УДК 378
Г. В. Никитовская
Методологические подходы к определению управленческой компетентности
будущего педагога
Статья посвящена ключевой проблеме современного высшего образования, так как переход на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения значительно актуализировал проблему становления профессиональной компетентности будущих педагогов. Причем выявлено, что современные социально-экономические условия обуславливают появление в составе профессиональной компетентности учителя новой составляющей -управленческой компетентности, формирование которой предполагает готовность будущего педагога к планированию и эффективной организации образовательного процесса, к самостоятельному принятию решений, достижению прогнозируемого результата за четко определенное время с заранее определенными ресурсными затратами.
В статье проведен теоретический анализ понятий «управленческая компетентность» и «управленческая компетенция» будущего педагога с позиций различных научных подходов - системного, деятельностного, личностно-ориентированного и компетентностного. На основании изучения отечественной научно-педагогической литературы конкретизированы понятия «управленческая компетентность» и «управленческая компетенция» будущего педагога, определено их понятийное ядро относительно перечисленных методологических подходов. Автором обосновано, что ведущим методологическим походом к определению понятий «управленческая компетентность и компетенция будущего педагога» является компетентностный подход как один из ведущих принципов разработки государственных образовательных стандартов нового поколения и современная образовательная парадигма.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, управленческая компетентность и управленческая компетенция будущего педагога, системный подход, деятельностный подход, личностно-ориентированный подход, компетентностный подход.
G. V. Nikitovskaya
Methodological Approaches in Defining the Future Lecturer's Management Competence
This article is dedicated to the important problem of modern education, because the transition to the Federal standards of a new generation significantly actualized the problem of foundation of the future lecturers' professional competence. What is more, it is revealed, that modern socio-economic conditions determine existence in the structure of the future lecturer's professional competence of a new component - a management competence, its formation presumes the future lecturer's readiness to plan and to organize the educational process effectively, to make a decision independently, to achieve a predictable result in a well-defined period of time with all the resource costs, which were previously defined. In this article we managed to make a theoretical analysis of the concepts of the «management competence» and «management competency» of the future lecturer from the perspective of different scientific approaches - systematic, activity-based, student-centered and competency-based. This was done on the basis of studying of the national scientific and pedagogical literature, where both of these concepts are defined by determination of their conceptual core, relative to the listed methodological approaches. The author substantiates that the leading methodological approach to the definition of the «management competency» and the «competence of the future lecturer» is the competence approach as one of the leading principles of development of the state educational standards of the new generation and the new educational paradigm.
Keywords: professional competence, management competency and management competence of the future lecturer, system approach, activity approach, personality-oriented approach, competence approach.
Современная система высшего образования ориентирована на реализацию новых социальных запросов в подготовке учителя, способного к оптимальному планированию своей профессиональной деятельности и организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, что обеспечивает высокое качество их обучения и воспитания.
Изучая требования государства и социума к современному педагогу, изложенные в профессиональном стандарте «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, началь-
ном общем, основном общем, среднем общем образовании), обращаем внимание на описание его основных трудовых действий: планирование учебных занятий; систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению; формирование мотивации к обучению; организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений обучающихся и т. п.
Исходя из этого, можем установить, что современные социально-экономические условия обуславливают появление в составе профессиональ-
© Никитовская Г. В., 2017
ной компетентности педагога новой составляющей - управленческой компетентности.
Проблемы формирования управленческой компетентности педагога исследуются в трудах С. Г. Воровщикова, В. С. Лазарева, А. К. Марковой, Л. Н. Павловой, И. Б. Сенновского, В. П. Симонова, В. А. Трайнева, Т. И. Шамовой, Г. П. Щедровицкого и других ученых.
