Научная статья на тему 'Проектирование развития коммуникативной культуры студентов в процессе обучения в вузе'

Проектирование развития коммуникативной культуры студентов в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / СТУДЕНТ БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / PROJECT / COMMUNICATIVE CULTURE / PROJECT IMPLEMENTATION STAGES / METHODOLOGICAL APPROACHES / EDUCATION / STUDENT MAJORING IN EDUCATION SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухина Татьяна Геннадьевна, Лукичев Игорь Германович, Сутугин Алексей Юрьевич

В статье представлены методологические подходы и принципы проектирования развития коммуникативной культуры студентов будущих педагогов в процессе обучения в вузе. Изложены теоретические аспекты авторской концепции проектирования развития коммуникативной культуры. Под проектированием процесса коммуникации понимается организация творческой деятельности, направленной на подготовку студентов к коммуникации, осознание целей, содержания, методов и средств взаимодействия. Раскрыты особенности реализации целевого, концептуального, технологического и диагностического этапов реализации проекта. Подобран диагностический инструментарий, обоснована эффективность реализации проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухина Татьяна Геннадьевна, Лукичев Игорь Германович, Сутугин Алексей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development projects of the communicative culture of students during education at the university

The article presents the methodological approaches and principles of the development projects of the communicative culture of students majoring in Education Science during education at the university. The study reviews the theoretical aspects of the authors’ concept of the development projects for the communicative culture. The project of the communicative process refers to the organization of creative activities aimed at preparing students for communication, awareness of goals, content, methods and means of interaction. The paper reveals the features of the target, conceptual, technological and diagnostic stages of the project implementation. The article identifies the diagnostic tools, proves the efficiency of the project implementation.

Текст научной работы на тему «Проектирование развития коммуникативной культуры студентов в процессе обучения в вузе»

УДК 378.14:316.776

https://doi.org/10.24158/spp.2017.6.7

Мухина Татьяна Геннадьевна

доктор педагогических наук, профессор кафедры культуры и психологии предпринимательства Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

Лукичев Игорь Германович

кандидат педагогических наук, докторант кафедры истории, философии, психологии и педагогики Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета

Сутугин Алексей Юрьевич

аспирант кафедры истории, философии, психологии и педагогики Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета

ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Mukhina Tatyana Gennadievna

D.Phil. in Education Science, Professor, Culture and Business Psychology Department, N.I. Lobachevsky State National Research University of Nizhny Novgorod

Lukichev Igor Germanovich

PhD in Education Science, Doctoral student, History, Philosophy, Psychology and Education Science Department, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering

Sutugin Alexey Yurievich

PhD student, History, Philosophy, Psychology and Education Science Department, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering

DEVELOPMENT PROJECTS OF THE COMMUNICATIVE CULTURE OF STUDENTS DURING EDUCATION AT THE UNIVERSITY

Аннотация:

В статье представлены методологические подходы и принципы проектирования развития коммуникативной культуры студентов - будущих педагогов в процессе обучения в вузе. Изложены теоретические аспекты авторской концепции проектирования развития коммуникативной культуры. Под проектированием процесса коммуникации понимается организация творческой деятельности, направленной на подготовку студентов к коммуникации, осознание целей, содержания, методов и средств взаимодействия. Раскрыты особенности реализации целевого, концептуального, технологического и диагностического этапов реализации проекта. Подобран диагностический инструментарий, обоснована эффективность реализации проекта.

Ключевые слова:

проектирование, коммуникативная культура, этапы реализации проекта, методологические подходы, процесс обучения, студент - будущий педагог.

Summary:

The article presents the methodological approaches and principles of the development projects of the communicative culture of students majoring in Education Science during education at the university. The study reviews the theoretical aspects of the authors' concept of the development projects for the communicative culture. The project of the communicative process refers to the organization of creative activities aimed at preparing students for communication, awareness of goals, content, methods and means of interaction. The paper reveals the features of the target, conceptual, technological and diagnostic stages of the project implementation. The article identifies the diagnostic tools, proves the efficiency of the project implementation.

