УДК 378.147.34 ОБРАЗЦОВ П.И.
доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой непрерывного образования и новых образовательных технологий, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected]
UDC 378.147.34 OBRAZTSOVP.I.
Doctor of Pedagogics, Professor, Head of department of continuous education and new educational technologies, Orel State University named after I.S.Turgenev E-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ: СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ TECHNOLOGY OF TEACHING: MODERN INTERPRETATION OF THE PROFESSIONAL PEDAGOGY
В статье рассматриваются современные подходы к интерпретации сущности и содержания широко применяемой в отечественной профессиональной педагогике дефиниции - технология обучения.
Ключевые слова: технологический подход, технология обучения, профессиональная педагогика, педагог, обучающиеся, методика обучения.
The article considers the modern approaches to interpretation of essence and content widely used in domestic and professional pedagogy definition - teaching technology.
Keywords: technological approach, teaching technology, vocational education, teacher, students, teaching methods.
Безусловно, появлению в профессиональной педагогике термина технология обучения способствовало бурное развитие в середине XX века научно-технического прогресса в различных областях теоретической и практической деятельности человека, а также желание педагогов добиваться в своей профессиональной работе гарантированных результатов.
Вокруг использования понятия «технология обучения» в педагогической теории до сих пор ведутся научные дискуссии, не позволяющие, к сожалению, однозначно интерпретировать всеми принимаемое определение. Наряду с этим понятием в научно-методической и популярной литературе широко применяются такие дефиниции как «педагогическая технология», «образовательная технология», «технология воспитательной деятельности» и целый ряд других. Причем четкого и однозначного разграничения между ними пока также не установлено.
Изучение литературы по проблеме использования различных технологий в сфере профессионального образования свидетельствует о том. что данная тематика является в настоящее время весьма востребованной. Изобилие работ (монографий, докторских и кандидатских диссертаций, учебных и учебно-методических пособий, различных статей и тезисов докладов), посвященных используемым в педагогике "технологиям", свидетельствует, что предмет исследования представляет собой несомненный интерес.
Вместе с тем, понятие технология прочно вошло в общественное сознание во второй половине XX столетия и стало своеобразным ориентиром научного и практического мышления человека. Его регулятивное воздействие состоит в том, что оно побуждает иссле-
дователей и практиков во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в области образования: находить основания результативности деятельности; мобилизовать лучшие достижения науки и опыта, чтобы гарантировать получение требуемого результата; строить деятельность на интенсивной, т.е. максимально научной, а не на экстенсивной основе, ведущей к неоправданным затратам сил, времени и ресурсов; уделять большое внимание прогнозированию и проектированию деятельности с целью сокращения количества процедур ее возможной коррекции в процессе реализации; использовать во всевозрастающей степени новейшие информационные средства, максимально автоматизировать рутинные операции и т. п. [1]
Иными словами, технологичность становится доминирующей характеристикой деятельности педагога, означает переход на качественно новую ступень эффективности. оптимальности, на> косм кости образовательного процесса. Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что технология - не дань моде, а стиль современного научно-практического мышления. Этот стиль отражает направленность прикладных педагогических исследований на радикальное усовершенствование человеческой деятельности, повышение ее результативности, интенсивности, инструментальности, технической вооруженности. Таким образом, технология - это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы предметной сферы и поэтому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие полученных педагогических результатов поставленным целям.
С этих позиций проведем анализ использования понятия «технология обучения» в профессиональной
© Образцов П.И. © Obraztsov P.I.
педагогике. Сделаем это для того чтобы найти ответы на следующие вопросы: В чем состоит дидактическая сущность применения этого понятия применительно к современной подготовке специалистов? Что следует понимать под технологичностью учебного процесса?
Естественно, при обосновании сущности категории «технология обучения» следует отталкиваться от первоначального значения понятия "технология", так как первая является производным от второго.
Исходя из того, что понятие «технология» пришло в профессиональную педагогику из технических наук, обратимся к его первоначальному значению. Содержание понятия «технология» в технических науках включает: во-первых, процесс обработки и преобразования, в результате которого получается готовая продукция; во-вторых, нормативную сторону этого процесса, определяющую, как и что надо делать, чтобы реализовались необходимые процессы преобразования.
Таким образом, в технических науках под "технологией" понимается способ реализации людьми конкретного сложного процесса путем разделения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются однозначно и имеют целью достижение гарантированного результата. Следовательно, в технических науках принято «технологию» рассматривают и как процессе гарантированного достижения конкретной цели (например, изготовление детали, отвечающей требованиям ГОСТа), и как результат деятельности человека по достижению этой цели (например, разработка технологической карты, в которой представлена и описана вся нормативная сторона этой деятельности, приводящей к гарантированному достижению требуемого результата).
