Черный Алексей Иванович, священник
канд. богословия, науч. сотрудник Научного центра истории богословия и богословского образования ПСТГУ Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1 lexschwarz@gmail.com
Священник как служитель Царства Христова в богословии свт. Иннокентия (Борисова)
Аннотация: В статье рассматриваются взгляды на священство святителя Иннокентия (Борисова). Этот, без сомнения, выдающийся пастырь, богослов и церковный деятель Синодального периода не оставил трудов, непосредственно посвященных священству или пастырскому служению. Однако именно его можно без преувеличения назвать тем, кто первым среди русских богословов изложил в своих работах и проповедях систематическое учение о православном пастырстве и в этом смысле значительно опередил свое время. Особенно примечательно то, что святитель Иннокентий впервые в истории русского богословия разрабатывает христологические и экклесиологические аспекты священнического служения и определяет место священника в Церкви как реальности Царства Христова. Такой подход выделяется не только на фоне эпохи, но и в истории русского богословия в целом. Автор высказывает предположение, что в основе концепции свт. Иннокентия лежат, с одной стороны, стремление защитить православное учение перед лицом иноконфес-сиональных влияний (прежде всего протестантских), а с другой - попытка противостоять утилитарному подходу к священнослужителям со стороны государства, характерному для Николаевской эпохи.
Ключевые слова: святитель Иннокентий (Борисов), Синодальный период, русское богословие, священство, экклесиология, Царство Христово, священство Спасителя
Priest Alexey Chernyi
candidate in Theology, Research fellow, Center for the History of Theology and Theological Education of St. Tikhon's Orthodox University Russian Federation, 127051, Moscow, Likhov per., 6-1 lexschwarz@gmail.com
The priest as minister of the kingdom of Christ in the theology of St. Innokenty (Borisov)
Abstract: This article examines the views of St. Innokenty (Borisov) on the ministry of the parish priest. This outstanding pastor, theologian, and churchman of the Synodal period no doubt did not leave any works directly dedicated to the priesthood or to pastoral ministry. However, it would be no exaggeration to say that he was the first Russian theologian who expound in his writings and sermons a systematic doctrine of Orthodox pastoral care, and in this sense, he was far ahead of his time. It is especially noteworthy that, for the first time in the history of Russian theology, St Innokenty developed the Christological and ecclesiological aspects of the priestly ministry and defined the priest's place in the Church as a reality of the Kingdom of Christ. This approach stands out not only for the era, but also for the history of Russian theology as a whole. The author suggests that at the heart of St. Innokenty's concept lies, on the one hand, the desire to defend Orthodox teaching in the face of foreign (primarily Protestant) influences, and, on the other, an attempt to counter the restoration of the utilitarian approach to clergy by the state that characterized the Nicholas era.
Keywords: Saint Innocent (Borisov), Synodal period, Russian theology, priesthood, ecclesiology, Kingdom of Christ, priesthood of the Savior
Святитель Иннокентий (Борисов) (1800-1857), без сомнения, является одним из самых ярких церковных мыслителей Синодального периода. Выдающийся пастырь, богослов и церковный деятель, он за свою недолгую жизнь сумел много потрудиться и на научно-богословском и духовно-учебном поприще, и в деле устроения церковно-приходской жизни Русской Церкви. В последние годы интерес к наследию святителя значительно возрос, о чем свидетельствуют недавние публикации, посвященные антропологическим1, этическим2, христологическим3, философским4 и иным аспектам его богословия, его вкладу в развитие духовного образования5, появляются и качественные обзорные
1 Коцюба В. И. Антропологические проблемы в наследии святителя Иннокентия Херсонского // Вестник ПСТГУ Сер. I: Богословие. Философия. 2007. № 4. С. 67-85.
2 Родин В. В. Этика в философско-религиозном учении архиепископа Иннокентия (И. А. Борисова) // Религиоведение. 2012. № 4. С. 158-165.
3 Малышев А. В. Проблема сознания Христа в русском богословии: христология свт. Иннокентия (Борисова) и еп. Иоанна (Соколова) // Вестник ПСТГУ Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. № 78. С. 57-72; Он же. Догматические особенности учений о Христе Иммануила Канта и свт. Иннокентия Херсонского // Филаре-товский альманах. 2019. № 15. С. 79-94.
4 Пишун С. В. Религиозно-виталистическая онтология архиепископа Иннокентия (Борисова) // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2014. № 3. С. 69-75; Он же. Учение о теле и душе в религиозной философии арх. Иннокентия (Борисова) // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2014. № 4. С. 64-68; Куценко Н. А. Творческое наследие Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского и Таврического, в философско-богослов-ской и социальной сферах // Философия права. 2009. № 4. С. 20-24; Она же. К вопросу о нравственно-антропологической философии Иннокентия Борисова // Историко-философский ежегодник'99. М., 2001. С. 270-273.
5 Сухова Н. Ю. Записки святителей Иннокентия (Борисова) и Филарета (Дроздова) о Духовных школах // Филаретовский альманах. 2010. Вып. 6. С. 43-91; Она же. Концепции богословского образования
работы6. Однако пасторологические идеи свт. Иннокентия до сих пор не исследовались.
Святитель не оставил текстов, непосредственно посвященных священству или пастырскому служению. Но именно его можно без преувеличения назвать тем, кто первый среди русских богословов изложил в своих работах и проповедях систематическое учение о православном пастырстве и в этом смысле значительно опередил свое время.
Можно выделить несколько ключевых тем, в которых святитель развивал это учение. Прежде всего, как бы для обоснования необходимости самого разговора о священстве, он отмечает определенные вызовы, характерные для своей эпохи, и несоответствие православных священников (и системы подготовки пастырей) этим вызовам.
Характеристика современной эпохи: вызовы для душепопечения
Святитель Иннокентий характеризует свою эпоху как период религиозного упадка. Его начало он видит в событиях во Франции XVIII века, когда
целый многочисленный народ, славный успехами в искусствах и легкомыслием... оставил знамение креста, отрекся Искупителя и Его спасения, отказался, наконец, от "всякого Бога и глаголемого чтили-ща" (2Сол 2. 4) и начал покланяться безстудному идолу, назвав его разумом человеческим7.
святителей Филарета (Дроздова) и Иннокентия (Борисова) // Фила-ретовский альманах. 2011. Вып. 7. С. 231-244; Лютько Е. И. Становление конфессионального богословия в России XVIII-XIX вв. // Вестник ПСТГУ Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. № 78. С. 46-64.
6 Хондзинский П., прот. Богословские портреты: Очерки святоотеческого богословия Синодальной эпохи. М., 2021.
7 Иннокентий (Борисов), свт. Слово четвертое в день Воздвижения Креста Господня // Сочинения Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического. Т. I. СПб., 1908. С. 459.
Результатом этого, по Иннокентию, стала революция и жестокие гонения на веру:
Истребить алтари и их служителей, уничтожить, если возможно, самое имя христианина - вот безумная цель, над достижением которой начали трудиться тысячи умов и рук, употребляя к тому все средства: силу и хитрость, истину и ложь, ум и безумие. И правосудный Бог в гневе Своем допустил исполниться богоотступным замыслам!8
Поскольку это произошло именно в христианском народе, святитель ожидает подобного в будущем и для всех христиан. В противовес распространению безверия он, будучи одним из образованнейших епископов своего времени, в своих трудах и проповедях критикует мнение, согласно которому ключевая роль в религиозной жизни принадлежит разуму. С его точки зрения, поскольку «в деле веры и спасения нашего ум и мудрость человеческие суть самые слабые и недостаточные руководители»9, каждому христианину необходимо личное «откровение свыше»10.