Keywords:

project, communicative culture, project implementation stages, methodological approaches, education, student majoring in Education Science.

Анализ исследований ученых А.А. Бодалева, Е.В. Бондаревской, А.А. Вербицкого, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, М.С. Кагана, В.А. Кан-Калика, Г.М. Коджаспировой, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева и опыта педагогической деятельности показывает, что будущему педагогу недостаточно знать только основы наук и технологии учебной и воспитательной работы. Все знания и практические умения могут передаваться обучающимся только через систему живого и непосредственного общения с ними. При этом общение следует рассматривать как целенаправленный процесс, обеспечивающий взаимодействие людей в субъект-субъектной деятельности в образовательной среде вуза, осуществляющих психологические отношения и использующих специфические средства.

Стратегически важным направлением при подготовке будущего педагога в связи с этим является развитие коммуникативной культуры студентов в процессе обучения в вузе. Значение коммуникативной культуры в деятельности педагога велико, что обусловливает интерес современных ученых к данной проблематике. Коммуникативная культура является предметом изучения теоретических и экспериментальных исследований как объект моделирования с учетом

единства структурных и функциональных компонентов. Многие исследователи (С.Н. Глазачев, И.Ю. Кузнецова, О.Г. Роговая и др.) отмечают невозможность объединения понятий «культура» и «общение» («коммуникативность») и вводят термин «коммуникативная культура», рассматривают его как феномен жизнедеятельности общества, часть культуры общества с точки зрения его способности обеспечить общение и отношения между людьми, а также отношения человека с миром, с природой. Следовательно, коммуникативную культуру будущего педагога можно рассматривать как явление, в котором проявляются политические, правовые, нравственные и эстетические, а также иные ценности, создающие единую базу мировоззрения человека. В психологическом аспекте коммуникативная культура будущего педагога выражается в поведении.

В процессе обучения студент должен овладеть спецификой и технологией реализации процесса коммуникации. Как вид профессионального общения коммуникация кроме речевой деятельности человека включает визуальные и тактильные способы восприятия информации в виде жестов, мимики, позы, интонации. Важно развивать у студентов визуальную коммуникацию, в частности вербальные, паравербальные и невербальные средства общения; формировать у них гибкость в общении, которая проявляется в стилях общения, и адекватность социальной перцепции; побуждать использовать юмор в процессе взаимодействия; повышать эффективность их взаимодействия с учениками, коллегами, администрацией.

Технология проектирования развития культуры должна быть освоена каждым студентом, так как интересные и плодотворные учебно-воспитательные материалы, активные и прогрессивные методы воздействия принесут результаты только тогда, когда будут обеспечены верным, соответствующим им педагогическим общением [1].

В соответствии с исследованиями ученых о проектировании как компоненте педагогической деятельности, технологии и организационной форме в образовании (В.П. Беспалько, М.П. Горчакова-Сибирская, Е.С. Заир-Бек, И.А. Колесникова, Н.В. Кузьмина, В.М. Монахов, Е.С. Полат, В.Е. Радионов, А.П. Тряпицына, В.З. Юсупов и др.), под проектированием развития коммуникативной культуры понимаем организацию творческой деятельности в процессе обучения, направленной на подготовку студентов к коммуникации, осознание целей, содержания, методов и средств взаимодействия. Проектирование включает целевой, концептуальный, технологический и диагностический этапы реализации.

Целевой этап разработки проектирования развития коммуникативной культуры у студентов ориентирован на формирование цели и мотивов педагогического взаимодействия с учетом сложившихся условий коммуникации. К задачам, решаемым на данном этапе, следует отнести:

1) обеспечение целенаправленной ориентации процесса обучения на развитие коммуникативной культуры будущего педагога как важнейшей характеристики его общепрофессиональной культуры, развитие которой начинается в период вузовского обучения;

2) проектирование развития культуры как многоэтапного преемственного процесса, который предполагает движение студентов от информационного этапа, позволяющего познать значимость гуманного, позитивного обучающего общения педагогов с обучающимися, способов его построения, к овладению уровнем коммуникативной культуры, характеризующимся профессиональной коммуникативной гибкостью педагогов в процессе личностного развития обучающихся;

3) формирование стиля общения с аудиторией;

4) уточнение стиля общения в новых коммуникативных условиях деятельности и др.

