Агдавлетова А.М.1, Белоусова И.Д.2
гФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск, ст. преподаватель кафедры прикладной информатики института энергетики и
автоматизированных систем, [email protected]
2ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск, к.п.н., доцент кафедры прикладной информатики института энергетики и автоматизированных систем, [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Инновации, педагогические технологии, информационно-коммуникационные технологии, государственные образовательные стандарты.
АННОТАЦИЯ
В статье обсуждается значимость применения инновационных технологий при внедрении государственных образовательных стандартов. Рассматриваются виды инновационных технологий, значение инноваций в системе образования.
В настоящее время уклад жизни предъявляет студенту определенные требования — это высокое качество образования, конкурентоспособность, коммуникабельность, умение ориентироваться в потоке информации.
В настоящий момент времени образование в России перешло на Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения нацелены на повышение качества образования, призваны обеспечить единство образовательного пространства Российской Федерации и преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования [22].
Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
В ФГОС третьего поколения основными результатами обучения является формирование универсальных способов, действий, умений. Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и условия обучения. Актуальным вопросом являются то, каким должно быть занятие и какие педагогические технологии при этом применимы.
Под педагогической технологией понимают специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе психолого-педагогических установок. Одной из самых интересных педагогических технологий в современном образовании является инновационная.
Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого образовательного учреждения. Инновационная деятельность создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников [15].
Инновации в системе образования связаны с внесением изменений: • в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему
• управления;
• в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;
• в систему контроля и оценки уровня образования;
• в систему финансирования;
• в учебно-методическое обеспечение;
• в систему воспитательной работы;
• в учебный план и учебные программы;
• в деятельность учащегося и преподавателя [6].
В стандарте нового поколения содержание образования детально и подробно не прописано, но четко обозначены требования к его результатам, не только предметным, но и метапредметным, и личностным. И теперь задача системы образования — делать все возможное для достижения обозначенных результатов: разрабатывать новые образовательные программы, программы по предметам, применять эффективные образовательные технологии, совершенствовать условия, в которых учатся дети [8,9,12].
Нововведения или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому становятся предметом изучения, анализа, внедрения. Инновация педагогическая — нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Педагогические инновации — это:
a) целенаправленные изменения, вносящие в образовательную среду новшества, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом;
b) процесс освоения новшества (новые средства, методы, технологии, программы, и т.д.);
c) поиск новых методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и творческое переосмысление.
Внедрение инновационных педагогических технологий является требованием современного Федерального государственного образовательного стандарта. Основная цель образования — это не только накопление учащимся определенных знаний, но и подготовка учащегося как самостоятельного субъекта образовательной деятельности.
Переход на новые образовательные стандарты предполагает изменение роли педагога. В данный момент современная педагогика рассматривает преподавателя как менеджера, управляющего активной развивающей деятельностью учащихся. Это сложнее, чем в традиционном обучении, и требует от педагога более высокого уровня профессионально — педагогической подготовки, компетентности и мастерства. В такой ситуации преподаватель должен владеть различными инструментами организации учебного процесса. [2, 3,4]
Инновационный подход к образованию позволяет сформировать самостоятельную, творческую личность готовую к жизни в условиях динамично меняющегося современного мира. К инновационным технологиям обучения относят интерактивное обучение, технологию проектного обучения и компьютерные технологии [6,15].
Рассмотрим более подробно интерактивную технологию обучения.
Система образования ведет к смене приоритетов в деятельности преподавателя: не научить, а создать условия для самостоятельной работы студентов. Поэтому информационные технологии стали ведущим компонентом учебного занятия [13].
В данный момент времени существует большое количество различных программных средств для создания всевозможных компьютерных презентаций, различных игровых заданий, для применения других ресурсов и возможностей Интернета — все это является критерием эффективности образования.
В современных образовательных учреждениях используют различные педагогические инновации. К инновационным технологиям обучения можно отнести: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии [5,7,11,18,19].
