УДК 378.1 ББК 74.48
ТЕХОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕЙСТВИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О.Р. Кокорина
Аннотация. В статье рассматривается такое понятие, как здоро-вьесберегающие технологии, а одним из важнейших средств реализации является технологическая карта. Она включает в себя систему деятельностно-освоенных этапов содействия здоровьесбережению личности, а также адекватную им систему функциональных механизмов формирования здоровьесберегающей готовности личности.
Ключевые слова: педагогическое образование, здоровьесбережение, содействие, педагогические технологии, личность, технологическая карта.
INDIVIDUAL IN TERMS OF HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION
O.R. Kokorina
Abstract. The article deals with the concept of health-preserving technologies. It defines that one of the most important means of implementing the process is a technological map. It includes action-mastered steps promoting health preservation of the personality, as well as adequate system of functional health saving readiness formation mechanisms.
Keywords: teacher education, health preservation, promotion, educational technology, identity, process map.
TECHNOLOGICAL MAP AS A MEANS OF PROMOTING THE IMPLEMENTATION OF HEALTH PRESERVATION OF THE
49
50
Теория и практика педагогического образования справедливо утверждает, что любая педагогическая задача может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.
Педагогическая технология, по определению В.А. Сластенина, это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий [1]. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология, по утверждению автора, может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последующее осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. Наиболее существенными признаками педагогических технологий являются следующие:
• технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора;
• технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
• технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащегося на гуманистической основе с учетом принципов индивидуализации.
Несмотря на то, что в последние годы интенсивно проводился ряд исследований, статус педагогической технологии все еще не определен,
однозначного толкования данного термина нет. До сих пор остается открытым целый ряд вопросов, связанных с определением и содержанием сущности данного понятия. В настоящее время существует более 20 определений понятия «педагогическая технология».
Одним из первых современных педагогов, раскрывающих общие основы педагогической технологии в системе педагогического образования, явился академик В.П. Беспалько. По его мнению, «педагогическая технология — проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике» [2, с. 25].
В нашем исследовании наиболее подходящим является определение, данное Е.А. Левановой: «Педагогическая технология - это упорядоченная и задачно-структу-рированная совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающая корректноизмеримый результат в изменяющихся условиях» [3]. Это определение наиболее точно отражает динамический процесс педагогического содействия здоровьесбе-режению личности в системе педагогического образования.
При реализации концепции содействия здоровьесбережению личности мы придерживаемся следующих педагогических технологий: организация процесса; диагностика; содержание процесса реализации; оценка и анализ результатов.
Рассмотрим подробно процесс реализации концепции педагогического содействия здоровьесбереже-нию личности в условиях педагогического образования.
1. Организация процесса. Содействие здоровьесбережению личности
Преподаватель
ВЕК
2 / 2016
было организовано в Сахалинском государственном университете. Сахалинский государственный университет был создан в 1998 г. на базе Южно-Сахалинского государственного педагогического института по классическому образцу.
В связи с объединением в университете института педагогики и двух педагогических колледжей сложилась система непрерывного педагогического образования. Кроме этого, в колледжах созданы лицейские классы, в которые производят набор учащихся после девятого класса для завершения полного среднего образования и дальнейшего обучения в колледже. Таким образом, возникает непрерывное педагогическое образование в системе лицей — колледж — вуз. Исследование названной проблемы охватывало все три звена.
Педагогические условия содействия здоровьесбережению личности реализовывались поэтапно во всех трех звеньях непрерывного педагогического образования.
2. Содержание процесса реализации. Решение проблемы содействия здоровьесбережению личности в системе непрерывного педагогического образования напрямую зависит от содержания образовательного процесса. Содержание содействия здоро-вьесбережению личности представляет собой социальный опыт, который усваивается конкретной личностью. Преломляясь определенным образом через внутренний мир личности, освоенный социальный опыт становится субъективным, и его структура состоит из следующих компонентов: знания личности (когнитивный компонент); умения и навыки (операциональный компонент); опыт твор-
ческой деятельности (креативный компонент); личностные смыслы, ценностные отношения (мотивацион-но-ориентационный компонент).
В основном содержание образования педагогического вуза ориентировано на когнитивный и операциональный компоненты, а в меньшей степени — на креативный и мотива-ционно-ориентационный. Однако совершенствование образовательных технологий приводит к тому, что педагогический процесс становится личностно-ориентированным, а взаимодействие преподавателей и студентов — субъект-субъектными. Таким образом, на первый план выдвигаются креативный и мотивационно-ориен-тационный компоненты содержания образовательного процесса.
Личностное развитие студента, наряду с другими факторами, во многом определяется деятельностью, в которую он включается.
Сложность освоения многофункционального характера педагогического содействия распределяется по этапам здоровьесберегающей деятельности (допрофессиональный, до- 51 вузовский профессиональный, вузовский профессиональный).
На каждом этапе студент достигает определенного качественного уровня здоровьесберегающей подготовленности.
От этапа к этапу содержание здо-ровьесберегающей деятельности усложняется, меняет характер деятельности студентов: от репродуктивного на этапе допрофессиональной подготовки до продуктивно-творческого на этапе профессиональной подготовки.
