Давлеткиреева Л.З.1, Новикова Т.Б.2
ХФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск, канд. пед. наук, доц. кафедры прикладной информатики
Института ЭиАС, [email protected]
2ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск, канд. пед. наук, доц. кафедры прикладной информатики
Института ЭиАС, tglushenko [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА» НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Имидж, прикладная информатика, образовательное учреждение, PR-технологии, новые информационные технологии, имиджевая информация, студент, PR-сотрудник, корпоративная инфраструктура
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрена актуальность и результаты исследования формирования имиджа направления подготовки «Прикладная информатика» и образовательного учреждения в целом на основе развития корпоративной инфраструктуры.
Динамичные изменения в жизни современного общества, произошедшие под влиянием социально-экономических факторов, свидетельствуют о том, что в настоящее время проблемы репутации, общественного мнения о конкретной организации и, следовательно, формирование и управление ее привлекательным образом получают все более широкий резонанс в сфере образования, в средствах массовой информации, на уровне межличностного общения сотрудников образовательного учреждения (ОУ), студентов и их родителей. [1] Формирование положительного имиджа ОУ и его поддержание влияет не только на усиление конкурентоспособности и перспективности ОУ, но и в целом позволяет свидетельствовать об уровне развития образования в регионе и стране, что в значительной мере сказывается на имидже российского образования. И, следовательно, положительное формирование имиджа ОУ непосредственно влияет и на выбор потенциальными студентами направлений подготовки. [2]
На сегодняшний день активно применяются различные PR-технологии, способствующие установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между ОУ и обществом. Прогрессивное развитие рынка в сфере информационных технологий стремительно привносит ноу-хау средства в существующие PR-технологии, предоставляя образовательному учреждению возможность выйти на более высокий и качественный уровень по формированию своего имиджа и имиджа образовательный услуг, используя широкий спектр новых информационных технологий (НИТ). [3] С помощью НИТ имиджевая информация создается на более профессиональном уровне с применением графики, звука, анимации, видеоизображений и других возможностей различных программных средств и НИТ, направленных на её позитивное психологическое восприятие в массовом сознании людей, а также распространение среди общественности в сети Интернет, расширяя круг потенциальных потребителей образовательных услуг. [4]
Создание позитивного имиджа образовательного учреждения в первую очередь возложено на его персонал, особенно на PR-сотрудника. Но проблема состоит в том, что данного сотрудника можно обучить владению НИТ для формирования имиджа ОУ и направления подготовки ИТ-специалиста в частности, но в большинстве случаев корпоративная инфраструктура (КИ) вуза не всегда предоставляет возможности пользоваться всеми сервисами для пиара, т.к. специфика учебного заведения вносит свои коррективы в процесс организации и управления. [5]
Учебный процесс и подготовка ИТ-специалиста строится и зависит от обеспечивающей ее ИТ-инфраструктуры. Широкий выбор готовых информационных решений, огромное разнообразие средств и методов разработки информационных систем, динамично меняющийся рынок услуг
резко усложняют задачу выбора путей и методов автоматизации ОУ Как однозначно говорит опыт, ошибки и просчеты, допущенные при формировании подхода к автоматизации, имеют далеко идущие и труднопредсказуемые последствия. [6] Именно поэтому остро необходима методологическая основа ИТ-управления. ОУ нуждается в решении задач управления на качественно новом уровне. Этот уровень могут обеспечить современные методологии и стандарты в области ИТ Если говорить о создании и развитии соответствующей ИТ-инфраструктуры вуза, то наиболее известными являются: ITIL (Information Technology Infrastructure Library), COBIT (Control Objectives for Information and related Technology), ISO 20000. [7, 21, 22, 23]
