9. Кобесашвили Н.Л. Формирование культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов регионального вуза: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Владикавказ, 2009. 168 с.
10. Джамилова Н.Н. Формирование организаторских качеств у студентов в процессе их обучения в ВУЗе // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2011. Вып. 9. С. 690-691. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-organizatorskih-kachestv-u-studentov-v-protsesse-ih-obucheniya-v-vuze (дата обращения 10.06.2018).
11. Агеева И.А. Организаторские способности работника правоохранительной сферы и их формирование в процессе обучения: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Иркутск, 2000. 175 с.
12. Батаршев А.В., Алексеева И.Ю., Майорова Е.В. Диагностика профессионально важных качеств. СПб.: Питер, 2007. 192 с.
УДК 378
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА
Осипов Д.Л., Груздев Д.А., 2018
Преподаватели учебного военного центра при Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича, г. Санкт-Петербург.
Аннотация: эффективность преподавания зависит во многом от того, насколько технология обучения способна учесть цели обучения учебной дисциплины. При этом преподаватель не только вооружает обучающихся знаниями, но и формирует на их основе умения и практические навыки. Следовательно, и технология обучения должна быть сориентирована на поиск эффективных методических средств, как для глубокого усвоения знаний, так и для формирования у обучающихся прочных умений и практических навыков. Именно технология обучения представляет собой целостную дидактическую систему, позволяющую наиболее эффективно, с гарантированным качеством решать педагогические задачи, планомерно и последовательно воплощать на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
Ключевые слова: технология обучения, преподаватель, педагогическая деятельность.
LEARNING TECHNOLOGY IN HIGHER SCHOOL: THE CONCEPT, ESSENCE, CONTENT AND STRUCTURE
Osipov D. L., Gruzdev D. A., 2018 Institute of military education at the St. Petersburg state University of telecommunications named
after Professor M. A. Bonch-Bruevich, teacher of the military training center, St. Petersburg.
Annotation: the effectiveness of teaching depends largely on the extent to which the learning technology is able to take into account the objectives of teaching. At the same time, the teacher not only equips students with knowledge, but also forms skills and practical skills on their basis. Therefore, the technology of training should be focused on the search for effective methodological tools for deep learning, and for the formation of students ' strong skills and practical skills. It is the technology of teaching that is an integral didactic system that allows to solve pedagogical tasks in the most effective way, with guaranteed quality, systematically and consistently put into practice the pre-designed pedagogical process.
Key words: technology of education, teacher, teaching activities.
Появлению в педагогике термина «технология» способствовало бурное развитие научно-технического прогресса в различных областях теоретической и практической деятельности человека, а также желание педагогов добиваться в своей профессиональной работе гарантированных результатов.
В толковом словаре Владимира Даля мы можем найти следующее определение: «Технология — наука техники. Техника - искусство, знание, умения, приемы работы и приложение их к делу» [1].
Вокруг понятия «технология обучения» во всем мире ведутся серьезные научные дискуссии, которые не позволяют прийти к однозначному определению. Причина такого положения кроется в том, что наряду с этим понятием в научно-методической и популярной литературе широко применяются также и такие понятия, как педагогическая технология, образовательная технология, технология воспитания и технология развития. Причем четкого разграничения между этими понятиями пока также не установлено. В тоже время значительное число исследователей (Елисейкин М.М., Загвязинский В.И. Монахов В.М., Петров В.Л., Образцов П.И., Чернилевский Д.В. и др.) сходятся на том, что с технологической точки зрения применение названного термина в области воспитания и развития является неправомерным, так как до настоящего времени в современной педагогике не выявлены пока критерии:
- для оценки воспитанности человека,
- для сформированности определенных качеств личности;
- для ценностных ориентаций и других результатов воспитания и развития.
