УДК 378:796 DOI 10.14526/01_1111_12
К ВОПРОСУ О ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Кузнецов С.А. - кандидат педагогических наук, доцент НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической
культуры спорта и туризма», г. Набережные Челны, Россия
TO THE QUESTION OF NORMATIVE-JURIDICAL CULTURE TECHNOLOGY FORMATION AMONG THE FUTURE SPECIALISTS IN THE SPHERE OF SOCIAL TOURISM AT PHYSICAL CULTURE AND SPORT HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT
Kuznetsov S.A. - candidate of pedagogics, associate professor Naberezhnye Chelny branch of Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Professional Education "Povolzhskaya State Academy of Physical Culture,
Sport and Tourism" Naberezhnye Chelny, Russia
e-mail: kzm diss@mail.ru
Ключевые слова: концепция, модель, технологическое обеспечение, базовые правовые умения, профессиональное обучение, компетентность, подготовка специалистов, учебный план, образовательный процесс, правовое сознание.
Аннотация: Анализ научно-методической литературы, проведенная диагностика показали необходимость проведения работы по формированию нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма. Технологическое обеспечение процесса формирования нормативно-правовой культуры реализовывалось на основе принципов: вариативности, системности и интегративности, тождественности, доминантности, осознанной перспективы в профессиональном обучении и регионализации. Процессуально-технологическими составляющими процесса формирования нормативно -правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма в вузе физической культуры и спорта явились: диагностическая, маркетинговая, организационно-процессуальная и мониторинговая.
Методы исследования: анализ и обобщение литературных источников, тестирование, анкетный опрос, педагогический эксперимент, математико-статическая обработка данных.
Материал. Формирование нормативно-правовых знаний у студентов в процессе изучения дисциплин «Философия», «Правоведение»,
«Общая экология», «Экономика рекреации и туризма», «Правовые основы социального туризма», «Нормативно- правовая культура специалистов сферы социального туризма».
Результаты. Разработан и внедрен в образовательный процесс спецкурс «Нормативно-правовая культура специалистов сферы социального туризма», направленный
79
на обеспечение формирования правового сознания и социально-правовой компетентности на основе ситуационного подхода.
Приобретение профессионального опыта решения социально-правовых ситуаций в деятельности специалиста сферы социального туризма происходило в ходе ситуационно-ролевой игры, которую использовали при проведении учебных занятий спецкурса «Нормативно-правовая культура специалистов сферы социального туризма» в качестве ведущей формы. Одним из видов обучающих технологий в процессе нормативно-правовой подготовки являются деловые игры. Используемые нами деловые игры опирались на теоретические знания, ясные представления обучающихся о той области деятельности, которую они имитировали, и являлись логическим продолжением учебного процесса, переходящего в практическую поведенческую заключительную стадию спецкурсы «Рельефно-точечная система азбуки Брайля» и «Жестовая речь», которые направлены на освоение студентами норм и правил поведения и общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья.
Заключение. При комплексном использовании современных активных методов обучения, таких как тренинг, семинары, консалтинги, коучинги достигается максимальный эффект раскрытия скрытых адаптивных возможностей студента.
Keywords: conception, model, technological support, base juridical skills, professional training, competency, specialists training, curriculum, process of education, juridical awareness.
Annotation: Scientific-methodical literature analysis, held diagnostics showed, that it is necessary to form normative-juridical culture among the future specialists in the sphere of social tourism. Technological support of normative-juridical culture formation process was realized on the basis of the following principles: variability, system character and integrity, identity, dominance, realized prospect in professional training and regionalization. Processual-technological components of normative-juridical culture formation process among the future specialists in the sphere of social tourism at a higher educational establishment of physical culture and sport are the following: diagnostic, marketing, organizational-processual and monitoring.
Research methods: literature analysis and summarizing, testing, questionnaire survey, pedagogical experiment, mathematical-statistical data treatment.
Material. Normative-juridical knowledge formation among students during the process of the following subjects study: "Philosophy", "Jurisprudence", "General ecology", "Economics of recreation and tourism ", "Juridical basis of social tourism ", "Normative-juridical culture of the specialists in the sphere of social tourism".