С помощью развитой корпоративной инфраструктуры (КИ) имиджевая информация создается на более профессиональном уровне с применением графики, звука, анимации, видеоизображений и других возможностей различных программных средств и НИТ. Управление инфраструктурой организаций сферы образовательных услуг — процесс сложный и комплексный. [8] На протяжении длительного периода времени данному вопросу не уделялось должного внимания, что актуализирует задачи совершенствования управления инфраструктурой организаций сферы образовательных услуг, обоснования подходов, инструментов и методов поддержания в постоянной готовности всех подсистем обеспечения жизнедеятельности организации и проведения необходимых преобразований. [9, 24. 25, 26]
Проведенный анализ научной литературы показал, что к настоящему времени накоплен определенный объем знаний, необходимый для постановки и решения рассматриваемой проблемы. Так, общетеоретические аспекты раскрываются в исследованиях О.А. Абдуллиной, А.А. Вербицкого, Ф.Н. Гоноболина, Л.В. Даринского, С.Б. Елканова, В.И. Загвязинского, И.Ф. Исаева, Т.К. Клименко, Н.В. Кузьминой, Л.Н. Куликовой, Б.Т. Лихачева, И.П. Селезневой, Ю.В. Сенько, В.А. Сластенина, Л.Ф. Спирина, Е.Н. Шиянова, А.И. Щербакова и др. [10. 27, 28. 29]
В результате научных изысканий зарубежных (П. Берд, Ф. Буари, С. Блэк, Л. Браун, К. Боулдинг, Д. Бурстин, К. Спенсер, Б. Сэм, Э. Сэмпсон, Дж. Честара, Дж. Ягер и др.) и отечественных (Е.Н. Богданов, Э.А. Галумов, А.В. Гармонова, Г.Г. Поченцов, Е.Б. Перелыгина, А.Ю. Панасюк, И.А. Федоров, А.П. Федоркина, В.М. Шепель и др.) ученых сегодня активно развивается новая наука — имиджелогия, в рамках которой рассматриваются вопросы сущности и содержания различных видов имиджа (имиджа руководителя, имиджа личности, имиджа политика, корпоративного имиджа, профессионального имиджа и т.д.), закономерности, принципы и механизмы его возникновения и формирования. Для нас принципиальное значение имели работы, в которых рассматриваются: [11, 12, 13, 14]
1) имидж образовательного учреждения (Е.А. Александров, Е.И. Зуева, Е.А. Измайлова, Н.А. Кадочников, Е.Б. Карпов, Р.В. Козьякова, И.Р. Лазаренко, П.С. Лернер, В.М. Лизинский, Е.А. Петров, М.С. Пискунов, Т.Н. Пискунова, В.Л. Раковских, А.А. Родионов, М.В. Томилова, А.В. Щербаков и др.);
2) имидж организации (Д.А. Горбаткина, И.Ю. Никольская, Е.А. Ободкова, Е.А. Петров, В.М. Шепель и др.);
3) имидж преподавателя (ТА. Бусыгина, М.Р. Варданян, А.А. Деркач, М.А. Дегтярёва, И.П. Казаченко, О.А. Куревина, А.А. Калюжный, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.В. Павленко, О.И. Попова, А.А. Реан и др.);
4) имидж руководителя образовательного учреждения (Л. Малыхина, Е. Медреш, В. Метаева, В. Паутов, Л. Перминова, Е. Руднев и др.);
5) теоретические аспекты формирования имиджа (зарубежные ученые: С. Ван-Райл, Дж. Грегори, Дж. Даттон, Г. Даулинг, Б. Джи, Ф. Котлер, Р. Кристиан, Ч. Фомбрун, А. Эллвуд; отечественные: И.В. Алешина, А.А. Калюжный, Т.Е. Климова, А.А. Крупанин, В.П. Попков, Г.Г. Почепцов, А.П. Ситников, Г. Л. Тульчинский и др.);
6) подготовка студентов к использованию новых информационных технологий в профессиональной деятельности (А.А. Абдукадыров, М.И. Жалдак, А.Ю. Кравцова, И.В. Марусева,
C.А. Удалов и др.);
7) психолого-педагогические особенности использования новых информационных технологий в учебном процессе (А.Г. Гейн, А.П. Ершов, М.П. Лапчик, В.М. Монахов, A. Dillon, R. Gagne,
D. Jonassen и др.);
8) совершенствование образовательного процесса в вузе с использованием новых информационных технологий (А.В. Андреев, Я.А. Ваграменко, А.Г. Гейн, Б.С. Гершунский, Л.И. Долинер, М.П. Лапчик, Д.Ш. Матрос, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, И.В. Роберт, Э.Г. Скибицкий и др.);
9) особенности обучения информатике и информационным технологиям в вузе (Е.В. Баранова, Ю.С. Брановский, Л.И. Долинер, Э.И. Кузнецов, А.В. Могилев, Н.И. Пак и др.).
