Теологические исследования
Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2021. №2. С. 6-16
УДК 27-46
Игумен Тарасий (Ланге Юрий Иванович) Смоленская Православная Духовная Семинария
Вопрос о сущности пастырского служения в русской
пасторологии
Аннотация: В статье рассматривается процесс формирования учения о сущности священнического служения в контексте задач пастырского богословия. В результате анализа развития учения о сущности пастырского служения автор выделяет в данном процессе три периода, в каждом из которых русские пасторологи решали конкретные задачи и достигали все более полного понимания и раскрытия учения о сущности священства. Значительный вклад в данном направлении был внесен профессором В.И. Экземплярским, В.Н. Лосским и протоиереем Львом Лебедевым. В конечном итоге, благодаря упомянутым исследователям, учение о служении пастыря-иерарха было раскрыто как в отношении практической пастырской деятельности, так и в плане теоретического осмысления сути священства, основанного на Библейском и святоотеческом взгляде и глубоких догматических изысканиях.
Ключевые слова: пастырство; сущность священства; пасторология; пастырская деятельность; благодатное посредничество; пастырское ходатайство; христологический аспект священства; пневматологический аспект священства.
Вопрос о сущности священнического служения возник в русской пасторологии во второй половине XIX века, когда в духовных академиях шла активная работа по составлению учебных курсов по пастырскому богословию -новой академической дисциплине. Обсуждение вопроса началось в связи с необходимостью дать определение пастырству, но довольно быстро обрело самостоятельное значение. В решении этого вопроса в русском богословии можно выделить три периода. Первый - это вторая половина XIX века, он непосредственно связан с попыткой дать определение служению пастыря-иерарха. Второй относится к первой половине XX века и связан, собственно, с фундаментальными исследованиями сущности священства, предпринятыми, прежде всего, профессором В.И. Экземплярским. Третий относится ко второй половине XX века, в этот период появляются исследования, рассматривающие священство и пастырство в контексте экклезиологии В.Н. Лосского,
указывающего на два аспекта Церкви: христологический и пневматологический. Рассмотрим эти этапы в хронологическом порядке.
До XIX века авторитетным руководством по пастырскому служению была книга «О должностях пресвитеров приходских», изданная в 1776 г. Суть священнического служения это руководство определяло следующим образом: «Священство есть служение в Новом Завете, от Христа апостолам и их преемникам переданное, состоящее в проповеди Слова Божия и строении Таинств, дабы сими средствами, примирив грешников Богу, совершить их в вере и святом житии, к получению жизни вечной во славу Божию»1. Как можно заметить, это определение, во-первых, указывает на богоустановленность священства, во-вторых, перечисляет средства и задачи пастырского служения. Изначально, давая определение пастырскому служению, составители новых учебных курсов в XIX веке пошли тем же путем: перечисляли в том или ином составе цели, задачи, средства пастырского служения, обязанности пастыря. При этом одни пасторологи преимущественно подчеркивали значение нравственного руководства как главной черты пастырского служения, другие -тайноводство (совершение Таинств и богослужений), третьи делали упор на учительскую деятельность (проповедничество), иные, не отдавая чему-либо предпочтение, просто перечисляли все эти виды пастырской деятельности. Общим во всех предложенных определениях было указание на то, что существенной целью пастырского служения является забота о духовном совершенствовании, спасении людей, или «душепопечение».
Наиболее типичным в этом отношении представляется определение, которое в своем исследовании «Священство: основные пункты в учении о пастырстве» (1892 г.) дал профессор В.Ф. Певницкий: «Священническое или пастырское служение есть особое, существенно необходимое служение в Церкви Божией, ведущее свое начало от Основателя Церкви, Господа Иисуса Христа, поручаемое избранным и освященным лицам, состоящее в строении Тайн Божиих, проповеди Слова Божия и попечительном руководстве людей в духовной жизни»2.