Показательно, что свт. Иннокентий посвящает целые книги защите даже не только истины православного христианства, но и религии вообще11. В качестве одной из важных проблем своего времени он рассматривает распространение сомнений в ценности христианской традиции. Истоки этих сомнений он видит у «христиан Церквей иностранных»12, а распространение их в российском обществе связывает с влиянием популярной иностранной литературы. Интересно, что, сетуя на вред протестантского влияния, Иннокентий ставит в пример отдельных протестантских проповедников, в частности англикан13, успешно защищавших христианство перед лицом критиков.
8 Иннокентий (Борисов), свт. Слово четвертое в день Воздвижения Креста Господня // Сочинения... Т. I. С. 458-459.
9 Он же. Слово при вступлении на паству Харьковскую, сказанное в Харьковском Успенском соборе 1842 г. // Сочинения. Т. II. С. 376.
10 Там же.
11 Например: Он же. О религии // Сочинения. Т. VI. С. 3-78.
12 Там же. С. 606.
13 Там же.
В новой ситуации одной из главных для пастыря оказывается задача развеивать сомнения, доказывая истинность христианской веры. В связи с этим в работе «Иисус Христос - Искупитель человеческого рода», видимо, впервые в российском контексте заходит речь о священнике как об апологете и защитнике веры и религии. Например, излагая учение о двух естествах во Христе, Иннокентий так говорит об основном мотиве для разговора о догматике:
Истина эта поколебалась в умах многих. Есть люди, у которых она сохранилась в сердце, хотя в уме поколебалась. Мы касаемся их только потому, чтобы показать пастырю Церкви, чего он должен опасаться, о чем заботиться, чтобы заставить его всегда помнить, что истина эта подвержена пререканиям и что посему он более должен знакомиться с ее доказательствами, дабы при случае уметь что сказать в защиту своего Спасителя14.
«Поколебалась истина», с его точки зрения, прежде всего в умах представителей высшего класса под влиянием «энциклопедической философии»15, в то время как народ в целом остается верен церковному учению, хотя и не имеет ясного понятия о церковной догматике. Отсюда задача священника - с одной стороны, уметь защитить истинное учение о Боге перед лицом образованного меньшинства («малого числа недужных»16), а с другой - разъяснить догматические понятия простому народу. Во втором случае это необходимо делать так, «чтобы предмет этот оставался у него (т. е. у народа. - А. Ч.) в том полусвете, в каком находится он в Священном Писании»17. Иначе говоря, священник не должен стремиться культивировать в пасомых глубокие познания в церковной
14 Иннокентий (Борисов), свт. Иисус Христос - Искупитель человеческого рода // Сочинения... Т. VI. С. 823.
15 Святитель добавляет: «Коснулись некоторых через распространение "энциклопедической философии". Значит, они коснулись тех, которые занимаются этой философией, коснулись класса высшего, который по отношению к религии едва ли не есть самый низший. Напротив того, народ наш далек от такого мнения, и долго останется таковым» (Там же).
16 Там же.
17 Там же. С. 824.
догматике: достаточно убедительно донести до прихожан истину о Божественности Христа.
Обвиняя дворянство в том, что его представители не уважают служителей алтаря18 и отвращаются от веры, он признает, что в эти «несчастные времена» и священнослужители, «колеблемые страхом или выгодой, изменяют истине»19. Например, в его проповедях то и дело возникает противопоставление, с одной стороны, верности священника Богу и истинам спасения, а с другой - стремления подстроиться «под вкус века сего»20. Иннокентий подчеркивает, что священникам надлежит
быть слугами и строителями Тайн Божиих, оказывая верность и усердие в домостроительстве спасения нашего. <...> преподавать истины спасения во всей их простоте и чистоте, не льстя слуху и привычкам, не подделывая слова Божия под вкус века сего, не ища «от человек славы» (1Фес 2. 6)21.
Однако он верит, что Дух Святой поставит новых служителей «на брань против царства тьмы»22, которые «непрестанно изменяющимся мнениям мира. противопоставят постоянную неизменность веры евангельской»23. «Новые служители» должны будут противостать плюрализму и защитить единство веры:
многообразные заблуждения его заставят сокрушиться о единство исповедания апостольского; нечестивые правила его посрамятся святостью нравственности. Таким образом, когда роды и виды нечестия будут, подобно теням, приходить и уходить, возрастать и умаляться. Единая Святая Соборная и христианская Апостольская Церковь
18 Иннокентий (Борисов), свт. Иисус Христос - Искупитель человеческого рода // Сочинения... Т. VI. С. 824.
19 Он же. Слово в день сошествия Святого Духа // Сочинения. Т. I. С. 391.
20 Он же. Слово при вступлении на паству Вологодскую, сказанное в Вологодском Успенском соборе // Сочинения. Т. II. С. 324.
21 Там же.
22 Он же. Слово в день сошествия Святого Духа // Сочинения. Т. I. С. 391.
23 Там же.
будет стоять неподвижно на краеугольном камени, «имущее печать сию: позна Господь сущия Своя!» (2Тим 2. 19)24.
Иными словами, Церковь Христову и ее верных служителей свт. Иннокентий рассматривает как хранителей единства веры перед лицом меняющегося и расцерковляющегося мира. Священник («пастырь Церкви») исполняет свое призвание, если «бодрствен-но стоит на страже душ и сердец против заблуждений и соблазнов века, неленостно возвещает пути Господни, наставляет заблудших, утешает отчаянных, назидает всех»25.
Однако современное святителю духовенство он не считает соответствующим этим высоким задачам. В трудах свт. Иннокентия мы находим довольно много критики по отношению к приходскому духовенству того времени. В лекциях по нравственному богословию святитель описывает основные недостатки духовенства, к которым «располагает само их звание»26.
Прежде всего, он обличает пастыря, который «служит алтарю потому только, что питается от алтаря, и нерадит о спасении душ, ему вверенных»27. По его мнению, многие священники относятся к своему служению как к промыслу:
Духовные смотрят на алтарь почти такими же глазами, как купец смотрит на свою лавку, земледелец на свою ниву: иные обращают свя-щеннослужение в промысел, которым питаются, и потому не столько заботятся о священных службах, сколько о доходах28.
Такой подход святитель противопоставляет самоотверженному служению, которое, как он утверждает, даже в материальном отношении оказывается более выгодным: «Надобно помнить, что ежели [священники] не будут слишком гоняться за доходами, а со
24 Иннокентий (Борисов), свт. Слово в день сошествия Святого Духа // Сочинения. Т. I. С. 391-392.
25 Он же. Слово на день Рождества Христова // Сочинения. Т. I. С. 97.
26 Он же. Лекция шестая. Нравственная антропология // Сочинения. Т. VI. С. 256.
27 Он же. Слово в Неделю православия // Сочинения. Т. IV. С. 63.
28 Он же. Лекция шестая. Нравственная антропология // Сочинения. Т. VI. С. 256.
