Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, №1(38) 2016
ISSN2070 4798(Print)
_ISSN 2070 4 798 (Online)
УДК 372.834 DOI 10.14526/01_1111_91
ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА
Кузнецов С.А. - кандидат педагогических наук, доцент, НФ НОУ ВПО «Татарский университет содействия бизнесу», 423800, РТ, г. Набережные Челны, улица Татарстана, дом 10
THE FORMATION OF FUTURE SPECIALISTS REGULATORY LEGAL CULTURE IN THE SPHERE OF SOCIAL TOURISM
Kuznetsov S.A. - PhD, Associate Professor, NFNOY VPO "Tatar University of Business Assistance", 423800, RT, Naberezhnye Chelny, Tatarstan street, 10
e-mail: kzm diss@mail.ru
Аннотация. Основу нормативно-правовой подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования, особенно в вузах неюридического профиля, составляет система знаний о праве, как главном механизме осуществления взаимоотношений личности, общества и государства, а также действия, направленные на их практическую реализацию, что обеспечивает нормативно-правовую компетентность специалиста любого профиля. Многие исследователи отмечают низкий уровень правосознания у специалистов сферы социального туризма, незнание нормативно-правовых актов, что не позволяет им в полной мере реализовывать свои обязанности в соответствии с профессиональными требованиями. В статье представлены результаты исследований, в ходе которых были разработаны методологические, теоретические и технологические основы формирования нормативно- правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма в вузах физической культуры. Методы исследования. Тестовый опрос, анкетирование (методика Т.А. Фиросовой, «Групповая оценка правового сознания»), ранжирование (методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича), наблюдение, экспертная оценка, опрос (Дж. Тапп и Ф. Левин), диагностика доверия по шкале Розенберга, экспресс-опросник «Индекс толерантности». Материалы. В статье дано теоретико-методологическое обоснование и технологическое обеспечение процесса формирования нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма в вузах физической культуры и спорта. Разработана концептуальная модель нормативно-правовой подготовки, создана и экспериментально обоснована технология формирования нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма в вузах физической культуры и спорта. Результаты. Разработанная нами модель формирования нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма в вузе физической культуры и спорта включает взаимосвязь модулей: методологического, целевого, диагностического, прогностического, содержательного, праксиологического, организационного, результативного. В модели отражена последовательность этапов нормативно-правовой подготовки будущих специалистов сферы социального туризма: пропедевтического, диагностико-прогностического, формирующе-продуктивного, оценочно-итогового. Заключение.Таким образом, выполнено комплексное исследование проблемы формирования нормативно-правовой культуры у
будущих специалистов сферы социального туризма в вузах физической культуры и спорта, ранее не подвергавшейся системному изучению в социальном, общепедагогическом и процессуальном контекстах.
Ключевые слова: технологические основы, правовая культура, исследования, методика, профессиональные требования, нормативно-правовая подготовка.
Annotation. The basis of the legal and regulatory training in the system of higher education, especially in the Universities of non-legal profile consists of knowledge system about the law, as the main mechanism of the relationship of the individual, society and state, as well as actions aimed at their implementation, which provides legal and regulatory professional competence of any profile specialist. Many researchers note a low level of specialists legal conciousness in the sphere of social tourism, ignorance of legal acts, which does not allow them to fully exercise their duties in accordance with professional requirements. The article presents the results of studies in which the methodological, theoretical and technological bases of regulatory legal culture of social tourism future specialists formation in high schools ofphysical culture were developed. Research methods. Pinging, questionnaires (methodology named after T.A. Firosova, "Collective assessment of legal consciousness"), the ranking (method of studying value orientations of M. Rokich), observation, peer review, a survey (J. Tapp and F. Levin) confidence diagnostics on Rosenberg scale, rapid questionnaire "Tolerance index". Materials. The article gives a theoretical and methodological basis and technological support of the future specialists regulatory legal culture formation in the sphere of social tourism in high schools of physical culture and sports. A conceptual model of regulatory legal training is developed and the technology of regulatory legal culture of social tourism industry future specialists in universities of physical culture and sports is developed and proved. Results. The model of regulatory legal culture of the future specialists in the sphere of social tourism in high schools of physical culture and sport developed by us includes interconnection of modules: methodological, target, diagnostic, prognostic, meaningful, praxeological, organizational, effective. The model reflects the sequence of regulatory legal training stages of social tourism sphere future specialists : propaedeutic, diagnostic - prognostic, forming - productive, estimated - final. Conclusion. Thus, a comprehensive study of the future social tourism industry specialists legal culture formation problem in universities of physical culture and sports was not previously subjected to systematic study in social, procedural and general pedagogical contexts.
