УДК [78.071.2:378.016]:004
Т. А. Чернышева
Информационные технологии в обучении музыканта дирижерско-хорового профиля
Интеграция традиционных и инновационных методов обучения в музыкальном образовании - важнейшая задача современности. Рассматриваются способы использования информационных технологий в музыкальном образовании дирижерско-хорового профиля, направленные на улучшение качества обучения хорового дирижера, на развитие его профессионального творческого потенциала в условиях современной реальности. Определяется целесообразность и необходимость формирования единого информационного пространства целого ряда учебных дисциплин на основе использования достижений информационных и коммуникационных технологий. Особое внимание уделяется необходимости рационального сочетания традиционных и инновационных способов обучения на примере внедрения в учебный процесс информационных образовательных технологий. Раскрывается эффективность, результативность и перспективность их использования в процессе обучения. Создание интеллект-карт, использование веб-квест технологий, создание интерактивного словаря учебной дисциплины - рассматриваются как способы сохранения опыта традиционного музыкального образования, продолжающие его развитие в инновационном формате.
Ключевые слова: информационные технологии, музыкальное образование, дирижерско-хоровой профиль, веб-квест, интеллектуальная карта, интерактивный словарь учебной дисциплины
Tat'yana A. Chernysheva
Application of information technologies in education of musician of choral conducting speciality
Integration of traditional and innovative teaching methods in musical education is one of the most important tasks nowadays. In this article we consider the ways of application of information technologies in musical education of choral conducting speciality aimed to improve the quality of education of choral conductors and to develop their professional and creative capabilities in contemporary reality. We point out the expediency and necessity of forming the unified information space in several course units using the developments of information and communication technologies. The article describes how important is to combine traditional and innovative ways of teaching, involving information educational technologies into educational process, showing its efficiency and perspective. Creation of mind mapping, using web-quest technologies and building up an interactive vocabulary of course unit - are considered as ways of preserving traditional music education and its development in new delivery mode.
Keywords: information technologies, music education, choral conducting speciality, web-quest, mind map, interactive vocabulary of course unit DOI 10.30725/2619-0303-2018-4-134-138
Необходимость использования интернет-ресурсов, информационных средств и компьютерных технологий в профессиональном образовании различных направлений не вызывает сегодня ни у кого сомнения. При этом каждая из профессиональных сфер, в том числе и музыкальное образование, на различных этапах обучения - от школы до вуза - адаптирует их достижения применительно к своей профессиональной специфике, участвуя тем самым в создании новой образовательной среды. Одной из важнейших задач на этом пути является необходимость интеграции традиционных форм и методов обучения и инновационных компьютерных образовательных технологий. Чтобы увидеть взаимодействие «традиции» и «инновации», достаточно обратиться к меняющимся формам проведения учебных занятий, начиная от лекции-визуализа-
ции до доклада, сопровождаемого электронной презентацией, и представления творческого задания на основе мультимедиа-технологий.
В полной мере это относится и к области музыкального образования дирижерско-хоро-вого профиля, хотя сложившаяся здесь система «ценностей» более склонна к сохранению устоявшихся методов преподавания и тем самым более консервативна к нововведениям, чем другие профессиональные направления. Использование информационных технологий в обучении будущего дирижера хора имеет прикладное значение, поскольку главными приоритетами здесь остаются во многом традиционные практические занятия (индивидуальные и групповые), направленные на совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для будущей профессиональной деятельности. Однако в целом ряде
учебных дисциплин, осваиваемых обучающимися, целесообразность их внедрения, вплоть до использования в дистанционном формате обучения, очевидна. В частности, способы внедрения дистанционных образовательных технологий, мотивация их применения в полной или частичной форме, перспективы разработки программ дистанционного формата в обучении музыканта-исполнителя рассматривались автором в статье «Дистанционная форма обучения в дополнительном профессиональном образовании музыканта-исполнителя» (Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. 2017. № 3 (32)).
Цель настоящей статьи - рассмотреть, в какой форме информационные технологии могут быть востребованы сегодня в высшем профессиональном музыкальном образовании дирижерско-хорового профиля и определить их целесообразность, эффективность и перспективность использования в обучении будущего музыканта.