всем благоговением и усердием будут совершать свое дело, то паства сама не оставит их в бедности»29. По словам святителя, если прихожане увидят «в своем священнике образец трезвости и воздержания, они почувствуют к нему особенную любовь и уважение и будут стараться сами подражать ему»30.
Также Иннокентий отмечает среди духовенства потерю благоговения в результате частого обращения со святыней. Со временем клириками овладевает «холодность и равнодушие к вещам священным»31, к которым нередко «простой народ гораздо более благоговеет, нежели служители алтаря»32. Святителя беспокоит ропот священников и их недовольство своим жребием. Он признает, что «жребий этот незавиден, но он не есть еще самый худший и беднейший»33, и призывает пастырей представлять себе идеал пастыря Церкви Христовой:
Нужно обращаться к примеру апостолов, и даже некоторых новейших миссионеров, которые проповедовали Евангелие Христово не только без обыкновенной мзды, но часто еще с явной опасностью гонений, притеснений и смерти насильственной34.
В проповедях свт. Иннокентий находит важным как оправдывать и превозносить служение священников в глазах современных прихожан, так и публично с кафедры обличать нерадивых священнослужителей35. При этом обращает на себя внимание, что для святителя немыслим священник без личной инициативы, без подвига. В этом священники должны подражать святым мученикам и самому Христу. Для исправления недостатков священников он призывает их размышлять о высоте и важности своего звания и служения, вспоминать, что «они суть преемники
29 Иннокентий (Борисов), свт. Лекция шестая. Нравственная антропология // Сочинения. Т. VI. С. 256.
30 Там же. С. 257.
31 Там же. С. 256.
32 Там же.
33 Там же.
34 Там же.
35 Например, в Слове на Великий Пяток (Сочинения. Т. IV. С. 453455).
апостольские и в некотором смысле уподобляются своим саном и должностью Самому Иисусу Христу»36. Тема мученичества периодически возникает в проповедях свт. Иннокентия при обращении к священникам:
Желают ли пастыри и учители духовные видеть, как должно предстоять стаду Христову, как совершать священнодействие слова и таинств, как право править слово истины? - Се пред вами святой Стефан, Пи-тирим и Антоний, положившие за Евангелие самую душу свою37.
Именно на подвиге веры основывается, по Иннокентию, образ священника - доброго пастыря, который должен быть носителем «духа мужества и любви на новые подвиги»38, должен «низводить благословение на себя и предстоящих, возвещать им путь живота, предходить примером благой жизни, право править слово истины и спасения, не иметь большей радости, как видеть или слышать, что духовные чада "ходят во истине" (3Ин 1. 4) Христовой, а в случае нужды, быть готовым, по примеру великого Пастыре-начальника, душу свою положить за овцы своя»39. Священник, не соответствующий этому идеалу, стремящийся «уклониться от призвания»40, приравнивается Иннокентием к предателю, которому место «во дворе Каиафы»41 и «в претории Пилата»42.
Критикуя приходских священников, свт. Иннокентий, как было сказано выше, признает, что условия, в которых им приходится служить, очень не просты. Так, в «Речи Святейшему Правительствующему Синоду при наречении его во епископа Чигиринского» 18 ноября 1836 г. архимандрит Иннокентий, ректор Киевской духовной академии, много говорит о тяжелом поло-
36 Иннокентий (Борисов), свт. Лекция шестая. Нравственная антропология // Сочинения. Т. VI. С. 257.
37 Он же. Слово при освящении церкви при Вологодском архиерейском доме, во имя всех угодников вологодских // Сочинения. Т. II. С. 240.
38 Он же. Слово в Великий Пяток // Сочинения. Т. IV С. 454.
39 Там же.
40 Там же. С. 453.
41 Там же. С. 454.
42 Там же. С. 455.
жении священников. Здесь же слышится даже как будто упрек в адрес некоторых епископов и призыв их «вступить в столь естественное и благотворное отношение со священнослужителями их церкви»43. Обращаясь к епископам, членам Синода (которых он неоднократно называет «Пастыреначальниками»44), он говорит:
Сколько прекратится недостатков, сколько уцелеет талантов, если вы примете сердечное участие в положении служителей алтаря! Обеспеченные в своем внешнем состоянии, облегченные в исправлении своих обязанностей, введенные в ваш круг, нашедшие между вами лучший образ времяпрепровождения и отраду душевную - они скоро обрадуют вас такими совершенствами, которых вы, может быть, и не подозревали в них. С уверенностью говорим таким образом, потому что опыт некоторых из вас же давно готов подтвердить все это45.
В то же время свт. Иннокентий ставит под вопрос эффективность современной системы пастырской подготовки, утверждая, что в эту эпоху священники
должны трудным и долгим учением снискивать сведения для сообщения другим надлежащих понятий о вере; и, несмотря на все пособия искусства, на все усилия ревности, самые продолжительные и красноречивые беседы их часто не могут соделать истинными христианами даже тех, кои родились и воспитаны в недрах христианства46.
Такой взгляд на образование будущих священнослужителей вскоре лег в основу составленного святителем и поданного в Синод «духовно-учебного проекта» (1837-1838)47. По его мнению, в существовавшем на тот момент богословском курсе не хватало
43 Иннокентий (Борисов), свт. Речь Святейшему Правительствующему Синоду ректора Киевской Духовной Академии, архимандрита Иннокентия, при наречении его во епископа Чигиринского, сказанная 18 ноября 1836 г. // Сочинения. Т. II. С. 357.
44 Там же. С. 350.
45 Там же. С. 357.
46 Он же. Слово в день сошествия Святого Духа // Сочинения. Т. I. С. 397.
47 Сухова Н. Ю. Духовно-учебный проект святителя Иннокентия (Борисова) 1830-х гг. // Вестник ПСТГУ Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. № 39. С. 20.
именно тех составляющих, которые должны направлять богословское знание к цели духовного образования и передавать будущему пастырю «характер своей Православной Церкви»48. В частности, помимо фрагментарного преподавания истории Русской Церкви свт. Иннокентий сетует на полное отсутствие в курсах духовных академий таких тем, как «Богослужение, Иерархия и Церковное благочиние»49 и предлагает дополнить богословский курс пастырским богословием, литургикой, патрологией, педагогикой, церковной географией и статистикой, а также символикой Православной Церкви50. По его мнению, эти дисциплины должны содействовать полноценному вхождению будущих пастырей в церковное Предание. В противном случае богословское образование в духовных академиях оказывается лишено практической направленности и не может в полной мере отвечать своим задачам51.
Священство Спасителя
Святитель Иннокентий впервые в истории русского богословия разрабатывает христологические и экклесиологические аспекты священнического служения и определяет место священника в Церкви как реальности Царства Христова. У него мы впервые
48 По словам Н. Ю. Суховой, исследовавшей духовно-учебный проект свт. Иннокентия, он утверждал, что «богословский курс далеко не полон, причем не хватает именно тех составляющих, которые должны направлять богословское знание к цели духовного образования и передавать будущему пастырю "характер своей Православной Церкви". История Русской Церкви предлагается во фрагментарном, "разорванном виде", полемика напоминает "воина, защищающего отечество, в коем он не бывал", а "Богослужение, Иерархия и Церковное благочиние" вовсе отсутствуют в курсах духовных академий. Таким образом, богословское образование, даваемое студентам академий, не имеет достаточной основательности, полноты и практической направленности и не может в должной полноте отвечать своим задачам» (Сухова Н. Ю. Духовно-учебный проект... С. 24).