Исследование различных аспектов образовательных услуг в целом и ее элементов в отдельности представлено в трудах: Д. Аншауэра, Д. Белла, Г. Беккера, Дж. Гэлбрейта, Ф. Котлера, Р. Коуза, Д. Лавлока, К. Ланкастера Т. Левигга, Дж. Нейсбита, Дж. Нофштеда, Дж. Стинглера, Д. Чейза, а также отечественных авторов — Л. Ерохиной, В. Карнауховой, В. Куценко, В. Марковой, В. Федорцова. [15, 16, 17, 18. 19, 20]
Исследованию вопросов, связанных с изучением сущности, содержания и значения сферы образовательных услуг в социально-экономическом пространстве современной России, посвящены работы отечественных ученых И.Г. Акперова, Х.Р. Блягоза, Г.Г. Вукович, A.A. Ермоленко, Л.И. Задорожной, В.Ф. Лазовского, ТА. Овсянниковой, А.П. Панкрухина, E.H. Попова, Е.И. Скрипака, В.П. Щетина и др.
Концептуальные проблемы развития ИТ-инфраструктуры нашли отражение в работах ряда российских ученых: Л.И. Абалкина, С.А. Анесянца, А.И. Белевича, С.И. Берлина, В.Г. Варнавского, В.А. Жаминина, Ю.А. Жаравиной, Л.В. Залуниной, Л.Д. Каминой, В.Н. Лившица, Н.В. Мордовченкова, С.С. Носовой, Н.И. Ригина, B.C. Самсонова, С.И. Тюльпанова, Т.С. Хачатурова, С.И. Яковлевой и др.
Проблемы управления ИТ-инфраструктурой организации рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых Б. Аткина, Р. Брауна, В. Вреннала, В.Э. Гордина, Д. Коттса, Б. Левиса, A.M. Лялина, В. Макгрегора, М.Л. Разу, A.B. Талонова, В.П. Часовских и др.
Несмотря на то, что в теоретических исследованиях имеется ряд интересных наработок, а большинство научных публикаций по исследуемой проблематике содержит лишь аспектное рассмотрение проблем функционирования и развития инфраструктуры и формирования имиджа направления подготовки «Прикладная информатика» и ОУ в целом, мы вынуждены констатировать, что рассматриваемая проблема пока не стала предметом специального исследования. Данная проблема направлена, с одной стороны, на подготовку специалистов по применению PR-технологий в формировании имиджа направления «Прикладная информатика» ОУ с другой — на повышение уровня зрелости КИ. [30, 31, 32]
Эффективный пиар образовательного учреждения, образовательных услуг — залог успешности любого вуза! Потенциальные студенты и их родители всегда стоят перед выбором будущей профессии. Создание соответствующей современным вызовам инфраструктуры для информационно-технологического обеспечения российского образования и науки является важнейшим приоритетом. Образовательный процесс, включая научные разработки в сфере высоких технологий, как и большинство инновационных исследовательских проектов, требуют соответствующего инструментария и современной инфраструктуры, которые позволят не только приблизиться к мировым стандартам в фундаментальных и прикладных исследованиях, но и сработать на опережение. [33, 34, 35]
Прикладная информатика — это инновационное, высокотехнологичное, наукоемкое и необычное направление, которое объединяет собственно самые последние достижения в области информационных технологий и те области, в которых можно применить компьютерные знания: экономика, менеджмент, нефтяная и металлургическая промышленность, дизайн, юриспруденция, медицина, образование, государственное и муниципальное управление, политология, психология, социология и многое другое. Это профессия настоящего и будущего!
