УДК 378 ББК 74
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
I С.Б. Серякова
Аннотация. В статье представлен научный вклад Е.А. Левановой в теорию педагогики и образовательную практику, показаны возможности технологического подхода в проектировании образовательных программ.
Ключевые слова: технологический подход, технологическая модель, компетентностный подход в образовании, проектирование образовательных программ.
TECHNOLOGICAL APPROACH TO DESIGNING OF EDUCATIONAL PROGRAMS
I S.B. Seryakova
24
Abstract. The article presents a scientific contribution of E.A. Levanova to the theory ofpedagogics and educational practice. It also shows the possibilities of technological approach to the designing of educational programs.
Keywords: technological approach, technological model, competence-based approach in education, designing of educational programs.
Научная проблематика педагогики высшей школы и личностно-профессионального развития педагога является стержневой для научного поиска преподавателей и студентов факультета педагогики и психологии МПГУ и связана данная проблема с именем академика В.А. Сластенина. Ученики Виталия Александровича — известные педагоги, ученые, продолжают его дело, и одна из них — док-
тор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования Елена Александровна Леванова.
В научной деятельности Е.А. Ле-вановой получили развитие два направления исследовательского интереса: психопластика личности подростка и практико-ориентированный технологический подход в профессиональной подготовке педагога.
Книги Е.А. Левановой «Готовясь к работе с подростками» (1993), «Подросток: концепция психопластики личности» (2002), «Подросток: родителям о психопластике личности» (2003), «Технология конструктивного взаимодействия педагога с подростком» (2002) и др. раскрывают содержание авторской концепции и предлагают практические рекомендации педагогам и родителям по организации взаимодействия с детьми подросткового возраста.
Под руководством Е.А. Левановой в рамках ее научной школы подготовлены 48 кандидатов и 15 докторов педагогических наук, в исследованиях которых разрабатываются различные грани двух сфер научных интересов профессора.
В рамках концепции психопластики личности исследовались особенности развития подростка: диагностика его коммуникативной культуры (Т.В. Пушкарева, 1998), социально-психологические механизмы регуляции поведения в подростковом возрасте (Н.В. Кошман, 2002), психолого-педагогическая поддержка подростков с повышенным уровнем тревожности (И.В. Старшинина, 2007), содействие формированию у подростков адекватного отношения к себе (С.С. Кургинян, 2008), профилактика табакокурения как фактор формирования ценности здорового образа жизни у подростков» (М.В. Романникова, 2009), формирование социально-ответственного поведения подростков (М.В. Ковалевская, 2012), профилактика подросткового вандализма (Е.С. Калмыкова, 2013) и др.
В научной группе кафедры социальной педагогики и психологии МПГУ под руководством
Е.А. Левановой ежегодно выполняется большое количество учебно-исследовательских работ: от курсовых проектов до магистерских диссертаций, посвященных решению проблем развития подростка, использованию мощного ресурса этого возраста в становлении личности.
Особого внимания заслуживает способность Е.А. Левановой воплощать теоретические положения в образовательной практике, свидетельством тому является созданная ею на кафедре социальной педагогики и психологи творческая лаборатория «Психолого-педагогический институт воспитания» «Искусство тренинга». Работают в ней ученики, многие из них — А. Волошина, М. Татарникова, И. Телегина, В. Плешаков, К. Поплавская, А. Соболева, С. Шевченко, и др. — за годы существования лаборатории стали успешными педагогами-психологами, тренерами, их образовательные и тре-нинговые программы востребованы как детскими оздоровительными лагерями («Артек», «Океан», «Орленок» и многие другие), так и различными образовательными организациями, а также организациями социальной сферы и бизнеса. На протяжении нескольких лет Е.А. Леванова с сотрудниками лаборатории проводит семинары — Родительские собрания — для родителей подростков разных школ Москвы.
Книги Е.А. Левановой в соавторстве с этой группой творческой молодежи «Игра в тренинге», «Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия», «Вожатская мастерская» переиздавались не один раз, востребованы педагогическим сообществом, родителями, о чем свидетельствует высокий показатель их цитирования в РИНЦ.