Анализ научно-педагогической литературы также показывает неуклонный рост диссертационных исследований по проблеме управленческой компетентности будущего педагога (О. С. Августимова, Л. В. Ведерникова, О. Ю. Заславская, Е. Ю. Зимина, Л. Г. Киселева, И. И. Киютина, И. А. Коробейникова, С. Ц. Нимбуева, О. В. Попова, Т. Ю. Основина, В. А. Разумовский Р. С. Сеитова, М. В. Селиверстова, Е. Н. Сепиашвили, Л. В. Суфьянова, О. В. Усачева. Н. П. Шамина и др.).
Однако в отечественной научно-
педагогической литературе на сегодняшний день нет единого подхода к определению управленческой компетентности будущего педагога, существует множество интерпретаций данного понятия. Управленческая компетенция будущего педагога также имеет широкое толкование и часто лишь упоминается в научных исследованиях. Понятия «управленческая компетентность» и «управленческая компетенция» будущего педагога четко не разведены. Их неоднозначная трактовка приводит к разному восприятию и пониманию одних и тех же процессов, протекающих в образовании и, следовательно, влияющих на цель и результаты подготовки будущих педагогов к педагогической деятельности.
В связи с этим была сформулирована цель исследования: провести теоретический анализ понятий «управленческая компетентность» и «управленческая компетенция» будущего педагога с позиций различных научных подходов - системного, деятельностного, лич-ностно-ориентированного и компетентностного.
Основным методом исследования выступил анализ отечественной научно-педагогической литературы по данной проблеме.
Теоретическая значимость исследования состоит в конкретизации понятий «управленческая компетентность» и «управленческая компетенция» будущего педагога, определении их понятийного ядра относительно различных методологических подходов.
Универсальным направлением научного анализа в педагогике выступает системный подход. Управленческая компетентность будущего педагога с позиции системного подхода определяется
исследователями (В. И. Бондарь, О. Ю. Заславская, Е. Ю. Зимина, И. В. Ильина, В. А. Сластенин и др.) как составляющая сложной системы его профессиональной компетентности.
Также управленческая компетентность будущего педагога может быть рассмотрена в виде отдельной сложной системы, включающей множество взаимосвязанных элементов и уровней.
Так, например, Е. Ю. Зимина определяет управленческую компетентность будущего педагога профессиональной школы как систему внутренних ресурсов, «необходимых для организации эффективного руководства обучаемыми в соответствии со всеми составляющими его деятельности (целями, принципами, содержанием, технологиями и т. д.)» [2, с. 51].
Понятие «управленческая компетенция» автором не исследуется. Управленческая компетентность будущего педагога представлена автором в качестве комплексной системы, включающей научно-теоретические, операционально-
технологические и социально-психологические характеристики управленческой компетентности.
О. А. Кузнецова под управленческой компетентностью студентов понимает сформированную в процессе обучения и самообразования систему управленческих компетенций, влияющих на качество решения учебных, а в дальнейшем - профессиональных задач. Управленческая компетенция же рассматривается исследователем как «предметная область, в которой индивид хорошо осведомлен и в которой он проявляет готовность к выполнению управленческой деятельности» [6, с. 8].
Автором описана интегративная структура управленческой компетентности студента, включающая как функциональные, так и личностные характеристики управленца. В структуре функциональной управленческой компетентности О. А. Кузнецова выделяет такие компетенции, как управление ресурсами, управление людьми, управление информацией, управление деятельностью. А в структуре личностной управленческой компетентности - целеполагание и оценивание, лидерство, коммуникабельность, способности к организации и руководству [6, с. 9-10].
Однако управленческая компетентность не может быть передана кому-либо в виде информационной модели, как бы четко ни была представлена ее структура и подробно описаны входящие в ее состав компоненты, уровни и подсистемы. Компетентность может быть сформирована только в деятельности, в процессе преобразования лич-
ного опыта обучающегося (А. К. Маркова, Л. Н. Павлова, Л. В. Поздняк, И. Б. Сенновский, С. Б. Серякова, В. П. Симонов, Т. И. Шамова, Г. П. Щедровицкий и др.).
В связи с этим для исследования управленческой компетентности будущего педагога многие авторы используют деятельностный подход.
