УДК 378.14
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРИМЕНЕНИИ АРСЕНАЛА СРЕДСТВ ПЕДАГОГИКИ
Г.Н. Егорова, А.А. Дерканосова, Н.И. Гребенникова
В статье рассматривается возможность и необходимость применения технологического подхода в процессе обучения. Приведены критерии технологичности образовательной практики и их значимость в управлении всем процессом обучения
Ключевые слова: педагогическая технология, критерии технологичности,педагогические средства
В настоящее время образование развивается в двух направлениях: традиционном и инновационном. Изменилась роль личности в общественном процессе, что в значительной степени было определено субъективными факторами, произошли перемены в характере общественного запроса к личности, все это оказало влияние на внедрение современных технологий обучения. Отправной точкой организации системы высшего профессионального образования становится ценность личности, формируется стратегия личностно ориентированного инновационного обучения. В целом норм и стилей традиционного обучения придерживается большинство вузов, но вводимые ФГОС новых поколений раскрывают новые возможности перед профессорско-преподавательским составом в решении задач по выбору технологии усвоения знаний, предполагают проявление инициативы, ведут к академической свободе вузов.
Три иерархически соподчиненных уровня [1] характеризуют понятие «педагогическая технология» в образовательной практике:
1. Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология определяет целостный процесс обучения в данном регионе, образовательном учреждении, на определенной ступени усвоения знаний. В данном контексте педагогическая технология является синонимом педагогической системе: в нее осуществляется включение совокупности целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритма деятельности субъектов и объектов образовательного процесса.
2. Частнометодический (предметный уровень): частнопредметная педагогическая технология используется в значении «частная методика», т.е. как набор методов и средств для достижения результата обучения и воспитания в определенных рамках одного предмета, одной учебной группы, одного преподавателя.
Егорова Галина Николевна - ВГУИТ, канд. пед. наук, доцент,е-тай: egorovahp@gmail. сот Дерканосова А.А. - ВГУИТ, канд. тех. наук, доцент, е-таД: [email protected]
Гребенникова Наталия Ивановна - ВГТУ, канд. техн. наук, доцент, тел. (473) 243-77-18
3. Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой решение частных дидактических и воспитательных задач, то есть технологию отдельных частей процесса обучения
Педагогическая технология максимально связана с учебным процессом. Ее структурными составляющими являются:
а) концептуальная основа;
б) содержательная часть образовательного процесса:
- цели обучения (общие и конкретные);
- содержание учебного материала;
в) процессуальная часть - технологический процесс:
- методы и формы обучения студентов;
- методы и формы работы преподавателя;
- контроль учебного процесса.
Некоторым основным методологическим
требованиям - критериям технологичности -должна удовлетворять любая технология, педагогическая не является исключением. К ним в первую очередь, следует отнести системность, концептуальность, эффективность, управляемость, воспроизводимость.
Системность. Педагогическая технология должна представлять собой систему, обладать такими признаками, как целостность, логика, взаимосвязь всех частей.
Концептуальность. Педагогическая
технология должна основываться на определенной научной концепции, включающей философское, психологическое, дидактическое и социально -педагогическое обоснование достижения целей обучения.
Эффективность. Гарантия достижения определенного стандарта обучения - это главное, что важно для педагогических технологий в конкурентных условиях. Высокое качество обучения при оптимальных затратах в настоящее время является востребованным.
Под управляемостью подразумевается возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования образователь-ного процесса, диагностики по этапам, гибкость при выборе средств и методов с целью корректировки результатов.
Если педагогическая технология может быть применена (повторена, воспроизведена) в других однотипных учебных заведениях, то имеет место воспроизводимость.
Компоненты педагогических технологий проявляют различную степень консервативности в процессе их совершенствования. Как правило, изменяются процессуальные аспекты усвоения знаний, содержание варьируется лишь по структуре, дозировке, логике.
Конкретная педагогическая технология оценивается по результатам процесса обучения, а на этапе ее проектирования используют несколько групп критериев.