25
2 / 2016
Преподаватель ^
26
Основная научная проблема профессиональной подготовки педагога получила развитие в докторских исследованиях, научным консультантом которых была Е.А. Леванова: Е.И. Мычко «Практико-ориентированные технологии формирования коммуникативной культуры педагога» (2002), Н.М. Ах-меровой «Этнокультурный подход в профессиональной подготовке социального педагога к работе с семейным социумом» (2004), С.Б. Серяковой «Формирование психолого-педагогической компетентности педагога дополнительного образования» (2006), М.Г. Резниченко «Формирование воспитательного пространства вуза» (2009), Т.В. Пушкаревой «Интериоризация профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами в процессе обучения в вузе» (2012), И.Ф. Бережной «Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста» (2012), И.И. Игна-тенко «Формирование культуры иноязычного делового общения в системе высшего гуманитарного образования» (2012), О.Р. Кокориной «Здоровьесбе-режение личности в условиях высшего педагогического образования» (2012), М.Л. Субочевой «Перспективы развития последипломного педагогического образования преподавателей разнопрофильной подготовки в среднем профессиональном образовании (2013), О.А. Бахчиевой «Духовно-нравственное воспитание будущего учителя средствами краеведения» (2015), С.И. Федоровой «Формирование ценностного отношения студентов к героическому прошлому России» (2015).
Проблемы образовательного процесса в вузе, профессиональной подготовки социальных педагогов и
педагогов-психологов нашли отражение и в кандидатских диссертациях, выполненных под руководством Е.А Левановой: В.А. Плешакова «Психовозрастной статус личности как фактор социально-педагогической адаптации студентов к профессии педагога-психолога» (2002), Т.В. Мостовой «Формирование современной воспитательной системы ССУЗа на основе организации социо-культурной деятельности» (2003), В.М. Никандровой «Сопоставительный анализ отечественного и зарубежного негосударственного высшего образования» (2004), И.Л. Васильевой «Динамика мотиваци-онно-целевых установок будущих педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки» (2004), А.В. Тук-шумской (Какун) «Формирование культуры межличностных отношений в педагогическом коллективе школы» (2009), Т.А. Савиной «Формирование эмоциональной устойчивости будущего педагога» (2011) О.Н. Зотовой (Драгу-новой) «Формирование мотивационно-ценностного отношения будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности» (2012), Н.С. Лав-ской «Формирование социальной компетентности у будущих педагогов-дефектологов» (2012), Я.А. Баскаковой «Событийность как феномен профессионально-личностного развития студентов педагогических вузов» (2012) и др.
Результаты выполненных исследований являются убедительным подтверждением развития научной школы Е.А. Левановой и ее весомого вклада в педагогическую науку и образовательную практику.
Еще одним важным направлением в организаторской и научно-педагогической деятельности Е.А. Ле-вановой является дополнительное
профессиональное образование. Более 15 лет Елена Александровна возглавляет эту работу на факультете, реализуя образовательные программы переподготовки специалистов по практической психологии, клинической психологии, курсы повышения для профессорско-преподавательского состава вузов страны, преподавателей среднего профессионального образования и других социальных организаций.
Данное направление работы чрезвычайно актуально и востребовано в условиях меняющегося рынка труда, требует гибкого и своевременного обновления содержания программ переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и специалистов социальной сферы. Разрабатывая программы повышения квалификации и переподготовки специалистов, Е.А. Ле-ванова и коллеги ориентируются на технологию модульного структурирования, на интеграцию всех ее составляющих, на их содержательное осмысление и на условия, повышающие эффективность применения данной технологии [1, с. 206; 2].
Созданные учебные программы, учебные пособия и монографии охватывают широкий круг вопросов психолого-педагогического образования и практики, направлены на решение практических задач дополнительного профессионального образования по обеспечению запросов личности и сферы труда.