Отметим, что все предложенные в этот период определения пастырства, по меткому замечанию митрополита Вениамина (Федченкова), были верными по содержанию, но довольно общими. Кроме того, в предложенных определениях не было единого, целостного понимания сущности православного пастырского служения, также пасторологи не пришли к единому мнению о том, какую деятельность пастыря (богослужебную, учительную или духовное руководство) считать наиболее важной.
В целом нужно сказать, что полемика, возникшая из стремления дать определение пастырству, построенная на перечислении и анализе задач пастырского служения, хотя и принесла определенный положительный результат, тем не менее не дала удовлетворительного ответа на вопрос о
1 О должностях пресвитеров приходских. М., 2004. С. 11.
2 Певницкий В. Ф. Священство: основные пункты в учении о пастырском служении. Киев, 1892. С. 1-2.
сущности служения священника-пастыря. Православное пастырское богословие должно было указать специфические черты истинного христианского пастырства. Важным также оказалось ответить на вопрос о том, какую обязанность пастыря считать основной.
Наиболее авторитетным ответом на этот вопрос стало мнение святителя Феофана Затворника, который совершение Таинств, священнодействий назвал важнейшей обязанностью пастыря, именно в этом усматривал главную силу и суть священства. Священнодействие, писал он, «обнимает все, что совершается в Церкви, все чины церковные - молитвенные, освятительные, совершительные (Таинства). Это - сердце пастырских трудов. Слово, которым преимущественно действуют в исполнении прежде указанного долга (обязанность учить - иг. Т.), действует, правда, но, если не закрепить его в сердце силою Божией, действие его испарится, и душа опять пуста. Сеемое словом, срастворяется с душою благодатию таинств и далее развивается молитвенными чинами Церкви. Искра, брошенная словом, внедряется благодатию таинства (занимается, как говорят обычно об огне), а раздувается в пламень молитвою. Благодать созидает. Следовательно, дело служения в показанном смысле должно занимать набольшую часть забот и попечений пастырских, как оно и есть в Православной Церкви. Веди, пастырь, эту часть боголепно и увидишь дивные
3
плоды своего пастырства - невидимое, таинственное пасение паствы» .
Что касается вопроса о сущности священства, то он не был разрешен. Успешной попыткой дать ответ на поставленный в первый период вопрос стал труд профессора В.И. Экземплярского (1875-1933 гг.) «Библейское и святоотеческое учение о сущности священства». Как было отмечено, этот труд открывает второй период в исследованиях поставленного в данной статье вопроса.
В предисловии автор указывает, что его сочинение является опытом раскрытия догматического учения Православной Церкви о сущности священства на основе Священного Писания и отеческих творений. Профессор Экземплярский подчеркивал, что его предшественниками, излагавшими учение о священстве как в догматическом, так и в пасторологическом аспекте, сделано очень многое. Однако в их трудах он усматривает и «некоторый недостаток: это - неясное выделение того существеннейшего, что служит источным началом жизни христианского священства и вместе с тем началом, объединяющим все частные черты в учении о священстве»4. Чтобы избежать этого недостатка, В.И. Экземплярский представил различные аспекты учения о священстве в их органическом единстве. С этой целью в качестве основополагающего он выдвинул «учение о вечном первосвященстве в Церкви Христа Спасителя, и соответственно этому священников Церкви рассматривал как продолжателей или, точнее, видимых представителей в Церкви этой всегда действующей в ней
3 Феофан Затворник, свт. Толкование послания апостола Павла к Ефесянам. М., 2004. С. 381-382.
4 Экземплярский В.И. Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. Киев, 2007. С. 10.
силы первосвященнического ходатайства Христа»5. Именно в этом труде наиболее ясно была представлена идея о сущности священства как благодатного посредничества.