49 Там же.
50 Там же.
51 Там же; см. также: Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века). М., 2006. С. 74, 78.
находим подробное учение о Христе как истинном Первосвященнике, приносящем жертву за грехи мира. В Беседе на Рождество Христово он призывает радоваться «яко родися Священник, примиряющий. с Божеством»52 и «приносящий самого себя. в жертву Богу»53. По его словам, этот символ, весьма понятный для людей древнего мира, проникнут мыслью об очищении грешников жертвой. Святитель анализирует отрицательное и положительное повествование о Первосвященнике-Христе в Послании ап. Павла к Евреям: противопоставляя Спасителя священникам ветхозаветным, апостол отрицает за Ним нужду очищать собственные грехи (Евр 7. 27), а затем утверждает, что Он имел тело, необходимое для принесения в жертву (Евр 10. 5), и вошел не в рукотворен-ную скинию, а на самое небо (Евр 8. 1-2) как жертвенный агнец (ср. 1Пет 1. 2; Ин 1. 29). Святитель пишет:
Иисус Христос. есть примиритель, убивший на Кресте вражду нашу; есть Первосвященник, принесший себя в жертву за грехи мира и таким образом освятивший Церковь; есть страдалец, претерпевший для нас и отдавший нам все Свои награды; есть ходатай, искупивший нас от рабства, греха и смерти. Отсюда видно, что все сосредоточивается в смерти Иисуса Христа54.
В своем труде «Иисус Христос - Искупитель человеческого рода» свт. Иннокентий подробнее, чем кто-либо до него, излагает учение о трехстороннем служении Спасителя: о «должностях» пророческой, священнической и царской. Он замечает, что ни само понятие «должность», ни упомянутое деление не являются библейскими - по его мнению, в Евангелии Спаситель не говорит о Своем Священстве, поскольку это учение превышало разумение даже ближайших учеников Его55. Иннокентий поясняет, что речь идет о «деле», данном Иисусу Христу от Отца. Учение о трехстороннем служении Спасителя он возводит к лютеранскому богосло-
52 Иннокентий (Борисов), свт. Слово в день Рождества Христова // Сочинения. Т. I. С. 157.
53 Там же. С. 168.
54 Он же. Иисус Христос - Искупитель человеческого рода // Сочинения... Т. VI. С. 841.
55 Там же. С. 829.
вию XVII в., однако никакой опасности для чистоты православия он в нем не видит. Интересно другое: Иннокентий не пытается с помощью данного учения обосновать существующие в Церкви должности служителей, а, наоборот, подтверждает эту богословскую теорию примерами из практики. Например, рассуждая о пересечении трех служений Спасителя между собой, он пишет:
Пророческая [должность] может совместиться со священнической, ибо священник не только совершает тайны, но учит; царская также может совместиться с священнической; ибо священник есть вместе и управитель56 и т. д.
Священство Христа свт. Иннокентий осмысляет как орудие, которым произошло как внутреннее, так и внешнее восстановление падшей человеческой природы. Рассуждая в рамках юридической теории Искупления, он пишет:
Главный закон есть закон вознаграждения - закон долга. Главная аксиома этого закона есть следующая: каково действие, таково и воздействие. Действие Иисуса Христа. должно было произвести в силах природы толчок, противоположный тому, какой произвело в них действие Адама. <.> Сила Адама приняла неправильное направление, такое же приняли и все, в ней сосредоточивавшиеся. Сила Иисуса Христа через смерть Его соделалась средоточием для всех сил физических, и потому дала им направление самое верное57.
В свою очередь, «пророческая должность» Спасителя, по Иннокентию, обеспечила внутреннее восстановление человека, требующее «чистоты духа. через сообщение познания уму, покоя - совести и освящения - сердцу»58. Царская же (или «правительная») должность Христа, Его «самодержавное могущество» проявилось во внешнем восстановлении мироздания: Он «уничтожил неустройство, восстановил порядок и для сего сотряс небом и землей»59
56 Иннокентий (Борисов), свт. Иисус Христос - Искупитель человеческого рода // Сочинения... Т. VI. С. 825.
57 Там же. С. 826.
58 Там же.
59 Там же.
через «уничтожение расстройства, суеты, источника смерти и самой смерти, словом, через соделание того, чего желали, но не могли произвести философы»60.
Христианские священники должны в своем служении подражать Христу. Святитель Иннокентий, говоря о христианском священстве, даже использует выражение «иерей по чину Иисусову»61, по аналогии с тем, как Христос назван в Священном Писании «Иереем во век по чину Мелхиседекову» (ср. Пс 109. 4). В частности, чтобы знать, как кого учить, проповедник или же пастырь Церкви должен знакомиться «с частными свойствами образа проповеди Спасителя»62, которые «просты и неизысканны, но весьма благоразумны»63.
Экклесиологическое обоснование христианского священства
Богословие свт. Иннокентия носит во многом полемический характер. Он рассматривает Церковь и православную веру как подвергающиеся нападкам с разных сторон - как в рамках Православной империи, так и извне. В частности, в своих работах он постоянно полемизирует с иноконфессиональной мыслью, прежде всего с протестантской, оказывающей, по его мнению, сильное влияние на православных богословов. Например, именно в таком влиянии свт. Иннокентий видит причину того, что в рамках православного богословия не получили необходимого развития экклесиология и богословие священства.
Причиной этого - протестантские партии, имевшие влияние на богословов. Известно, что благодатное Царство Иисуса Христа составляет Церковь, и в ней, особенным образом, пастыри Церкви. Но у про-
60 Иннокентий (Борисов), свт. Иисус Христос - Искупитель человеческого рода // Сочинения... Т. VI. С. 826.
61 Он же. Слово в Великий Пяток // Сочинения. Т. IV. С. 454; Слово пятое в неделю Ваий // Сочинения. Т. I. С. 317.
62 Он же. Иисус Христос - Искупитель человеческого рода // Сочинения... Т. VI. С. 833.
63 Там же.
тестантов ни Церкви, ни пастырей, так как у нас, нет. Поэтому им и нечего говорить о Христовом Царстве. Поелику же наши богословы следовали им, то поэтому и они ничего не говорят64.
По этой причине святитель стремится отчасти компенсировать этот недостаток. В первую очередь, он подчеркивает непосредственное присутствие Христа в Его Церкви, а также апостольское преемство священнослужителей, учащих от Его Лица:
[Церковь] есть училище; но кто имеет право учить? Известные лица, получившие сие право от Самого Иисуса Христа. Управляют ею известные избранные члены, каковыми были сперва апостолы, приявшие непосредственно власть от Самого Спасителя, а теперь священники, поставляемые и зависящие от того же непосредственного и непрерывного избрания. Таким образом, Церковь Христианская есть самое ощутительное Царство Христово65.
