УДК 37
В. А. Курина
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ТВОРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Аннотация. Актуальность и цели. В современной системе профессионального образования важным аспектом повышения качества подготовки студентов является умение педагога проектировать образовательное пространство, в котором созданы комфортные условия для коммуникации и творчества. Это один из эффективных путей реализации субъект-субъектных отношений в учебновоспитательном процессе. Цель работы - проанализировать педагогическую проектную деятельность в системе высшего профессионального образования с учетом осуществления коммуникативной функции. Материалы и методы. Поставленные исследовательские задачи были решены при теоретическом обобщении публикаций по вопросам проектирования педагогического процесса, реализации коммуникации в образовательном пространстве, извлеченных из фондов Самарской областной библиотеки, библиотеки Самарской государственной академии культуры и искусств и личных фондов автора. Особое место занимают опубликованные работы о визуальной культуре между субъектами образовательного процесса. Методологический потенциал включает: теоретический анализ, применение которого позволяет сопоставить проектную деятельность преподавателей в вузах; наблюдение, значимость которого заключается во внесении изменений в практический опыт педагогов системы высшего образования в соответствии с современными требованиями к процессу обучения. Результаты. Исследованы основные теоретические положения о технологической культуре педагога в педагогическом проектировании образовательного пространства, что позволяет ему эффективно управлять педагогической системой. Рассмотрены реализуемые в процессе обучения виды коммуникации. Отмечена важность визуальной коммуникации, помогающей реализовать передачу информации через эмпатическое виденье. Выводы. Изучение особенностей педагогического проектирования образовательного пространства вуза позволят говорить о реализации в этой деятельности творческого потенциала педагога; в проектировании учитываются необходимые условия сочетания теоретического познания и практического обучения через коммуникативный аспект.
Ключевые слова: проектирование, педагогическая среда, пространство, педагогическое творчество, коммуникация, визуализация, дидактические средства, субъекты образования.
V. A. Kurina
PEDAGOGICAL PLANNING AS A WAY OF CREATIVE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL AREA
Abstract. Background. The teacher’s skill to create the educational area providing comfortable conditions for communication and creative work is essential for improving students’ training in the modern system of professional education. This is one of the most effective ways for creating the subject-subject relationship in the educational process. The research goal is to analyze the pedagogical planning in the system of higher professional education taking into account the communication
functions. Materials and methods. The researching tasks were completed by means of summarizing various works regarding pedagogical planning and realization of communication in the educational area. The aforesaid works were taken from Samara region library, in the library of Samara State academy of Culture and arts and also in the author’s private library. The articles on the visual culture between the participants of the educational process play a very important role. The methodological potential includes the theoretical analysis, that helps to compare pedagocial planning among the teachers of higher education; observation that helps to improve pedagogical planning in the system of higher education in accordance with the up-to-date students’ training process. Results. The author researched principal theoretical situations of technological culture of a teacher, that effectively helps to manage the educational system in pedagogical planning of the educational area. There were also noted the importance of the visual communication, that helps to send information through the emphatical view. Conclusions. The research of the pedagogical planning peculiarities in the system of higher education lets us speak about the realization of the teacher’s potential. The necessary combinations of theoretical and practical knowledge are taken into account through the communicative aspect in the pedagogical planning.
Key words: planning, pedagogical area, space, pedagogical creativity, communication, visualization, didactic means, subjects of education.
Проектирование является органичной, естественной деятельностью для любого человека. Проектная деятельность как характерная форма творчества - это универсальное средство развития личности. Создание учебного процесса непременно предполагает реализацию обязательной в этой деятельности функции - этап педагогического проектирования, который не менее значим, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная функции. Педагогическое проектирование как предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности обучающихся и педагогов является творческим процессом педагога высшей школы. Создаваемый в результате этого проект в стратегическом смысле может быть определен как пошаговое осуществление образа будущего. То есть благодаря проектированию учебно-воспитательный процесс становится технологичным. Возникает понятие «технологическое творчество» - это деятельность в области педагогической технологии и проектирования, когда осуществляются поиск и создание новых моделей педсистем, педпроцессов и учебных педситуаций, способствующих повышению результативности подготовки студентов.
