Статья поступила в редакцию 26.06.11 УДК 378:001.891
Chekalina T.A. TECHNOLOGY OF SOCIAL - INFORMATION COMPETENCE OF UNIVERSITY STUDENTS.
The paper deals with the key social- information competence. The basic educational technologies are identified. The choice of social - information competence formation technologies is considered.
Key words: social-information competence, educational technology, active learning methods.
Т.А. Чекалина, ст. преп. КемГУКИ, г. Кемерово, E-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
В работе рассмотрена одна из ключевых компетенций - социально-информационная. Выделены основные педагогические технологии. Обоснован выбор технологий формирования социально-информационной компетенции.
Ключевые слова: социально-информационная компетенция, педагогические технологии, активные методы обучения.
В 1996 году Евросоюзом была принята система ключевых компетенций, составляющих в совокупности ключевую квалификацию специалиста, которая включает: социальную, коммуникативную, социально-информационную, когнитивную и специальную компетенции.
Социальная компетенция предполагает сформирован-ность чувства ответственности, готовность к совместной выработки решений и их реализации, толерантность к различным этнокультурам и религиям, умение сочетать личные, групповые и общественные интересы. Коммуникативная компетенция означает владение несколькими иностранными языками, развитые навыки устного и письменного общения на родном языке, общение через Шете! Социальноинформационная компетенция включает в себя владение информационными технологиями, критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ. Когнитивная компетенция представляет собой аспект готовности человека к постоянному повышению своего образовательного уровня, потребность в реализации своего личностного потенциала, навык самостоятельного приобретения новых знаний и умений, развитие способности к саморазвитию. Наконец, специальная компетенция означает подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов своего труда [1].
Мы считаем не случайным формулирование данной компетенции именно как социально-информационной. Исходя из понимания места информации в деятельности современного специалиста, не сама по себе информация важна для эффективной деятельности специалиста, а то, в каком контексте эта информация существует и в каком контексте она используется в деятельности. Являясь одним из результатов образования, социально-информационная компетенция представляет собой, прежде всего, общую интеллектуальную способность личности.
Формирование социально-информационной компетенции студентов вузов мы рассматриваем в качестве одного из направлений реализации компетентностного подхода. Проблемы реализации компетентностного подхода исследуются в работах многих ученых, среди них: В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А. В. Хуторской и др.
Анализ научной литературы, посвященной формированию различных компетенций, показал, что в нашей стране практически отсутствуют исследования, в которых бы рассматривались проблемы выбора технологий формирования социально-информационной компетенции. Среди этого немногочисленного списка ученых, можно выделить исследования Д.В. Гулякина, которые посвящены различным аспектам социально-информационной компетенции студентов вузов [2].
Формирование социально-информационной компетенции обеспечивают следующие технологии:
1. Педагогические технологии на основе усовершенствования управления учебным процессом.
2. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала; укрупненных дидактических единиц, новых информационных технологий.
3. Педагогические технологии на основе усовершенствования коммуникативной составляющей учебного процесса
4. Педагогические технологии на основе развития индивидуальных качеств личности, ее самореализации, освоения социального опыта [3].
В нашем исследовании за основу была выбрана технология знаково-контекстного обучения, разработанную известным ученым А.А. Вербицким [4]. В процессе реализации данной технологии происходит моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности. То есть студент с самого начала ставится в деятельностную позицию, предмет которой постепенно превращается из чисто учебного в практически профессиональный. Кроме этого, очень важен социальный контекст, открывающий пути и возможности адаптации молодого специалиста в коллективе, формирующий умение социального взаимодействия и общения, совместного принятия решений, ответственности за дело, за себя и за других.
Поэтому, на наш взгляд, технология контекстного обучения способствует формированию социально-информационной компетенции студентов. Рассмотрим подробно реализацию данной технологии в ходе подготовки специалистов с квалификацией «Менеджер».