Сама идея посредничества как таковая известна со времен Синайского Законодательства: «Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев [то], народ отступил и стал вдали. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть. И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас, и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили. И стоял народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог» (Исх 20:18-21). В дальнейшем эта идея получила развитие в установлении ветхозаветного священства: «И сказал Господь Аарону: ты и сыны твои, и дом отца твоего с тобою понесете на себе грех за [небрежность во] святилище; и ты и сыны твои с тобою понесете на себе грех за [неисправность] в священстве вашем. <...> Так отправляйте службу во святилище и при жертвеннике, дабы не было впредь гнева на сынов Израилевых; и ты и сыны твои с тобою наблюдайте священство ваше во всем, что принадлежит жертвеннику и что внутри за завесою, и служите; вам даю Я в дар службу священства, а посторонний, приступивший, предан будет смерти» (Чис 18:1, 5, 7). Идея посредничества в Ветхом Завете есть прообраз Единого Посредничества Христова и именно в Его Первосвященническом служении находит свое истинное воплощение и завершение. По убеждению исследователя, служение новозаветного священства находится в непосредственной живой связи с Первосвященническим служением Христа Спасителя. Рассмотрим основные положения концепции Экземплярского.
Согласно Православному догматическому учению, в Церкви Христовой существует священство духовное, или всеобщее, и таинственное. Источником и всеобщего - духовного священства, - и священства таинственного -иерархического - является вечное Первосвященство Христа Спасителя. Таинственное священство отличается от духовного тем, что в первом сообщается при постановлении особый благодатный дар для служения делу освящения других членов Церкви. Такое служение является обязанностью только пастырей Церкви, поэтому им усвоено достоинство священников в исключительном смысле, со значением «посредников», обладающих иерархическим достоинством. Такое посредничество с особенной ясностью обнаруживается в исключительном праве и долге пастыря-иерарха совершать таинство Евхаристии (и другие священнодействия). В.И. Экземплярский особенно подчеркивал таинственную связь служения Спасителя и церковной иерархии: «Как служение делу освящения верующих и созидание чрез это Церкви Христовой на земле, служение новозаветного священника-иерарха находится в живой связи с первосвященническим служением Самого Христа Спасителя и может быть названо продолжением этого служения на земле, или,
5 Там же. С. 10-11.
еще точнее, одним из проявлений вечного ходатайственного посредства между Богом и людьми - Единого Ходатая Бога и человеков. Связь между служением Христа Спасителя и иерархией Церкви не только духовно-органическая, но и внешне-таинственная. Последняя, проявившись в избрании и поставлении Самим Господом святых апостолов, осуществляется теперь в преемственном от апостолов поставлении священников Церкви в таинстве Священства, в котором именно и подается избранным пастырям Церкви особый дар благодати»6.
Подтверждение своим идеям Экземплярский во множестве находил и в творениях святых отцов. Так, по мнению святителя Василия Великого, священник - «это человек, который на земле представляет собою лице Спасителя, стал посредником между людьми и Богом [и] священнодействует пред Богом спасение покорных ему» . А святой Симеон Новый Богослов утверждает: «Владыка наш и Бог, желая научить нас, что к Богу приближаться (вообще) надлежит нам с помощью какого-либо посредника и поручителя, Сам как во всем прочем показал нам пример и образец, так и в этом Сам был первым посредником и ходатаем человеческого естества, принесши оное в Себе Отцу Своему и Богу. Потом поставил служителями сего посредничества ходатайства святых апостолов Своих, которые и проводили ко Владыке Христу уверовавших в Него»8.
В дальнейшем учение о сущности священства как благодатного посредничества рассматривалось и дополнялось в трудах многих пасторологов. Так митрополит Вениамин (Федченков), опираясь в своих исследованиях на догматическое учение Церкви, развивает тему благодатного посредничества следующим образом. Поскольку все служение Иисуса Христа есть благодатное посредничество, значит это определение относится и «к сущности пастырского служения Господа»9. А поскольку служение апостолов и их преемников (епископов и пастырей) есть продолжение служения Христа, то и сущность их пастырского служения следует определить как благодатное посредничество. Причем это посредничество не человеческое, а «в сущности, Христово, благодатное»10. Такое посредничество пастырей «по отношению к первому и единому Посреднику - Христу Спасителю., должно быть названо вторичным», - подчеркивал митрополит Вениамин11. Подобное понимание своего посреднического служения находим и в дневниках святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Я - ничто, но по благодати священства делаюсь вторичным или третичным виновником (посредником) исцеления болезней,
6 Там же. С. 278.
