ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В.А.Курина
Самарская государственная академия культуры и искусств 443010, г. Самара, ул. Фрунзе, 167 E-mail: [email protected]
Представлены особенности реализации технологических основ при проектировании-образовательного пространства в системы высшей школы. Подчеркивается важность технологической культуры педагога. Автор отмечает, что образовательное пространство рассматривается в позиции межличностного,коммуникативного взаимодействия педагогов и обучающихся как субъектов педагогического процесса. Одним из эффективных путей реализации субъект-субъектных отношений является визуальная коммуникация.
Ключевые слова: проектирование, педагогическая среда, пространство, педагогическое творчество, коммуникация, визуализация, дидактические средства, субъекты образования.
Любой педагогический процесс связан с проектированием образовательного-пространства (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися). Для педагогической деятельности проектированиеявляется универсальным средст-вомсовершенствования личности преподавателя. Проектирование как предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности обучающихся и педагогов связана с технологическими этапами учебного процесса. Результатом этого проекта в стратегическом смысле является пошаговое представление осуществления учебного процесса. Технологическая деятельностьсвязана с поиском и созданием новых моделей педсистем, педпроцессов и учебных педситуаций, способствующих повышению результативности подготовки студентов.
Для каждого педагога высшей школы процесс проектирования образовательного пространства индивидуален и опирается на такие качества преподавателя, как изобретательность, вдохновение, оригинальность. При этом приветствуетсяоригиналь-ность в использовании разнообразных методов, средств и форм обучения, в сочетании традиционных и инновационныхтехнологий и методик. Технологическая культура педагога делает проектную деятельность более структурированной для образовательного процесса. При этом эффективное управление педагогической системой может осуществлять лишь педагог, ориентирующийся на актуализацию личностных резервов, обладающий высоким уровнем профессиональной компетенции. В процессе создания образовательного пространства педагог должен учитывать деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса, их интересы, потребности, особенности их индивидуального и коллективного поведения. Опора на имеющийся в распоряжении педагога материал позволяет ему совершенствовать различные структуры учебно-воспитательной работы, разрабатывать новые технологии и методики организации аудиторных и внеаудиторных занятий студентов [2].
Вера АлексеевнаКурина, директор института культурологии и социально-культурных технологий, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии.
Результатом педагогического проектирования является «образовательное пространство», организация которого предполагает четкое знание границ пространства, обладающего образовательными свойствами, и соответствующее оформление этих границ. Это позволяет принимать во внимание, использовать, изменять потенциал влияния пространства соответственно выбранным педагогическим целям и задачам [4, с. 182].
Можно представить следующие характеристики образовательного пространства современного вуза:
- обеспечение деятельностного характера образования, приобретение опыта совместной деятельности;
- ориентация на создание условий для саморазвития, самоопределения обучающихся;
- открытость образовательного пространства и его инновационный характер;
- направленность на становление компетенций согласно ФГОС ВПО третьего поколения;
- увеличение доли самостоятельной работы студентов;
- изменение роли вузовского преподавателя (консультант, модератор, фасилита-тор, тьютор);
- внедрение технологий обучения, соответствующих реализации компетентно-стного подхода в педагогическом образовании (технология развития критического мышления, контекстного обучения, проектного обучения и др.) [11, с. 116 - 117].
Рассмотрение образовательного пространства как места со-бытия педагогов и обучающихся, т.е. субъект-субъектных отношений, ставит проблему проектирования межличностного пространства. В информационном обществе образование является не только средством усвоения готовых общепризнанных знаний, но и способом информационного обмена личности с окружающими людьми. С коммуникативной точки зрения процесс обучения можно определить как общение между теми, кто обладает знаниями и опытом, и теми, кто их приобретает.Поэтому субъект-субъектноеобщение рассматривается нами как одна из форм проявления активности личности, сущность которой состоит в обмене информацией между участниками учебного процесса. В процессе общения информация кодируется, передается, перерабатывается и расшифровывается, т.е. осуществляются познавательное и визуальное общение. Причем важно то, что в общении проявляются культура человека, уровень его образования, воспитания и развития. Именно с помощью знаков преподаватель осуществляет информационное обеспечение занятия. Основное средство общения - речь, представляющая собой систему знаков, заменяющих реальные объекты [7]. Любое общение сопровождается определенным выражением лица, позой, мимикой, жестами, тоном, паузами. При проектировании учитывается то, что коммуникативная функция образовательного процесса объединяет субъектов обучения, позволяет им сделать выбор партнеров, друзей, единомышленников. Коммуникативная функция обучения заключается и в мимическом, и в телесном проявлении. Ее можно назвать «языком эмоций», так как учитываются поза тела, мимика лица, жесты, их сочетание.