Выпускник прикладной информатики не только может выбрать разные направления деятельности, но и свободен в выборе места работы и жительства. Отличительными особенностями «айтишника» направления «Прикладная информатика» заключается в том, что по окончании вуза, выпускник сможет реализовать себя в абсолютно любой сфере, где применяются ИТ. Значит возможности трудоустройства — безграничны. Пиар направления и ОУ в целом повысит не только рейтинг вуза в системе Webometrics, но и предоставит возможность будущим студентам правильно и грамотно определиться в выборе будущей профессии, связанной с ИТ
В условиях стремительно растущего глобального спроса на высшее образование возрастает актуальность рейтингов университетов мира, результаты которых не только позволяют оценить качество высшего образования, но и влияют на него в глобальном масштабе. Признание учебного заведения на международном уровне приобретает все большее значение для вузов всего мира, для их конкуренции на рынке услуг высшего образования. Рейтинг Webometrics и прозрачность результатов, публикуемых дважды в год, способствуют развитию сетевой активности большого количества вузов и позволяют судить о системе высшего образования не только по вузам-лидерам, но и по всей совокупности составляющих ее университетов. Формирование имиджа направления подготовки «Прикладная информатика» позволят
пользователям, несомненно, повысить свой статус в рейтинге, так как результаты могут быть адаптированы не только в целях данного направления, а к образовательным услугам в целом и, соответственно, на рейтинг вуза. Развитие корпоративной инфраструктуры любого вуза, и правильное применение средств НИТ — залог успеха и продвижения на конкурентоспособном рынке услуг в сфере образования. Данная проблема рассмотрена в рамках гранта РГНФ, «изюминкой» которого также является подробное описание всех НИТ с детальным рассмотрением всего программного обеспечения и содержания ресурсов, например: сайта, социальных сетей, гильдия выпускников, seo оптимизация и др. А уникальность — в многолетнем опыте развития корпоративной инфраструктуры вуза с огромными накопленными наработками с реальными примерами, а также в написании учебных пособий, монографий и диссертаций по данной тематике. А в рамках будущей программы развития IT-технологий в России, про которую Владимир Путин заявил во время встречи с участниками молодежного форума «Территория смыслов в Клязьме» в рамках смены «Молодые учёные и преподаватели в области IT-технологий», исследования проекта приобретают большую популярность и спрос.
Однако стоит отметить, что возможности результатов исследования — безграничны! Специалист по прикладной информатике — это профессионал «ДВА В ОДНОМ», который может трудоустроиться в абсолютно любую сферу деятельности по всему миру: экономика, менеджмент, нефтяная и металлургическая промышленность, дизайн, юриспруденция, медицина, образование, государственное и муниципальное управление, политология, психология, социология и многое другое. Так, например, компания SIKE, системный интегратор, разработчик информационных и обучающих систем, постоянно нуждается в специалистах направления «Прикладная информатика». Студенты кафедры "Прикладная информатика" МГТУ пользуются большим спросом в данной компании и не только, что обеспечивает гарантию трудоустройства выпускников. Результаты исследования активно используются для апробации с партнерами образовательного учреждения (ОУ).
ИТ-сфера, на сегодняшний день, нуждается в ИТ-специалистах направления «Прикладная информатика», т.к. это «универсальный айтишник», область профессиональной деятельности которого безгранична. Изюминкой исследования в рамках гранта РГНФ является и то, что:
• разработанные рекомендации, монография, статьи (ВАК, РИНЦ, Скопус), свидетельство о регистрации по формированию имиджа направления «Прикладная информатика» и ОУ в целом могут применяться и для других вузов, ИТ-компаний;
• развитие корпоративной инфраструктуры и потенциал её использования — это главная проблема сегодняшних вузов. В работе подробно рассмотрены особенности ИТ-инфраструктуры университета; разработаны рекомендации для развития ИТ-инфраструктуры на основе методологии ITIL и стандарта ISO 20000; проанализирован уровень зрелости ИТ-инфраструктуры и др.;
• результаты исследования могут применяться и не только в рамках образовательной деятельности, но и в других сферах, т.к. положительно сформированный бренд, имидж любого предприятия, организации или фирмы с использованием корпоративной инфраструктуры и НИТ — это гарантия успеха, конкурентоспособности, перспективности, продвижения товара и услуг.