Поэтому отсутствие таких критериев не позволяет говорить о достижении гарантированных педагогических результатов. Использование же субъективных оценок для этих целей не позволяет сегодня решить данную проблему. Более того, рассматривая военное образование как сферу, объединяющую в себе обучение, воспитание, развитие и психологическую подготовку, некоторые преподаватели-исследователи утверждают также о некорректности применения таких терминов, как: «образовательная технология» или «педагогическая технология».
Вот, что еще характерно, что объектом исследования технологии обучения является учебный процесс по конкретной учебной дисциплине. А вот, что же является предметом исследования? Ответить на этот вопрос нельзя без учета ее связей с общей методикой и методикой преподавания конкретной группы учебных дисциплин, к которой относится исследуемая учебная дисциплина.
Поэтому, для своего нормального функционирования технология обучения любой учебной дисциплины должна опираться на принципы, методы и формы обучения, разрабатываемые дидактикой, учитывать методические приемы преподавания конкретной отрасли науки (оперативно-тактической, тактико-специальной, гуманитарной и др.) и в тоже время отражать особенности изучения знаний, формирования умений и практических навыков по конкретной учебной дисциплине.
Главные вопросы, на которые она должна ответить:
- как и каким образом следует вести преподавание данной учебной дисциплины;
- какие методические приемы и формы целесообразно использовать для того, чтобы процесс обучения по данной учебной дисциплине был бы достаточно эффективен.
Задачи, которые должна решать технология обучения:
- устранение перегрузки обучающихся, вызванной огромным объемом ежедневной однообразной деятельности по заучиванию различного учебного материала;
- выявление оптимального соотношения компьютерного и других видов обучения;
- исследование закономерностей учебно-воспитательного процесса по учебной дисциплине, установление ее научно-познавательного и морально-воспитательного значения роли и места в системе подготовки военных специалистов;
- выбор разнообразных и эффективных педагогических средств обучения и воспитания;
- передача передовой методики овладения знаниями, умениями и навыками их использования в профессиональной деятельности;
- определение целей преподавания учебной дисциплины порядка и средств их достижения;
- определение содержания учебной дисциплины;
- определение организационных форм, методических средств и приемов обучения, построение и обоснование системы обучения и воспитания слушателей по учебной дисциплине, направленной на реализацию квалификационных требований к подготовке военного специалиста данного профиля;
- повышение эффективности и качества обучения учебной дисциплине;
- совершенствование имеющихся и создание новых дидактических материалов и методики применения технических средств обучения.
В настоящее время в педагогике активно ведутся исследования в этом направлении. При этом в работе преподавателей-исследователей над этой проблемой наблюдаются следующие тенденции:
- во-первых, отход от наиболее общих позиций и склонение к близким точкам зрения других исследователей в этом вопросе;
- во-вторых, использование в качестве рабочего варианта конкретные и детально разработанные подходы к раскрытию данного понятия.
Однако практика показывает, что разновидность содержания, вкладываемого в понятие «технология обучения», все равно остается еще значительной. Поэтому определение «технологии обучения» до сих пор остается пока не сформированной в современной педагогике. В то же время, во второй половине XX в. оно прочно вошло в общественное сознание и стало своеобразным ориентиром научного и практического мышления, так как его регулятивное воздействие побуждает исследователей и практиков во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в области образования:
- находить основания результативности деятельности;
- мобилизовать лучшие достижения науки и накопленного опыта, чтобы гарантировать получение требуемого результата;
- строить деятельность на научной основе;
- уделять большое внимание прогнозированию и проектированию деятельности с целью сокращения количества различных процедур;
- использовать во всевозрастающей степени новейшие информационные средства, максимально автоматизировать рутинные операции и т. п.
Таким образом, технологичность становится доминирующей характеристикой деятельности преподавателя, так она ведет к переходу на качественно новую ступень эффективности, оптимальности и наукоемкости образовательного процесса. Поэтому можно уверенно сказать, что технология — это не дань моде, а стиль современного научно-практического мышления преподавателя, которая отражает:
- с одной стороны, направленность педагогических исследований на радикальное усовершенствование педагогической деятельности;
- а с другой стороны, повышение ее результативности (в смысле гарантии достижения цели), интенсивности, инструментальности и технической вооруженности.