Keywords: Technological bases, legal culture, research, methodology, professional requirements, regulatory legal, training
Актуальность исследования.
Приоритетами в социально-экономической сфере российского государства являются социально ориентированная экономика, образование, отвечающее потребностям личности, развитое гражданское общество. Основой реализации государственных приоритетов во всех сферах общественной жизни является нормативно-правовая основа, как государственного устройства, так и жизнедеятельности граждан.
Основополагающими документами, обеспечивающими
нормативно-правовую основу образования в России составляют Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Национальная доктрина
образования в Российской Федерации до 2025 года. В них подчеркивается, что российская система образования должна осуществить переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к
необходимому для создания
инновационной социально
ориентированной экономики
непрерывному индивидуализированному образованию для всех, ориентированному на формирование творческой социально ответственной личности; основными приоритетами развития отечественной системы образования являются
непрерывность образования, преемственность уровней и ступеней образования, фундаментализация образования в сочетании
с прикладной направленностью; в условиях правового государства возрастает роль закона в системе социальных регуляторов, происходит усиление правовых начал в поведении людей, в жизни общества и государства.
В основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (2011 г.) важнейшими направлениями определены: «развитие практики обучения основам права в образовательных учреждениях различного типа и вида, поддержка различных вариантов региональных моделей правового образования, разработка учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий, а также повышение уровня юридической грамотности педагогов, проведение научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ в целях научно-методического обеспечения правового образования».
Формирование нормативно-
правовой культуры как части общей культуры личности обеспечивает образование. Основу нормативно-правовой подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования, особенно в вузах неюридического профиля, составляют система знаний о праве как главном механизме осуществления взаимоотношений
личности, общества и государства, а также действия, направленные на их практическую реализацию, что
обеспечивает нормативно-правовую
компетентность специалиста любого профиля.
Многие исследователи отмечают низкий уровень правосознания у специалистов сферы социального туризма, незнание нормативно-правовых актов, что не позволяют им в полной мере реализовывать свои обязанности в соответствии с профессиональными требованиями. Отсюда насущной проблемой является нормативно-правовая подготовка специалистов данной сферы.
Необходимость формирования профессионально-правовой компетентности у будущих специалистов сферы сервиса и туризма обосновывается в ряде научных исследований (В. А. Маноляк, А. П. Черватюк и др.). Однако рассмотрение проблемы формирования нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма в вузах физической культуры и спорта не было предметом специального
исследования.
Проблема исследования: каковы методологические, теоретические и технологические основы формирования нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма в вузах физической культуры и спорта.
Цель исследования состоит в разработке теоретико-методологических основ и технологического обеспечения процесса формирования нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма в вузах физической культуры и спорта.
Объект исследования -профессиональная подготовка
специалистов сферы социального туризма в вузах физической культуры и спорта.
Предмет исследования -теоретико-методологическое обоснование и технологическое обеспечение процесса формирования нормативно-правовой
культуры у будущих специалистов сферы социального туризма в вузах физической культуры и спорта.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
1. Обосновать совокупность положений, составляющих теоретико-методологические предпосылки исследуемой проблемы.
2. Определить содержание, методы и организационные основы исследования.
3. Раскрыть сущность и содержание процесса формирования нормативно-правовой культуры у специалистов сферы социального туризма.