7 Василий Великий, свт. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. V. Сергиев Посад, 1901. C. 377.
8 Симеон Новый Богослов, прп. Слова преподобнаго Симеона Новаго Богослова в переводе на русский язык с новогреческаго епископа Феофана. Вып. 1. Москва, 1892. С. 111.
9 Вениамин (Федченков), митр. Лекции по пастырскому богословию с аскетикой. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2006. С. 69.
10 Там же. С. 70.
11 Там же. С. 73.
соединения (чрез Таинства) верных с Божеством, руководства душеспасительными советами, правилами и пр.»12.
Понимание своего посреднического служения, как производного от Первосвященства Христа Спасителя очень важно для пастырей Церкви. Спасение людей совершено Господом Иисусом Христом, поэтому пастырское служение как служение делу спасения людей не может иметь источник в самом себе, происходить от самого себя. Каждый пастырь священствует во Христе. Однако опасность утраты такого трезвого понимания всегда актуальна. В частности, эта проблема стала поводом суровой критики христиан Коринфской общины апостолом Павлом. В своем Первом послании к Коринфянам апостол пишет: «Ибо от [домашних] Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов". Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» (1Кор 1:11-13). И далее продолжает мысль: «Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом, поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий, и поливающий есть ничто, а [все] Бог возращающий... Ибо мы соработники у Бога, [а] вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на [нем]; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор 3:5-11).
Глубокое понимание этой истины находим в труде архиепископа Иоанна (Шаховского) «Философия православного пастырства», который пишет: «Через пастырей земных и небесных пасет Господь Свое Стадо - уже верующих и еще не пришедших к вере душ. Истинное пастырство есть длящаяся в мире жизнь Христова. "Ты иерей вовек по чину Мелхиседекову" (Пс 109:4). Сколько бы ни было на земле или на небе пастырей, всегда остается Один Неизменный
13
Пастырь» .
Приведем еще одно авторитетное свидетельство на данную тему, принадлежащее митрополиту Антонию Сурожскому: «Единственный Первосвященник Церкви Христовой - Господь Иисус Христос; единственная сила, творящая чудеса в Таинствах и различных Божественных действиях -сила Божия, сила Господа Вседержителя, Духа Святого. <. > Мы пастырствуем Его благодатью; мы стоим на том месте, где никакая тварь, никакой человек, самый святой, не смеет стоять; там может стоять только Господь Иисус Христос»14.
12 Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге: извлечение из дневника протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. В 2-х тт.: Т. 2. С.-Петербург, 1893. С. 21.
13 Иоанн (Шаховской), архиеп. Философия православного пастырства. Берлин, 1935. С. 11-12.
14 Антоний Сурожский, митр. Пастырство. М., 2017. С. 17.
Практическим аспектом учения о благодатном посредничестве пастыря явилось учение о дерзновенном праве пастыря ходатайствовать о пасомых, которое развивали в своих трудах епископ Вениамин (Милов), митрополит Вениамин (Федченков), архимандрит Тихон (Агриков).
На мистическом единении пастыря с Христом зиждется пастырское право дерзновенного ходатайства о пасомых. Пастырского посредничества от лица народа ищет и требует Сам Господь. Подтверждение этой истины пасторологи находили как в Священном Писании, так и в трудах святых отцов.
Так в книге пророка Иоиля читаем слова, обращенные к Израильскому народу от Лица Яхве: «Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: "пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их?" И тогда возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой» (Иоил 2:17, 18).
А святитель Иоанн Златоуст в толковании на Второе послание к Фессалоникийцам пишет: «Подлинно, никакая другая молитва столько не приличествует священнику, как та, в которой он больше молится и ходатайствуете пред Богом о благе народа, нежели о своем»15.