Следовательно, можно отметить, что технология — это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы предметной сферы и обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результатов поставленным целям.
Понятие «технология обучения» впервые было введено на конференции ЮНЕСКО еще в 1970 году. В документах ЮНЕСКО «технология обучения» определяется как движущая сила модернизации образовательного процесса и впервые приводится ее определение. В этом определении технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Из этого определения следует, что:
- с одной стороны, технология обучения — это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации;
- а с другой стороны технология обучения - эта наука о способах воздействия преподавателя на обучающихся в процессе обучения с использованием необходимых технических и информационных средств.
В дальнейшем педагоги-исследователи неоднократно делали попытку обосновать сущность категории «технология обучения» в соответствии с первоначальным значением понятия «технология», так как первая является производным от второго. При этом все разработанные и используемые в настоящее время в мире технологии делят на два вида: промышленные и социальные. Причем это деление не условное, а принципиальное.
Мы не будем рассматривать промышленные технологии. Социальные технологии — это специально организованный комплекс разнообразных и используемых в различной последовательности и степени мер, направленных на достижение единой цели» [2].
Именно к социальным технологиям и относится технология обучения. Но при этом необходимо учитывать то, что она является промежуточным звеном между педагогикой и практикой, т.е. представляет собой как бы траекторию движения теории обучения на деятельность преподавателей и обучающихся.
Из российских педагогов наибольший вклад в разработку проблемы технологии обучения внесли В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина, Ю.Г. Татур, М. В. Кларин, С.А. Смирнов и др. Из зарубежных исследователей следует отметить Л. Андерсона, Дж. Блока, Б. Блума, Т. Гилберта.
Однако не всегда взгляды ученых по этой проблеме совпадали, но большинство взглядов сводится к тому, что технология обучения связана с оптимальным построением и реализацией учебного процесса с учетом гарантированного достижения дидактических целей.
И это положение является ключевым, так как именно в определении наиболее рациональных способов гарантированного достижения поставленных целей и заключается основной смысл технологизации учебного процесса. Такой подход к обучению предполагает проектирование учебного процесса, с целью гарантированного достижения дидактических целей, исходя из заданных исходных установок, к которым относятся: социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения.
Рассмотрим еще одно положение, которое позволяет раскрыть сущность технологического подхода к учебному процессу, это процесс применения педагогом соответствующих средств обучения.
В промышленности содержание понятия «технология» означает процесс производства продукции с использованием конкретных технических средств (станки, поточная линия и т. п.). Поэтому любое изменение в наборе средств производства обязательно приводит к изменению характеристик параметров процесса, а следовательно, и к изменению самой технологии. Поэтому средства производства в промышленности играют в технологии доминирующую роль.
Если же перевести этот подход на язык педагогических терминов, то в любой технологии обучения большая нагрузка по реализации дидактических функций отводится также применяемым преподавателем средствам обучения. Однако значение данной составляющей технологии обучения не нужно абсолютизировать. Конечно, высокая производительность средств обучения и особенности их использования создают совершенно иную модель обучения, а также иную культуру образовательного процесса. Но как показывает практика, не любые средства обучения могут создавать технологии и тем более выступать в роли технологоформирующего фактора.
Поэтому, наряду с ранее указанными характеристиками, в качестве основных характеристик технологии обучения можно отнести: ее системность, научность, воспроизводимость, эффективность, качество и мотивированность обучения, новизну, алгоритмичность, информационность, возможность тиражирования, переноса в новые условия и др.
