УДК 378 ББК 74
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ
КАК НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
I Т.В. Пушкарева
Аннотация. В статье представлены сущность и специфика педагогических преобразований, проанализированы педагогические преобразования в профессиональной деятельности педагога, обозначены основные векторы педагогических преобразований в профессиональной деятельности Е.А. Левановой, определены стратегии педагогических преобразований в современной образовательной практике.
Ключевые слова: педагогическое преобразование, профессиональная подготовка педагогов, педагогическая деятельность, интериоризация.
PEDAGOGICAL TRANSFORMATION AS THE NEED TO IMPROVE EDUCATIONAL REALITY
I T.V. Pushkareva
32
Abstract. The article presents the essence and specifics of pedagogical transformations and analyzes the pedagogical transformations in professional activity of a teacher. The article also defines the main vectors of pedagogical transformations in E.A. Levanova's professional activity and considers the strategy of pedagogical transformations in modern educational practice.
Keywords: pedagogical transformation, vocational training of teachers, pedagogical activity, interiorization.
Профессиональная подготовка педагогов, как особая уникальная сфера, всегда определяла вектор будущего развития общества. Современная система преобразования педагогической реальности требует более совершенного и глубинного педагогического понимания и реа-
лизации профессиональной деятельности педагогов. Особо остро этот вопрос стоит перед высшей школой, где профессиональная подготовка педагогических кадров реализуется непосредственно, где результат этой деятельности определяет качество системы образования и воспитания.
Сегодня педагогика высшей школы, как и все педагогические системы, находится в стадии постоянного педагогического преобразования. И вопросы: что, как и зачем, сегодня требуют нового ответа, наполненного научным смыслом, педагогической целесообразностью и профессиональной грамотностью. Что же такое педагогическое преобразование сегодня? Что лежит в его основе? С чего оно начинается и что является его результатом? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить.
Педагогическое преобразование, как профессиональная потребность педагогов изменить, совершенствовать педагогическую систему, преодолевать несоответствие между потребностью практики и возможностями научно-теоретического доказательства, осуществлялось педагогами достаточно давно. И, конечно же, являлось приоритетом профессиональной деятельности отдельных педагогов. Именно педагогическое преобразование всегда являлось основным направлением профессиональной деятельности доктора педагогических наук, профессора Московского педагогического государственного университета Елены Александровны Левановой. Это педагог, который в своей профессиональной деятельности всегда находился и находится на передовой педагогических преобразований. Профессиональная смелость, педагогическая ответственность и личностная активность, порой, вершили такие педагогические преобразования, значимость и актуальность которых понимаешь только сейчас, спустя годы.
Педагогические преобразования, осуществляемые Е.А. Левановой, на-
чинались с ее практической профессиональной деятельности. И, как любое преобразование, они были обращены к практикам. Педагогическое преобразование осуществляет перевод педагогической системы из одного состояния в другое и, что самое главное, в более совершенное. Так, занимаясь воспитанием молодежи, Е.А. Леванова разрабатывает научную теорию педагогического преобразования патриотического воспитания, образуя таким образом тандем науки и практики. Педагогическое преобразование успешно, если оно имеет методологическое обеспечение. И, понимая это, Е.А. Леванова защищает кандидатскую диссертацию в НИИ общих проблем воспитания АПН СССР на тему «Военно-патриотическое воспитание школьников в процессе деятельности пионерской организации имени В.И. Ленина».
Вопросы воспитания молодежи становятся в профессиональной деятельности Е.А. Левановой прерогативой. Результатом этой деятельности является научная концепция подготовки вожатых, лидеров молодежных движений и, конечно же, программы воспитания и развития подростков: «Психопластика личности подростков», «Твое событие», «Не курю.ги» и другие [1]. Научное обон снование реализуемых программ, их практическая реализация дают новый виток педагогических преобразований в профессиональной деятельности Левановой Е.А. В процесс воспитания молодежи привлекаются другие субъекты воспитательной системы: родители. Педагогическая грамотность родителей, их психолого-педагогическое просвещение по-
33
ложены в основу теории и практики работы с родителями в образовательных учреждениях.
Профессиональная деятельность педагогов — процесс достаточно ситуативный, мобильный и требующий постоянной рефлексии. Анализ неэффективности педагогической структуры, системы, деятельности является началом, надежным критерием педагогического преобразования, а также предпосылкой изменения педагогической действительности. Именно практическая неготовность будущих педагогов, отсутствие профессионального опыта педагогической деятельности заставляют пересмотреть весь процесс профессиональной подготовки педагогов, сделать акцент на создание практико-ориентированной среды профессиональной подготовки. Е.А. Леванова разрабатывает и реализует практико-ориентированный проект погружения студентов-первокурсников в профессиональную педагогическую деятельность [2].