В этом направлении большинство авторов опираются на позицию В. А. Сластенина [11] и рассматривают управленческую компетентность педагога как единство теоретической и практической готовности к осуществлению управленческой деятельности, где структуру управленческой компетентности педагога составляют управленческие знания и умения, соотнесенные с функциями педагогического управления и характеризующие эту готовность.
Так, А. И. Панарин рассматривает управленческую компетентность как «готовность практически использовать профессиональные знания и совокупность коммуникативных, конструктивных и организаторских умений в своей работе» [8, с. 55]. Этой же позиции придерживаются Л. Н. Берестова, В. И. Бондарь, А. Ф. Добудько, В. Р. Веснин и др.
И. А. Коробейникова отмечает, что управленческая компетентность будущего педагога представляет собой явление, исследуемое на основании управленческой деятельности его субъектов (управляющего и управляемого), включенных в систему социальных взаимоотношений [4, с. 22].
Профессиональное становление, понимаемое как развитие личности в процессе обучения, освоения профессии, является центральным понятием личностно-ориентированного образования.
Личностно-ориентированный подход, по мнению Е. А. Левановой, Т. В. Пушкаревой, ориентирован не только на знания, умения и навыки, а главным образом на личность
и жизнедеятельность обучающегося, то есть на его культуру, мировоззрение, интересы, интеллект, отношения (к другим людям, к себе), эмоции, здоровье, образ жизни и т. д. [7, с. 449].
В исследовании особенностей определения управленческой компетентности будущего педагога с позиции личностно-ориентированного подхода мы столкнулись с тем, что определения содержания управленческой компетентности как перечень личностных характеристик педагога, учителя, студента отсутствуют. Но в аспекте личностно-ориентированного подхода встречаются исследования управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения. Вследствие
этого были изучены определения данного понятия по отношению к руководителю образовательного учреждения (Р. Бояцис, Р. Л. Кричевский, О. А. Кузнецова, Т. И. Шамова и др.).
По утверждению Р. Л. Кричевского, в управленческую компетентность руководителя возможно включить общий перечень личностных характеристик, которые способствуют эффективности его работы. К их числу он относит независимость, уверенность в себе, доминантность, креативность, общительность, эмоциональную уравновешенность, ответственность, определяющие способность руководителя к проявлению творческого подхода в профессиональной деятельности [5].
Таким образом, с позиции личностно-ориентированного подхода управленческая компетентность рассматривается в виде отдельной модели личностных характеристик руководителя. Однако известно, что поведение человека в большей степени определяется мотивацией, чем способностями, а основой любой деятельности являются ценностные ориентации личности.
Компетентность как интегративная характеристика личности, включающая знания, умения, ценности, опыт, личные качества, рефлексию, рассматривается в рамках компетентностного подхода. Идеи компетентностного подхода заложены в трудах К. А. Абульхановой, В. И. Байденко,
A. А. Бодалева, В. А. Болотова, С. Г. Вершловского, Б. С. Гершунского, А. А. Дер-кача, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, Е. А. Климова,
B. В. Краевского, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, С. Б. Серяковой, В. А. Сластенина, А. В. Хуторского, В. Д. Шадрикова и др.
В современных условиях компетентностный подход является приоритетным концептуальным направлением модернизации образования, ключевое понятие которого - компетентность.
Компетентность, согласно утверждению
C. Б. Серяковой, «во-первых, объединяет в себе когнитивную и "навыковую" составляющие образования; во-вторых, определяет формирование содержания образования "от результата"; в-третьих, обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к различным сферам жизнедеятельности человека» [10, с. 14].
В определении образовательных стратегий высшей школы компетентностный подход должен повлечь за собой изменение позиции преподавателя - от дидактической к тьюторской, что позво-
лит ему ориентироваться на ценности обучающихся, предоставлять студентам значительно большие образовательные возможности; реализо-вывать образование, обеспечивающее переход от концепции преподавания как вербальной передачи информации к концепции преподавания как содействия развитию; использовать инновационные педагогические технологии [9, с. 43].