На сегодняшний день, в рамках проводимого исследования проанализированы следующие аспекты:
• уточнены понятия «имидж образовательного учреждения», «имидж направления подготовки «Прикладная информатика» на основе развития корпоративной инфраструктуры», «использование НИТ в формировании имиджа ОУ», компоненты имиджа образовательного учреждения, имиджа направления подготовки «Прикладная информатика» на основе развития корпоративной инфраструктуры и их содержание;
• раскрыто содержание структуры готовности PR-сотрудника к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ и направления подготовки «Прикладная информатика» на основе развития корпоративной инфраструктуры, представленной как совокупность взаимосвязанных компонентов: мотивационного, когнитивного и деятельностного; установлена взаимосвязь между педагогическими условиями и динамикой готовности PR-сотрудника к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ и направления подготовки «Прикладная информатика»;
• разработаны: модель подготовки PR-сотрудника к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ и направления подготовки «Прикладная информатика», включающая
взаимосвязанные блоки: управления, педагогических условий, процессуального и результативного; научно-методическое обеспечение данного процесса, включающее методику реализации комплекса педагогических условий, дидактический и оценочно-критериальный инструментарий; модель для развития ИТ-инфраструктуры университета на основе процессного подхода;
• проанализирован уровень зрелости ИТ-инфраструктуры университета; разработан проект технического задания на модернизацию сайта основе процессного подхода;
• выявлены особенности корпоративной инфраструктуры университета и разработаны рекомендации для развития корпоративной инфраструктуры на основе методологии ITIL и стандарта ISO 20000;
• обоснована продуктивность решения проблемы использования НИТ в формировании имиджа направления подготовки «Прикладная информатика» на основе развития корпоративной инфраструктуры и имиджа ОУ с позиций системного, интегративного, контекстного и объектного подходов, что открывает возможность дальнейшего развития теории по использованию НИТ;
• дидактический инструментарий, включающий: программу спецкурса «Использование НИТ в формировании имиджа направления подготовки «Прикладная информатика» и ОУ», монография «НИТ в формировании имиджа направления подготовки «Прикладная информатика» на основе корпоративной инфраструктуры», дидактические материалы (программы семинарских и практических занятий, задания, упражнения);
• оценочно-критериальный инструментарий, позволяющий определять эффективность подготовки PR-специалиста к использованию НИТ в формировании имиджа направления подготовки «Прикладная информатика» и ОУ включающий критерии, показатели, диагностические материалы и методы математической статистики и др. Комплексность исследования состоит в анализе и детальном представлении картины
Российского образования по ИТ-специальностям, в частности направления подготовки «Прикладная информатика». Предполагается охватить и проанализировать все вузы страны на предмет специфических условий реализации корпоративной инфраструктуры образовательного учреждения и конкретного направления. Будет сделано аудиторское заключение об уровне зрелости корпоративной инфраструктуры конкретного вуза. Основной базой исследования служит Магнитогорский государственный технический университет и кафедра прикладной информатики Института энергетики и автоматизированных систем.
Публикация выполнена в рамках работы над проектом РГНФ № 13-06-00156 «Подготовка педагогических кадров к профилактике и противодействию идеологии киберэкстремизма среди молодежи».
Литература
1. Белоусова И.Д., Давлеткиреева Л.З., Использование компетентностного подхода при подготовке ИТ-специалистов, Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города (сборник статей). Под ред. Г.Н.Чусавитиной, Л.З. Давлеткиреевой. — Магнитогорск: МаГУ 2012. — 160 с. — С.4-14, Магнитогорск: МаГУ Магнитогорск, 2012 , 614- Русский
2. Гаврилова И.В., Новикова Т.Б., Назарова О.Б., Петеляк В.Е., Агдавлетова А.М. Совершенствование методов построения причинно-следственных диаграмм для решения задач управления в организационных системах / И.В. Гаврилова, Т.Б. Новикова, О.Б. Назарова, В.Е. Петеляк, А.М. Агдавлетова. — Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. — с. 247-251
3. Гиляжева Г.З., Давлеткиреева Л.З., Проведение аудита информационной инфраструктуры вуза на соответствие метрикам стандарта ITILv2, Москва, 2013
4. Глущенко Т.Б. Модель подготовки будущих учителей к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Глущенко. — Вестник Челябинского государственного педагогического университета. № 3. С. 54-61.
5. Глущенко Т.Б. Повышение профессиональной квалификации преподавателей как педагогическое условие подготовки будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Глущенко. — Научные труды SWorld. Т. 14. № 1. С. 77a-79.
6. Глущенко Т.Б. Структура и содержание готовности будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Глущенко. — Информатика и образование. № 2. С. 111-113.
7. Давлеткиреева Л.З. Информационно-предметная среда как средство профессиональной подготовки будущих специалистов в университете: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2006.