Results. A special course "Normative-juridical culture of the specialists in the sphere of social tourism" is created and introduced into the educational process. The course is directed at juridical awareness and social-juridical competence formation on the basis of the situational approach.
Professional experience gaining of social-juridical problems solving in the activity of the specialist in the sphere of social tourism happened during a situational-role play, which was used during the lessons of a special course "Normative-juridical culture of the specialists in the sphere of social tourism " as the leading form. One of the kinds of educational technologies during the process of normative-juridical training is a business game. Used by us business games were based on theoretical knowledge, on students' clear notions of the sphere of activity, which they imitated and were a logical continuation of an educational process, transferring to a practical behavioral final stage of a special course "Relief-point system of Braille alphabet" and "Gesture speech", which are directed at mastering norms and rules of behavior by the students and communication with people with limited capacities of health.
Conclusion. In case of a complex use of modern active methods of teaching, such as trainings, seminars, consultings, coachings a maximum effect is achieved in a student's latent adaptive abilities revelation.
Анализ научно-методической
литературы и проведенная диагностика показали необходимость проведения работы по формированию нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма. Формирующий этап проходил на основе разработанной нами концепции нормативно-правовой подготовки и модели формирования нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма.
Технологическое обеспечение
процесса формирования нормативно-правовой культуры реализовывалось на основе ряда принципов:
- вариативности (выделение в содержании нормативно-правовой подготовки общей части, обеспечивающей формирование базовых правовых умений специалистов любой сферы, и единично-особенных частей, обеспечивающих возможность гибкого формирования специфических социально-правовых компетенций у будущих специалистов сферы социального туризма);
- системности и интегративности (осуществление максимальной профессионализации нормативно-правовой подготовки в условиях взаимосвязи дисциплин правового, общекультурного, социально-экономического, психолого-педагогического, специально-профессионального и др. циклов на вертикальном и горизонтальном уровнях);
- тождественности (содержательно-технологическое и научно-методическое обеспечение должны соответствовать сути социально-правовой компетентности специалиста сферы социального туризма);
- доминантности (выделение смысловой доминанты, которая приоритетна в нормативно-правовой подготовке специалистов сферы социального туризма, объединяет компоненты многоаспектного междисциплинарного содержания нормативно-правового образования);
- осознанной перспективы в профессиональном обучении (каждый
обучающийся активно участвует в проектировании собственного
профессионально-образовательного маршрута в соответствии с личностными познавательными возможностями и профессионально ориентированными презентациями к себе как будущему специалисту сферы социального туризма, имеет возможность его корректировать с учетом достигаемых результатов и накопления опыта учебно-
профессиональной деятельности);
- регионализации (отражение в содержании нормативно-правовой подготовки наиболее востребованных социально-правовых компетенций специалистов сферы социального туризма конкретного региона на основе учета специфики и особенностей социально-профессиональной деятельности в нем, контингента клиентов учреждений социальной защиты, поддержки и обеспечения населения).
Процессуально-технологическими составляющими процесса формирования нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма в вузе физической культуры и спорта являлись:
- диагностическая - определение специфики контингента обучаемых, выявление их актуальных и потенциальных возможностей, профессионально-образовательных потребностей;
- маркетинговая - анализ статистических данных о востребованности в регионе специалистов сферы социального туризма различного уровня квалификации и специализации, прогнозирование тенденций нормативно-правового образования в регионе, стране;
- организационно-процессуальная -научно-методическое обеспечение всех форм, направлений, видов нормативно-правовой подготовки в непрерывной системе профессионального образования, активизация инновационной деятельности всех структурных звеньев комплекса нормативно-правовой подготовки будущих специалистов сферы социального туризма
в непрерывной системе
профессионального образования;
- мониторинговая - экспертная оценка эффективности нормативно-правовой подготовки конкурентоспособных специалистов сферы социального туризма.
Изучение работ ряда
исследователей показало, что обогащение новым содержанием учебных дисциплин и включение в учебные планы определенных спецкурсов способствует повышению уровня когнитивного компонента той или иной формируемой компетентности.
