федерации «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании», направленный на удовлетворение интересов личности, общества и государства.
У курсантов после окончания высшего учебного заведения появляется возможность проходить военную службу по полученной специальности на офицерских должностях как по призыву, так и в добровольном порядке. Кроме того, в процессе обучения на военной кафедре будущий офицер запаса должен приобрести определенные знания, умения и навыки, а также сформировать у себя ряд личностных качеств, позволяющих более эффективно
выполнять свои должностные обязанности в определенных сферах, в том числе в военно-профессиональной деятельности.
В результате обучения на военных кафедрах гражданских вузов общество получает эрудированных и творчески мыслящих офицеров, с широким кругозором, способных решать служебные, вахтенные, боевые и другие сложные задачи, специалистов с высоким уровнем профессионализма, способных к самосовершенствованию и самореализации.
Сложившаяся сегодня в России социально-экономическая обстановка, реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации, интеграция военного и гражданского образования выводят систему военного образования на качественно новый уровень, обеспечивающий радикальное повышение профессионализма и общей культуры военных кадров, формирование у офицеров высоких нравственных качеств гражданина и защитника отечества [2, с. 37]. В связи с этим, вопрос повышения профессиональной готовности будущего офицера запаса к профессиональной деятельности приобретает все большую актуальность.
Известно, что в процессе деятельности человек осознает окружающий мир, создает материальные и духовные ценности, изменяет реально существующую действительность, формируется, развивается и становится личностью. Специфическим, сложным видом человеческой деятельности выступает воинская деятельность и в частности, профессиональная деятельность военно-морского офицера, которая влияет на личностную сферу военнослужащего, формирование его внутреннего мира. Деятельность представляет собой высшую форму активности человека [3, с. 39]. По своему содержанию она отражает его взаимодействие с окружающим миром, в котором человек ставит осознанные цели и выбирает средства для их достижения. Принять считать, что деятельность - это функция человека в целом, осуществляется им с помощью орудий труда, использование которых и сделало человека человеком.
Таким образом, профессиональная деятельность офицеров - это вид трудовой деятельности человека, который владеет комплексом военных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки в военном учебном заведении и опыта работы в Вооруженных силах. Профессиональная воинская деятельность - это деятельность по обеспечению военной безопасности государства, осуществляемая кадровыми офицерами [4, с. 38].
Изучая процессе подготовки курсанта на факультете военного обучения гражданского вуза - будущего офицера запаса, необходимо решить вопрос о его готовности к будущей профессиональной деятельности.
В 60-е годы в связи с необходимостью профессионального обучения людей различным видам труда было сформулировано понятие «готовность» личности как определенная степень зрелости, позволяющая адекватно ставить перспективные и ближайшие цели и решать возникающие задачи [6, с. 128]. Принято считать, что готовность - это условие успешного выпол-
нения профессиональной деятельности, она формируется и совершенствуется как самим человеком, так и всей социальной системой в целом. По мнению исследователей, это особое психическое состояние, общий функциональный уровень, на фоне которого развиваются процессы, необходимые для обеспечения результативности профессиональной деятельности.
М. А. Котик определяет «готовность» как мотивационный аспект личности, рассматривает это понятие как индивидуальное качество человека [5, с. 447].
Г. А. Бокарева рассматривает готовность к профессиональному труду инженера-механика как цель процесса обучения общенаучным дисциплинам и как целостное свойство личности [1, с. 264].
Понятие «готовность к профессиональной деятельности» исследователи (А. А. Громцева, В. В. Сериков, Е. Э. Смирнова) рассматривают как обладание определёнными знаниями, умениями, навыками, как сложное свойство личности, структурируемое компонентами: мотивационным, ориентационным, волевым и оценочным. Ряд авторов, развивая научные основы готовности к профессиональной деятельности, исследуя процесс подготовки студентов в морском техническом вузе, выявили и развили отдельные качества личности: готовность старшеклассников к выбору профессий и совершенствование обучения лицеистов (Н. Ю. Бугакова, Н. В. Коре), компьютерную готовность (А. М. Подрейко), потребность в профессиональноориентированных математических знаниях (Е. Н. Кикоть), профессиональных убеждениях (Е. А. Мажаева), социально-профессиональную готовность военно-морской деятельности (К. В. Греля), эксплутационно-техническую готовность (А. Ю. Орешков).