Развитие деятельности в контекстном обучении осуществляется как система переходов от учебной деятельности академического типа (лекция, семинар) через формы квазипро-фессиональной деятельности (деловая игра) к учебнопрофессиональной (НИРС, производственная практика, дипломный проект), а от нее — к реальной профессиональной деятельности. Тем самым обеспечиваются психологодидактические условия интеграции учебной, научной и производственной деятельности студентов, условия для творческого развития индивидуальности каждого будущего специалиста.
Исходя из этого, мы выделили три этапа в формировании социально-информационной компетенции у студентов вузов. На первом этапе основная деятельность - учебная академического типа. Так при изучении общенаучной дисциплины «Информатика» студенты усваивают теоретические основы информации, технологии обработки текстовой, графической, числовой информации. На втором этапе при изучении дисциплины «Информационные технологии управления» студенты применяют все полученные знания на первом этапе уже в ходе квазипрофессиональной деятельности, то есть как будущие
менеджеры. И на третьем этапе при изучении курса по выбору деятельности студенты усваивают социальную составляющую «Социальная информатика» в ходе учебно-профессиональной информации.
Таблица 1
Этапы формирования социально-информационной компетенции студентов
Этапы Предмет Курс Вид деятельности Формы и методы обучения
Первый Информатика I Учебная Лекция-визуализация, лекция-пресс конференция
Второй Информационные технологии управления III Квазипрофессиональная Деловые игры, анализ конкретных ситуаций
Третий Социальная информатика V Учебно- профессиональная Круглый стол, производственная практика, курсовая работа, дипломный проект
Как видно из таблицы 1. на каждом из этапов мы используем разные формы и методы обучения, как традиционные, так и инновационные или активные методы обучения.
В ходе изучения дисциплины «Информатика» мы используем лекции-визуализации. Наше исследование показало, что наиболее эффективно применять лекции-визуализации на первом курсе обучения студентов. Так как информатика изучается в первом семестре и бывшие школьники еще не успевали освоить новый для них процесс обучения, то возникали определенные трудности в усвоении знаний. Исходя из этого, мы предлагаем студентам лекции-визуализации по следующим темам: «История компьютера», «Алгоритмизация», «Локальные вычислительные сети».
В конце семестра, с целью подготовки к успешной сдаче экзамена по информатике, проводится лекция - пресс-конференция. Проходит она следующим образом: выбираются два-три студента из группы, далее преподаватель просит оставшихся студентов задавать им письменно вопросы по всему курсу. На подготовку для ответов дается пять минут, если студент затрудняется ответить, то на помощь приходит вся группа.
Как уже было сказано выше, на втором этапе формирования социально-информационной компетенции мы используем деловые игры и анализ конкретных ситуаций. Приведем несколько примеров при изучении дисциплины «Информационные технологии управления». Сначала мы предлагаем анализ конкретных ситуаций (case-study). В ходе изучения темы «Автоматизированная информационная система организации» студентам необходимо изучить следующую ситуацию: определить пути повышения эффективности деятельности туристической фирмы с использованием современных информационных технологий.
Для выполнения этого задания студенты распределяются по группам, затем каждая группа озвучивает свои предложения для решения данной проблемы. В итоге создается банк наиболее эффективных решений.
Деловые игра требует особой подготовки как от преподавателя так и от студентов. Поэтому, как правило, занятия в форме игры проходят в конце изучения дисциплины. В ходе подготовки к деловой игре, студенты использую все программы, относящиеся к пакету прикладных программ MS Office. Например, они разрабатывают пакет рабочих документов, необходимых для проведения деловой игры: приглашение, явочный лист, повестка дня, регламент, протокол, стенограмма, проект решения и пр., с использованием текстового редактора MS Word. Для групповой дискуссии студенты разрабатывают раздаточный материал в виде графиков, диаграмм, выполненных в табличном редакторе MS Excel. Для занятия в форме самопрезентации студенты должны использовать программу для подготовки презентаций, например MS PowerPoint. Таким образом, деловая игра является воссозданием контекста будущего труда менеджера в его предметном и социальном аспектах.