На целевом этапе осуществляются предварительные моделирование и прогнозирование предстоящего общения, что позволит осуществить перевод задач образовательного процесса в аспект коммуникации.

Концептуальный этап предполагает дальнейшее проектирование развития коммуникативной культуры и доведение проекта до уровня возможного практического использования. На этой ступени разрабатываются стратегически важные теоретические и методологические подходы к реализации проекта.

Теоретическими основами исследования для обоснования авторской концепции развития коммуникативной культуры у студентов в процессе обучения являются философские исследования по проблеме общения (М.М. Бахтин, И.А. Ильясова и т. д.), работы по теории культуры (В.И. Бакштановский, Л.Н. Коган, Ю.М. Лотман, В.М. Межуев и т. д.), культурно-историческая теория Л.С. Выготского и его школы (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия), концепции формирования личности учителя (О.А. Абдуллина, Н.В. Кузьмина, Н.Н. Кулюткин, Н.М. Новиков, А.И. Пискунов, В.А. Сла-стенин, Л.Ф. Спирин), исследования социально-психологических и педагогических проблем межличностного общения (Г.М. Андреева, Н.П. Аникеева, А.А. Бодалев, Л.А. Петровская, В.П. Симонов и т. д.), концепция проектирования содержания профессиональной подготовки будущего учителя и организации образовательной среды на основе психодидактического принципа (Э.Г. Гельфман, О.С. Косихина, В.И. Панов, М.А. Холодная и т. д.) и др.

Методологическую основу проектирования развития коммуникативной культуры студентов составляют системный, культурологический, этнопедагогический, личностно ориентированный, субъект-субъектный подходы и целый ряд общих и частных принципов. Рассмотрим важнейшие из них.

На основе системного подхода процесс коммуникации рассматривается как совокупность всех субъектов взаимодействия и содержит группу средств и методов, с помощью которых учебная информация представляется в удобном для восприятия и запоминания виде.

Культурологический подход состоит в признании приоритета культуры в процессе обучения, т. е. в процессе коммуникации вырабатывается коммуникационное поведение с учетом национальных, речевых, культурных образцов поведения. Обучающийся не просто изучает культуру, но проживает ее как специфическую культурную среду и продолжает ее развивать, обогащая знания, формируя психические образы.

Функционирование образовательного процесса на основе культурологического и этнопе-дагогического подходов является остроактуальным в связи с осуществлением академической мобильности студентов.

Личностно ориентированный подход позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности обучающегося, развития его неповторимой индивидуальности [2].

Особое системообразующее значение приобретает коммуникативный компонент образовательной среды, то есть те способы взаимодействия педагогов и студентов, студентов между собой, студентов и учеников во время практики, которые создают для обучающихся различные возможности субъективного структурирования свойств окружающей среды и превращения их в субъективное средство саморазвития: объект-объектный, субъект-объектный, субъект-субъектный (полисубъектный, то есть совместно-субъектный, и субъект-порождающий) [3].

Рассмотрим возрастные характеристики студентов - будущих педагогов:

1. Как социально-демографическая группа молодежь при достаточно поверхностном уровне педагогических знаний обладает высоким гражданским потенциалом, так как особенно остро реагирует на гражданские процессы, мобильна и эмоциональна.

2. Студенческая молодежь становится важным субъектом воспитания и педагогического образования в связи с нестабильной современной политической обстановкой, подверженностью к влиянию радикальных, антигосударственных явлений.