4. Разработать концептуальную модель нормативно-правовой подготовки
будущих специалистов сферы социального туризма в вузах физической культуры и спорта.
5. Создать и экспериментально обосновать технологию формирования нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма в вузе физической культуры и спорта.
В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретические - анализ литературы, моделирование гипотезы исследования; эмпирические - изучение педагогической документации и результатов деятельности, наблюдение, опрос, метод экспертных оценок, тестирование, обобщение педагогического опыта, опытная педагогическая работа, эксперимент; статистические - ранжирование, рейтинговая оценка, математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.
Базой исследования явился Набережночелнинский филиал ФГОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма». Исследованием было охвачено на разных этапах 610 студентов, в том числе 383 - студенты экспериментальной и контрольной групп.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- выполнено комплексное исследование проблемы формирования нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма в вузах физической культуры и спорта, ранее не подвергавшейся системному изучению в социальном, общепедагогическом и процессуальном контекстах;
- научно обоснованы методологические подходы к формированию нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма в вузах физической культуры и спорта (системный, аксиологический, компетентностный, цивилизационный и социально-контекстный);
- раскрыты сущность и содержание нормативно-правовой
культуры специалистов сферы
социального туризма как интегративное образование личности, представленное совокупностью нормативно-социально-правовых знаний, умений, социально-правовых воззрений и установок, а также качеств личности, позволяющих специалисту сферы социального туризма проектировать и реализовывать
профессиональную деятельность,
направленную на обеспечение стандартов качества и норм безопасности комплексного туристского обслуживания малозащищённых слоев населения;
- разработана концепция нормативно-правовой подготовки будущих специалистов сферы социального туризма в вузах физической культуры и спорта, которая представляет собой совокупность научно обоснованных идей, принципов, направлений и содержания нормативно-правовой подготовки в вузе, обусловленных нормами гражданского общества, включает систему регуляторов, в соответствии с которыми проектируется и осуществляется процесс обучения и воспитания;
- создана и реализована на практике модель формирования нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма в вузе физической культуры и спорта, основанная на взаимосвязи модулей (методологического, целевого, диагностического, прогностического, содержательного, праксиологического, организационного, результативного) и построенная с учетом особенностей профессиональной деятельности специалистов сферы социального туризма, направленной на обеспечение стандартов качества и норм безопасности комплексного туристского обслуживания малозащищённых слоев населения.
Практическая значимость
исследования определяется тем, что разработанный и внедрённый в современную педагогическую практику научно-методический комплекс
(технология и педагогические условия нормативно-правовой подготовки будущих специалистов сферы социального туризма
в вузе физической культуры и спорта) обеспечивает формирование нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма.
Педагогическое исследование проводились поэтапно (пропедевтический, поисковый, проектировочный,
технологический этапы) в период с 2006 по 2013 гг. на базе Набережночелнинского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма». Контрольную группу составили студенты, поступившие в вуз в 2008 году, а экспериментальную - в 2009 году.
В экспериментальной работе приняли участие студенты следующих специальностей: 032103.65 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
(квалификация - специалист по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму); 100101.65 Сервис (квалификация -специалист по сервису); 032102.65 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (квалификация - специалист по адаптивной физической культуре); 032101.65 Физическая культура и спорт (квалификация - специалист по физической культуре и спорту). Выпускники данных специальностей могут и, как правило, работают в сфере социального туризма.