Такое многообразие характеристик требует выделить некий обобщенный инвариантный признак технологии обучения, отражающий ее сущность. Так В. М. Монахов предлагает определять его как законосообразность технологии [3]. При этом он исходит из того, что технология обучения — это, прежде всего, педагогический процесс, максимально реализующий в себе дидактические законы и закономерности, благодаря которым обеспечивается достижение конкретных конечных результатов. И, чем полнее они будут постигнуты и реализованы, тем выше гарантия получения требуемого результата. Следовательно, критерию законосообразности должны соответствовать все ведущие признаки технологии обучения. Поэтому в качестве обобщенного определения предлагается следующее: технология обучения — это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем это имеет место при традиционных моделях обучения.
Необходимо остановиться на еще одной значимой особенности технологии обучения.
Внедрение педагогических технологий в образовательный процесс поставили перед преподавателями вуза ряд проблем в приобретении ими специальных знаний в этой области, так как большинство из них не видели разницы между дидактикой, методикой и технологией обучения.
Педагогические технологии также, как и дидактика занимаются целями, содержанием, способами и средствами обучения, а также деятельностью педагога и обучающегося. Так в чем же тогда разница межу ними? А разница межу ними есть, и она заключается в следующем:
- дидактика — это теория обучения в целом;
- педагогическая технология — это конкретное, научно обоснованное, специальным образом организованное обучение для достижения конкретной реально выполнимой цели.
При этом ставится не просто общая цель, например: подготовить высококвалифицированного специалиста, а разрабатываются научно обоснованные и конкретные цели по этапам обучения. Затем, применительно к этим целям, осуществляется:
- формирование содержание обучения;
- выбор методов, способов, приемов и средств достижения поставленных целей;
- прогнозируется конкретная деятельность преподавателя и обучающихся.
Все эти научно-обоснованные элементы ведут в итоге к достижению конечной цели -подготовке высококвалифицированного специалиста, отвечающего современным требованиям его использования на всех стадиях профессиональной деятельности.
А в чем же разница между методикой и технологией обучения и не идет ли подмена одного понятия другим?
Нельзя противопоставлять эти два понятия друг другу и потому, что технология обучения это не что иное, как более высокая стадия развития методики, когда наряду с ее персонификацией производится детальная разработка основных ее составляющих:
- целеполагание;
- прогнозирование;
- выбор оптимальных форм, методов и средств обучения;
- организация взаимодействия участников учебного процесса;
- оценка, контроль и коррекция знаний, навыков и умений обучающихся с целью гарантированного достижения дидактических целей.
Поэтому технологию обучения можно рассматривать в качестве очередного шага в развитии дидактического процесса.
Но, если понятие «методика» выражает процедуру использования комплекса методов, способов и приемов обучения причем, как правило, безотносительно к преподавателю, их осуществляющему, то технология обучения предполагает присовокупление к ней личности преподавателя во всех его многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая дидактическая задача может быть эффективно решена с помощью технологии, спроектированной и реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом. Поэтому она неразрывно связана с педагогическим мастерством педагога.
При этом в среде педагогов существует мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально и его нельзя передать из рук в руки. Однако если рассматривать технологию обучения не как педагогический процесс, а как его проект, своеобразный инструментарий для организации и осуществления педагогической деятельности, то со всей очевидностью можно утверждать, что спроектированная технология обучения может быть реализована не только ее автором, но и его последователями. При этом, конечно, разработанную технологию обучения им необходимо уточнить с учетом своих личных профессиональных качеств и параметров, но оставить неизменными основные ее структурные компоненты, поскольку они связаны системно в соответствии с конкретными целями и задачами, для которых проектировались. В этом, на наш взгляд, и заключается одно из важнейших отличий технологии обучения от методики. Сравнительная характеристика методики и технологии обучения приведена в таблице 1.
№ Признаки Методика Технология
п/п сравнения
1 Назначение Рекомендует применение конкретных методов, организационных форм и средств обучения Рекомендует процесс создания системы методов организационных форм и средств обучения с учетом целей и управления обучением
2 Определение Система научно обоснованных методов, правил и приемов обучения Инструментарий достижения целей обучения. Систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения, систем, способов и средств достижения целей управления процессом обучения
3 Фактические исходные предпосылки Обоснование и процесс построения находит в технологии Цели, ориентация на результат. Методологическая основа методики.