Можно сказать, что для педагога проектирование как деятельность -это искусство, творческий процесс, требующий большого напряжения сил, чувств, сложнейшей работы души. Она для каждого педагога индивидуальна и опирается на его изобретательность, вдохновение, оригинальность. Педагог должен уметь неординарно переходить от одного метода к другому, от одной формы обучения к другой, использовать традиционные и современные средства обучения, находить оригинальную связь материала занятия с жизнью. Педагог располагает достаточным количеством методов, средств, форм, а также разнообразным содержанием, чтобы выбрать именно то, что нужно студентам. Проектирование учебной деятельности связано с таким понятием, как дидактическое творчество педагога, что предполагает деятельность в сфере обучения по изобретению различных способов отбора и структури-
рования учебного материала, методов его передачи и усвоения обучающимися. Технологическая культура педагога делает проектную деятельность более органичной в образовательном пространстве. При этом эффективное управление педагогической системой может осуществлять лишь педагог, ориентирующийся на актуализацию личностных резервов, обладающий высоким уровнем профессиональной компетенции. Профессиональное творчество педагога возможно при свободе выбора им стиля взаимодействия со всеми участниками учебно-воспитательного процесса. Элементом создания образовательного пространства выступает имеющийся у педагога в наличии исходный материал. Педагог должен учитывать деятельность всех участников учебновоспитательного процесса, их интересы, потребности, особенности их индивидуального и коллективного поведения. Опора на имеющийся в распоряжении педагога материал позволяет ему совершенствовать различные структуры учебно-воспитательной работы, разрабатывать новые технологии и методики организации аудиторных и внеаудиторных занятий студентов [1].
Примером педагогического проектирования является «образовательное пространство», организация которого предполагает четкое знание границ пространства, обладающего образовательными свойствами, и соответствующее оформление этих границ. Это позволяет принимать во внимание, использовать, изменять потенциал влияния пространства соответственно выбранным педагогическим целям и задачам [2, с. 182].
К основным характеристикам образовательного пространства современного вуза относятся:
- обеспечение деятельностного характера образования, приобретение опыта совместной деятельности;
- ориентация на создание условий для саморазвития, самоопределения обучающихся;
- открытость образовательного пространства и его инновационный характер;
- направленность на становление компетенций, согласно ФГОС ВПО третьего поколения;
- увеличение доли самостоятельной работы студентов;
- изменение роли вузовского преподавателя (консультант, модератор, фасилитатор, тьютор);
- внедрение технологий обучения, соответствующих реализации ком-петентностного подхода в педагогическом образовании (технология развития критического мышления, контекстного обучения, проектного обучения и др.) [3, с. 116-117].
Современная трактовка образовательного пространства как места события педагогов и обучающихся ставит проблему проектирования межличностного, событийного пространства, где происходит коммуникация субъектов педагогического процесса. Образование в информационном обществе перестает быть средством усвоения готовых общепризнанных знаний, оно становится способом информационного обмена личности с окружающими людьми. С коммуникативной точки зрения обучение можно определить как общение между теми, кто обладает знаниями и опытом, и теми, кто их приобретает. Общение здесь - это одна из форм активности личности, сущность которой состоит в обмене информацией между участниками учебного про-
цесса. В процессе общения информация кодируется, передается, перерабатывается и расшифровывается, т.е. осуществляется познавательное и визуальное общение. Причем важно то, что в общении проявляются культура человека, уровень его образования, воспитания и развития. В общении и совместной с педагогом познавательной деятельности обучающиеся осваивают культурные формы поведения - употребление орудий мышления, т.е. овладевают различными языковыми средствами - знаками и их значениями. «Основной и самой общей деятельностью человека... является сигнификация, т.е. создание и употребление знаков» [4, с. 30]. С помощью знаков преподаватель осуществляет информационное обеспечение занятия. Основное средство общения - речь, представляющая собой систему знаков, заменяющих реальные объекты [5]. Любое общение сопровождается определенным выражением лица, позой, мимикой, жестами, тоном, паузами. При проектировании образовательного пространства учитывается, что коммуникативная функция образовательного процесса объединяет субъектов обучения, позволяет им сделать выбор партнеров, друзей, единомышленников. Коммуникативная функция обучения заключается и в мимическом, и в телесном проявлении. Ее можно назвать «языком эмоций», так как учитываются поза тела, мимика лица, жесты, их сочетание.