Главный интерес святителя состоит именно в том, чтобы показать реальность Церкви как пространства, в котором «Иисус Христос, управляя Царством Своим посредством людей и таинств, управляет ими и действует на них Сам, непосредственно»66. Для описания способа такого управления он использует термин «Хри-стоправление». В пастырях Церкви оно находит лишь внешнее свое выражение, поскольку они призваны реализовать основную цель Царства Божьего:
спасение рода человеческого от клятвы и управление им; <.> В частности, по отношению к закону нравственному - уничтожение владычества греха и воцарение правды, святости и закона; по отношению к целому миру - восстановление всей воздыхающей твари, или возглавление всяческих; по отношению к Церкви - представление ее чистой, не имущей скверны и порока или нечто от таковых. Какие употребляются средства, как она выражается? Выражается, видимо, через пастырей Церкви: в Новом Завете - Христоправление, так как в Ветхом Завете было Богоправление»67.
64 Иннокентий (Борисов), свт. Иисус Христос - Искупитель человеческого рода // Сочинения... Т. VI. С. 855.
65 Там же. С. 859.
66 Там же.
67 Там же. С. 864.
Из этих слов следует, что христианские священники, по мысли свт. Иннокентия, в полном смысле слова продолжают спасительную миссию Христа. Однако в его экклесиологии подчеркивается, что Церковь в целом «как Тело Иисуса Христа, Им устрояется, движется и оживляется»68. Цель Церкви - «совершение святых» (Еф 4. 12) - по толкованию свт. Иннокентия, состоит в том, чтобы
самым делом дать людям то, что есть во Христе. Так, во Христе свет, -и в христианах должна исчезнуть тьма и должна водвориться одна истина; во Христе святость и непорочность - и из христиан должно изгнать грех, и его место должна заступить добродетель; во Христе безболезненность и неразрушимость - и от христиан должно удалять болезнь и беспорядок и доставлять им бессмертие69.
Задачи Церкви свт. Иннокентий выводит из трех сторон человеческой души, на которые Церковь действует: ум, волю и чувства. По отношению к уму Церковь должна учить («открывать, прояснять, наставлять»70); по отношению к воле - руководить (давать законы и следить за их исполнением); по отношению к чувству -изъяснять («облекать невидимые истины в видимые формы, приближать к чувствам то, что удалено от них, <.> иметь сторону обрядовую»71). Эти три задачи выполняются через членов Церкви Самим Главой церковного тела - Иисусом Христом, присутствующим в Церкви неизменно по Своему обетованию. Следствием Его присутствия в Церкви, по выражению свт. Иннокентия, является «участие в жизни и со-чувствие с Главою»72, которые должны быть в каждом члене. В данном случае он не делает различия между разными членами Церкви, поскольку, в отличие от материального тела, «здесь один член может заменять другой»73. Более того, хотя «ближайшим образом следствия присутствия Иисуса Христа должны простираться на руководителей, которые имеют в сем от-
68 Иннокентий (Борисов), свт. Иисус Христос - Искупитель человеческого рода // Сочинения... Т. VI. С. 874.
69 Там же. С. 874-875.
70 Там же. С. 874.
71 Там же.
72 Там же. С. 875.
73 Там же.
ношении нравственное преимущество, данное Самим Иисусом Христом и переданное апостолами»74, по его словам, опыт Церкви свидетельствует о том, что последние члены подчас удостаиваются того, чего не имеют первые.
При этом свт. Иннокентий подчеркивает, что Церковь составлена Богом из правителей (церковная иерархия) и подчиненных75. В этом он видит необходимые условия существования «видимой и естественной»76 Церкви. Одно из них - наличие в ней «класса духовных лиц»77. Противопоставляя Церковь совершенно не зависимым религиозным сообществам - прежде всего английским инде-пендентам, - он пишет:
.чтобы в церкви мог существовать порядок и чтобы все могло идти
законно, этого нельзя представить, не допустив в ней правителей.
Потому у всех народов, даже у диких, мы находим класс жрецов78.
Также и апостол Павел, по Иннокентию, рукополагал пресвитеров, прежде всего, «для устроения внешнего порядка между новообращенными, распространения истинной веры и благодеяния»79. Отсюда, с его точки зрения, следует другое условие бытия земной Церкви: объединение духовных лиц в единую иерархию. По Иннокентию, это необходимо, поскольку «невозможно править церковью, не имея известных прав и законов»80. При этом святитель не подразумевает для членов иерархии никаких преимуществ, вытекающих из занимаемой должности. Например, комментируя решения синедриона в Мф 2. 6, святитель утверждает, что «иерархия даже в самом худом состоянии очень нужна и полезна. Священники и учители народа могут уподобляться верстам на большой дороге, кои, сами не двигаясь, могут другим указывать правильный
74 Иннокентий (Борисов), свт. Иисус Христос - Искупитель человеческого рода // Сочинения... Т. VI. С. 875.
75 Там же. С. 874.
76 Он же. О религии // Сочинения. Т. VI. С. 60.
77 Там же. С. 59.
78 Там же. С. 60.
79 Он же. Жизнь святого апостола Павла // Сочинения. Т. V. С. 448.
80 Он же. О религии // Сочинения. Т. VI. С. 60.
путь»81. С другой стороны, защищая Церковь перед лицом нововременной критики, свт. Иннокентий ярко описывает драму человека, отлученного или отлучившего себя от Церкви и оказавшегося за ее границами: «вне Церкви нет таинств, возрождающих нас в жизнь вечную, нет заслуг Иисуса Христа, без коих человек - враг Богу; нет Духа Божия: вне Церкви - область духа злобы»82. Церковь, по Иннокентию, - видимое проявление единства людей во Христе, совместная молитва Богу и общение со Христом, со святыми, с живыми братьями и сестрами, с усопшими. И только в Церкви «есть священники, выну приносится бескровная жертва о грехах, но отлученные не участвуют в этой жертве: их имя изглаж-дено из списка верующих, Церковь не воспоминает о них в своем молитвословии!»83
Священников («пастырей Церкви») он называет «Церковью представительной»84 и следствием присутствия Христа в Церкви считает ее «непогрешимость и беспорочность», утверждая, что она «не может учредить чего-либо или преподать какое-либо учение, противное духу религии»85. Это является необходимым следствием присутствия в Церкви Иисуса Христа и действием в ней Свя-таго Духа. Непогрешимость Церкви, по Иннокентию, не означает невозможность грешить. Строго говоря, «не Церковь, а Дух, действующий в Церкви, непогрешим»86: Церковью-телом управляет «ум» - Иисус Христос, Который непогрешим и делает непогрешимым и все тело, находящееся с Ним в теснейшей связи. Непогрешимость Церкви, с точки зрения свт. Иннокентия, прежде всего должна проявляться в пастырях:
большей частью бывает так, что следы непогрешимости преимущественно отражаются в пастырях Церкви, ибо они суть как бы мозго-
81 Иннокентий (Борисов), свт. Чтение Евангельских сказаний об обстоятельствах земной жизни Иисуса Христа, до вступления Его в открытое служение спасению рода человеческого // Сочинения. Т. VI. С. 459.
82 Он же. Слово в Неделю Православия // Сочинения. Т. IV С. 50.
83 Там же. С. 51.
84 Он же. Иисус Христос - Искупитель человеческого рода // Сочинения... Т. VI. С. 875.
85 Там же. С. 875-876.
86 Там же. С. 876.
вые члены тела Христова, и потому Христос, как ум или же душа сего тела, первее всего действует на них87.