Проблема качества образования сегодня одна из наиболее важных в высшей школе, проводятся различные рейтинговые исследования государственных и негосударственных вузов по данному показателю,
интернет-экзамены с целью проверки уровня сформированности компетенций (или их компонентов). Соответственно, данная проблема актуализировала в высшей школе поиск новых подходов к разработке Образовательных программ (ОП) и оценочных средств уровня их освоения. Первая волна этой ответственной и серьезной работы была выполнена в 2010 г., с принятием ФГОС ВПО, зачастую очень формально, компетенции «механически» подставлялись к учебным курсам и никак не проверялись. Оценочные средства состояли из привычных вопросов к зачету или экзамену и не всегда они были ориентированы на будущую профессиональную деятельность выпускника. Далеко не все преподаватели высшей школы были готовы к инновациям в образовании [3].
Принятые Профессиональные стандарты определили для разработчиков Образовательных программ содержание востребованных на рынке труда трудовых функций выпускника вуза, и сегодня ориентиром учебно-методической работы становится не толь- 27 ко актуализированный ФГОС ВО, но и Профессиональный стандарт.
Сопряжение данных документов требует определенной технологиза-ции процесса разработки образовательных программ в компетентност-ном формате.
Е.А. Леванова в своих работах подчеркивает, что «...возможность технологизировать любой процесс, в том числе процесс взаимодействия, характеризуется возможностью осмысления труда, возможностью работы над конечным результатом и развитием собственной педагогической рефлексии» [4, с. 201].
2 / 2016
Преподаватель ^
28
Основная направленность компе-тентностного подхода как новой парадигмы образования заключается в формировании активной профессиональной и жизненной позиции специалиста, в обеспечении социально ожидаемого результата.
Компетентностный подход положен в основу целеполагания (ценности образования, социальный заказ, ориентация на рынок труда) и организации высшего образования (институциональные преобразования, изменение видов деятельности преподавателей и обучающихся, форм их взаимодействия, методов и средств обучения, мониторинга качества образования и др.).
В ходе исследования проблемы психолого-педагогической компетентности педагога нами была предложена концептуальная модель ее формирования, в реализации которой важная роль принадлежит технологическому компоненту модели.
Следует констатировать, что в последние годы расширился спектр методологических работ в области прогнозирования, проектирования, моделирования (работы Б.М. Бим-Бада, В.П. Беспалько, И.Ф. Бережной, В.И. Ги-нецинского, М.П. Горчаковой-Сибир-ской, В.В. Краевского, И.А. Колесниковой, В.В. Серикова, П.Г. Щедро-вицкого, И.С. Якиманской и др.).
Педагогическое проектирование как научный термин используется в различных контекстах. Данное понятие определяется как разработка новых содержаний, технологий педагогической деятельности и педагогического мышления (В.А. Болотов, Е.И. Исаев, В.А. Сластенин и др.); как разработка моделей качественного конструирования образовательно-
го пространства, его технологизации для творческого профессионально-личностного развития будущего специалиста (Е.А. Леванова, Н.А. Морозова и др.).
В своих научных публикациях Е.А. Леванова отмечает в ряду тенденций развития образования тенденцию технологизации, согласно которой образовательный процесс «...становится в определенной мере управляемым, если реализуется как технологический процесс, отвечающий требованиям даигностичности, интенсивности, воспроизводимости, социально-игровой контекстности, моделирования профессиональных ситуаций, сочетания дидактических, коммуникативных и личностно-смыс-ловых функций, субъективности и избирательности, творческой индивидуальности педагога» [5, с. 220].
Результатом педагогического проектирования является новая модель или система. Нами разработана технологическая модель формирования психолого-педагогической компетентности, реализуемая в вузе, в деятельности организации дополнительного образования, в системе дополнительного профессионального образования (переподготовка специалистов и повышение квалификации). Она соединила в себе моделирование и реализацию подготовки педагога как сложный многомерный, многоуровневый процесс, обеспечивающий профессиональное развитие и саморазвитие специалиста; формирование у педагогов ценностно-смысловой ориентации, субъектной позиции, опыта профессионально-ориентированной деятельности, основанной на гуманистических принципах, субъкт-субъектном взаимо-
действии, мотивационно-ценностном отношении к ним; творческого преобразования, а так же развитие профессионально значимых качеств, таких как эмпатия, флексибильность, толерантность, готовность к диалогу, сотрудничеству.