Рассмотрим подробнее виды коммуникации, которые реализуются в процессе обучения: познавательная, убеждающая, экспрессивная, суггестивная, визуальная и др.
Познавательная коммуникация позволяет расширить информационный фонд партнера, передать необходимую информацию, прокомментировать инновационные сведения. В процессе организации коммуникации осуществляется учет познавательных возможностей субъектов учебной деятельности, их индивидуальных установок на получение новой информации и интеллектуальных возможностей для ее переработки, понимания и восприятия. Коммуникативными формами могут быть лекции и семинары, доклады и сообщения, беседы и консультации, отчеты, а также письменные работы (рефераты, контрольные, курсовые, дипломные, проектные), позволяющие оценить степень усвоения теории вопроса, просмотр обучающих программ. Эффективность данной коммуникации зависит от следующих реализуемых средств и технологий: комментарий, аргументация и доказательство; характеристика причинно-следственных связей, сравнительный анализ; интерпретация новой лексики, резюмирование, использование вербальных и невербальных ключей доступа в аудиальный, визуальный и кинестетический каналы, речевая культура и ораторское мастерство. Результатами познавательной коммуникации являются освоение новой информации и применение ее в практической деятельности, внедрение инноваций и саморазвитие.
Цели убеждающей коммуникации: вызвать у партнера определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки; убедить в правомерности стратегий взаимодействия; сделать своим единомышленником. При этом происходит опора на восприимчивость партнера, его личностную мотивацию и интеллектуально-эмоциональную культуру. Здесь приемлемы такие активные и интерактивные коммуникативные формы, как убеждающая, призывающая к действию речь, пресс-конференция, дискуссия, спор, переговоры, напутствие, комплимент, беседа, презентация, «круглые столы».
Наиболее эффективными коммуникативными средствами и технологиями являются аргументация, демонстрация и доказательство; разъяснение и сравнительный анализ; факты, цифры и примеры, показывающие преимущества; опора на эмоциональный настрой партнера и включение его кинестетического канала с помощью вербальных и невербальных ключей доступа; учет контраргументов партнера; психологические приемы присоединения, формирование аттракции, создание атмосферы доверия. Предполагается результат, который связан с привлечением партнера на свою позицию, изменением личностных установок, взглядов, убеждений, переориентацией целей.
Экспрессивная коммуникация позволяет сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому действию. В такой коммуникации используются речь по специальному поводу, презентации; беседы и собрания; митинги; рассказы о ситуации, о фирме, о человеке; брифинги; мозговой штурм, синектика, демонстрации видео-, кинофрагментов; анализ возможных последствий; лозунги и призывы. Здесь помогут средства и технологии коммуникации: аудио-, видео- и художественные средства; краткость речевых конструкций; эмоционально окрашенная, образная лексика; актерское мастерство: улыбка, голос, взгляд; яркость жестикулирования, мимики; демонстрация конгруэнтности; опора на актуальные потребности слушателей; искренность демонстрируемых чувств. Результатами экспрессивной коммуникации будут изменение настроя партнера, провоцирование необходимых чувств (сострадания, сопереживания), вовлечение в конкретные акции и действия.
В образовательном процессе реализуется и суггестивная коммуникация, целью которой является проявить внушающее воздействие на партнера для изменения мотивации, ценностных ориентаций и установок, поведения и отношения. Условиями организации суггестивной коммуникации будут: внушаемость партнера, его недостаточная информированность, недостаточная критичность ума, слабый уровень контрсуггестии, высокий авторитет суггестора (осуществляющего внушение), создание атмосферы доверительности. Беседы, митинги, пресс-конференции, брифинги, дебаты, реклама, собрания, консультации, тренинг - это основные формы суггестивной коммуникации. Существенными коммуникативными средствами и технологиями являются разъяснение внушаемых установок; управление эмоциональным напряжением; внушение через приемы: идентификация, ссылки на авторитет, персонификация; предупреждение, угроза, шантаж, психологический террор, моббинг и другие приемы манипулирования; психологическое присоединение. Предполагаются изменение поведения партнера, смена установок, ценностных ориентаций.