Однако иногда непогрешимость может проявиться и в последнем члене, «ибо все члены сего тела равно живы и имеют непосредственное со-чувствие со своей Главою»88. В качестве примера святитель вспоминает, как на Первом Вселенском Соборе действие Святаго Духа (и непогрешимость) более всего проявилось на одном не самом знатном участнике, воспротивившемся воле большинства запретить священникам брак. Тем самым, по мнению святителя, он предотвратил ошибку других членов Церкви, стоящих на более высоких ступенях в иерархии89.
Говоря о природе и способах реализации церковной власти, свт. Иннокентий выстраивает четкие конфессиональные гра-ницы90. Общее мнение христианских конфессий относительно иерархии (как аспекта «главного в Церкви»91) состоит в том, что «церковная власть от Бога по своему происхождению»92. В неправославных Церквах Иннокентий находит крайние точки зрения на этот счет. «Свободные секты» (реформаты, лютеране) признают божественность церковной власти «в легком смысле» («поколику, то есть, все хорошее божественно»93), а пастырей Церкви рассматривают в качестве представителей, которым поручена власть над народом и у коих она может быть отнята. Католики, на его взгляд, впадают в другую крайность, утверждая, что «вся власть церковная до малейших подробностей от Бога <.>. Весь организм церковный: папа, помощники его, даже низшие церковные степени (чтецы, иподиаконы) - от Бога, и потому власть их божественна»94.
87 Иннокентий (Борисов), свт. Иисус Христос - Искупитель человеческого рода // Сочинения... Т. VI. С. 877.
88 Там же.
89 Там же.
90 Он прямо говорит: «.найдем еще более источников разногласия христианских Церквей» (Он же. О религии // Сочинения. Т. VI. С. 650).
91 Там же.
92 Там же.
93 Там же.
94 Там же.
Отсюда «пастыри Церкви имеют над народом божественное право, не подлежащее исследованию, исключающее всякую апелляцию»95. В качестве православной позиции свт. Иннокентий приводит «среднее мнение», согласно которому одни степени иерархии учреждены Богом (епископы и пресвитеры), а другие - самой Церковью, а «пастыри церковные, в частных случаях, имеют право божественное, но верховный суд принадлежит целой Церкви»96. Иннокентий признает, что такую точку зрения отчасти разделяют лютеране. В церковном управлении, по его мнению, необходимо должна сохраняться умеренность. В подтверждение он приводит пример сщмч. Киприана Карфагенского. Усматривая причину бедствий, от которых страдала Церковь, в непослушании духовным властям, свт. Киприан не терпел, когда пастыри превосходят свои полномочия, «почитая волю свою непреложным законом для пасомых»97. Сам Киприан, будучи епископом, взял себе за правило «ничего не делать в своей пастве без совета пресвитеров»98, называя себя «сопресвитером»99.
Интересно, что причина основания Священства (как и всех церковных таинств вообще) свт. Иннокентий видит в падшей природе человека: «В состоянии падения человек не может обойтись без духовных отцев, которые рождали бы его, воспитывали и провожали на тот свет. Эта основа непоколебима»100. По его словам, именно по этой причине у всех народов земли были священники-жрецы, поставленные освящать священнодействиями ключевые моменты человеческой жизни. Падшему человеку необходимо «нравственное врачевание и просвещение от священников»101, совершающих таинства. Именно в таинствах, по мысли святителя Иннокентия, выражаются главные истины христианского
95 Иннокентий (Борисов), свт. О религии // Сочинения. Т. VI. С. 651.
96 Там же.
97 Он же. Жизнь священномученика Киприана, Епископа Карфагенского // Сочинения. Т. V С. 558.
98 Там же.
99 Там же.
100 Он же. Иисус Христос - Искупитель человеческого рода // Сочинения... Т. VI. С. 888.
101 Там же.
богословия, а утрата или извращение таинств необходимо ведет к утрате благодати - даже при сохранении некоей внешней обрядовой стороны102. Отсюда главная обязанность пастырей - «совершение "святых, в дело служения" (по Еф 4. 12); <.> учить вере и благочестию (ср. Мф 28. 19; Еф 4. 13); <.> совершать таинства (1Кор 4. 1)»103. В трактате «О религии» свт. Иннокентий прямо пишет об обязанностях «пастырей и учителей»: они «даны Самим Богом, на них Святый Дух переходит чрез рукоположение преемственно от апостолов. Они составляют иерархию, или же представительную Церковь. Ее предназначения. - совершать таинства, судить совесть, но главное ее назначение есть передавать живым голосом то, что в предании и Писании содержится мертвым»104.
Ссылаясь на апостола Павла, Иннокентий утверждает, что Сам «Иисус Христос дал пастырей, дабы они приводили верующих ко спасению, учили и изъясняли им религию и, таким образом, сохраняли единство веры»105. Причем здесь Иннокентий ставит в один ряд апостолов и их преемников. Это утверждение святитель делает, говоря об источниках религии, и в этом смысле одной из ключевых оказывается у него именно функция пастырей истолковывать церковное предание и Писание, поскольку «народ всю религию принимает от пастырей»106. Иными словами, с одной стороны, «сословие пастырей» не привносит ничего нового, а только истолковывает церковное предание, предохраняя его от искажений, а с другой - эта задача пастырей оказывается для народа основным и необходимым «источником религии», поскольку «простой народ» не умеет пользоваться иными источниками -Писанием и Преданием. Под «простым народом» свт. Иннокентий подразумевает не только неграмотных или малообразованных
102 В первую очередь здесь святитель также указывает на протестантов, у которых «есть своего рода исповедь. Пасторы тоже не прямо посылаются, но отпускаются с молитвой; следовательно, у них все это есть, только они обессиливают свои священнодействия, устраняя от них действие благодати». Иннокентий (Борисов), свт. Иисус Христос -Искупитель человеческого рода // Сочинения... Т. VI. С. 888-889.
103 Там же. С. 874.
104 Он же. О религии // Сочинения. Т. VI. С. 626.
105 Там же.
106 Там же. С. 626-627.
людей, но и образованных: они могут расходиться во мнениях и не достичь необходимого единства. Для того чтобы обеспечить единство Церкви, «необходимо нужен судья, который бы примирял разногласия»107. Таким судьей, по Иннокентию, и выступает Церковь в лице «сословия пастырей», в котором реализуется соборная природа Церкви и предотвращаются разделения: «Пастыри суть хранители христианства, учители, толкователи и судьи по высшему назначению»108.
Предметом рассмотрения и проповеди свт. Иннокентия становится не только богословие священства, но и внешние элементы жизни и служения приходских священников. Например, сохранились подробные описания им священнических облачений -подобные рассуждения являются как бы попыткой оправдать и обосновать то, что раньше было естественным и не требовало пояснений. По его словам, облачение свидетельствует, во-первых, о служении Богу, превосходящем любые другие служения (по примеру того, как ангелы, возвестившие о Воскресении Спасителя, были облачены в белые ризы). Во-вторых, особых торжественных одежд требует важность и торжественный характер переживаемых на богослужении событий. Обоснование использования в новозаветной Церкви особых облачений для клириков Иннокентий приводит из Священного Писания Ветхого Завета, замечая при этом, что ветхозаветные установления по этому поводу не актуальны для Церкви новозаветной: Христос «не начертал подобных правил для одежд Своих служителей; ибо собственные одежды Его были совлечены с Него и достались в удел распинателям»109. Однако и новозаветная Церковь «хотя и преимуществует перед ветхозаветной Церковью благодатью, духом и истиной, но, подобно ей, никогда не пренебрегала и не пренебрегает и внешним благолепием Богослужения и священных облачений»110. На основании Откр 1. 13; 7. 9, где при изображении небесной Литургии упоминаются особые облачения, в которые были облачены Христос
107 Иннокентий (Борисов), свт. О религии // Сочинения. Т. VI. С. 627.