С позиции компетентностного подхода управленческую компетентность определяет Т. И. Шамова как «интеграцию комплекса управленческих знаний, умений и социального опыта, личностных качеств, творческой направленности на достижение личностно и общественно значимых педагогических результатов» [12].
Л. Г. Киселева, исследуя проблему формирования управленческой компетентности будущих специалистов дошкольных образовательных учреждений, рассматривает управленческую компетентность как «динамичную, не завершенную, постоянно обогащающуюся, интегральную лич-ностно-профессиональную характеристику, выражающуюся в знании, стремлении, готовности и способности профессионально выполнять управленческие функции в дошкольном образовательном учреждении, обеспечивая эффективное решение профессиональных задач» [3, с. 55].
Автор формулирует также определение управленческой компетенции, включая в данное понятие область вопросов и видов деятельности, необходимых для профессионального освоения будущим специалистом.
Необходимость определения сущности управленческой компетентности на основе компетент-ностного подхода также обосновывают в своих исследованиях Е. В. Куликова, Н. П. Шамина, О. Ю. Заславская и др.
Обобщая вышесказанное, отметим, что
— с позиции системного подхода управленческая компетентность будущего педагога рассматривается как составляющая его профессиональной компетентности, а также в виде целостной сложной системы, включающей множество взаимосвязанных элементов и уровней;
— с позиции деятельностного подхода - определяется как теоретическая (знания на уровне применения) и практическая (умения, как выполнение функций, обязанностей) готовность педагога к управленческой деятельности;
— с позиции личностно-ориентированного подхода управленческая компетентность представляется, как правило, в виде отдельной модели личностных характеристик руководителя, ко-
торая также может включаться в структуру понятия управленческой компетентности, определяемого и с позиции других подходов;
— с позиции компетентностного подхода управленческую компетентность рассматривают в качестве интегральной характеристики личности, определяющей готовность педагога решать управленческие проблемы и задачи в реальной профессиональной управленческой деятельности на основе знаний, умений, личного опыта, с учетом профессионально-личностных качеств.
Управленческая компетенция практически не исследуется авторами и упоминается вскользь или как перечисление управленческих знаний, умений, навыков, опыта деятельности [1, 3, 6].
На основании проведенного анализа приходим к выводу, что ведущим методологическим подходом к определению понятий «управленческая компетентность и компетенция будущего педагога» является компетентностный подход как один из ведущих принципов разработки государственных образовательных стандартов нового поколения и современная образовательная парадигма.
Обобщая взгляды ученых, можно определить, что управленческая компетентность представляет собой комплексное личностное образование, основанное на ценностях, проявляющееся в осознанном знании, стремлении и готовности профессионально осуществлять управление ученическим коллективом, обеспечивая достижение личностно и общественно значимых педагогических результатов. А управленческая компетенция - сфера вопросов и видов деятельности, необходимых для получения у обучающихся образовательных результатов личностного и метапредметного характера.
Библиографический список
1. Бояцис, Р. Управленческая компетентность [Текст] / Р. Бояцис. - Жуковский : МИМ ЛИНК, 2003. - 52 с.
2. Зимина, Е. Ю. Развитие управленческой компетентности будущего педагога профессиональной школы [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е. Ю. Зимина. -Екатеринбург, 2004. - 172 с.
3. Киселева, Л. Г. Формирование управленческой компетентности будущих специалистов дошкольных образовательных учреждений [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Л. Г. Киселева. - Чита, 2007. - 249 с.
4. Коробейникова, И. А. Формирование управленческой компетентности студентов в педагогическом вузе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / И. А. Коробейникова. - Ишим, 2010. - 218 с.
5. Кричевский, Р. Л. Если вы - руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной
работе [Текст] / Р. Л. Кричевский. - М. : Дело, 1996. -384 с.
6. Кузнецова, О. А. Формирование управленческой компетентности у студентов специальности «Управление качеством» [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / О. А. Кузнецова. - Тольятти, 2007. - 220 с.
