Научная статья на тему 'Светодизайн как магистральное направление проектирования сигнальной одежды'

Светодизайн как магистральное направление проектирования сигнальной одежды Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
162
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИГНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА / SIGNAL CLOTHES / СВЕТОВОЗВРАЩАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ / REFLECTIVE MATERIALS / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / TRAFFIC SAFETY

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Шакирова Л. З., Миннебаева Р. Г., Хисамиева Л. Г.

Рассмотрена проблема использования световозвращающих материалов в проектировании сигнальной одежды как способа радикального улучшения сложившейся драматической ситуации на дорогах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Светодизайн как магистральное направление проектирования сигнальной одежды»

УДК 687/13

Л. З. Шакирова, Р. Г. Миннебаева, Л. Г. Хисамиева

СВЕТОДИЗАЙН КАК МАГИСТРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИГНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ

Ключевые слова: сигнальная одежда, световозвращающие материалы, безопасность дорожного движения.

Рассмотрена проблема использования световозвращающих материалов в проектировании сигнальной одежды как способа радикального улучшения сложившейся драматической ситуации на дорогах.

Keywords: Signal clothes, reflective materials, traffic safety.

The problem of the use of reflective materials in the design of clothing as a way of signaling a radical improvement in the current dramatic situation on the roads.

Производство специальной одежды является одним из секторов швейной промышленности, стимулирующих проектиро-вание инновационных материалов и технологий. В последнее время возрастает интерес к разработке специальной одежды для работников, входящих в группу риска. Одним из таких видов экстремальной одежды специализированного типа служит сигнальная спецодежда. Она предназначена для обеспечения безопасности человека в условиях недостаточной видимости.

Согласно европейскому стандарту EN471 и российскому ГОСТ Р12.4.219-99 «Одежда специальная сигнальная повышенной видимости» существует три класса специальной сигнальной одежды в зависимости от площади установленных сигнальных элементов:

- первый класс - обеспечивает видимость при небольших скоростях перемещения (работники супермаркетов, дворники, работники автостоянок и др.);

- второй класс - обеспечивает видимость в условиях интенсивного движения или повышенного риска (дорожные службы, МПС, ГИБДД, скорая помощь, наземные службы аэропортов, персонал транспортных подразделений промышленных предприятий и др.);

- третий класс - обеспечивает видимость тем, кто сталкивается с серьезной опасностью, кто должен обратить на себя внимания с большого расстояния. Одежда этого класса видимости должна обеспечивать видимость всех частей тела, в том числе рук и ног (службы спасения, МЧС, скорая помощь, дорожные службы и др.) [1].

При изготовлении сигнальной одежды используются флуоресцентные материалы, обеспечивающие хорошую видимость человека в дневное время, и световозвращающие материалы, обеспечивающие хорошую видимость человека в ночное время. Одежда должна одновременно содержать элементы необходимой площади, изготовленные из флуоресцентного фонового и световозвращающего материалов или содержать только элементы необходимой площади, изготовленные из комбинированного материала. Минимальные площади сигнальных элементов из фоновых и световозвращающих материалов для

каждого класса одежды установлены ГОСТ Р12.4.219-99ССБТ.

Использование новейших достижений в области нанотехнологий позволяет выпускать материалы для специальной одежды с повышенными свойствами функциональности. Так, при проектировании сигнальной одежды используются два физических явления. Первое явление называется флуоресценция -люминесценция, которая прекращается через короткое время (8-10с) после окончания возбуждения. Это явление применяется в технологии фоновых материалов. Материал флуоресцентного цвета (цвета повышенной видимости, изначально отсутствующие в природе) испускает оптическое излучение, длина волны которого больше, чем длина волны поглощаемого материалом света. Благодаря этому флуоресцентные материалы обеспечивают наибольший контраст одежды с окружающей средой в дневное время суток при плохих погодных условиях, тем самым обеспечивая хорошую видимость и, следовательно, безопасность работника [2].

Второе явление - это полное внутреннее отражение, происходящее в специальных отражающих микроэлементах (микролинзах). Эти элементы, размещенные в тонком слое материала (лент, фурнитуры), под воздействием направленного потока света создают особый вид отражения -световозвращение. Это такой вид отражения, при котором свет возвращается в направлении обратном к падающему световому потоку [3].

В итоге человек становится видимым для водителей в свете автомобильных фар или другого источника света на расстоянии более 200м. Данная величина определена опасной зоной торможения, представляющей собой расстояние, на котором остановится автомобиль с учетом всех влияющих на быстроту торможения факторов (состояние дороги, количество и тип тормозов, субъективные качества шофера и т.д.).

На сегодняшний день, статистические службы ГИБДД города Казани свидетельствуют о возросшем количестве дорожно-транспортных происшествий, особенно с участием детей. Количество ДТП за 2014 год увеличилось на 30,6% по сравнению с минувшим годом и каждым вторым

пострадавшим является ребенок, находящийся на проезжей части в качестве пешехода [4].

Анализируя данную проблему, обратимся к показателям динамики количества дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, в целом по России. По сведениям статистики Госавтоинспекции МВД России наиболее уязвимыми участниками дорожного движения являются пешеходы. На протяжении последних лет эти данные остаются неизменными (рис. 1).