108 Там же.
109 Он же. Слово в день Святой Пасхи // Сочинения. Т. IV. С. 534535.
110 Там же. С. 535.
и окружающие Его престол праведники, свт. Иннокентий считает необходимым и естественным для Церкви использовать литургические облачения.
Заключение
Таким образом, свт. Иннокентий (Борисов) убежден: в условиях все более распространяющегося безверия и религиозного плюрализма именно приходской священник обладает необходимым потенциалом, для того чтобы защитить христианскую веру от нападок и утвердить народ в православии. В качестве богословских оснований священнического служения он впервые в истории русского богословия разрабатывает его христологические и экклесиологиче-ские аспекты и определяет место священника в Церкви как реальности Царства Христова. Такая расстановка акцентов в пастырском богословии должна быть признана оригинальной и новой. Его подход выделяется не только на фоне эпохи, но и в истории русского богословия в целом. Анализ пасторологических воззрений свт. Иннокентия позволяет проследить, какие практические следствия имели его идеи относительно реформ системы богословских наук: введенная им «экклесиастика» должна была предложить теоретическое описание пространства, для которого православное вероучение имеет значение 111. Это пространство есть Церковь Христова. Служители ее - пастыри. Если предположить, какие обстоятельства могли повлиять на ход мыслей свт. Иннокентия, обращают на себя внимание два обстоятельства. Прежде всего, его богословие носит во многом полемический характер. Он видит много опасностей для Церкви и православной веры - как в рамках Православной империи, так и извне. С одной стороны, в своих работах Церковь Христову и ее верных служителей он рассматривает как хранителей единства веры перед лицом меняющегося и расцерковляющегося мира, а с другой - постоянно полемизирует с иноконфессиональ-ной мыслью, прежде всего с протестантской, оказывающей, по его
111 Лютько Е., диак. Становление конфессионального богословия в России XVШ-XIX вв. // Вестник ПСТГУ Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. № 78. С. 57.
мнению, существенное влияние на православных богословов. Например, именно в таком влиянии свт. Иннокентий видит причину того, что в рамках православного богословия не получили необходимого развития экклесиология и учение о церковной иерархии. Вероятно, по этой причине, в определенной мере ощущая свою зависимость от западных идей, святитель стремится отчасти компенсировать этот недостаток, изложив учение о пастырстве как служении Царству Христову112. С другой стороны, можно вспомнить, что в Николаевскую эпоху возобновились попытки мобилизовать все социальные группы для служения общему благосостоянию. В частности, правительство стало применять довольно утилитарный подход и к духовенству, стремясь сделать его «компетентным», т. е. способным эффективно просвещать неграмотных крестьян и предотвращать бунты. По выражению Г. Фриза, этот запрос на повышение квалификации духовенства воплощал современную концепцию священства - менее литургическую и более пастырскую113. Это смещение акцентов впервые наметилось в Европе XVIII в., когда начали пересматривать роль духовенства, отчасти для того, чтобы заглушить критику Просвещением «бесполезного духовенства» и вредных «суеверий», и частично для удовлетворения требований правителей привлечь официальные церковные структуры к государственной службе. На Западе это выразилось в том, что меньшее значение начали придавать чисто ритуальным функциям и, напротив, широкое развитие получило пастырское богословие, гомиле-
112 Интересно отметить, что в эту эпоху представление о Церкви как Царстве Христовом вызывает интерес в среде католических канонистов. В частности, библейскую категорию «Regnum Christi» в середине XIX в. разрабатывал Георг Филипс, для которого очевидным было равенство: Церковь есть Царство Христово (лат. Ecclesia esse Regnum Christi - см.: Phillips G. Kirchenrecht. Vol. 1-4. Regensburg, 1845-1851). Также и в российских духовных школах учение о Царстве Божьем становилось в дальнейшем предметом изучения (см.: Сухова Н. Ю. Свя-щенноисповедник епископ Амвросий (Полянский): Царство Божие как предмет изучения и стяжания // История страны в судьбах узников соловецких лагерей: сб. науч. статей и докладов Международной научно-практической конференции. Вып. 5. Архангельск, 2020. С. 110).
113 Freeze G. L. The Parish Clergy in Nineteenth-Century Russia: Crisis, Reform, Counter-Reform. Princeton, 1983. P. 184-185.
тика и катехизация. Русская Церковь восприняла эту тенденцию в конце XVIII столетия, а в Николаевскую эпоху перед духовенством начали ставить конкретные задачи, суть которых заключалась в следующем: священник через свое служение должен формировать не только хороших христиан, но и хороших граждан для государства. Можно предположить, что через сугубо сакраментальный, богословский подход к осмыслению роли приходского духовенства свт. Иннокентий стремился компенсировать эту тенденцию и подчеркнуть, что истинное призвание православного пастыря - служение вечному и не ограниченному земными интересами Царству Христову.
Список литературы
1. Коцюба В. И. Антропологические проблемы в наследии святителя Иннокентия Херсонского // Вестник ПСТГУ Сер. I: Богословие. Философия. 2007. № 4. С. 67-85.
2. Красотин Е. П. Арх. Иннокентий (Борисов) и становление религиозно-философской школы в Киевской духовной академии во второй трети XIX века: дис. ... канд. филос. наук. Амурский государственный университет, 2007.
3. Куценко Н. А. К вопросу о нравственно-антропологической философии Иннокентия Борисова // Историко-философский ежегодник'99. М., 2001. С. 270-273
4. Куценко Н. А. Творческое наследие Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского и Таврического, в философско-богословской и социальной сферах // Философия права. 2009. № 4. С. 20-24.
5. Лютько Е. И. Становление конфессионального богословия в России XVШ-XIX вв. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. № 78. С. 46-64.
6. Малышев А. В. Догматические особенности учений о Христе Иммануила Канта и свт. Иннокентия Херсонского // Филаретовский альманах. 2019. № 15. С. 79-94.
7. Малышев А. В. Проблема сознания Христа в русском богословии: христология свт. Иннокентия (Борисова) и еп. Иоанна (Соколова) // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. № 78. С. 57-72.
8. Пишун С. В. Религиозно-виталистическая онтология архиепископа Иннокентия (Борисова) // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2014. № 3. С. 69-75.
9. Пишун С. В. Учение о теле и душе в религиозной философии арх. Иннокентия (Борисова) // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2014. № 4. С. 64-68.
10. Родин В. В. Этика в философско-религиозном учении архиепископа Иннокентия (И. А. Борисова) // Религиоведение. 2012. № 4. С. 158165.
11. Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века). М.: ПСТГУ, 2006.
12. Сухова Н. Ю. Духовно-учебный проект святителя Иннокентия (Борисова) 1830-х гг. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История РПЦ. 2011. № 39. С. 18-34.
13. Сухова Н. Ю. Записки святителей Иннокентия (Борисова) и Филарета (Дроздова) о Духовных школах // Филаретовский альманах. 2010. Вып. 6. С. 43-91.