3. Как возрастная категория молодежь имеет высокий интеллектуальный потенциал и минимальный жизненный опыт, что составляет положительный фон для получения знаний и навыков, способствующих становлению личности будущего педагога как гражданина.

Обобщив основные теоретические исследования и методологические подходы, уточним основные положения авторской концепции проектирования развития коммуникативной культуры у студентов в процессе обучения. Коммуникативную культуру студентов рассматриваем как совокупность сформированных знаний, ценностей, норм и образцов поведения человека в обществе и способность применять это в повседневной практике общения с другими людьми, природой, обществом и самим собой.

Проектирование содержания, форм и методов обучения в настоящем исследовании основано на интеграции психологических, дидактических, методических и предметных знаний с приоритетом использования психических закономерностей развития личности будущего педагога (психодидактический принцип) в качестве основы организации процесса обучения и образовательной среды в целом. Структурно-логический анализ каждой учебной темы заменяется общим структурированием всего курса на основе генерализации (выделения главного и подчинения всего содержания модулей/тем дисциплин этому главному). Главная идея заключается в развитии коммуникативной гибкости будущего педагога. Таким образом, весь образовательный курс подчиняется задаче создания условий, позволяющих студентам овладеть широким репертуаром поведенческих ролей педагога, которые помогают наиболее адекватно строить общение в разных ситуациях взаимодействия с учащимися.

Поиск новых механизмов и методов проектирования процесса общения в современных условиях создает необходимость выработки технологии, функционирующей на субъект-субъектом подходе. Этот подход позволяет рассматривать коммуникацию с позиций переживания чувства удовлетворенности (неудовлетворенности) деятельностью, разработки содержательных аспектов предстоящего общения, подбора принципов и стратегии общения, отбора материала и технологий обучения.

Анализ исследований позволяет выделить следующие общие и частные принципы проектирования процесса общения. К общим относятся принципы:

- неразрывности воспитания и образования с жизнью государства и общества;

- добровольности и самостоятельности в выработке цели, принятии решений и проявлении коммуникативной позиции;

- реальной деятельности и самореализации в процессе проявления коммуникативных качеств личности;

- взаимодействия, что подразумевает социально-общественную направленность применения коммуникативных знаний и коммуникативную активность.

Частные принципы представлены следующими:

- учет актуальных реалий современного общественного уклада при разработке концептуальных основ формирования ценностей и смыслов образования и воспитания;

- создание образовательной среды, основанной на обращении к индивидуальным особенностям личности и возможности самореализации в процессе участия в общественных мероприятиях, конкурсах, практике, конференциях, образовательной деятельности;

- обеспечение мотивации личности к участию в решении профессионально значимых задач;

- выявление и обеспечение психологических и педагогических условий, способствующих повышению эффективности процесса формирования или совершенствования коммуникативных качеств личности.

Реализация данных принципов позволяет вырабатывать коммуникативную позицию как степень значимости речи человека для собеседника в общении, которая отличается определенным уровнем общегражданских и нравственных знаний, умений и навыков, реально используемых в процессе коммуникации. Формирование коммуникативной культуры сопряжено с духовно-нравственным воспитанием, которое помогает «стоико реагировать на различные вызовы времени, обеспечивает духовную, нравственную, гражданскую безопасность и в конечном итоге успешную социализацию и профессиональное самоопределение личности» [4].

Технологический этап предполагает реализацию проекта развития коммуникативной культуры с учетом конкретных психологических и педагогических условий. Психологическими условиями выступают развитие установки к позитивному общению, установление партнерских взаимоотношений между субъектами общения, включая педагогов, создание атмосферы психологического комфорта и др. [5].

Важными задачами являются формирование: потребности в субъекте как партнере коммуникации; потребностей к расширению границ коммуникаций, сопоставлению точек зрения; готовности к гибкому тактичному взаимодействию с другим, к рефлексивной деятельности, к проектированию коммуникативных умений и применению их в новой ситуации; коммуникативной позиции.

