ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДАХ Алешина Ирина Викторовна, студент E-mail: [email protected] Иванов Артем Алексеевич, студент E-mail: [email protected] Красаулина Наталия Ивановна, студент
E-mail:[email protected] Смелкова Ксения Витальевна, студент Приокский государственный университет, г. Орел, Россия E-mail: [email protected]
Рассмотрены проблемы визуальной идентификации пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах. Предложены решения подтверждения намерений пешехода - индивидуального средства подачи световых сигналов.
Ключевые слова: пешеход, движение, нерегулируемый пешеходный переход
С появлением на дорогах автомобиля возникла проблема обеспечения безопасности пешеходов [1,2]. С каждым годом количество автомобилей увеличивается, вследствие чего увеличиваются дорожно-транспортные происшествия, в том числе и с участием пешеходов [3].
В настоящее время у водителя есть масса средств, как обозначить свои намерения, такие как: движение вправо, влево, назад, торможение, обгон, парковка, аварийная остановка [4]. Что нельзя сказать о пешеходах.
Для актуализации проблемы была изучена мировая практика по обеспечению безопасности пешехода на проезжей части. Так, например, в США (штат Канзас), Финляндии, Белоруссии, Польше и др. странах начали применяться световозвращающие элементы. Стоит отметить, что в России с 2006 г. до 2015 г. имело место быть требование носить световозвращатели при движении в темное время суток (пункт 4.1 Правил дорожного движения), но всего лишь носило рекомендательный характер. С 1 июля 2015 года, при переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств [5].
Существуют активные и пассивные элементы безопасности пешехода. Световозвращающий элемент, такие как светоотражатели, фликеры, рефлекторы, катафоты, бликеры и др., является важным элементом пассивной безопасности пешехода и снижает риск наезда на пешехода в тёмное время суток в 6,5 раз. Водители автомобилей в темное время суток обнаруживают пешехода, имеющего светоотражатель, со значительно большего рас-
стояния. При движении с ближним светом фар расстояние обнаружения увеличивается с 25-40 метров до 130-140, а при движении с дальним светом - до 400 метров (рисунок 1).
С ОТРАЖАТЕЛЕМ
БЕЗ ОТРАЖАТЕЛЯ
БЛИЖНИМ СВЕТ ФАР
, / I
О © (
ДАЛЬНИМ СВЕТ ФАР
к
50 * )
8 А (W2! ¡.ОшгЗ. 10 -4.0.0 w
1 *
ОТРАЖАТЕЛЯ
С ОТРАЖАТЕЛЕМ
Рисунок 1. Расстояние с которого заметен пешеход с отражателем и без отражателя
Световозвращающие элементы (световозвращатели) - это элементы, изготовленные из специальных материалов, обладающих способностью возвращать луч света обратно к источнику.
Яркий пример использования жилетов со световозвращающими элементами для обеспечения личной безопасности в условиях дорожного движения в настоящее время - это жилеты сотрудников Госавтоинспекции и дорожных служб (рисунок 2).
Рисунок 2. Форма Госавтоинспекции
Стоит отметить, что в настоящее время в школах уже проводят классные часы, учителя и приглашённые сотрудники ГАИ - рассказывают о необходимости обеспечивать свою безопасность на проезжей части дорог с помощью световозвращающих сигнальных элементов. Сейчас, дети знают по этой теме, даже больше, чем их родители и большинство взрослых.
Каждый водитель знает, что в темноте очень сложно сориентироваться и заметить перехода, ведь зачастую они не задумываются о своей безопасности и надевают темную, почти незаметную для водителя одежду (рисунок 3).
^ \ I
я
ъ *
Ж
/
Рисунок 3. Пешеходы в ночное время
Разработчики автомобилей ежедневно стараются повысить безопасность водителя транспортного средства путем его модификации, в это время пешеход ничем не защищен, и поэтому дорожно-транспортное происшествие с их участием зачастую кончается летальным исходом (таблица 1) [4].
Таблица 1. Количество ДТП в Российской Федерации в темное время суток _с пострадавшими пешеходами_
Наименование показателя Российская Федерация
ДТП ± % АШД погибло ± % АПШ ранено ± % АПШ
ДТП - всего 151085 -9,3 19015 -15,1 189960 -9,7
В темное время суток 50162 -5,8 9148 -10,3 61989 -6,8
С пострадавшими пешеходами 45048 -2,1 5507 -4,4 41591 -1,7
Понимание и предсказуемость поведения участников дорожного движения - пешеходов - возможно вследствии применения портативных световых приборов, как в дневное время, так и в условиях неосвещенных и мало освещенных участков населенных пунктов.