Обобщая сказанное, делается вывод о том, что любая "технология", рассматриваемая как процесс характеризуется тремя признаками: разделение на взаимосвязанные этапы; координированное и поэтапное выполнение действий, направленных на достижение требуемого результата; однозначность выполнения включенных в "технологию" процедур и операций, что является непременным и решающим условием достижения гарантированных результатов, адекватных поставленной цели.
Если рассматривать "технологию" как результат деятельности человека, то он характеризуется содержанием технологической карты (нормативного документа), в которой прописана строгая последовательность процедур и операций, которые необходимо обязательно выполнить в соответствии с предписанными указаниями. Следовательно, реализация технологического процесса опосредуется содержанием технологической карты, которая служит своеобразным путеводителем для его осуществления.
Все разработанные и используемые сегодня человечеством технологии целесообразно разделить на два вида: промышленные и социальные. К первым относятся технологии переработки природного сырья (нефти, газа, древесины и т. п.) или получения из него готовой продукции (металл, прокат, отдельные детали и узлы и
т. п.). «Социальной называют технологию, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром, подвергающимся изменению -одно или несколько его свойств (качеств)» [2].
Чем же социальные технологии отличаются от промышленных. Остановимся на этом подробнее. Во-первых, они более гибкие и не так жестко детерминированы. К сожалению, подбор определенной последовательности действий и операций, а также результативных процессов или мероприятий не может полностью гарантировать эффективности. Дело в том, что человек это слишком многофакторная система, на которую ежесекундно оказывает влияние огромное количество внешних факторов, сила и направленность которых различна, а порой и противоположна, вследствие чего заранее предсказать эффект того или иного влияния часто является невозможным. Во-вторых, социальные технологии приспосабливаются к любым условиям - они способны скорректировать недостатки отдельных процедур и операций, из которых состоит технологический процесс. В-третьих, особенностью социальных технологий является также то, что в них огромную роль играет обратная связь, позволяющая на этапах коррекции организовать даже повторение отдельных операций и процедур технологического процесса. В-четвертых, социальные технологии в связи со сказанным более сложны по своей организации, поскольку могут предусматривать и систему мониторинга промежуточных и конечных результатов, и систему их коррекции, и определенные границы гарантирован-ности получаемых результатов. Например, нельзя в результате осуществления технологии обучения добиться, чтобы у всех обучающихся были одинаковые знания, умения и навыки, чтобы они одинаково мыслили и действовали. В то же время можно однозначно задать границы. в рамках которых полученные педагогические результаты удовлетворяли бы целевым установкам преподавателя, дифференцируя обучающихся на определенные категории.
Таким образом, если "промышленные технологии представляют собой цепочки точно подобранных процессов и операций, то социальные технологии - это специально организованный комплекс разнообразных и используемых в различной последовательности и степени мер. направленных на достижение гарантированной цели" |2|.
Из сказанного следует, что отличие социальных технологий от промышленных обусловлено тем, что сфера социальной деятельности (в том числе педагогическая) не может быть охарактеризована четким предметным полем, однозначным набором функций, отдельностью собственно профессиональных действий от спонтанного общения, переживания. Так, в частности, процессуальная сторона педагогической деятельности не может быть отделена от ее личностно-субъективных параметров, рациональная регуляция - от эмоциональной. Субъективность, отсроченность, вариативность результата не позволяют обеспечить такой же уровень его
предсказуемости и гарантированности. как в промышленных областях.
Следует указать и на тот факт, что любая технология является как бы промежуточным звеном между определенной наукой и соответствующим производством. В профессиональной педагогике в качестве такого промежуточного звена сегодня выступает технология обучения, которая представляет собой как бы соответствующую проекцию теории обучения на деятельность преподавателей и обучающихся.
Большинство современных исследователей сходятся на том, что "технология обучения связана с оптимальным построением и реализацией учебного процесса с учетом гарантированного достижения дидактических целей. Это положение является ключевым, так как именно в определении наиболее рациональных способов гарантированного достижения поставленных целей и заключается основной смысл технологизации процесса профессиональной подготовки специалиста. Таким образом, технологический подход к обучению предполагает проектирование учебного процесса с целью гарантированного достижения дидактических целей, отправляясь от заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения)" [3].