Технологическое обеспечение процесса содействия здоровьесбере-жению личности в условиях педаго-
гического образования нашло графическое отображение в разработанной нами технологической карте (на основе технологических карт Е.А. Ле-вановой) [4; 5], представляющей совокупность технолого-педагогиче-ских регламентируемых последовательных работ и коммуникативных ролей (табл.).
Алгоритм и последовательность данных ролей направлены на содействие здоровьесбережению личности, готовой на осознанном уровне воспринимать необходимую информацию и навыки как профессионально значимые и личностно-необходимые. Технологическая карта поэтапного обучения студентов и формирования у них навыков здоровьесбережения является методическим инструментарием при формировании их практической готовности к здоровьесбе-регающей деятельности в будущей профессии. Именно организация здоровьесберегающей деятельности на основе технологической карты обучения позволяет реализовать основные компоненты готовности: 52 • мотивационный — в большей степени в 1-й период;
• содержательно-деятельност-ный — 2-й и 3-й периоды;
• интеллектуальный — в ходе всего обучения;
• коммуникативно-технологический — 2-й и 3-й периоды;
• результативно-действенный — 3-й период;
• оценочно-прогностический — 3-й период.
В условиях содействия здоровьес-бережению личности осуществляется связь преподавателей и студентов на основе «партнерства, взаимодействия и сотрудничества», что значительно обогащает с содержательной стороны данную ролевую функцию. С другой стороны, данная система позволяет студенту стать субъектом образовательного процесса. В процессе такой деятельности формируются нормы сотрудничества, корректируются формы поведения, способы взаимодействия, которые впоследствии, в других педагогических системах (школа) будут иметь свое деятельностное выражение в актах здоровьесбережения. Коммуникативно-технологические навыки — это один из видов духовно-практического знания, а следовательно, их приобретение связано не только с методическими аспектами, но и с дидактическими.
Такие подходы, как приобретение знаний в процессе обучения, в оптимальных учебно-познавательных структурах, определены в работах В.П. Беспалько, В.С Гершунского, И.Я. Лернера, В.М. Полонского и др. Данные работы направлены на поиски оптимальных структур в учебно-познавательной деятельности, на поиски путей усвоения знаний.
Мы основываемся на данных подходах к формированию познавательной деятельности, ибо техноло-
Таблица
Образец содержания технологической карты содействия здоровьесбережению личности в условиях высшего педагогического образования (на каждом этапе профессиональной подготовки)
№ п/п Название этапа Задачи Содержание Формы деятельности Мотивация Предлагаемый результат
Преподаватель
2 / 2016
гический процесс подразумевает под собой определенные дидактические принципы и подходы, но в здоровьес-берегающей деятельности мы, помимо передачи определенных знаний, руководствовались иными задачами. В нашей схеме заложена система поэтапного формирования и усвоения навыков — индивидуальных, групповых, массовых как на уровне репродуктивной деятельности, так и на уровне творческого акта.
Вся данная совокупность направлена на содействие здоровьесбере-жению личности, на формирование готовности студента на практике осуществлять здоровьесберегающее взаимодействие с учащимися. Содействие здоровьесбережению личности входит составной частью в профессиональную подготовку студентов педагогического вуза, является способом и средством формирования практической готовности, когда знания, понятия, смыслы находят свое адекватное выражение через систему здоровьес-берегающей деятельности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сластенин, В.А. Педагог как субъект инновационной деятельности [Текст] / В.А. Сластенин // Соискатель-педагог. -2008. - № 4. - С. 26-32.
2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько - М.: Высш. шк., 1989. - 192 с.
3. Леванова, Е.А. Технологии здоровьесбе-режения в образовании : учеб.-метод. пособие [Текст] / Е.А. Леванова, В.А. Плешаков, Т.В. Пушкарева, Т.Н. Сахарова, С.Б. Серякова - М. : МОСПИ - МПГУ, 2008. - 150 с.
4. Леванова, Е.А. Готовясь к работе с подростками [Текст] / Е.А. Леванова - М., 1993. - 152 с.
5. Леванова, Е.А. Технология конструктивного взаимодействия педагога с подростком: Методическое пособие [Текст] / Е.А. Леванова - М., 2002. - 224 с.
REFERENCES
1. Bespalko V.P., Slagaemye pedagogicheskoi tekhnologii, Moscow, 1989, 192 p. (in Russian)
2. Levanova E.A., Gotovyas k rabote spodrost-kami, Moscow, 1993, 152 p. (in Russian)
3. Levanova E.A., Pleshakov T.V. Pushkare-va T.N., Sakharova S.B., Seryakova, Tekhnologii zdorovesberezheniya v obrazovanii: ucheb.-metod. Posobie, Moscow, 2008, 150 p. (in Russian)
4. Levanova E.A., Tekhnologiya konstruktivno-go vzaimodeistviya pedagoga s podrostkom: Metodicheskoe posobie, Moscow, 2002, 224 p. (in Russian) 53
5. Slastenin V.A., Pedagog kak subekt innovat-sionnoi deyatelnosti, Soiskatel-pedagog, 2008, No. 4, pp. 26-32. (in Russian)
Кокорина Ольга Рафаиловна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра биологии и химии, Институт естественных наук и техносферной безопасности, Сахалинский государственный университет, kokorinaolga@mail.ru Kokorina O.R., ScD in Pedagogy, Professor, Biology and Chemistry Department, Institute of Natural Sciences and Technosphere Safety, Sakhalin State University, kokorinaolga@mail.ru