Интерактивная модель своей целью ставит организацию оптимальных условий обучения, при которых все учащиеся активно взаимодействуют между собой. В интерактивной модели обучения у учащегося нет возможности остаться в стороне. К интерактивным методам обучения относится групповая дискуссия. В современной системе образования существует множество разнообразных вариантов организации дискуссии, так как она активно разрабатывается не только как технология обучения, но и как способ осуществления коллективной творческой деятельности
обучающихся. Многообразие видов дискуссии определяется многообразием целей, содержанием, организуемой с ее помощью деятельности, количеством участников. Так, кроме дискуссий, организуемых в виде обсуждения проблемы небольшой группой, существуют такие, которые обеспечивают эффективное проведение дискуссии в достаточно многочисленной группе путем ее разделения на малые группы и организации обсуждения в них, а затем — мониторинга результатов деятельности малых групп [11,14].
Технология интерактивного обучения ставит цель организовать комфортные условия обучения, при которых все учащиеся активно участвуют в учебном процессе, взаимодействуя между собой. При работе с интерактивными технологиями активная деятельность преподавателя заменяется на активную деятельность обучаемого, а задача педагога — создать условия для инициативы.
Интерактивные формы обучения способствуют:
• пробуждению у обучающихся интереса к дисциплине;
• эффективному усвоению учебного материала;
• самостоятельному поиску обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
• формированию умения организовывать собственную деятельность;
• формированию у обучающихся собственного мнения и отношения;
• установлению взаимодействия между обучающимися, обучению работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова;
• формированию жизненных и профессиональных навыков.
Недостаток использования данной технологии заключается в умении преподавателя организовать работу студентов и приучить к активной работе.
«Мозговой штурм» — это один из наиболее известных методов поиска оригинальных решений различных задач. Отличительной особенностью этого метода является запрет критики на этапе выдвижения идей. Такая организация работы позволяет вовлечь в дискуссию наименее уверенных в себе учащихся, обеспечить развитие творческого потенциала каждой отдельно взятой личности.
Практика использования метода показывает, что учащиеся предлагают оригинальные и интересные варианты решения поставленных задач.
Подводя итог, можно сказать, что интерактивные формы и методы способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала; выступают в качестве основного условия самореализации личности учащихся в учебной деятельности.
Целью проектного обучения является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают знания из различных источников; учатся пользоваться полученными знаниями для решения поставленных задач; развивают исследовательские умения [21].
Проектное обучение может рассматриваться как вариант учебного занятия. Такой вид обучения следует использовать как дополнение к другим видам обучения. При работе с данной технологией меняются роли участников педагогического процесса: педагог — руководитель, консультант, а студент исполняет роль активного участника проекта [13].
Проектная технология становится основой исследовательских навыков компетенций. Они проявляются в готовности к общению, к совместному анализу, к конструктивной критике, к готовности корректировать способы действия, искать новые подходы к решению задачи. Такие личностные качества, как ответственность, самостоятельность, становятся доминантными во всей учебной деятельности и поведении учащихся. Таким образом, образовательное влияние проекта неоспоримо, как и то, что в процессе проектной деятельности формируются качества личности, необходимые для жизни, для успешности в будущей профессии.
Внедрение информационных технологий в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе.
Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и информационных технологий.
Компьютерные технологии обучения — это процесс сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемого посредством компьютера.
Существует огромное число готовых продуктов, которые могут быть использованы преподавателем при проведении учебных занятий с применением компьютерных технологий. Такие занятия позволяют повысить мотивацию в изучении предмета, активизировать познавательную деятельность. Главным помощником на занятиях является компьютер. Позволяет каждому работать самостоятельно. Наиболее популярны на занятиях компьютерные презентации учебных тем. Занятия с применением мультимедиа-технологий интересны студентам. При помощи компьютерных технологий осуществляется контроль знаний и умений. Современное занятие сложно провести без использования таких технологий [17,20].