Обобщение выводов ряда исследователей и собственные суждения, построенные с учетом выявленных особенностей деятельности специалиста сферы социального туризма, где требуется компетентность в вопросах туристской индустрии, туристской деятельности, оздоровительной и адаптивной физической культуры, позволили определить сущностно-содержательную характеристику нормативно-правовой культуры специалиста сферы социального туризма как интегративное качество личности, представленное совокупностью нормативно-социально-правовых знаний (основы законодательства в сфере
социального туризма, оздоровительной и адаптивной физической культуры, безопасности жизнедеятельности;
особенности правовых и хозяйственных отношений между участниками
деятельности в сфере социального туризма), умений (самостоятельно разрабатывать нормативные документы по обеспечению качества и стандартизации услуг туристской индустрии, в том числе услуг по оздоровлению и физической адаптации туристов; составлять
договорную документацию для всех контрагентов туристской деятельности; оценивать соответствие стандартов качества на предприятиях туристской индустрии, в соответствии с требованиями нормативной документации и учетом особых потребностей пользователей услуг социального туризма; использовать специфические средства общения лиц с ограниченными возможностями здоровья, позволяющие реализовывать их права), социально-правовых воззрений (образ мыслей, индивидуальная точка зрения в отношении норм и права мало защищенных слоев населения - детей, лиц с ограниченными возможностями здоровья, пенсионеров и др. категорий граждан) и установок (поведенческие позиции, готовность к определенной модели правового поведения в отношении мало защищенных слоев населения), а также качеств личности (стремление и внутренняя готовность личности к развитию правовой культуры и способность проявить духовный иммунитет к потребностям и социальным запросам мало защищенных слоев населения), позволяющих специалисту сферы социального туризма проектировать и реализовывать профессиональную деятельность, направленную на
обеспечение стандартов качества и норм безопасности комплексного туристского обслуживания малозащищённых слоев населения (детей, лиц с ограниченными возможностями здоровья, пенсионеров и др. категорий граждан).
Исходя из представленной сущностно-содержательной характеристики нормативно-правовой
культуры специалиста сферы социального туризма, мы дали его критериальную характеристику.
Когнитивному компоненту
нормативно-правовой культуры
специалиста сферы социального туризма, представленному системой знаний основ законодательства в сфере социального туризма, оздоровительной и адаптивной физической культуры, безопасности жизнедеятельности; особенностей
правовых и хозяйственных отношений между участниками деятельности в сфере социального туризма, соответствует познавательно-гностический критерий. Показателями данного критерия являются: объем, системность данных знаний, устойчивость знаний, готовность к дальнейшему усвоению нормативно-правовых знаний.
Эмоционально-оценочному компоненту, содержащему совокупность социально-правовых воззрений, которые представляют собой образ мыслей, индивидуальную точку зрения в отношении норм и права малозащищенных слоев населения, соответствует эмотивный критерий. Показателями его являются наличие способности испытывать положительные эмоции но поводу позитивных явлений правовой
действительности и отрицательные - в связи с негативными; адекватная оценка явлений правовой действительности с точки зрения законности, справедливости, целесообразности.
Поведенческий компонент,
содержащий социально-правовые
установки - поведенческие позиции, готовность к определенной модели правового поведения в отношении малозащищенных слоев населения, определяется с помощью
аксиологического критерия. Его показателем является интериоризация нормативных предписаний в сферу личностных ценностей.
Деятельностному компоненту, представленному совокупностью
социально-правовых умений
самостоятельно разрабатывать
нормативные документы по обеспечению
качества и стандартизации услуг туристской индустрии, в том числе услуг по оздоровлению и физической адаптации туристов; составлять договорную документацию для всех контрагентов туристской деятельности; оценивать соответствие стандартов качества на предприятиях туристской индустрии, в соответствии с требованиям нормативной документации и учетом особых потребностей пользователей услуг социального туризма; использовать специфические средства общения лиц с ограниченными возможностями здоровья, позволяющие реализовывать их права, соответствует практический критерий, его показателями являются: построение алгоритма операций выполнения конкретных действий в структуре умения, моделирование (планирование)
практического выполнения действий, составляющих данное умение, выполнение комплекса действий, составляющих данное умение, самоанализ результатов выполнения действий, составляющих умение в сопоставлении с целью деятельности.
Личностный компонент содержит стремление и внутреннюю готовность личности к развитию правовой культуры и способность проявить духовный иммунитет к потребностям и социальным запросам малозащищенных слоев населения. Данному компоненту соответствует рефлексивный критерий, показателями которого являются способность к эмпатии и доверию, толерантность, культура поведения, отражающая отношение к нормам, ценностям, традициям общества, гражданская ответственность и
инициативность.
