УДК 781+[004,9+659,2] :378.6:: [008+7]
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ
В.А. Курина1, С.С. Лукашева2
Самарский государственный институт культуры 443010, г. Самара, ул. Фрунзе, 167 1Б-ша11; [email protected] 2Е-шаП: [email protected]
Раскрываются вопросы подготовки высококвалифицированных профессионалов музыкальной сферы с использованием средств современных информационных технологий, применение которых способствует повышению качества обучения субъектов музыкальной деятельности и формирования у них профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций; отмечаются специфические изменения, которые вносит компьютер в различные сферы профессионального музыкального образования; рассматриваются особенности профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей. Особое внимание уделяется вопросу подготовки музыкантов-исполнителей в сфере профессионального музыкального образования в вузах культуры.
Рассматривается важность информационных технологий как составляющей музыкальной культуры современного музыканта-исполнителя, выделяются особенности профессионального образования музыкантов-исполнителей. Подчеркивается важность владения музыкантами-исполнителями различными информационными средствами: программным обеспечением, электронными учебниками, синтезатором, что значительно расширяет возможности музыкально-образовательного процесса. Охарактеризованы средства информационных технологий, которые предоставляют возможность музыкантам-исполнителям моделировать творческий процесс и осуществлять музыкальную деятельность в специальных компьютерных музыкальных программах.
Ключевые слова: образовательный процесс, подготовка бакалавров, музыкант-исполнитель, информационные технологии, компьютерные технологии, средства информационных технологий, электронный учебник, музыкальные компьютерные программы, методика обучения.
Становление новой системы образования, предполагающее вхождение в мировое информационно-образовательное пространство, предопределило его компьютеризацию. Этот процесс сопровождается значительными изменениями в педагогической теории и практике организации учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание образовательных технологий и методик обучения, которые должны быть адекватны современным требованиям к применению технического оборудования и способствовать гармоничному вхождению обучающегося в информационное общество. Проблема применения информационных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес ученых в отечественной педагогической науке.
Большой вклад в решение проблемы применения компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: О.И. Агапова, Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, Г. Клейман, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Б. Сендов, Б. Хантер В.Ф. Шолохович и др.
Вера Алексеевна Курина, доктор педагогических наук, декан факультета культурологии и социально-культурных технологий, профессор кафедры педагогики и психологии. Светлана Сергеевна Лукашева, соискатель кафедры педагогики и психологии.
Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение в работах А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, И.В. Роберт, Т.А. Сергеевой; методические аспекты проблемы компьютеризации - в трудах Б.С. Гершунского, Е.И. Машбица, Н.Ф. Талызиной; психологические основы этой проблемы - в исследованиях В.В. Рубцова, В.В. Тихомирова и др.
Информационные технологии в образовании рассматриваются как методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации в учебно-воспитательном процессе [1, с. 217].
Наиболее приемлемым для организации педагогического процесса подготовки музыкантов-исполнителей является определение члена-корреспондента АПН СССР, доктора педагогических наук, профессора, директора НИИ художественного воспитания АПН СССР Б.Т. Лихачева: «Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса» [2, с. 166].
Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей обучающихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение его качества на всех ступенях образовательной системы. Для организации учебно-воспитательного процесса используются разнообразные средства информационных технологий. И.В. Роберт выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:
1) интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:
- повышение эффективности и качества процесса обучения;
- повышение активности познавательной деятельности;
- углубление межпредметных связей;
- увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации;
2) развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:
- развитие различных видов мышления;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;
- эстетическое воспитание за счет использования технологии мультимедиа;
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
- развитие умений моделировать задачу или ситуацию;
- формирование умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность;
3) работа на выполнение социального заказа общества:
- подготовка информационно грамотной личности;
- подготовка пользователя компьютерных средств;
- осуществление профориентационной работы в области информатики [3].
В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом информационные технологии, основанные на использовании современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «современные информационные технологии» [4, с. 29].
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер [5, с. 114]. Они развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не полностью исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.
И.В. Роберт под средствами современных информационных технологий понимает программные, программно-аппаратные и технические средства, устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных).
К средствам современных информационных и коммуникационных технологий относятся ЭВМ, ПЭВМ; устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологий мультимедиа и «виртуальная реальность»); современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например в рамках одной организации или нескольких организаций), так и глобальном (в рамках всемирной информационной среды) [3].