В целях формирования социально-информационной компетенции нами была обоснована и использована технология создания студентами виртуальной организации.
Целью реализации разработанной нами технологии создания виртуальной организации будет являться формирование социально-информационной компетенции у студентов.
Теоретической основой технологии создания виртуальной организации является теория гибридного интеллекта. Использование систем гибридного интеллекта в учебном процессе и в реальной жизни началось недавно. Теория систем гибридного интеллекта оказалась плодотворной при моделировании и автоматизации различных видов человеческой деятельности. А это, в свою очередь, позволило с успехом применять эту теорию и в учебном процессе по ряду дисциплин. Одно из направлений использования теории систем гибридного интеллекта - создание предприятий нового типа - виртуальных организаций.
Виртуальные организации могут рассматриваться как действующие модели ведения дел в той или иной области человеческой деятельности. С точки зрения М.Н. Бухарова [5], в учебном процессе теория систем гибридного интеллекта может использоваться для создания компьютерных моделей изучаемых деятельностей. В свою очередь эти модели могут служить предметом изучения. В частности, создание виртуальных организаций как систем гибридного интеллекта хорошо иллюстрирует многие изучаемые в вузах процессы и явления. Поэтому в учебном процессе их можно с успехом использовать как наглядные электронные учебные пособия для проведения деловых игр, во время выполнения лабораторных работ, для курсового и дипломного проектирования.
Как показало проведенное нами исследование внедрение технологии создания виртуальной организации - процесс поэтапный. Мы выделяем три этапа в данной технологии. Первый этап - пропедевтический. На данном этапе студенты знакомятся с понятиями «искусственный интеллект», «виртуальная организация», изучают программные средства, необходимые для создания виртуальной организации. Второй этап -организационный. В ходе его реализации студенты разрабатывают план работы, определяются с типом организации, выстраивают схему внедрения своих проектов, подготавливают весь необходимые материал для эффективного функционирования виртуальной организации. Третий этап - деятельностный. На этом этапе происходит реализация проектов, студенты завершают разработку виртуальной организации, корректируют деятельность виртуальных организаций.
В результате формирования социально-информационной компетенции студенты выполняют учебно-профессиональную деятельность, в ходе которой студент совершает действия и поступки, соответствующие нормам собственно профессиональных и социальных отношений специалистов, вступающих в процессе коллективно-распределенного труда в межличностное взаимодействие и общение.
Одной из задач социально-информационной компетенции студентов является умение критически относиться к информации, полученной из разных источников. Особенно это становится важным при работе с информационными интернет -ресурсами. Необходимо сформировать у студентов умение обрабатывать информацию, полученную, из Интернета и представлять результаты, то есть: уметь выделять недостоверные источники, находить альтернативную информацию, обобщать, сравнивать, противопоставлять, интерпретировать полученную информацию, уметь описать и представить результаты своей работы. Все это входит в операциональный компонент социально-информационной компетенции студентов.
С целью формирования данного компонента была разработана квест-технология, реализованная в процессе изучения дисциплины «Социальный маркетинг».
Создатели веб-квеста Б. Додж и Т. Марч [6] выделили определенные методические требования, которые необходимо соблюдать при разработке веб-квеста, предназначенного для самостоятельной работы с ним студентов:
1) Необходимость ясного вступления, которое определяет уровень активности и предоставляет некоторую вводную информацию. Во вступлении описаны главные роли участников или сценарий веб-квеста. Сюда также включается краткий предварительный план работы или обзор всего веб-квеста.
2) Наличие центрального задания, которое понятно, интересно и выполнимо. Необходимо очень четко определить, что будет являться итоговым результатом самостоятельной работы студентов. Это может быть серия вопросов, на которые нужно найти ответы, решение проблемы, которое нужно представить, позиция, которая должна быть сформулирована и защищена и т.п.
3) Наличие описания всего процесса работы, которую будет необходимо провести студентам для самостоятельного выполнения задания. Этот раздел включает в себя описание всех этапов, которые необходимо выполнить студентам для выполнения самостоятельной работы.