Ведущими механизмами развития коммуникативной культуры личности представляются: коммуникативный, обеспечивающий обмен информацией; интерактивный, регулирующий взаимодействие партнеров в общении; перцептивный, организующий взаимовосприятие в общении [6].

Реализация педагогических условий ориентирована на использование в образовательном процессе диалоговых форм проведения занятий, развитие нравственного восприятия посредством изучения исторической, художественной, военно-патриотической и научной литературы, формирование у студентов гражданского сознания, активности и деятельности.

Основными методами работы со студентами с целью развития коммуникативной культуры и ее механизмов исследователи считают: использование активных и интерактивных образовательных технологий, направленных на развитие критического мышления и выработку умений давать оценку и рациональные решения сложным общественно-гражданским процессам, стимулирование процесса коммуникации [7].

На диагностическом этапе проектирования решается задача разработки уровней и показателей эффективности реализации проекта. Диагностический этап обеспечивает развитие оценочно-рефлексивного отношения к проводимой работе. В структуре коммуникативной культуры выделяем четыре основных компонента: знаниевый, предполагающий наличие монопредметных и интегративных профессиональных знаний; деятельностный, реализующийся в умениях организовать совместную продуктивную деятельность субъектов процесса обучения; ценностно-мо-тивационный, определяющий систему ценностных профессиональных ориентаций; оценочный, включающий самооценку результатов учебно-профессиональной (коммуникативной) деятельности. Выделение данных структурных компонентов коммуникативной культуры позволяет детально оценить результативность процесса обучения на диагностическом этапе проектирования.

Для проведения оценки эффективности реализации проекта нами был подобран следующий диагностический инструментарий: тест В.Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности», тест М. Шнайдера «Диагностика коммуникативного контроля», методика «Направленность личности в общении» (С.Л. Братченко), «Культурно-психологический потенциал» (О.И. Мотков) и др.

Реализуя указанные подходы и условия на базе Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина (Нижний Новгород), авторы провели микроэкспертизу полученных результатов. Выборку составили 186 студентов. Приведем некоторые резуль-

таты исследования. Выявлена положительная динамика: 1) силы реализации культурно-психологических стремлений (рост до 57,61 % на среднем и 30,43 % - высоком уровнях, р < 0,05); 2) самоконтроля в общении студентов (с 8,7 до 11,96 %, р < 0,01); 3) уровней общительности (высокого - с 27,17 до 39,13 % и среднего - с 41,30 до 60,87 %) ^эмп. = 2,4, p < 0,05).

Полученные результаты доказали правомерность проводимых преобразований, основанных на системном, культурологическом, этнопедагогическом, субъект-субъектном подходах и ряде общих и частных принципов проектирования развития коммуникативной культуры студентов. Инновационным подходом в авторской концепции проектирования развития коммуникативной культуры студентов является проектирование процесса обучения на основе интеграции психологических, дидактических, методических и предметных знаний с приоритетом использования психических закономерностей развития личности будущего педагога.

Ссылки:

1. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. С. 7.

2. Там же.

3. Мухина Т.Г., Сутугин А.Ю. Педагогизация поликультурной образовательной среды вуза как условие формирования коммуникативной культуры студентов // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 10. С. 82-83.

4. Духовно-нравственное развитие личности на основе гуманистических ценностей / В.А. Малинин [и др.] // Инициативы XXI века. 2016. № 1. С. 66-72.

5. Сутугин А.Ю., Мухина Т.Г. Формирование коммуникативной культуры студентов педагогических направлений в высшей школе // Приволжский научный журнал. 2015. № 2 (34). С. 276-281.

6. Мычко Е.И. Практико-ориентированные технологии формирования коммуникативной культуры педагога : дис. ... д-ра пед. наук. Калининград, 2002. 421 с.

7. Development of Emotional Intelligence of Students as a Condition of Successful Adaptation to Training / T. Muhina, I. Aboi-mova, A. Kulagina, V. Trophimov, E. Chigarov // IEJME: Mathematics Education. 2016. Vol. 11, no. 10. P. 3463-3467.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.