Прямая обязанность православного пастыря быть ходатаем за паству «не дает ему оснований ни сомневаться в своем праве посреднической молитвы, ни отказывать в ней просящим. Ради дерзновенного возношения её он наделен неотступно действующей чрез него благодатью. От частой молитвы за других подъем у него благодатного молитвенного духа может и должен сделаться неотступным субъективным состоянием», - подчеркивал архимандрит Пантелеимон (Агриков)16.
Третий этап развития учения о сущности служения пастыря-иерарха следует отнести ко второй половине XX века. Особо здесь следует отметить труд протоиерея Льва Лебедева «Заметки по пастырскому богословию», составленный им в 1989 году. Автор рассматривает сущность священства и пастырства в контексте экклезиологии В.Н. Лосского. По аналогии с концепцией Лосского о двух аспектах Церкви протоиерей Лев говорит о христологическом и пневматологическом аспектах священства. В «Мистическом богословии Восточной Церкви» В.Н. Лосский пишет: «Христологическая структура Церкви вызывает в ней постоянное и необходимое действие Святого Духа, действие функциональное по отношению к Христу, сообщившему собранию апостолов Духа Святого Своим дуновением. Такое неличное соединение со Святым Духом, такая условная святость церковной иерархии придает независимую от лиц и намерений объективность
15 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. VII, кн. 1. СПб., 1901. С. 604.
16 Пантелеймон (Агриков), схиархим. Пастырское богословие // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Agrikov/pastyrskoe-bogoslovie-agrikov (доступ от: 25.08.2021).
17
прежде всего богослужебным действиям духовенства» . Развивая эту мысль, протоиерей Лев Лебедев пишет: «В христологическом аспекте членам церковной иерархии подаются действительные свойства и силы личности Иисуса Христа как Служителя спасению мира, как Иерея и Архиерея, что и делает священнослужителей Церкви сообразными Христу в делах служения и священнодействия»18. Таким образом, собственно, христологическим аспектом священства «является именно дар богослужебного священнодействия в Церкви», - заключает протоиерей Лев19. Дары, которые получает христианин в таинстве священства, а именно: власть «вязать и решить», совершать таинства и богослужения в Церкви, в частности приносить бескровную жертву Тела и Крови Христовых, не зависят от личных качеств носителей священного сана. Эти дары невозможно ни «приумножить», ни «приуменьшить», они сообщаются пастырю «сверх всякой меры его личного подвига»20.
Однако такая сообразность пастырей Христу «в делах служения и священнодействия», которая подается как совершенный дар в хиротонии «еще не означает подобия», личного уподобления Христу. Стать подобным Христу пастырь «должен сам, свободными усилиями своей личности и с помощью
благодати, непосредственно исходящей уже не от Христа, а от "иного
21
Утешителя" - Духа Святого» .
Другими словами «если в таинстве Священства человеку подается сообразность Священству Христову, то подобие (уподобление) Ему человек-священник должен . стяжать сам с помощью благодати Духа Святого»22. Нужно, чтобы священник стал сообразным Христу и в личном духовном подвиге. Такую сообразность (подобие) пастыря Христу протоиерей Лев определяет как пневматолитический аспект священства.
В идеале в пастыре в неразрывном единстве должны быть явлены оба аспекта священства, и христологический, и пневматологический, как отражающие два аспекта Церкви. Ведь не случайно «для принятия священства недостаточно одного только желания человека стать священником, но требуется определенная мера его личной духовной зрелости, чистоты, определенные канонические условия, позволяющие человеку стать священником. Требуется какой-то предварительный личный подвиг человека. И таинства, совершаемые священником, требуют от него определенного подвига веры, а не одной только "механики" священнодействия», - пишет протоиерей Лев23.
17 Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Пер. с фр. мон. Магдалины (В.А. Рещиковой). Сергиев Посад, 2012. С 283-284.
18 Лебедев Л., прот. Заметки по пастырскому богословию. Сан-Франциско, 1999. С. 28.
19 Там же. С. 31.
20 Там же. С. 28.
21 Там же. С. 28-29.
