Таким образом, в системе управления инновационным развитием региона перспективное управление как структурная элементная составляющая определяет целевые ориентиры достижения экономического, финансового и социального результата в соответствии с экстраполяцией развития проектного и программного инвестирования в регионе, а стратегическое управление в соответствии со своей функциональной предназначенностью посредством последовательного выполнения технологических процедур ориентировано на достижение обоснованных в системе перспективного управления экономического, финансового и социального результатов в условиях изменений состояний макро-, микросред, отличающихся существенно от тенденций ретроспективного инновационного развития регионального хозяйства.
Литература
1. Афонин И. В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для вузов. М.: Гардарика, 2005.
2. Иванов В.Н., Патрушев В.Н. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. М.: Экономика, 2001.
3. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; под ред. С.Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ, 2001.
4. Казанцев С.В. Инновационное развитие регионов России // ЭКО. 2007. № 10. С. 2-19.
БУДАГОВ АРТУР СУРЕНОВИЧ - кандидат физико-математических наук, доцент, декан экономического факультета, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Россия, Санкт-Петербург ([email protected]).
BUDAGOV ARTHUR SURENOVICH - candidate of physical and mathematical sciences, senior lecturer, dean of Economic Faculty, St. Petersburg State University of Space Instrument Making, Russia, St. Petersburg.
УДК 332.1:330.341.1]:338.2
A.C. БУДАГОВ, Э.Н. КРОЛИВЕЦКИЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТАПОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Ключевые слова: функции, методы, способы управления, инновационное инвестирование, управление инновационным процессом.
Исследованы взаимодействия технологических элементов системы стратегического управления поэтапного инновационного развития региона.
A.S. BUDAGOV, E.N. KROLIVETSKY TECHNOLOGICAL ELEMENTS OF SYSTEM OF STRATEGIC MANAGEMENT AS TOOLKIT OF PERFORMANCE OF STAGES OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF REGION
Key words: functions, methods, ways of management, innovative investment, management innovative processes.
Interactions of technological elements of system of strategic management of stage-by-stage innovative development of region are investigated.
Стратегическое управление в системе интегрального управления развитием инновационного процесса в административно-территориальном образовании своими технологическими элементами соединяет целевую ориентацию перспективного управления с целевой ориентацией стратегии инновационного и инвестиционного развития, обеспечивая при этом достижение экстраполяционных экономических, финансовых и социальных результатов в условиях изменений состояний макро-, микросред, значительно отличающихся от их состояний ретроспективного периода.
Технологические составляющие процесса стратегического управления в своей последовательности выполнения по устанавливаемым субъектом уп-
равления периодам времени и стадиям регионального процесса инвестирования в технологические, технические, информационные и иные новшества решают задачи нивелирования и нейтрализации влияний негативных факторов макро-, микросред, содействуя целевой ориентации инновационного процесса на достижение экономических и иных результатов, ожидаемых по завершении инвестиционного цикла или конкретно устанавливаемого периода времени регионального проектного и программного инвестирования.
Так, например, стратегическое видение, установленное в перспективном плане, выступает величиной, зависящей от своевременного и качественного осуществления каждой из функций перспективного управления на основных этапах инвестиционного цикла.
Рационализация взаимодействия функции прогнозирования в системе управления процессами инвестирования в создание и внедрение новшеств в региональном хозяйстве в существенной степени зависит от избираемого метода определения экономических результатов и эффективности инвестирования в прогнозных и расчётных оценках. При этом выражение в прогнозных ценах затрат и экономических результатов предоставляют возможность субъекту управления инновационным инвестированием определить обобщающие показатели инвестирования по расчетным ценам на основе применения де-флирующего множителя, соответствующего индексу инфляции [1, 4].
Доминирующую роль в процессном этапе инновационного инвестирования в регионе должна занимать функция организации инновационного процесса, основная предназначенность которой в перспективном управлении состоит в таком соединении ресурсных составляющих инвестиционного процесса, которые отвечают требованию соблюдения норм расходования ресурсов при создании и внедрении новшеств в региональном хозяйстве.
Функция регулирования выполняет ведущую роль как в непосредственном процессе проектного и программного регионального инвестирования, так и на этапе эксплуатации созданных и внедренных технических, технологических и информационных новшеств. Ведущая роль функции регулирования на указанных этапах инвестирования состоит в устранении отклонений по объемам и срокам инновационного инвестирования посредством изменения размеров ресурсообеспечения, устранения организационных и других причин замедления процесса инвестирования.
Рационализация взаимодействия такой структурной составляющей интегрального управления развитием инновационного процесса административно-территориального образования, как перспективное управление, в существенной степени зависит от методов управления инновационным инвестированием региона, различное сочетание которых на этапах осуществления инвестирования оказывает влияние на увеличение экономических, финансовых и социальных результатов, на снижение текущих затрат в процессе инвестирования в создание и внедрение новшеств на предприятиях, инфраструктурном комплексе региона.
Так, например, доминирующую роль административно-распорядительный метод выполняет на начально-подготовительной стадии инвестирования в основной капитал и новшества, так как от применения административнораспорядительного метода зависит: число источников и инвесторов для финансирования инновационного проекта, программы инвестирования в административно-территориального образовании; формирование ресурсного потенциала, его качественные и количественные характеристики; составление и исполнение правил и порядка инвестирования; уровень дисциплинарной ответственности; регламентация деятельности участников инвестиционного процесса в соответствии с основными положениями проектного и программного инновационного инвестирования в региональном хозяйстве.
От воздействий экономического метода в перспективном управлении процессом инвестирования в существенной мере зависит как аккумулируемый объем финансовых средств для создания и внедрения технических, технологических и иных новшеств, так и рост экономической, финансовой результативности инвестиций.
