УДК 338.48
технологическое обеспечение формирования
нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма в вузе физической культуры и спорта
Кандидат педагогических наук, доцент С. А. Кузнецов,
Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны.
Контактная информация для переписки: 423807, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. имени Е. Н. Батенчука, 21, kzm_diss@mail.ru
Статья посвящена технологическому обеспечению формирования нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма в вузе физической культуры и спорта. Технологическое обеспечение реализовывалось на основе ряда принципов: вариативности, системности и инте-гративности, тождественности, доминантности, осознанной перспективы в профессиональном обучении и регионализации. Процессуально-технологическими составляющими данного процесса являлись: диагностическая, маркетинговая, организационно-процессуальная и мониторинговая.
Ключевые слова: технологическое обеспечение; нормативно-правовая культура; формирование; тео-ритико-методологическая основа.
Анализ научных подходов к проблеме моделирования показал, что создание и внедрение модели процесса формирования той или иной компетентности у будущих специалистов учеными определяется как одно из основных условий эффективности изучаемого ими процесса. Поэтому, взяв за основу данные исследования, мы смогли разработать и теоретически обосновать концепцию нормативно-правовой подготовки будущих специалистов сферы социального туризма в вузах физической культуры и спорта, ее технологическое обеспечение в виде модели формирования нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма.
Теоретико-методологической основой концепции выступили системный, аксиологический, лич-
ностно-деятельностный и профессионально-ориентированный подходы. Системный подход предполагает изучение взаимосвязей и взаимодействий разных компонентов (цели, содержания, принципов, педагогических условий, методики и т. д.) в процессе формирования нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма. Аксиологический подход позволяет трактовать формирование правового сознания с позиции ориентации на общечеловеческие ценности. Личностно-деятельностный подход проявляется в ориентации на личность студента как на цель, субъект, результат и главный критерий эффективности процесса формирования нормативно-правовой культуры у будущего специалиста сферы социального туризма, позволяет определить ведущие линии взаимоотношения студента с педагогом, реализации его потребностей, возможностей и осознания себя как субъекта правовой деятельности. Профессионально-ориентированный подход находит свое отражение в необходимости построения модели специалиста.
Концепция нормативно-правовой подготовки будущих специалистов сферы социального туризма в вузе физической культуры и спорта раскрывает ведущий замысел, теоретические исходные принципы, на которых разрабатывается и реализуется модель процесса формирования нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма.
Модель формирования нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма в вузе физической культуры и спорта включает взаимосвязь модулей: методологического,
целевого, диагностического, прогностического, содержательного, праксиологического, организационного, результативного. В модели отражена последовательность этапов нормативно-правовой подготовки будущих специалистов сферы социального туризма: пропедевтического, диагностико-прогностического, формирующе-продуктивного, оценочно-итогового.
Следовательно, исходя из полученных данных, на следующем этапе технологической цепочки формирования нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма нам предстояло на основе созданной концепции нормативно-правовой подготовки и её модели разработать конкретное технологическое обеспечение, а также экспериментально обосновать педагогические условия, способствующие эффективности исследуемого процесса.
Технологическое обеспечение процесса формирования нормативно-правовой культуры реализовыва-лось на основе ряда принципов:
- вариативности (выделение в содержании нормативно-правовой подготовки общей части, обеспечивающей формирование базовых правовых умений специалистов любой сферы, и единично-особенных частей, обеспечивающих возможность гибкого формирования специфических социально-правовых компетенций у будущих специалистов сферы социального туризма);
- системности и интегративности (осуществление максимальной профессионализации нормативно-правовой подготовки в условиях взаимосвязи дисциплин правового, общекультурного, социально-экономического, психолого-педагогического, специально-профессионального и других циклов на вертикальном и горизонтальном уровне);
- тождественности (содержательно-технологическое и научно-методическое обеспечение должны соответствовать сути социально-правовой компетентности специалиста сферы социального туризма);
- доминантности (выделение смысловой доминанты, которая приоритетна в нормативно-правовой подготовке специалистов сферы социального туризма, объединяет компоненты многоаспектного междисциплинарного содержания нормативно-правового образования);
- осознанной перспективы в профессиональном обучении (каждый обучающийся активно участвует в проектировании собственного профессионально-образовательного маршрута в соответствии с личностными познавательными возможностями и профессионально-ориентированными презентациями к себе как будущему специалисту сферы социального туризма, имеет возможность его корректировать с учетом достигаемых результатов и накопления опыта учебно-профессиональной деятельности);
- регионализации (отражение в содержании нормативно-правовой подготовки наиболее востребованных социально-правовых компетенций специалистов сферы социального туризма конкретного региона на основе учета специфики и особенностей социально-
профессиональной деятельности в нем, контингента клиентов учреждений социальной защиты, поддержки и обеспечения населения).