В процессе обучения реализуютсяпознавательная, убеждающая, экспрессивная, суггестивная, визуальная коммуникации и др. ее виды.
Познавательная коммуникация позволяет расширить информационный фонд партнера, передать необходимую информацию, прокомментировать инновационные сведения. В процессе организации коммуникации осуществляется учет познавательных возможностей субъектов учебной деятельности, их индивидуальных установок на получение новой информации и интеллектуальных возможностей для ее перера-
ботки, понимания и восприятия. Лекции и семинары, доклады и сообщения, беседы и консультации, отчеты, а также письменные работы (рефераты, контрольные, курсовые, дипломные, проектные) могут быть коммуникативными формами, которые позволяют оценить степень усвоения теории вопроса. Эффективность данной коммуникации зависит от следующих реализуемых средств и технологий: комментарий, аргументация и доказательство; характеристика причинно-следственных связей, сравнительный анализ; интерпретация новой лексики, резюмирование, использование вербальных и невербальных ключей доступа в аудиальный, визуальный и кинестетический каналы, речевая культура и ораторское мастерство. Результатом познавательной коммуникации является освоение новой информации и применение ее в практической деятельности, внедрение инноваций и саморазвитие.
При использовании убеждающей коммуникациидостигаетсяследующая
цель: вызвать у партнера определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки; убедить его в правомерности стратегий взаимодействия; сделать своим единомышленником. При этом происходит опора на восприимчивость партнера, его личностную мотивацию и интеллектуально-эмоциональную культуру. Здесь приемлемы такие активные и интерактивныекоммуникативные формы,как убеждающая, призывающая к действию речь, пресс-конференция, дискуссия, спор, переговоры, напутствие, комплимент, беседа, презентация, круглый стол. Наиболее эффективными коммуникативными средствами и технологиями являются аргументация, демонстрация и доказательство; разъяснение и сравнительный анализ; факты, цифры и примеры, показывающие преимущества; опора на эмоциональный настрой партнера и включение его кинестетического канала с помощью вербальных и невербальных ключей доступа; учет контраргументов партнера; психологические приемы присоединения, формирование аттракции, создание атмосферы доверия. Результа-тэтой коммуникации связан с привлечением партнера на свою позицию, изменением личностных установок, взглядов, убеждений, переориентацией целей.
Экспрессивная коммуникация позволяет сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому действию. В такой коммуникации используются речь по специальному поводу, презентации; беседы и собрания; митинги; рассказы о ситуации, о фирме, о человеке; брифинги; мозговой штурм, синектика, демонстрации видео-, кинофрагментов; анализ возможных последствий; лозунги и призывы.Здесь помогут средства и технологии коммуникации: аудио-, видео- и художественные средства; краткость речевых конструкций; эмоционально окрашенная, образная лексика; актерское мастерство: улыбка, голос, взгляд; яркость жестикулирования, мимики; демонстрация конгруэнтности; опора на актуальные потребности слушателей; искренность демонстрируемых чувств. Результатом экспрессивной коммуникации будут изменение настроя партнера, провоцирование необходимых чувств (сострадания, сопереживания), вовлечение в конкретные акции и действия.
В образовательном процессе реализуется и суггестивнаякоммуникация, целью которой является проявить внушающее воздействие на партнера для изменения мотивации, ценностных ориентаций и установок, поведения и отношения. Условиями организации суггестивной коммуникации будут: внушаемость партнера, его недостаточная информированность, недостаточная критичность ума, слабый уровень контрсуггестии, высокий авторитет суггестора (осуществляющего внушение), создание атмосферы доверительности. Беседы, митинги, пресс-конференции, брифинги, дебаты, реклама, собрания, консультации, тренинг - это основныеформы суггестивной коммуникации. Существенными коммуникативными средствами и технологиями
будут разъяснение внушаемых установок; управление эмоциональным напряжением; внушение через приемы: идентификация, ссылки на авторитет, персонификация; предупреждение, угроза, шантаж, психологический террор, моббинг и другие приемы манипулирования; психологическое присоединение. Предполагается изменение поведения партнера, смена установок, ценностных ориентаций.