В структуре готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности все признаки готовности взаимообусловленны. Здесь выделяются следующие компоненты готовности: физиологический (А. А. Ухтомский), психологический (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Б. Д. Парыгин и др.), профессиональный (А. И. Мищенко. А. Д. Щербаков и др.), временной (Н. Д. Левитов), и т. д.
В нашем исследовании готовность будущих офицеров к профессиональной деятельности рассматривается с учетом мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов.
Мотивационный компонент включает отношение и стремление будущих офицеров запаса освоить и выполнить свою профессиональную деятельность чувством долга, патриотизм, ответственность за подчиненных и судьбу Родины.
Когнитивный компонент готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности включает совокупность необходимых знаний: основ военного мастерства, системы принципов и средств военной деятельности, знание принципов построения отечественной профессиональной деятельности, ее системы и содержания, знание особенностей военной техники, современных военных технологий, знание методов, средств и форм орга-
низации профессиональной деятельности и управления жизнью воинского коллектива.
Деятельностный компонент предполагает формирование организаторских и коммуникативных умений на основе современных социально-педагогических технологий, военной деятельности подчиненных, формирование взаимоотношений с подчиненными и другими офицерами, а также с членами семей военнослужащих.
На сегодняшний день в структуре общей готовности к профессио-нальной деятельности особая роль принадлежит коммуникативной готов-ности, в состав которой входит иноязычная готовность к профессиональной деятельности. Для ее формирования необходимо соблюдать следующие педагогические условия:
- создание ситуаций, максимально приближенных к выполнению профессиональных обязанностей;
- формирование устойчивой мотивации к изучению иностранного языка;
- обеспечение контакта с другими кафедрами на основе межпредметных связей;
- разработку и внедрение новых педагогических технологий.
Формирование иноязычной готовности к профессиональной деятельности осуществляется на основе следующих принципов: профессиональной коммуникативной направленности учебной деятельности; межпредметной интеграции и преемственности в обучении; комплексной мотивации к изучению иностранного языка; дифференцированного обучения различным видам речевой деятельности; проблемности; ситуативности; аутентичности языкового материала; опоры на интеллектуальный потенциал обучаемых при выборе форм иноязычного общения.
В настоящее время актуален вопрос профессионально-ориентированного обучения иностранному языку, цель которого состоит в развитии профессиональной иноязычной готовности к профессиональному межкуль-турному общению, что позволяет будущему военному специалисту более глубоко овладеть профессией и свободно реализоваться в окружающей действительности.
Кроме того, обучение иностранному языку тесно связано с формированием личности будущего офицера запаса, развитием его познавательных и созидательных способностей и владением речевой культурой. Способность курсанта усваивать чужую языковую систему и использовать иностранный язык как средство общения позволяет будущему военному специалисту получить информацию по своей профессинальной направленности, о развитии военной техники других государств, сформировать свое мнение об особенностях страны изучаемого языка, расширить знания путем чтения научно-технический литературы на иностранных языках и вооружиться необходимыми для этого умениями и навыками. Изучение культуры и языка
несет в себе не только общеобразовательные идеи, но и одновременно обеспечивает развитие личности, поддерживает мотивацию обучаемых.
Формировать языковую готовность мы предлагаем средствами иностранного языка и иноязычного текста, содержащего конкретную профессиональную, военную информацию, в частности. В целях расширения и углубления профессиональных знаний в период прохождения военной подготовки на факультете военного обучения гражданского вуза для студентов нами разработан спецкурс «Организация военных перевозок» в соответствии с учебной программой подготовки офицеров запаса на военной кафедре № 4 «Организация военных сообщений и воинских перевозок водным транспортом». Этот спецкурс состоит из специально подобранных оригинальных текстов, имеющую большую прикладную направленность, основан на межпредметных связях и рассматривается в качестве средства обучения будущих военно-морских специалистов.