„. Более тридцати лет инструктивно-
34 методический лагерь «Адаптив» реализуется на факультете педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. В рамках этого проекта и началась наша совместная практическая и научная работа. Ценность данного проекта, на мой взгляд, заключается в педагогическом преобразовании сознания будущих педагогов с позиции гуманизации педагогического взаимодействия, ориентации всех субъектов педагогического процесса на совместное взаимодействие. Педагогическое доверие будущим педагогам на высоком профессиональном уровне решить педагогическую
задачу меня лично ввело в состояние растерянности, но дало возможность приобрести первый педагогический опыт наравне с видными учеными, профессорами: В.А. Сластениным, А.В. Мудриком, И.Б. Гриншпуном, А.К. Колесовой и многими-многими другими преподавателями факультета педагогики и психологии. Практико-ориентированная среда позволила и творчески самореализоваться будущим педагогам, раскрыть личностный потенциал. Высокий уровень профессиональной рефлексии был положен в основу педагогического преобразования в рамках практико-ориентированного проекта «Адаптив».
Педагогическое преобразование как совершенствование педагогического процесса в системе профессиональной подготовки стало потребностью постоянной включенности будущих педагогов в педагогическую деятельность, причем на уровне собственной профессиональной подготовки, индивидуальной педагогической деятельности и ее совершенствования.
Поиск вариативных путей решения педагогических задач, которые подчас носили опережающий характер, что является существенным признаком преобразования, позволил на новом уровне разработать еще одно направление — техноло-гизацию педагогического процесса. Е.А. Леванова научно разрабатывает и создает «Технологическую карту педагогического взаимодействия» [3]. Именно данная разработка будет положена с основу многих научных теорий ее учеников и преобразована с учетом особенностей каждого педагогического направле-
ния. Технологизация как алгоритмизация деятельности педагога не обусловлена тем конечным результатом, который мы хотим видеть. Возможность технологизировать любой процесс, в том числе процесс взаимодействия, характеризуется возможностью осмысления деятельности, возможностью работы над конечным результатом и развитием собственной педагогической рефлексии, что крайне значимо для профессиональной деятельности [4].
Всесторонний анализ научного задела, где содержатся творческие решения как практиков, так и ученых, позволяет выйти на более широкое научное направление, а именно — систему профессиональной подготовки педагогов, где педагогическое преобразование является основой всей педагогической деятельности. Именно это направление разрабатывается в рамках научной школы Е.А. Левановой ее учениками. Я очень горжусь тем, что смогла совместно и под руководством Е.А. Левановой разработать концепцию интериоризации профессионально-ориентированных знаний будущими педагогами в процессе профессиональной подготовки. Многие научные идеи, а главное, идея педагогического преобразования, помогли нам разработать новое направление профессиональной подготовки педагогов, основная идея которого заключается в том, что интериоризация профессионально-ориентированных знаний в процессе профессиональной подготовки педагогов в вузе становится важным структурным компонентном высшего профессионального педагогического образования, при котором образовательное пространство вуза
и современные требования к профессиональной подготовке определяют содержание профессионально-ориентированных знаний, а их присвоение обеспечивает профессиональное развитие педагогов.
Интериоризация определяется нами как процесс и результат усвоения и преобразования знаний в профессионально-ориентированные и характеризуется специфической трансформацией познаваемых объектов во внутренне-присвоенные, личностно-значимые знания, позволяющие решать профессиональные задачи будущей деятельности, которые не только обобщаются, формируются, но и в дальнейшем используются в процессе профессиональной деятельности. Интериоризация профессионально-ориентированных знаний будущими педагогами в процессе обучения в вузе детерминирована изменяющимися социальными, экономическими и культурными условиями развития российского общества, значимыми для системы высшего педагогического образования, а также принципами, отражающими специфику профессиональной деятельности педагогов, и включает в себя следующие этапы: диагностический (погружение студентов в реальную деятельность педагога для выявления трудностей, неоднозначности, негативного фона профессиональной деятельности), моти-вационно-ценностный (реализация процесса формирования ценностей и смыслов будущей профессиональной деятельности), образно-деятель-ностный (обеспечение представления студентов о профессиональной деятельности через погружение в квазипрофессиональную деятель-
35
36
ность, которая проецируется в реальный профессиональный процесс и способствует накоплению собственного опыта профессионального «Я»), субъектно-рефлексивный (анализ интериоризации как результата присвоения профессионально-ориентированных знаний) и ресурсно-стратегический (стимулирование потребности в саморазвитии и самосовершенствовании, познавательной активности специалиста в будущем, непрерывности развития в профессиональной деятельности). Единство, взаимосвязь и взаимообусловленность этих этапов предопределяет процесс интериоризации профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами в процессе обучения в вузе. Интериоризация профессионально-ориентированных знаний педагогами в процессе обучения в вузе строится на основе интеграции и фундаментализации профессиональных знаний.