Нами была разработана и теоретически обоснована концепция нормативно-правовой подготовки будущих специалистов сферы социального туризма в вузах физической культуры и спорта, ее технологическое обеспечение в виде модели формирования нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма.
Модель формирования
нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма в вузе физической культуры и спорта включает взаимосвязь модулей: методологического, целевого,
диагностического, прогностического,
содержательного, праксиологического, организационного, результативного. В модели отражена последовательность этапов нормативно-правовой подготовки будущих специалистов сферы социального туризма: пропедевтического, диагностико-прогностического, формирующе-
продуктивного, оценочно-итогового
Для диагностического
обследования был использован комплекс исследовательских методов. Для исследования уровня сформированности когнитивного компонента был
использован тестовый опрос,
эмоционально-оценочного -
анкетирование (методика Т. А. Фиросовой «Групповая оценка правового сознания»), аксиологического - ранжирование (методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича), деятельностного -наблюдение, экспертная оценка, опрос (авторы Дж. Тапп и Ф. Левин), личностного - исследование эмпатических особенностей личности по В. В. Бойко, экспресс-диагностика доверия по шкале Розенберга, экспресс-опросник «Индекс толерантности», опросник с вопросами, сформулированными в виде проективных ситуаций и незаконченных предложений.
На основании полученных данных все студенты были распределены по уровням сформированности нормативно-правовой культуры.
Высокий уровень
сформированности нормативно-правовой культуры у специалиста сферы социального туризма характеризуется наличием: глубоких, полных знаний основ законодательства о социальном туризме, особенностей правовых и хозяйственных отношений между участниками
туристской деятельности, правовых, нормативно-технических и
организационных основ безопасности жизнедеятельности; прочных умений
самостоятельно разрабатывать
нормативные документы по обеспечению качества и стандартизации услуг туристской индустрии, составлять договорную документацию для всех контрагентов туристской деятельности, оценивать соответствие стандартов качества на предприятиях туристской индустрии требованиям нормативной документации; ценностно-мотивационного отношения к профессионально-правовой деятельности, Технологический процесс формирования нормативно-правовой
культуры у будущих специалистов сферы социального туризма начинается с определения начальных параметров предмета исследования, которые в последствие будут изменяться под воздействием определенной работы. Таким предметом нашего исследования являются компоненты нормативно-правовой
культуры.
Средний уровень
сформированности нормативно-правовой культуры у специалиста сферы социального туризма характеризуется наличием: неполных, фрагментарных знаний основ законодательства о социальном туризме, особенностей правовых и хозяйственных отношений между участниками туристской деятельности, правовых, нормативно-технических и организационных основ безопасности жизнедеятельности;
отдельных умений (самостоятельно разрабатывать нормативные документы по обеспечению качества и стандартизации услуг туристской индустрии, составлять договорную документацию для всех контрагентов туристской деятельности, оценивать соответствие стандартов качества на предприятиях туристской индустрии требованиям нормативной документации); ситуационного отношения к профессионально-правовой
деятельности, которое проявляется в намерении соблюдать этические и правовые нормы, использовать
нормативные и правовые документы в туристской деятельности в зависимости от обстоятельств.
Низкий уровень
сформированности нормативно-правовой культуры у специалиста сферы социального туризма характеризуется: отсутствием знаний основ
законодательства о социальном туризме, особенностей правовых и хозяйственных отношений между участниками
туристской деятельности, правовых, нормативно-технических и
организационных основ безопасности жизнедеятельности; слабо
сформированными умениями
самостоятельно разрабатывать
нормативные документы по обеспечению качества и стандартизации услуг туристской индустрии, составлять
контрагентов туристской деятельности, оценивать соответствие стандартов качества на предприятиях туристской индустрии требованиям нормативной документации; индифферентным
отношением к профессионально-правовой деятельности, которое проявляется в безразличном отношении к этическим и правовым нормам, к использованию нормативных и правовых документов в туристской деятельности.