Детально разработанный, продуманный, систематизированный контент любой учебной дисциплины - основа учебного процесса. Использование возможностей информационных технологий придает ему не только привлекательность и соответствие современным реалиям времени, оно продиктовано целесообразностью и необходимостью их применения для улучшения качества образования. В чем это проявляется?
Трудно представить себе современный учебный процесс, в частности, касающийся обучения дирижера академического хора, без обращения к поисковым сервисам Интернета, дающего возможность находить информацию различного формата - печатные текстовые, нотные, аудио-и видеоматериалы, а также без использования компьютерных программ типа Windows Media player, воспроизводящих звуковой материал, Sibelius Software или Finale, обеспечивающих создание графического и звукового изображения, PowerPoint, позволяющей создавать и просматривать полнофункциональные презентации или web-редактора Microsoft FrontPage, имеющего различные приложения - создание текста, схем, нотных и аудио-примеров. В поиске необходимой информации все большую роль в обучении студента играет обращение к информационным ресурсам библиотек, в том числе и ЭБС, пополняемым не только новыми изданиями, но и, что особенно важно для музыкантов, электронными переизданиями старых печатных трудов, не потерявших свою актуальность. Как известно, проблема с обеспечением учебного процесса новыми изданиями научной, учебной и учебно-методической литературы в сфере музыкального образования в целом, не только дирижерско-
хоровом, пока существует, так как появляется и обновляется она не столь стремительно, как бы этого хотелось. Но, несмотря на имеющиеся трудности, инновации и здесь стремительными темпами прокладывают свой путь: создаются интерактивные музыкальные словари и энциклопедии, пополняется база электронных нотных библиотек, расширяется перечень музыкальных образовательных каналов на YouTube, разрабатываются возможности в онлайн-режиме приобщения к шедеврам мирового исполнительского искусства.
В информационном потоке порой не так легко разобраться. И здесь важная роль отводится преподавателю, который с помощью внедрения в учебный процесс различных возможностей использования информационных технологий, направляет поиск обучающегося в необходимое русло, учит осуществлять отбор информации, логично выстраивать поиск, проявляя критическое осмысление и творческую интуицию. Выбор форм, способов и объем применения информационных технологий не регламентируется какими-либо документами, но носит рекомендательный характер. Во многом он определяется самим преподавателем и зависит от его творческого отношения к предмету и степени владения компьютерной грамотностью. При этом специфика и содержание каждой из учебных дисциплин подсказывают свой «путь» выбора. Рассмотрим некоторые способы использования информационных образовательных технологий, применяемых в учебных дисциплинах лекционно-семинарской формы на кафедре академического хора Санкт-Петербургского государственного института культуры.
Как правило, при изучении дисциплин данного вида используются учебные пособия преимущественно в печатной текстовой форме. Но, как известно, ни печатный текст этих изданий, ни внесенные в него нотные примеры (если таковые имеются) не способны «зазвучать», и тогда само собой подразумевается дополнительное обращение к звуковым источникам информации -аудио- и видеоматериалам, дающим возможность услышать музыку и тем самым «озвучить» текстовое печатное издание. Например, очевидно, что невозможно полноценно усвоить «Историю хоровой музыки», знакомящую студентов с хоровым творчеством отечественных и зарубежных композиторов от средневековья до современного авангарда, без знания собственно музыкального материала в его звуковом и нотно-текстовом виде, который необходимо критически осмыслить и проанализировать.
