Гаврилова И.В.
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г.Магнитогорск, к.п.н., доцент кафедры прикладной информатики, [email protected]
СВОБОДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Свободное программное обучение, обучающие программы, аутизм, дети. АННОТАЦИЯ
В статье приводится анализ существующих обучающих программ для детей с расстройствами аутистического спектра, показана недостаточность специализированного программного обеспечения.
В последние годы наблюдается рост количества детей, имеющих проявления аутизма или расстройства аутистического спектра (РАС). Аутизм — тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде всего, страдает способность к общению и социальному взаимодействию.
В 1970 году считалось, что распространенность этого заболевания составляет 1 случай на 10 000 детского населения; в 2001 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай РАС (рис. 1). По данным Всемирной организации аутизма за десять лет количество детей с РАС выросло в 10 раз. Считается, что тенденция к росту сохранится и в будущем [1]. Специалисты Всемирной организации здравоохранения подчеркивают, что РАС страдают люди на всех континентах, во всех странах, независимо от пола, расовой принадлежности и социально-экономического положения. Следует отметить, что в РФ статистика по РАС не ведется.
1970 1975 1985 1995 2001 2004 2007 2009 2012 2013 2014
Год
Рис.1. Статистика зарегистрированных случаев РАС у детей по данным веб-сообщества WrongPlanet.net
Аутизм, как самостоятельное расстройство впервые был описан Л. Каннером в 1942 г., в 1943 г. сходные расстройства у старших детей описал Г. Аспергер, а в 1947 г. — С. С. Мнухин. Детский аутизм при общем типе нарушения развития внешне принимает очень разные формы. Он включает и глубоко дезадаптированного безречевого ребенка с низким уровнем умственного развития и детей с блестящей «взрослой» речью и ранним к отвлеченным областям знания, избирательной одаренностью. И те, и другие, по мнению О.С. Никольской, нуждаются в специальной педагогической и психологической помощи [11].
В методических рекомендациях для педагогов и специалистов сопровождения основной школы отмечают, что важным условием для успешного обучения детей с РАС является наличие необходимых наглядных материалов [4, 6, 9, 13]. В классе должна быть аппаратура для демонстрации видео и аудиозаписей (компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитофон). Наглядные материалы также должны быть ориентированы на особенности развития и организации внимания учащихся [12].
Российскими и зарубежными исследователями была выдвинута гипотеза, согласно
которой использование ИКТ способно повысить эффективность обучения детей с РАС, и проведены ряд исследований для оценки её достоверности. Так, в Швеции было проведено исследование по обучению детей навыкам чтения и устной речи с помощью мультимедийной интерактивной программы для компьютера (Heimann e.a., 1995). В исследовании приняли участие 30 детей: 11 аутистов (средний возраст 9 лет и 4 месяца), 9 детей, страдающих заболеваниями разнообразной этиологии (средний возраст 13 лет и 1 месяц) и 10 нормальных дошкольников (средний возраст 6 лет и 4 месяца). При несовпадении календарного возраста уровень развития детей во всех трех группах был близок и варьировал от 5 лет и 8 месяцев до 6 лет и 9 месяцев. Все 30 детей прошли обучение чтению и устной речи посредством мультимедийной программы дополнительно к регулярным школьным занятиям.
Исследование показало, что в группе страдающих РАС детей контрольные показатели и по тестам чтения, и по фонологическим тестам проявили тенденцию к заметному повышению в процессе компьютерного обучения, однако данный эффект не был устойчивым и не имел продолжения после завершения процесса обучения. Такой же, однако менее заметно выраженный, эффект наблюдался в другой группе детей с заболеваниями, в то время как характеризующие контрольную группу здоровых детей показатели устойчиво повышались независимо от дополнительного компьютерного обучения. Наблюдение за поведением детей в ходе дополнительного обучения показало, что мультимедийная компьютерная программа способствовала возникновению у детей с РАС мотивирующего эффекта (основная задача при обучении детей с РАС — развитие социальной мотивации), чем, возможно, и объяснялось появление недолговечного подъема показателей устной и письменной речи [3].
Компьютерная программа, в отличие от других средств обучения, позволяет реализовать важные для образовательного процесса детей с РАС аспекты: во-первых, дифференциация, ибо нет двух одинаковых детей с РАС; во-вторых, возможность работать «со смыслами»; в-третьих, обеспечение наглядности. Использование планшетов и специального программного обеспечения — хороший метод обучения и общения для детей с РАС, которым сложно наладить контакт с окружающими, а порой даже с близкими людьми. С техникой человек, страдающий аутизмом, чувствует себя спокойнее, ему не нужно волноваться за свое поведение и бояться вопросов, на которые аутист не знает ответов. Существует мнение, что ребенок с РАС, после занятий с компьютером не сможет разговаривать со сверстниками и взрослыми. Однако результаты исследований прямо противоположны, поскольку специально разработанные программы нацелены на выход малыша с РАС из-под своего «колпака».