Структура современного учебного занятия должна быть динамичной, с применением различных приемов, методов. Использование инновационных технологий позволяют решить множество проблем, раскрыть неограниченные возможности для повышения качества знаний учащихся. Использование таких технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетенции преподавателя.
Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет:
• развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
• усилить мотивацию учения;
• сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;
• активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
• качественно изменить контроль за деятельностью учащихся;
• приобщение школьника к достижениям информационного общества.
Для этого компьютеры в образовании должны перестать быть только инструментом для преподавания курса информатики, но стать эффективным средством управления и развития всего учебно-воспитательного процесса.
Необходимо применять все возможности компьютера, в том числе:
• компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы;
• мощные информационные базы данных по отраслям знаний;
• средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д.
• электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.
• Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс предполагает использование компьютеров на всех стадиях педагогического процесса:
• при изучении нового материала;
• в процессе закрепления дома или на уроке учебного материала в процессе
• интерактивного взаимодействия с компьютером;
• в ходе повторения и обобщения усвоенных знаний (навыков, умений);
• с целью самоконтроля, а также промежуточного и итогового контроля достигнутых результатов обучения;
• в процессе коррекции результатов обучения, если эти результаты не удовлетворяют ученика, родителей или учителя.
Таким образом, можно сказать, что появление понятия «информационная образовательная технология» связано с появлением и широким внедрением компьютеров в образовании.
Информационные технологии [1,10] подразумевают: программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, имитационное обучение, демонстрация. Эти методы применяются в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций, а также от возможностей учебного заведения и компьютерной грамотности учителя.
Использование интерактивных компьютерных технологий открывает большие возможности, которые со временем будут только расширяться — это:
• получение любой информации, быстро и в необходимом объеме;
• составление собственных лекций, методических пособий, экспериментов и т.д.;
• наглядная иллюстрация текстов, формул, уравнений реакций, фотографий при изучении нового материала;
• демонстрирование анимационных экспериментов и химических явлений;
• иллюстрация методики решения сложных задач;
• проведение компьютерных экспериментов и виртуальных лабораторных работ;
• контроль уровня знаний учащихся по методике дифференцированного обучения;
• организация проектной и исследовательской деятельности учащихся;
• осуществление текущего и итогового контроля знаний учащихся.
Применение компьютерных технологий в образовании способствует формированию и развитию у учащихся определенных компетенций, в первую очередь: информационных и коммуникативных [20].
Информационные компетенции включают умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудиовидеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет).
Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности учащегося по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Коммуникативные компетенции включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Использование компьютерных технологий дало возможность:
• индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала;
• осуществлять тренировку в процессе усвоения учебного материала и самоподготовку учащихся;
• визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране данного процесса, зачастую скрытого в реальном мире;
• проводить лабораторные работы в условиях имитации в компьютерной программе реальных экспериментов;
• организовать управление учебной деятельностью и контроль за результатами усвоения учебного материала.
Одним из стратегических направлений в образовании является инновационная деятельность образовательного учреждения. Это связано с тем, что сегодня усилия педагогического коллектива каждого образовательного учреждения направлены на поиски путей и механизмов постоянного обновления, повышения эффективности деятельности и улучшения качества образования и воспитания.
Ключевой идеей инновационного подхода является поиск новых путей организации образовательной деятельности, в основе которой должен быть принцип организации учебно-воспитательного процесса, позволяющий достигать качества и эффективности образования за счет активизации познавательной активности студента, развития его личностных качеств и индивидуальных способностей, за счет мотивации к самообразованию.
Инновационное развитие образования — один из приоритетов государственной политики в России. В последнее время инновации в образовании приобретают все более системный и масштабный характер. Реализуя комплексный проект модернизации и все новшества, не только достаточно существенно меняют сами организационные основы системы образования с целью повышения ее общедоступности и достижения современного качества, но и, с неизбежностью, сопровождаются теми или иными инновационными рисками [8].