В перспективном управлении инновационным развитием административно-территориального образования основными элементами экономического воздействия на инновационное инвестирование выступают: стимулирование труда разработчиков технологических, технических и иных новшеств, непосредственных участников; соблюдение прогрессивных норм потребления ресурсов, направленных на снижение текущих затрат инновационного инвестирования; применение форм оплаты труда участников инвестиционных проектов и программ, содействующих росту экономических и финансовых результатов.
Моральное поощрение участников инновационного процесса регионального хозяйства по основным этапам инвестиционного цикла, выражающееся в гласном признании трудовых успехов работников, в благодарности за успешное завершение работ, этапов инновационного инвестирования, в оказании других знаков внимания за высокое качество и своевременность выполнения работ по созданию новшеств, соединяемые со всеми формами экономического стимулирования, пропорционально с ними оказывают существенное влияние на повышение экономических результатов, содействуют развитию положительных тенденций в укреплении морально-психологического климата непосредственных участников инвестиционного проекта.
Дифференцированное в различной степени сочетание методов текущего и перспективного управления процессом инвестирования в новшества, как нам представляется, играет роль инструментария обеспечения выполнения этапов инновационного инвестирования, их отдельных работ на качественной и своевременной основе.
Элементное взаимодействие способов перспективного управления процессом инвестирования в новшества регионального хозяйства способствует объективному определению долгосрочного ориентира экономической, финансовой и социальной результативности проектного инвестирования в новшества регионального хозяйства в системе интегрального управления.
Так, например, оптимальный способ распределения инвестиционных вложений по подразделениям субъекта хозяйствования, по группам объектов инвестирования регионального хозяйства, включая и его инфраструктурный комплекс, предоставляет возможность субъекту текущего и перспективного управления сформировать состав инвестируемых подразделений или в целом хозяйствующих субъектов регионального хозяйства в соответствии с оптимальным способом динамического программирования.
Согласно способу оптимального распределения средств инвестирования в основной капитал и новшества посредством динамического программирования устанавливаются объемы финансовых средств для обновления и модернизации основных фондов и создания новшеств для тех объектов (подразделений предприятия, группы инвестируемых предприятий, объектов инфраструктурного комплекса) регионального хозяйства, в которых может быть достигнута максимальная фондоотдача. При этом ранжирование объектов инвестирования по уровню максимально возможного достижения эффективности использования обновленных и модернизированных основных фондов позволяет субъекту управления проектным инвестированием в регионе распределять финансовые ресурсы, отдавая предпочтение по объемам финансирования тому инвестиционному объекту, который может обеспечить максимально возможную фондоотдачу.
Имитационный способ управленческих воздействий на перспективное инновационное и инвестиционное развитие административно-территориального образования состоит в установлении возможностей субъекта перспективного и текущего управления в начально-предварительном периоде инвестиционного цикла удовлетворить экономические интересы инвесторов и других участников инвестиционного процесса по созданию и внедрению технических, технологических, информационных и иных новшеств.
Имитация процесса инвестирования при этом должна включать блоки ло-гико-вербального и экономико-математического содержания о рационализации ресурсопотребления, поэтапного достижения экономической, финансовой и социальной результативности в перспективном периоде времени, транслируемые на электронно-вычислительной машине с составлением программы имитации инвестиционного процесса. При многократном повторении на составленной модели имитации всех технологических процедур, последовательно ориентированных на достижение планово-расчетных экономических и финансовых результатов в долгосрочном периоде времени, избирается вариант инвестирования в новшества, соответствующий экономическим интересам участников проектного инвестирования [2, 3].
Приведение в сбалансированное состояние размеров используемых ресурсов в инновационном развитии регионального хозяйства с величинами достижения экономических и финансовых результатов, на наш взгляд, выступает одним из необходимых условий управления развитием проектного инвестирования в перспективном периоде.
Без сбалансированности ресурсов и ожидаемых результатов инвестирования в новшества адекватность планируемых и фактически достигаемых результатов невозможна, так как стремление участников регионального инновационного процесса к максимально возможным экономическим и иным результатам при действующих экстраполяционных тенденциях несколько выше по сравнению с располагаемым ресурсным потенциалом.
Такая элементная составляющая перспективного управления, как предпринимаемые меры для обеспечения последовательного достижения экстраполяционных результатов, включаемая в состав функций, методов, способов управления, осуществляется индивидуально в целях соблюдения технологии перспективного управления, корректировки последовательности осуществления функций и методов перспективного управления на этапах инвестиционного цикла региона и является ресурсообеспеченной основой при принятии управленческих решений об изменении объемов, источников финансирования инновационных проектов и программ.
Литература
1 .Дуброва Т. А. Прогнозирование социально-экономических процессов. Статистические методы и модели. М.: Маркет ДС, 2007.
2. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; под ред. С.Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ, 2001.
3. Масленникова Н.В. Менеджмент в инновационной сфере: учеб. пособие. М.: ФБК-Пресс, 2005.
4. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. Офиц. изд., 2-я ред. М.: Экономика, 2000.
БУДАГОВ АРТУР СУРЕНОВИЧ. См. с. 400.
КРОЛИВЕЦКИЙ ЭДУАРД НИКОЛАЕВИЧ - доктор экономических наук, профессор кафедры управления экономическими и социальными процесса, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Россия, Санкт-Петербург ([email protected]).
KROLIVETSKY EDWARD NIKOLAEVICH - doctor of economics sciences, professor of Management Economic and Social Process Department, St. Petersburg State University of Cinema and Television, Russia, St. Petersburg.