При проектировании новых педагогических технологий [2] актуальными являются следующие критерии:
1 критерий - декомпозиция процесса на внутренние составляющие не связанные между собой этапы;
2 критерий - алгоритмичность;
3 критерий - функциональной полноты;
4 критерий - технологической последовательности;
5 критерий - управления процессом обучения.
Основные функции критерия
алгоритмичности - оценивание результатов процедур и операций, входящих в технологию, и соблюдение условий, гарантирующих надежность достижения результата. Составляющие критерия алгоритмичности - показатель однозначности выполнения включенных в технологию процедур и операций, показатель функциональной полноты. Эти показатели являются наиболее значимыми.
С позиции возможностей реализации всех функций образовательного процесса в целомпедагогическую технологиюхарактеризует критерий функциональной полноты.
Для оценки выполнения таких требований, как совокупность и последовательность процедур и операций, составляющих технологический процесс, служит критерий технологической
последовательности. Основой процедур и операций технологии усвоения знаний должна быть логика функционирования и развития образовательного процесса, и, как следствие, осуществление процедур и операций должно проходить на основе его анализа.
В обязательном порядке точное перечисление всех действий и операций, требуемых для выполнения технологии, и определение условий, обеспечивающих порядок их осуществления; выполнение каждой операции или процедуры должно сопровождаться действиями,
позволяющими осуществлять обратную связь.
Спроектированная технология обучения может быть оценена с помощью критерия управления процессом обучения, позволяющего обратить внимание на заложенные в ней возможностей контроля и коррекции реально
осуществляемого образовательного процесса. Составляющими критерия являются:
• показатель выбора единицы усвоения (обучающего модуля);
• показатель сопоставления реально выполняемых процедур, операций с идеальной моделью (эталоном);
• показатель определения способа коррекции;
• показатель степени достижения результата.
Содержательная часть процесса обучения
оценивается критерием эффективности содержания обучения, характеризующимся нижеприведенными качественными и
количественными показателями
К качественным показателям можно отнести:
• целостность отражения в содержании обучения задач образования, развития и воспитания;
• структурное соответствие содержания обучения принятой психолого-педагогической концепции усвоения;
• отражение в содержании обучения современных тенденций развития науки, техники и производства;
• гносеологически верное соотношениеобразного и понятийного, эмпирического и теоретического, конкретного и абстрактного. С помощью этих показателей выявляется феномен эффективности и осуществляется качественный его анализ. Вместе с тем нельзя преуменьшать роль количественных показателей, которые позволяют улучшить педагогическую деятельность, хотя и не отражают сущности исследуемого процесса.
К количественным показателям относят:
• информативность учебного материала, определяемую соотношением элементов содержания, предусмотренных программой обучения, с вводимыми преподавателем в единицу времени;
• усвоенность учебного материала, устанавливаемая путем соотнесения объема учебной информации, усвоенной учащимися в течение единицы времени к информации, переданной учащемуся за то же время.
Единицей усвоения учебной информации является условная величина.
Для оценки эффективности технологий, применяемых в образовательном процессе, используется критерий, представляемый
следующими качественными показателями:
• соответствие технологий целям и содержанию учебного материала;
• обоснованность выбора технологий обучения в гностическом, перцептивном, логическом, контрольно-оценочном,
мотивационном и других аспектах. По данному показателю определяется степень учета преподавателем возрастных, личностных особенностей учащихся, уровня их теоретической и практической подготовленности, а также собственных возможностей;
• многообразие применения технологий и гибкость при выборе реализуемых приемов усвоения знаний;
• соответствие технологий обучения реальному материально-техническому обеспечению и выделенному учебному времени.
Качественными показателями, при помощи которых устанавливается эффективность
используемых в процессе обучения дидактических средств, являются[3]:
• обеспечение принципов наглядности и доступности обучения;
• функциональное соответствие дидактическим задачам, содержанию и избранным методам усвоения знаний;
• комплексность применения;
• универсальность применения и удобства эксплуатации средств обучения.