Обобщенные данные об уровнях сформированности нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма на констатирующем этапе экспериментального исследования представлены в таблице 1.
договорную документацию для всех
Таблица 1 — Уровни сформированности нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма на констатирующем этапе экспериментального исследования
Уровни Экспериментальная Контрольная группа
группа
Абс. % Абс. %
кол-во кол-во
Высокий 19 10,0 19 9,8
Средний 75 39,7 84 43,3
Низкий 95 50,3 91 46,9
Диагностика состояния
сформированности нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма на констатирующем этапе экспериментального исследования показала, что только около 10% студентов имеют высокий уровень (10,0 - в экспериментальной группе, 9,8% - в контрольной), около 40% - средний (39,7% - в экспериментальной группе, 43,3 - в контрольной) и около 50% - низкий (50,3% - в экспериментальной группе и 46,9% - в контрольной).
Важное место на формирующем этапе экспериментальной работы занимала социально значимая - общественно полезная деятельность студентов -будущих специалистов сферы социального туризма, как один из способов организации воспитательного
пространства вуза. Традиционными социально ориентированным
объединениями в воспитательно-образовательных учреждениях
обучающихся являются различные организации, общества, клубы, союзы, команды, отряды и иные формирования.
Все направления деятельности Студенческого совета носят социально значимый характер: учебно-научный сектор - СНО «Терра»; сектор военно-патриотического воспитания и ССБ «Форпост»; информационный сектор -редакция студенческой газеты; сектор волонтерского движения и студенческих трудовых отрядов; культурно-досуговый сектор; спортивный сектор, туристический клуб «СКИФ», «Спортивный клуб инвалидов «Юлдаш».
Основными педагогическими условиями на формирующем этапе технологического процесса формирования нормативно-правовой культуры у будущих
специалистов сферы социального туризма явились:
- актуализация в содержании инвариантных дисциплин подготовки вопросов нормативно-правового регулирования в сфере социального туризма;
- включение в вариативную часть учебных планов подготовки будущих специалистов сферы социального туризма дисциплин «Правовые основы социального туризма», «Нормативно-правовая культура специалистов сферы социального туризма», «Нормативно-правовые основы организации безбарьерной среды», «Нормы и правила поведения и общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья», «Рельефно-точечная система азбуки Брайля», «Жестовая речь»;
- использование в нормативно-правовой подготовке активных и интерактивных форм обучения, моделирующих реальные условия профессиональной деятельности в сфере социального туризма;
- включение студентов в разнообразную социально значимую общественно-полезную деятельность,
Анализ (таблица 2), показателями
выбора студента, как самостоятельно, так и при активном участии других (педагогов и студентов).
По окончании формирующего этапа нами вновь была проведена диагностика сформированности
нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма. Для этого были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе исследования.
полученных данных показал, что между контрольной и
экспериментальной групп имеется существенное различие, так высокий уровень сформированности нормативно-правовой культуры на контрольном этапе в экспериментальной группе имеют 38,6% студентов, а в контрольной только 13,4%; на низком уровне находятся 16,4% будущих специалистов сферы социального туризма, обучающихся в
экспериментальной группе и 41,8% - в контрольной; и только средний уровень имеет практически одинаковое количество студентов экспериментальной и контрольной групп: 45% и 44,8% -соответственно.
осуществляемую на основе свободного
Таблица 2 — Уровни сформированности нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма на констатирующем этапе экспериментального исследования
Показател и Экспериментальная группа Контрольная группа
Абс. кол-во % Абс. кол-во %
Высокий 73 38,6 26 13,4
Средний 85 45,0 87 44,8
Низкий 31 16,4 81 41,8
На рисунках 1 и 2 наглядно представлены результаты констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования.