8. Давлеткиреева Л.З., Информационно-предметная среда подготовки ИТ-специалистов/Л.З. Давлеткиреева. — LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. — 240 с., Информационно-предметная среда подготовки ИТ-специалистов,
LAP LAMBERT Academic Publishing, Saarbrücken, 2012
9. Давлеткиреева Л.З., Компетентность преподавателей в разработке и наполнении информационно-предметной среды для подготовки ИТ-специалистов в университете, Всероссийская конференция «Инфор-мационные технологии в образовании XXI века» (с 24 по 26 октября 2011 го-да). Сборник научных трудов. — М.:НИЯУ МИФИ, 2011. — 504 с.— С. 134- 138. ISBN 978-5-7262-1572-3 , 2011
10. Давлеткиреева Л.З., Махмутова М.В., Инновационная модель подготовки ИТ-специалиста в образовательной среде вуза, Современные информационные технологии и ИТ-образование. Сборник избранных трудов VII Международной научно-практической конференции. Под ред.проф. В.А. Сухомлина. — М.: ИНТУИТ.РУ 2012. — 1050 с. — С. 118 — 129., Москва:ИНТУИТ.РУ Магнитогорск, 2012
11. Давлеткиреева Л.З., Махмутова М.В., Повышение эффективности подготовки ИТ-специалиста в университете, II Всероссийская научно-практическая конференция "Информационные технологии в образовании XXI века". Сборник научных трудов. Т.1. — М.: НИЯУ МИФИ. 2012 — 376 с., С. 61-65, М.: НИЯУ МИФИ. 2012, Магнитогорск, 2012 1, 6165
12. Давлеткиреева Л.З., Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Лактионова Ю.С., Подкользина Л.В. Управление технологической архитектурой организации на основе усовершенствованного метода Enterprise Architecture Planning / Л.З. Давлеткиреева, Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, Ю.С. Лактионова, Л.В. Подкользина. — Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. — с. 252-256
13. Кручинская В.С., Новикова Т.Б. Необходимость поддержки и модернизации сайта / В.С. Кручинская,Т.Б. Новикова. — Актуальные проблемы современной науки в 21 веке сборник материалов 6-й международной научно-практической конференции. Махачкала, 2014. С. 39-40.
14. Курзаева Л.В., Давлеткиреева Л.З., Методические аспекты развития конкурентоспособности будущих ИТ-специалистов в информационно-образовательной среде вуза, Современные информационные технологии и ИТ-образование [Электронный ресурс] / Сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции. Секция 9. Инновационные информационно-педагогические технологии в образовании / под ред. В.А. Сухомлина, МГУ Москва, 2012 2, 4859- Русский
15. Курзаева Л.В., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З., Назарова О.Б., Белоусова И.Д.. Совершенствование методики построения моделей событийно-управляемого процесса для постановки задач управления в социальных и экономических системах / Л.В. Курзаева, Т.Б. Новикова, Л.З. Давлеткиреева, О.Б. Назарова, И.Д. Белоусова. — Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. — с. 297-302
16. Лактионова Ю.С., Подкользина Л.В., Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Давлеткиреева Л.З., Управление технологической архитектурой организации на основе усовершенствованного метода Enterprise Architecture Planning, Фундаментальные исследования, Издательский Дом «Академия Естествознания», Москва, 2015 , — Русский
17. Назарова О.Б., Давлеткиреева Л.З. Мониторинг информационной инфраструктуры для уменьшения проблем и инцидентов ИКТ-насыщенной среды. — Москва, 2013 , — Русский
18. Назарова О.Б., Давлеткиреева Л.З., Корректировка индивидуальной траектории профессиональной подготовки ИТ-специалистов с применением компетентного подхода, Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России Петрозаводск, 2011 , 105118- Русский
19. Назарова О.Б., Масленникова О.Е., Актуальность проблемы развития компетенций по направлению «Прикладная информатика» с привлечением вендоров, Новые информационные технологии в образовании: материалы междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 13-16 марта 2012// ФГАОУ ВПО "Рос. гос. проф.-пед. ун-т". Екатеринбург, 2012. — 530 с. Екатеринбург, 2012 512514, — Русский
20. Назарова О.Б., Масленникова О.Е., Давлеткиреева Л.З., Новикова Т.Б. Modeling and factor analysis of efficient increase of bachelors and masters' training connected with applied informatics / О.Б. Назарова, О.Е. Масленникова, Л.З. Давлеткиреева, Т.Б. Новикова. — ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences: Asian Research Publishing Network (ARPN), Пакистан.