В педагогической практике информационные технологии обучения предполагают использование специальных технических средств (ЭВМ, аудио, видео), связанных с компьютерным программным обеспечением [5, с. 114].
Технические средства, компьютерное программное обеспечение как современный образовательный инструментарий дают возможность повысить эффективность учебно-воспитательного процесса. В культуре как сфере деятельности, как образовательном пространстве особенно стремительно компьютерные технологии развиваются в области музыкального творчества и широко используются при подготовке студентов направления 073000.62 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» профиля «Компьютерная музыка и аранжировка».
И.В. Роберт применительно к традиционному учебному процессу выделила следующие методические цели использования программных средств учебного назначения (ПСУН):
- индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
- осуществлять контроль с диагностикой ошибок и обратной связью;
- осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
- визуализировать учебную информацию;
- моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления;
- проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;
- формировать умение принимать оптимальные решения в различных ситуациях;
- развивать определенный вид мышления (например наглядно-образное, теоретическое);
- усилить мотивацию обучения (например за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);
- формировать культуру познавательной деятельности и др. [3].
Перечень ПСУН на современном этапе включает в себя электронные учебники, электронные лекции, контролирующие компьютерные программы, справочники и базы данных учебного назначения, сборники задач и генераторы примеров (ситуаций), предметно-ориентированные среды, учебно-методические и программно-методические комплексы, компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.
В современном обучении музыкантов-исполнителей наряду с традиционными музыкальными инструментами используются разнообразные средства информационных технологий, например такие, как электромузыкальные инструменты (синтезаторы), которые работают с помощью компьютерных технологий, компьютеры, электронные учебники, интернет-технологии. Использование современных средств информационных технологий оптимизирует процесс обучения музыке.
Основным инструментом в музыкальном образовании музыкантов-исполнителей является клавишный синтезатор, который в большинстве случаев предназначен для исполнительской деятельности и выступает как дополнение к компьютеру в качестве периферийного устройства, т. е. как средство информационных технологий [6, с. 130].
Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, дают возможность студентам направления подготовки 073000.62 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» профиля «Компьютерная музыка и аранжировка» решать почти все дидактические задачи. Они одновременно выдают определенную информацию, проверяют, усвоили ли ее студенты и в какой мере, формируют соответствующие теоретические знания и практические умения, открывают доступ к электронным библиотекам, к основным отечественным и международным базам данных и т. д. [7].
К средствам информатизации относятся и электронные образовательные ресурсы, в частности электронный учебник, который является источником информации нового поколения. Он объединил в себе достоинства традиционных учебников и возможности компьютерных технологий.
Электронный учебник - это комплекс информационных, графических, методических и программных средств автоматизированного обучения по конкретной дисциплине. Такой учебник применяется в различных целях: для обеспечения самостоятельной работы обучаемых по овладению новым материалом, реализации дифференцированного подхода к организации учебной деятельности, контроля качества обучения и т. д. [8, с. 236].
Электронный учебник представляет собой самостоятельное мультимедийное средство обучения, имеющее особую, качественно новую структуру.
Нами разработан электронный учебник «МГО1-технологии создания музыкальных композиций», который отвечает ФГОС ВПО третьего поколения. Он предназначен для студентов направления подготовки 073000.62 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» профиля «Компьютерная музыка и
аранжировка». Подготовка студентов данного профиля связана с работой на электронных музыкальных инструментах, с применением музыкальных компьютерных программ.
Электронный учебник «МГО1-технологии создания музыкальных композиций» представляет собой программно-методический комплекс, обеспечивающий студентам возможность самостоятельно освоить учебный курс или его раздел. Он соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума.
Учебник разделен на следующие функциональные блоки: информационно-содержательный, контрольно-коммуникативный.
Информационно-содержательный блок включает в себя два подблока: информационный и содержательный. Информационный содержит в себе сведения по конкретной теме, темы практических занятий и их краткое содержание. В содержательный блок входят методические рекомендации, список основной и дополнительной литературы, глоссарий, приложение.
Контрольно-коммуникативный блок включает в себя системы тестирования, промежуточного и итогового контроля; вопросы для текущего самоконтроля; вопросы к зачетам и экзаменам, критерии оценивания, а также практические задания, записанные в аудиоформате.
По структуре электронный учебник «МГО1-технологии создания музыкальных композиций» состоит из введения, лекционных, практических занятий, методических рекомендаций (по выполнению практических занятий), заданий для самостоятельной работы студентов, критериев оценки, вопросов для самоконтроля, вопросов для зачета и экзамена, тестов, практических заданий (записанных в аудиоформате), списка литературы, глоссария, приложений.