Проводимые реформы образования в настоящее время, направленные на повышение эффективности обучения, предъявляют новые требования к организации работы образовательных учреждений. Применение инновационных подходов к воспитательному и образовательному процессу является важным условием совершенствования системы образования.
Применяя образовательные технологии, можно совершенствовать деятельность по воспитанию и обучению студентов и добиваться более высоких результатов в работе. Без нововведений, без применения новых методов и подходов невозможно качественное развитие. Центральным звеном образовательной системы является педагог. Он совершенствует свои методы работы со студентами, применяет новые разработки в процессе воспитания и обучения, совершенствует приемы преподнесения того или иного образовательного материала.
Федеральный государственный образовательный стандарт вводится с целью получения качественно новых результатов образования. Выпускник представляется компетентным гражданином России, способным к принятию самостоятельных решений и ответственности за свое поведение и деятельность.
Такие результаты возможны при внедрении инновационных педагогических технологий. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Образование рассматривается как системообразующий ресурс социально-экономического, политического развития государства, социально-культурной модернизации российского гражданского общества.
Внедрение инновационных педагогических технологий раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.
Литература
1. Агдавлетова А.М. О методике преподавания дисциплины "Информационные системы и технологии" // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/03/8954 (дата обращения: 05.04.2015).
2. Белоусова И.Д. К вопросу о формировании требований к результатам обучения ИТ-специалистов в системе непрерывного профессионального образования / Л.В. Курзаева, И.Г. Овчинникова, И.Д. Белоусова // Современные проблемы науки и образования. -2013. - № 4. — С. 174.
3. Белоусова И.Д. Особенности информационно-технологического обеспечения вуза / И.Д. Белоусова // Новые информационные технологии в образовании Материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, 2014. С. 299-302.
4. Белоусова И.Д. Профессиональные стандарты в сфере обучения ИТ-специалистов // Современное: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 марта 2015 г.: в 16 частях.
— Тамбов, 2015. — С. 20-21.
5. Гаврилова И.В., Новикова Т.Б., Назарова О.Б., Петеляк В.Е., Агдавлетова А.М. Совершенствование методов построения причинно-следственных диаграмм для решения задач управления в организационных системах / И.В. Гаврилова, Т.Б. Новикова, О.Б. Назарова, В.Е. Петеляк, А.М. Агдавлетова. — Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. — с. 247-251
6. Давлеткиреева Л.З., Махмутова М.В. Инновационная модель подготовки ИТ-специалиста в образовательной среде вуза / Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2012. № 8. С. 118-128.
7. Давлеткиреева Л.З., Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Лактионова Ю.С., Подкользина Л.В. Управление технологической архитектурой организации на основе усовершенствованного метода EnterpriseArchitecturePlanning / Л.З. Давлеткиреева, Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, Ю.С. Лактионова, Л.В. Подкользина. — Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. — с. 252-256
8. Курзаева Л.В. Инструменты сопряжения требований системы профессионального образования и рынка труда к конкурентоспособности ИТ-специалиста/Л.В. Курзаева//П Всероссийская научно-практическая конференция "Информационные технологии в образовании XXI века (ИТО-XXI)": сборник научных трудов. Т1 -М.: НИЯУ "МИФИ", 2012. -с. 37 -40.
9. Курзаева Л.В. К вопросу о разработке рамки квалификаций и профессиональных стандартов в интегративных средах (на примере информатики и образования)/Л.В. Курзаева, И.Г. Овчинникова, Т.В. Захарова Т.В.//Гуманитарные и социальные науки. 2012. -№ 4; URL: http://www.hses-online.ru/2012/04/13_00_08/24.pdf
10. Курзаева Л.В. Международный опыт управления качеством образования на основе рамочных структур/Л.В. Курзаева, И.Г Овчинникова// «Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории»: материалы VI международной заочной научно-практической конференции. Часть II (17 октября 2012 г.) -Москва: Изд. «Международный центр науки и образования», 2012 -с. 51 -56
11. Курзаева Л.В., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З., Назарова О.Б., Белоусова И.Д. Совершенствование методики построения моделей событийно-управляемого процесса для постановки задач управления в социальных и экономических системах / Л.В. Курзаева, Т.Б. Новикова, Л.З. Давлеткиреева, О.Б. Назарова, И.Д. Белоусова. — Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. — с. 297-302
12. Курзаева Л.В., Овчинникова И.Г, Самарокова И.В. Методико-технологические аспекты создания рамки квалификаций для системы профессионального образования//Современные проблемы науки и образования. -2013. -№ 3; URL: www.science-education.ru/109-9255.