Совместная работа с военными кафедрами поможет усилить связь между содержанием иноязычного материала и специальными военными дисциплинами, формировать готовность обучаемых к решению типовых задач для будущей профессиональной деятельности и глубже овладеть профессией, что даст возможность выработать у обучаемых устойчивый познавательный интерес и потребность в использовании литературы на иностранных языках для профессионального непрерывного совершенствования.
Наши учитывались индивидуальные способности курсанта, их занятость и уровень подготовки в процессе разработки модулей. При этом принимали во внимание принцип поэтапного формирования знаний и когнитивные особенности обучаемых. Уровень предлагаемого курсанту модуля зависит от его языковой подготовки. Так курсанту со слабой языковой подготовкой предлагаются посильные задания, чтобы стимулировать желание совершенствовать знания иностранного языка. Для курсантов со средними способностями предлагаются более сложные задания, чтобы он мог оценить достигнутый результат в языковой подготовке. Но особое внимание уделяется сильному курсанту, чтобы его речевая деятельность и познавательная активность не снизилась. Каждому обучаемому в группе предлагается свой вид задания.
Таким образом, при работе с будущими офицерами запаса мы опираемся на содержание тех специальных дисциплин, которые заложены в основе их профессиональной военной подготовки. Это отражается на подборе специального материала для чтения и перевода, а также на составлении заданий, выполнение которых позволяет студентам обрести навыки и умения профессионального общения. Такой подход в обучении гарантирует целостное погружение студентов в профессионально-ориентированную деятельность, формирует устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка и способствует всестороннему развитию личности будущего офицера запаса.
Резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод, что процесс изучения иностранного языка будет более продуктивным в обучении будущих спе-
циалистов, если он максимально приближен к реальной профессиональной деятельности будущего офицера запаса, а иноязычная готовность становится одним из главных компонентов военной подготовки, проводимой на факультете военного обучения в условиях гражданского вуза.
Библиографический список
1. Бокарева, Г. А. Совершенствование системы профессиональной подготовки студентов: (на примере обучения математике в техническом вузе). [Текст] / Г. А. Бокарева. - Калининград: Кн. изд-во, 1985. - 264 с.
2. Илькевич, Б. В. Военное образование: современное содержание и перспективы развития [Текст] / Б. В. Илькевич, Ю. Ф. Фоминых, В. А. Поламаренко // Деп. в ЦСИФ МО РФ 17.7.2000, инв. № В4431. СРДР сер. Б., вып. № 52. - М.: ЦВНИ МО РФ, 2000. - 37 с.
3. Калюжный, А. С. Военная психология и педагогика в профессиональной деятельности офицера Военно-морского флота [Текст]: учебное пособие /
A. С. Калюжный. - Н. Новгород: НГТУ, 2004. - 39 с.
4. Коровин, В. М. Система профессионального становления офицеров в военных вузах [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед.наук. / В. М. Коровин. - Воронеж: ВГУ, 2002. - 38 с.
5. Котик, М. А. Психология и безопасность. [Текст] / М. А. Котик. - Таллин: Вагус, 1989. - 447 с.
6. Кулюткин, Ю. Н. Психология обучения взрослых [Текст] / Ю. Н. Кулюткин. - М.: Просвещение, 1985. - 128 с.
7. Сластенин, В. А. Педагогика: Инновационная деятельность [Текст] /
B. А. Сластенин, Л. С. Подымова. - М.: Магистр, 1997. - 223 с.
8. Сенько, Ю. В. Технология профессионального образования в герменевтическом круге [Текст] / Ю. В. Сенько // Сибирский педагогический журнал. -2007. - № 4. - С. 69-84.
9. Вольф, Е. Н. Дифференциально-индивидуальная траектория иноязычного образования экономистов на основе проектно-текстовой технологии [Текст] / Е. Н. Вольф // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 214-223.
10. Евдокимова, Н. В. Развитие познавательной способности студентов при формировании многоязычной рецептивной компетенции [Текст] / Н. В. Евдокимова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 182-191.
11. Сурнина, Т. Ю. Развитие тьюторских компетенций как способ совершенствования деятельности современного преподавателя [Текст] / Т. Ю. Сурнина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 169-180.
12. Сергеев, О. Ю. Развитие академической мобильности студентов отраслевых вузов средствами иностранного языка [Текст] / О. Ю. Сергеев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 203-208.