Появляющиеся сегодня печатные нотные издания с аудиодисками, такие как «Антология
русской светской хоровой музыки a cappella» (Санкт-Петербург: Композитор, 2013-2018), состоящая из 20 выпусков, к каждому из которых прикладывается аудиодиск - явление уникальное и, к сожалению, не так часто встречающееся. Издание включено в список основной литературы для изучения отечественной хоровой музыки - но это лишь небольшая часть хорового репертуара, которым студент должен овладеть в полном объеме. В связи с этим с 2013 г. в рамках учебной дисциплины «История хоровой музыки» начала формироваться своеобразная электронная хоровая фонотека музыкальных файлов - иллюстративное звуковое приложение к существующим традиционным печатным (текстовым) изданиям, используемым в процессе обучения, таким, например, как учебное пособие О. П. Кеериг «Хоровая литература», изданное в Санкт-Петербургском государственном институте культуры двумя выпусками под названием «Отечественная хоровая литература» (2008) и «Зарубежная хоровая литература» (2007). Сегодня это начинание представлено в виде виртуальной электронной Музыкально-хоровой хрестоматии - систематизированной таблицы URL-ссылок на звуковые, нотные и текстовые файлы, расположенные в свободном доступе в сети Интернет. Она является не только важным иллюстративным источником информации, существенно дополняющим содержание печатного (текстового) учебного издания, но и постоянно обновляемым и пополняемым материалом, который в будущем, при условии дополнения его программной оболочкой и интерфейсом продуманного дизайна, может стать основой контента электронного учебного пособия. Систематизирован учебный материал Музыкально-хоровой хрестоматии по именам и фамилиям композиторов (более 100 имен). «Творческий портрет» каждого включенного в нее композитора представлен шестью разделами различного характера: 1) изображения (портреты композитора, изображения афиш и др.); 2) биография - краткая аннотация творческого пути; 3) список произведений; 4) звуковой материал (аудио- и видеофайлы произведений в различных исполнениях); 5) указание на исполнительский состав; 6) нотный материал.
URL-ссылки каждого из шести разделов, находясь на различных сайтах, образуют единое информационное пространство учебной дисциплины, предоставляющее доступ к необходимому для обучения материалу. Важно подчеркнуть, что в его формировании и наполнении активное участие принимают сами студенты (очной и заочной формы обучения), что является одной из форм организации их самостоятельной работы,
носящей целенаправленный и осмысленный характер.
Обращение к предложенным в таблице информационным источникам может быть полезным и для других учебных дисциплин - например, при выборе репертуара в классе дирижирования, чтения хоровых партитур или для выполнения творческих заданий, докладов для музыкальных дисциплин лекционно-семинарского вида. Электронный формат учебного материала имеет свои многочисленные преимущества, начиная от удобства навигации - быстрого поиска файлов различного формата и возможности их совмещения (например, звукового и нотного материала) - до возможности постоянного его изменения (уточнения, дополнения): процесс, в котором могут совершенствоваться как содержательно-логические, так и технические средства изложения всех компонентов дидактического материала. Включение в мультимедийную музыкально-хоровую хрестоматию текстового, изобразительного, звукового и нотного материала обязательно сопровождается указанием не только на источник нахождения, но и дату обращения.
Далее обратимся к одному из способов использования информационных технологий в рамках учебной дисциплины «Теория и история дири-жерско-хорового исполнительского искусства», а именно к созданию интеллектуальной карты (имеющей различные названия: интеллект-карта, ментальная карта, карта мыслей, диаграмма связей, Mind-карта). Как известно, автором идеи создания «mind-mapping» как метода активизации памяти и мышления человека - считается современный психолог Тони Бьюзен, начавший его применение во второй половине XX в., а в декабре 2006 г. создавший собственную программу iMindMap для его реализации. Интеллект-карта представляла собой новый способ записи различного рода информации в виде графического «разветвленного» изображения радиантной структуры (от центра к краям). Систематизация ее с помощью ассоциативных образов, цвета оказалась способной заменить традиционные способы записи информации - в текстовой, графической и схематической форме.