14. Сухова Н. Ю. Концепции богословского образования святителей Филарета (Дроздова) и Иннокентия (Борисова) // Филаретовский альманах. 2011. Вып. 7. С. 231-244.
15. Сухова Н. Ю. Священноисповедник епископ Амвросий (Полянский): Царство Божие как предмет изучения и стяжания // История страны в судьбах узников соловецких лагерей: Сб. научных статей и докладов международной научно-практической конференции. Архангельск, 2020. Вып. 5. С. 101-116.
16. Хондзинский П., прот. Богословские портреты: Очерки святоотеческого богословия Синодальной эпохи. М., 2021.
17. Freeze G. L. The Parish Clergy in Nineteenth-Century Russia: Crisis, Reform, Counter-Reform. Princeton, 1983.
18. Phillips G. Kirchenrecht. Band 1-4. Regensburg, 1845-1851.
References
Kotzuba, V. I. (2007) "Antropologicheskie problemy v nasledii svjatitelja Innokentija Hersonskogo" [Anthropologycal problems in the works of St. Innocent (Borisov), archbishop of Cherson]. Vestnik PSTGU: Serija 1: Bogoslovie. Filosofija, Religiovedenie, no. 4, pp. 67-85 (in Russian).
Krasotin, E. P. (2007) "Arh. Innokentij (Borisov) i stanovlenie religiozno-filosofskoj shkoly v Kievskoj duhovnoj akademii vo vtoroj treti XIX veka" [Arch. Innokenty (Borisov) and the formation of a religious and philosophical school at the Kiev Theological Academy in the second third of the 19th century]. Candidate's thesis. Amurskij gosudarstvennyj universitet (in Russian).
Kucenko, N. A. (2001) "K voprosu o nravstvenno-antropologicheskoj filo-sofii Innokentija Borisova" [On the question of the moral and anthropological philosophy of Innokentiy Borisov]. Istoriko-filosofskij ezhegodnik'99 (pp. 270273). Moscow. (in Russian).
Kucenko, N. A. (2009) "Tvorcheskoe nasledie Innokentija (Borisova), arhi-episkopa Hersonskogo i Tavricheskogo, v filosofsko-bogoslovskoj i social'noj sferah" [The creative heritage of Innokenty (Borisov), archbishop of Kherson and Tauride, in the philosophical, theological and social spheres]. Filosofija prava. no. 4, pp. 20-24.
Lyutko, E. (2017) "Stanovlenie konfessional'nogo bogoslovija v Rossii XVIII-XIX vv." [The Emergence of Confessional Theology in Russia (18th -first half of the 19th centuries)]. Vestnik PSTGU: Serija 2: Istorija. Istorija Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi, no. 78, pp. 46-64 (in Russian).
Malyshev, A. (2019) "Dogmaticheskie osobennosti uchenij o Hriste Im-manuila Kanta i svt. Innokentija Hersonskogo" [Dogmatic features of Chris-tologies of Immanuel Kant and St. Innokenty of Kherson]. Filaretovskii al'ma nakh, vol. 15, pp. 79-94 (in Russian).
Malyshev, A. (2018) "Problema soznanija Hrista v russkom bogoslovii: hristologija svt. Innokentija (Borisova) i ep. Ioanna (Sokolova)" [Problem of the Consciousness of Christ in Russian Theology: Christology of St. Innokenty (Borisov) and Bishop Ioann (Sokolov)]. Vestnik PSTGU: Serija 1: Bogoslovie. Filosofija, Religiovedenie, no. 78, pp. 57-72 (in Russian).
Pishun, S. V. (2014) "Religiozno-vitalisticheskaja ontologija arhiepiskopa Innokentija (Borisova)" [Religious-Vitalistic Ontology of Archbishop Innokentiy (Borisov)]. Gumanitarnye issledovanija v Vostochnoj Sibiri i na Dal'nem Vostoke, no. 3, pp. 69-75 (in Russian).
Pishun, S.V. (2014) "Uchenie o tele i dushe v religioznoj filosofii arh. Innokentija (Borisova)" [Corporeality and Spirituality Doctrine in Religious Philosophy of Archbishop Innokentiy (Borisov)]. Social'nye i gumanitarnye nauki na Dal'nem Vostoke, no. 4, pp. 64-68 (in Russian).
Rodin, V. V. (2012) "Jetika v filosofsko-religioznom uchenii arhiepiskopa Innokentija (I. A. Borisova)" [Ethics in yhe Philosophical-Religious Teaching by Archbishop Innokenty (I. A. Borisov)]. Religiovedenie, no. 4, pp. 158-165 (in Russian).
Sukhova, N. (2006) "Vysshaja duhovnaja shkola: problemy i reformy (vto-raja polovina XIX veka)" [Higher Theological education: Problems and Reforms (second half of the 19 century)]. Moacow (in Russian).
Sukhova, N. Yu. (2011) "Duhovno-uchebnyj proekt svjatitelja Innokentija (Borisova) 1830-h gg." [Theological Educational Project of St Innokenty (Borisov) of 1830s]. Vestnik PSTGU: Serija 2: Istorija. Istorija Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi, no. 39, pp. 18-34 (in Russian).
Sukhova, N. Yu. (2010) "Zapiski svjatitelej Innokentija (Borisova) i Filareta (Drozdova) o Duhovnyh shkolah" [Notes of Saints Innocent (Borisov) and Filaret (Drozdov) about Theological Schools]. Filaretovskii al'ma nakh, vol. 6, pp. 43-91 (in Russian).
Sukhova, N. Yu. (2011) "Koncepcii bogoslovskogo obrazovanija svjatitelej Filareta (Drozdova) i Innokentija (Borisova)" [Concepts of Theological Education of Saints Philaret (Drozdov) and Innokenty (Borisov)]. Filaretovskii al'ma nakh, vol. 7, pp. 231-244 (in Russian).
Sukhova, N. Yu. (2020) "Svjashhennoispovednik episkop Amvrosij (Po-ljanskij): Carstvo Bozhie kak predmet izuchenija i stjazhanija" [Bishop Amv-rosiy Polyanskiy holy confessor: The Kingdom of God as a subject of study and acquisition]. History of the country in the fate of the prisoners of the Solovet-sky camps: Sbornik nauchnyh statej i dokladov mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii. vol. 5. Arhangel'sk, pp. 101-116. (in Russian).
Khondzinskiy P. (2021) "Bogoslovskie portrety: Ocherki svjatootecheskogo bogoslovija Sinodal'noj jepohi" [Theological Portraits: Synodal Era Essays on Patristic Theology]. Moscow (in Russian).
Freeze, G. L. (1983) The Parish Clergy in Nineteenth-Century Russia: Crisis, Reform, Counter-Reform. Princeton.
Phillips, G. (1845-1851) Kirchenrecht. vol. 1-4. Regensburg.
Выходные данные статьи
Черный А., свящ. Священник как служитель Царства Христова в богословии свт. Иннокентия (Борисова) // Филаретовский альманах. 2021. Вып. 17. С. 122-150.
Chernyi, A. (2021) "Svjashhennik kak sluzhitel' Carstva Hristova v bogo-slovii svt. Innokentija (Borisova)" [The priest as minister of the kingdom of Christ in the theology of St Innokenty (Borisov)]. Filaretovskii al'manakh, vol. 17, pp. 122-150. (in Russian).