При оценке эффективности средств обучения количественные показатели выбираются с учетом вида применяемого дидактического средства.
Критерий эффективной организации учебного процесса устанавливаетсяследующими качественными показателями:
• адекватность технологий организации образовательного процесса установленным периодам обучения, развития навыков и умений (психологический и логический аспекты);
• сменяемость и многообразие технологий обучения, вариативность их видов;
• обеспечение разумного сочетания коллективной и индивидуальной форм образовательного процесса.
Эффективность организации учебного процесса в количественном отношении оценивается:
• количеством времени, отведённого и потраченного на решение поставленных задач;
• темпом обучения;
• степенью участия преподавателя в организации самостоятельной деятельности студентов.
Направленность на технологический подход в использовании всего многообразия средств педагогики предопределяет технологичность и форм, и методов обучения с позиций их структуризации, конструирования, практического применения, адекватности педагогическим задачам
проектирования процесса обучения, дидактических основ педагогических технологий.
Деятельность преподавателя можно определить как систему последовательных технологических этапов по организации, коррекции, слежению, контролю деятельности студентов. Дидактический процесс представляет собой совокупность действий преподавателя и познавательной деятельности студентов.
Поскольку существует методическое обеспечение цели, содержания, процесса обучения, то обязательно присутствуют соответствующие методические требования (целевые,
содержательные, процессуальные), воплощение в жизнь которых обеспечивается соответствующими технологиями.
Декомпозиция технологии обучения приводит к выявлению структурных составляющих:
• цели обучения;
• содержательной части образовательного процесса;
• средств педагогического взаимодействия, в том числе мотивации необходимости получения знаний и средств преподавания;
• организации образовательного процесса;
• студента;
• преподавателя;
• результата деятельности (учитывается качество профессиональной подготовки выпускника вуза).
Управление процессом обучения заключается в реализации двух взаимосвязанных подходов: организации оразовательного процесса и его диагностика. В решении этой задачи решающая роль отводится использованию технологии обучения.
Проектирование технологии обучения можно рассматривать как постановку дидактической задачи (ДЗ) и разработку дидактического процесса (ДП) для ее решения. В формировании методов, форм и средств обучения для обеспечения решения ДЗ заключается деятельность преподавателя, проектирующего технологию обучения.
ДП определяется тремя основными составляющими: видом информационного процесса, типом передачи информации и управления познавательной деятельностью, способом управления.
Из «единоличного» хранителя знаний преподаватель превращается в создателя творчески мыслящей личности. Преподаватель становится коллегой учащегося, не утрачивая руководящей роли в создании проекта. Педагогика сотрудничества приходит на смену авторитарной. Современный способ организации и проектирования процесса образования приводит к тому, что:
- организация активных видов познавательной деятельности обучаемых выходит на первое место;
- преподаватель не только передает учебную информацию, но выступает в роли педагога-
режиссера обучения, предлагающего учащимся минимально необходимый комплект средств обучения
- цель обучения - не учебная информация, она используется в качестве средства познавательной деятельности.
Литература
1. Огородников Ю.А., Кожина О.А. Образовательная область «технология»: от философии к практике // Педагогика.- 2001.- № 8.-С.21-25.
2. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Логос, 1999.-272 с.
3. Егорова Г.Н., Кислякова Т.В., Дерканосова А.А Совершенствование содержания образования в графических дисциплинах // Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации»: межвузовский научно -методический сборник /Саратов.гос.техн.университет. Саратов, 2009. С.232-234.
Воронежский государственный университет инженерных технологий Воронежский государственный технический университет
TECHNOLOGICAL APPROACH IN APPLYING THE COMPLEX OF PEDAGOGICAL TOOLS
G. N. Egorova, A.A. Derkanosova, N.I. Grebennikova
The paper considers the need of application of technological approach in the course of training specialists, criteria of technological effectiveness of educational practice and their importance
Key words: pedagogical technology, criteria of technological effectiveness, pedagogical tools