13. Лактионова Ю.С. Реализация в образовательном процессе учебно-дидактических комплексов развивающего обучения информатике // Мир науки, культуры, образования. 2010. №2. С. 163-165.
14. Масленникова, О.Е. Анализ современного состояния исследований по проблеме разработки региональной модели индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров /О.Е. Масленникова // Современные информационные технологии и ИТ-образование: сб. избранных трудов IX Международн. науч.-практич. конф./ под ред. Проф. В.А. Сухомлина.- М.: ИНТУИТ.РУ 2014. — 957 с. — 978-5-9556-0165-6. — С. 639-651.
— Библиограф.
15. Махмутова М.В., Давлеткиреева Л.З. Инновационный подход к технологии подготовки ИТ-специалиста в университете / Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2013. № 2. С. 103-116.
16. Назарова О.Б., Масленникова О.Е. Роль и место проектной работы студентов в их профессиональном становлении/
О.Б. Назарова, О.Е. Масленникова//Новые информационные технологии в образовании: Материалы VIIМеждународ. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 10-13 марта 2015 г.). Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос.гос.проф..-пед.ун-т», 2015. — С. 470-475. — Библиограф. с. 475.
17. Назарова, О.Б., Давлеткиреева, Л.З., Малахова, И.В. Аудит информационной инфраструктуры компании и разработка ИТ-стратегии [Текст]: монография / О.Б. Назарова, Л.З. Давлеткиреева, И.В. Малахова. — Магнитогорск. — Изд-во Магнитогорск.гос. ун-та, 2012. — 224 с. Библиогр.: с. 181-188.- 1000 экз. — ISBN 978-586781-967-5
18. Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Петеляк В.Е., Масленникова О.Е., Белоусова И.Д. Описание управления бизнес-процессами предприятия на основе методологии IDEF0: трудности разработки, рекомендации по совершенствованию построения диаграмм / Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, В.Е. Петеляк, О.Е. Масленникова, И.Д. Белоусова. — Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. — с. 318-322
19. Петеляк В.Е., Новикова Т.Б., Масленникова О.Е., Махмутова М.В., Агдавлетова А.М. Data Flow Diagramming: особенности построения моделей описания управления потоками данных в организационных системах / В.Е. Петеляк, Т.Б. Новикова, О.Е. Масленникова, М.В. Махмутова, А.М. Агдавлетова. — Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. — с. 323-327
20. Попова И.В. Исследовательская подготовка будущих специалистов по информационным технологиям в университете. Магнитогорск: МаГУ 2008. — 144 с. ISBN 978-5-86781-541-7
21. Требования к выпускной квалификационной работе студентов специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)» (методические рекомендации) /Назарова О.Б., Масленникова О.Е., Махмутова М.В., Белоусова И.Д., Давлеткиреева Л.З., Попова И.В., Новикова Т.Б., Удотов А.С.//Международный журнал экспериментального образования, 2010. -№ 3. -С. 13-14.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт №783 от 22/12/2009г. http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m783.html.
23. Губина Т.Н., Зубарева Е.В. Общие критерии отбора предметного содержания заданий по дисциплине «Информационные технологии в образовании» // Педагогическая информатика. — 2014. — № 1. — С. 51-59. (0,5 п.л.)
24. Губина Т.Н., Зубарева Е.В. Критерии отбора и построения предметного содержания дисциплины «Информационные технологии в образовании» // Педагогическая информатика. — 2014. — № 2. — С. 113-119.