Технологическое обеспечение процесса формирования психолого-педагогической компетентности педагога дополнительного образования в период обучения в вузе нашло графическое отображение в разработанной технологической карте (на основе технологических карт Е.А. Ле-вановой) [5].
Концептуальный, развивающий, интерактивный, аналитический, технологический блоки модели в равной мере обеспечивают формирование способности педагога к целепола-ганию, анализу, оценке, действию, рефлексии своей психолого-педагогической деятельности, то есть формирование компетенций, которые характеризуются и мотивационными, и смысловыми, и отношенческими, и регуляторными составляющими, наряду со знанием и опытом.
Концептуальный блок представлен теоретико-методологическими основами содержания программы, направлен на формирование общенаучных и общепрофессиональных компетенций педагога.
Развивающий блок нацелен на профессионально-личностное развитие специалиста, формирование устойчивого мотивационно-ценност-ного отношения к профессиональной деятельности, потребности в постоянном профессиональном совершенствовании.
Интерактивный блок обеспечивает формирование коммуника-
тивных компетенций педагога, активной профессиональной позиции, готовности к диалогу, субъект-субъектному взаимодействию, сотрудничеству; формирование способности к разрешению конфликтных ситуаций, к овладению культурой общения, в том числе межкультурного.
Аналитический блок предусматривает развитие профессионально-личностной рефлексии педагога, формирование психолого-педагогической компетенции в плане способности проектировать, планировать, организовывать и анализировать свою профессиональную деятельность, а также деятельность учащихся, управлять ею и оценивать ее результаты; отбирать позитивный педагогический опыт и использовать его в собственной профессиональной деятельности, осуществлять психолого-педагогическую поддержку личностного развития ребенка.
Технологический блок ориентирован на формирование профессионально важных умений прогнозировать, структурировать и алгоритми- __ зировать профессиональную деятель- 29 ность. Современные педагогические технологии существенным образом могут трансформировать содержание образования и обусловливают динамику профессиональной подготовки и переподготовки педагогов.
Единство, взаимосвязь и взаимообусловленность этих блоков предопределили целостность системы формирования психолого-педагогической компетентности педагога [6].
На факультете педагогики и психологии МПГУ подготовка педагогов дополнительного образования ранее осуществлялась в рамках специализации «Педагогика дополнительного
2 / 2016
Преподаватель
30
образования». Ее содержание раскрывает и характеризует целостную картину профессиональной деятельности педагога, особенности развития его личности на разных этапах профессионального роста, позволяет студенту осознать и реализовать себя в роли педагога-наставника подрастающего поколения, способствует формированию субъект-субъектного стиля общения с воспитанниками, выработке творческого подхода к решению актуальных жизненно-практических задач развития детей и подростков.
Следует отметить, что направление данной специализации логично сочетается с профессиональной педагогической подготовкой, осуществляемой на факультете педагогики и психологии, и четко ориентировано на гуманизацию образовательного процесса и психолого-педагогическое сопровождение всех его участников. Кроме того, реализация данной задачи ставит проблему разработки и внедрения новых технологий подготовки педагогов дополнительного образования, способных помочь преодолеть существующие противоречия в образовании, что представляется возможным, прежде всего, в организациях дополнительного образования детей в силу нерегламентированности и вариативности учебно-воспитательного процесса.
Имеющийся эффективный опыт формирования психолого-педагогической компетентности педагога на факультете педагогики и психологии в рамках реализуемых ранее специальностей «Социальная педагогика», «Педагогика и психология», «Педагогика» позволил разработать Образовательную программу ма-
гистерской подготовки «Психолого-педагогическое сопровождение дополнительного образования». Данная программа ориентирована на подготовку магистров, способных к организации и осуществлению психологического, педагогического, методического сопровождения всех участников образовательного процесса в организациях дополнительного образования, к реализации научно-исследовательской деятельности, а также к руководству проектной и исследовательской деятельностью как педагогов, так и обучающихся.