Человек получает информацию по всем имеющимся у него каналам связи. Но часть из них носит особый характер для общения. В первую очередь это визуальная коммуникация.
Визуальная коммуникация рассматривается как передача информации посредством жестов, мимики, телодвижений, так как в познании окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Такая коммуникация реализуется через сопереживание, эм-патическое виденье и определяет необходимость формирования у обучающихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий
предметов и явлений. Появляется стремление помочь собеседнику или аудитории.
По данным специалистов, невербальными средствами передается около 65 % информации [6]. Часто, чтобы дать понять человеку наше отношение к нему, мы ничего не говорим, а только смотрим на него с определенным выражением лица. Преимущество визуальной коммуникации в том, что она понятна большинству.
Визуальное восприятие является наиболее простым видом восприятий человека. Визуально воспринимаемые объекты быстрее формируют ассоциации, что приводит к лучшему усвоению информации и запоминанию. Можно сказать, что визуальные коммуникации - это коммуникации (передача информации) посредством визуального языка (изображений, знаков, образов, типографики, инфографики...) с одной стороны сообщения информации и визуального восприятия (органов зрения, психологии восприятия...) - с другой.
Она может быть схематически представлена в виде цепочки: отправитель (источник) - кодирование - сообщение - канал - декодирование - получатель. В этом процессе создаются различные помехи, «шумы», препятствующие эффективной коммуникации. Эффективность коммуникации характеризуется тем, что переданная информация должна быть понята в соответствии с ее первоначальным значением. Поэтому коммуникация - это не только передача, но и понимание информации.
Реализуя в процессе обучения визуальную коммуникацию, преподаватель стремится к созданию визуальной культуры между субъектами общения. Визуальная культура - совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области визуальных медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории визуальная культура может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать визуальный медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области визуальных медиа [6].
Под визуальной культурой понимается:
1) культура грамотного визуального восприятия;
2) опыт распознавания визуальных кодов, навигация, опыт визуальных коммуникаций;
3) медиакультура и экранные искусства;
4) развитие эмоционально-ценностных отношений личности при познании пластических искусств в целом (живописи, графики, архитектуры, ТВ и видео, компьютерного интерфейса и Интернета, фото, моды и т.д.);
5) коммуникации с использованием визуального канала, касающиеся «любых аспектов культуры».
Непременным условием результативности учебно-воспитательной деятельности является использование визуальной коммуникации, инструментарием которой в любой системе образования будут наглядные дидактические средства. Это связано с тем, что люди усваивают 20 % прослушанной информации, 30 % увиденного и 50 % того, что одновременно увидели и услышали.
Учебный инструментарий визуальной коммуникации - дидактические средства - это предметы, орудия и объекты, которые использует педагог и обучающиеся для решения учебных задач. Являясь компонентом учебно-
воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на цели, содержание, формы, методы. Можно сказать, что, не оказывая решающего влияния на конечные результаты учебно-воспитательной работы, дидактические средства обогащают методы обучения и содействуют росту их эффективности. Визуальная коммуникация позволяет педагогу в процессе проектирования учебной деятельности студентов не только подобрать соответствующие средства обучения, но и создать оригинальную педагогическую технологию.
Дидактические средства реализуют три основные функции:
- познавательную - служат непосредственному познанию обучающимися определенных фрагментов действительности;
- формирующую - являются средством развития познавательных способностей, а также чувств и воли обучающихся;
- дидактическую - представляют собой важный источник знаний и умений, приобретаемых обучающимися, облегчают закрепление проработанного материала, проверку степени овладения знаниями и т.п.
Выделяют две большие группы средств: первая - источники информации и вторая - инструменты освоения учебного материала. В этом случае к средствам обучения относятся все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источниками учебной информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания этой информации обучающимися. Исходя из этого все средства обучения разделяются на материальные (учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, педагогические тесты, модели, средства наглядности, технические средства и лабораторное оборудование) и идеальные (общепринятые знаковые системы, такие как язык (устная речь), письмо (письменная речь), система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.), достижения культуры или произведения искусства (живопись, музыка, литература и т.п.), педагогические программные продукты, организующая и координирующая деятельность преподавателя, уровень его квалификации и внутренней культуры, методы и формы организации учебной деятельности, вся система обучения, существующая в данном образовательном учреждении, система общевузовских требований). При этом необходимо подчеркнуть, что обучение становится эффективным только в том случае, когда материальные и идеальные средства используются одновременно, дополняя и поддерживая друг друга, тем более что между идеальными и материальными средствами обучения не существует четкой границы.