Поэтому нами были
проанализированы учебные планы подготовки специалистов по тем специальностям, студенты которых участвуют в нашей экспериментальной работе:
- 032103.65 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм;
- 100101.65 Сервис;
- 032102.65 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура);
- 032101.65 Физическая культура и
спорт.
Было установлено, что
формирование нормативно-социально-правовых знаний у студентов происходит в процессе изучения таких дисциплин инвариантной составляющей учебных планов всех перечисленных выше специальностей, как «Философия» и «Правоведение». Кроме этого, в каждом из учебных планов есть дисциплины, направленные на формирование искомых знаний: «Общая экология»,
«Курортология», «Экономика рекреации и туризма», «Правовые основы рекреации и туризма», «Безопасность в сфере рекреации и туризма», «Сооружения в рекреации и туризме», «Основы спортивно-оздоровительного туризма» (специальность «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм»); «Экспертиза и диагностика объектов и систем сервиса», «Метрология, стандартизация и сертификация» (специальность «Сервис»);
«Социальная защита инвалидов», «Правовые основы физической культуры и спорта» (специальность «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»); «Менеджмент и экономика физической культуры и спорта», «Спортивные сооружения», «Правовые основы физической культуры и спорта» (специальность «Физическая культура и спорт») и др.
Все перечисленные дисциплины обладают значительным потенциалом в формировании нормативно-социально-правовых знаний у студентов. Однако их недостаточно, для того чтобы сформировать необходимый уровень нормативно-правовой культуры у будущих специалистов именно сферы социального туризма. Требуется не только актуализация в содержании инвариантных дисциплин подготовки вопросов нормативно-правового регулирования в сфере социального туризма, нои введение ряда специальных дисциплин, таких как «Правовые основы социального туризма», «Нормативно-правовая культура
специалистов сферы социального туризма», «Нормативно-правовые основы организации безбарьерной среды», «Нормы и правила поведения и общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья», «Рельефно-точечная система азбуки Брайля», «Жестовая речь».
Актуальными являются не только проблемы определения набора дисциплин, способствующих формированию
нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма. Важно правильно выстроить
последовательность их изучения, не нарушая преемственности содержания учебных курсов, а также корректировать содержание программ с учетом изменения модели подготавливаемых специалистов сферы социального туризма.
При разработке учебного курса «Нормативно-правовая культура
специалистов сферы социального туризма» мы ориентировались на требования, предъявляемые работодателями к
социально-правовым аспектам
профессионализма специалиста сферы социального туризма.
Среди обобщенных требований нами были выделены следующие: повышение функциональной нормативно-правовой грамотности на уровне овладения технологией социально-правового общения, которая проявляется в желании и умении приобретать, осмысливать и эффективно использовать знания о нормативно-правовой системе, о правах окружающих людей, уровне их нормативно-правовой культуры; умение организовывать социально-правовую и коллективную деятельность (социально значимую - общественно полезную) и участвовать в ней; навыки социально-правовой ориентации в окружающем социуме.
В основу содержательной стороны учебного курса «Нормативно-правовая культура специалистов сферы социального туризма» нами был положен принцип интеграции. Содержательная сторона учебного курса отражает:
1) требования к развитию нормативно-правовой культуры с учетом всех видов деятельности специалиста сферы социального туризма
(педагогическая, тренерская деятельность; научно-исследовательская деятельность в туристской сфере; организационно-
управленческая деятельность;
рекреационная и реабилитационная деятельность);
2) набор различных типовых трудных ситуаций, ситуационно-ролевых игр, ориентированных на развитие всех компонентов социально-правовой
компетентности.
Разработка и внедрение в образовательный процесс спецкурса «Нормативно-правовая культура
специалистов сферы социального туризма» направлены на обеспечение формирования правового сознания и социально-правовой компетентности на основе ситуационного подхода.
С точки зрения этого подхода выбираются те методы и средства, которые более всего отвечают практико-ориентированному обучению.
Представим методы и средства обучения, направленные на воздействие на обучающихся - будущих специалистов сферы социального туризма (таблица А. М. Столяренко [390] для юридических специальностей, однако она может быть использована и в работе с будущими специалистами сферы социального туризма).
