УДК 005.21:377
А.А. ПАНАРИН
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМ ПЕРСПЕКТИВНОГО И СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ И ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: классификационные признаки, функциональное назначение, стратегическое, перспективное управление, учреждения профессионального образования.
На основе классификационных признаков систем стратегического и перспективного управления исследованы их отличительные характеристики.
A.A. PANARIN
COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE FUNCTIONING OF PERSPECTIVE AND STRATEGIC MANAGEMENT SYSTEMS FOR SOCIOECONOMIC AND INNOVATIVE DEVELOPMENT OF INSTITUTIONS OF PROFESSIONAL EDUCATION
Key words: classification signs, functional purpose, strategic, perspective management, establishments of professional education.
The article investigates the distinctive characteristics of strategic and perspective management systems on the basis of classification signs.
Сравнительная характеристика функционирования систем перспективного и стратегического управления социально-экономическим и инновационным развитием учреждений профессионального образования, на наш взгляд, может в достаточно полной мере быть обеспечена на основе таких классификационных признаков каждой из систем, как: функциональное назначение, целевая ориентация на достижение максимально возможных экономических и социальных результатов; технологический элементный состав; период времени функционирования системы управления; экономический результат и эффективность системных воздействий на текущую деятельность и перспективное развитие учреждений профессионального образования; участие персонала в повышении экономических результатов (таблица).
В соответствии с классификационными признаками таблицы, каждый из видов управления средне-, долгосрочного развития учреждений профессионального образования хотя и обладает своими особенностями как самостоятельная система управления, перспективное и стратегическое управление в дополнение друг другу решают основную задачу - достичь наибольшего экономического, социального результата, эффективности инвестирования в новшества, в основной капитал в условиях изменений состояния внешней и внутренней сред, существенно отличающихся от ретроспективных их изменений [1].
Так, функциональное назначение системы стратегического управления социально-экономическим и инновационным развитием учреждений профессионального образования характеризуется организационным и ресурсным обеспечением текущей деятельности и перспективного развития учебных заведений профессионального образования посредством предпринимаемых организационно-экономических мер как в составе технологических элементов системы стратегического управления, так и вне её, последовательным соблюдением технологии данного вида управления в условиях негативного влияния факторов внешней и внутренней сред, существенно отличающегося от их действия в ретроспективном периоде [2, 4].
Хотя функциональное назначение системы перспективного управления экономическим, социальным и инновационным развитием сферы профессионального образования выражается таким же организационным и ресурсным обеспечением объектов управления, как и в системе стратегического управ-
ления, оно (функциональное назначение) исходит из предположения о том, что объект управления будет развиваться на основе экстраполяции ретроспективных изменений экономических, социальных результатов, эффективности осуществления инновационных проектов.
Устанавливаемые экономические, социальные результаты в перспективном периоде развития учреждений профессионального образования как прогнозные или планово-расчетные оценки выступают для систем перспективного и стратегического управления целевыми ориентирами, достижение которых обеспечивается взаимодействием технологических и ресурсных элементов данных систем (таблица).
Классификационные признаки и основные отличительные характеристики систем стратегического и перспективного управления учреждениями профессионального образования
Классификационные признаки управления Стратегическое управление Перспективное управление
Функциональное назначение Организационное и ресурсное обеспечение текущего функционирования и долгосрочного экономического и инновационного развития учреждений профессионального образования составом технологических элементов в условиях нестабильного состояния макро-, микросред Организация деятельности и перспективного социально-экономического и инновационного развития учреждений профессионального образования в соответствии с технологией перспективного управления и экстраполяционными тенденциями изменений экономического и социального результатов
Целевая ориентация на достижение максимально возможных экономических и социальных результатов Рационализация взаимодействия технологических элементов системы на достижение максимально возможных экономических результатов Обеспечение взаимодействием технологических элементов системы управления достижения установленных (планируемых) экономических, социальных результатов, эффективности инновационных проектов учреждений профессионального образования на основе экстраполяционного перспективного развития
Состав технологических элементов Стратегический анализ, экспертно-сценарное видение, миссия, стратегическая цель, обобщающая и частные стратегии Функции, методы, способы, организационно-экономические и иные меры управления
Экономический результат и эффективность воздействий системы управления на развитие учреждений профессионального образования Сохранение и повышение темпов экономического роста в условиях негативных влияний макро-, микросред Отсутствие отклонений планируемого и фактического экономического результата при сохранении ретроспективных тенденций развития
Период времени действия Устанавливается по этапам жизненного цикла учреждений профессионального образования От 3 до 15 лет
Участие персонала в повышении экономических результатов Влияние персонала на повышение экономического, социального и инновационного результата Участие персонала в процессе достижения планируемых экономических, социальных результатов, эффективности инновационных проектов в перспективном периоде
Целевая ориентация каждой из сравниваемых по классификационным характеристикам систем управления обеспечивается как отдельными технологическими составляющими (элементами) систем, так и их совокупностью. При этом такие технологические элементы системы стратегического управления, как стратегический анализ, экспертно-сценарное видение экономического, социального и инновационного развития объекта управления на конкретный интервал долгосрочного периода, миссия (предназначение), стратегическая цель, обоб-
щающая и частные стратегии, определяют особенности целевой ориентации системы управления учреждениями профессионального образования на достижение планируемых (желаемых, установленных) экономических и социальных результатов, эффективности инвестиций в новшества.
