Научная статья на тему 'Принципы и последовательность формирования механизма перспективного управления инвестиционным и инновационным развитием региона'

Принципы и последовательность формирования механизма перспективного управления инвестиционным и инновационным развитием региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / МЕХАНИЗМ ПЕРСПЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ИНВЕСТИЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / INNOVATIVE DEVELOPMENT OF REGION / PERSPECTIVE MANAGEMENT MECHANISM / INVESTMENT DEVELOPMENT OF REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Будагов Артур Суренович

Формулирование и соблюдение принципов в процессе создания и функционирования механизма стратегического управления проектным инвестированием должны отвечать функциональной предназначенности стратегического управления, заключающейся как в противодействии всем негативным влияниям факторов макро-, микросред, так и в усилении влияния положительных тенденций, развивающихся во внешней и внутренней средах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Будагов Артур Суренович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES AND SEQUENCE OF FORMATION OF THE MECHANISM OF PERSPECTIVE MANAGEMENT OF INVESTMENT AND INNOVATIVE DEVELOPMENT OF REGION

Formulation of and respect for the establishment and functioning mechanism for strategic management project investments must meet the strategic management functionality. It is to counteract the negative influences of factors all macro environment and micro environments, as well as in enhancing the impact of positive trends.

Текст научной работы на тему «Принципы и последовательность формирования механизма перспективного управления инвестиционным и инновационным развитием региона»

УДК 336.714

А.С. БУДАГОВ

ПРИНЦИПЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ПЕРСПЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМ И ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА

Ключевые слова: инновационное развитие региона, механизм перспективного управления, инвестиционное развитие региона.

Формулирование и соблюдение принципов в процессе создания и функционирования механизма стратегического управления проектным инвестированием должны отвечать функциональной предназначенности стратегического управления, заключающейся как в противодействии всем негативным влияниям факторов макро-, микросред, так и в усилении влияния положительных тенденций, развивающихся во внешней и внутренней средах.

A.S. BUDAGOV

PRINCIPLES AND SEQUENCE OF FORMATION OF THE MECHANISM OF PERSPECTIVE MANAGEMENT OF INVESTMENT AND INNOVATIVE DEVELOPMENT OF REGION

Key words: innovative development of region, perspective management mechanism, investment development of region.

Formulation of and respect for the establishment and functioning mechanism for strategic management project investments must meet the strategic management functionality. It is to counteract the negative influences of factors all macro environment and micro environments, as well as in enhancing the impact of positive trends.

Идентифицированность принципов ряда однородных объектов исследования не должна сопутствовать таким ключевым понятиям, как управление проектным инвестированием, созданием и внедрением новшеств технологического, технического, организационно-экономического и информационного характера, а также формирование механизма перспективного и стратегического управления инновационным и инвестиционным развитием административно-территориальных образований.

Различия в подходах к обоснованию соблюдения необходимых принципов функционирования или создания тех или иных объектов в составе процесса управления инновационным и инвестиционным развитием региональных хозяйств, на наш взгляд, состоят в существенных отличиях функциональной предназначенности, например, управления инвестированием в основные фонды и новшества в деятельности региональных хозяйств, функциональной реализацией которого выступают:

- в экономическом отношении результативное и эффективное финансовое и материально-техническое обеспечение процессов инвестирования в обновление, модернизацию основных фондов, а также создания и внедрения технических, технологических, информационных новшеств в текущей деятельности и перспективном развитии региональных хозяйств;

- эксплуатация обновленных и модернизированных объектов проектного инвестирования, созданных технологических, технических, информационных и иных новшеств в установленные периоды времени с целью окупаемости инвестиционного и инновационного проекта, программы и получения прибыли, равной или превышающей среднерыночную.

Поэтому формулирование принципов управления процессами инвестирования в основной капитал и новшества хозяйствующих субъектов региона должно учитывать, в первую очередь: оптимизацию распределения финансовых средств в инвестиционные проекты; обоснованность и сопоставимость прогнозной экономической, финансовой и социальной результативности, эффективности вложений финансовых средств в основной капитал и новшества для повышения

конкурентоспособности региональных хозяйств; приоритетность инновационного развития региона, отраслей и предприятий, определяющую уровень эффективности производства продукции, оказания услуг, повышения конкурентоспособности наукоемкой продукции.

Принципы формирования механизма перспективного и стратегического управления инновационным и инвестиционным развитием административнотерриториального образования должны, так же как и принципы управления инвестированием в основной капитал и новшества регионального хозяйства, соответствовать функциональной предназначенности механизма управления научно-инновационным и финансово-инвестиционным развитием региона [1].