Интериоризация профессионально-ориентированных знаний педагогами в процессе обучения в вузе является результативной, если реализованы следующие условия: системно-стратегические: создание образовательного пространства в вузе, предусматривающего направленность на профессиональное становление и развитие личности студента с учетом специфических характеристик будущей деятельности, адаптацию к сфере профессионального континуума, отражающего реалии и потребности современного социума и создающего возможности погружения будущих педагогов в реальную профессиональную деятельность, стимулирующую познавательную активность в процессе
обучения; содержательно-педагогические: организация процесса обучения в вузе будет четко соответствовать задачам подготовки педагога, при подготовке педагогов будут использоваться современные педагогические технологии (интерактивные, рефлексивно-управленческие, информационно-коммуникационные, технологии квазипрофессиональной деятельности, дистантные технологии, интегративные, кейс-технологии и т.п.), задачи интери-оризации будут решаться на всех этапах профессиональной подготовки: учебный процесс (учебные дисциплины, дисциплины по выбору, элективные и факультативные курсы), педагогическая практика, осуществляемая в социально-медико-психолого-педагогических центрах с дифференциацией профессиональных ролей будущего педагога и соответствующих разностороннему профилю будущей деятельности; профессионально-ориентированная внеаудиторная деятельность (участие в проектах, в студенческих и педагогических отрядах и т.д.); субъ-ектно-личностные: развитие моти-вационно-ценностного отношения в профессиональной деятельности через осознание личностной конкурентоспособности на современном рынке труда, личных установок на познавательную активность в процессе обучения, осознание себя как субъекта профессии, присвоение важнейших профессиональных ценностей, профессионально-личностное развитие всех участников в полисубъектном взаимодействии, развитие рефлексивности как стимула профессионального саморазвития и личной ответственности за качество
и результат своего профессионального образования [5].
Сегодня в образовательной практике возникает также необходимость поиска путей совершенствования педагогических систем, внедрения новых педагогических преобразований, которые бы стабилизировали нашу педагогическую действительность, имели педагогическую целесообразность и соответствовали идеалам воспитания и образования, поскольку педагогическое преобразование действительности рационализирует и совершенствует деятельность и науку как ее отражение.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Леванова, Е.А. Подросток: концепция психопластики личности [Текст] / Е.А. Лева-нова. - М.: ИКФ Омега-Л, 2002. - 40 с.
2. Леванова, Е.А. К вопросу о профессиональной подготовке педагога // Глобальный научный потенциал. - 2012. - № 19. - С. 201-203 [Электронный ресурс] / Е.А. Леванова. - URL: http://elibrary.ru/ item.asp?id=20377456 (дата обращения: 08.05.2016).
3. Леванова, Е.А. Технологический подход к разработке содержания профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования // Пре-
подаватель XXI век. [Текст] / Е.А. Лева-нова, В.А. Плешаков, Т.В. Пушкарева, С.Б. Серякова. - 2005. - № 3. - С. 13-18.
4. Леванова, Е.А. Технология конструктивного взаимодействия педагога с подростком: Методическое пособие. [Текст] / Е.А. Леванова. - М., 2002. - 224 с.
5. Пушкарева Т.В. Интериоризация профессионально-ориентированных знаний будущими социальными педагогами [Текст] / Т.В. Пушкарева. - М.: Изд-во ФГУП ГНЦ РФ, 2011. - 336 с.
REFERENCES
1. Levanova E.A., K voprosu o professionalnoj podgotovke pedagoga, Globalnyj nauchnyj potencial, 2012, No. 19, pp. 201-203 [Electronic resource], available at: http://elibrary. ru/item.asp?id=20377456 (accessed: 08.05. 2016).
2. Levanova E.A., Tehnologija konstruktivnogo vzaimodejstvija pedagoga s podrostkom: Metodicheskoe posobie, Moscow, 2002. (in Russian)
3. Levanova E.A., Pleshakov V.A., Pushkare-va T.V., Serjakova S.B., Tehnologicheskij podhod k razrabotke soderzhanija profes-sionalnoj perepodgotovki i povyshenija kvalifikacii rabotnikov obrazovanija, Prepo-davatelXXI vek, 2005, No. 3, pp. 13-18.
4. Levanova E.A., Podrostok: kontseptsiyapsik-hoplastiki lichnosti, Moscow, 2002, 40 p. 3J
5. Pushkareva T.V., Interiorizatsiya profession-alno-orientirovannykh znanij budushhimi sot-sialnymipedagogami, Moscow, 2011, 336 p.
Пушкарева Татьяна Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра социальной педагогики и психологии, факультет педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, pushkareva-tv@mail.ru Pushkareva T.V., ScD in Pedagogy, Professor, Department of Social Pedagogy and Psychology, Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow State University of Education, pushkareva-tv@mail.ru