В таблице представлены в полном объеме методы и средства обучения и воспитания, используемые педагогом и отражающие ситуационный подход.
Методы и средства обучения и воспитания
Методы обучения и воспитания Средства обучения и воспитания
1. Личный показ 2. Иллюстрация фактов 3. Показ положительных примеров 1. Слово педагога 2. Словесные факты 3. Словесные и наглядные примеры лучших студентов
Анализ допущенных ошибок и недостатков Наглядные материалы, факты, цифры, фамилии конкретных лиц
Демонстрация перспектив Примеры должностного и личностного роста специалистов
Апелляция к авторитетам Словесные образы героев, лучших специалистов, отличников учебы и т.д.
Анализ документов, нормативных актов, справок Документы, справки, отчеты, письма и другие нормативные документы
Осуждение негативных явлений Ошибки, допускаемые в учебе и работе
Решение проблемных ситуаций Словесное описание или наглядное представление эпизодов, сложных задач,
ситуаций, вводных занятий
Разбор практических действий специалистов и обучающихся Реальные ситуации из практики
Использование наглядных пособий, информационных технических средств Схемы, таблицы, плакаты, графики и др. средства наглядности, в том числе и информационные, технические Альбомы фотографий, портретов
Использование видео- и электронной вычислительной техники 1. Промышленные видеокольцовки, видеоклипы 2. Видеопособия, подготовленные кафедрой: схемы, графики на компьютерах и мониторах и др.
Сравнение и сопоставление данных, обобщение по ним результатов, создание поучительной обстановки на занятиях 1. Таблицы и графики 2. Фрагменты из кинофильмов 3. Учебники, учебные пособия, литературные источники, дидактические раздаточные материалы и др.
Использование оборудования спецклассов, кабинетов, лабораторий Макеты, стенды, турникеты, отдельные детали, блоки, тренажеров и др.
Фланговый подход в разборе поведения обучающихся на занятиях и вне их 1. Примеры хорошего поведения 2. Факты допущенных ошибок
Активные и интерактивные методы обучения получают все более широкое распространение в современной системе образования. Они используются при обучении людей различных категорий, при подготовке специалистов в различных областях деятельности, требующих навыков эффективного общения, это относится и к сфере социального туризма.
Приобретение профессионального опыта решения социально-правовых ситуаций в деятельности специалиста сферы социального туризма происходит в ходе ситуационно-ролевой игры, которая используется при проведения учебных занятий спецкурса «Нормативно-правовая культура специалистов сферы социального туризма» в качестве ведущей формы. Главным преимуществом использования ситуационно-ролевой игры как средства нормативно-правовой подготовки будущих специалистов сферы социального туризма является то, что она представляет собой коллективную, творческую по характеру деятельность, содержание которой помогает формировать профессиональную индивидуальность.
При сравнительно небольшом количестве часов, отводимых на данный
спецкурс, обучение было достаточно интенсивным, ориентированным не только на восстановление общих правовых знаний, полученных в процессе изучения других курсов, но и дальнейшее развитие, а также приобретение практических навыков по применению положений нормативно-правовых актов,
регулирующих деятельность субъектов правоотношений в сфере социального туризма. Нормативно-правовой материал излагался компактно и логично, носил систематизирующий характер. Главное внимание уделялось анализу
законодательных и иных нормативно-правовых актов, относящихся к регулированию правоотношений,
возникающих в сфере социального туризма, а также принятию решений и совершению профессиональных действий на основе требований законодательства и нормативно-правовых актов. В связи с различной профессиональной ориентацией специалистов в сфере социального туризма осуществлялся личностно-
ориентированный подход в обучении, организация самостоятельной работы студентов строилась с учетом самоконтроля и самокоррекции.
Одним из важных видов обучающих технологий в процессе нормативно-правовой подготовки
являются деловые игры. Игровые действия определяются целевым аспектом игры. Они могут задаваться по-разному: сценарием, ведущими игры,
нормативными документами или же формируются самими игроками в соответствии с их собственным видением ситуации и поставленными перед ними целями. Ролевые цели предписываются игрокам условиями игры. Цели отдельных участников игры могут отличаться от общей цели группы или коллектива. Необходимо направлять обучающегося на внутреннее принятие требований задания в виде осознанной необходимости решить предлагаемую проблему, снять имеющиеся в ней противоречия, устранить неопределенность и преодолеть возникающие при этом затруднения познавательного порядка. Содержание проблемы, которая имеет место в задаче, делает задачу интересной для обучающегося, так как он сталкивается с дефицитом имеющихся у него знаний. Роль мотивации для выполнения учебной работы чрезвычайно велика.