В экономической литературе ряд авторов в раскрытии сущности «механизм» развития конкретного процесса в составе или вне социально-экономической системы (предприятие, отрасль, народное хозяйство) допускают, на наш взгляд, необъективные определения данной дефиниции, считая механизм в составе той или иной системы или реализации декларативных положений нормативно-правового регламентирования, например, деятельности субъектов хозяйствования, протекания финансово-инвестиционных, научно-инновационных, социально-экономических и иных процессов, теми способами, предпринимаемыми ресурсообеспеченными мерами, которые способствуют реализации целевой направленности взаимодействия элементов системы или детализированных действий в рамках реализации принятых нормативно-правовых положений, регламентирующих текущую деятельность социально-экономических систем различного уровня или производственно-хозяйственных, финансово-инвестиционных, научно-инновационных процессов, осуществляемых в регионе, на предприятии, в отрасли.

Однако отсутствие значимого и адекватного определения понятия «механизм» в составе управленческих воздействий на текущее функционирование и перспективное развитие хозяйствующих субъектов отраслевых составляющих народного хозяйства или административно-территориальных образований, по нашему мнению, в свою очередь, связано с низким уровнем логико-вербального представления о функциональной предназначенности механизма управления развитием социально-экономических систем и административно-территориальных образований.

В этой связи следует отметить, что функциональная предназначенность механизма перспективного и стратегического управления инвестированием в основные фонды, технические, технологические и иные новшества может быть раскрыта на адекватной основе со сформулированным понятием «механизм развития».

В соответствии с нашими представлениями, механизм управления развитием, как логико-вербальная форма в составе системы перспективного, стратегического развития, может быть выражен таким его содержательным наполнением, как: активизация системы или процесса управления инвестированием в основные фонды, новшества посредством рационального взаимодействия элементов как механизма управления, так и системы управления в целом (методов, способов стратегического и перспективного управления, конкретных мер, действий в рамках системы).

Механизм управления перспективным и стратегическим развитием инновационных и инвестиционных процессов в приведенном автором его логико-вербальном содержании выступает как часть процессора системы управления, ориентированная в своей функциональной предназначенности на поддержание такого уровня рационализации элементного взаимодействия системы, которое обеспечивает достижение необходимых (наиболее возможных) экономических, финансовых и социальных результатов, эффективности системы управления и в целом

осуществления процесса инвестирования в обновление и модернизацию основных фондов, создание и внедрение новшеств в региональное хозяйство.

Таким образом, установленная функциональная предназначенность механизма управления инновационным и инвестиционным развитием регионального хозяйства ориентирована на создание условий и реализацию потенциальных ресурсных возможностей систем перспективного и стратегического управления научно-инновационным и финансово-инвестиционным развитием, на достижение высоких экономических, финансовых и социальных результатов [2].

Основными принципами создания механизма перспективного управления научно-инновационным и финансово-инвестиционным развитием административно-территориальных образований, в соответствии с нашими представлениями, могут выступать:

- ресурсная и организационная обеспеченность экстраполяционных тенденций перспективного развития регионального процесса инвестирования в обновление и модернизацию основных фондов, создание и внедрение технических, технологических, информационных, экономико-организационных новшеств в регионе;

- высокий уровень экономико-математической и экспертной обоснованности прогнозных оценок экономических, финансовых и социальных результатов средне-, долгосрочного развития процесса инвестирования в основной капитал и новшества субъектов хозяйствования административно-территориального образования;

- обоснованность необходимости корректирования размеров экономического, финансового и социального результата, эффективности инвестирования в основные фонды, технологические, технические, информационные и иные новшества в долгосрочном периоде времени в связи с усилением влияния негативных факторов макро-, микросред, превышающим результаты воздействия ранее сложившихся и действовавших некоторое время тенденций социально-экономического, научноинновационного и финансово-инвестиционного характера;

- целевая ориентация механизма перспективного управления инвестированием в основной капитали и создаваемые новшества для регионального хозяйства на достижение посредством элементного взаимодействия механизма перспективного управления экономических, финансовых и социальных идентификаторов результативного и эффективного инновационного и инвестиционного развития региона в статистически репрезентативных (доверительных) интервалах;

- взаимодополнение с механизмом стратегического управления процессом инвестирования в основной капитал, технические, технологические, информационные и иные новшества (блоки 1.1 - 1.5, рисунок).

Формирование элементного состава и рационализация взаимодействия элементов (способов, методов, функций, предпринимаемых мер, компетенций разноуровневого управления) механизма перспективного развития процессов инвестирования в обновление и модернизацию основных фондов, новшества в целях повышения конкурентных преимуществ, конкурентоспособности продукции, предприятий и непосредственно самого регионального хозяйства, а также качественного уровня ресурсного потенциала региона на основе принципа ресурсного и организационного обеспечения переносимых тенденций инновационного и инвестиционного развития административно-территориального образования (блок 1.1, рисунок) возможно в условиях соединения собственных и привлеченных финансовых средств, достаточных для выполнения проектов инвестирования не только в обновление и модернизацию основных фондов, но и в новшества, повышающие инновационный и качественный уровень ресурсного потенциала, конкурентоспобность хозяйствующих субъектов, в целом регионального хозяйства.