Электронный учебник по курсу «МГО1-технологии создания музыкальных композиций» снабжен навигацией и иллюстративным материалом (включая мультимедийные средства). Во время работы можно свободно перемещаться с одной страницы на другую с использованием интуитивно понятных кнопок, а также пунктов раскрывающегося меню.
Разработанный электронный учебник позволяет наиболее эффективно осуществлять актуальную на сегодняшний день деятельность - обучение студентов с помощью информационных средств в учебных заведениях различного уровня, реализовывать образовательный процесс подготовки музыкантов-исполнителей. Учебная деятельность, организованная на основе использования компьютерных средств обучения, обеспечивает творческое и активное овладение студентами знаниями, умениями и навыками в этой области. Электронный учебник позволяет осуществлять самостоятельную работу студентов в определенном темпе и предоставляет возможность координировать дистанционные формы обучения.
Учебник выполнен с использованием художественного оформления, обладает высоким качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения. Он содержит полную информацию о МГО1-технологиях. В работе предложен и методический инструментарий.
Отличие разработанного пособия от других электронных учебников заключается в наличии заданий, записанных в аудиоформате, которые помогают развитию музыкально-творческих способностей музыкантов-исполнителей.
Можно выделить главные и дополнительные возможности электронного издания. К главным можно отнести: возможность построения простого и удобного механизма навигации в пределах электронного учебника; развитый поисковый механизм в
пределах электронного учебника, в частности при использования гипертекстового формата издания; возможность встроенного автоматизированного контроля уровня знаний студента; возможность применения специального варианта структурирования материала; возможность адаптации изучаемого материала учебника к уровню знаний обучаемого, следствием чего является резкий рост уровня мотивации.
К дополнительным особенностям электронного учебника по сравнению с печатным следует отнести: возможность включения в состав учебника специальных фрагментов, моделирующих течение физических и технологических процессов, аудиофайлов, фрагментов видеофильмов для иллюстрации определенных положений, интерактивных фрагментов для обеспечения оперативного диалога с обучаемым; полномасштабное мультимедийное оформление, включающее диалог на естественном языке, организацию по запросу обучаемого видеоконференции с авторами и консультантами и пр.
Следует отметить, что применение компьютерных технологий учитывает индивидуальный характер работы, что в целом отвечает специфике музыкального образования музыкантов-исполнителей. В подготовке к практическим занятиям персональный компьютер позволяет варьировать индивидуальный режим работы в соответствии с темпоритмом, а также с объемом выполняемой работы.
Студентам, обучающимся по направлению подготовки 073000.62 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» профиля «Компьютерная музыка и аранжировка», предоставляется возможность расширения представления о новейших направлениях в музыке, связанных с новыми компьютерными технологиями, формирования глубоких знаний в области электронного звука и системных представлений о перспективах развития музыкального искусства в целом (существенного расширения знаний о возможностях музыкального компьютера для музыкального творчества: компьютерной аранжировки, композиции, студийной работы и др.), расширения представлений о сфере практического применения музыкального компьютера как профессионального инструмента музыканта, освоения приемов и методов практической работы на компьютере в основных музыкальных редакторах, овладения умением создавать музыкальные композиции и аранжировки, приобретения навыков совместной работы в процессе дистанционного обучения (музыкальный дистанционный мастер-класс), развития умения применять полученную информацию для самостоятельной аналитической и творческой деятельности.
Применение компьютерных технологий для сочинения музыки изменяет сам процесс музыкального мышления. Информационные технологии с учетом конкретных условий и требований современного этапа модернизации и профилизации образования позволяют существенно повысить операционность знаний обучающихся. Этому способствуют следующие факторы:
- лучшее и более глубокое понимание изучаемого теоретического и практического материала;
- возможность вести обучение на высоком уровне плотности потока учебно-познавательной информации;
- создание более широких возможностей для развития музыкально-творческих способностей музыкантов-исполнителей.
Таким образом, при использовании средств информационных технологий в образовательном процессе подготовки музыкантов-исполнителей в вузе культуры происходит оптимизация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий, развитие личности обучаемого, подготовка студента к профессиональной деятельности в условиях
информационного общества. Владение музыкантами-исполнителями современными средствами информационных технологий (программное обеспечение, электронные учебники, синтезатор) значительно расширяет возможности музыкально-образовательного процесса на разных его этапах и направлениях, что в целом позволяет приобщить студентов к профессиональной музыкальной культуре.