Рисунок 1 - Распределение студентов контрольной группы по уровням сформированности нормативно-правовой культуры
50 40 30 20 10 0
^9,8 13' /
43,3 >4!8х
46,9
V У
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
□ Констатирующий этап □ Контрольный этап
Анализируя данные,
представленные на рисунке 1, мы пришли к выводу, что в контрольной группе, произошли изменения в уровне сформированности нормативно-правовой культуры, однако это характерно только для небольшого количества студентов.
В целях повышения достоверности оценки результатов процесса
формирования нормативно-правовой
культуры у будущих специалистов сферы социального туризма и оценки эффективности нашего педагогического
Анализ данных, представленных на рисунке 2, позволил нам сделать вывод о том, что только у 16,4% студентов экспериментальной группы не произошло изменений в уровне сформированности нормативно-правовой культуры, у остальных уровень изменился в
воздействия на данный процесс мы воспользовались х2 - критерием.
Полученные нами значения в контрольной группе (1,9) значительно меньше, а в экспериментальной (105,3) -значительно больше соответствующего
положительную сторону.
60 50 40 30 20 10 0
10
45
50,3
,4
W
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
□ Констатирующий этап □ Контрольный этап
Рисунок 2 - Распределение студентов экспериментальной группы по уровням сформированности нормативно-правовой культуры
табличного значения m-1=2 степеней свободы, составляющего 13,82 при вероятности допустимой ошибки меньше чем 0,001.
Следовательно, гипотеза о значимых изменениях, которые произошли в уровне сформированности нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма, обучающихся в экспериментальной группе, в результате проведения формирующего эксперимента,
подтвердилась.
Заключение. Таким образом, выполнено комплексное исследование проблемы формирования нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма в вузах физической культуры и спорта, ранее не подвергавшейся системному изучению в социальном,
общепедагогическом и процессуальном контекстах;
- научно обоснованы методологические подходы к формированию нормативно - правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма в вузах физической культуры и спорта (системный, аксиологический, компетентностный, цивилизационный и социально-контекстный);
- раскрыты сущность и содержание нормативно - правовой культуры специалистов сферы социального туризма как интегративное образование личности, представленное совокупностью нормативно- социально-правовых знаний, умений, социально-правовых воззрений и установок, а также качеств личности, позволяющих специалисту сферы социального туризма проектировать и реализовывать профессиональную деятельность, направленную на обеспечение стандартов качества и норм безопасности комплексного туристского обслуживания малозащищенных слоев населения;
- разработана концепция нормативно- правовой подготовки
будущих специалистов сферы социального туризма в вузах физической культуры и спорта, которая представляет собой совокупность научно обоснованных идей, принципов, направлений и содержания нормативно- правовой подготовки в вузе, обусловленных нормами гражданского общества, включает систему регуляторов, в соответствии с которыми проектируется и осуществляется процесс обучения и воспитания;
- создана и реализована на практике модель формирования нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма в вузе физической культуры и спорта, основанная на взаимосвязи модулей (методологического, целевого,
диагностического, прогностического,
содержательного, праксиологического, организационного, результативного) и построенная с учетом особенностей профессиональной деятельности
специалистов сферы социального туризма, направленной на обеспечение стандартов качества и норм безопасности комплексного туристского обслуживания малозащищенных слоев населения.
Литература
1. Кузнецов, С.А. Сущностно-содержательная характеристика социально-правовой компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту / С.А. Кузнецов // Омский научный вестник. - 2010. - № 6(92). - С. 176-178.
2. Кузнецов, С.А. Формирование социально-правовой компетентности у будущих специалистов по физической культуре и спорту / С.А. Кузнецов // Ученые записки Университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1. - С. 58-60.
3. Кузнецов, С.А. Критерии и показатели сформированности социально-правовой компетентности будущего специалиста по физической культуре и спорту [Электронный ресурс] / С.А. Кузнецов // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2011. - № 1(18). -Режим доступа :http: // www.kamgifk.ru/magazin/n 15.htm/.