Рис. 1 -Динамика количества ДТП с участием несовершеннолетних различных категорий участников дорожного движения

В рамках исследуемой проблемы были оценены возрастные показатели дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних. Выяснилось, что наибольшее количество ДТП происходит в возрасте до 7 лет и 10-14 лет, при этом по происшествиям с детьми от 10 до 14 лет отмечается относительный рост (рис. 2) [5].

Рис. 2 - Динамика количества ДТП с участием несовершеннолетних по возрасту

Статистика ДТП подтверждает, что половина случаев дорожно-транспортных происшествий с участием детей заканчиваются тяжелыми последствиями. Актуальность данной проблемы получило отражение в проекте федерального закона №462374-6 «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях обеспечения безопасного участия граждан в дорожном движении в темное время суток».

Законопроектом предлагается обязать родителей или других законных представителей обеспечить несовершеннолетних световозвра-щающими элементами при их движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости. Технические требования

устанавливаются Правительством Российской Федерации [6].

Специалисты, работающие в сфере создания и производства световозвращающих элементов для пешеходов, предлагают широкий ассортимент продукции. Предложения по применению нашивок или наклеек на одежду, самофиксирующихся браслетов, брелков и аксессуаров отличаются на сегодняшний день художественно-стилистическим разнообразием. Однако, не все световозвращающие изделия отвечают требованиям безопасности пешеходов на автодорогах. Необходимо учитывать, согласно ГОСТ Р12.4.219-99 «Одежда сигнальная повышенной видимости», ГОСТ Р12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная» при проектировании одежды следующее: минимальную площадь сигнальных элементов (0,10 м2 для сигнальной одежды класса 1); соответствие световозвращающих материалов оптическим стандартам, а также требованиям устойчивости к старению (стирки, воздействие химических веществ). Поверхность материала, из которого сделаны световозвращающие элементы, должна быть ровной и однородной, без трещин и царапин.

В соответствии с концепцией федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» на кафедре Моды и технологий Казанского национального исследовательского технологического университета разработана модель верхней одежды школьной группы (10-14 лет) с применением световозвращающего материала.

Данную модель куртки-унисекс

предлагается изготавливать из ткани с эффектом механического стрейча, обогащенного хлопком, производителем которого является компания «Чайковский текстиль». Технологии производства и контроля качества позволяют компании выпускать ткани с потребительскими свойствами, соответствующими требованиям международных стандартов [7].

С целью изготовления высокоэффективного изделия, модель проектировалась с учетом утилитарно-технических, художественно-

эстетических и экономических параметров. Конструкторско -технологическая разработка

курткис отстегивающимися рукавами и научно-обоснованный подбор материалов отвечает требованиям повышенной комфортности и прочности. В связи с актуальной задачей безопасности дорожного движения предлагается использование в модели световозвращающего материала в качестве конструктивно-функциональных элементов. Предлагаемая модель представлена на рис.3.

Рис. 3 - Модель куртки с отстегивающимися рукавами

Научно-исследовательская работа по проектированию изделий для обеспечения безопасности несовершеннолетних в условиях недостаточной видимости продолжается.[8]В настоящее время разрабатываются изделия для детей дошкольной группы.Магистры кафедры участвуют в конкурсе ГИБДД «Заботливая мама»в рамках программы 10-летия действий по обеспечению безопасности дорожного движения.

Литература

[1] ГОСТ Р 12.4.219-99 ССБТ. Одежда специальная сигнальная повышенной видимости. Технические требования[Электронный ресурс] //www.consultant.ru

[2] Новые технологии в производстве специальной и спортивной одежды: учебное пособие / Конопальцева Н.М., Крюкова Н.А., Морозова Л.В. - И.: ФОРУМ: инфа-м, 2013. - 240с.

[3] Волновые процессы. Основные законы: учеб. пособие для вузов/ И.Е. Иродов.- 2-е изд., дополн. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 263 с.:

[4] Официальный портал города «Казань» [Электронный ресурс]//http://www.kzn.ru/news/[5] Официальный сайт

Госавтоинспекции МВД России [Электронный ресурс]

[6] Проект федерального закона N 570163-6"О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях обеспечения безопасного участия граждан в дорожном движении в темное время суток"[Электронный ресурс] //www.consultant.ru

[7] Компания «Чайковский текстиль» [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: www.textile.ru/company/ свободный.

[8] Хисамиева Л.Г. Проектирование игровых костюмов для пейнтбола с использованием защитных сегментов из полимерных материалов / Л.Г.Хисамиева, С.О. Косолапова// Вестник Казанского технологического университета; 2012 №.13, С.161-162.

© Л. З. Шакирова - магистр каф. МТ КНИТУ, [email protected]; Р. Г. Миннебаева - ст.преп. каф. МТ КНИТУ, [email protected]; Л. Г. Хисамиева - к.п.н., доц. каф. МТ КНИТУ, [email protected].

© L. Z. Shakirova, Mastercafes. MT KNRTU, [email protected]; R. G. Minnebaeva, st.prep. kaf. FT KNRTU; L. G. Hisamieva, Candidate of Pedagogical Sciences, Assoc. Department. FT KNRTU, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.