Целевая ориентации системы перспективного управления развитием учреждений профессионального образования обеспечивается такими её технологическими элементами, как функции (планирование, организация, регулирование, контроль, учёт, прогнозирование, анализ), методы (экономический, административнораспорядительный, социально-психологический), способы (имитационный, оптимальный, нормативный, структурно-организационный), предпринимаемые меры в составе технологических элементов и вне их (экономические, финансовые, маркетинговые, инновационные, социальные, организационные), экономический анализ ресурсных возможностей достичь планируемых (прогнозируемых) экономических и иных результатов в средне-, долгосрочном периодах.
Отличие систем стратегического и перспективного управления учреждениями профессионального образования по такому классификационному признаку, как «экономический результат и эффективность воздействия системы управления на развитие учебных заведений профессионального образования» (таблица), состоит в том, что экономический результат в системе стратегического управления определяется в процессе её функционирования за счёт непосредственно свойств системы, её технологических элементов, целевая ориентация которых на достижение планируемых экономических и социальных результатов в средне-, долгосрочном периодах сохраняет и повышает результаты ретроспективных тенденций развития учреждений профессионального образования в будущем в условиях влияния негативных факторов внешней и внутренней сред.
Общая результативность системы стратегического управления может быть экономически представлена той величиной экономического результата развития учреждения (их группы) профессионального образования, которая получена на определенный период времени за счёт противодействия технологических элементов системы негативным влияниям факторов внешней и внутренней сред. А эффективность функционирования системы стратегического управления может быть определена посредством полученного ею экономического результата, соотнесенного с затратами на ресурсы, потребляемыми в процессе осуществления организационно-экономических, инновационных, финансовых, маркетинговых и иных мер в технологических элементах системы.
Экономический результат функционирования системы стратегического управления социально-экономическим и инновационным развитием учебных заведений профессионального образования, таким образом, выступает тем идентификатором, который равнозначен вкладу системы стратегического управления в достижение планируемого экономического результата. При этом эффективность системы стратегического управления может быть приемлемой для менеджмента локальной или отраслевой составляющей в том случае, если существенные отклонения состояния внешней и внутренней сред от сложившихся ретроспективных тенденций, экстраполяционных оценок не повлияли на достижение планируемого (прогнозируемого) экономического результата [3, 5].
В системе перспективного управления социально-экономическим и инновационным развитием учреждений профессионального образования в качестве экономического результата функционирования (таблица) может быть принято на прогностической и сценарно-экспертной основе условие не только установления объективной величины экономического результата, достигаемой субъектом и объектом управления в перспективном (долгосрочном) периоде, сбалансированной с располагаемым и изменяющимся качественно и количественно ресурсным потенциалом при сохранении неизменности ретро-
спективных тенденций развития локальных и отраслевых составляющих сферы профессионального образования, но и минимизации (отсутствия) отклонений планируемого и фактически достигнутого экономического результата.
Однако различие условий, допущений и целевых ориентаций систем стратегического и перспективного управления социально-экономическим и инновационным развитием учреждений профессионального образования не лишает данные системы стремления к взаимодействию и дополнению. Поэтому классификационный признак «экономический результат и эффективность системы управления» (таблица), характеризующий перспективное управление как инструмент установления обоснованного экономического результата в средне-, долгосрочном периодах, объединяет на основе взаимодействия данные системы управления в части их целевой ориентации [6].
Так, объем оказания образовательных услуг потребителям, планируемый к достижению в системе перспективного управления, становится ориентиром экономического результата и в системе стратегического управления социально-экономическим, инновационным развитием учебных заведений профессионального образования.
Отличия анализируемых систем управления по классификационному признаку «период времени действия» (таблица) состоят в том, что для стратегического управления не устанавливается конкретный период действия его технологии. Возможны лишь этапы развития объекта управления в его жизненном цикле, в которых используется взаимодействие технологических элементов системы стратегического управления, с учётом специфики этапа развития, необходимости поддержания сложившихся или повышения темпов экономического роста.