Конкретизация понятия «информационные технологии» в образовательном процессе музыкантов-исполнителей в вузе культуры, выявление разницы между компьютерными и информационными технологиями позволяют музыкантам-исполнителям моделировать свой творческий процесс и осуществлять музыкальную деятельность в специальных музыкальных компьютерных программах, варьируя индивидуальный режим работы в соответствии с темпоритмом, с объемом выполняемой работы, а также координировать дистанционные формы обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рапацевич Е.С. Педагогика: большая современная энциклопедия. - Мн.: Современное слово, 2005. - С. 217.
2. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - 4-е изд. - М.: Юрайт-М, 2001. - С. 166.
3. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 187 с.
4. Киселев Г.М., Бочкова Р.В. Информационные технологии в педагогическом образовании. - М.: Дашков и Ко, 2012. - С. 29.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. - М.: Народное образование, 1998. - С. 114.
6. Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. - Дубна: Феникс+, 2007. - С. 130.
7. Крившенко Л.П. Педагогика / Л.П. Крившенко [и др.] // Под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2012. - 432 с.
8. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - С. 236.
Поступила в редакцию 21.11.2014; в окончательном варианте 21.11.2014
UDC 781+[004,9+659,2]:378.6::[008+7]
INFORMATION SUPPORT OF THE MUSIC PERFORMERS TRAINING PROCESS IN THE HIGHER SCHOOL OF CULTURE
V.A.Kurina1, S.S.Lukasheva2 Samara State Institute Of Culture 167, Frunze str., Samara, 443010 :E-mail: [email protected] 2E-mail: [email protected]
In the article the questions of training highly skilled professionals of the music sphere with the use of modern information technologies, the use of which contributes to the quality of training the subjects of musical activity and the formation of their professional knowledge, skills and competencies are revealed. Attention is paid to training of musicians in the field ofprofessional music education.
The authors consider information technology to be an important component of the modern musical culture of the performing musician and highlight the features ofprofessional education of musicians. In the article the importance of being able to use various information resources is
stressed: software, electronic textbooks, synthesizer, which greatly enhances the music-education process. The authors characterize information technology tools that enable the performing musician to simulate the creative process and to carry out musical activities in special computer music programs.
Key words: educational process, training of bachelors, musician, information technology, computer technology, information technology tools, electronic textbooks, music and computer programs, methods of teaching.
Original article submitted 21.11.2014; revision submitted 21.11.2014
Vera A. Kurina (Doctor of Pedagogy), Dean of the Faculty of Cultural Studies and socio-cultural technologies, Professor.
Svetlana S. Lukasheva, applicant for Dept. Psychology and Pedagogy.
УДК 378.046.4 (06)
ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАК ФОРМА ПОГРУЖЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА КУЛЬТУРЫ: ТВОРЧЕСКИЙ И ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ
В.А. Курина
Самарский государственный институт культуры 443010, г. Самара, ул. Фрунзе, 167 E-mail: [email protected]
Учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов для сферы культуры, в настоящее время нуждаются в привлечении различных форм инновационной деятельности, позволяющих создавать ситуации, приближенные к профессиональным. Социокультурное проектирование, получившее в последнее время большую популярность, является одной из форм, погружающих студентов в профессиональную атмосферу. В работе определено значение социокультурного проектирования как инновационной технологии, используемой при подготовке студентов в вузе культуры. В процессе создания проектов студент реализует свой творческий потенциал, свои профессиональные знания и умения.
Ключевые слова: образовательный процесс, качественная подготовка, квалифицированные кадры, технологии обучения, методика, инновации, творческая деятельность, теоретическое познание и практический опыт.
Специфика профессиональной подготовки студентов вуза культуры. Современные концепции воспитательной деятельности обозначили основные задачи организации учебно-воспитательной работы в высших учебных заведениях, которые связаны с раскрытием творческого потенциала личности студента, с формированием активной жизненной позиции, с интериоризацией общечеловеческих ценностей. В связи с парадигмой «образование через всю жизнь» происходит переосмысление функций профессионального образования. Проблема повышения качества профессиональной подготовки студентов, чья деятельность непосредственно будет связана с
Вера Алексеевна Курина, доктор педагогических наук, декан факультета культурологии и социально-культурных технологий, профессор кафедры педагогики и психологии.