«Фонарь пешехода» - индивидуальное световое устройство с автономным питанием, позволяющее участнику движения - пешеходу сообщить остальным участникам дорожного движенияпри помощи светового сигнала о своем намерении, например, перейти улицу по нерегулируемому пешеходному переходу или о своем присутствии на неосвещенном участке дороги (Рисунок 4).Устройство представляет собой карманный фонарик с объемнымрассеивателемиз стекла или пластика, мигающее ярким желтым светом. Данный «фонарь пешехода» относится к средствам индивидуаль-
ного пользования, призванным дисциплинировать пешехода как участника дорожного движения, позволить водителю лучше понимать дорожную обстановку и не противоречит действующим правилам.
Рисунок 4. «Фонарь пешехода» Применение «фонаря пешехода».
Подойдя к нерегулируемому пешеходному переходу, включить фонарь и направить в сторону движения транспортных средств в светлое время суток, убедившись, что водитель автотранспортного средства его видит и пропускает, начать движение, повернув фонарь в противоположную сторону.
Была проведена апробация «Фонаря-пешехода» на учащихся школ и студентах института транспорта (рисунок 3). _
1 - 1 , ''it'"^ tajfw
• " •
Ночь Вечер
Рисунок 5 - Использование «фонаря пешехода»
Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что данная разработка повышает видимость пешеходов (видимость повышается min на 150 м), а следственно повышает их безопасность на проезжей части и позволит снизить уровень ДТП с участием пешеходов. Одновременно с этим, используя «фонарь-пешехода» мы прививаем культуру поведения пешеходов на презжей части, толерантность по отношению к водителю транспортных средств.
Список литературы
1. Кожин Д. О., Повышение уровня безопасности на улично-дорожной сети за счет оптимизации дорожного движения [Текст] / Д.О. Кожин, В.В. Евграшин, Д.Е. Алек-минский, Ю.Н. Баранов//Наука и безопасность. 2015-№ 1 (14)-С. 14-18.
2. Baranov Yu.N, Kozhin D.O., Alekminskii D.E., Evgrashin V.V., Factors determining the dangerous action of the driver while driving // SWorldJournal. 2015. Т. 11. № 1 (8). С. 37.
3. Новиков А.Н., Оценка эффективности функционирования системы подготовки кадров, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения [Текст] / А.Н. Новиков, А.П. Трясцин, Ю.Н. Баранов, В.И. Самусенко А.М.Никитин// Вестник Брянского государственного технического университета. 2014-№ 4 (44)-С. 188-195.
4. Баранов Ю.Н., Повышение тормозных качеств автотранспортных средств [Текст] / Ю.Н. Баранов, Н.Е. Сакович, В.И. Самусенко А.М.Никитин//Вестник Брянского государственного технического университета. 2014.-№ 2 (42)-С. 5-8.
5. Новиков А. Н., Совершенствование дорожной сети для повышения их пропускной способности с использованием средств транспортной телематики [Текст] / А.Н. Новиков, В. А. Голенков, Ю.Н. Баранов, А.А. Катунин, А.С. Бодров// Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2014-№ 6-С. 128-139.
SAFETYINCREASEATUNREGULATEDCROSSWALKS Aleshina I.V., student E-mail: [email protected]
Ivanov A.A., student E-mail: [email protected] KrasaulinaN.I., student E-mail:[email protected] Smelkova K. V., student Prioksko state University, Orel, Russia iversity, Orel, Russia E-mail: [email protected]
Abstract. Problems of visual identification of pedestrians at unregulated crosswalks are considered. Solutions of confirmation of intentions of the pedestrian - individual means of giving of light signals are proposed.
Keywords: pedestrian, movement, unregulated crosswalk.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ СВС РЕАКЦИИ В ПОРОШКОВЫХ МАТЕРИАЛАХ Амосов Евгений Александрович, к.т.н., доцент Самарский государственный технический университет
В данной статье предложены некоторые безразмерные критерии, характеризующие процесс самораспространяющегося высокотемпературного синтеза в микро и нанопорошках.
Из работ А.Г. Мержанова, А.С. Рогачева и других авторов известно, что процесс самораспространяющегося высокотемпературного синтеза (или СВС процесс) может быть охарактеризован с помощью безразмерных критериев, таких как число Зельдовича, число Льюиса-Семёнова и число Ар-рениуса. В дополнение к указанным критериям автором предлагается ряд