7. Леванова, Е. А. Методологические подходы к интериоризации профессионально-ориентированных знаний в процессе подготовки в вузе [Текст] / Е. А. Леванова, Т. В. Пушкарева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№ 2. - С. 445-452.
8. Панарин, А. И. Многоуровневое педагогическое образование [Текст] / А. И. Панарин // Педагогика. -1993. - № 1. - С. 54.
9. Серякова, С. Б. О компетентностном подходе в образовании [Текст] / С. Б. Серякова // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2013. - № 12 (31). - С. 41-45.
10. Серякова, С. Б. Формирование психолого-педагогической компетентности педагога дополнительного образования [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. Б. Серякова. - М., 2006. - 84 с.
11. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 4-е изд. - М. : Школьная Пресса, 2004. - 512 с.
12. Шамова, Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе [Текст] / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. - М. : Центр «Педагогический поиск», 2001. - 384 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Bojacis, R. Upravlencheskaja kompetentnost' [Tekst] / R. Bojacis. - Zhukovskij : MIM LINK, 2003. -52 s.
2. Zimina, E. Ju. Razvitie upravlencheskoj kompe-tentnosti budushhego pedagoga professional'noj shkoly [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk / E. Ju. Zimina. - Ekaterinburg, 2004. - 172 s.
3. Kiseleva, L. G. Formirovanie upravlencheskoj kompetentnosti budushhih specialistov doshkol'nyh obra-zovatel'nyh uchrezhdenij [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk / L. G. Kiseleva. - Chita, 2007. - 249 s.
4. Korobejnikova, I. A. Formirovanie upravlencheskoj kompetentnosti studentov v pedagogicheskom vuze [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk / I. A. Korobejnikova. -Ishim, 2010. - 218 s.
5. Krichevskij, R. L. Esli vy - rukovoditel'... Jele-menty psihologii menedzhmenta v povsednevnoj rabote [Tekst] / R. L. Krichevskij. - M. : Delo, 1996. - 384 s.
6. Kuznecova, O. A. Formirovanie upravlencheskoj kompetentnosti u studentov special'nosti «Upravlenie kachestvom» [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk / O. A. Kuznecova. - Tol'jatti, 2007. - 220 s.
7. Levanova, E. A. Metodologicheskie podhody k in-teriorizacii professional'no-orientirovannyh znanij v processe podgotovki v vuze [Tekst] / E. A. Levanova, T. V. Pushkareva // Sovremennye problemy nauki i obra-zovanija. - 2015. - № 2. - S. 445-452.
8. Panarin, A. I. Mnogourovnevoe pedagogicheskoe obrazovanie [Tekst] / A. I. Panarin // Pedagogika. -1993. - № 1. - S. 54.
9. Serjakova, S. B. O kompetentnostnom podhode v obrazovanii [Tekst] / S. B. Serjakova // Vestnik Vladi-mirskogo gosudarstvennogo universiteta im. Aleksandra Grigor'evicha i Nikolaja Grigor'evicha Stoletovyh. Serija: Pedagogicheskie i psihologicheskie nauki. - 2013. -№ 12 (31). - S. 41-45.
10. Serjakova, S. B. Formirovanie psihologo-pedagogicheskoj kompetentnosti pedagoga dopolnitel'nogo obrazovanija [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / S. B. Serjakova. - M., 2006. - 84 s.
11. Slastenin, V. A. Pedagogika [Tekst] : ucheb. posobie dlja studentov ped. ucheb. zavedenij / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, A. I. Mishhenko, E. N. Shijanov. 4-e izd. - M. : Shkol'naja Pressa, 2004. -512 s.
12. Shamova, T. I. Upravlenie obrazovatel'nym pro-cessom v adaptivnoj shkole [Tekst] / T. I. Shamova, T. M. Davydenko. - M. : Centr «Pedagogicheskij poisk», 2001. - 384 s.