4) Присутствие списка информационных ресурсов, необходимых для выполнения задания. Все виды ресурсов пред-
ставлены студентам в виде раздаточного материала для выполнения веб-квеста. В этом разделе представлены сайты, либо печатные или электронные источники, которые позволят студентам выполнить задание. Этот список должен быть аннотированным, для того, чтобы студенты заранее знали, чем им может быть полезен данный источник. В процессе выполнения студентам не обязательно использовать все источники информации.
5) Наличие возможности оценить предложенный веб-квест. В данном разделе приводится четкая формулировка критериев выполнения / невыполнения задания, обычно в форме рейтинговой таблицы.
6) Необходимость заключения для того, чтобы студенты узнали, как расширить свой опыт в других направлениях. В нескольких предложениях суммируется опыт, который будет получен студентами при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.
7) Веб-квест также должен содержать информацию о том, какой учебник взят за основу и для студентов какого уровня обучения он предназначен. Это информация необходима для других преподавателей, которые могут заинтересоваться данным веб-квестом.
Использование квестов в образовательном процессе, по сути, является разновидностью проектной деятельности. Данный метод позволяет студентам выработать собственный подход к решению проблем, связанных с их будущей профессиональной деятельностью. Основная суть работы с квестами такова. Студенты получали задания для самостоятельной работы, кроме этого четкий план своих действий. Задания направлены на поиск информации на разных сайтах в Интернете, ее анализ, обобщение, оценку и т. д. Причем задания студенты выполняют с позиции некой роли, которую они должна выбрать самостоятельно в самом начале.
Таким образом, основными технологиями формирования социально-информационной компетенции, разработанными нами и использованными в процессе обучения, являются: лекция-визуализация, лекция - пресс-конференция, case-study, создание виртуальной организации, организация деятельности студентов на основе веб-квестов.
Библиографический список
1. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003.
№ 5.
2. Гулякин, Д. В. Дистанционное обучение как фактор формирования социально-информационной компетентности будущего специалиста // Открытое и дистанционное образование. - 2010. - № 2.
3. Загрекова, Л.В. Теория и технология обучения: учеб.пособие для вузов / Л.В. Загрекова, В.В. Николина. - М.: Высшая школа, 2004.
4. Педагогика и психология высшей школы: учеб.пособие / М.В. Буланова-Топоркова [и др.]. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
5. Бухаров, М. Н. Создание виртуальных организаций в области науки, образования и экономики // Материалы международного симпозиума «Инженерная экология - 2007». - М.: Российская академия наук, 2007.
6. Веб-квест: алгоритм разработки, примеры [Э/р]. - Р/д: http://wearelinguists.narod.ru/materials/webquest.html
Bibliography
1. Zimnyaya, I.A. Klyuchevye kompetentsii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2003.
№ 5.
2. Gulyakin, D. V. Distantsionnoe obuchenie kak faktor formirovaniya sotsial'no-informatsionnoy kompetentnosti buduschego spet-sialista // Otkrytoe i distantsionnoe obrazovanie. - 2010. - № 2.
3. Zagrekova, L.V. Teoriya i tehnologiya obucheniya: ucheb.posobie dlya vuzov / L.V. Zagrekova, V.V. Nikolina. - M.: Vysshaya shkola, 2004.
4. Pedagogika i psihologiya vysshey shkoly: ucheb.posobie / M.V. Bulanova-Toporkova [i dr.]. - Rostov n/D: Feniks, 2006.
5. Buharov, M.N. Sozdanie virtual'nyh organizatsiy v oblasti nauki, obrazovaniya i ekonomiki // Materialy mezhdunarodnogo sim-poziuma «Inzhenernaya ekologiya - 2007». - M.: Rossiyskaya akademiya nauk, 2007.
6. Veb-kvest: algoritm razrabotki, primery [Eh/r]. - Rezhim dostupa: http://wearelinguists.narod.ru/materials/webquest.html Статья поступила в редакцию 26.06.11