22 Там же. С. 48.
23 Там же. С. 28.
В конечном итоге автор приходит к более сложному структурированию и выделяет в священстве, собственно христологический аспект или «сообразность священнослужителя Священству Христову», относя к нему неизменяемые и непоколебимые дары «власти "вязать и решить" и тайнодействовать в Церкви».
Во-вторых, аспект, который автор именует христологическим, но относит его к области, граничащей «с аспектом пневматологическим». Такой аспект священства включает дары, подверженные изменению и зависящие от духовного состояния пастыря, как то: любовь к Церкви, способность к учительству и управлению, духовному разумению. Сообразность Христу в этих дарованиях понимается автором, «как стремление подражать святости Спасителя, способность (и желание!) принуждать себя к исполнению дел Божиих, воли Божией в священнослужении».
И наконец, автор выделяет собственно пневматологический аспект священства, который «начинается там, где в результате личного подвига священнослужителя им получаемы бывают особенные дары Святого Духа (прозорливость, пророчество, духовное врачевание и т.п.)»24.
Итак, в результате рассмотрения процесса формирования учения о сущности священнического служения, мы выделили три периода, в каждый из которых русские пасторологи решали конкретные задачи и достигали все более полного понимания и раскрытия учения о сущности священства. Первый период относится ко второй половине XIX века и непосредственно связан с задачей дать определение священническому служению. В данный период учение о сущности священства формировалось в контексте изучения практической пастырской деятельности. Второй период относится к первой половине XX века и связан, собственно, с фундаментальными исследованиями сущности священства, предпринятыми, прежде всего, профессором В.И. Экземплярским. В этот период Первосвященническое служение Христа Спасителя было осмыслено как онтологическое основание благодатного посреднического служения пастырей Церкви. В третий период (вторая половина XX века) учение о сущности священства формировалось в контексте экклезиологии В.Н. Лосского. В конечном итоге учение о служении пастыря-иерарха было раскрыто как в отношении практической пастырской деятельности, так и в плане теоретического осмысления сути священства, основанного на Библейском и святоотеческом взгляде, а также глубоких догматических изысканиях.
24 Там же. С. 53-54.
Литература
1. Антоний Сурожский, митр. Пастырство. М.: Издательский дом «Никея», 2017. 576 с.
2. Василий Великий, свт. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. V. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1901. 392 с.
3. Вениамин (Федченков), митр. Лекции по пастырскому богословию с аскетикой. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2006. 352 с.
4. Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. VII, кн. 1. СПб.: Издание Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1901. 912 с.
5. Иоанн (Шаховской), архиеп. Философия православного пастырства. Берлин: Издательство прихода св. равноопостольного кн. Владимира в Берлине, 1935. 171 с.
6. Лебедев Л., прот. Заметки по пастырскому богословию. Сан-Франциско: Русский пастырь, 1999. 160 с.
7. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Пер. с фр. мон. Магдалины (В.А. Рещиковой). Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2012. 586 с.
8. О должностях пресвитеров приходских. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004. 224 с.
9. Пантелеймон (Агриков), схиархим. Пастырское богословие // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Agrikov/pastyrskoe-bogoslovie-agrikov (доступ от: 25.08.2021).
10. Певницкий В.Ф. Священство: основные пункты в учении о пастырском служении. Киев: Тип. С В. Кульженко, 1892. 120 с.
11. Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге: извлечение из дневника протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. В 2-х тт.: Т. 2. С.-Петербург: тип. В. Ерофеева, 1893. 429 с.
12. Симеон Новый Богослов, прп. Слова преподобнаго Симеона Новаго Богослова в переводе на русский язык с новогреческаго епископа Феофана. Вып. 1. Москва: Афонский Русский Пантелеимонов монастырь, (Типо-литография И. Ефимова), 1892. 490 с.
13. Феофан Затворник, свт. Толкование послания апостола Павла к Ефесянам. М.: «Правило веры», 2004. 646 с.
14. Экземплярский В.И. Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. Киев: Пролог, 2007. 280 с.