Состав принципов создания механизма перспективного управления инвестированием в обновление и модернизацию основных фондов, технологические, технические и информационные новшества в средне-, долгосрочных периодах времени развития региональных хозяйств

Кроме того, реализация принципа ресурсной обеспеченности проектного инвестирования должна быть ориентирована на минимизацию расходов, основанную на нормировании использования материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов, повышающую размеры экономических, финансовых и социальных результатов, эффективности инвестирования в основной капитал, новшества технического, технологического и иного характера. При этом возрастает и уровень рационализации взаимодействия элементов механизма перспективного управления инновационным и инвестиционным развитием административнотерриториального образования, воплощаемого в экономической форме посредством повышения результатов и уровей эффективности инвестирования [3].

Реализация принципа экономико-математической и экспертной обоснованности получения адекватных прогнозных оценок экономических, финансовых, социальных результатов, эффективности инвестирования в основной капитал и новшества хозяйствующих субъектов и инфраструктурного комплекса регионального хозяйства (блок 1.2, рисунок) представляет возможность разноуровневым органам управления проектным и программным инвестированием в основной капитал и новшества (органам управления региона, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов) на должном уровне точности и значимости устанавливать реальность достижения планово-расчетных показателей экономической, финансовой и социальной результативности, эффективности проектного инвестирования в регионе.

Наличие адекватных прогнозных оценок результатов и эффективности инвестирования в основные фонды и новшества регионального хозяйства позволяет количественно определять отклонения плановых величин от фактических или изменяющихся значений результатов и эффективности проектного и программного инвестирования в перспективном периоде времени.

По результатам анализа возможных отклонений фактических экономических и иных результатов проектного инвестирования в регионе от прогнозных значений необходима корректировка не только планово-расчетных величин ре-

зультатов и эффективности инвестирования (блок 1.3, рисунок), но и ресурсного обеспечения достижения этих уточненных показателей инвестиционного процесса в перспективном периоде времени.

Принцип целевой ориентации механизма перспективного управления процессом инвестирования в основной капитал, технические, технологические и информационные и иные новшества на достижение планово-расчетных экономических, финансовых и социальных результатов и эффективности инвестирования в приемлемых для инвесторов статистически репрезентативных интервалах, по нашему мнению, выполняет роль экстраполяционного целевого функционала, распределяющего в доверительных рамках (интервалах) достижение экономических и иных результатов, в пределах величин (минимальной, средней и максимальной), удовлетворяющих участников инвестиционного процесса.

В то же время интервальность количественного достижения планово-расчетных величин в создаваемом механизме перспективного управления инновационным и инвестиционным развитием административно-территориальных образований выступает соответствующим свидетельством возможностей адекватно достигать устанавливаемых величин экономической, иной результативности и эффективности проектного и программного инвестирования в условиях неустойчивой макросреды.

Выполнение принципа взаимодополнения и взаимодействия механизмов перспективного и стратегического управления инвестиционным процессом вложений средств в основной капитал и новшества, на наш взгляд, компенсирует недостатки интервального достижения экономического результата инвестирования и приводит процесс проектного инвестирования к достижению его наибольшего значения в условиях нестабильной макросреды.

Формулирование и соблюдение принципов в процессе создания и функционирования механизма стратегического управления проектным инвестированием должны отвечать функциональной предназначенности стратегического управления, заключающейся как в противодействии всем негативным влияниям факторов макро-, микросред с целью достижения поставленных ориентиров экономической, финансовой и иной результативности проектного инвестирования в средне-, долгосрочном периоде времени, так и в усилении влияния положительных тенденций, развивающихся во внешней и внутренней средах с целевой ориентацией на получение наибольших результатов и эффективности процесса инвестирования в основной капитал, создания и внедрения в промышленное производство новшеств.

Литература

1. Акмаева Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент / Р.И. Акмаева. М.: Финансы и статистика, 2006.

2. Басовский Л.Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Л.Н. Басовский. М.: Инфра-М, 2006.

3. Колесников А.М. Планирование инвестиционной деятельности предприятия / А.М. Колесников, Т.Б. Пришибалович // Регион: Политика. Экономика. Социология. 2003. № 3. С. 12-14.

БУДАГОВ АРТУР СУРЕНОВИЧ - кандидат физико-математических наук, декан экономического факультета, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Россия, Санкт-Петербург ([email protected]).

bUdAGOV ARTUR SURENOViCh - candidate of physics and mathematical sciences, economics sciences dean of law department, Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Russia, Saint Petersburg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.