4. Кузнецов, С.А. Сущность и специфика социального туризма как формы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения / С.А. Кузнецов // Известия Южного Федерального Университета. Педагогические науки. - 2013. - №3. - С. 27-37.
5. Кузнецов, С.А. Социально-психологическая подготовка специалистов сферы социального туризма к работе с инвалидами / С.А. Кузнецов // Мир психологии. - 2013. - №2. - С.177-182.
6.Кузнецов, С.А. Содержательная характеристика деятельности специалистов сферы социального туризма (специальности РиСОТ) / С.А. Кузнецов // Психо лого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - № 2(27). - Режим доступа :Шр: // www.kamgifk.rU/magazin/n 15.htm/. (0,7 п.л.).
7. Кузнецов, С.А. Методологические основания процесса формирования нормативно-правовой культуры личности / С.А. Кузнецов // Право и образование. - 2013. - № 10. - С. 39-46. (0,4 п.л.).
8. Кузнецов, С.А. Правовая культура специалистов в области адаптивной физической культуры, спорта и туризма / С.А. Кузнецов // Теория и практика физической культуры. - 2013. -№10. - С. 36-43.
9. Кузнецов С.А. Теоретические подходы к проектированию нормативно-правовой подготовки будущих специалистов сферы социального туризма / С.А. Кузнецов // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - № 3(28). - Режим доступа // 1.
10. Кузнецов С.А. К вопросу о диагностике сформированности нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма / С.А. Кузнецов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - №3(32). - С. 52-60. http://elibrary.ru/item.asp?id=22559243 . Б01: 10.14526/08_2014_09.
11. Кузнецов С.А. К вопросу о технологии формирования нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма в вузе физической культуры и спорта / С.А. Кузнецов // Педагогико-психологические и медико-биологические
проблемы физической культуры и спорта. - 2015. -№2(35). - С.79-88.
http ://elibrary.ru/item. asp?id=25373068. DOI:
10.14526/01_1111 12.www.kamgifk.ru/magazin/n 15.htm/. - С. 99-130.
References
1. Kuznetsov S.A. Omskij nauchnyj vestnik, 2010, No. 6 (92), pp.176-178.
2. Kuznetsov S.A. Uchenye zapiski Universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2011, No. 1, pp. 5860.
3. Kuznetsov S.A. Psihologo-pedagogicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta, 2011, No. 1 (18). http: // www.kamgifk.ru/magazin/n 15.htm /.
4. Kuznetsov S.A. Izvestija Juzhnogo Federal'nogo Universiteta. Pedagogicheskie nauki, 2013, No.3, pp. 27-37.
5. Kuznetsov S.A. Mirpsihologii, 2013, No.2, pp. 177-182.
6. Kuznetsov S.A. Psihologo-pedagogicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta, 2013, No. 2 (27). http: // www.kamgifk.ru/magazin/n 15.htm /
7. Kuznetsov S.A. Pravo i obrazovanie, 2013, No. 10, pp. 39-46.
8. Kuznetsov S.A. Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury, 2013, No.10, pp. 36-43.
9. Kuznetsov S.A. Psihologo-pedagogicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta, 2013, No.3 (28), pp. 62-67. http://elibrary.ru/item.asp?id=21744104. DOI: 10.14526/19_2014_19.10.
10. Kuznetsov S.A. Psihologo-pedagogicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta, 2014, No.3 (32), pp. 52-60. http://elibrary.ru/item.asp?id=22559243. DOI: 10.14526 / 08_2014_09.
11. Kuznetsov S.A. Psihologo-pedagogicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta, 2015, No.2 (35), pp.79-88. http ://elibrary.ru/item. asp?id=25373068. DOI: 10.14526 / 01 1111 12.
Статья поступила в редакцию: 14.03.2016 г.
Кузнецов Станислав Александрович - кандидат педагогических наук, доцент,
НФ НОУ ВПО «Татарский университет содействия бизнесу», 423800, РТ, г. Набережные
Челны, улица Татарстана, дом 10. e-mail: kzm_diss@mail.ru