Igumenos Tarasios (Lange Yurij Ivanovich) Smolensk Orthodox Theological Seminary
The question of the essence of pastoral ministry in Russian
pastorology
Abstract: The article examines the process of the formation of the doctrine of the essence of priestly ministry in the context of the tasks of pastoral theology. As a result of analyzing the development of the teaching about the essence of pastoral ministry, the author identifies three periods in this process, in each of which Russian pastorologists solved specific problems and
achieved an ever more complete understanding and disclosure of the teaching about the essence of the priesthood. A significant contribution in this direction was made by Professor V.I. Copyrights, V.N. Lossky and Archpriest Lev Lebedev. Ultimately, thanks to the aforementioned researchers, the teaching about the ministry of a pastor-hierarch was revealed both in terms of practical pastoral activity and in terms of a theoretical understanding of the essence of the priesthood, based on the Biblical and patristic views and deep dogmatic research.
Keywords: pastoral care; the essence of the priesthood; pastorology; pastoral activity; grace-filled mediation; pastoral intercession; christological aspect of the priesthood; pneumatological aspect of the priesthood.
References
Antonii Surozhskii, mitr. Pastyrstvo [Shepherding]. Moscow, 2017.
Vasilii Velikii, sviat. Tvoreniia izhe vo sviatykh ottsa nashego Vasiliia Velikogo, Arkhiepiskopa Kesarii Kappadokiiskiia [Creations like the saints of our Father Basil the Great, Archbishop of Caesarea of Cappadocia]. Sergiev Posad, 1901.
Veniamin (Fedchenkov), mitr. Lektsii po pastyrskomu bogosloviiu s asketikoi [Lectures on Pastoral Theology with Asceticism]. Moscow, 2006.
Ioann Zlatoust, sviat. Tvoreniia [Creations]. Saint-Petersburg, 1901, vol. VII, book 1.
Ioann (Shakhovskoi), arkhiep. Filosofiia pravoslavnogo pastyrstva [Philosophy of Orthodox Pastorship]. Berlin, 1935.
Lebedev L., prot. Zametki po pastyrskomu bogosloviiu [Notes on Pastoral Theology]. San Francisco, 1999.
Losskii V.N. Ocherk misticheskogo bogosloviia Vostochnoi Tserkvi. Dogmaticheskoe bogoslovie [Essay on the mystical theology of the Eastern Church]. Sergiev Posad, 2012.
O dolzhnostiakh presviterov prikhodskikh [On the positions of parish presbyters]. Moscow,
2004.
Pevnitskii V.F. Sviashchenstvo: osnovnye punkty v uchenii o pastyrskom sluzhenii [Priesthood: Key Points in Teaching about Pastoral Ministry]. Kiev, 1892.
Ioann Kronshtadtskii, prav. Moia zhizn' vo Khriste ili minuty dukhovnogo trezveniia i sozertsaniia, blagogoveinogo chuvstva, dushevnogo ispravleniia i pokoia v Boge: izvlechenie iz dnevnika protoiereia Ioanna Il'icha Sergieva [My life in Christ or minutes of spiritual sobriety and contemplation, reverent feeling, spiritual correction and peace in God: an extract from the diary of Archpriest John Ilyich Sergiev]. S.-Petersburg. 1893, vol. 2.
Simeon Novyi Bogoslov, prp. Slova prepodobnago Simeona Novago Bogoslova v perevode na russkii iazyk s novogrecheskago episkopa Feofana [The words of the Monk Simeon the New Theologian translated into Russian from the New Greek Bishop Theophanes]. Moscow, 1892, vol. 1.
Feofan Zatvornik, sviat. Tolkovanie poslaniia apostola Pavla k Efesianam [Interpretation of the Epistle of the Apostle Paul to the Ephesians]. Moscow, 2004.
Ekzempliarskii V.I. Bibleiskoe i sviatootecheskoe uchenie o sushchnosti sviashchenstva [Biblical and patristic teaching about the essence of the priesthood]. Kiev, 2007.