Это обусловлено, с одной стороны, целевыми установками, традициями и практическими задачами как факультета педагогики и психологии МПГУ, так и кафедры социальной педагогики и психологии, возглавляемой Е.А. Левановой, с другой стороны, современными нормативными документами и запросами сферы труда.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Леванова, Е.А. О современных требованиях к повышению квалификации и переподготовке преподавателей / Е.А. Леванова, В.А. Плешаков, Т.В. Пушкарева, С.Б. Серякова // Глобальный научный потенциал. - 2012. - № 19. - С. 206-211 [Электронный ресурс]. - URL: http:// elibrary.ru/item.asp?id=20377458 (дата обращения: 08.05.2016).
2. Леванова, Е.А. Технологический подход к разработке содержания профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования [Текст] / Е.А. Леванова, В.А. Плешаков, Т.В. Пушкарева, С.Б. Серякова // Преподаватель XXI век. - 2005. - № 3. -С. 13-18.
3. Серякова, С.Б. Готовность преподавателей к реализации компетентностно-ори-
ВЕК
ентированных образовательных стандартов [Текст] / С.Б. Серякова, Л.Ф. Красин-ская // Преподаватель XXI век. - 2012. -Т. 1. - № 2. - С. 7-13.
4. Леванова, Е.А. К вопросу о профессиональной подготовке педагога / Е.А. Лева-нова // Глобальный научный потенциал. -2012. - № 19. - С. 201-203 [Электронный ресурс]. - URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=20377456 (дата обращения: 08.05. 2016).
5. Леванова, Е.А. Технология конструктивного взаимодействия педагога с подростком: Методическое пособие. [Текст] / Е.А. Леванова. - М., 2002. - 224 с.
6. Серякова, С.Б. Формирование психолого-педагогической компетентности педагога дополнительного образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. [Текст] / С.Б. Серякова. - М., 2006. - 40 с.
REFERENCES
1. Levanova E.A., Pleshakov V.A., Pushkareva T.V., Serjakova S.B., O sovremennyh trebovanijah k povysheniju kvalifikacii i perepodgotovke prepodavatelej, Globalnyj nauchnyj potencial, 2012, No. 19, pp. 206211. [Electronic resource], available at:
http://elibrary.ru/item.asp?id=20377458 (accessed: 08.05.2016). (in Russian)
2. Levanova E.A. Tehnologija konstruktivnogo vzaimodejstvija pedagoga s podrostkom: Metodicheskoe posobie, Moscow, 2002. (in Russian)
3. Levanova E.A., Pleshakov V.A., Pushkareva T.V., Serjakova S.B., Tehnologicheskij podhod k razrabotke soderzhanija profes-sionalnoj perepodgotovki i povyshenija kvalifikacii rabotnikov obrazovanija, Prepo-davatelXXI vek, 2005, No. 3, pp. 13-18.
4. Levanova E.A. K voprosu o professionalnoj podgotovke pedagoga, Globalnyj nauchnyj potencial, 2012, No. 19, pp. 201-203 [Electronic resource], available at: http://elibrary. ru/item.asp?id=20377456 (accessed: 08.05. 2016).
5. Serjakova S.B., Formirovanie psihologo-pedagogicheskoj kompetentnosti pedagoga dopolnitelnogo obrazovanija, Extended Abstract of PhD dissertation (Pedagogics), Moscow, 2006. (in Russian)
6. Serjakova S.B., Krasinskaja L.F., Gotovnost prepodavatelej k realizacii kompetentnostno-orientirovannyh obrazovatelnyh standartov, PrepodavatelXXIvek, 2012, No. 2, pp. 7-13. (in Russian)
Серякова Светлана Брониславовна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра социальной педагогики и психологии, факультет педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, umkped@mail.ru Seryakova S.B., ScD in Pedagogy, Professor, Department of Social Pedagogy and Psychology, Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow State University of Education, umkped@mail.ru
31
2 I 2016
Преподаватель ^