Выделяя важные характеристики социальных технологий, в частности, технологии обучения, важно указать следующие: системность, научность, инте-гративность, воспроизводимость, алгоритмичность, информативность, мотивированность применения, возможность тиражирования и переноса в новые условия и др. Такое их многообразие предполагает выделение, какого то обобщенного инвариантного признака технологии обучения, отражающего ее сущность. В качестве такового предлагается определять - законосообразность технологии. Обоснуем это. Технология обучения это, прежде всего, педагогический процесс, максимально реализующий в себе дидактические закономерности, благодаря этому, обеспечивающий достижение конкретных конечных результатов. Чем полнее постигнуты и реализованы эти закономерности, тем выше гарантия получения требуемого результата. Таким образом, критерию законосообразности должны отвечать все ведущие характеристики технологии обучения.
Учитывая тот факт, что в основе профессиональной подготовки любого специалиста лежит технология обучения, сформулируем ее обобщающее определение, отражающее сделанные выше выводы. Технология обучения - это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем это имеет место при традиционных моделях обучения.
Это базовое определение может быть модифицировано в тех значениях, когда технология обучения выступает как логически структурированный дидактический процесс, инвариантно протекающий под влиянием
определенных педагогических условий и обеспечивающий прогнозируемый результат, либо как целостная система концептуально и практически значимых идей, дидактических принципов, методов и средств, гарантирующая достаточно высокий уровень эффективности и качества при последующем ее воспроизведении и тиражировании [1].
Исходя из сказанного, технология обучения может рассматриваться как упорядоченная совокупность педагогических действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого дидактического результата в изменяющихся условиях образовательного процесса.
Целесообразно остановиться на еще одной из значимых особенностей "технологии обучения", позволяющей глубже раскрыть ее сущность. В целом ряде научных источников авторами делается попытка соотнести его с понятием «методика обучения». Причем в большинстве случаях авторы пытаются противопоставить их друг другу. Попытаемся ответить на вопросы: «В чем различие между методикой и технологией обучения, не идет ли подмена одного понятия другим?».
Во-первых, основным отличием методики от технологии является то, что первая позволяет ответить на вопрос: «Каким путем можно достичь требуемых результатов в обучении?», а вторая на вопрос: «Как сделать это гарантированно?». Во-вторых, технология обучения носит ярко выраженный персонифицированный характер. Если понятие «методика» выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения, как правило, безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то технология обучения предполагает присовокупление к ней личности преподавателя во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая дидактическая задача эффективно может быть решена с помощью технологии, спроектированной и реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом. Таким образом, технология обучения неразрывно связана с педагогическим мастерством конкретного преподавателя, ее разработавшего. Совершенное владение технологией и есть педагогическое мастерство. В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако если рассматривать технологию обучения не как педагогический процесс, а как его проект, своеобразный инструментарий для организации и осуществления педагогической деятельности, то со всей очевидностью можно утверждать, что эта технология может реализовываться не только ее автором, но и его последователями. При этом, конечно, ее структура и содержание будут и уточняться и корректироваться с учетом личных и профессиональных качеств педагогов ее реализующих, их опыта. Однако основные ее структурные компоненты должны оставаться неизменными, поскольку все они связаны системно в соответствии с конкретными целями и задачами, для которых проектировались. Если же изменения, внесенные в технологию другим преподавателем, повлекут за собой существенные
изменения в ее структурных компонентах и отразятся на гарантированности достижения конечных результатах, то тогда в праве вести речь уже о принципиально другой авторской технологии обучения [1].
Исходя из сказанного, делается вывод, что противопоставлять понятия технология и методика обучения некорректно. С нашей точки зрения, технология обучения это не что иное как более высокая стадия развития методики, предполагающая, наряду с ее персонификацией, детальную разработку основных составляющих - целеобразование, прогнозирование, выбор оптимальных форм, методов и средств обучения, организацию взаимодействия участников учебного процесса, оценку, контроль и коррекцию знаний, навыков, умений обучающихся с целью гарантированного достижения дидактических целей. Таким образом, технологию обучения следует рассматривать в качестве очередного витка в развитии дидактического процесса.