Мотивация нашего обращения к технологии интеллект-карты при изучении теории дирижерского искусства заключалась в привлекательности этого способа подачи учебного материала и творческим поиском нового формата его представления. Так при изучении темы «Структурные составляющие дирижерско-хорово-го исполнительского искусства» для выполнения творческого задания, призванного в наглядной форме раскрыть содержание обозначенных в Рабочей программе учебной дисциплины ос-
новных четырех «составляющих» дирижерской деятельности - технической, художественно-выразительной, коммуникативно-психологической, управленческо-организационной, был избран путь использования возможностей программы МЫте^ег - одной из разнообразных программ, предложенных в Глобальной сети, для создания интеллектуальной карты. С помощью использования различного формата - графики, цвета, текста, символического изображения - данная программа позволила в схематической форме представить ключевые основы содержания изучаемого материала, упорядочить и систематизировать его, сконцентрировать внимание на главном. Интерактивная подача информации, обращение к ассоциациям различного ряда, самостоятельный выбор в принятии решений - все это способствовало активизации умственной деятельности и творческого мышления студента, концентрации его внимания на главном содержании при изучении данной темы. Целесообразность использования интеллект-карты заключалась в том, что успешно выполненное творческое задание продемонстрировало возможность представления учебного материала в одном из новых информационных форматов. Анализ проделанной работы позволил учесть все положительные и отрицательные моменты при дальнейшем его использовании в учебном процессе.
При разработке перечня литературы, рекомендованного для изучения данной учебной дисциплины, было обнаружено, что дирижерская деятельность, как объект исследования в последнее время привлекает внимание не только искусствоведов, обратившихся к изучению различных ее аспектов, в частности, к постижению дирижерского исполнительского искусства как «художественного и социокультурного феномена» (имеется в виду диссертации доктора искусствоведения Б. Ф. Смирнова «Дирижерское искусство как художественный и социокультурный феномен» (Челябинск, 2004)) или к изучению уникальной художественной выразительности дирижерского жеста (имеется в виду кандидатская диссертация О. С. Тремзиной «Дирижерский жест как художественный феномен» (Саратов, 2014)).
Дирижирование как область исследования привлекает сегодня внимание ученых других научных направлений, например, психологии, концентрирующей внимание на исследовании психологических закономерностей дирижерской деятельности. В исследованиях психологов можно обнаружить использование и разъяснение целого ряда понятий и терминов, нехарактерных для «словаря» музыкантов-практиков. В частности, в диссертации кандидата психологических наук Л. Д. Сапожниковой «Психологические за-
кономерности организации профессиональной деятельности дирижера академического хора» встречаемся с разъяснением понятия «аутоком-петенция дирижера», трактуемого автором «как адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках, владение методами преодоления профессиональных де-струкций, возможность самореализации и развития личности в рамках профессии, умение рационально и результативно использовать профессиональные знания, умения и навыки» [1, с. 110].
Некоторые термины и понятия требуют специального обращения к «словарю» психолого-педагогического направления, например, «развитая антиципация» [1, с. 65], «стрессоустой-чивость» [1, с. 72] или выявленный автором при проведении «экспертной оценки межличностного взаимодействия» «сотрудничащий-конвециональ-ный» стиль общения дирижера с хором [1, с. 105].
Интерес к знакомству с данной терминологией в значительной степени стимулирует дальнейший собственный поиск понятий и терминов, широко используемых в психологии, но при этом применимый и для понимания специфики профессиональной деятельности дирижера. Например, в Словаре психолого-педагогических терминов наше внимание привлекли такие термины, как «аттракция» - «процесс взаимного тяготения людей друг к другу, формирование привлекательности одного человека для других, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий и любви, «аффилиа-ция» - «потребность в общении, в эмоциональных контактах», «интенция» - «способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий», «суггестия» - внушение и др. [2]. В связи с этим в дальнейшем родилась идея предложить студентам выполнить творческое задание в рамках самостоятельной работы -расширить «словарь» профессиональных понятий и терминов с помощью поиска их трактовки в словарях соответствующих профессиональных направлений, и тем самым создать интерактивный словарь хорового дирижера, применяемый при изучении данной учебной дисциплины. При этом, наряду с созданием интеллект-карты, также акцентирующей внимание на расширении познания понятий и терминов, связанных с пониманием специфики дирижерской деятельности, студентам предлагалось выполнить подобное задание, но другим способом - с помощью веб-квест технологии (от англ. WebQuest - поиск, приключение).