21. Назарова О.Б., Масленникова О.Е., Давлеткиреева Л.З., Новикова Т.Б. Modeling and factor analysis of efficient increase of bachelors and masters' training connected with applied informatics / О.Б. Назарова, О.Е. Масленникова, Л.З. Давлеткиреева, Т.Б. Новикова. — ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences: Asian Research Publishing Network (ARPN), Пакистан.
22. Назарова О.Б., Масленникова О.Е., Давлеткиреева Л.З., Формирование компетенций ИТ-специалиста в области информационных систем по образовательной программе «Прикладная информатика» с привлечением вендеров// Прикладная информатика. — 2013. — №2(44) — 146 с. — С.49-57., Журнал "Прикладная информатика", ООО «Синергия ПРЕСС», Москва, 2013, 44, 4957, 1- Русский
23. Назарова О.Б., Масленникова О.Е., Роль и место академических инициатив в процессе подготовки ИТ-специалиста по образовательной программе «Прикладная информатика», Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города (сборник статей). Под ред. Г.Н.Чусавитиной, Л.З. Давлеткиреевой. — Магнитогорск: МаГУ 2012. — 160 с. — С.112-125, Магнитогорск:МаГУ Магнитогорск, 2012
24. Новикова Т.Б., Сумароковская Е.Ф. ИТ-решения для государственных учреждений на примере отделения пропаганды / Т.Б. Новикова, Е.Ф. Сумароковская. — Современные тенденции развития науки и производства, Сборник материалов Международной научно-практической конференции : в 4-х томах. Западно-Сибирский научный центр, Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, Международный научно-образовательный центр КузГТУ-Arena Multimedia. Кемерово, 2014. С. 105.
25. Новикова Т.Б. Интернет-представительство в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Новикова. — Вестник компьютерных и информационных технологий. № 9. С. 49-51.
26. Новикова Т.Б. Подготовка будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2009
27. Новикова Т.Б. Подготовка будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Т.Б. Новикова. — Магнитогорский государственный университет, Магнитогорск
28. Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Петеляк В.Е., Масленникова О.Е., Белоусова И.Д. Описание управления бизнес-процессами предприятия на основе методологии IDEF0: трудности разработки, рекомендации по совершенствованию построения диаграмм / Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, В.Е. Петеляк, О.Е. Масленникова, И.Д. Белоусова. — Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. — с. 318-322
29. Новикова Т.Б., Назарова О.Б., Петеляк В.Е., Гаврилова И.В., Агдавлетова А.М., Совершенствование методов построения причинно-следственных диаграмм для решения задач управления в организационных системах, Фундаментальные исследования, Издательский Дом «Академия Естествознания», Москва, 2015
30. Новикова Т.Б., Новые информационные технологии в формировании имиджа образовательного учреждения. — Москва, 2015
31. Петеляк В.Е., Новикова Т.Б., Масленникова О.Е., Махмутова М.В., Агдавлетова А.М. Data Flow Diagramming: особенности построения моделей описания управления потоками данных в организационных системах / В.Е. Петеляк, Т.Б. Новикова, О.Е. Масленникова, М.В. Махмутова, А.М. Агдавлетова. — Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. — с. 323-327
32. Сафрина С.В., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З., Развитие технической инфраструктуры в сфере торговли спортивными товарами, Современные научные исследования и инновации, Международный научно-инновационный центр, Москва, 2013
33. Сильвестрова О.В., Новикова Т.Б. Автоматизация бизнес-процессов медицинского учреждения в рамках проекта «Электронная Россия» / О.В. Сильвестрова, Т.Б. Новикова. — Современные научные исследования и инновации. 2012. № 11 (19). С. 4.
34. Соколова А.А., Новикова Т.Б. Моделирование бизнес-процесса «Ипотечная сделка купли-продажи недвижимости» с использованием методологии ARIS / А.А. Соколова, Т.Б. Новикова. — Гуманитарные научные исследования. 015. № 4-3 (44). С. 149-155.
35. Чусавитина Г.Н., Давлеткиреева Л.З., Анализ и установление уровня зрелости информационной инфраструктуры организации для управления непрерывностью бизнеса, Современные информационные технологии и ИТ-образование. Сборник избранных трудов VII Международной научно-практической конференции. Под ред.проф. В.А. Сухомлина. — М.: ИНТУИТ.РУ 2012. — 1050 с. — С.529-545, Москва:ИНТУИТ.РУ Москва, 2012 , 529545- Русский.