Анализ программного обеспечения для обучения детей с РАС показал, что оно, как правило, 1) проприетарно, т.е. требует от родителей финансовых вложений, 2) не русифицировано (практически все программы разработаны за рубежом); и 3) распространяется без методической поддержки, что снижает эффективность его применения.
В РФ практически нет ресурсов, ориентированных на детей, страдающих аутизмом, в свободном бесплатном доступе. В 2013 г. была создана компания АутизмСофт, разрабатывает специализированное программное обеспечение для людей с РАС преимущественно для планшетов. Разработчики подчеркивают, что их программы созданы на основе изучения потребностей будущих пользователей. На текущий момент компания представила два программных продукта: «Аутизм коммуникатор» и «Визуальное расписание» (рис. 2). «Аутизм коммуникатор» — приложение для детей с аутизмом, обеспечивающее невербальную коммуникацию с другими людьми посредством карточек. «Визуальное расписание» — первый планировщик на русском языке, подходящий для детей с РАС. Все события в нем дополняются яркими иллюстрациями: картинками, фотографиями и т.п. Такая форма расписания дает ясную структуру последовательности событий, снимает тревогу ребенка перед будущим, и выводит его деятельность на новый уровень [2].
INCLUDEPICTURE "http://autism-soft.ru/sites/default/files/foto_03.07.15_15_15_51.png" \*
MERGEFORMATINET
НЕДЕЛЯ СЕГОДНЯ СЕЙЧАС
15:15 ПТ.ОЗИЮЛ Q
15:08
1 5:1 5 Заправить кровать
15:20 Завтрак
Поездка на трамвае
Урок
1. Считать > ¿0 2. П исать
б +
5 I 1
мин I I
40 4
МИН I
10 #
МИН X
40 1
мин г
"ф"
Рис.2. «Визуальное расписание»
Оба приложения работают на платформе iOS, однако в конце июля 2015 «Аутизм коммуникатор» перенесли на платформу Android. Необходимость покупать программы при этом не отпала.
Бесплатной альтернативой этих продуктов могут выступать многочисленные программы, созданные за рубежом. Как правило, их пишут родители детей с РАС. Например, программа по математике ABA Math была разработана отцом восьмилетнего аутичного мальчика на основе методики прикладного поведенческого анализа, разработанной известным учёным-психологом Иваром Ловэасом. Эта программа помогает детям-аутистам механически заучивать арифметические действия. Для каждого примера (например, 1+2=3) программа создает ребенку различные ситуации дискретных испытаний, пока ученик не справится с заданием.
Такая же жизненная ситуация возникла перед Сарой Полито, у которой росли два мальчика, страдающих РАС, которые с раннего возраста проявили интерес к компьютеру. Мать разработала для них ряд специальных обучающих программ, которые полностью отключали мышь и клавиатуру, оставив командной только клавишу «Пробел». Дети сами могут управлять своим обучением.
Программы распределены по темам. К примеру, программа Colors! посвящена изучению цвета, его различению. Дети учатся понимать, какими цветами обладают те или иные предметы, какие цвета основные, какие производные. Программа Inside Day (рис. 3) учит ребёнка ориентироваться в окружающих его вещах и явлениях.
INCLUDEPICTURE "http://didaktor.ru/wp-content/uploads/2011/12/iside-300x218.jpg" \*
MERGE FORMATIN ET
Inside Day
www.hiyah.net
Created by Sju Pol.ta
Рис.3. Интерфейс программы «Inside Day»
Все программы Сары Полито оснащены очень качественными рисунками, фотографиями, gif-анимациями, звуковым сопровождением и видеофрагментами. Они сопровождаются ненавязчивой музыкой и дикторским сопровождением — но все они не русифицированы [7].
Для малышей с аутизмом за рубежом разработано множество различных программ, использующих методы ABA терапии и высококачественные изображения. Но, как правило, они разработаны для устройств, работающих на iOS. Например, бесплатная и полезная для малышей с аутизмом программа Autism Emotion, обучающая распознавать эмоции (рис. 4).
INCLUDEPICTURE "http://a2.mzstatic.com/us/r30/Purple/v4/39/56/fa/3956fa85-096f-d304-e8a7-6bf8f4e38018/screen640x640.jpeg" \* MERGE FORMATIN ET
Choose an Emotion
Happy
% &
. Г
MAM
Kids
Рис.4. Интерфейс программы «Autism Emotion»
Следует отметить, что любое бесплатное приложение для обучения детей с РАС необходимо предварительно показать специалисту по работе с такими детьми для оценки полезности и уточнения методики. При этом не все программы действительно подойдут из-за отсутствия русификации, которая в случае открытого исходного кода программы требует меньших усилий, чем разработка приложения «с нуля».