Процессуально-технологическими составляющими процесса формирования нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма в вузе физической культуры и спорта являлись:
- диагностическая - определение специфики контингента обучающихся, выявление их актуальных и потенциальных возможностей, профессионально-образовательных потребностей;
- маркетинговая - анализ статистических данных о востребованности в регионе специалистов сферы социального туризма различного уровня квалификации и специализации, прогнозирование тенденций нормативно-правового образования в регионе, стране;
- организационно-процессуальная - научно-методическое обеспечение всех форм, направлений, видов нормативно-правовой подготовки в непрерывной системе профессионального образования, активизация инновационной деятельности всех структурных звеньев комплекса нормативно-правовой подготовки будущих специалистов сферы социального туризма в непрерывной системе профессионального образования;
- мониторинговая - экспертная оценка эффективности нормативно-правовой подготовки конкурентоспособных специалистов сферы социального туризма.
Изучение работ ряда исследователей показало, что обогащение новым содержанием учебных дисциплин и включение в учебные планы определенных спецкурсов способствует повышению уровня когнитивного компонента той или иной формируемой компетентности.
Проведен анализ учебных планов подготовки будущих бакалавров по туризму профиля подготовки «Технология и организация экскурсионных услуг». Было установлено, что формирование нормативно-правовых знаний у студентов происходит в процессе изучения ряда дисциплин:
1) «Основы социального государства», «Социология», «Культурология», «Правоведение», «Политология» (гуманитарный, социальный и экономический цикл);
2) «Стандартизация и сертификация туристических услуг» (Математический и естественнонаучный цикл);
3) «Безопасность жизнедеятельности», «Организация туристической деятельности», «Правовое обеспечение туризма», «Документационное обеспечение управления туризмом», «Страхование и риски в сфере туризма» (Профессиональный цикл).
Все перечисленные дисциплины обладают значительным потенциалом в формировании нормативно-правовых знаний у студентов.
Таким образом, актуальными являются не только проблемы определения набора дисциплин, способствующих формированию нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма при разработке учебного курса «Нормативно-правовая культура специалистов сферы социального
туризма». Важно правильно выстроить последовательность их изучения, не нарушая преемственности содержания учебных курсов, а также корректировать содержание программы с учетом изменения модели подготавливаемых специалистов сферы социального туризма.
При разработке учебного курса «Нормативно-правовая культура специалистов сферы социального туризма» мы ориентировались на требования, предъявляемые работодателями к социально-правовым аспектам профессионализма специалиста сферы социального туризма.
Среди обобщенных требований нами были выделены следующие: повышение функциональной нормативно-правовой грамотности на уровне овладения технологией социально-правового общения, которая проявляется в желании и умении приобретать, осмысливать и эффективно использовать знания о нормативно-правовой системе, о правах окружающих людей, уровне их нормативно-правовой культуры; в умении участвовать и организовывать социально-правовую коллективную деятельность (социально значимую -
общественно полезную); в навыках социально-правовой ориентации в окружающем социуме.