Отдельную группу составляют средства, частично автоматизирующие процесс обучения: электронные учебники, дидактические обучающие комплексы, компьютеры и пр.
Современные подходы к проектированию образовательного пространства вуза рассматриваются как творческая деятельность педагога, в котором учитываются необходимые условия сочетания теоретического познания и практического обучения через коммуникативную составляющую. Анализ практического опыта и научных исследований в этой области показал, что наиболее продуктивной в обучении на сегодняшний день является визуальная коммуникация.
Список литературы
1. Жеребятникова, Г. В. Образовательное пространство вуза: современное осмысление понятия / Г. В. Жеребятникова // Педагогические и психологические науки: прошлое, настоящее, будущее : материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф. (г. Новосибирск, 26 сентября 2012 г.). - Новосибирск, 2012. - С. 64-73.
2. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская ; под ред. И. А. Колесниковой. - М. : Академия, 2005. - 288 с.
3. Старостина, С. Е. Естественно-научное образование: теоретический аспект / С. Е. Старостина. - Новосибирск : Наука, 2010. - 206 с.
4. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Л. С. Выготский ; под ред. А. М. Матюшкина. - М. : Педагогика, 1983. -368 с.
5. Панфилова, А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А. П. Панфилова. - СПб. : Знание, ИВЭСЭП, 1999. - 496 с.
6. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. - М. : Педагогика, 1981. - 186 с.
7. Семенов, В. Е. Искусство как межличностная коммуникация / В. Е. Семенов. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 1995. - 199 с.
References
1. Zherebyatnikova G. V. Pedagogicheskie i psikhologicheskie nauki: proshloe, nastoya-shchee, budushchee: materialy Mezhdunar. zaoch. nauch.-prakt. konf. (g. Novosibirsk, 26 sentyabrya 2012 g.) [Pedagogical and psychological sciences: past, present, future: proceedings of the International scientific and practical conference (Novosibirsk, 26 September 2012)]. Novosibirsk, 2012, pp. 64-73.
2. Kolesnikova I. A., Gorchakova-Sibirskaya M. P. Pedagogicheskoe proektirovanie: ucheb. posobie dlya vyssh. ucheb. zavedeniy [Pedagogical planning: tutorial for universities]. Moscow: Akademiya, 2005, 288 p.
3. Starostina S. E. Estestvenno-nauchnoe obrazovanie: teoreticheskiy aspekt [Natural-scientific education: theoretical aspects]. Novosibirsk: Nauka, 2010, 206 p.
4. Vygotskiy L. S. Sobranie sochineniy: v 61. T. 3. Problemy razvitiya psikhiki [Collected works: in 6 volumes. Volume 3. Problems of psyche development]. Moscow: Pedago-gika, 1983, 368 p.
5. Panfilova A. P. Delovaya kommunikatsiya v professional'noy deyatel'nosti [Business communication in professional activity]. Saint Petersburg: Znanie, IVESEP, 1999, 496 p.
6. Lerner I. Ya. Didakticheskie osnovy metodov obucheniya [Didactic base of educational methods]. Moscow: Pedagogika, 1981, 186 p.
7. Semenov V. E. Iskusstvo kak mezhlichnostnaya kommunikatsiya [Art as interpersonal communication]. Saint Petersburg: Izd-vo SPbGU, 1995, 199 p.
Курина Вера Алексеевна доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и психологии, директор Института культурологии и социально-культурных технологий, Самарская государственная академия культуры и искусств (Россия, г. Самара, ул. Фрунзе, 167)
E-mail: [email protected]
Kurina Vera Alekseevna
Doctor of pedagogical sciences, professor,
sub-department of pedagogy
and psychology, director of the Institute
of culture science and social-cultural
technologies, Samara State Academy
of Culture and Arts
(167 Frunze street, Samara, Russia)
УДК 37 Курина, В. А.
Педагогическое проектирование как способ творческой организации образовательного пространства / В. А. Курина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. -№ 4 (28). - С. 196-204.