При разработке и проведении деловых игр мы опирались на ряд принципов, обеспечивающих
эффективность их применения:
- репрезентативность и достаточность элементов игровой ситуации (составные части или компоненты игры должны достаточно полно представлять имитируемую ситуацию в аспекте, соответствующем целям деловой игры, и содержать информацию, позволяющую понять суть проблемы и принять адекватное решение);
- модульный характер игры (комплекс материалов, служащих одной, имеющей прикладное значение учебной цели);
- системность использования деловой игры, её включенность в обучающую программу.
Рассмотрим использование данных принципов в нашей работе. При
моделировании конкретной ситуации нам приходилось сокращать информацию о ней, выбирать и отображать главным образом существенные для принятия решений факторы и фрагменты действительности.
Применительно к структуре деловой игры обычно выделяют несколько сравнительно простых модулей, каждый из которых представляет собой комплекс элементов, образующих организационное и/или функциональное единство. Мы выделяли:
- организационные модули -модуль участника игры, содержащий информацию, необходимую для игрока, которым может быть целая команда; модуль руководителя игры, характеризующий весь комплекс действий руководителя;
- функциональные модули, имитирующие отдельную автономную функцию или область деятельности;
- этапные модули, характеризующие комплекс задач и действий определенного, относительно завершенного этапа игры.
Модульная структура деловой игры позволяла отрабатывать её отдельные элементы, или фрагменты, в зависимости от целей обучения, интересов участников и темпа усвоения материала каждым обучающимся.
Используемые нами деловые игры опирались на теоретические знания, ясные представления обучающихся о той области деятельности, которую они имитировали, и являлись логическим продолжением учебного процесса, переходящего в практическую поведенческую
заключительную стадию.
Общие итоги игры подводились на семинаре, в задачу которого входила не только оценка эффективности игры и действий её участников, но и выработка конкретных рекомендаций по
практическому решению организационных проблем.
Важным компонентом
содержательного наполнения нормативно-правовой подготовки будущих
специалистов сферы социального туризма явилась разработка и внедрение двух спецкурсов «Рельефно-точечная система азбуки Брайля» и «Жестовая речь», которые направлены на освоение студентами норм и правил поведения и общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья.
Цель освоения учебной дисциплины «Рельефно-точечная система азбуки Брайля» - на базе теоретико-практических знаний сформировать у будущих специалистов сферы социального туризма умения и навыки чтения и письма с использованием рельефно-точечной
системы азбуки Брайля.
В соответствии с указанной целью при изучении дисциплины ставятся следующие задачи:
дать теоретические знания в области истории становления рельефно-точечной системы азбуки Брайля;
сформировать у студентов представление об этике поведения и общения с людьми с нарушением зрения;
• сформировать у студентов навыки понимания, чтения и письма рельефно-точечной системы азбуки Брайля;
сформировать у студентов способности использовать полученные знания, умения и навыки в конкретных видах будущей профессиональной деятельности.
Целями освоения учебной дисциплины «Жестовая речь» являются практическое владение разговорно-бытовой и специальной лексикой, активное применение жестовой речи как в повседневном, так и в профессиональном общении.
В соответствии с указанной целью при изучении дисциплины ставились следующие задачи:
дать теоретические знания в области истории становления жестового языка;
сформировать у студентов представление об этике поведения и общения с людьми с нарушением слуха;
сформировать у студентов навыки владения дактильной азбукой, а также русской жестовой речью;
сформировать у студентов способности использовать полученные знания, умения и навыки в конкретных видах будущей профессиональной деятельности.