В основу содержательной стороны учебного курса «Нормативно-правовая культура специалистов сферы социального туризма» нами был положен принцип интеграции. Содержательная сторона учебного курса отражает:
1) требования к развитию нормативно-правовой культуры с учетом всех видов деятельности специалиста сферы социального туризма (педагогическая, тренерская деятельность, научно-исследовательская деятельность в туристской сфере, организационно-управленческая деятельность, рекреационная и реабилитационная деятельность);
2) набор различных типовых трудных ситуаций, ситуационно-ролевых игр, ориентированных на развитие всех компонентов социально-правовой компетентности.
Разработка и внедрение в образовательный процесс спецкурса «Нормативно-правовая культура специалистов сферы социального туризма» направлена на обеспечение формирования правового сознания и
Таблица
Методы и средства обучения и воспитания
Методы обучения и воспитания Средства обучения и воспитания
1. Личный показ 2. Иллюстрация фактов 3. Показ положительных примеров 1. Слово педагога 2. Словесные факты 3. Словесные и наглядные примеры лучших студентов
Анализ допущенных ошибок и недостатков Наглядные материалы, факты, цифры, фамилии конкретных лиц
Демонстрация перспектив Примеры должностного и личностного роста специалистов
Апелляция по авторитетам Словесные образы героев, лучших специалистов, отличников учебы и т. д.
Анализ документов, нормативных актов, справок Документы, справки, отчеты, письма и другие нормативные документы
Осуждение негативных явлений Ошибки, допускаемые в учебе и работе
Решение проблемных ситуаций Словесное описание или наглядное представление эпизодов, сложных задач, ситуаций, вводных занятий
Разбор практических действий специалистов и обучающихся Реальные ситуации из практики
Использование наглядных пособий, информационных технических средств Схемы, таблицы, плакаты, графики и др. средства наглядности, в том числе и информационные, технические Альбомы фотографий, портретов
Использование видео- и электронной вычислительной техники 1. Промышленные видеокольцовки, видеоклипы 2. Видеопособия, подготовленные кафедрой схемы, графики на компьютерах и мониторах и др.
Сравнение и сопоставление данных, обобщение по ним результатов, создание поучительной обстановки на занятиях 1. Таблицы и графики 2. Фрагменты из кинофильмов 3. Учебники, учебные пособия, литературные источники, дидактические раздаточные материалы и др.
Использование оборудования спецклассов, кабинетов, лабораторий Макеты, стенды, турникеты, отдельные детали, блоки тренажеров и др.
Фланговый подход в разборе поведения обучающихся на занятиях и вне их 1. Примеры хорошего поведения 2. Факты допущенных ошибок
социально-правовой компетентности на основе ситуационного подхода.
С точки зрения этого подхода выбираются те методы и средства, которые наиболее всего отвечают прак-тико-ориентированному обучению.
В таблице представлены в полном объеме методы и средства обучения и воспитания, используемые педагогом и отражающие ситуационный подход.
Активные и интерактивные методы обучения получают все более широкое распространение в современной системе образования. Они используются при обучении людей различных категорий, при подготовке специалистов в различных областях деятельности, в которых требуются навыки эффективного общения, это относится и к сфере социального туризма.
Приобретение профессионального опыта решения социально-правовых ситуаций в деятельности специалиста сферы социального туризма происходит в ходе ситуационно-ролевой игры, которая используется при проведении учебных занятий спецкурса «Нормативно-правовая культура специалистов сферы социального туризма» в качестве ведущей формы. Главным преимуществом использования ситуационно-ролевой игры как средства нормативно-правовой подготовки будущих специалистов сферы социального туризма является то, что она представляет собой коллективную, творческую по характеру деятельность, содержание которой помогает формировать профессиональную индивидуальность.
При сравнительно небольшом количестве часов, отводимых на данный спецкурс, обучение было достаточно интенсивным, ориентированным не только на восстановление общих правовых знаний, полученных в процессе изучения других курсов, но и на дальнейшее развитие, а также на приобретение практических навыков по применению положений нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность субъектов правоотношений в сфере социального туризма. Нормативно-правовой материал излагался компактно и логично, носил систематизирующий характер. Основное внимание уделялось анализу законодательных и иных нормативно-правовых актов, относящихся к регулированию правоотношений, возникающих в сфере социального туризма, а также принятию решений и совершению профессиональных действий на основе требований законодательства и нормативно-правовых актов. В связи с различной профессиональной ориентацией специалистов в сфере социального туризма осуществлялся личностно-ориентированный подход в обучении, организация самостоятельной работы студентов строилась с учетом самоконтроля и самокоррекции.