Какие же критерии деятельности преподавателя на технологическом уровне следует выделить. Это, прежде всего:
- наличие четко и диагностично заданной цели, т. е. корректно измеряемого представления понятий, операций. деятельности обучающихся как ожидаемого результата обучения, способов диагностики достижения этой цели;
- представление изучаемого содержания в виде системы познавательных и практических задач, ориентировочной основы и способов их решения;
- наличие достаточно жесткой последовательности, логики, определенных этапов усвоения темы (материала, набора профессиональных функций и т. п.);
- указание способов взаимодействия участников учебного процесса на каждом этапе (преподавателя и обучающихся, обучающихся между собой);
- использование преподавателем наиболее оптимальных, с точки зрения результативности учебного процесса, средств обучения;
- мотивационное обеспечение деятельности преподавателя и обучающихся, основанное на реализации их личностных функций в этом процессе (свободный выбор, креативность, состязательность, жизненный и профессиональный смысл);
- указание границ правилосообразной (алгоритмической) и творческой деятельности преподавателя, допустимого отступления от единообразных правил [4].
Таким образом, в основе разработки технологий обучения лежит проектирование высокоэффективной учебной деятельности обучающихся и управленческой деятельности преподавателей.
Одним из ключевых элементом любой технологии обучения является обратная связь, осуществляемая между конечным результатом учебной деятельности и каждым промежуточным этапом соответствующей технологии. Она выступает в качестве связующей артерии, которая пронизывает весь учебный процесс и позволяет его оперативно и своевременно уточнять и корректировать.
Обобщая все представленное выше, определим в чем же заключается сущность технологии обучения: во-первых, в предварительном проектировании учебного процесса с последующей возможностью воспроизведения этого проекта в педагогической практике, во-вторых. в специально организованном целеобразовании, предусматривающем возможность объективного контроля качества достижения поставленных дидактических целей; в-третьих, в структурной и содержательной целостности технологии обучения, то есть в недопустимости внесения изменений в один из ее компонентов не затрагивая другие, в-четвертых, в выборе оптимальных методов, форм и средств, диктуемых вполне определенными и закономерными связями всех элементов технологии обучения; в-пятых, в наличии оперативной обратной связи, позволяющей своевременно и оперативно корректировать процесс обучения.
Следовательно - технология обучения представляет собой целостную дидактическую систему, позволяющую наиболее эффективно с гарантированным качеством решать педагогические задачи. К структурным составляющим технологии как дидактической системы целесообразно отнести: дидактические цели и задачи, содержание обучения, средства педагогического взаимодействия (методы обучения), организацию учебного процесса (формы обучения), средства обучения, обучающегося, преподавателя, а также результат их совместной деятельности.
Таким образом, под технологией обучения целесообразно понимать последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение дидактических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
Библиографический список
1. Образцов ПЛ. Основы профессиональной дидактики: учебное пособие. М.: Вузовский учебник: ПНФРА-М, 2015. 288 с.
2. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: учеб. пособие / С. Д. Смирнов. 4-е изд., стер. М.: Изд. Центр «Академия», 2009. 400с.
3. Образцов ПЛ. Дидактические основы проектирования и конструирования профессионально-ориентированных технологий в вузе//Педагогическое образованней наука. 2005. №3. С. 70-74
4. Обращов ПЛ., Птюнов Р.В. Технологический подход как основа организации дистанционного обучения военных специалистов//Открытое образование. 2006. №6. С. 7-18.
5. Виленский М.М., Образцов ПЛ., Умам АЛ. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие/Под ред. В.А. Сластенина. 2-е изд. перераб. Орел: ГОУ ВПО «ОГУ», 2010. 270 с.
6. Технологии подготовки специалистов в системе профессионального образования / Под ред. П.И. Образцова. Орел: Изд-во ОГУ, 2011. 338 с.
References
1. Obraztsov P. I. Fundamentals of professional didactics: textbook. Moscow: University textbook, INFRA-M, 2015. 288 p.
2. SmimovS. D. Pedagogy and psychology of higher education: From activity to personality: a manual. / S. D. Smirnov. 4th issue, stereotyped . M.:, Center "Academy", 2009. 400 p.
3. Obraztsov P. I. Didactic basis of design and construction of professionally-oriented technologies in higher education // Pedagogical education and science. 2005. № 3. Pp. 70-74.
4. Obraztsov P. /., PimonovR. V. Technological approach as the basis of organization of remote training of military specialists // Open education. 2006. № 6. Pp. 7-18.
5. VilenskyM. A/., Obraztsov P. /., Uman A. I. Technology of professionally-oriented teaching in higher education: textbook / Under the editorship of V. A. Slastenin. 2nd edition. Orel: SEI HPE "OSU", 2010. 270 p.
6. Technologies of training specialists in the system of professional education / Under the editorship of P. I. Obraztsov. Orel: OSU, 2011.338 p.