Концепция веб-квест технологии была разработана в США в Университете Сан-Диего в се-
редине 90-х гг. XX в. профессорами Б. Доджем и Т. Марчем. Впервые в России она применялась в области изучения информатики, иностранных языков, а сегодня получила широкое распространение в образовании - особенно в школах и педагогических вузах. В последние десятилетия исследованию данной технологии посвящены кандидатские Г. А. Воробьева (2004), Е. И. Багузиной (2011), Е. М. Шульгиной (2013) и др. В области российского музыкального образования веб-квест технология применяется не так часто и, в основном, в школьном образовании. Например, в сети Интернет к 175-летию со дня рождения П. И. Чайковского школьникам предлагалось принять участие в веб-квесте «Музыка сердца», разработанного Т. Р. Наумовой (2015) и в создании веб-квеста «По страницам русского музыкального фольклора», разработанного С. А. Шевалдиной (2013), и др.
Применение технологии веб-квеста для создания интерактивного словаря учебной дисциплины «Теория и история дирижерско-хорового исполнительского искусства» оказалось достаточно эффективным. Выбор терминов и понятий осуществлялся на основе изучения современных исследований различных научных направлений, обозначенных в списке рекомендованной литературы Рабочей программы дисциплины. Задание, выполняемое в программе PowerPoint, с использованием гипертекстовой структуры -в виде URL-ссылок на выбираемые для разъяснения понятия и термины, способствовало активизации у студентов интереса к изучению профессиональной терминологии и обращению к различным поисковым ресурсам.
Для изучения уже упомянутой темы «Структурные составляющие дирижерско-хо-рового исполнительского искусства» также применима технология веб-квеста, но другого вида - с использованием элементов ролевой игры. Задача для его разработки заключается в поиске и обработке информации об основных компонентах четырех «составляющих» дирижерской деятельности (технической, художественно-выразительной, коммуникативно-психологической, управленческо-организационной) в виде изображений, текста, музыки. Объем поиска регламентирован конкретными, обозначенными преподавателем источниками информации с возможным его дополнением самими студентами. Разработка данного вида веб-квеста предполагает участие следующих специалистов: журналистов, формирующих текст, в виде высказываний знаменитых дирижеров и исследователей; дизайнеров, подбирающих необходимые иллюстративные образовательные материалы, изображения для
комментария текстовой информации (например, портрета автора того или иного высказывания или изображение титульного листа его научного труда); творческого гида, разрабатывающего маршрут навигации и приглашающего принять участие в «увлекательном путешествии». Творческое задание, выполненное в данном инновационном формате, позволяет не только освоить учебный материал в привлекательной наглядной форме, но способствует стимулированию инициативы студента и самореализации его профессионального творческого потенциала.
Практика показывает, что рассмотренные способы использования некоторых информационных образовательных технологий при изучении учебных дисциплин дирижерско-хорового профиля не только стимулируют активность обучающихся в учебном процессе и придают ему инновационную привлекательность, но и способствуют созданию творческой атмосферы аудиторных занятий семинарского типа, предоставляют возможность самореализации творческого потенциала при выполнении студентами самостоятельной работы. Все это тем самым, несомненно, совершенствует качество освоения учебного материала.
Важно и то, что благодаря возможности переосмысления некоторых традиционных методов и форм обучения и представления их в новом инновационном формате, музыкальное образование, на примере рассмотренного нами дирижер-ско-хорового профиля, получает возможность, с одной стороны, сохранения предшествующего опыта, а с другой - его дальнейшее развитие и обогащение. В условиях современного процесса расширения информационных технологий это становится реальностью, имеющей дальнейшие перспективы развития.
Список литературы
1. Сапожникова Л. Д. Психологические закономерности организации профессиональной деятельности дирижера академического хора: дис. ... канд. психол. наук: 19. 00. 03. Тверь, 2007. 154 с.
2. Словарь психолого-педагогических терминов. URL: http: // gumer. info (дата обращения: 26. 11. 2018).
References
1. Sapozhnikova L. D. Psychological principles in academic choir conductor professional activity organization: dis. on competition of sci. degree PhD in psychol. sciences: 19. 00. 03. Tver', 2007. 154 (in Russ.).
2. Psychological and pedagogical terms dictionary. URL: http: // gumer. info (accessed: Nov. 26. 2018) (in Russ.).