Для развития личности в целом мы использовали тренинг, направленный на повышение уровня социально-
психологической адаптации, расширение коммуникативного опыта, на
самопознание, развитие умений и навыков взаимопонимания, сотрудничества,
изменение неадекватных мотивов, установок, притязаний, повышение самооценки и приобретение новых форм поведения. Тренинговая работа - это приобретение эмоционального опыта взаимодействия с другими людьми и с самим собой, обучение тем процессам, которые происходят в группе по мере её развития и изменения, способам познания себя и других людей, стратегиям адаптации к изменяющимся условиям, эффективной постановке жизненных целей и их успешному достижению. В общем смысле тренинг есть метод развивающего обучения, связанный с повышением социальной, профессиональной,
коммуникативной, личностной
адаптивности.
Групповое взаимодействие в сочетании с активными формами обучения (игры, дискуссии, психогимнастика и т.п.) обладает значительно большим
воздействием на личность, нежели традиционное обучение в форме лекций и семинаров, т.к. группа обладает большим потенциалом воздействия, чем отдельный индивид.
Так, на занятиях по «Искусству делового общения» и «Психодиагностике» мы предлагаем студентам различные упражнения для развития как общих, так и специфических навыков, необходимых для специалистов сферы социального туризма. Например, упражнение «Презентация», «Презентации группе клиентов» имеют цель развивать умение убедительно
говорить на заданную тему, наблюдать и корректировать действия клиентов по презентации турпродукта (туры, экскурсии, гостиницы и т.д.). Упражнение «Демонстрация различных невербальных сигналов и их распознавание» имеет цель учить студентов правильно
демонстрировать невербальные средства коммуникации и умело «читать» их в ситуациях делового общения. Упражнение «Развитие эмпатии» учит студентов наблюдать и анализировать собственное и чужое поведение. Раскрывая тему «Конфликтное взаимодействие», проводим ролевую игру «Конфликт» и игровое упражнение «Деструктивное поведение», где учим анализировать собственное поведение и поведение участников конфликта, ликвидировать возникшие барьеры в общении. Участникам игр предоставляется максимум свободы при условии, что конфликт должен закончиться компромиссом, а лучше -сотрудничеством.
Таким образом, при комплексном использовании современных активных методов обучения, таких как тренинг, семинары, консалтинги, коучинги -достигается максимальный эффект воздействия на формирование адекватных высоких притязаний, раскрытие скрытых адаптивных возможностей студента.
Нормативно-правовая культура специалиста сферы социального туризма понимается как интегративное
образование. Нормативно-правовая
подготовка рассматривается в
исследовании как наиболее существенная часть профессиональной подготовки специалиста сферы социального туризма, интегрирующая другие её составляющие и представляющая собой непрерывный управляемый процесс формирования нормативно-правовой культуры личности. Нормативно-правовая подготовка
специалиста сферы социального туризма предполагает сочетание базовой основы, федерального компонента с вузовским компонентом, учитывающим особенности социокультурной ситуации на конкретной территории. Нормативно-правовая
подготовка специалиста сферы
социального туризма - это сложная система, отличающаяся разнообразием структурных компонентов и характером взаимосвязи, она обусловлена
функциональными задачами, которые следует решать на каждом конкретном этапе:
- включение в общую систему правового образования специалистов сферы социального туризма;
- стимулирование интереса будущих специалистов сферы социального туризма к нормативно-правовым документам и процессам;
- развитие общекультурного и специального образования на нормативно-правовых основах;
- реализация взаимосвязи социальной теории и практики;
- стимулирование экспериментальных исследований, ориентированных на разработку содержания, новых методик и технологий правового образования специалистов сферы социального туризма.
Литература
1. Абдулатипов, А. Р. Содержание и структура профессионально направленной правовой подготовки специалистов в техническом вузе :дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 [Текст] / А. Р. Абдулатипов. - Казань, 2006. - 166 с.
2. Байденко, В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего образования : методическое пособие [Текст] / В. И. Байденко. -М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. - 80 с.
3. Винокурова, Н. В. Компетентностный подхэд в подготовке будущих специалистов сервиса и туризма [Текст] / Н. В. Винокурова, Ю. А. Колесова // Теория и методика профессионально-практической подготовки специалистов сервиса и туризма : сб. науч. статей. -Челябинск : ООО «Изд-во РЕКПОЛ», 2010. - С. 815.