Одним из важных видов обучающих технологий в процессе нормативно-правовой подготовки являются деловые игры. Игровые действия определяются целевым аспектом игры. Они могут задаваться по-разному: сценарием, ведущими игры, нормативными документами или же формируются самими игроками
в соответствии с их собственным видением ситуации и поставленными перед ними целями. Ролевые цели предписываются игрокам условиями игры. Цели отдельных участников игры могут отличаться от общей цели группы или коллектива. Необходимо направлять обучающегося на внутреннее принятие требований задания в виде осознанной необходимости решить предлагаемую проблему, снять имеющиеся в ней противоречия, устранить неопределенность и преодолеть возникающие при этом затруднения познавательного порядка. Содержание проблемы, которая имеет место в задаче, делает ее интересной для обучающегося, так как он сталкивается с дефицитом имеющихся у него знаний. Роль мотивации для выполнения учебной работы чрезвычайно велика.
При разработке и проведении деловых игр мы опирались на ряд принципов, обеспечивающих эффективность их применения:
- репрезентативность и достаточность элементов игровой ситуации (составные части или компоненты игры должны достаточно полно представлять имитируемую ситуацию в аспекте, соответствующем целям деловой игры, и содержать информацию, позволяющую понять суть проблемы и принять адекватное решение);
- модульный характер игры (комплекс материалов, служащих одной, имеющей прикладное значение, учебной цели);
- системность использования деловой игры, её включенность в обучающую программу.
При моделировании конкретной ситуации нам приходилось сокращать информацию о ней, выбирать и отображать главным образом лишь существенные для принятия решений факторы и фрагменты действительности.
Применительно к структуре деловой игры обычно выделяют несколько сравнительно простых модулей, каждый из которых представляет собой комплекс элементов, образующих организационное и/или функциональное единство. Мы выделяли:
- организационные модули - модуль участника игры, содержащего информацию, необходимую для игрока, которым может быть целая команда; модуль руководителя игры, характеризующий весь комплекс действий руководителя;
- функциональные модули, имитирующие отдельную автономную функцию или область деятельности;
- этапные модули, характеризующие комплекс задач и действий определенного, относительно завершенного этапа игры.
Модульная структура деловой игры позволяла отрабатывать её отдельные элементы, или фрагменты, в зависимости от целей обучения, интересов участников и темпа усвоения материала каждым обучающимся.
Используемые нами деловые игры опирались на теоретические знания, ясные представления обучающихся о той области деятельности, которую она имитировала, и являлись логическим продолжением учебного
процесса, переходящего в практическую поведенческую заключительную стадию.
Общие итоги игры подводились на семинаре, в задачу которого входила не только оценка эффективности игры и действий её участников, но и выработка конкретных рекомендаций по практическому решению организационных проблем.
Важным компонентом содержательного наполнения нормативно-правовой подготовки будущих специалистов сферы социального туризма явилась разработка и внедрение двух спецкурсов «Рельефно-точечная система азбуки Брайля» и «Жестовая речь», которые направлены на освоение студентами норм и правил поведения и общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья.
Целью освоения учебной дисциплины «Рельефно-точечная система азбуки Брайля» является на базе теоретико-практических знаний сформировать умения и навыки чтения и письма рельефно-точечной системы азбуки Брайля у будущих специалистов сферы социального туризма.
В соответствии с указанной целью при изучении дисциплины ставятся следующие задачи:
- дать теоретические знания в области истории становления рельефно-точечной системы азбуки Брайля;
- сформировать у студентов представление об этике поведения и общения с людьми с нарушением зрения;
- сформировать у студентов навыки понимания, чтения и письма рельефно-точечной системы азбуки Брайля;
- сформировать у студентов способности использовать полученные знания, умения и навыки в конкретных видах будущей профессиональной деятельности.