4 Парадигма Совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса Проект будущего учебного процесса
5 Ориентация На обучающих (преподавателей) На обучающихся
6 Направленность На конкретный предмет или на реализацию определенных целей На универсализацию подходов к изучению учебного материала
7 Отражение Дает вполне определенные Отражает процессуальный динамичный
цинамичности обучения конкретные рекомендации характер процесса обучения
8 Интеллектуальн Узко предметный аспект к Культурное понятие, связанное с мышлением и
ый подход данному предмету (теме) деятельностью педагога
Таким образом, сущность технологии обучения состоит:
- в предварительном проектировании учебного процесса с последующей возможностью воспроизведения этого проекта в педагогической практике.
- в специально организованном ценообразовании, предусматривающем возможность объективного контроля качества достижения поставленных дидактических целей.
- в структурной и содержательной целостности технологии обучения.
- в выборе оптимальных форм, методов, и средств обучения.
- в наличии оперативной обратной связи, позволяющей своевременно и оперативно корректировать процесс обучения.
Отсюда следует, что технология обучения представляет собой целостную дидактическую систему, позволяющую наиболее эффективно, с гарантированным качеством решать педагогические задачи.
При этом содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии программой и поставленными педагогическими задачами. Поэтому содержание обучения рассматривается как состав, структура и содержание учебной информации, предоставляемой
обучаемому, а также комплекс задач, заданий, упражнений и тренировок, обеспечивающих формирование профессиональных умений и навыков, накопление первоначального опыта профессиональной деятельности.
Технология обучения предполагает организацию, управление и контроль процесса обучения. Причем все стороны этого процесса взаимосвязаны и влияют друг на друга. Стоит одному звену дать сбой, как тут же это скажется на всех остальных. Поэтому для успешного функционирования всей системы нужна тщательная и продуманная отладка всех ее составляющих.
Технологию обучении как процесс можно представить в виде последовательно выполняемых педагогических процедур, операций и приемов, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему, реализация которой в педагогической практике приводит к достижению гарантированных целей обучения и способствует целостному развитию личности обучающегося.
Но в то же время, процедуры, операции и приемы, из которых она складывается, вообще-то нельзя интерпретировать как звенья алгоритма, детально описывающего путь достижения того или иного педагогического результата. Скорее всего, их следует рассматривать как опорные дидактические средства, обеспечивающие в совокупности движение субъекта обучения к заданным целям.
Таким образом, под технологией обучения следует понимать последовательную взаимосвязанную систему действий военного педагога, направленных на решение дидактических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
Следует также подчеркнуть, что технология обучения может рассматриваться не только как дидактический процесс, но и как результат деятельности военного педагога по его проектированию. В этом случае она рассматривается как научный проект (описание, модель) дидактического процесса, воспроизведение которого гарантирует успех педагогических действий.
Таким образом, педагогическая деятельность по своей структуре является сложноорганизованной системой, включающей в свой состав деятельность преподавателя, осуществляющего непосредственное обучение в вузе. Технология обучения предполагает планирование, организацию, управление и контроль процесса обучения. Новые педагогические технологии зарождаются не как дань моде, а как насущная необходимость поиска новых условий обучения и воспитания. Процесс такого поиска заканчивается разработкой конкретной педагогической технологии, и в педагогике носит название педагогического проектирования.
Список литературы
1. В. Даль. Толковый словарь. Т. 4. С. 404.
2. Подласый И. П. Педагогика: в 3-х кн., кн. 2. Теория и технология обучения: учебник для студентов вузов / И. П. Подласый. М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2007. 575с.
3. Монахов В. М. Введение в теорию педагогических технологий: монография/ В. М. Монахов. Волгоград: Перемена, 2006. 319 с.