4. Горюнова, Л. В. Проблемы подготовки профессионально мобильных специалистов в современных условиях развития системы высшего образования [Текст] / Л. В. Горюнова // Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика. - Казань : Изд-во Казанск. ун-та, 2004. -С. 166-170.
5. Кузнецов, С.А. Формирование социально-правовой компетентности у будущих
специалистов по физической культуре и спорту / С.А. Кузнецов// Ученые записки Университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1. - С. 58-60.
6. Кузнецов, С. А. Нормативно -правовая культура специалистов туризма в России / С.А. Кузнецов// Омский научный вестник. - 2012. - № 5 (112). - С. 220-221.
7. Кузнецов, С.А. К проблеме совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов сферы социального туризма/ С.А. Кузнецов// Педагогико -психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. -№ 4(25). - Режим доступа : http: // www.kamgifk.ru/magazin/n 15.htm
8. Кузнецов, С.А. Социальный туризм как феномен социального государства / С.А. Кузнецов // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - № 1(26). - Режим доступа: http: // www.kamgifk.ru/magazin/n 15.htm
9. Кузнецов, С.А. История развития паралимпийского спорта в мире / С.А. Кузнецов, З.М. Кузнецова // Педагогико -психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта - 2014. - № 2. - С.46-54. DOI 10.14526/00_1111_06
10. Кузнецов, С.А. Технология формирования социально-правовой компетентности у будущих специалистов по физической культуре и спорту/С.А. Кузнецов//Современные проблемы развития и социализации личности : сборник научных трудов. - Чебоксары : Чуваш.гос. пед. ун-т, 2011. - С. 8895.
11. Кузнецов, С.А. Технологическое обеспечение формирования нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма/ С.А. Кузнецов// Физическая культура, спорт - наука и практика - 2013. - № 3. -С. 170-176.
References
1. Abdulatipov A. R., Soderzhanie i struktura professional'no napravlennoi pravovoi podgotovki spetsialistov v tekhnicheskom vuze [Content and structure of professionally directed juridical training of the specialists at a technical higher educational establishment], Kazan, 2006, 166 p.
2. Baydenko V. I., Kompetentnostnyi podkhod k proektirovaniyu gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniya
[Competence based approach to state educational standards of higher education projection], Moscow : Research center of specialists' training quality problems, 2008, 80 p.
3. Vinokurova N. V., Teoriya i metodika professional'no-prakticheskoipodgotovki spetsialistov servisa i turizma [Theory and methodology of professional-practical training of the specialists in the sphere of service and tourism], Chelyabinsk : limited liability company "REKPOL publishing house", 2010, pp. 8-15.
4. Gorynova L. V., Tekhnologii sovershenstvovaniya podgotovki pedagogicheskikh kadrov: teoriya i praktika [Development technologies of pedagogical staff training : theory and practice], Kazan : Kazan University publishing house, 2004, pp. 166-170.
5. Kuznetsov S. A., Uchenye zapiski Universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific proceedings of P.F. Lesgaf University], 2011, No. 1, pp. 58-60.
6. Kuznetsov S. A., Omskii nauchnyi vestnik [Omsk scientific bulletin], 2012, No. 5 (112), pp. 220-221.
7. Kuznetsov S. A., Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2012, No. 4(25), pp. 73-78, available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=18772425.
8. Kuznetsov S. A., Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2013, No. 1(26), pp. 101107, available at: http://elibrary .ru/author items .asp?authorid=705180.
9. Kuznetsov S. A., Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2014, No. 2, pp. 46-54. DOI 10.14526/00_1111_06, available at: http ://elibrary.ru/item.asp?id=21731273.
10. Kuznetsov S. A., Sovremennye problemy razvitiya i sotsializatsii lichnosti : sbornik nauchnykh trudov [Modern problems of personality development and socialization : collection of scientific works], Cheboksary :Chuvashiya State Pedagogical University, 2011, pp. 88-95.
11. Kuznetsov S. A., Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical culture, sport -science and practice], 2013, No. 3, pp. 170-176.
Статья поступила в редакцию: 3.06.2015 г.