Целью освоения учебной дисциплины «Жестовая речь» является практическое владение разговорно-бытовой и специальной лексикой с активным применением жестовой речи как в повседневном, так и в профессиональном общении.
В соответствии с указанной целью при изучении дисциплины ставятся следующие задачи:
- дать теоретические знания в области истории становления жестового языка;
- сформировать у студентов представление об этике поведения и общения с людьми с нарушением слуха;
- сформировать у студентов навыки владения дак-тильной азбукой, а также русской жестовой речью;
- сформировать у студентов способности использовать полученные знания, умения и навыки в конкретных видах будущей профессиональной деятельности.
Для развития личности в целом мы использовали тренинг, направленный на повышение уровня социально-психологической адаптации, расширение коммуникативного опыта, на самопознание, развитие умений и навыков взаимопонимания, сотрудничества, изменение неадекватных мотивов, установок, притязаний, повышение самооценки и приобретение новых форм поведения. Тренинговая работа - это приобре-
тение эмоционального опыта взаимодействия с другими людьми и с самим собой, обучение тем процессам, которые происходят в группе по мере её развития и изменения, способам познания себя и других людей, стратегиям адаптации к изменяющимся условиям, эффективной постановке жизненных целей и их успешному достижению. В общем смысле тренинг есть метод развивающего обучения, связанный с повышением социальной, профессиональной, коммуникативной, личностной адаптивности.
Групповое взаимодействие в сочетании с активными формами обучения (игры, дискуссии, психогимнастика и т. п.) обладает значительно большим воздействием на личность, нежели традиционное обучение в форме лекций и семинаров, т. к. у группы большой потенциал воздействия, чем у отдельного индивида.
Так, на занятиях по темам «Искусство делового общения» и «Психодиагностика» мы предлагаем студентам различные упражнения для развития как общих, так и специфических навыков, необходимых для специалистов сферы социального туризма. Например, упражнения «Презентация», «Презентации группе клиентов» имеют цель развивать умение убедительно говорить на заданную тему, наблюдать и корректировать действия клиентов по презентации турпродукта (туры, экскурсии, гостиницы и т. д.). Упражнение «Демонстрация различных невербальных сигналов и их распознавание» имеет целью обучить студентов правильной демонстрации невербальных средств коммуникации и умению «читать» их в ситуациях делового общения. Упражнение «Развитие эмпатии» учит студентов наблюдать и анализировать собственное и чужое поведение. Раскрывая тему «Конфликтное взаимодействие», проводится ролевая игра «Конфликт» и игровое упражнение «Деструктивное поведение», где учим анализировать собственное поведение и поведение участников конфликта, ликвидировать возникшие барьеры в общении. Участникам игр предоставляется максимум свободы при условии, что конфликт должен закончиться компромиссом, а лучше - сотрудничеством.
Таким образом, при комплексном использовании современных активных методов обучения, таких как тренинг, семинары, консалтинги, коучинг - достигается максимальный эффект воздействия на формирование адекватных высоких притязаний, раскрываются скрытые адаптивные возможности студента.
technological support in formation of regulatory and legal culture of future specialists in the social tourism field in high educational institutions of physical education
S. Kuznetsov, Assistant Professor, Candidate of Pedagogical Sciences,
The branch of Volga State Academy of Physical Education, Sport and Tourism in Naberezhnye Chelny, Naberezhnye Chelny.
Contact information: 423807, the Republic of Tatarstan, Naberezhnye Chelny city, E. Batenchuka str., 21, kzm diss@mail.ru
The article is devoted to the technological support in the process of formation of regulatory and legal culture of future specialists in the field of social tourism in high educational institutions of physical education. Technological support was realized on the basis of a number of principles: variability, systematic and integrative approach, identity, domination, perceived prospects for professional
training and regionalization. Technological components of this procedure were: diagnostic, marketable, organization and procedural and monitorial constituents.
Key words: technological support; regulatory and legal culture; formation; theoretical and methodological basis.