Следует в этой связи отметить то, что стратегическое управление позволяет на тех или иных этапах жизненного цикла продлить во времени этот этап и в целом длительность жизненного цикла. Например, на этапе замедления экономического роста учреждения профессионального образования система стратегического управления должна предусматривать организационно-экономические меры по диверсификации образовательных услуг, повышению их качества, оптимизировать ценовую составляющую оказываемой услуги в целях повышения уровня конкурентоспособности образовательной услуги. Период упадка (заката), как завершающий в жизненном цикле учебных заведений профессионального образования, в процессе стратегического управления может быть несколько изменен и модифицирован посредством изменения состава частных стратегий, направленность которых должна выражаться в расширении возможностей инновационных изменений в деятельности учреждений профессионального образования, повышающих роль информационных, маркетинговых и организационных новшеств. При этом повышение роли инноваций на завершающем периоде (этапе) жизненного цикла учреждений профессионального образования связано с конкурентной необходимостью снижения затрат на образовательную услуг, оказываемую на основе современных организационных, информационных и технологических новшеств.
Литература
1. Беляков С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления. М.: МАКС Пресс, 2009.
2. Будагов А.С. Прогнозирование как функция управления инновационным развитием региона // Вестник Российской академии естественных наук. 2011. № 2 (15). С. 37-39.
3. Информационные ресурсы в высшей школе / Л.П. Кураков, Л.Г. Ефремов, Е.К. Лебедев и др. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1998.
4. Кроливецкий Э.Н. Технология стратегии развития социально-экономической системы // Аспирант. Докторант. Гуманитарно-социальное исследование. 2011. № 1. С. 123-127.
5. Смирнов С.Б., Голубев А.А. Рационализация механизма планирования развития высшего профессионального образования. СПб.: Студия «НП-Принт», 2012.
6. Фокина М.Л. Анализ результативности и формирования механизма стратегического управления развитием учреждений и отраслей культуры. СПб.: Диалог, 2009.
ПАНАРИН АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат экономических наук, докторант, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Россия, Санкт-Петербург ([email protected]).
PANARIN ANDREY ALEKSANDROVICH - candidate of economics sciences, doctoral candidate, St.-Petersburg State University of Cinema and Television, Russia, St.-Petersburg.
УДК 001.89:377
А.А. ПАНАРИН, Э.Н. КРОЛИВЕЦКИЙ
ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ И АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ВНУТРЕННИХ ЗАТРАТ НА НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: инновационная активность, внутренние затраты, научные исследования и разработки, учреждения высшего профессионального образования.
Исследована инновационная активность учреждений профессионального образования, проанализирована динамика внутренних затрат на научные исследования и разработки.
A.A. PANARIN, E.N. KROLIVETSKY INNOVATIVE ACTIVITY AND ANALYSIS OF DYNAMICS OF INTERNAL EXPENSES FOR SCIENTIFIC RESEARCH AND DEVELOPMENT OF ESTABLISHMENTS OF HIGHER EDUCATION
Key words: innovative activity, internal expenses, scientific researches and development, higher education establishments.
The article investigates the innovative activity of establishments of professional education and analyzes, dynamics of internal expenses for scientific research and development.
Инновационная активность по числу субъектов хозяйствования, осуществляющих технологические новшества в сфере профессионального образования, должна сочетаться с долей этих учреждений в их общем числе по всей сфере профессионального образования или отдельно по таким видам профессионального образования, как начальное, среднее и высшее.
Аналогично уровень инновационной активности должен определяться и по организационным, маркетинговым и информационным новшествам. Установление частных и обобщающего уровней инновационной активности учреждений профессионального образования предоставляет возможность менеджменту учреждений профессионального образования не только в количественной мере судить о реальном вкладе и об инновационном потенциале, но и о соответствии сложившихся частных и обобщающего уровней инновационной активности нормативным, адекватным инновационным изменениям внешней среды.
В текущей деятельности, а также в средне-, долгосрочном социальноэкономическом и инновационном развитии учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, на наш взгляд, следует уделять внимание широкому спектру разрабатываемых или модернизируемых новшеств различного характера. Наряду с внедрением технологических и информационных новшеств в деятельности учреждений профессионального образования следует уделять внимание как отдельным инновационным элементам, так и комплексу (совокупности) организационных преобразований, носящих инновационных характер.
Организационными новшествами в текущей деятельности и долгосрочном социально-экономическом развитии учреждений профессионального образования выступают: разрабатываемые и внедряемые системы перспективного и стратегического управления (планирования); внедрение сформулированной или несколько изменённой обобщающей (корпоративной, базовой)