Общайтесь с миром на равных I
Уникп.пь-нАя 6*сплатнаА СфйГрйммй лльтв^магивнйт й&ммунннДщмм ДЛЯ мГий**ннй-го ббм^че
Рис.5. Пользовательский интерфейс программы обмена сообщениями «Сезам»
Весной 2015 г. появился российский Интернет-мессенджер «Сезам» (рис.5) — простая и удобная программа альтернативной коммуникации для детей и взрослых с нарушениями речи или письма. Данная стартовая версия приложения доступна для устройств на базе Android. Предпочтительно использование на планшетах. Общение происходит через социальную сеть
«Вконтакте». Это открывает новые возможности для знакомств, общения и социальной адаптации.
Сейчас в приложении доступно около 500 черно-белых пиктограмм международного образца. В этот набор входят пиктограммы, обозначающие предметы, действия, признаки предметов, а также пиктограммы-ответы («Да», «Нет», «Спасибо», «Пожалуйста») и др. Использование черно-белых пиктограмм снижает нагрузку на зрение, существенно уменьшает время выбора нужной картинки и позволяет унифицировать изображение, что особенно важно при РАС.
Таким образом, в настоящее время в России практически отсутствует свободное программное обеспечение для обучения детей с РАС. Существующие программные средства разработаны для проприетарных платформ и за редким исключением требуют приобретения лицензионной копии. В то же время заметна тенденция к привлечению отечественными разработчиками специалистов по работе с детьми с РАС для создания специализированных приложений [5,10,14]. Это дает возможность распространения научно-педагогического опыта, особенно ценного в условиях роста детей с РАС и недостатка специалистов, помогающих им в реабилитации. В целом, на наш взгляд, инициатива по разработке обучающих программ для детей с РАС на базе СПО должна быть поддержана государством, поскольку только государственная поддержка способна охватить как можно большее количество детей, позволив им стать полноценными гражданами РФ.
Литература
1. Аутизм в России. — URL: http://www.autisminrussia.ru/html/autism.htm
2. АутизмСофт. URL: http ://autism- soft .ru/
3. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Проблемы детей одаренных в области ИТ// Аутизм. URL: http://www.autism.ru/read.asp?id=121&vol=0
4. Гаврилова И.В., Новикова Т.Б., Назарова О.Б., Петеляк В.Е., Агдавлетова А.М. Совершенствование методов построения причинно-следственных диаграмм для решения задач управления в организационных системах / И.В. Гаврилова, Т.Б. Новикова, О.Б. Назарова, В.Е. Петеляк, А.М. Агдавлетова. — Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. — с. 247-251
5. Глущенко Т.Б. Повышение профессиональной квалификации преподавателей как педагогическое условие подготовки будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Глущенко. — Научные труды SWorld. Т. 14. № 1. С. 77a-79.
6. Давлеткиреева Л.З., Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Лактионова Ю.С., Подкользина Л.В. Управление технологической архитектурой организации на основе усовершенствованного метода EnterpriseArchitecturePlanning / Л.З. Давлеткиреева, Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, Ю.С. Лактионова, Л.В. Подкользина. — Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. — с. 252-256
7. Компьютерные программы для детей с аутизмом. URL: http://allautism.ru/articles/1/77/
8. Компьютерные программы для детей, страдающих аутизмом. URL: http://didaktor.ru/kompyuternye-programmy-dlya-detej-stradayushhix-autizmom/
9. Курзаева Л.В., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З., Назарова О.Б., Белоусова И.Д.. Совершенствование методики построения моделей событийно-управляемого процесса для постановки задач управления в социальных и экономических системах / Л.В. Курзаева, Т.Б. Новикова, Л.З. Давлеткиреева, О.Б. Назарова, И.Д. Белоусова. — Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. — с. 297-302
10. Махмутова М.В. Интеграция традиционной и дистанционной технологий обучения в образовательной среде подготовки специалиста в университете / Электротехнические системы и комплексы. 2015. № 1 (26). С. 43-47.
11. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей / / Дефектология. — 1995. — № 1.
12. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехина // Под общ. ред. Н.Я. Семаго. — М.: МГППУ 2012. — 80 с.
13. Петеляк В.Е., Новикова Т.Б., Масленникова О.Е., Махмутова М.В., Агдавлетова А.М. Data Flow Diagramming: особенности построения моделей описания управления потоками данных в организационных системах / В.Е. Петеляк, Т.Б. Новикова, О.Е. Масленникова, М.В. Махмутова, А.М. Агдавлетова. — Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. — с. 323-327
14. Требования к выпускной квалификационной работе студентов специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)» (методические рекомендации) /Назарова О.Б., Масленникова О.Е.,Махмутова М.В., Белоусова И.Д., Давлеткиреева Л.З., Попова И.В., Новикова Т.Б., Удотов А.С.//Международный журнал экспериментального образования, 2010. -№ 3. -С. 13-14.
15. Губина, Т.Н. Опыт использования свободного программного обеспечения в сфере образовательных услуг [Текст] / Андропова Е.В., Губина Т.Н., Губин М.А. / / Педагогическая информатика. — № 1. — 2009.
16. Андропова Е.В. Внедрение свободного программного обеспечения на региональном уровне // Педагогическая информатика. - 2010. - № 1. - С.67-72.