Человек получает информацию по всем имеющимся у него каналам связи. Но часть из них носит особый характер для общения. В первую очередь это визуальная коммуникация.
Визуальнаякоммуникация рассматривается как передача информации посредством жестов, мимики, телодвижений, так как в познании окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Такая коммуникация реализуется через сопереживание, эмпатическое видение и определяет необходимость формирования у обучающихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Появляется стремление помочь собеседнику или аудитории.Преимущество визуальной коммуникации в том, что она понятна большинству.Можно сказать, что визуальные коммуникации - это коммуникации (передача информации) посредством визуального языка (изображений, знаков, образов, типографики, инфографики...) с одной стороны сообщения информации и визуального восприятия (органов зрения, психологии восприятия...) - с дру-гой[5].Она может быть схематически представлена в виде цепочки: отправитель (источник) - кодирование - сообщение - канал - декодирование - получатель. Эффективность коммуникации характеризуется тем, что переданная информация должна быть понята в соответствии с ее первоначальным значением. Поэтому коммуникация - это не только передача, но и понимание информации.
Реализуя в процессе обучения визуальную коммуникацию, преподаватель стремится к созданию визуальной культуры между субъектами общения. Визуальная культура - совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области визуальных медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории визуальная культура может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать визуальный медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области визуальных медиа [6].
Учебный инструментарий визуальной коммуникации - дидактические средства
- это предметы, орудия и объекты, которые используют педагог и обучающиеся для решения учебных задач. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на цели, содержание, формы, методы. Можно сказать, что, не оказывая решающего влияния на конечные результаты учебно-воспитательной работы, дидактические средства обогащают методы обучения и содействуют росту их эффективности. Визуальная коммуникация позволяет педагогу в процессе проектирования учебной деятельности студентов не только подобрать соответствующие средства обучения, но и создать оригинальную педагогическую технологию.
Таким образом, технологическое проектирование субъект-субъектного образовательного пространства в системе высшей школы рассматривается как деятельность педагога, в которойособое место занимаеторганизация эффективной коммуникации между участниками учебного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Жеребятникова Г.В. Образовательное пространство вуза: современное осмысление понятия //Педагогические и психологические науки: прошлое, настоящее, буду-
щее:Междунар. заоч. научно-практ. конф.-Новосибирск, 26 сентября 2012 г.
2. Колесникова И.А.,Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учеб.пособие для высш. учеб. заведений / Под ред. И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2005. - 288 с.
3. Старостина С.Е. Естественнонаучное образование: теоретический аспект. - Новосибирск: Наука, 2010. - 206 с.
4. ПанфиловаА.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. - СПб., 1999.
5. ПочепцовГ.Г. Теория коммуникации. - М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2001. - 656 с.
6. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981.
7. Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. - СПб., 1995.
Поступила в редакцию 25.10.2013; в окончательном варианте 25.10.2013
UDK 378.126:37
THE TECHNOLOGICAL DESIGN OF A SUBJECT-TO-SUBJECT EDUCATIONAL
SPACE IN THE HIGHER SCHOOL SYSTEM
V.A.Kurina
Samara state academy of culture and arts 167, Frunthe st., Samara, 443010 E-mail: [email protected]
The article expresses the views of the pedagogical design features in the modern system of professional education. The importance of technological culture of ateacher is emphasized. The author notes that the educational environment is considered from the standpoint of interpersonal and communicative interaction of teachers and students as subjects of the educational process. One of the most efficient ways to implement the subject-subject relationship is visual communication.
Keywords: design, education environment, space, pedagogical creativity, communication, visualization, teaching tools, subjects of education.
Original article submitted 25.10.2013; revision submitted 25.10.2013
Vera A. Kurina (PhD), director of institute of cultural science and welfare technologies, doctor ofpedagogical sciences, professor of chair ofpedagogics and psychology.